Внеклассное занятие по книге В. И. Белова «Лад» Подготовила и провела Гнутова А. И. Белова лад


ЛАД. Очерки о народной эстетике. Василий Белов » Перуница

Василий Иванович Белов родился и вырос в разоренной вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте. Писательская слава пришла к Белову сразу после публикации в петрозаводском журнале "Север" повести "Привычное дело" (1966). Классическим образом простого человека стал Иван Африканыч из "Привычного дела". В нем раскрываются "важные черты русской души, не лишенные известных противоречий. Он стойкий, терпеливый, работающий день и ночь, честный, любящий глубоко и сильно свою жену, добрый, но вместе с тем есть у него и незадачливость, бездумность, безалаберность, есть и привычка не перечить начальству". В чутком, добром отношении к жизни открывается любящая душа русского человека, живущего по совести, кровно ощущающего свою связь с людьми и природой. Мучительно переживает Иван Африканыч каждый свой поступок, не согласующийся с совестью. А совесть его как тот родничок, в котором "вода была так прозрачна, что казалось, что ее нет вовсе, этой воды". Повесть не решались публиковать в иных редакциях, а Д. Гусарову пришлось для обмана цензуры сделать в конце публикации пометку: "Окончание следует", допускающую, что "пессимистический" конец первой части будет "исправлен".
Красной нитью через все его творчество проходит тема Малой Родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия. "Здесь и начинается для нас, — говорил писатель устами одного из своих героев, — большая Родина. Да человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься". Совестливость, беззлобность, доброжелательность, трудолюбие, жизнелюбие — главные черты героев рассказов Белова. Он справедливо считается одним из основателей широкого литературного течения, которое получило у критиков-космополитов название "деревенской прозы" (по Марксу и Троцкому, "деревня" второсортна по отношению к "городу"). В к. 60—90-х Белов создал ряд новых произведений на ту же тему в самых различных жанрах, включая пьесы (в т. ч. повесть "Плотницкие рассказы", 1968; романы "Кануны", 1972—87, и "Год великого перелома", 1989—94; кн. миниатюр "Бухтины", 1996, и др.). В дилогии "Кануны" и "Год великого перелома" Белов убедительно показывает большевистскую коллективизацию как "антирусскую революцию сверху".

Особняком стоит его роман "Все впереди" (1986), посвященный сугубо городским вопросам, но пронизанный, как и все его творчество, идеей столкновения русской духовной самобытности с космополитической бесовщиной. В нем раскрывается духовно-нравственная ущербность образованных горожан, впервые в художественной форме поднимается вопрос о растлевающем влиянии иудейско-масонской идеологии, ее гибельности для русского человека.

Исключительную историко-художественную ценность имеет книга "Лад. Очерки о народной эстетике" (1982), посвященная описанию крестьянского быта Севера России. С любовью и глубоким пониманием писатель рассказал об эстетическом отношении к жизни русского крестьянина, раскрыл красоту его бытовых и трудовых традиций.

С. Семанов

От автора:

Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся.

В неутолимой жажде познания главное свойство науки - ее величие и бессилие. Но для всех народов Земли жажда прекрасного не менее традиционна. Как не похожи друг на друга две эти человеческие потребности, одинаковые по своему могуществу и происхождению! И если мир состоит действительно лишь из времени и пространства, то, думается, наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем ...

Народная жизнь в ее идеальном, всеобъемлющем смысле и знать не знала подобного или какого-либо другого разделения. Мир для человека был единое целое. Столетия гранили и шлифовали жизненный уклад, сформированный еще в пору язычества. Все, что было лишним, или громоздким, или не подходящим здравому смыслу, национальному характеру, климатическим условиям, - все это отсеивалось временем. А то, чего недоставало в этом всегда стремившемся к совершенству укладе, частью постепенно рождалось в глубинах народной жизни, частью заимствовалось у других народов и довольно быстро утверждалось по всему государству.

Подобную упорядоченность и устойчивость легко назвать статичностью, неподвижностью, что и делается некоторыми «исследователями» народного быта. При этом они намеренно игнорируют ритм и цикличность, исключающие бытовую статичность и неподвижность.

Ритм - одно из условий жизни. И жизнь моих предков, северных русских крестьян, в основе своей и в частностях была ритмичной. Любое нарушение этого ритма - война, мор, неурожай - лихорадило весь народ, все государство. Перебои в ритме семейной жизни (болезнь или преждевременная смерть, пожар, супружеская измена, развод, кража, арест члена семьи, гибель коня, рекрутство) не только разрушали семью, но сказывались на жизни и всей деревни.

Ритм проявлялся во всем, формируя цикличность. Можно говорить о дневном цикле и о недельном, для отдельного человека и для целой семьи, о летнем или о весеннем цикле, о годовом, наконец, о всей жизни: от зачатья до могильной травы ...

Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу - от красоты. Мастер назывался художником, художник - мастером. Иными словами, красота находилась в растворенном, а не в кристаллическом, как теперь, состоянии.

Меня могут спросить: а для чего оно нужно, такое пристальное внимание к давнему, во многом исчезнувшему укладу народной жизни? По моему глубокому убеждению, знание того, что было до нас, не только желательно, но и необходимо.

Молодежь во все времена несет на своих плечах главную тяжесть социального развития общества. Современные юноши и девушки не исключение из этого правила. Но где бы ни тратили они свою неуемную энергию: на таежной ли стройке, в полях ли Нечерноземья, в заводских ли цехах - повсюду молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии ... Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат.

Но нельзя воспитать в себе эти высокие нравственные начала, не зная того, что было до нас. Ведь даже современные технические достижения не появились из ничего, а многие трудовые процессы ничуть не изменились по своей сути. Например, выращивание и обработка льна сохранили все древнейшие производственно-эстетические элементы так называемого льняного цикла. Все лишь ускорено и механизировано, но лен надо так же трепать, прясть и ткать, как это делалось в новгородских селах и десять веков назад.

Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.

Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас.

