Велокомпьютеры: основные причины неисправности, диагностика велокомпьютеров. Велосипедный спидометр как работает


Велокомпьютер выбор для начинающих | Сайт Котовского

Честно говоря, я еще не видел ни одного велосипедиста, который бы не интересовался, сколько километров и с какой скоростью он проезжает на байке. Цифры — это то, что всегда будоражит кровь, поэтому сегодня поговорим о спидометре для велосипеда.

Измерять пробег нужно также и для техобслуживания, особенно это важно для тех, кто меняет цепи по километражу, проводит профилактическую смазку узлов и т.д.

Я сейчас не хочу касаться темы спортивных велоизмерителей, которые пишут GPS трек, мониторят набор высоты, пульс и прочие данные для тренировочного процесса. Речь в заметке идет о велоспидометрах для обычных катальцев.

Что такое велокомпьютер

Это прибор, отображающий основные параметры движения велосипедиста, на мой взгляд, он должен обладать следующими функциями:

  1. Текущая скорость
  2. Средняя скорость движения
  3. Дистанция поездки
  4. Общая дистанция
  5. Время в пути
  6. Каденс (частота вращения педалей)

Почти любой велокомп умеет делать пять первых вещей (плюс еще несколько малополезных функций), но вот каденс измеряют только продвинутые модели.

velokomp22

Правильная частота вращения педалей очень важна для сохранности коленных суставов, много велосипедистов пострадали из-за того, что педалировали со слишком большим усилием на колени, поэтому мой совет всем — покупайте велокомпьютер с датчиком каденса.

Как работает велокомпьютер

Принцип работы прост — на ногу вилки прикрепляется датчик — геркон, а на спицу магнит. Каждый раз, когда при движении колеса магнит проходит мимо датчика, компьютер фиксирует один оборот. Таким образом, если длина окружности колеса известна, то вычислить скорость и расстояние не составит проблем.

magnetic-sensor-bike-computer-300x247

В моделях среднего и продвинутого уровня есть возможность работать с разными настройками размеров колеса. Это очень полезная функция, если у вас два вилсета. Например, штатно на горном байке стоят покрышки 2,1″, но для шоссейных пробегов имеется комплект колес с резиной 1,5″.

Длина окружности колес разная, и если не менять данные в велокомпе, то скорость и дистанция на шоссейном вилсете будет завышена. С функцией ввода разных данных вам нужно лишь один раз ввести два размера, и потом просто переключаться между ними нажатием кнопки, по мере надобности.

Вот таблица размеров велосипедных колес, выбирайте свой и вводите к велокомп.

wheel_table

 

Как установить велокомпьютер

Сначала устанавливается на руль крепление спидометра, и в него вставляется сам прибор. Все провода должны быть аккуратно зафиксированы, чтобы их не оборвало при езде.

Далее, на спицу переднего колеса надевается маленький магнитик, на ногу вилки — датчик, и при каждом обороте колеса магнитик, проходя мимо датчика, посылает спидометру сигнал. Тот, в свою очередь, зная длину окружности колеса, вычисляет вашу скорость, дистанцию и т.д.

velocomp_2

Если модель велосипедного компьютера имеет датчик каденса, то он устанавливается на нижнее перо рамы, а магнитик приклеивается/прикрепляется к шатуну. Теперь, при вращении педалей, велокомп получает импульсы, по которым подсчитывает частоту оборотов в минуту.

Важен правильный зазор между магнитом и датчиком, точное значение можно узнать из инструкции к велокомпьютеру.

Обычно комп включается автоматически, как только начнутся импульсы, поэтому покрутите переднее колесо, чтобы увидеть, как на дисплее побежали цифры. Если прибор не включился, то вариантов три: 1) батарейка села, 2) комп неисправен, 3) зазор между датчиком и магнитом слишком велик.

Если всё нормально, то переходите к стадии Настройка велокомпьютера.

Что обозначают аббревиатуры на дисплее велокомпьютера

  • SPD – текущая скорость
  • AS – (average speed) средняя скорость
  • ODO – общий километраж
  • DST – «дневной» пробег, сбрасывается перед поездкой
  • RT – время поездки
  • MAX – максимальная скорость

Какой велокомпьютер лучше — проводной или беспроводной

Моё личное мнение, к которому я пришел за время пользования как одними, так и другими устройствами — лучше беспроводной. У меня всегда было много велосипедов, поэтому я смог набрать статистику, на основе которой сделал такой вывод.

Проводной велокомпьютер — минусы

Сначала я считал беспроводные спидометры дорогими игрушками, но так получалось, что на моих горных байках время от времени обрывались провода, причем несмотря на то, что я тщательно фиксировал их изолентой и пластиковыми стяжками.

wired_comp

Обрыв провода — небольшая проблема, нужно лишь зачистить его, скрутить жилы, обмотать изолентой и катить дальше. На шоссейных велосипедах провода не рвались, но они через несколько лет просто сгнили на сгибах. Тоже ничего страшного — зачистить, замотать изолентой.

Беспроводной велокомпьютер — плюсы

Со временем эта морока начала надоедать, и я купил для эксперимента беспроводной велокомпьютер. Слышал, что они иногда могут терять сигнал, но по всей видимости, это байки, появившиеся при эксплуатации первых моделей. У меня потерь сигнала, даже вблизи линий электропередач не случалось.

wireless_comp

Часто спрашивают, как часто надо менять батарейку в беспроводном велокомпьютере. Разумеется, это зависит от пробега, но вообще-то на дисплее есть индикатор, который дает знать, когда пришло время замены. Лично я этого не дожидался, и менял каждую весну, в процессе подготовки байков к новому сезону. Свежая батарейка — залог сильного радиосигнала.

Есть еще такая вещь — помехи сигнала могут вызывать китайские велофары, но к счастью, у меня такого не было, всё работало идеально.

Впрочем, не стану настаивать, что беспроводной аппарат нужен всем, всё-таки он почти в два раза дороже проводного, при наличии одинаковых функций. Решайте сами, есть ли смысл переплачивать.

Какой велокомпьютер купить

Уверен, что в комментариях скажут, что надо брать самый дешевый велокомпьютер с алижкспресс за пять долларов, но я не сторонник такого подхода. Я предпочитаю заплатить за хороший аксессуар, чтобы получить: 1) надежность, 2) точность, 3) долговечность.

Мне довелось пользоваться тремя брендами: Sigma, CatEye и VDO, больше всего понравился CatEye, по соображениям дизайна и эргономики.

Если выбирать из проводных моделей, то рекомендую вот этот спидометр с датчиком каденса. Очень нравится функция стрелочек вверх-вниз — они показывают: ваша текущая скорость выше, чем средняя на дистанции, или ниже. Мотивирует держать стрелочку вверх. 🙂

Эргономика на высоком уровне, цифры большие и хорошо заметные, сам прибор крепится как на руль, так и на вынос. Нравится, как переключаются режимы: вместо обычных нажатий на кнопки, нужно нажимать на нижнюю часть компа — он сам служит большой кнопкой.

Из беспроводных моделей мой выбор — CatEye Strada Digital, имеются все продвинутые функции, датчик каденса.

strada

В прошлом году опрометчиво продал такой прибор вместе с велосипедом, и если в этом сезоне куплю себе новый шоссер, то возьму снова эту же модель компа. Он даже может работать в качестве пульсометра, но нужно докупать ремешок с датчиком на грудь за дополнительные деньги.

Как вариант, можно вообще не покупать велокомпьютер, а пользоваться трекинговыми приложениями для мобильного телефона, типа Endomondo, но это, конечно, на любителя.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов!  Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

kotovski.net

Велокомпьютеры: основные причины неисправности, диагностика велокомпьютеров.

не работает велокомпьютер диагностика

На современном рынке существует большое количество которые производят компьютеры для велосипедов. Каждая модель отличается ценовой политикой и набором множества полезный функций о которых поговорим немного ниже. Велокомпьютер на нашем велосипеде играет важную роль. Одним он служит просто так сказать для красоты.

Ну а более продвинутым велосипедистам, он способен показывать необходимые нужные нам параметры, такие как:
  • скорость движения
  • средняя скорость движения
  • общий пробег
  • часы
Это основные функции самых дешевых велокомпьютеров, существуют также более продвинутые девайсы, в которых может быть более широкий набор функций, это могут быть:
  • внутренняя подсветка ж/к дисплея
  • сохранение данных в памяти
  • текущая скорость движения
  • средняя скорость
  • максимальная скорость
  • время в пути
  • общее время в пути
  • температура воздуха
  • пульсометр
  • показатель сброшенных калорий
  • и другие функции, которые добавляются по мере усовершенствования.
Но каждый не застрахован от отказа прибора или его поломки. На что же смотреть, если не работает велокомпьютер?

Рассмотрим несколько основных моментов, которые могут быть причиной поломки.

  1. Самое распространенное что может случиться, - это сбой положение магнита на спице. Лично сталкивался с такой проблемой. Лечится проверкой зазора между магнитом и приемником.
  2. Точно такая же проблема может случится с датчиком магнитоприемником который крепится на вилке велосипеда. Проверяем зазор.
  3. Если компьютер на велосипеде проводной, то возможно проблема может быть в оголенности провода или переломе. Диагностируем проводку от базы до магнитоприемника. Если нашли перелом - необходимо аккуратно спаять и изолировать проблемное место.
  4. Окисление контактов на креплении велосипедного компьютера (гнезде). Решение проблемы лежит в очистке контактов гнезда и на самом устройстве.
  5. велокомпьютер ремонт

  6. И самое плохое, что может случиться - это поломка самого устройства. Диагностика компьютера заключается в замыкании контактов, можно замкнуть пальцами и потереть их, таким образом замыкая и размыкая контакты на устройстве появятся цифры, показания скорости. Если цифры появились - необходимо диагностика вышеперечисленных моментов. Если же комп не реагирует на замыкание контактов, то вероятно всего придется обратиться к электронщикам для ремонта или же, если не удалось устранить неисправность, придется приобрести новый вело компьютер.

Ремонт велокомпьютера SunDing

Самостоятельный ремонт ASSIZE AS-880

vel4ik.ru

как он работает и как выбрать наиболее подходящую модель

Еще не успели любители активного отдыха помечтать об установке на свой байк спидометра, как стремительное развитие инженерной мысли в очередной раз решило удивить их своим новым изобретением. Впрочем, если принять во внимание, что наше время называют веком информации и мобильности, то велосипедный компьютер перестает казаться чем-то диковинным и необычным. Железный конь как средство передвижения и инструмент для занятий полезнейшим видом спорта все чаще появляется на улицах города, а данные, которое сообщает циклометр (это еще одно название такого устройства) могут быть полезными и новичку, и профессиональному спортсмену.велосипедный компьютер

Как работает велосипедный компьютер

Подавляющее большинство современных моделей для получения информации о передвижении применяют магнитный счетчик, главными частями которого являются два небольших магнита. Один из них крепится на переднее колесо байка, а второй - непосредственно на вилку. Благодаря ему в велосипедный компьютер поступают сведения о количестве совершенных полных оборотов колеса. Для того чтобы устройство правильно определяло расстояние и прочие показатели, пользователь предварительно задает в настройках диаметр обода.

Как сделать правильный выбор

велосипедный компьютер sigma

Если почитать, о чем пишут на эту тему на велосипедных форумах, то можно легко запутаться. Одни велосипедисты рекомендуют беспроводной велосипедный компьютер, объясняя это тем, что его легко можно снять, если придётся оставить свой транспорт на улице. Другие же акцентируют внимание на долговечности и рекомендуют приобретать проверенные модели. В частности, очень много положительных отзывов оставляют те, кто использует велосипедный компьютер Sigma. В то же время хочется, чтобы устройство было максимально функциональным. Специалисты советуют подбирать модель индивидуально, исходя из способа катания и задач будущего владельца. К примеру, тем, кто предпочитает горный велосипед, рекомендуется покупать базовый прочный велосипедный компьютер, способный определять среднюю и текущую скорость, а также преодоленное расстояние.

беспроводной велосипедный компьютер

Кроме того, существуют устройства, специально разработанные для такого типа байка, которые могут считывать данные на низкой скорости. Профессиональным спортсменам, которые проходят подготовку к триатлону или шоссейным гонкам, следует подбирать более продвинутую модель со встроенным секундомером, счетчиком калорий, высотомером. Тем, кто любит длительные велосипедные путешествия, наверняка понравятся устройства с GPS-навигатором, а тем, кто заботится о своем здоровье – датчик сердечного ритма. Кроме того, попадаются модели с функцией кодирования, которые позволяют кататься группой и не опасаться, что собственный велокомпьютер будет считывать данные попутчика. Установка такого устройства обычно не вызывает никаких сложностей, поскольку к большинству из них прилагается очень подробная инструкция, а размер обода легко выяснить, взглянув на маркировку камеры под покрышкой. Для того чтобы определить размер самого колеса, к нему нужно прибавить толщину велосипедной шины.

fb.ru

Самостоятельный поиск неисправностей и ремонт велокомпьютеров

Ремонт велокомпьютера

В большинстве случаев велокомпьютер можно отремонтировать самостоятельно. Для этого вам потребуется тестер (авометр), который можно купить менее чем за 15 долларов, паяльник и умение им пользоваться.

Поиск и устранение неисправностей.

Электронику нельзя самостоятельно отремонтировать, но печатные платы и микросхемы современных моделей велокомпьютеров очень надёжны и ломаются крайне редко. А самые распространённые неисправности устранить нетрудно. Существует три основных причины поломок велокомпьютера: проблемы с батарейками, проблемы с проводами, неправильное расположение магнита или датчика велокомпьютера.

Батарейки.

Неисправности батареек выявить проще всего. Если на экране видно чёткие чёрные цифры, то с батарейкой всё в порядке. Когда батарейка садится, жидкокристаллический экран тускнеет, а при её полной разрядке экран гаснет полностью. Откройте велокомпьютер, извлеките батарейку, проверьте контактные клеммы на наличие коррозии. Налёт удалите ватным тампоном, смоченным в нашатырном спирте. Установите батарейку на место. Если экран по прежнему пустой, попробуйте с помощью паяльника восстановить клеммы.

Странности в работе экрана.

Некоторые велокомпьютеры очень чувствительны к качеству питанию. В идеале батарейка должна иметь непосредственный прочный контакт со своими контактными клеммами. При «дребезжании» контактов из-за смещений батарейки велокомпьютер будет получать «ошибочные» данные, сбивающие его с толку. Он может показывать одни восьмёрки, или случайные фрагменты цифр, или может вообще погаснуть. Эта проблема особенно характерна для велокомпьютеров Cateye Solar, у которых очень твёрдые упругие контакты и используются две маленькие батарейки, которые довольно трудно устанавливаются на место. Многие велокомпьютеры Cateye Solars, в которых нужно было просто правильно переустановить батарейки, были забракованны как дефектные. Продававшиеся раньше батарейки производства Cateye поставлялись со специальным маленьким кусочкем тонкого пластика, который служил для чистки контактов — он вставлялся между двумя батарейками и потом вынимался.

На некоторых велокомпьютерах есть специальная процедура «перезагрузки» процессора, обычно с помощью нажатия всех кнопок одновременно.

Неисправности проводных велокомпьютеров.

Электрическая проводка на велосипедах очень часто повреждается, рвётся, особенно если провод неправильно проложен и защищён.

Обычно проблемы возникают в районе рулевой колонки, где провод может сильно натянутся при повороте рулём. Более надёжны в этом отношении устанавливающиеся спереди велокомпьютеры, потому что при правильной установке велокомпьютера отсуствуют ненатянутые участки. Провод поднимается от перьев вилки к переднему тормозу и дальше по тормозному тросу идёт к рулю без какого-либо крепления к раме.

Устанавливающиеся сзади велокомпьютеры требуют больше осторожности из-за ненатянутого участка провода, который не должен касаться покрышки, которая может его быстро протереть всего за несколько километров. Также при установке велосипеда в тренажёры можно случайно повредить провод, проложенный под нижним пером заднего треугольника. При этом установить датчик велокомпьютера спереди нельзя, так как он не будет работать!

Читайте более детально раздел про правильную установку велокомпьютера

Беспроводные велокомпьютеры.

В беспроводных велокомпьютерах установлена вторая батарейка в датчике, передающем радиосигнал. Когда эта батарейка садится, показания скорости становятся неточными и вконце концов пропадают. Чтобы получить хоть какие-то показания, датчик велокомпьюетра нужно переставить с заднего колеса на переднее. На велосипеде с маленькими колёсами можно нарушить правило установки магнита близко к втулке и разместить геркон с магнитом ближе к велокомпьютеру.

Также можно попытаться установить беспроводный велокомьютер ниже руля. В продаже доступны специальные крепёжные скобы для установки велокомпьютеров, фар на вынос. Отклонение велокомпьютера вперёд назад вместе с рулём также может препятсвовать ему воспринимать сигналы датчика, из-за смещения его внутренней антенны. Особенно это заметно на лигераде.

Проводку несложно проверить с помощью омметра или тестера, только нужно понимать как работает датчик велокомпьютера. «Датчик» на самом деле это всего лишь магнитно управляемый выключатель (геркон). Когда магнит проходит достаточно близко, геркон замыкается, устанавливая контакт между двумя проводками в кабеле. Когда магнит находится далеко от датчика, геркон разомкнут и контакт между двумя проводками отсутствует.

Если снять велокомпьютер с места его установки на руле, можно увидеть два металлических контакта (три у велокомпьютеров с функцией каденса). Для безотказной работы эти контакты и контакты на самом велокомпьютере должны быть чистыми и обеспечивать надёжное подпружиненное соединение. Если прочистка контактов не решает проблемы, ты нужно проверить проводку и правильность установки магнита омметром или тестером. Удерживайте зонды тестера на двух контактах крепления на руле. Если у тебя три контакта, то один из них предназначен для датчика колеса, другой для датчика каденса, а третий общий для обоих. Чтобы определить где какой контакт, нужно почерёдно перепробовать все комбинации.

Поверните колесо так, чтобы магнит удалился от геркона. Между двумя контактами не должно быть соединения. Если прибор показывает соединение, то провода замкнуты накоротко и нужно менять датчик, провод или блок с датчиком. (Этот метод не применим к велокомпьютерам Avocet. Смотрите ниже методику для велокомпьютеров Avocet.

Далее поверните колесо так, чтобы магнит оказался рядом с герконом. Тестер должен показать замкнутость цепи. Можете покачайть провод туда сюда и убедится, что соединение то возникает, то опять пропадает при движениях провода. Если этого не происходит, то провод повреждён и в лучшем случае велокомпьютер будет работать вромя от времени. Если же велокомпьютер прошёл этот тест, то провода и магнит установлены правильно и не имеют повреждений.

Если не удаётся замкнуть геркон с помощью магнита на колесе, поднесённого к геркону, попробуйте использовать карманный магнит. Держите его точно напротив датчика на той же стороне, на которой он должен находится по инструкции. Если схема всё же остаётся открытой — провод неисправен. Если карманный магнит сработал, а магнит колеса нет, то нужно попробовать максимально сблизить магнит колеса и геркон.

Велокомпьютеры Avocet.

Дорогие модели велокомпьютеров Avocet работают немного по другому принципу. Датчик велокомпьюетра Avocet представляет собой не геркон, а катушку индуктивности. 20-ти полюсное магнитное кольцо вращается мимо витков дтчика, генерируя небольшой электрический ток, который можно измерить с помощью вольтметра переменного тока. При вращении колеса рукой на клеммах на руле должно возникать переменное напряжение приблизительно в 50 милливольт.

При тестировании тестер или оммет покажет соединение независимо от положение магнита. В отличие от большинства велокомпьютеров в велокомпьютерах Avocet можно заменить только провод, без полной замены датчика велокомпьютра или блока устанавливаемого на руль. В моделях Avocet 15 и 25 используется обычный геркон с одним магнитом на спице.

Магниты и их установка.

Магниты используемые в велокомпьютерах различных брендов очень простые и взаимозаменяемые. Некоторые из них мощнее, чем другие. Датчик не будет срабатывать, если находится слишком далеко от магнита — поэтому более мощный магнит установитьпроще. Замена более мощного магнита на более слабый аналогом может привести к проблемам.

Неправильная установка магнита велокомпьютера может также приводить к нерегулярным или удвоенным показаниям.

Велокомпьютеры Cateye solar.

Магнит велокомпьютера Cateye solar имеет две нанесённых на нём линии. Одну из этих линий нужно распологать на одной оси с соответсвующей линией на герконе. Велосипедисты проводят установку велокомпьютера cateye не по инструкции полагая, что эта линия на датчике должна проходить где-то между линиями на магните. Эта ошибка приводит к абсолютно неправильным показаниям велокомпьютера. Каждая из линий на магните расположена в области максимум полей магнита, а середина между этими линиями не намагничена.

Велокомпьютеры Cateye mate.

В велокомпьютерах Cateye Mate используется 4 магнита, установленных на обод. При искривлении обода один из магнитов будет находится дальше от геркона, чем остальные. Это может привести к показаниям велокомпьютера в 15 миль/час, когда ты в действительности едешь 20, и т. д. Проверить что все магниты на ободе располагаются близко к геркону можно покрутив колесо на несколько дюймов вперёд-назад с небольшой скорость, чтобы магнит проходил туда сюда возле геркона. На экране появятся показания скорости, даже если они составляют только 2 или 3 км/час. Этот тест нужно повторить для каждого из четырёх магнитов. Ты должен получить показания скорости со всех четырёх магнитов, иначе следует переустановить геркон.

velofun.ru