Правила проезда железнодорожных переездов


Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 4. Движение через железнодорожные пути.

Движение через железнодорожный переезд

Добрый день, уважаемый читатель.

В последней статье из серии "Правила проезда железнодорожного переезда" будут рассмотрены особенности движения через железнодорожный переезд.

Напомню, что в предшествующих статьях серии речь шла о том, как определить границы железнодорожного переезда, как правильно остановиться вблизи железнодорожного переезда и как правильно выполнить обгон, объезд или опережение перед переездом.

Если Вы пропустили эти статьи, то можете прочитать их, перейдя по ссылкам:

Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 1. Железнодорожный переезд и его границы.

Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 2. Остановка и стоянка вблизи железнодорожного переезда.

Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 3. Объезд и обгон.

В этой статье будут рассмотрены ситуации, в которых разрешено движение через железнодорожные пути, а также штрафы за неправильное пересечение железнодорожных путей.

Где можно пересекать железнодорожные пути?

Ответ на вопрос "Где можно пересекать железнодорожные пути?" однозначно дается в пункте 15.1 правил дорожного движения:

15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).

Место движения через железнодорожные пути здесь определено достаточно четко - это железнодорожный переезд. В других местах движение через железнодорожные пути запрещается.

Правила движения через железнодорожные пути

Правила движения через железнодорожные пути рассматриваются в пунктах 15.2, 15.3 и 15.4 правил дорожного движения.

15.2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

Сам по себе пункт 15.2 ничего не запрещает, он лишь говорит о том, что проезжать железнодорожные пути следует с особой внимательностью, учитывая все детали сложившейся ситуации. Это не удивительно, т.к. ДТП на железнодорожных переездах всегда связаны с человеческими жертвами.

15.3. Запрещается выезжать на переезд:

при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);

при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;

если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

самовольно открывать шлагбаум;

провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;

без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

Итак, выезд на железнодорожный переезд запрещается в ситуациях, когда выполняется хотя бы одно из перечисленных условий: красный сигнал светофора, закрытый шлагбаум, запрещающий сигнал дежурного, затор за переездом, к переезду приближается поезд.

Отмечу, что если все эти условия выполняются одновременно, то сомнений у водителя обычно не возникает и он спокойно останавливается перед переездом. А вот в том случае если, например, шлагбаум уже поднялся, поезд проехал, но красный сигнал продолжает гореть, водитель может начать движение и получить за это нарушение наказание в виде лишения прав. Будьте внимательны и не спешите въезжать на переезд в спорных ситуациях.

Что касается второй части пункта 15.3, то она ограждает водителей от самовольного открытия шлагбаума, а также провоза нестандартных транспортных средств. Напомню, что речь про объезд шла в статье "Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 3. Объезд и обгон".

Где останавливаться перед железнодорожными путями

Пункт 15.4 правил дорожного движения подробно описывает выбор места остановки перед железнодорожными путями:

15.4. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет - не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего - не ближе 10 м до ближайшего рельса.

Останавливаться нужно:

1. У стоп-линии:

Разметка 1.12

2. У знака 2.5:

Знак 2.5 Движение без остановки запрещено

3. У светофора.

4. Не ближе 5 метров от шлагбаума. В данном случае нужно оставить между автомобилем и шлагбаумом столько места, чтобы туда мог влезть еще один автомобиль.

5. Не ближе 10 метров от ближайшего рельса.

Применять эти пункты нужно в порядке их перечисления.

Штрафы за неправильное движение через железнодорожные пути

Штраф за движение через железнодорожные пути вне железнодорожного переезда

Штраф за движение через железнодорожные пути вне железнодорожного переезда предусмотрен статьей 12.10 кодекса об административных правонарушениях:

Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

1. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Как Вы видите, штраф достаточно суров, поэтому если вдруг при движении на внедорожнике по деревенскому полю Вы вдруг заметили перед собой пару рельсов, за которыми экипаж ГИБДД расположился на пикник, рекомендую воздержаться от пересечения железнодорожного полотна.

Штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора на железнодорожном переезде

Наказание за выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме, запрещающем сигнале светофора, запрещающем жесте дежурного по переезду предусмотрено частью 1 статьи 12.10:

Статья 12.10. Нарушение правил движения через железнодорожные пути

1. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Что касается выезда на переезд при наличии поезда рядом с переездом или при наличии затора за переездом, то наказание за них предусмотрено второй частью 2 статьи 12.10:

2. Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Штраф за неправильную остановку перед переездом

Неправильный выбор места для остановки перед железнодорожным переездом также относится ко второй части статьи 12.10 и наказывается штрафом в размере 1 000 рублей.