Книга не случайно называется «Лад» и рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Она была задумана как сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике. При этом я старался рассказывать лишь о том, что знаю, пережил или видел сам либо знали и пережили близкие мне люди. Добрая половина материалов записана со слов моей матери Анфисы Ивановны Беловой. Воспоминаний, а также впечатлений сегодняшнего дня оказалось слишком много. Волей-неволей мне пришлось систематизировать материал, придавая рассказу какой-то, пусть и относительный, порядок, чем и продиктовано композиционное построение книги.

Из экономии места мне приходилось то и дело сокращать или вовсе убирать живой фактический материал, довольствуясь общими размышлениями.

В печатном виде есть здесьДругие книги Василия Белова

www.perunica.ru

Василий Белов - ЛАД - стр 5

Зима

Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…

А. С. Пушкин ничего не говорил зря, то есть для рифмы или просто так. Тот, кто знает деревню, тотчас поймет, почему торжествует крестьянин, почему, почуя снег, лошадка "плетется рысью, как-нибудь". Есть в крестьянине, обновляющем путь, какой-то детский восторг, а в его лошадке что-то добродушно-хитроватое и взаимодействующее с торжествующим мужиком.

Куда же он и зачем? Об этом необязательно думать каждую минуту. Может быть, за дровами. Вспомним уж кстати и некрасовское:

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок…

Здесь поэт растолковал нам все, вплоть до того, какие у возчика рукавицы, но излишество деталей искупается превосходным сюжетом.

Может быть, пушкинский крестьянин поехал за сеном. А скорее всего за еловой хвоей, которую рубят на подстилку скоту, экономя солому. Запах снега, необычное состояние ног (жесткие холодные сапоги или мягкие теплые валенки - есть разница?), новый способ езды без тележной тряски и скрипа и сотни других более мелких новинок - все это делает ездока именно торжествующим.

Зимний труд не то что летний, торопиться необязательно. Малина, как говорится, не опадет. Погода не подторапливает. Комары, клещи, мошка, оводы и слепни тебя не донимают. Потом не обливаешься. Мороз бодрит, сила просится развернуться. А развернуться есть где, в лесу особенно.

Женщины собираются где-нибудь в старой избе или в хлеву сообща трепать лен. Работа пыльная, не больно приятная, но сообща веселей. Поют, рассказывают бывальщины, судят-рядят.

Мужики возят сено, рубят дрова и вывозят строевой лес. День короток, только успеешь разок завернуться - и темно. Выпрягай. Коню и человеку такая проминка не в тягость, а в охотку. Отдыхают оба. Набираются сил к новой весне.

Зимой, если вывезены дрова и сено, вся работа вокруг скотины, в доме. Многие столярничают, кустарничают, пробуют силы не в своем деле, рыбачат, охотятся. Как и в любую другую пору, много праздников. И если ты загостил в иных деревнях у родни, или у побратима, или еще у кого - изволь приглашать отгащиваться. Рожь на солод мочи, пиво вари.

Долга наша зима, многое можно успеть. Еще не прошла масленая, а иная бабка уже щупает курицу: яичка, случайно, нет ли? Коровы телятся. Женщины готовятся расставлять кросна, ткать холсты. Самые азартные игроки в бабки уже подбирают гумно, чтобы в первый же день, который выпадет потеплее, устроить сражение.

И снова весна издалека подбирается к деревне, опять зазвенел синий наст на ветру. Засинело безбрежное небо, прошел еще один год.

Он прошел незаметно. Родились в деревне новые детки, кое-кого из стариков прибрала мать-земля. Прихитила.

Но жизнь идет своим чередом, как своим чередом ежедневно восходит солнце. Оно сделало в небе свой великий круг, и крестьянская трудовая жизнь тоже сделала свой годовой круг. Так и катятся годовые круги год за годом, но ничто не повторяется в человеческой жизни. Пахарь встает в борозду каждую весну с волнением, словно впервые. Жница срезает первую горсть ржи также каждый раз с новым волнением.

Почти все трудовые дела сплелись у сельского жителя с природой, а природа ритмична: одно вытекает из другого, и все неразрывно между собой. Человек всегда ощущал свое единство с природой. Это в союзе с нею он создавал сам себя и высокую красоту своей души, отраженную в культуре труда.

ПОДМАСТЕРЬЯ И МАСТЕРА

Коренной хлебопашец испокон веку с улыбкой поглядывал на кустаря, переставшего кормиться землей. Земля - основа основ - не прощала измены худосочному мастеру. Она разрешала ходить по себе с гордым достоинством только истинным мастерам, только у них могла быть спокойной совесть, и лишь подлинные знатоки своего дела, настоящие ревнители мастерства, не маялись оттого, что оставили землю.

Остальных молва окрестила попросту "зимогорами" - не больно почетным словцом из плотницкого багажа.

ПЛОТНИКИ. Человек еще не успел научиться ходить, но уже тянется к отцовскому молотку. Да еще и гвоздь норовит забить.

Крестьянин не мог не быть плотником. Мы не имеем права спрашивать, что важнее: соха или секира? Плотницкое дело пришло к нам вместе с земледелием из глубокой старины. Перед тем как вспахать землю, надо было вырубить лес. Та же секира оборачивалась оружием при набегах кочевников. Когда-то избу рубили одновременно с раскорчевкой лесной делянки. Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать, так же как над женщинами, которые плохо пряли, не умели ни ткать, ни вышивать, ни плести кружева. Вспомним: "Пряла наша Дуня не тоньше полена…" Есть талант или нет, независимо от этого все люди стремились постичь мастерство. И постигали, каждый по мере своих способностей. Один умел рубить многие виды углов и знал все, другой знал лишь половину, а третий только и научился, что рубить угол в охряпку. Четвертый ничего не умел, но из-за стыда все равно стремился учиться. И научивался хотя бы колья завостривать. Не ахти что, но и то лучше, чем ничего.

Так было в любом деле.

Плотницкий мир широк и многообразен. Подросток начинал постигать его с обычного топорища. Сделать топорище - значит сдать первый экзамен. Дед, или отец, или старший брат подавал мальчишке свой топор и сухую березовую плашку из лучинных запасов. Далеко не с первого раза получалось настоящее топорище: иной испортит беремя березовых плашек. Но мало было случаев, когда парень не добивался своего и не заслужил бы похвалы старшего.

Топорище-то надо еще и насадить, и правильно расклинить, чтобы топор не слетел, и зачистить стеклянным осколком. После всего этого топор точили на мокром точиле.

Сама по себе каждая эта последовательно сменяющаяся операция требовала смекалки, навыков и терпения. Так жизнь еще в детстве и отрочестве приучала будущего плотника к терпению и последовательности. Нельзя же точить топор, пока его не расклинили, хоть и невтерпеж! Также нельзя метать сено, не высушив, или месить пироги, которые не выходили.

Обычно умение незаметно переходит от старшего к младшему прямо в семействе. Оно углублялось и развивалось в артели. "Для чего и глаза", - говорит Анфиса Ивановна.

Уже в первый сезон артельной работы подросток постигал один-два способа рубить угол, учился прирубать косяки, обзаводился собственным инструментом. Просить у кого-либо инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Давали неохотно и вовсе не из скопидомства. Топор у каждого плотника был как бы продолжением рук, к нему привыкали, делали топорище сообразно своим особенностям. Хороший плотник не мог работать чужим топором.

В плотницкий инструмент, кроме топора, входили пила поперечная (можно было носить одну на двоих), скобель, пила-ножовка, долото, напарья (бурав для сверления дерева), струг.

Рубанок и молоток для плотника были необязательны.

Все это для обработки дерева. Но плотник не мог обойтись без железной черты, которая отчеркивала то, что надо стесать с бревна, чтобы оно плотно сомкнулось с предыдущим. Нитка с грузилом и головешка (обожженное полено с ручкой) служили для того, чтобы отстрекнуть на бревне или доске длинную прямую линию. Уровень тоже был нужен, да не каждый его мог иметь. Штука дорогая. Складной аршин (позднее метр) хорошему плотнику также необходим. Все остальные вспомогательные приспособления плотники делали сами по ходу работы (например, аншпуги, отвесы, клинья и т. д.).

Подрядчик - посредник между плотником и заказчиком - заранее набирал артель. Многим крестьянам из нужды приходилось брать аванс, чтобы заплатить налог, и тогда хочешь не хочешь, а если пришел срок, иди работать. Артель выбирала старшого - наиболее опытного в мастерстве и в житейских делах мужика. Закончив подряд, плотники уходили домой. Но иной пропил денежки, домой пустому идти стыдно. Или сударушка завлекла на чужой стороне. Вот и оставались на зиму горевать горе. Отсюда и пошла презрительная кличка "зимогор".

Свой же дом рубили вчерне помочами[9]. Затем крестьянин в промежутки между полевыми работами доделывал окна, лестницы, полы, потолки. Баню, амбар, картофельную яму, колодец или рассадник также рубили без особой помощи соседей.

Конечно, самое главное в плотницком деле - это научиться рубить угол. Если постройка четырехугольная, то, само собою, и угол прямой. Тупые углы рубились реже. Тупой угол требовался для некоторых видов колокольни, алтарной части деревянного храма, а также при воздвижении шестигранных шатров. Простейший способ соединения бревен - это рубка "в охряпку", более сложный - в простую "коровку" или "чашу". Затем плотник просто обязан был научиться рубить "в лапу" и "в крюк". В лапу - это значит концы бревен были заподлицо с сопряженным рядом, они не выставлялись наружу. По углу, срубленному "в коровку", можно лезть вверх как по лесенке, угол же, срубленный "в лапу", совершенно ровный, без выступов. Угол, срубленный "в крюк", считался самым лучшим в смысле прочности и тепла. Мало осталось плотников, умеющих рубить "в крюк". Хуже того, распространилась нелепая мода вообще не рубить угла, бревна, вернее брусья, складывают впритык, как кирпичи. Надолго ли такая постройка, как она хранит тепло, лучше не спрашивать.

Притесанные друг к другу бревна соединялись шипами или ставились "на коксы" с непременно моховой прокладкой[10]. Гумна, сеновалы, сараи ставили без мха.

profilib.net

Внеклассное занятие по книге В. И. Белова «Лад» Подготовила и провела Гнутова А. И

Внеклассное занятие по книге В.И. Белова «Лад»

Подготовила и провела Гнутова А.И.

  1. Отгадайте кроссворд, в выделенных клетках – фамилия писателя.
б р у я
е ш е т о
3п л о т
о н ч а р
в о р о с т
  1. Конские принадлежности для езды.
  2. Барабан с сетчатым дном для просевки чего-либо, крупное сито.
  3. Сплоченные на воде бревна для сплава, помост на воде, плавучая пристань.
  4. Мастер глиняной посуды.
  5. Сушник, усохшие сучья, ветви.
Толкования даны по «Толковому словарю» В.И. Даля.
  1. Рассказ о В.И. Белове. (Сопровождается презентацией и выставкой книг.)
Выдающийся русский писатель Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 года в деревне Тимонихе Харовского района Вологодской области. Отец Белов Иван Федорович, плотник и столяр, совсем молодым погиб на фронте в 1943 году. Мать Анфиса Ивановна, овдовев, бедствовала с пятерыми ребятишками.

В 1947 году окончил семилетнюю школу, потом – ФЗО, где получил аттестат столяра 5 разряда. Служил в советской армии. Освоил несколько профессий: моториста, электромонтера, журналиста.

«Увлечение литературой я начал со стихов. Первые стихи напечатал в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» и в журнале «Звезда», когда служил в армии. Позже в Вологде рукопись моих стихов прочитал Александр Яшин, земляк, уроженец села Блудново под Никольском… Александр Яковлевич похвалил, одобрил, поощрил он и поступление в Литературный институт», - так рассказывает сам писатель о себе.

В 1964 году В.И. Белов окончил институт, с тех пор профессионально занимается литературной работой.

«Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Бухтины вологодские», «Кануны», «Год великого перелома», «Час шестый», «Все впереди», «Лад» - эти и другие самобытные книги В.И. Белова знают и любят миллионы читателей. С 1961 года вышло более 100 книг писателя.

Герои В.И. Белова – обычные деревенские люди. В его книгах можно найти веру в жизнь, в торжество добра и правды.

  1. Конкурсная программа по книге В.И. Белова «Лад».
Вступительное слово: «Лад» - необычная книга, это очерки о народной эстетике. Очерк – краткое описание жизненных фактов. Эстетика – учение об искусстве прекрасного в творчестве, природе и жизни.

А что такое лад? В.И. Даль писал: «Лад – мир, согласие, любовь, дружба, отсутствие вражды, порядок».

Какие пословицы знаете о ладе? (Не надо и клад, коли в семье лад. Сядем рядком да поговорим ладком.)

Викторина:

  1. С какого времени года все начиналось на Руси, даже Новый год? (весна)
  2. Вы знаете, чем занимаются кузнецы, пастухи, печники, мельники. А чем занимаются каталя? (с. 66)
  3. Что является центром русской избы? (печь, с. 142)
  4. Как называется занятие, результатом которого является это (показать кружева)? (кружевоплетение)
  5. Место на краю деревни, где ставили хлеб в кладях и где его молотили; крытый ток, или ладонь. (гумно)
  6. Вы знаете, что такое вегетарианство. А какая пища называется скоромной? (пища от теплокровных животных: мясо, молоко, масло яйца)
  7. Что такое помочи? (с.294)
  8. Зачитать бухтину Определить жанр прочитанного произведения.
Задания:
  1. Что называет В.И. Белов «спутником женской судьбы»? (лен)
Восстановить порядок работы со льном: теребление, обмолот, мятка, трепка, очес, пряжа, тканье. (с.81)
  1. О семье с. 140. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне всеобщим уважением. Вставить пропущенные слова в пословице: «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын».
  2. Кого как называли раньше в семье? Вставить пропущенные слова: отец и мать жены или невесты – это (тесть и теща), отец и мать мужа или жениха – это (свекровь и свекр). А родители мужа и жены между собой – это сваты.
  3. Кто кому и при каких обстоятельствах пел:
Ты прощайся со своей родимой сторонушкой,

Ты мое рожденье сердечное,

Со широкой быстрой реченькой,

Со всеми со полями со чистыми,

Со лужками зелеными.

Ты прощайся, сугрева сердечная,

С Преображением многомилостивым

И со всеми храмами господними.

Как приедешь ты на дальнюю сторонушку…

И поведут тебя на кружало государево,

Под меру под казенную. (проводы в армию)

  1. Народные игры: «решетцо», «имальцы».
  2. Определите жанр устного народного творчества:
Перебейка из-за дроли

Потеряла аппетит,

У меня после изменушки

Нежевано летит.Ягодиночку убили,

Да и мне бы умереть,

Ни который, ни которого

Не стали бы жалеть.

  1. Отгадайте загадки: «В круглом окошке днем стекло разбито, ночью опять цело», «А какую траву и слепой знает?»
Подведение итогов

Отгадайте буквы и составьте из них слово:

Книга В.И. Белова «Лад» состоит из … (очерков). Возьмите четвертую букву.

Этот народный праздник отличался обильной едой, блинами. (Масленица) возьмите первую букву.

Жанр устного народного творчества, отличающийся выдумкой, нереальными событиями. (сказка) Вам потребуется третья буква.

Люди какой профессии пользовались кнутом и рожком? (пастух) Возьмите шестую букву.

Заключение

Храм – заключительное слово, которое вы отгадали. Именно в храме царит согласие, любовь. Книга «Лад» рассказывает о ладе, а не о разладе крестьянской жизни. Живите в ладу с миром, с самим собой и тогда будете счастливы.

Отгадайте кроссворд, в выделенных клетках – фамилия писателя.

  1. Конские принадлежности для езды.
2) Барабан с сетчатым дном для просевки чего-либо, крупное сито.

3) Сплоченные на воде бревна для сплава, помост на воде, плавучая пристань.

4) Мастер глиняной посуды.

  1. Сушник, усохшие сучья, ветви.

Отгадайте кроссворд, в выделенных клетках – фамилия писателя.

  1. Конские принадлежности для езды.
  2. Барабан с сетчатым дном для просевки чего-либо, крупное сито.
  3. Сплоченные на воде бревна для сплава, помост на воде, плавучая пристань.
  4. Мастер глиняной посуды.
  5. Сушник, усохшие сучья, ветви.

теребление обмолот мятка трепка очес пряжа тканьетеребление обмолот мятка трепка очес пряжа тканьеОдин сын – , два сына – ,

три сына – .

Один сын – , два сына – ,

три сына – .Вставить пропущенные слова:

отец и мать жены или невесты – это , отец и мать мужа или жениха – это . А родители мужа и жены между собой – это .Вставить пропущенные слова:

отец и мать жены или невесты – это , отец и мать мужа или жениха – это . А родители мужа и жены между собой – это .

Ты прощайся со своей родимой сторонушкой,

Ты мое рожденье сердечное,

Со широкой быстрой реченькой,

Со всеми со полями со чистыми,

Со лужками зелеными.

Ты прощайся, сугрева сердечная,

С Преображением многомилостивым

И со всеми храмами господними.

Как приедешь ты на дальнюю сторонушку…

И поведут тебя на кружало государево,

Под меру под казенную.

Ты прощайся со своей родимой сторонушкой,

Ты мое рожденье сердечное,

Со широкой быстрой реченькой,

Со всеми со полями со чистыми,

Со лужками зелеными.

Ты прощайся, сугрева сердечная,

С Преображением многомилостивым

И со всеми храмами господними.

Как приедешь ты на дальнюю сторонушку…

И поведут тебя на кружало государево,

Под меру под казенную. Перебейка из-за дроли

Потеряла аппетит,

У меня после изменушки

Нежевано летит.Ягодиночку убили,

Да и мне бы умереть,

Ни который, ни которого

Не стали бы жалеть.Перебейка из-за дроли

Потеряла аппетит,

У меня после изменушки

Нежевано летит.Ягодиночку убили,

Да и мне бы умереть,

Ни который, ни которого

Не стали бы жалеть.

edu.likenul.com

Урок-исследование «Стихия народной жизни необъятна…» (по очеркам о народной эстетике В. Белова «Лад»)

Урок-исследование «Стихия народной жизни необъятна…»

(по очеркам о народной эстетике В.Белова «Лад»), 11 А класс

Андрианова Л.В., заместитель директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 5»;

Ильина М.В., педагог-библиотекарь МБОУ «СОШ № 5»

 

Цель: знакомство с традициями поморской земли через очерки о народной эстетике В. Белова «Лад»

 

Ход урока:

На доске представлен ряд слов (Север, дом, традиции, лад, крестьянский быт, оберег, орнамент, сундук, охлупень).

Учитель: Как вы думаете, что объединяет эти слова? (поморский народный быт). Все ли слова вам знакомы? (нет)

Как вы думаете, чем сегодня мы с вами будем заниматься на таком не совсем обычном уроке? (предположения старшеклассников)

Сегодня мы с вами окунемся в стихию народной жизни.

«Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима», - писал Белов. Постичь ее до конца никому не удавалось и, будем надеяться, никогда не удастся».

Мы с вами на уроке лишь прикоснемся к народным традициям Поморья и проверим знания, полученные вами при изучении очерков о народной эстетике Василия Белова.

А поможет зафиксировать и сохранить полученную информацию рабочая карта урока. По ходу занятия вы будете выделять основную информацию и заносить сведения, представленные группами, в разделы рабочей карты. Итак, начинаем представление результатов ваших исследований.

 

Ведущий 1.

Всех русских называли русскими, а людей Севера – называли Поморами. Такое гордое и древнее название вмещало в себя так много. Что же представлял собой Беломорский Север?

В незапамятные времена в низовьях Двины жило могучее и славное племя финского происхождения – Чудь Заволочская. Мы слышим следы самобытного языка этого народа в названиях рек, озёр, деревень и городов, например, таких как Няндома, Ненокса, Кокшеньга и многих других.

В период княжения Ярослава Мудрого северные земли стали заселять новгородцы, а в xv в. Заволочье было присоединено к Московскому государству. Благодаря этому расширились торговые связи Двинской земли с центром России и со странами Европы – Англией, Францией, Данией, Голландией. До основания Петербурга Холмогоры и Архангельск служили главными морскими воротами Московского государства.

Мы хотим вам поведать о том, как жили поморы.

Прежде чем послушать рассказ о быте, семейном укладе северной деревни в VII – XIX в.в. подумайте, что вы знаете о Василии Белове?

Вспомнить основные моменты биографии вологодского писателя вам поможет видеоролик о жизненном пути автора.(3 минуты)

При подготовке к этому уроку мы использовали очерки о народной эстетике В.Белова «Лад», в которых подробно описана вся стихия народной жизни Русского Севера.

 

Ведущий 2.

Для большинства северян идеалом было - иметь свой дом. И, конечно, к строительству дома относились с трепетом, соблюдая множество правил и обрядов. Об этом нам поведает группа № 1.

 

Группа № 1 , презентация 1.

 

Ведущий 1.

В деревенских семьях царила строгая иерархия, когда младшие члены семьи беспрекословно подчинялись старшим.

Хозяин дома всегда сидел за столом в красном углу. Гости, заходя в дом, прежде всего находили взглядом красный угол, крестились, били поклон, а потом уже здоровались с хозяевами.

А почему угол называется красным, а не синим или зелёным? (обращается к зрителям). Правильно, в старину слово «красный» означало «красивый».

Почему именно в северных семьях сохранились эти традиции, расскажет группа № 2.

 

Группа № 2

Крепостная неволя практически не коснулась Беломорского Севера.

А в эпоху царя Петра I, когда насильно вводились чужие европейские нравы, на Север бежали люди, не желающие жить по-новому, они сохраняли старинные патриархальные традиции. Русский Север рождал смелых и выносливых людей, которые привыкли не страшиться невзгод, настойчиво шли к своей цели.

Известно, что поморы ещё в XVI веке умели водить свои суда по компасу («матке»). Уже в то время поморы выделялись, как опытные, отважные и искусные мореходы, далеко опередившие, особенно в ледовом плавании, западноевропейских мореплавателей.

Европейцы удивлялись, что практически все поморы владели грамотой. Они могли не просто расписаться, но и составить документ, а также, имели лоции – небольшие рукописные тетрадки.

Главой семьи всегда был самый старший.

Все сыновья строили свои дома недалеко от отцовского, и хотя жили своими семьями, но беспрекословно подчинялись воле отца или деда.

Хозяин - глава дома и семьи, он же ведал главной работой, пахотой, севом, а так же заготовкой леса, дров и сена. Всю тяжесть крестьянского труда он нёс вместе со взрослыми сыновьями на своих плечах.

Кстати, в добропорядочной семье любые важные дела решали на семейных советах, причём открыто, при детях.

Всё что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства – привилегия мужчин. (показывает на юношу)

Юноша: Вся посуда, утварь вплоть до детских игрушек – создавалась мужскими руками зимними вечерами.

(Показывает и даёт предметы гостям в руки) Это лыко, из него плели лапти, корзины (Показывает), другие необходимые в крестьянском быту предметы.

(Показывает колодки). А как вы думаете, что это за предметы?

Правильно, это колодки. С их помощью шили сапоги.

(Показывает туес). Туеса тоже изготавливали сами. Туес – старинный термос. Даже в самую сильную жару в нём оставалась ледяной долгое время колодезная вода. А осенью, когда ходили в лес за грибами, горячий чай в туесе долго не остывал. Кстати, молоко в нём не скисало долгое время.

Я хочу раскрыть вам один секрет, связанный с туесом. (Предлагает по очереди зрителям открыть крышку туеса: крышка не поддаётся).

Нельзя открыть это изделие из бересты, потянув крышку вверх даже приложив огромное усилие, так как она подгонялась очень плотно. А вот в чём секрет: не надо с силой тянуть за ручку, необходимо крышечку наклонить в сторону, а потом уже вытащить. (Показывает сам и предлагает по очереди зрителям открыть крышку туеса правильно).

У каждого хозяина был свой инструмент, к соседу за топором ходить было стыдно.

Бобыль, человек без семьи считался обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было бы так же необходимо, как необходимо и естественно трудиться.

 

Ведущий 2.

У женщин в семье были свои обязанности. О них нам расскажет группа № 3.

 

Группа № 3

Мы узнали из очерков Василия Белова, что «всё руководство домашним хозяйством держала в руках большуха – женщина – жена и мать». Писатель отмечает: «она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе и муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находились под её присмотром

Под её неусыпным надзором находилось всё, что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол праздничный и будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканьё, баня и многое другое. Само собой, все эти работы она делала не одна.

Дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с игрой начинали делать что–то полезное.

Дети в семье считались предметом общего поклонения. Нелюбимое дитя было редкостью в крестьянском быту. Когда мама уходила в поле, с малышами оставались старшие. Чтобы чадо не плакало, молоко наливали в бараний рожок с надетым на него специально обработанным соском от коровьего вымени (показывает).

Детей качали в зыбке, подвешенной к потолку. Считалось, что такое качание вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян не страдали морской болезнью.

(Обращается к зрителям): Как вы думаете, о каком подарке раньше мечтала каждая невеста на свадьбу? (гости пытаются угадать).

Да, каждая невеста мечтала раньше о прялке. За прялкой девочки сидели с 6 лет, готовили себе приданое. Когда девушки шли на посиделки, гордо несли прялку на показ (показывает, как несли прялку), ведь прялки украшали затейливым орнаментом, резьбой, верхушку украшали маковки, а внизу часто были «серёжки». Жених дарил невесте именную прялку. Стоил этот подарок дорого: если прялка с позолотой, то бывало, не одну корову продавал, чтобы за прялку расплатится и порадовать суженую.

Посмотрите, нашим прялкам уже не одно столетие. (Показывает старинные прялки) Подробнее о сватовстве, свадьбе, молодой крестьянской семье, рождении детей вы узнаете из удивительной книги Василия Белова «Лад» (показывает книгу на выставке)

 

Ведущий 1.

Детали крестьянского быта: дома, мебель, утварь, одежду, игрушки часто украшали. Но не всегда орнамент и резьба были украшением, а имели глубокий мифологический смысл.

Так, на русском севере издревле устанавливали охлупень в форме головы коня (показывает на фотографии). Два ската крыши сверху соединялись бревном, на конце которого мастер выстругивал голову коня («садил» конька).

Конь олицетворял солнце и считался символом добра и счастья, был одним из самых главных оберегов: «Конь на крыше, в избе тише», говорили на Севере.

О том, сохранились ли охлупни на Севере – расскажет группа № 5

 

Группа № 5 рассказ и презентация

 

Ведущий 2.

А глиняная игрушка тоже была не просто забавой, а оберегом.

Полкан - на половину конь, на половину мужик, напоминает кентавра – праобраз древнеславянского божества – Ярило - бога солнца. Раньше этот герой часто встречался в русских сказках. (Показывает игрушку). Это древний чудской образ.

Утушки-свистули – символизируют воду, дождь, так необходимые для урожая.

(Свистит в утушку).

Оберегами играли дети и таким образом призывали удачу и оберегали себя от злых духов.

Тайны северных узоров раскроет нам группа № 4.

 

Группа № 4.

В русском языке не употреблялось латинское слово «орнамент», а употреблялось слово «узор» от древнеславянского «узреть». То есть, увидеть красоту, благо.

Узорами украшали различные предметы крестьянского быта. Вышивали одежду, полотенца, расписывали печи, посуду, различную утварь, мебель. В лоскутном шитье тоже использовался орнамент. Узор это не просто закорючки, крючки, палочки, а зашифрованные древние символы. Сейчас я раскрою вам некоторые тайны этих символов. (Показывает увеличенные на схемах-таблицах элементы орнамента и комментирует).

 

 

(использованы иллюстрации из книги Колбасенко М.Н. «Методика преподавания факультативных курсов по экологии»)

Давайте попробуем прочитать послание, которое зашифровано на этой доске, украшенной мезенской росписью. (Рассматривают и расшифровывают вместе со зрителями)

Какую загадку нам раскроет орнамент вышивки на полотенце?

(Рассматривают и расшифровывают вместе со зрителями)

Давайте разглядим старинный костюм. Обратите внимание, что узоры располагаются по краю одежды: на рукавах, по вороту, по подолу.

(Обращается к зрителям) А как вы думаете, почему?

Правильно, чтобы не пустить злых духов через края одежды, орнамент и здесь является оберегом.

Мы утратили умение читать и понимать орнамент, но и сейчас нас завораживает и притягивает мистическая красота ДРЕВНЕГО УЗОРА, которая помогает украсить наш дом.

 

Ведущий 2.

Дома мы храним одежду в шкафах, комодах, (обращается к зрителям) а где же хранили одежду поморы, ведь не было в поморской избе ни шкафов, ни комодов? Правильно, в сундуках. О сундуках нам расскажет группа № 5

 

Группа 5

Сундук стоял практически в каждом северном доме. На Руси сундуки появились после монголо-татарского нашествия. Монгольские воины переносили в них свой скарб или хранили в них погибших воинов.

(Подходит к большому сундуку, показывает) Сундуки были большие и маленькие. В больших сундуках поморы хранили продукты, одежду, приданое. В маленьких – деньги и украшения. (Показывает маленький сундучок и его содержимое)

Для крепости оковывали железом. (Открывает большой сундук и обращается к зрителям) А как вы думаете, для чего ещё оковывали железом и снаружи и внутри? (Зрители угадывают или рассказчик помогает им). Правильно, от пожара, от крыс и мышей.

(Обращается к зрителям) А как вы думаете, как ещё использовался сундук? Да, на сундуках спали, как на постели.

 

Ведущий 1.

Вы уже знаете, где хранили одежду, но какая она была, во что наряжались северные модницы? Об этом расскажет Настя.

8 участник

Меняются эпохи, меняется одежда. Но как мне кажется, эти изменения происходят лишь в центре России. Север как бы находится отдельно от основной части нашего государства.

Основной женской одеждой поморок являлись рубаха и сарафан.

Кроме рубахи и сарафана обязательной деталью были: головной убор, фартук и пояс. Пояс был оберегом.

В обычные дни носили сарафаны из тёмной материи, а по праздникам – яркие. Их шили из шерсти, шёлка и даже бархата.(Показывает).

На берегах Белого моря большое распространение получили повязки, которые складывали из платка или косынки. Основным головным убором был повойник. (Показывает). Он состоял из твёрдой основы и мягкого низа. Посмотрите, у нас в Поморской избе есть старинный повойник, вышитый золотыми и серебряными нитями.

Я хочу вам загадать одну загадку: почему верх повойника сохранился хорошо, а по бокам вытерся? (сверху повойника повязывали платки)

Поморочки были модницами и очень любили украшения, как и наши современницы. В почёте были бусы, серьги, кольца и браслеты.

Обратите внимание - это настоящие старинные костюмы 19 в.

 

Ведущий 2.

Давайте представим, вокруг нет ни журналов, ни телевизоров, ни магнитофонов. Как же развлекалась северная молодёжь вечерами? А ведь им было очень весело!

Мы вам всё рассказываем, да рассказываем – утомились вы, наверное

А сейчас мы вам всё покажем…

 

Сценка

За прялками сидят три девушки в северных костюмах.

1-я девушка. Ой, мороз-то какой!

2-я девушка. Наверно и ребята не придут!

1-я девушка. Нет, обещались!

3-я девушка. А дедушка – то домовой вчера в трубе так и шумел, так и шумел!

1-я девушка. (таинственно): Да, да я тоже слышала. А ты сама – то видела домового?

3-я девушка. Нет.

1-я девушка. А мне бабушка говорила, что он маленький и лохматый!

3-я девушка. А я слышала, что он лошадей любит, по ночам им косички заплетает.

2-я девушка. Говорят ещё, коли не взлюбит каку клячу, так может и голодом заморить…

Все девушки. (с сочувствием). У-у…, да-да…

1-я девушка. Давайте песню, что ли, затянем…

2-я и 3-я девушки. Давайте…

Девушки в полголоса запевают северную песню.

Солнышко – вёдрышко,

Выйди из-за морюшка!

Твои детки на лугу

Гнут берёзоньку в дугу,

Зарю величают,

Тебя ожидают!

На переднем плане слева появляются трое ребят (одеты в тулупы, меховые шапки, валенки.

Дойдя до середины сцены, топчутся на месте, изображая, что шагают по сугробам)

Петруха (поёживаясь): Мороз-то какой!

Антон и Ваня: Да уж! Угу!

Ваня (мечтательно и стеснительно, «заламывая» шапку): Больно мне Танька нравится! Баска девка, а поёт как!

Петруха (авторитетно, как старший брат): Да что ты, Ваня, у неё и веретено–то не ходит, да и в огороде-то ничего не растёт!

Антон (назидательно) Не зря говорят, выбирай жену не в хороводе, а в огороде!

Петруха (назидательно): Это уж точно! Ты на Польку посмотри, хоть и сирота, а хороша хозяйка в доме будет!

Ваня: Ну да ладно, там поглядим!

Ребята делают круг, подходят к дверям, стучатся.

Зайдя в избу, снимают шапки, крестятся, кланяются, затем здороваются с хозяевами.

Девушки, видя гостей, вскакивают с мест, кокетливо поправляют повязки, сарафаны. Приветствуют гостей, кланяются, приглашают пройти.

Ребята снимают тулупы, проходят (в валенках), вступают в разговор.

2-я девушка.(смущённо) А дедушка – то домовой вчера в трубе так и шумел, так и шумел!

Антон: Да всё бабьи сказки! Это над вами печник пошутил: когда трубу клал, перышко внутри посадил. Когда ветер дует - оно и гудит!

1-я девушка. Нет, это домовой, домовой!

Антон: Ну, домовой, так домовой!

Петруха: (пытается остановить спор и перевести разговор): А какая икона-то у вас красивая, Николина!

1-я девушка. Да, старинная, ей ещё прадед нашего деда на свадьбу благословлял.

Ваня: Никола наш покровитель, поморский…

Петруха: а вы помните, какой завтра день-то будет.

3-я девушка. Как же, Николин день. Никола - второй после Бога заступник.

1-я девушка. А если бы не Никола, то меня и на свете бы не было…

Ребята: А как это?

1-я девушка. А вот так!

Когда был мой дед молодым, ходил в море на баркасе. И случилась с ним беда непредвиденная… Попали они в шторм. Стали тонуть. И взмолились все Николушке о спасении. Вдруг увидели в небе лик его святой… Прекратился шторм, рассеялся туман. Глядь, а они у берега родного…

Ребята: Вот чудо, так чудо! Да уж…

3-я девушка. Сегодня и завтра надо погоду примечать. Если перед Николой иней – овёс добрый уродится.

Ваня: Да, надо будет приметить

Петруха: Говорят: хвали зиму после Николина дня. Первые морозы – никольские.

2-я девушка. То-то сегодня мороз какой! (Весело) А я вчера по воду ходила, загадку придумала.

Ребята (с нетерпением): ну-ка, ну-ка.

2-я девушка. В круглом окошке днем стекло разбито, ночью опять целое.

Антон: ну, раз по воду ходила, так и отгадка близко – это прорубь.

А вот мою загадку ни за что не отгадаете!

Ребята (с нетерпением): ну-ка, давай, загадывай.

Антон: Дважды родился, ни разу не крестился, а лучший на свете певчий!

3-я девушка. Да это же петух!

Петруха (недоумённо): А почему два раза-то родился?

3-я девушка. Эх, ты! Первый раз, когда курица снесла яйцо, а второй раз, когда цыплёнок из яйца вылупился!

Петруха: Ой, да и правда, хороша загадка!

1-я девушка. А вот мою загадку отгадайте: что на земле вверх корнем растёт?

Ребята (искренне удивляются): да ничего на земле вверх корнем не растёт!

1-я и 2-я девушки (обращаются к зрителям): А может нам гости помогут?

Гости угадывают

1-я девушка. Правильно, это сосулька!

2-я девушка. Антошка, а ты гармошку – то взял.

Антон: да вот же она.

1-я девушка. Так давайте, что ли, частушки попоём!

Антон достаёт гармонь из-под лавки и начинает играть.

Все встают и, пританцовывая, исполняют северные частушки.

Разрешите поплясать,

разрешите топнуть

Неужели в этом доме

половицы лопнут

Запевай, товарищ песню ,

Мне не запевается,

Чугун картошки навернул -

Рот не закрывается!

Моя прялка именная

Сама лучша, дорогая

Выбирай-ка милый мой

Меня по прялке именной!

Пойду петь, да плясать,

дома нечего кусать,

сухари да корки,

да на ногах опорки

Ой, ты, милая моя,

Такая ласковая

Все конфеты из кармана

Повытаскивала!

Ставь-ка, мама, самовар

Золотые чашки

Ко мне миленький придёт

В вышитой рубашке!

У меня на сарафане

петухи да петухи.

Я сама не косолапа

Косолапы женихи.

Хулиган мальчишка я

Не любят девочки меня,

вы любите, не любите,

хулиганом буду я.

Славен север наш лесами,

Славен рыбою треской,

Холмогорскими коровами,

Да удалью морской!

Все: Уф, притомились!

Усаживаются на лавки.

2-я девушка. А давайте поиграем! (Весело обращается к гостям). Выходите, четыре молодушки!

(Достаёт платок и объясняет правила) Каждая девушка берёт платок со своего края и поносит угол платка к подбородку. На середину платка кладём перышко. По команде все одновременно начинают дуть на пёрышко. Кто пёрышко передует, тот и выиграет!

Когда определён победитель, 2-я девушка спрашивает зрителя:

2-я девушка. Как имя - то твоё?

Зритель отвечает (например, Татьяна)

2-я девушка (Весело и игриво) Ой, Татьяна… вы у нас самая ветреная!

Антон: что-то мы засиделись.

Петруха: нас ведь батя дома ждёт, пора сети чинить.

Девчата (с огорчением): посидели бы ещё!

Петя: нет, как батя сказал, так тому и быть!

Ребята собираются, прощаются, бьют поклон, одеваются. Уходят.

Девушки, прощаясь, кланяются. Садятся за прялки, затягивают песню.

Ребята, «выйдя на улицу», делают круг, останавливаются на переднем плане в центре, топчутся на месте, изображая, что шагают по сугробам)

Петруха (поёживаясь): Мороз-то какой!

Ваня: Петруха, а ведь ты, прав был. Из Польки хорошая жена выйдет.

Петруха: ну, что я говорил.

Антон: после поста будем сватов зазывать.

Петруха: Погоди, чего ещё батя скажет! Пойдёмте скорее, ух, мороз-то какой!

Уходят.

Все участники выходят на поклон

 

Подведение итогов урока, рефлексия:

Так что же такое лад? Почему именно так назвал цикл своих очерков Василий Белов?

В словаре В. Даля читаем «ИЗЛАЖИВАТЬСЯ, успешно оканчиваться. Повозка ладится, ее излаживают. Дело ладится, не ладится, идет успешно или неудачно. Хорошее ко всему ладится, идет. Ладился купить корову, а купил теленка». Делать в соответствии с Ладом значит: и настроиться, и соответствовать, и совпасть, и содействовать в унисон, и сделать хорошо и т.д. Такое разнообразие значения во многих сферах жизнебытия говорит о том, что это была исключительно ЛАДНАЯ ЖИЗНЬ, жизнь, устроенная по Ладу!

Василий Иванович писал: «Культура и народный быт также обладают глубокой преемственностью. Шагнуть вперед можно лишь тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно. Именно поэтому так велик интерес у нашей молодежи к тому, что волновало дедов и прадедов.      Так же точь-в-точь и будущие поколения не смогут обойтись без ныне живущих, то есть без нас с вами. Им так же будет необходим наш нравственный и культурный опыт, как нам необходим сейчас опыт людей, которые жили до нас».

Сегодня на уроке мы лишь частично прикоснулись к творчеству Василия Белова, узнали особенности поморского быта наших предков. Это лишь начало нашего увлекательного путешествия в святая святых народной жизни, размеренной и упорядоченной. Мы надеемся, что интерес, проявленный вами к укладу поморов, усилится и в дальнейшем послужит залогом личностного развития и уважения к традициям и памяти предков-поморов.

 

Домашнее задание: написать сочинение-исследование по предложенным темам «История одного предмета», «Спутники женской судьбы», «Подмастерья и мастера» по разделам очерков В.Белова.

 

Список литературы:

1.Антропова Е. Северный клубок.- Архангельск, 2008

2.Архангельская область: Словарь-справочник / Науч. ред. Э.И.Николаева. - Архангельск, 2003

3.Астафуров В.И. М.В.Ломоносов.- М.,1985

4.Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. - Архангельск, 1985

5.Вольский К.П. