Французские танки в World of Tanks: гайд по B1 Char


B1 Пехотный танк

Официальное обозначение: B1 Альтернативное обозначение: Char B1 Начало проектирования: 1924 г. Дата постройки первого прототипа: 1934 г. Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1935-1940 гг.

Подведённые в 1925 году итоги конкурса на создание “боевого танка” (Char de Bataille), который был объявлен в январе 1921 года, желаемых результатов не принёс. Ни один из представленных прототипов не соответствовал требованиям технического задания, хотя ближе всего к ним оказался танк SRB, созданный в кооперации фирм Renault и Schneider. А ведь условия спецификации не были слишком жестокими. Армейское командование рассчитывало получить боевую машину массой порядка 30 метрических тонн, корпус максимально низкой высоты с установленным в его лобовой части пушкой, небольшую пулеметную башню, бронирование до 25 мм и экипаж 3 человека. Вооружение предусматривало два варианта: с 75-мм гаубицей и 47-мм противотанковой пушкой. Очевидно, что на конструкцию французских танков сильно повлиял опыт британского танкостроения. Хотя последние вариации на тему “ромбовидных” машин оказались достаточно удачными было ясно, что данная схема резервы для модернизации исчерпала. В последний год войны эта тенденция нашла воплощение в несколько измененной форме, когда высота корпуса действительно уменьшалась, однако гусеницы по-прежнему полностью охватывали его. В итоге, половина из представленных прототипов “боевого танка” так или иначе тяготела к британскими машинам.

Танк Renault-Schneider SRA

по конструкции ходовой части сильно напоминал Medium tank Mk.D, прототип
FAHM
строился под влиянием Vickers Medium Mk.I, а прототип
FCM 21
больше напоминал уменьшенную копию Char 2C. Что касается опытного образца
Renault-Schneider SRB
, то его ходовая часть отдалённо напоминала британские “ромбы”, но сам танк имел значительно меньшие размеры. Именно его, в силу большей технической надежности конструкции, и выбрали для дальнейшего развития.

В марте 1925 года была готова новая спецификация для “боевого танка”, массу которого ограничили 19-22 тоннами при увеличении толщины брони до 40 мм. Танк должен был комплектоваться траками типа Holt, разработкой которых занималась фирма FCM, двигателем Renault, а трансмиссия типа Naeder и подвеска заимствовались от танка фирмы FAHM. Компоновка и состав вооружения полностью сохранялись, но по требованию генерала Этьена корпус танка должен был обеспечивать внутренний доступ механику из боевого отделения в моторно-трансмиссионный отсек.

Постройку полноразмерного деревянного макета поручили фирме Renault в ноябре 1925 года. В значительной степени новый танк напоминал SRB, несколько отличаясь от него увеличенной по высоте формой корпуса и обводом гусеничных цепей. Сборка макета была завершена в начале января 1926 года – в представленном виде танк устроил военную комиссию, состоявшую в основном из представителей Direction de l’Infanterie (DI). Спустя несколько дней, 27 января, DI распорядилось построить три опытных образца “боевого танка”, который в целях секретности получил обозначение Tracteur 30

. Не решаясь полностью склониться в сторону проекта фирмы Renault заказ на два других прототипа распределили между фирмами FCM и FAHM.

К этому времени требования к Char de Bataille снова изменились и в соответствии с планом поставки вооружений на 1926 год в обязанности “боевых танков” входила преимущественно поддержка пехоты. Поскольку функция борьбы с танками оказалась вторична установку 47-мм орудия посчитали необязательным, а толщину брони вновь сократили до 25-35 мм. Это позволило бы уложиться в требования по массе (22 тонны) и развивать максимальную скорость до 15 км\ч. Правда, теперь танк предстояло оснастить радиостанцией, для чего необходимо было предусмотреть размещение в боевом отделении места для радиста. Официальный контракт с тремя фирмами на поставку прототипов Tracteur 30 был подписан 18 марта 1927 года.

Эта задача оказалось не менее сложной, чем постройка SRA и SRB, так как финансирование танкостроительной программы резко сократили. В связи с этим опытный образец танка от фирмы Renault был готов только в январе 1929 года, однако окончательную сборку произвели только к марту. Прототип под номером 101 изготовлялся из обычной стали, оснащался пулеметной башней типа ST2 и не имел вооружения – установку пушки удалось провести только в апреле 1930 года, когда испытания были практически завершены. Этот прототип оснащался 75-мм пушкой Schneider, вместо планируемой St-Chamond М21.

Танк фирмы Renault, являвшийся фаворитом в конкурсе, при неполной боевой массе 24750 кг слегка выходил за весовые ограничения, но зато мог развивать скорость 24 км\ч. Его бронирование, впрочем, не превышало 25 мм, что не соответствовало техническому заданию. В период с 6 мая и до августа 1930 года испытания танка проводились под наблюдением представителей Commission d’Experiences des Materiels de Chars (CEMC), которые оценили его весьма положительно. Несколько ранее обозначение Tracteur 30 сменили на Char B, где буква “B” обозначала тип танка – боевой (Batalie).

Весной того же года был получен прототип №102 от FAHM (фактически он был построен фирмой Renault), а в сентябре 1930 года фирма FCM наконец представила собственный танк №103, собранный силами Atelier de Mepanti в Марселе. Несмотря внутренние конструктивные различия опытные образцы тяжелого танка смотрелись практически идентично.

Опытный образец FCM имел ряд конструктивных отличий: трансмиссию типа Winterthur, сцепление Citroen и дизельный двигатель Sulzer, позже замененный дизелем Clerget. Кроме этого, в башне прототипов №102 и №103 планировалась установка 47-мм орудия и одного пулемета, хотя в действительности она не производилась. Все эти нововведения посчитали недостаточно надежными в техническом отношении и в скором времени комиссия отклонила танки фирм FCM и FAHM.

Впрочем, этот факт совершенно не помешал активно использовать все три танка для различного рода экспериментов, связанных, прежде всего, с возможностью их тактического применения. Являясь наиболее современной боевой машиной Char B вызвал большой интерес у армейского руководство, однако DI совершенно не торопилось с принятием на вооружение этой машины. С одной стороны надлежало устранить ряд технических недостатков, с другой – армия ещё не могла определиться сколько танков и какого типа нужно пехоте. Существовавшие в тот период концепции “боевого” (Char de Bataille) и “маневренного” (Char de Manoeuvre) танков по большей части соответствовали советской системе танко-тракторного и авто-броневооружения от 1931 года. Но если в СССР она нашла быстрое воплощение в жизнь, что во Франции период войсковых испытаний сильно затянулся. В итоге, идея “маневренного” танка впоследствии была отклонена, а в качестве танка поддержки пехоты был выбран Renault D1, который являлся глубокой модернизацией морально устаревшего Renault NC-2. В свою очередь, танки типа Char В предназначались для усиления бронетанковых подразделений, приданных пехоте.

В октябре 1931 года было сформировано Экспериментальное подразделение (Detachement d’ Experimentation) дислоцированное в Camp de Chalons, куда в декабре были переданы опытные танки. Здесь Char B прошли испытания в зимних условиях, после чего танки своим ходом прибыли для ремонта в Atelier de Rueil. Тестирование было продолжено в сентябре 1932 года, когда Char B участвовали в маневрах проводимых в Шампани. Далее, в мае 1933 года, танки №102 и №103 передали в состав Detachement d’Engins Blindes для выполнения серии тестов на военных базах Coetquidan и Mourmelon, а закончилась их непродолжительная карьера в Sissone в апреле 1934 года. На испытаниях опытные образцы №102 и №103 по основным показателям оказались практически идентичны №101 – танки могли развивать максимальную скорость 19 км\ч, пересекать траншею шириной до 2,4 метра и преодолевать брод глубиной до 1,05 метра.

Примечательно, что в 1930-1931 гг. машины типа Char B, независимо от производителя, считались опытными. Даже после начала серийного производства считалось, что в скором времени В1 будет заменен более современными машинами В2 (массой 35,5 т), В3 (45 т) или ВВ (50 т), работа над которыми ещё не вышла за стадию эскизов и предварительных чертежей. Как можно догадаться, ни один из этих проектов реализован не был, а единственным боеспособным тяжелым танком французской армии стал В1.

Решение о постройке стандартизированного “боевого танка” тяжелого типа последовало лишь в 1934 году – через 13(!) лет после утверждения первой спецификации. Стоит ли удивляться, что при массе преимуществ новый танк получился морально устаревшим. Официально серийной машине было присвоено обозначение Char B1

, а не Renault B1, как это принято сейчас. Столь принципиальное различие говорит о том, что Renault не являлась “единоличным” разработчиком этой машины, а работала в сотрудничестве с другими фирмами.

Первый контракт на сборку Char B1 подписали 6 апреля 1934 года – фирме Renault предстояло собрать всего 7 машин, предназначенных для войсковых испытаний. В декабре была начата постройки второй серии из 20 танков, а 29 апреля 1935 года были заказаны следующие 5 танков. В том же году Пехотное Управление окончательно решилось принять В1 в качестве основного тяжелого танка поддержки пехоты.

Одной из главных причин замедленного производства В1 и его модификаций послужила чрезвычайно высокая стоимость танка, составлявшая 1,5 миллиона франков за штуку. Технологическая сложность и моральная устарелость конструкции тоже сыграли свою роль, но гораздо менее значительную. Вообще, ближе к середине 1930-х гг., в Пехотном Управлении произошел своеобразный раскол – одни вышестоящие чиновники требовали иметь на вооружение только тяжелые “пехотные” танки, другие отстаивали резонность постройки большого количества лёгких боевых машин. Верх не удалось взять ни одной из сторон, поэтому решение было принято компромиссное. Подобный ход DI вызвал возмущение у некоторых прогрессивно настроенных строевых командиров. К примеру, знаменитый Шарль де Голль, тогда ещё носивший звание полковника, отстаивал мнение, что две трети “пехотных” танков должны составлять более скоростные D2, с которыми ещё оставались шансы на возможность оперативного прорыва. Оставшуюся треть должны были составить тяжелые В1 с обязательным их оснащением 47-мм пушками. А ведь на самом деле французская армия получила эти танки практически обратных пропорциях.

Источники: Спасибухов Ю. «Французкие танки Второй мировой войны» (часть 1). Бронеколлекция МК № 2004-03 (54) «Flammpanzer — огнеметные танки вермахта», М, «Восточный фронт», 1996, (по: T. Jentz, H. Doyle «Flammpanzer»). P.Danjou «Char B1, B1bis, B1ter». Trackstory №3 S.Bonnaud «Chars B au combat — Hommes et materiels du 15e BCC» Chars Fransais — Antoine Misner’s website France 1940 — Nowfel Leulliot’s website Популярная механика — Как вымирали динозавры — последние тяжелые танки (часть 5.3) The Battle Of France: Renault B1bis Le Clan des Officiers: Recensement des joueurs CDO sur invasion 44 Jungle Key: Char B1 chars

(лист 1, из монографии «Char B1, B1bis, B1ter») . (лист 2, из монографии «Char B1, B1bis, B1ter») . (лист 1, из монографии «Char B1, B1bis, B1ter») (лист 2, из монографии «Char B1, B1bis, B1ter»)

Цветные профили — Eric Schwarz Цветные профили — Hubert Cance

Цветная проекция ARL 40/44 с сайта WW2Drawings Цветная проекция Char B1 (APX1 SA34) с сайта WW2Drawings Цветная проекция Char B1 (APX1 SA35) с сайта WW2Drawings Цветная проекция Char B1bis (APX4) с сайта WW2Drawings

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕХОТНЫХ ТАНКОВ B1 и B1bis образца 1934\1937 г.

БОЕВАЯ МАССА28000 кг31500 — 32000 кг50000 кг
ЭКИПАЖ, чел.445
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм6370637010520 (с орудием)
Ширина, мм250025003400
Высота, мм279027903200
Клиренс, мм450450450
ВООРУЖЕНИЕодна 75-мм гаубица SA32, одна 47-мм пушка SA34 и один 8-мм пулемет Chatellraut Mle 1931одна 75-мм гаубица SA32, одна 47-мм пушка SA34 и один 8-мм пулемет Chatellraut Mle 1931одна 90-мм пушка SA Mle 1945 и два 7,5-мм пулемета МАС Mle 1931
БОЕКОМПЛЕКТ87 выстрелов для 75-мм гаубицы, 50 выстрелов для 47-мм пушки, 9600 патронов74 выстрела для 75-мм гаубицы, 50 выстрелов для 47-мм пушки, 9600 патронов50 выстрелов для 90-мм пушки и 5000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел, перископический бинокуляртелескопический прицел, перископический бинокуляртелескопический прицел, перископический бинокуляр
БРОНИРОВАНИЕлоб корпуса — 40 мм борт корпуса — 40 мм корма — 40 мм башня — 40 мм крыша — 14-27 мм днище — 20 ммлоб корпуса — 40 мм борт корпуса — 40 мм корма — 40 мм башня — 40 мм крыша — 14-27 мм днище — 20 ммлоб корпуса — 120 мм борт корпуса — 55 мм башня — 56 мм корма — 40 мм крыша — 14-27 мм днище — 20 мм
ДВИГАТЕЛЬRenault, рядный, V-образный, 6-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 1600 об\мин.Renault, рядный, V-образный, 6-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 1600 об\мин.Maybach HL230, рядный, V-образный, 12-цилиндровый, мощностью 575 л.с.
ТРАНСМИССИЯNaeder, гидравлическая, 5-скоростная КПП, двойной дифференциалNaeder, гидравлическая, 5-скоростная КПП с переключателем FIEUX, двойной дифференциалэлектрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 14 опорных и 2 натяжных катка, переднее ведущее и заднее направляющее колесо; ширина траков — 460 мм (В1), 500 мм (B1bis), 600 мм (ARL44)
СКОРОСТЬ28 км\ч по шоссе25 км\ч по шоссе37,25 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ200 км180 км350 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.???
Высота стенки, м0,930,931,30
Глубина брода, м1,471,471,30
Ширина рва, м2,742,742,50
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция ER53радиостанция ER51 или ER55радиостанция SCR 508 или SCR 528

Дальнейшее развитие[ | ]

Танки улучшенной конструкции получили название В1 bis. Их вес увеличился до 32 т, усилено вооружение и толщина брони доведена до 60 мм. При этом сам танк собирался из литых деталей. Ещё одним новшеством было применение гидравлической системы с использованием касторового масла. В 1937 году был изготовлен опытный образец В1ter, получивший дополнительную броню, систему горизонтальной наводки 75 мм орудия. После серий испытаний танк пустили в производство в мае 1940 года. Было изготовлено три ходовых прототипа. Однако было поздно начинать крупносерийное производство ввиду капитуляции Франции.

Литература[ | ]

  • М. Коломиец, И. Мощанский.
    Бронетанковая техника Франции и Италии 1939—1945. — Москва: Моделист-Конструктор, 1998. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (19) / 1998).
  • Ю. Спасибухов.
    Французские танки Второй мировой войны (Часть 1). — Москва: Моделист-Конструктор, 2004. — 32 с. — (Бронеколлекция № 3 (54) / 2004). — 3000 экз.
  • P. Danjou.
    Les Chars B. B1 — B1bis — B1ter. — Saint Macaire: Editions du Barbotin, 2005. — 63 с. — (Trackstory № 3). — ISBN 2-95209-884-4.
  • Владимир Чекмарев. По французским танкам огонь. Lapin Sota. — Люди, война, оружие. — 2012. — ISBN 978-5-88533-813-4
  • J. Bingham.
    French Infantry Tanks: Part I (Chars 2C, D and B). — Виндзор: Profile Publications Ltd, 1973. — 23 с. — (Profile / AFV Weapons series № 58).
  • М. Коломиец, И. Мощанский.
    Любимец генерала де Голля // Танкомастер. — Москва: Техника — молодёжи, 1998. — № 1.

Модификации[ | ]

Char B1:

Первоначальный вариант танка. Производство началось в 1935 году. Основное вооружение — 75 мм орудие SA35. В небольшой башне устанавливалось 47 мм короткоствольное орудие SA34, которое было неэффективно против танков с броней более 20 мм. Из-за своей медлительности и недостаточного вооружения к началу Второй мировой войны устарел, тем не менее, всё ещё мог применяться как танк поддержки пехоты и для борьбы со старыми моделями немецких танков. Его главное достоинство — 40 мм бронирование, но к тому времени новые немецкие танки (Pz III Ausf. H и Pz. IV Ausf. A) могли пробивать такую броню. Выпущено 35 единиц.

Char B1 bis:

Самый массовый вариант, производился с 1937 года. Новая башня APX 4 с 57 мм лобового бронирования и новым длинноствольным 47 мм орудием SA35. Бронирование корпуса увеличилось до 60 мм, установили более мощный двигатель (на 307 л. с.) и дополнительный запас топлива. Танк требовал хорошее техническое обслуживание и много танков вышло из строя по дороге на фронт. Мощное 60 мм бронирование не пробивал ни один немецкий танк. А длинноствольное 47 мм орудие пробивало все немецкие танки того времени. Выпущено 365 единиц.

Char B1 ter:

прототип был построен в 1937 году. Однако производство было сосредоточено на B1-bis. Добавлялся новый член экипажа. Теперь танк имел больше места в боевом отделении и увеличенную до 70 мм броню корпуса. Также было добавлено горизонтальное (правда всего 10 гр.) наведение 75 мм орудия. Серийно не производился.

Эксплуатация и боевое применение[ | ]

Из 342 боеготовных машин — порядка 200 было выведено из строя в боях. Несмотря на лобовую 60 мм броню, мощную 75 мм и 47 мм пушку, B1 bis имел серьёзный недостаток — роли членов экипажа. Командир наводил, заряжал и стрелял из 47 мм орудия, механик-водитель стрелял из 75 мм орудия и пулемёта. В дополнение ко всему этому немецкая авиация господствовала в воздухе, что позволяло быстро обнаружить танк. Танк не отличался компактностью — его было трудно спрятать. Разгром Франции позволил немцам брать B1 трофеем. Однако в ряде случаев танк показал исключительные примеры выживания при плотном огне противника. Например Char B1 под командованием Пьера Бийота в бою 16 мая 1940 года за деревню Стони получил 140 попаданий, и при этом не был выведен из строя ни один жизненно важный модуль машины. После капитуляции Франции уцелевшие танки, около 160 единиц, поступили в распоряжение Вермахта. Однако, техническое состояние большинства оставляло желать лучшего. Машины требовали серьёзных ремонтов, восстановления. В процессе модернизации заменяли радиостанции, командирские башенки. В начале 1941 года часть танков переоборудовали в огнемётные, а ещё позже некоторые в учебные. Столкнувшись на Восточном фронте с советскими тяжёлыми танками немцы, фактически, не имевшие таковых в своём распоряжении, задумались о применении французских трофейных танков, пока тяжёлый танк «Тигр» ещё находился на стадии разработки. Известно, что 12 огнеметных B1 и 4 линейных использовались немцами в 1942 году в составе 223-й отдельной танковой роте в Крыму. Ещё 24 машины поступили в 100-ю танковую бригаду во Франции, по 10 — в 213-й танковый батальон на оккупированных Британских островах и 7-ю горную дивизию СС на Балканах. Так же 24 этих танка применялись ещё на начальном этапе войны с СССР летом 1941 года в составе 102-го огнеметного танкового батальона на Украине. При этом были потеряны как минимум два танка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стрелок