На этом серия статей, посвященная правилам проезда железнодорожных переездов, подошла к концу.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 1. Железнодорожный переезд и его границы.

Железнодорожный переезд и его границы

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня я начинаю новую серию статей на PDDMASTER.RU - "Правила проезда железнодорожного переезда", в которой будут рассмотрены разнообразные ситуации, которые могут возникнуть на железнодорожном переезде, а также правильное поведение в этих ситуациях.

Для начала хочу сказать о том, что ДТП на железнодорожных переездах происходят гораздо чаще, чем предполагают большинство водителей. Например, в прошлом году таких ДТП произошло аж 260. Конечно же по сравнению с количеством обычных ДТП это совсем даже не много, однако дорожно-транспортные происшествия с участием поезда всегда имеют очень тяжелые последствия для водителя автомобиля и его пассажиров, поэтому оставлять их без внимания нельзя.

Поскольку железнодорожные переезды в городах встречаются не очень часто, многие водители забывают, каким образом их нужно правильно проезжать. Так что рекомендую Вам для освежения знаний прочитать все статьи серии "Правила проезда железнодорожного переезда".

В первой статье серии мы поговорим о знаках, которые устанавливаются перед железнодорожным переездом, и о границах железнодорожного переезда.

Приближение к железнодорожному переезду

Для того, чтобы сообщить водителю, что он приближается к железнодорожному переезду в правилах дорожного движения имеются специальные знаки:

1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом".

Знак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумом

1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума".

Знак 1.2 Однопутная железная дорога

Знак 1.1. обозначает, что автомобиль приближается к железнодорожному переезду со шлагбаумом, знак 1.2. - к железнодорожному переезду без шлагбаума.

У знаков 1.1. и 1.2. есть одна важная особенность - вне населенных пунктов они устанавливаются по 2. Это обусловлено тем, что проезд железнодорожного переезда требуется выполнять особо внимательно.

При этом первый знак устанавливается на расстоянии 150 - 300 метров от переезда.

Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 метров. Т.е. при подъезде к железнодорожному переезду Вы сначала попадаете в зону действия первого знака, а затем в зону действия второго.

На территории населенных пунктов единственный знак 1.1 или 1.2 устанавливается на расстоянии 50 - 100 метров до переезда.

Кроме приведенных выше знаков 1.1. и 1.2. перед железнодорожным переездом за городом могут быть установлены знаки 1.4.1 - 1.4.6:

1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду". Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.

Знак 1.4.1 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.3 Приближение к железнодорожному переезду

Знак 1.4.4 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.5 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.6 Приближение к железнодорожному переезду

Эти знаки устанавливаются для информирования водителя о приближении к железнодорожному переезду. Количество полос на знаке показывает, насколько близко к переезду находится водитель. Чем меньше полос на знаке - тем ближе переезд.

Обычно знак с 3 полосами устанавливается вместе с первым знаком "железнодорожный переезд", а знак с 1 полосой вместе со вторым знаком "железнодорожный переезд". Знак с 2 полосами устанавливается примерно в середине между 1 и 2 знаками "железнодорожный переезд".

Т.е. если произвести несложные расчеты, то можно определить, что знак с 3 полосами располагается на расстоянии 150 метров, знак с 2 полосами на расстоянии 100 метров, а знак с 1 полосой на расстоянии 50 метров. Каждый из этих знаков обозначает границы отдельной зоны, в которой действуют собственные пункты правил дорожного движения. Об этом мы поговорим в одной из следующих статей серии.

Отмечу, что в населенных пунктах знаки 1.4.1 - 1.4.6 не устанавливаются, поэтому перед железнодорожными переездами в городах существуют лишь две зоны (после первого знака "железнодорожный переезд" и после второго).

Границы железнодорожного переезда

Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом

Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом определить достаточно просто. Они обозначаются самими шлагбаумами, расположенными с разных сторон от переезда.

Границы железнодорожного переезда без шлагбаума

Для обозначения границ железнодорожного переезда без шлагбаума существуют специальные знаки, которые устанавливаются с разных сторон от переезда:

1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.

Знак 1.3.1 Однопутная железная дорогаЗнак 1.3.2 Многопутная железная дорога

Соответственно, ориентируясь на эти знаки, можно определить границы переезда.

Уверен, что Вы теряетесь в догадках по поводу того, зачем водителю нужно уметь определять границы железнодорожного переезда. Все очень просто. Границы железнодорожного переезда образуют еще одну, самую опасную зону, в которой действуют особые правила дорожного движения.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 3. Объезд и обгон.

Объезд и обгон на железнодорожном переезде

Добрый день, уважаемый читатель.

В третьей статье серии "Правила проезда железнодорожного переезда" речь пойдет о выполнении маневров объезд и обгон на железнодорожном переезде, а также вблизи него. Кроме того, будут рассмотрены и штрафы, предусмотренные за нарушение правил обгона и объезда на железнодорожном переезде.

Напомню, что в первой статье серии мы разбили железнодорожный переезд и прилегающую к нему дорогу на несколько зон, для каждой из которых действуют собственные пункты правил дорожного движения. Это относится в том числе и к выполнению обгона и объезда. Поэтому если Вы по каким-то причинам пропустили первую статью серии, рекомендую с ней ознакомиться: "Правила проезда железнодорожного переезда. Часть 1. Железнодорожный переезд и его границы".

Чтобы Вы лучше понимали о чем идет речь, для начала предлагаю рассмотреть различия понятий обгон, опережение и объезд.

Объезд - это маневр, при котором Ваш автомобиль объезжает неподвижное транспортное средство или иное препятствие на проезжей части. Объезд может выполнять как с выездом на полосу встречного движения, так и без него.

Опережение - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Опережение может выполняться как с выездом на полосу встречного движения, так и без него. При этом опережение с выездом на полосу встречного движения называется обгоном.

Объезд на железнодорожном переезде

Правила дорожного движения ограничивают выполнение объезда вблизи железнодорожного переезда. Об этом свидетельствует пункт 15.3:

15.3. Запрещается выезжать на переезд:

...

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

...

Рассмотрим особенности этого пункта:

1. Запрещается выполнять объезд исключительно с выездом на полосу встречного движения. Если ширина проезжей части позволяет выполнить объезд без выезда на встречную полосу, то такой маневр не будет являться нарушением правил дорожного движения.

2. Запрещается выполнять объезд исключительно транспортных средств. Объезд, например, кучи строительного мусора выполнить можно, даже если это потребует выезда на полосу встречного движения.

3. Запрещается объезжать транспортные средства, стоящие перед железнодорожным переездом. Напомню, границы железнодорожного переезда обозначаются шлагбаумом или одним из знаков 1.3.1 и 1.3.2.

Знак 1.3.1 Однопутная железная дорогаЗнак 1.3.2 Многопутная железная дорога

Т.е. если перед переездом выстроилась очередь из 10 машин, то объезжать их нельзя.

Обгон на железнодорожном переезде

Ограничения, относящиеся к обгону на железнодорожном переезде, приводятся в пункте 11.4 правил дорожного движения:

11.4. Обгон запрещен:

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

Во-первых, обгон запрещен непосредственно на железнодорожных переездах. О том, как определить границы переезда, я писал чуть раньше в этой статье.

Во-вторых, обгон запрещается за 100 метров до железнодорожного переезда. Для того, чтобы без рулетки определить, где начинаются 100 метров до переезда, нужно сделать следующее:

Вы должны четко представлять, едете Вы по населенному пункту или вне его.

Если Вы в населенном пункте, то 100 метров начинаются сразу же после первого знака 1.1 или 1.2.

Знак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумомЗнак 1.2 Однопутная железная дорога

Вне населенных пунктов 100 метров начинаются после знаков 1.4.2 и 1.4.5 (знаки с двумя красными полосками):

Знак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.5 Приближение к железнодорожному переезду

Отмечу, что если после того, как Вы начали выполнять обгон, Вы заметили один из знаков, перечисленных выше, то маневр лучше не завершать. В этом случае, чтобы не нарушить правил требуется пропустить обгоняемое транспортное средство и перестроиться на попутную полосу вслед за ним.

Штрафы за нарушение правил выполнения обгона и объезда на железнодорожном переезде

Поскольку и обгон, и объезд, запрещенные вблизи железнодорожных переездов, должны сопровождаться выездом на полосу встречного движения, штрафы за их выполнение предусмотрены статьей 12.15 кодекса об административных правонарушениях:

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Таким образом, объезд препятствия вблизи переезда наказывается штрафом в размере 1 000 - 1 500 рублей, а обгон и объезд не препятствия - лишением прав на срок от четырех месяцев до одного года. Как Вы видите, наказания предусмотрены весьма серьезные, поэтому вблизи железнодорожных переездов следует ездить весьма осторожно.

Напомню, что опережение и объезд без выезда на встречную полосу не являются нарушением правил дорожного движения, и штрафов за них не предусмотрено.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Объезд пробки перед железнодорожным переездом

Схема нарушения

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет об особенностях вынесения наказания за объезд пробки перед железнодорожным переездом. В основной массе водители помнят о том, что объезд транспортных средств, остановившихся перед ж/д переездом запрещен. И это правило довольно легко выполнить, если перед переездом остановилось несколько автомобилей.

Вопросы у водителей появляются в тех случаях, когда перед переездом образуется длинная пробка (несколько сотен метров или даже километров). Именно такая ситуация и будет рассмотрена в этой статье.

Объезд перед железнодорожным переездом в ПДД

Рассмотрим пункт 15.3 правил дорожного движения:

Кроме того, запрещается:

  • объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Штраф за объезд перед переездом

Часть 4 статьи 12.15 КоАП:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Таким образом, наказание за объезд автомобилей, остановившихся перед переездом, представляет собой либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев. При повторном нарушении водитель может получить лишение прав на срок до 1 года.

Какие транспортные средства считаются стоящими перед переездом?

Поскольку наказание в рассматриваемой ситуации достаточно серьезно, возникает вопрос по поводу того, какие транспортные средства являются стоящими перед переездом, а какие - нет.

Рассмотрим следующий пример:

Пробка перед переездом

Итак, три автомобиля стоят перед переездом и ожидают, пока железнодорожные пути освободятся для проезда. При этом красный легковой автомобиль стоит непосредственно перед переездом. Синий автомобиль и микроавтобус стоят после перекрестка, однако они также планируют движение через переезд. Белый автомобиль планирует после перекрестка проехать в прямом направлении, поэтому ожидать в общей пробке водитель не хочет. Может ли белый автомобиль объехать пробку по встречной полосе?

Объезд пробки

Давайте еще раз рассмотрим ситуацию:

1. Красный легковой автомобиль остановился перед переездом, объезжать его нельзя.

2. Пункт 13.2 ПДД запрещает синему автомобилю въезжать на перекресток, т.к. за ним образовался затор:

13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Поэтому синий автомобиль и красный микроавтобус стоят не перед железнодорожным переездом, а перед перекрестком. Соответственно, пункт 15.3 не запрещает объехать эти автомобили.

3. Поскольку отсутствуют условия, запрещающие белому автомобилю выполнить объезд, белый автомобиль может объехать пробку и проехать через перекресток прямо.

Важное замечание: Если сотрудники ГИБДД увидят маневр белого автомобиля, то они с большой степенью вероятности остановят водителя, составят протокол и отправят его в суд. Поэтому, если Вы не уверены в собственных знаниях и в том, что сможете убедить судью в собственной правоте, то не объезжайте автомобили, стоящие перед переездом. Даже общение с ГИБДД и оформление документов могут занять больше времени, чем ожидание в пробке.

Решения судов при объезде пробки перед ж/д переездом

Что касается решений, которые выносятся судами в похожих ситуациях, то они могут быть различными. Тем не менее, при желании водитель может доказать собственную правоту.

В качестве примера можно рассмотреть решение Архангельского областного суда от 28 января 2016 года (№ 7Р-55/2016). В данном деле областной суд отменил наказание для водителя. Ситуация очень похожая, однако судья обосновал свое решение по-другому. Речь идет о том, что водитель не создал помех встречным транспортным средствам и не оказался на полосе встречного движения в момент открытия шлагбаума.

Подведем итоги данной статьи.

1. Стоящими перед железнодорожным переездом считаются те транспортные средства, которые стоят в одной очереди сразу после переезда. Если очередь разделена на части перекрестком, то автомобили после перекрестка являются стоящими перед перекрестком.

2. Объезд транспортных средств, ожидающих проезда через ж/д переезд, но стоящих перед перекрестком не запрещен. Однако при выполнении подобного маневра нужно быть готовым к тому, что собственную правоту придется отстаивать в вышестоящих судах.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru