Электронный блок автомобильного экономайзера. Автомобильный экономайзер


Экономайзер электронный

 

электронный экономайзер форд

 

     На расход топлива влияет не только техническая исправность автомобиля, но и стиль вождения. Частые и резкие разгоны, езда на высоких оборотах приводят к бессмысленному перерасходу топлива. Правильно выбранная передача и спокойный стиль вождения уменьшает расход топлива. Но далеко не всегда езда на низких оборотах приводит к уменьшению расхода топлива. Как же добиться минимального расхода топлива? 

  В европе развито движение (или спорт?) «гипермайлинг», где увлечённые люди ставят рекорды экономичности, но порой это стремление доходит у них до абсурда, такого как отказ от таких вещей как кондиционер, изготовления каких то немыслимых обвесов для лучшей аэродинамики, уменьшения веса, замена всех ламп на светодиоды для уменьшения нагрузки на генератор и т.д. Мы же пока не будем доходить до таких крайностей.

     На карбюраторных ВАЗах на панели приборов был механический экономайзер.  Прибор позволяющий оценить нагрузку на двигатель и соответственно мгновенный расход топлива. Удерживая стрелку в зелёной зоне можно было добиться минимального расхода топлива. Работал прибор от разряжения во впускном коллекторе после дроссельной заслонки. Чем выше нагрузка, тем больше открыта заслонка и ниже разряжение, тем дальше стрелка отклоняется в красную зону.

     Многие современные автомобили (к примеру Форд Фокус 2 на первом фото и в видео) имеют подобную опцию, но пользоваться ей неудобно. Показания в цифрах постоянно скачут и когда стоим показывает расход в литрах в час, когда начинаем ехать переключается в литры на 100 км. Мне это не подходит.

   На известном форуме гипермайлеров «ecomodder.com» продают устройство «Scan Gaude 2» по сути бортовой компьютер с расширеными функциями для экономичного вождения. Однако цена его очень высока, набор функций избыточен, размер огромный и опять же показания в цифрах, а это неудобно. 

    Поэтому и был изготовлен электронный аналог ВАЗовского экономайзера, только здесь мы мерим не разряжение во впуске, а длительность открытия форсунок за определённое время. И отображается непосредственно количество влитого в двигатель топлива за определённое время, отображается это количество в виде прогресс бара. Смысл тот же, пытаемся уменьшить количество влитого топлива меняя свой стиль вождения, чем и добиваемся уменьшения расхода топлива. 

   В видео работа электронного экономайзера на автомобиле Форд Фокус 2, двигатель 1,6, механика.  Для примера, чтобы продемонстрировать почему езда на низких оборотах не всегда экономична я полностью нажал на газ на высокой передаче (0:56) , как видим количество топлива резко выросло, но при этом ускорения практически не последовало, это неправильно выбранная передача, такая езда приводит к перегрузке двигателя и увеличению расхода топлива.

      В ближайших планах проверить какой минимальный расход можно получить при обычном ( не по пенсионерски, но и не как на гоночном треке) движении по трассе.  

 Вот успехи Английских гипермайлеров в 2017 году — » Ford Fiesta, с удостоенным наград «Двигатель года» бензиновым двигателем EcoBoost (1 л, 123 л.с.) под управлением бывших пилотов заводской раллийной команды Ford Энди Доусона (Andy Dawson) и Эндрю Мэрриота (Andrew Marriott), продемонстрировала средний расход на уровне 2,9 л на 100 км и победила в зачете автомобилей с бензиновыми двигателями. Экипажу удалось на 14% улучшить прежний рекорд и на 33% превзойти официальные данные расхода топлива».

как экономить бензин

особенности нашего экономайзера:

  • маленький размер 4 х 1.5 см
  • не требует настройки
  • простое подключение
  • подходит на инжекторные автомобили

     

Экономайзер имеет три провода для подключения, белый или зелёный цвета дисплея, разные варианты начальной заставки. Цена 1000 . Доставка почтой России первым классом 200р.

По вопросам относительно экономайзера обращаться по т. +7 960 949 4825  можно писать в вацап.

 

 

 

 

aelectrik.ru

Электронный блок автомобильного экономайзера CAVR.ru

Рассказать в: Все более широкое распространение на автомобилях новых моделей находит экономайзер - устройство, отключающее подачу бензина в режиме принудительного холостого хода автомобиля. Известны экономайзеры специальной конструкции, срабатывающие от перепада давления за дроссельной заслонкой карбюратора, например, система "Каскад" автомобиля ВАЗ-2105 [1]. Более простые экономайзеры могут работать совместно с карбюраторами, оборудованными электромагнитным клапаном [2], препятствующим калильному зажиганию.

Электронный блок экономайзера относительно несложен и может быть легко изготовлен многими радиолюбителями. Описываемый здесь блок экономайзера прост в изготовлении, выполнен в основном на транзисторах и не требует никакого налаживания после установки его на автомобиль. Реализация экономайзера сводится к установке на двигатель автомобиля датчика положения дроссельной заслонки и электронного блока, который на основании информации о частоте вращения коленчатого вала и положении дроссельной заслонки вырабатывает сигналы управления клапаном. Датчиком положения дроссельной заслонки может служить любой миниатюрный выключатель, установленный или на карбюраторе, как у автомобиля ВАЗ-2105, или непосредственно под педалью привода дроссельной заслонки.

Электронный блок (см. схему) состоит из формирователя импульсов, преобразователя частоты в напряжение, сравнивающего устройства и электронного ключа, управляющего клапаном. Формирователь собран на транзисторах vt1-vt3. Его запускают импульсы с емкостного датчика, установленного на высоковольтном проводе катушки зажигания. Входная цепь rir2 вместе с емкостным сопротивлением датчика представляет собой делитель импульсного напряжения.

Электронный блок автомобильного экономайзера

Формирователь выдает прямоугольные импульсы постоянной длительности и амплитуды с частотой, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Длительность импульсов выбрана примерно равной 1,8 мс из условия, чтобы на самой большой частоте вращения вала (8000 мин-) скважность импульсов была не менее двух. Длительность можно изменить подборкой конденсатора С2.

Далее эти импульсы поступают в преобразователь, выполненный на диодах vd4, vd5, резисторе r9 и конденсаторе С5. Здесь частота преобразуется в пропорциональное значение постоянного напряжения. Зависимость напряжения на нагрузочном резисторе r9 от частоты следования импульсов и частоты вращения двигателя показана в таблице.

Частота высоковольтных импульсов, Гц

33,3

50

66,6

100

133,3

166,6

266,6

Частота вращения коленчатого вала двигателя. мин-

1000

1500

2000

3000

4000

5000

8000

Постоянное напряжение преобразователя, В

1,3

1,7

2,1

2,7

3,1

3,4

5,5

Преобразователь характеризуется сравнительно малой инерционностью (напряжение устанавливается за 0,1 с при резком изменении частоты с 166,6 Гц до 33,3 Гц) и малыми пульсациями выходного напряжения (не более 20 мВ на частоте 50 Гц, т. е. не более 1,2%).

Сравнивающее устройство представляет собой компаратор на ОУ da1, на один вход которого подано напряжение с преобразователя, а на второй - образцовое. Источником образцового напряжения служит параметрический стабилизатор vd6,r10,c6 и делитель, состоящий из резисторов r11-r13. Выходной сигнал компаратора управляет работой электронного ключа, собранного на транзисторе vt5 и диоде vd7.

Электронный ключ предназначен для коммутации напряжения питания обмотки электромагнитного клапана, установленного в карбюраторе. Если выходное напряжение преобразователя ниже образцового, т. е. при частоте вращения коленчатого вала ниже определенного значения, например 1500 мин-, на выходе компаратора сигнал будет отсутствовать, электронный ключ открыт и открыт электромагнитный клапан на карбюраторе. При этом состояние ключа не зависит от того, нажата или отпущена педаль привода дроссельной заслонки. При напряжении выше образцового, что соответствует большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, электронный ключ и клапан закроются, но при условии, что педаль акселератора будет отпущена. При нажатой педали контакты sf1 замкнуты и электронный ключ и клапан будут открыты независимо от сигнала компаратора.

Ключ снабжен системой защиты от замыкания в цепи обмотки y1 клапана. Система состоит из резистора r18, транзистора vt4. Сопротивление резистора r18 определяет ток срабатывания системы. При указанных на схеме типономиналах он равен 0,3-0,5 А. После срабатывания системы ключевой транзистор vt5 рассеивает мощность около 7 Вт, поэтому его следует установить на теплоотвод.

Светодиод vd8, монтируемый на приборном щитке автомобиля, индицирует открытое состояние клапана.

Конструкция электронного блока не имеет каких-либо особенностей, кроме тех, которые определены условиями его эксплуатации (широкие температурные пределы, повышенная влажность, воздействие брызг топлива и масла, пыли, вибраций и ударов и т. п.). Блок должен быть защищен прочной крышкой. Датчик импульсов может быть выполнен в виде зажима "крокодил" (или бандажа из четырех - восьми витков монтажного провода), установленного на высоковольтном проводе вблизи катушки зажигания.

В экономайзере использованы постоянные резисторы МЛТ, подстроечный резистор СП5-2. оксидные конденсаторы К53-4 (или К50-16). Остальные конденсаторы - КСО, К31-11, К73-9, К73-17" Вместо К553УД1А можно использовать ОУ К553УД1В, К153УД1, 153УД1.

Для налаживания электронного блока необходимы генератор коротких прямоугольных импульсов, например Г5-26, любой низкочастотный осциллограф и вольтметр постоянного тока с большим входным сопротивлением, например В7-26. Налаживание начинают с проверки работы электронного ключа. Вместо обмотки электромагнитного клапана можно включить ее эквивалент - резистор сопротивлением 120... 130 Ом мощностью не менее 2 Вт. Резистор r14 отключают от выхода микросхемы, а резистор r16 -от переключателя sf1: Ключ должен закрыться, и напряжение на коллекторе транзистора vt5 должно отсутствовать. При замыкании на общий провод свободного вывода любого из резисторов r14 или r16 на коллекторе транзистора vt5 должно появиться напряжение, практически равное напряжению источника питания.

Затем присоединяют амперметр со шкалой 1 А параллельно обмотке y1 электромагнита. Ток короткого замыкания при открытом ключе должен быть в пределах от 0,3 до 0,5 А. Припаивают на свое место вывод резистора r14, а выход генератора импульсов подключают к верхнему по схеме выводу резистора r1. Устанавливают выходное напряжение положительных импульсов генератора не менее 15 В, длительность не более 0,5 мс, частоту следования - 266,6 Гц, Наблюдают на экране осциллографа форму импульсов на эмиттере транзистора vt3. Они должны быть прямоугольными и иметь длительность около 1,8 мс.

Снимают зависимость постоянного напряжения на резисторе r9 от частоты в пределах от 33,3 до 166,6 Гц. Она должна быть близкой к указанной в таблице.

Устанавливают частоту генератора равной 50 Гц и медленно вращают ручку подстроечного резистора r12 до срабатывания электронного ключа. Этот порог срабатывания будет соответствовать частоте вращения коленчатого вала двигателя 1500 мин-1. С целью повышения топливной экономичности можно этот порог снизить до 1200 мин- (40 Гц). Неточность (по частоте) порога срабатывания не превышает ±60 мин- при самых неблагоприятных условиях эксплуатации.

Динамически экономайзер почти безынерционен, т. е. при резком закрывании дросселя на большой частоте вращения вала двигателя клапан закрывается моментально, без заметной задержки. Однако двигатель еще продолжает работать 3...4 с на оставшемся в карбюраторе топливе, и этого времени достаточно, чтобы водитель, если нужно, успел переключить передачу. Если необходимо увеличить это время, следует сделать задержку срабатывания электронного ключа экономайзера, включив конденсатор емкостью 100.. .500 мкф параллельно контактам переключателя sf1 (на схеме показан штриховой линией).

Эксплуатация экономайзера на автомобиле показала его высокую надежность и стабильность работы. Простота конструкции и отсутствие дефицитных деталей делает доступным изготовление экономайзера силами радиолюбителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Дмитриевский, А. Тюфяков. УЭТ "Каскад".- За рулем, 1980, № 7, с. 18, 19.

2. В. Банников, А. Янковский. Экономайзер для автомобильного двигателя.- Радио, 1982, № 11, с. 27. 28.

(РАДИО n 7, 1986 г., с.45-46)

Раздел: [Приборы] Сохрани статью в: Оставь свой комментарий или вопрос:

www.cavr.ru

Экономайзер Fuel Shark, отзывы

Экономайзер топлива Fuel Shark Тема экономии топлива – одна из наиболее острых тем для большинства автомобилистов. Нечистые на руку коммерсанты беспощадно эксплуатируют извечное устремление водителей снизить расходы на заправку бензина. 

Поэтому на рынке автомобильных аксессуаров систематически появляются какие-то новые якобы революционные решения, позволяющие удивительным образом снизить расход топлива.

Одним из таких устройств является экономайзер Fuel Shark. Появился он не так давно, но достаточно быстро успел обрести определенную популярность. Его возможности стали темой обсуждения на многих автомобильных форумах. Другое дело, что сведущие люди без труда определили, что обещанные производителем устройства опции – просто миф.

Характеристики устройства

По заявлению производителя, экономайзер топлива Fuel Shark позволяет достичь экономии до 30% топлива. В своей рекламной агитации производитель говорит о том, что эффективность сгорания топлива зависит от мощности искры, что действительно правда. Известно, что чем мощнее искра, тем больше сгорит топлива, тем больше энергии оно передаст.

При этом на мощность искры оказывает влияние целый ряд факторов. К таким факторам относятся климатические и погодные условия, потребление энергии дополнительным оборудованием, устаревшая электросхема автомобиля и многое другое. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на КПД автомобиля.

Производитель позиционирует экономайзер топлива Fuel Shark в качестве “уникального, запатентованного изобретения”, позволяющего оптимизировать работу автомобильного двигателя. При этом говорится, что просто подключение устройства к гнезду прикуривателя позволяет улучшить плавность хода, повысить приемистость двигателя и достичь существенной экономии топлива.

При этом устройство способно работать на двигателях всех типов, в том числе на инжекторных и дизельных.

Принцип работы устройства

Экономайзер Fuel Shark представляет собой конденсатор, соединяющийся с электрической системой автомобиля. По словам производителя, устройство функционирует в качестве дополнительной батареи, повышающей эффективность автомобильной электрической системы.

В процессе работы двигателя конденсатор заряжается, а при необходимости отдает электричество в сеть автомобиля. Устройство компенсирует напряжение, потребляемое автомобильным электрическим оборудованием. Производитель утверждает, что это обеспечивает ровную работу электрической системы автомобиля, снижает нагрузку на аккумулятор и генератор, обеспечивает эффективное сгорание топлива.

Снижение нагрузки на генератор высвобождает энергию, необходимую для эффективной работы свечей зажигания. Это обеспечивает эффективное сгорание топлива. В результате все это приводит к повышению мощности автомобиля, снижению расхода топлива, увеличению ресурса двигателя, аккумулятора и электрического оборудования.

Производитель называет следующие достоинства своей разработки:

  • Повышение пробега автомобиля;
  • Экономия до 30% топлива;
  • Повышение мощности двигателя;
  • Снижение CO в выхлопных газах;
  • Продление ресурса двигателя, свечей зажигания, электрического оборудования;
  • Устройство просто в установке и обслуживании, легкое и компактное.
Отзывы об экономайзере Fuel Shark

Люди, имеющие даже самые начальные представления о физике, электрике и устройстве автомобиля, прекрасно понимают, что это устройство абсолютно ничего не дает.

Тем не менее, мы посетили несколько автомобильных форумов и собрали несколько отзывов об экономайзере Fuel Shark. Предлагаем их вашему вниманию, изменив стилистику и устранив нецензурные выражения.

Александр: Удивительное устройство! Состоит из двух резисторов, конденсатора и светодиода. При этом производитель утверждает, что устройство усиливает искру, улучшая сгорание топливной смеси. Одним словом, бред полный.

Юрий: Для интереса посетил американские форумы, где почитал про это устройство. Так там его называют выдумкой для неграмотных мексиканцев. 

Антон: Советую спаять такую штуку самому – это обойдется в копейки. Экономии топлива не даст, зато тратиться на покупку не придется.

avtowithyou.ru

Электронный блок автомобильного экономайзера - Приборы - Автомобиль

Все более широкое распространение на автомобилях новых моделей находит экономайзер - устройство, отключающее подачу бензина в режиме принудительного холостого хода автомобиля. Известны экономайзеры специальной конструкции, срабатывающие от перепада давления за дроссельной заслонкой карбюратора, например, система "Каскад" автомобиля ВАЗ-2105 [1]. Более простые экономайзеры могут работать совместно с карбюраторами, оборудованными электромагнитным клапаном [2], препятствующим калильному зажиганию.

Электронный блок экономайзера относительно несложен и может быть легко изготовлен многими радиолюбителями. Описываемый здесь блок экономайзера прост в изготовлении, выполнен в основном на транзисторах и не требует никакого налаживания после установки его на автомобиль. Реализация экономайзера сводится к установке на двигатель автомобиля датчика положения дроссельной заслонки и электронного блока, который на основании информации о частоте вращения коленчатого вала и положении дроссельной заслонки вырабатывает сигналы управления клапаном. Датчиком положения дроссельной заслонки может служить любой миниатюрный выключатель, установленный или на карбюраторе, как у автомобиля ВАЗ-2105, или непосредственно под педалью привода дроссельной заслонки.

Электронный блок (см. схему) состоит из формирователя импульсов, преобразователя частоты в напряжение, сравнивающего устройства и электронного ключа, управляющего клапаном. Формирователь собран на транзисторах VT1-VT3. Его запускают импульсы с емкостного датчика, установленного на высоковольтном проводе катушки зажигания. Входная цепь RIR2 вместе с емкостным сопротивлением датчика представляет собой делитель импульсного напряжения.

Формирователь выдает прямоугольные импульсы постоянной длительности и амплитуды с частотой, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Длительность импульсов выбрана примерно равной 1,8 мс из условия, чтобы на самой большой частоте вращения вала (8000 мин-') скважность импульсов была не менее двух. Длительность можно изменить подборкой конденсатора С2.

Далее эти импульсы поступают в преобразователь, выполненный на диодах VD4, VD5, резисторе R9 и конденсаторе С5. Здесь частота преобразуется в пропорциональное значение постоянного напряжения. Зависимость напряжения на нагрузочном резисторе R9 от частоты следования импульсов и частоты вращения двигателя показана в таблице.

Частота высоковольтных импульсов, Гц

33,3

50

66,6

100

133,3

166,6

266,6

Частота вращения коленчатого вала двигателя. мин-'

1000

1500

2000

3000

4000

5000

8000

Постоянное напряжение преобразователя, В

1,3

1,7

2,1

2,7

3,1

3,4

5,5

Преобразователь характеризуется сравнительно малой инерционностью (напряжение устанавливается за 0,1 с при резком изменении частоты с 166,6 Гц до 33,3 Гц) и малыми пульсациями выходного напряжения (не более 20 мВ на частоте 50 Гц, т. е. не более 1,2%).

Сравнивающее устройство представляет собой компаратор на ОУ DA1, на один вход которого подано напряжение с преобразователя, а на второй - образцовое. Источником образцового напряжения служит параметрический стабилизатор VD6,R10,C6 и делитель, состоящий из резисторов R11-R13. Выходной сигнал компаратора управляет работой электронного ключа, собранного на транзисторе VT5 и диоде VD7.

Электронный ключ предназначен для коммутации напряжения питания обмотки электромагнитного клапана, установленного в карбюраторе. Если выходное напряжение преобразователя ниже образцового, т. е. при частоте вращения коленчатого вала ниже определенного значения, например 1500 мин-', на выходе компаратора сигнал будет отсутствовать, электронный ключ открыт и открыт электромагнитный клапан на карбюраторе. При этом состояние ключа не зависит от того, нажата или отпущена педаль привода дроссельной заслонки. При напряжении выше образцового, что соответствует большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, электронный ключ и клапан закроются, но при условии, что педаль акселератора будет отпущена. При нажатой педали контакты SF1 замкнуты и электронный ключ и клапан будут открыты независимо от сигнала компаратора.

Ключ снабжен системой защиты от замыкания в цепи обмотки Y1 клапана. Система состоит из резистора R18, транзистора VT4. Сопротивление резистора R18 определяет ток срабатывания системы. При указанных на схеме типономиналах он равен 0,3-0,5 А. После срабатывания системы ключевой транзистор VT5 рассеивает мощность около 7 Вт, поэтому его следует установить на теплоотвод.

Светодиод VD8, монтируемый на приборном щитке автомобиля, индицирует открытое состояние клапана.

Конструкция электронного блока не имеет каких-либо особенностей, кроме тех, которые определены условиями его эксплуатации (широкие температурные пределы, повышенная влажность, воздействие брызг топлива и масла, пыли, вибраций и ударов и т. п.). Блок должен быть защищен прочной крышкой. Датчик импульсов может быть выполнен в виде зажима "крокодил" (или бандажа из четырех - восьми витков монтажного провода), установленного на высоковольтном проводе вблизи катушки зажигания.

В экономайзере использованы постоянные резисторы МЛТ, подстроечный резистор СП5-2. оксидные конденсаторы К53-4 (или К50-16). Остальные конденсаторы - КСО, К31-11, К73-9, К73-17" Вместо К553УД1А можно использовать ОУ К553УД1В, К153УД1, 153УД1.

Для налаживания электронного блока необходимы генератор коротких прямоугольных импульсов, например Г5-26, любой низкочастотный осциллограф и вольтметр постоянного тока с большим входным сопротивлением, например В7-26. Налаживание начинают с проверки работы электронного ключа. Вместо обмотки электромагнитного клапана можно включить ее эквивалент - резистор сопротивлением 120... 130 Ом мощностью не менее 2 Вт. Резистор R14 отключают от выхода микросхемы, а резистор R16 -от переключателя SF1: Ключ должен закрыться, и напряжение на коллекторе транзистора VT5 должно отсутствовать. При замыкании на общий провод свободного вывода любого из резисторов R14 или R16 на коллекторе транзистора VT5 должно появиться напряжение, практически равное напряжению источника питания.

Затем присоединяют амперметр со шкалой 1 А параллельно обмотке Y1 электромагнита. Ток короткого замыкания при открытом ключе должен быть в пределах от 0,3 до 0,5 А. Припаивают на свое место вывод резистора R14, а выход генератора импульсов подключают к верхнему по схеме выводу резистора R1. Устанавливают выходное напряжение положительных импульсов генератора не менее 15 В, длительность не более 0,5 мс, частоту следования - 266,6 Гц, Наблюдают на экране осциллографа форму импульсов на эмиттере транзистора VT3. Они должны быть прямоугольными и иметь длительность около 1,8 мс.

Снимают зависимость постоянного напряжения на резисторе R9 от частоты в пределах от 33,3 до 166,6 Гц. Она должна быть близкой к указанной в таблице.

Устанавливают частоту генератора равной 50 Гц и медленно вращают ручку подстроечного резистора R12 до срабатывания электронного ключа. Этот порог срабатывания будет соответствовать частоте вращения коленчатого вала двигателя 1500 мин-1. С целью повышения топливной экономичности можно этот порог снизить до 1200 мин-' (40 Гц). Неточность (по частоте) порога срабатывания не превышает ±60 мин-' при самых неблагоприятных условиях эксплуатации.

Динамически экономайзер почти безынерционен, т. е. при резком закрывании дросселя на большой частоте вращения вала двигателя клапан закрывается моментально, без заметной задержки. Однако двигатель еще продолжает работать 3...4 с на оставшемся в карбюраторе топливе, и этого времени достаточно, чтобы водитель, если нужно, успел переключить передачу. Если необходимо увеличить это время, следует сделать задержку срабатывания электронного ключа экономайзера, включив конденсатор емкостью 100.. .500 мкф параллельно контактам переключателя SF1 (на схеме показан штриховой линией).

Эксплуатация экономайзера на автомобиле показала его высокую надежность и стабильность работы. Простота конструкции и отсутствие дефицитных деталей делает доступным изготовление экономайзера силами радиолюбителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Дмитриевский, А. Тюфяков. УЭТ "Каскад".- За рулем, 1980, № 7, с. 18, 19.

2. В. Банников, А. Янковский. Экономайзер для автомобильного двигателя.- Радио, 1982, № 11, с. 27. 28.

(РАДИО N 7, 1986 г., с.45-46)

cxema.my1.ru

Электронный блок автомобильного экономайзера

А. ФЕДОТОВ г. Ростов-на-Дону

Все более широкое распространение на автомобилях новых моделей находит экономайзер - устройство, отключающее подачу бензина в режиме принудительного холостого хода автомобиля. Известны экономайзеры специальной конструкции, срабатывающие от перепада давления за дроссельной заслонкой карбюратора, например, система "Каскад" автомобиля ВАЗ-2105 [1]. Более простые экономайзеры могут работать совместно с карбюраторами, оборудованными электромагнитным клапаном [2], препятствующим калильному зажиганию.

Электронный блок экономайзера относительно несложен и может быть легко изготовлен многими радиолюбителями. Описываемый здесь блок экономайзера прост в изготовлении, выполнен в основном на транзисторах и не требует никакого налаживания после установки его на автомобиль. Реализация экономайзера сводится к установке на двигатель автомобиля датчика положения дроссельной заслонки и электронного блока, который на основании информации о частоте вращения коленчатого вала и положении дроссельной заслонки вырабатывает сигналы управления клапаном. Датчиком положения дроссельной заслонки может служить любой миниатюрный выключатель, установленный или на карбюраторе, как у автомобиля ВАЗ-2105, или непосредственно под педалью привода дроссельной заслонки.

Электронный блок (см. схему) состоит из формирователя импульсов, преобразователя частоты в напряжение, сравнивающего устройства и электронного ключа, управляющего клапаном. Формирователь собран на транзисторах VT1-VT3. Его запускают импульсы с емкостного датчика, установленного на высоковольтном проводе катушки зажигания. Входная цепь RIR2 вместе с емкостным сопротивлением датчика представляет собой делитель импульсного напряжения.

Электронный блок автомобильного экономайзера

Формирователь выдает прямоугольные импульсы постоянной длительности и амплитуды с частотой, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Длительность импульсов выбрана примерно равной 1,8 мс из условия, чтобы на самой большой частоте вращения вала (8000 мин-') скважность импульсов была не менее двух. Длительность можно изменить подборкой конденсатора С2.

Далее эти импульсы поступают в преобразователь, выполненный на диодах VD4, VD5, резисторе R9 и конденсаторе С5. Здесь частота преобразуется в пропорциональное значение постоянного напряжения. Зависимость напряжения на нагрузочном резисторе R9 от частоты следования импульсов и частоты вращения двигателя показана в таблице.

Частота высоковольтных импульсов, Гц

33,3

50

66,6

100

133,3

166,6

266,6

Частота вращения коленчатого вала двигателя. мин-'

1000

1500

2000

3000

4000

5000

8000

Постоянное напряжение преобразователя, В

1,3

1,7

2,1

2,7

3,1

3,4

5,5

Преобразователь характеризуется сравнительно малой инерционностью (напряжение устанавливается за 0,1 с при резком изменении частоты с 166,6 Гц до 33,3 Гц) и малыми пульсациями выходного напряжения (не более 20 мВ на частоте 50 Гц, т. е. не более 1,2%).

Сравнивающее устройство представляет собой компаратор на ОУ DA1, на один вход которого подано напряжение с преобразователя, а на второй - образцовое. Источником образцового напряжения служит параметрический стабилизатор VD6,R10,C6 и делитель, состоящий из резисторов R11-R13. Выходной сигнал компаратора управляет работой электронного ключа, собранного на транзисторе VT5 и диоде VD7.

Электронный ключ предназначен для коммутации напряжения питания обмотки электромагнитного клапана, установленного в карбюраторе. Если выходное напряжение преобразователя ниже образцового, т. е. при частоте вращения коленчатого вала ниже определенного значения, например 1500 мин-', на выходе компаратора сигнал будет отсутствовать, электронный ключ открыт и открыт электромагнитный клапан на карбюраторе. При этом состояние ключа не зависит от того, нажата или отпущена педаль привода дроссельной заслонки. При напряжении выше образцового, что соответствует большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, электронный ключ и клапан закроются, но при условии, что педаль акселератора будет отпущена. При нажатой педали контакты SF1 замкнуты и электронный ключ и клапан будут открыты независимо от сигнала компаратора.

Ключ снабжен системой защиты от замыкания в цепи обмотки Y1 клапана. Система состоит из резистора R18, транзистора VT4. Сопротивление резистора R18 определяет ток срабатывания системы. При указанных на схеме типономиналах он равен 0,3-0,5 А. После срабатывания системы ключевой транзистор VT5 рассеивает мощность около 7 Вт, поэтому его следует установить на теплоотвод.

Светодиод VD8, монтируемый на приборном щитке автомобиля, индицирует открытое состояние клапана.

Конструкция электронного блока не имеет каких-либо особенностей, кроме тех, которые определены условиями его эксплуатации (широкие температурные пределы, повышенная влажность, воздействие брызг топлива и масла, пыли, вибраций и ударов и т. п.). Блок должен быть защищен прочной крышкой. Датчик импульсов может быть выполнен в виде зажима "крокодил" (или бандажа из четырех - восьми витков монтажного провода), установленного на высоковольтном проводе вблизи катушки зажигания.

В экономайзере использованы постоянные резисторы МЛТ, подстроечный резистор СП5-2. оксидные конденсаторы К53-4 (или К50-16). Остальные конденсаторы - КСО, К31-11, К73-9, К73-17" Вместо К553УД1А можно использовать ОУ К553УД1В, К153УД1, 153УД1.

Для налаживания электронного блока необходимы генератор коротких прямоугольных импульсов, например Г5-26, любой низкочастотный осциллограф и вольтметр постоянного тока с большим входным сопротивлением, например В7-26. Налаживание начинают с проверки работы электронного ключа. Вместо обмотки электромагнитного клапана можно включить ее эквивалент - резистор сопротивлением 120... 130 Ом мощностью не менее 2 Вт. Резистор R14 отключают от выхода микросхемы, а резистор R16 -от переключателя SF1: Ключ должен закрыться, и напряжение на коллекторе транзистора VT5 должно отсутствовать. При замыкании на общий провод свободного вывода любого из

резисторов R14 или R16 на коллекторе транзистора VT5 должно появиться напряжение, практически равное напряжению источника питания.

Затем присоединяют амперметр со шкалой 1 А параллельно обмотке Y1 электромагнита. Ток короткого замыкания при открытом ключе должен быть в пределах от 0,3 до 0,5 А. Припаивают на свое место вывод резистора R14, а выход генератора импульсов подключают к верхнему по схеме выводу резистора R1. Устанавливают выходное напряжение положительных импульсов генератора не менее 15 В, длительность не более 0,5 мс, частоту следования - 266,6 Гц, Наблюдают на экране осциллографа форму импульсов на эмиттере транзистора VT3. Они должны быть прямоугольными и иметь длительность около 1,8 мс.

Снимают зависимость постоянного напряжения на резисторе R9 от частоты в пределах от 33,3 до 166,6 Гц. Она должна быть близкой к указанной в таблице.

Устанавливают частоту генератора равной 50 Гц и медленно вращают ручку подстроечного резистора R12 до срабатывания электронного ключа. Этот порог срабатывания будет соответствовать частоте вращения коленчатого вала двигателя 1500 мин-1. С целью повышения топливной экономичности можно этот порог снизить до 1200 мин-' (40 Гц). Неточность (по частоте) порога срабатывания не превышает ±60 мин-' при самых неблагоприятных условиях эксплуатации.

Динамически экономайзер почти безынерционен, т. е. при резком закрывании дросселя на большой частоте вращения вала двигателя клапан закрывается моментально, без заметной задержки. Однако двигатель еще продолжает работать 3...4 с на оставшемся в карбюраторе топливе, и этого времени достаточно, чтобы водитель, если нужно, успел переключить передачу. Если необходимо увеличить это время, следует сделать задержку срабатывания электронного ключа экономайзера, включив конденсатор емкостью 100.. .500 мкф параллельно контактам переключателя SF1 (на схеме показан штриховой линией).

Эксплуатация экономайзера на автомобиле показала его высокую надежность и стабильность работы. Простота конструкции и отсутствие дефицитных деталей делает доступным изготовление экономайзера силами радиолюбителей.

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Дмитриевский, А. Тюфяков. УЭТ "Каскад".- За рулем, 1980, № 7, с. 18, 19.

2. В. Банников, А. Янковский. Экономайзер для автомобильного двигателя.- Радио, 1982, № 11, с. 27. 28.

(РАДИО N 7, 1986 г., с.45-46)

www.radiomaster.net

Электронный блок автомобильного экономайзера — Меандр — занимательная электроника

Читать все новости ➔

Все более широкое распространение на автомобилях новых моделей находит экономайзер - устройство, отключающее подачу бензина в режиме принудительного холостого хода автомобиля. Известны экономайзеры специальной конструкции, срабатывающие от перепада давления за дроссельной заслонкой карбюратора, например, система "Каскад" автомобиля ВАЗ-2105 [1]. Более простые экономайзеры могут работать совместно с карбюраторами, оборудованными электромагнитным клапаном [2], препятствующим калильному зажиганию.

Электронный блок экономайзера относительно несложен и может быть легко изготовлен многими радиолюбителями. Описываемый здесь блок экономайзера прост в изготовлении, выполнен в основном на транзисторах и не требует никакого налаживания после установки его на автомобиль. Реализация экономайзера сводится к установке на двигатель автомобиля датчика положения дроссельной заслонки и электронного блока, который на основании информации о частоте вращения коленчатого вала и положении дроссельной заслонки вырабатывает сигналы управления клапаном. Датчиком положения дроссельной заслонки может служить любой миниатюрный выключатель, установленный или на карбюраторе, как у автомобиля ВАЗ-2105, или непосредственно под педалью привода дроссельной заслонки.

Электронный блок (см. схему) состоит из формирователя импульсов, преобразователя частоты в напряжение, сравнивающего устройства и электронного ключа, управляющего клапаном. Формирователь собран на транзисторах VT1-VT3. Его запускают импульсы с емкостного датчика, установленного на высоковольтном проводе катушки зажигания. Входная цепь RIR2 вместе с емкостным сопротивлением датчика представляет собой делитель импульсного напряжения.

Формирователь выдает прямоугольные импульсы постоянной длительности и амплитуды с частотой, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Длительность импульсов выбрана примерно равной 1,8 мс из условия, чтобы на самой большой частоте вращения вала (8000 мин-') скважность импульсов была не менее двух. Длительность можно изменить подборкой конденсатора С2.

Далее эти импульсы поступают в преобразователь, выполненный на диодах VD4, VD5, резисторе R9 и конденсаторе С5. Здесь частота преобразуется в пропорциональное значение постоянного напряжения. Зависимость напряжения на нагрузочном резисторе R9 от частоты следования импульсов и частоты вращения двигателя показана в таблице.

Частота высоковольтных импульсов, Гц

33,3

50

66,6

100

133,3

166,6

266,6

Частота вращения коленчатого вала двигателя. мин-'

1000

1500

2000

3000

4000

5000

8000

Постоянное напряжение преобразователя, В

1,3

1,7

2,1

2,7

3,1

3,4

5,5

Преобразователь характеризуется сравнительно малой инерционностью (напряжение устанавливается за 0,1 с при резком изменении частоты с 166,6 Гц до 33,3 Гц) и малыми пульсациями выходного напряжения (не более 20 мВ на частоте 50 Гц, т. е. не более 1,2%).

Сравнивающее устройство представляет собой компаратор на ОУ DA1, на один вход которого подано напряжение с преобразователя, а на второй - образцовое. Источником образцового напряжения служит параметрический стабилизатор VD6,R10,C6 и делитель, состоящий из резисторов R11-R13. Выходной сигнал компаратора управляет работой электронного ключа, собранного на транзисторе VT5 и диоде VD7.

Электронный ключ предназначен для коммутации напряжения питания обмотки электромагнитного клапана, установленного в карбюраторе. Если выходное напряжение преобразователя ниже образцового, т. е. при частоте вращения коленчатого вала ниже определенного значения, например 1500 мин-', на выходе компаратора сигнал будет отсутствовать, электронный ключ открыт и открыт электромагнитный клапан на карбюраторе. При этом состояние ключа не зависит от того, нажата или отпущена педаль привода дроссельной заслонки. При напряжении выше образцового, что соответствует большой частоте вращения коленчатого вала двигателя, электронный ключ и клапан закроются, но при условии, что педаль акселератора будет отпущена. При нажатой педали контакты SF1 замкнуты и электронный ключ и клапан будут открыты независимо от сигнала компаратора.

Ключ снабжен системой защиты от замыкания в цепи обмотки Y1 клапана. Система состоит из резистора R18, транзистора VT4. Сопротивление резистора R18 определяет ток срабатывания системы. При указанных на схеме типономиналах он равен 0,3-0,5 А. После срабатывания системы ключевой транзистор VT5 рассеивает мощность около 7 Вт, поэтому его следует установить на теплоотвод.

Светодиод VD8, монтируемый на приборном щитке автомобиля, индицирует открытое состояние клапана.

Конструкция электронного блока не имеет каких-либо особенностей, кроме тех, которые определены условиями его эксплуатации (широкие температурные пределы, повышенная влажность, воздействие брызг топлива и масла, пыли, вибраций и ударов и т. п.). Блок должен быть защищен прочной крышкой. Датчик импульсов может быть выполнен в виде зажима "крокодил" (или бандажа из четырех - восьми витков монтажного провода), установленного на высоковольтном проводе вблизи катушки зажигания.

В экономайзере использованы постоянные резисторы МЛТ, подстроечный резистор СП5-2. оксидные конденсаторы К53-4 (или К50-16). Остальные конденсаторы - КСО, К31-11, К73-9, К73-17" Вместо К553УД1А можно использовать ОУ К553УД1В, К153УД1, 153УД1.

Для налаживания электронного блока необходимы генератор коротких прямоугольных импульсов, например Г5-26, любой низкочастотный осциллограф и вольтметр постоянного тока с большим входным сопротивлением, например В7-26. Налаживание начинают с проверки работы электронного ключа. Вместо обмотки электромагнитного клапана можно включить ее эквивалент - резистор сопротивлением 120... 130 Ом мощностью не менее 2 Вт. Резистор R14 отключают от выхода микросхемы, а резистор R16 -от переключателя SF1: Ключ должен закрыться, и напряжение на коллекторе транзистора VT5 должно отсутствовать. При замыкании на общий провод свободного вывода любого из резисторов R14 или R16 на коллекторе транзистора VT5 должно появиться напряжение, практически равное напряжению источника питания.

Затем присоединяют амперметр со шкалой 1 А параллельно обмотке Y1 электромагнита. Ток короткого замыкания при открытом ключе должен быть в пределах от 0,3 до 0,5 А. Припаивают на свое место вывод резистора R14, а выход генератора импульсов подключают к верхнему по схеме выводу резистора R1. Устанавливают выходное напряжение положительных импульсов генератора не менее 15 В, длительность не более 0,5 мс, частоту следования - 266,6 Гц, Наблюдают на экране осциллографа форму импульсов на эмиттере транзистора VT3. Они должны быть прямоугольными и иметь длительность около 1,8 мс.

Снимают зависимость постоянного напряжения на резисторе R9 от частоты в пределах от 33,3 до 166,6 Гц. Она должна быть близкой к указанной в таблице.

Устанавливают частоту генератора равной 50 Гц и медленно вращают ручку подстроечного резистора R12 до срабатывания электронного ключа. Этот порог срабатывания будет соответствовать частоте вращения коленчатого вала двигателя 1500 мин-1. С целью повышения топливной экономичности можно этот порог снизить до 1200 мин-' (40 Гц). Неточность (по частоте) порога срабатывания не превышает ±60 мин-' при самых неблагоприятных условиях эксплуатации.

Динамически экономайзер почти безынерционен, т. е. при резком закрывании дросселя на большой частоте вращения вала двигателя клапан закрывается моментально, без заметной задержки. Однако двигатель еще продолжает работать 3...4 с на оставшемся в карбюраторе топливе, и этого времени достаточно, чтобы водитель, если нужно, успел переключить передачу. Если необходимо увеличить это время, следует сделать задержку срабатывания электронного ключа экономайзера, включив конденсатор емкостью 100.. .500 мкф параллельно контактам переключателя SF1 (на схеме показан штриховой линией).

Эксплуатация экономайзера на автомобиле показала его высокую надежность и стабильность работы. Простота конструкции и отсутствие дефицитных деталей делает доступным изготовление экономайзера силами радиолюбителей.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. А. Дмитриевский, А. Тюфяков. УЭТ "Каскад".- За рулем, 1980, № 7, с. 18, 19.

2. В. Банников, А. Янковский. Экономайзер для автомобильного двигателя.- Радио, 1982, № 11, с. 27. 28.

Источник: РАДИО N7, 1986 г., с.45-46Автор: А. ФЕДОТОВ г. Ростов-на-Дону

Возможно, Вам это будет интересно:

meandr.org