Грунтовая дорога пдд


Правила проезда перекрестков. Часть 3. Подъезжаем к перекрестку. Какой перекресток перед нами?

Какой перекресток перед нами?

Добрый день, уважаемые читатели.

В третьей статье из серии "Правила проезда перекрестков" предлагаю продолжить разговор о том, как нужно подъезжать к перекрестку. Напомню, что в предшествующей статье "Правила проезда перекрестков. Часть 2. Подъезжаем к перекрестку. Какую полосу движения занять?" я также разбирал порядок подъезда к перекрестку и рассказывал о том, какую полосу движения нужно занять.

В этой статье мы коснемся несколько другой проблемы, которая связана с определением вида перекрестка. Это не менее важно, чем выбор полосы для движения, т.к. для разных перекрестков применяются разные пункты правил дорожного движения.

Определяем вид перекрестка

При подъезде к любому перекрестку первоначально необходимо занять правильное положение на проезжей части, о чем я рассказывал в предшествующей статье, а уж затем нужно определять вид перекрестка.

Итак, после того, как Вы заняли соответствующее положение на проезжей части, нужно внимательно присмотреться к перекрестку.

Регулируемый перекресток.

Первым делом на любом перекрестке нужно определить, является ли он регулируемым. Поэтому при подъезде к перекрестку первым делом смотрим на ... Нет, не светофор! Первым делом ищем на перекрестке регулировщика. Регулировщик - самый приоритетный признак регулируемого перекрестка.

Регулировщик делает регулируемым абсолютно любой перекресток, даже любое пересечение полевых или лесных дорог.

Только после того, как мы не смогли найти на перекрестке регулировщика, нужно искать на нем светофор. С этим проблем обычно не возникает, т.к. светофор можно заметить издалека.

Если нашли светофор, то не стоит сразу же радоваться, что перекресток теперь-то уж точно регулируемый. Для начала нужно разобраться с режимом работы светофора. Если светофор работает в нормальном режиме (красный-желтый-зеленый), то перекресток регулируемый и можно вздохнуть спокойно.

Если же светофор работает в мигающем желтом режиме или его вообще нет, то перекресток является нерегулируемым и придется еще попотеть, чтобы более точно определить его вид.

Нерегулируемый перекресток.

В том случае, если удалось выяснить, что перекресток в данный момент нерегулируемый, нужно уточнить некоторые детали.

Для этого необходимо найти перед перекрестком один из перечисленных ниже знаков.

2.1 "Главная дорога". Дорога, на которой предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков.

Знак 2.1 Главная дорога

2.3.1 "Пересечение со второстепенной дорогой".

Знак 2.3.1 Пересечение со второстепенной дорогой

2.3.2 - 2.3.7 "Примыкание второстепенной дороги". Примыкание справа - 2.3.2, 2.3.4, 2.3.6, слева - 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7.

Знак 2.3.2 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.3 Примыкание второстепенной дороги

Знак 2.3.4 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.5 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.6 Примыкание второстепенной дорогиЗнак 2.3.7 Примыкание второстепенной дороги

Знак 5.1 Автомагистраль

Если перед перекресток оказался один из знаков 2.1, 2.3.1-2.3.7, 5.1, то можно совершенно точно утверждать что мы въедем на перекресток по главной дороге.

2.4 "Уступите дорогу". Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.

Знак 2.4 Уступите дорогу

2.5 "Движение без остановки запрещено". Запрещается движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой, а при наличии таблички 8.13 - по главной дороге.

Знак 2.5 Движение без остановки запрещено

Знак 2.5 может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии - перед знаком.

Установленные перед перекрестком знаки 2.4 и 2.5 подсказывают нам о том, что мы въезжаем на перекресток по второстепенной дороге.

1.6 "Пересечение равнозначных дорог".

Знак 1.6 Пересечение равнозначных дорог

Знак 1.6 перед перекрестком означает, что мы въезжаем на перекресток равнозначных дорог.

2.2 "Конец главной дороги".

Знак 2.2 Конец главной дороги

Внимание! Знак 2.2 не означает того, что мы въезжаем на перекресток по второстепенной дороге.

Хотя многие водители именно так и считают. Если Вы из этой категории, то напишите мне свою точку зрения в комментариях. Хочется разобраться, с чем связано это массовое заблуждение.

Что ж, если перед перекрестком не оказалось и представленных выше знаков (или оказался знак 2.2) то придется приложить еще немного усилий, чтобы определить вид перекрестка.

Перекрестки без знаков

Такие перекрестки встречаются не очень часто, но тем не менее встречаются. И эта ситуация самая сложная.

Обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

"Главная дорога" – дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Мы пришли к тому, что нужно определить тип покрытия дорог, которые пересекаются.

Если на обеих дорогах покрытие одинаковое, то перекресток равнозначный.

Если Вы отчетливо видите, что на одной из дорог покрытие грунтовое, а на другой асфальтовое (цементобетонное), то перекресток неравнозначный.

В этом случае главной дорогой является та, которая имеет твердое покрытие.

Но что же делать, если Вы не можете определить тип покрытия, например, на улице темно, идет дождь или на дорогах лежит снег. А может быть Вы просто ничего не понимаете в дорожных терминах и не умеете отличать цементобетон от гипсокартона.

В этом случае нужно воспользоваться пунктом 13.13 правил дорожного движения:

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

В этом случае Вы должны считать, что находитесь на второстепенной дороге.

Если знак был вчера, а сегодня его нет

А что делать, если Вы вчера ехали по перекрестку (и раньше каждый день по нему ездили) и видели знак "Главная дорога", а сегодня этого знака на месте не оказалось.

Такая ситуация в правилах дорожного движения не учитывается. В этом случае необходимо определять тип перекрестка исходя из того, что знака на нем не было никогда, т.к. водители обязаны ездить не по памяти, а по знакам.

Хотя есть здесь и некоторые особенности, о которых я скажу чуть ниже. Для начала хочу лишь отметить, что дорожные знаки могут исчезнуть с перекрестка по разным причинам:

1. Дорожники убрали знаки, т.к. режим движения на перекрестке изменился.

2. Грузовик снес знак кузовом, т.к. не вписался в поворот.

3. Пенсионер снял знак, т.к. ему нужно чем-то закрывать разбитое окно на даче.

Как Вы видите, причины могут быть разнообразными, причем только первая из них законным образом влияет на изменение режима движения на перекрестке.

В том случае, если знак был удален по причине 2 или 3, режим движения на перекрестке не изменялся, т.е. вполне возможно на других въездах на перекресток знаки остались на своих местах. Это может привести к возникновению опасных ситуаций.

Поэтому если Вы въезжаете на перекресток, где еще вчера были знаки, то будьте готовы к тому, что половина водителей будут ехать по вчерашним правилам, а половина - по сегодняшним.

Тем не менее, нужно ехать по действующим правилам, с одной лишь оговоркой: "Тех кто едет по вчерашним правилам можно и пропустить".

Итак, мы рассмотрели все возможные варианты определения типа перекрестка, и с этим проблем у Вас никогда не возникнет. Если у Вас остались вопросы, то можете задать их в комментариях. В следующих статьях будут рассмотрены правила проезда разных типов перекрестков.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Правила дорожного движения вне города. Часть 2. Скорость движения за городом.

Разрешенная скорость движения за городом.

Добрый день, уважаемый читатель.

Во второй статье из серии "Правила дорожного движения вне города" будут рассмотрены разнообразные вопросы, связанные с разрешенной скоростью движения на загородной трассе.

Кстати, рекомендую Вам прочитать статью "Скоростной режим в городе. Правила, нововведения, штрафы", в которой разбираются вопросы, связанные с ограничением максимальной скорости движения в условиях населенного пункта.

Напомню, что максимально разрешенная скорость движения на дорогах Российской Федерации в настоящее время составляет 130 км/ч. Причем с такой скоростью можно двигаться только по автомагистралям, которые сами по себе встречаются чрезвычайно редко, на которых дополнительно установлен знак 130 км/ч, что бывает еще реже.

На обычных загородных трассах максимальная разрешенная скорость движения составляет 90 км/ч. Однако это не означает, что за пределами города всегда можно ехать именно 90.

О многочисленных условиях, при которых необходимо снизить скорость, и пойдет речь в этой статье.

Ограничение максимальной скорости движения с помощью знака 3.24

Значение запрещающего знака 3.24 "Ограничение максимальной скорости" на мой взгляд известно даже самому безответственному водителю, купившему права в подземном переходе:

3.24 "Ограничение максимальной скорости". Запрещается движение со скоростью (км/ч), превышающей указанную на знаке.

Знак 3.24 Ограничение максимальной скорости

Значение этого знака предельно просто и зависит от числа, вписанного в красные круг. Если это число 70 - то максимальная разрешенная скорость движения, начиная от этого знака, равна 70 км/ч, если это число 30 - то максимальная скорость движения по трассе - 30 км/ч.

Есть один достаточно интересный момент, о существовании которого мало кому известно. Заключается он в том, что если на загородной трассе установлен знак 30 км/ч, то проезжающие водители физически не успеет сбросить скорость на 60 км/ч за короткий промежуток времени.

Безусловно, в таком "очаровательном" месте сотрудники ГИБДД устроят засаду, и каждый неподготовленный водитель будет оказываться жертвой неплохо организованной подставы ГИБДД.

Я уверен, Вас заинтересовало, почему я назвал вышеописанную ситуацию подставой. А дело здесь состоит в следующем. На загородной трассе не может быть установлен знак 3.24 с ограничением 30 км/ч. Если говорить точнее, то такой знак все же может быть установлен, однако должны быть соблюдены строгие требования. Перед ним на расстоянии 100-150 метров должны быть установлены знаки 70 км/ч и 50 км/ч. Это регламентируется требованиями ГОСТ Р 52289-2004:

5.4.22 Знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости" применяют для запрещения движения всех транспортных средств со скоростью выше указанной на знаке при необходимости введения на участке дороги иной максимальной скорости, чем на предшествующем участке.

При ограничении скорости движения на опасных участках дороги (крутые повороты, необеспеченная видимость встречного автомобиля, сужение дороги и т.п.) зона действия знака должна соответствовать протяженности опасного участка.

Если на данном участке устанавливают максимальную скорость, отличающуюся от максимальной разрешенной скорости движения на предшествующем участке на 20 км/ч и более, применяют ступенчатое ограничение скорости с шагом не более 20 км/ч путем последовательной установки знаков 3.24 на расстоянии 100-150 м друг от друга.

Ступенчатое ограничение скорости допускается не применять перед населенным пунктом, обозначенным знаком 5.23.1 или 5.23.2, в случае, если расстояние видимости знака более 150 м.

Знак 3.24 с табличкой 8.2.1 перед искусственной неровностью устанавливают совместно с знаком 5.20 на одной опоре. Значение скорости, указываемое на знаке, должно соответствовать конструкции неровности.

Так что скорее всего на реальных загородных трассах Вам не удастся найти знака с ограничением 30 км/ч, установленного без предварительных знаков 50 км/ч и 70 км/ч. А вот знак 60 км/ч ни с того ни с сего может появиться вполне. Примите к сведению, что такая установка знака является нарушением требований ГОСТ.

Конец зоны действия знака 3.24

Как я уже написал выше, значение знака 3.24 известно практически всем участникам дорожного движения. Однако вряд ли тоже самое можно сказать про зону действия этого знака. Рассмотрим этот момент поподробнее.

1. Конец зоны ограничения максимальной скорости

Самый простой случай - на конец ограничения указывает установленный в требуемом месте знак 3.25:

3.25 "Конец зоны ограничения максимальной скорости".

Знак 3.25 Конец зоны ограничения максимальной скорости

2. Конец зоны всех ограничений

Вторая ситуация - установленный на дороге знак 3.31:

3.31 "Конец зоны всех ограничений". Обозначение конца зоны действия одновременно нескольких знаков из следующих: 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 - 3.30.

Знак 3.31 Конец зоны всех ограничений

3. Зона действия

Третий вариант. Вместе со знаком 3.24 может быть установлена табличка 8.2.1 "зона действия":

8.2.1 "Зона действия". Указывает протяженность опасного участка дороги, обозначенного предупреждающими знаками, или зону действия запрещающих знаков, а также знаков 5.16, 6.2 и 6.4.

Знак 8.2.1 Зона действия

В этом случае ограничение скорости действует ровно на том участке дороги, длина которого указана на табличке.

Возникает справедливый вопрос: "Как определить окончание опасного участка?". Не выходить же из машины с рулеткой для измерения дорожного полотна.

Сделать это можно, воспользовавшись автомобильным одометром (прибором для измерения пройденного автомобилем расстояния или пробега).

Сразу же после того, как Вы увидели на дороге знак 3.24 с табличкой 8.2.1 рекомендую бросить взгляд на одометр и зафиксировать в памяти текущее его показание. После этого нужно быстро рассчитать показание одометра, которое он примет в конце опасного участка. И в завершении остается лишь время от времени поглядывать на прибор для того, чтобы вовремя заметить конец опасного участка.

При расчете окончания зоны действия рекомендую оставить некоторый задел расстояния, ведь лучше Вы чуть-чуть подольше будете ехать медленнее, чем получите штраф ГИБДД за превышение скорости.

4. Новый знак 3.24

Четвертый случай - на дороге установлен новый знак 3.24 "Ограничение максимальной скорости". В этом случае действует ограничение скорости, установленное новым знаком.

5. Перекресток

Действие знака 3.24 прерывается при въезде автомобиля на перекресток. Нужно помнить, что выезды с прилегающих территорий, а также пересечения с полевыми и лесными дорогами, не обозначенными соответствующими знаками, не отменяют действия знака 3.24.

6. Начало и конец населенного пункта

Последний ситуация - наличие на дороге знаков, обозначающих начало или конец населенного пункта. Важно отметить, что действие знака 3.24 отменяется только знаками 5.23.1, 5.23.2, 5.24.1, 5.24.2, 5.26:

5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.23.1 Начало населенного пунктаЗнак 5.23.2 Начало населенного пункта

5.24.1, 5.24.2 "Конец населенного пункта". Место, с которого на данной дороге утрачивают силу требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.24.1 Конец населенного пунктаЗнак 5.24.2 Конец населенного пункта

5.26 "Конец населенного пункта". Конец населенного пункта, обозначенного знаком 5.25.

Знак 5.26 Конец населенного пункта

Заметьте, что знак 5.25 НЕ ОТМЕНЯЕТ введенное ранее ограничение скорости:

5.25 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором на данной дороге не действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.25 Начало населенного пункта

7. Ограничение максимальной скорости не отменяется

На практике при движении за городом достаточно часто встречаются знаки 3.24, действие которых ничем не отменяется, т.е. их действие распространяется на десятки километров до ближайшего населенного пункта.

Такое положение дел не может не расстраивать, однако в этом случае необходимо придерживаться скорости, указанной на запрещающем знаке.

Рекомендуемая скорость движения

На загородных трассах изредка можно встретить и информационный знак 6.2 "Рекомендуемая скорость":

6.2 "Рекомендуемая скорость". Скорость, с которой рекомендуется движение на данном участке дороги. Зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка, а при применении знака 6.2 совместно с предупреждающим знаком определяется протяженностью опасного участка.

Знак 6.2 Рекомендуемая скорость

Этот знак ни к чему не обязывает водителей, поэтому следовать его рекомендациям или нет, решать только Вам.

Минимальная скорость

В правилах дорожного движения предусмотрен и знак, который ограничивает минимальную скорость движения:

4.6 "Ограничение минимальной скорости". Разрешается движение только с указанной или большей скоростью (км/ч).

Знак 4.6 Ограничение минимальной скорости

Причем конец зоны действия этого знака, в отличие от зоны действия знака 3.24, может быть обозначен только одним способом - знаком 4.7:

4.7 "Конец зоны ограничения минимальной скорости".

Знак 4.7 Конец зоны ограничения минимальной скорости

Так что если Вы попали в зону действия знака 4.6, то придется в течение длительного времени управлять автомобилем, не отпуская педали газа.

Интересный факт: При наличии знака 4.6 остановить автомобиль без нарушения правил дорожного движения не получится абсолютно никак.

Въезды в населенные пункты и выезды из них

Не стоит забывать, что максимальная скорость движения кроме знака 3.24 может быть ограничена и въездами в населенные пункты, которые обозначены соответствующими знаками на белом фоне:

5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.23.1 Начало населенного пунктаЗнак 5.23.2 Начало населенного пункта

При въезде даже в самую маленькую и заброшенную деревню, обозначенную таким знаком, требуется снизить скорость до 60 км/ч.

А вот разогнаться снова до 90 можно лишь после того, как Вы увидите перед собой знак, обозначающий конец населенного пункта:

5.24.1, 5.24.2 "Конец населенного пункта". Место, с которого на данной дороге утрачивают силу требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

Знак 5.24.1 Конец населенного пунктаЗнак 5.24.2 Конец населенного пункта

Как правило, знаки, обозначающие начало населенного пункта, устанавливаются на правой стороне дорог, поэтому не заметить их достаточно сложно. Однако того же самого не скажешь о знаках, обозначающих конец населенных пунктов.

Нужно помнить, что такие знаки могут быть установлены и на левой стороне дороги и пропустить их, особенно в темное время суток, можно очень даже запросто.

Штрафы за превышение скорости на трассе

Подробная таблица штрафов за превышение скорости приведена в статье "Скоростной режим в городе. Правила, нововведения, штрафы".

Здесь же я лишь процитирую соответствующую статью кодекса об административных правонарушениях:

Статья 12.9. Превышение установленной скорости движения

2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 20, но не более 40 километров в час -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60, но не более 80 километров в час -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 80 километров в час -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок шесть месяцев.

6. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

7. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, -

наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Штрафы за движение со слишком малой скоростью

В кодексе об административных правонарушениях не предусмотрено отдельной статьи, предусматривающей наказание за движение со слишком малой скоростью (при наличии знака 4.6). Однако это не повод позволять себе нарушать правила дорожного движения, ведь статья 12.16 вполне может распространяться и на описанную ситуацию:

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Хочу отметить, что в данном случае не важно, насколько Ваша скорость была меньше той, которая зафиксирована на знаке. Не важно, ехали Вы медленнее на 50 км/ч или на 1 км/ч - штраф всегда будет одним и тем же.

Надеюсь, что после прочтения этой статьи у Вас не возникнет никаких вопросов при выборе оптимальной скорости движения при управлении автомобилем за чертой населенного пункта. Удачи на дорогах!

pddmaster.ru