Привод передается от коробки передач к колесам через полуоси. Внутренние концы
полуосей через шлицевое соединение крепятся к шестерням полуосей дифференциала.
Внешние концы полуосей через шлицевое соединение крепятся к ступицам колес и
фиксируются гайками.
На внутренних концах полуосей установлены скользящие шарниры равных угловых
скоростей (ШРУС), которые способны как к осевому, так и угловому перемещению.
Каждый из внутренних ШРУС состоит из трипода с тремя подшипниками и кожуха шарнира
(который играет роль внешней дорожки качения), в котором трипод может двигаться
вперед-назад при движении полуоси вверх-вниз вместе с колесом. Шарниры можно
разобрать и очистить в случае повреждения чехла, однако, при повреждении какого-либо
из элементов шарнира, весь шарнир необходимо заменить.
Внешние ШРУС являются Универсальными шарнирами "Rzeppa" и состоят
из шарикоподшипников, в которых шарики вращаются между внутренней дорожкой качения
и внешним корпусом, который способен к угловому, но не осевому перемещению.
Внешние шарниры необходимо очищать, проверять и заполнять новой смазкой, но
они не могут быть разобраны. Если внешний шарнир поврежден, его необходимо заменить
вместе с полуосью (внешние шарниры продаются только вместе с полуосью, как единое
целое).
Чехлы шарниров необходимо проверять регулярно на наличие повреждений или утечку
смазки. Порванные чехлы необходимо немедленно заменять, так как в противном
случае, шарниры могут быть повреждены. Для замены чехла необходимо снять полуось.
Предупреждение
В продаже можно найти надевающиеся
чехлы, для установки которых не нужно снимать полуось. Это достаточно удобная
альтернатива; однако, полуось необходимо снять, а шарнир разобрать и очистить
для того, чтобы проверить, не попали ли в шарнир влага или грязь, которые ускорят
его износ.
Основными признаками, свидетельствующими
о том, что шарнир изношен или поврежден, являются, помимо протекания смазки,
стук при поворотах, акселерации и вибрация на высоких скоростях.
Для проверки износа шарнира
и полуосей, возьмитесь за полуось и попробуйте вращать ее в обоих направлениях,
удерживая кожухи шарниров. Если вы чувствуете наличие свободного хода, это свидетельствует
о том, что износились шлицы или шарниры. Также, осмотрите полуось на наличие
трещин, вмятин и деформации.
Если стереопроигрыватель
вашего автомобиля имеет систему кодировки, проверьте, знаете ли
вы код активации проигрывателя перед отсоединением аккумулятора.
2. Поставьте автомобиль на ручной
тормоз.
3. Открутите гайки крепления передних
колес, поднимите автомобиль и установите его на опорах. Снимите колеса.
4. Достаньте чеку (фото слева) и
снимите колпачок с гайки крепления полуоси (фото справа).
5. Открутите и снимите гайку крепления полуоси
и шайбу. Для того, чтобы ступица не вращалась, вставьте ломик между
болтами крепления колес и установите второй конец ломика так, чтобы
он уперся в пол или днище автомобиля.
6. Для того, чтобы достать полуось из шлицов
ступицы, ударьте по концу вала молотком с латунной головкой или воспользуйтесь
медным бородком.
Предупреждение
Если вы приложите
слишком большое усилие к полуоси, вы можете повредить ее или коробку
передач. Если полуось очень плотно сидит в шлицах ступицы, и вы
не можете ее выбить, вам придется снять тормозной диск (см. подраздел
9.7) и выдавить полуось при помощи двуножного съемника после
выполнения пункта 8.
7. Снимите защитные экраны двигателя
(см. подраздел 3.1.2.4.1). Установите
поддон под коробку передач для сбора масла, которое выльется при снятии
полуоси.
8. Открутите гайки и болты, крепящие
шаровой шарнир к рычагу подвески, затем опустите рычаг подвески, чтобы
отсоединить его от шарнира (см. подраздел
10.5).
9. Поверните поворотный кулак и достаньте
полуось из ступицы. Не позволяйте внешнему концу полуоси висеть на
внутреннем ШРУС, так это приведет к выходу его из строя. Подвесьте
внешний конец полуоси при помощи проволоки, если необходимо.
10. Аккуратно достаньте внутренний конец
полуоси из коробки передач, отжав внутренний ШРУС.
1. Установка проводится в обратном порядке
снятия. При установке обратите внимание на следующие моменты.
2. Резко вставьте внутренний конец полуоси
в коробку передач для того, чтобы стопорное кольцо на конце внутреннего
шарнира попало в канавку на шестерне полуоси дифференциала.
3. Затяните гайку крепления полуоси до требуемого
момента затяжки (см. подраздел 8.1), затем
установите колпачок гайки и новую чеку.
4. Установите колесо и наживите гайки крепления
колеса, опустите автомобиль на землю и затяните гайки до требуемого
момента затяжки (см. подраздел 10.1).
5. Проверьте уровень масла в коробке передач
или картере дифференциала и добавьте, если необходимо, до требуемого
уровня (см. подраздел 2.3)
- извлеките шплинт 1 (см. рис. 6.7) и снимите колпачок 2 фиксирующие от отворачивания гайку крепления полуоси к ступице;
- при помощи приспособления 4 зафиксируйте ступицу от проворачивания и ослабьте и затем выверните гайку 3 крепления полуоси к ступице переднего колеса;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещается пользоваться тормозом для фиксации ступицы от проворачивания в процессе выворачивания гайки 3 — это может привести к срезанию болтов крепления тормозного диска.
Рис. 5.66. Расположение гаек (1) крепления промежуточной опоры правой полуоси
- максимально выверните, но не снимайте гайки 1 (рис. 5.66) крепления промежуточной опоры правой полуоси;
- поверните болты на 90° так, чтобы их головки сместились от наружного конца подшипника;
Рис. 5.67. Расположение болтов (1) крепления нижней части амортизационной стойки к поворотному кулаку
- отметьте положение болтов крепления нижней части амортизационной стойки к поворотному кулаку. Удерживая от проворачивания болты одним ключом, вторым ключом выверните гайки 1 (рис. 5.67). Для предотвращения опускания поворотного кулака мягкой проволокой закрепите его за подмоторную раму. Извлеките болты крепления нижней части амортизационной стойки к поворотному кулаку;
- при снятии правой полуоси поверните передние колеса влево до упора;
- при снятии левой полуоси поверните передние колеса вправо до упора;
- выверните гайку крепления цапфы шарового шарнира поворотного кулака к нижнему поперечному рычагу. Используя съемник шаровых шарниров, извлеките цапфу шарового шарнира поворотного кулака из нижнего рычага. Рычагом для разъединения шаровых опор, отделите нижний поперечный рычаг от шарового шарнира поворотного кулака. При этом не повредите защитный чехол шарнира равных угловых скоростей;
- отклоните в сторону поворотный кулак и извлеките полуось из ступицы переднего колеса;
- на автомобилях с механической коробкой передач слейте масло из коробки передач;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Автоматическая коробка передач AL4 герметична, поэтому не имеет смысла сливать масло из нее для выполнения данной операции.
- поддерживая, достаньте полуось из коробки передач, при этом не повредив уплотнительное кольцо, и снимите вал с автомобиля. При необходимости для извлечения полуоси из ступицы используйте резиновый молоток или киянку.
Установка полуоси проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- убедитесь, что в ШРУСах 1 (рис. 5.68) отсутствует люфт;
- проверьте состояние гофрированных защитных чехлов 2;
- проверьте свободу вращения подшипника опоры правой полуоси. Если подшипник заедает или ощущается заметный осевой люфт, то его следует заменить;
- очистите и смажьте универсальной консистентной смазкой шлицы ступицы и полуоси со стороны колеса, а также шлицы планетарных шестерен дифференциала и полуосей со стороны коробки передач;
- перед установкой правой полуоси очистите и смажьте многофункциональной консистентной смазкой наружное кольцо подшипника опоры 3 и его гнездо в нижней правой опоре двигателя;
Рис. 5.69. Расположение уплотнительного кольца (1) и пылезащитного кольца (2) полуоси
- при установке правой полуоси проверьте присутствие и состояние уплотнительного кольца 1 (рис. 5.69) и пылезащитного кольца 2;
- проверьте состояние защитного чехла шарового шарнира поворотного кулака;
- установите полуось в дифференциал, совместив шлицы полуоси с канавками планетарных шестерен дифференциала;
- проверьте, что промежуточный подшипник вращается легко и равномерно и отсутствует люфт наружного кольца по отношению к внутреннему;
- проверьте правильность установки промежуточного подшипника, затем поверните болты на 90° и закрепите их в этом положении гайками, затянув их моментом 10 Н•м;
- при помощи приспособления 4 (см. рис. 6.7) зафиксируйте ступицу от проворачивания и наверните и затяните гайку крепления приводного вала к ступице моментом 325 Н•м;
- законтрите гайку, обжав буртик в пазы шлицевого окончания полуоси, или закрепите колпачком и шплинтом;
- установите колеса и закрепите болтами, затянув их моментом 90 Н•м;
- на автомобилях с механической коробкой передач залейте масло в коробку передач.
automn.ru
ВАЗ 2110 | Снятие полуоси
1. Поднимите автомобиль и установите
на подставки.
2. Слейте жидкость или масло из
картера трансмиссии.
3. Достаньте шплинт и корончатую
шайбу.
4. Зафиксируйте ступицу (приспособлением
или попросите помощника нажать на тормоз) и отверните гайку полуоси.
5. Снимите суппорт тормоза, отведите
в сторону и закрепите, не отсоединяя шланга.
6. Расшплинтуйте и отверните гайку
рулевой тяги.
7. Выпрессуйте наконечник из проушины
цапфы.
8. Отверните гайку нижней шаровой
опоры и выпрессуйте опору из цапфы.
9. Наверните гайку на полуось
и легкими ударами выбейте полуось из ступицы, немедленно закрепите
окончание полуоси.
Правая полуось на автомобилях раннего
выпуска
10. Подденьте монтировкой и достаньте
полуось из картера трансмиссии.
11. Нажмите так, чтобы стопорное
кольцо вдавилось в канавку и вышло из ведущей шестерни дифференциала.
12. Снимите полуось.
Правая полуось с промежуточной опорой
на автомобилях позднего выпуска
13. Отверните болты корпуса подшипника
промежуточной опоры.
14. Поворачивая обеими руками
сместите корпус подшипника и подденьте, вставив рычаг между корпусом
и кронштейном.
15. Снимите полуось в сборе с подшипником
и корпусом ШРУСа.
Левая полуось на всех автомобилях, кроме
оборудованных автоматической трансмиссией
16. Процедура такая же, что и при
снятии правой полуоси. При снятии полуоси не повредите сальник.
Левая полуось на автомобилях с автоматической
трансмиссией
17. Для снятия левой полуоси сначала
надо снять правую полуось.
18. Осторожно пропустите пруток
или большую отвертку, через окно правой полуоси, до упора в торец
левой полуоси, не повредив при этом ведущую шестерню, сателлиты или
ось сателлитов (1 – жало отвертки, 2 – ведущая шестерня, 3 – полуось,
4 – валик сателлитов).
19. Легкими ударами выбейте полуось.
При этом стопорное кольцо должно вдавиться в канавку и выйти из ведущей
шестерни дифференциала.
20. Снимите полуось.
automn.ru
ВАЗ 2110 | Замена подшипника полуоси
Замена подшипника полуоси
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Барабанные тормоза
Для замены подшипника необходимо иметь пресс.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Зажмите полуось в тисках.
2. Срубите зубилом стопорное кольцо
подшипника. Пользуйтесь при этом защитными очками.
3. Выпрессуйте ось.
4. После этого можно снять фланец
крепления подшипника и тормозной щит.
5. Если заменяется болт крепления
тормозного щита, его можно выпрессовать из фланца.
6. Вставьте новый болт с зубчатой
нарезкой в отверстие фланца.
7. После этого полностью его запрессуйте.
8. Установите на полуось тормозной
щит и стопорную пластину.
9. Затем установите подшипник и
стопорное кольцо.
10. Сборка узла показана на иллюстрации.
Следует обратить внимание на то, чтобы канавка с уплотнительным кольцом
на наружном кольце подшипника смотрела в сторону шлицев оси.
11. Установите полуось, как описано
выше.
12. Сальник с внутренней стороны
смазывается консистентной смазкой.
Опора полуоси при дисковых тормозах (при наличии ABS)
5. Для спиливания запорного кольца надо удалить
одну из шпилек (1 – щит тормоза).
6. Зажмите полуось в тиски и осторожно спилите
ручным наждачным кругом запорное кольцо подшипника до толщины 1–2
мм (1 – ручной наждак, 2 – корпус подшипника, 3 – запорное кольцо).
7. После этого сбейте кольцо зубилом.
8. Обработайте угол пластины приспособления
МВ990861 наждаком и закрепите приспособление на полуоси, подобрав
шайбы и завернув гайки.
9. Выпрессуйте полуось из корпуса
подшипника.
10. С помощью приспособления МВ990861 и пресса
удалите с полуоси обойму подшипника (1 – обработанный край пластины,
2 – пластина, 3, 5 – шайба, 4 – корпус, 6 – болт, 7 – гайка).
11. На автомобилях с ABS-системой
удалите сальник и пылезащитную крышку.
12. На автомобилях без ABS-системы спрессуйте
ротор, проложив между ротором и полуосью вспомогательную пластину
толщиной 1 мм (1, 2 – пластина, 3 – опора).
Предупреждение
Чтобы не погнуть
пластину ротора при выпрессовывании в качестве опоры используйте
оправку, диаметр которой соответствует диаметру фланца полуоси.
13. Снимите с полуоси остальные
детали.
14. Снимите щит тормоза.
15. Установите удаленную внутреннюю обойму
и с помощью приспособления МВ990799-01 спрессуйте наружную обойму
(1).
16. Зафиксируйте подшипник приспособлением
МВ 990560 для выбивания полуоси.
17. Снимите корпус подшипника.
18. Удалите кольцо и выпрессуйте
сальник из заднего моста.
19. Замените изношенные детали.
Замене подлежат также те детали, которые обозначены литерой N.
20. Сборка выполняется в обратном
порядке с учетом следующего.
21. Запрессуйте сальник полуоси
приспособленими МВ990932-01 и МВ990938-01, или эквивалентными.
22. Смажьте и запрессуйте наружную
обойму подшипника приспособлением МВ990890-01.
23. Напрессуйте ротор на полуось
приспособлением МВ991388.
24. Сальник корпуса подшипника запрессуйте
приспособленими МВ990936-01 и МВ990938-01, предварительно смазав и
установив внутреннюю обойму подшипника N1.
25. Внутреннюю обойму подшипника
N2 запрессуйте на полуось приспособлением МВ990799.
Предупреждение
Обе обоймы
подшипника должны быть напрессованы вплотную друг к другу. Полуоси
заднего моста с самоблокирующимся дифференциалом имеют разную длину
(правая полуось длиннее).
26. Запорное кольцо подшипника запрессуйте
на полуось приспособлением МВ990799-01 с начальным усилием 5 Тс и
окончательным 10–11 Тс.
Предупреждение
Если окончательное
усилие меньше указанного, то полуось замените.
27. После установки стопорного кольца проверьте
зазор А между стопорным (1) и запорным (2) кольцами, который не должен
превышать 0,166 мм.
28. В противном случае подберите
стопорное кольцо по толщине, руководствуясь следующей цветовой маркировкой
толщины: 2,17 мм – отсутствует, 2,01 – желтая, 1,85 – синяя, 1,69
– розовая, 1,53 – красная.
29. Затяните все соединения в соответствии
с требуемыми моментами.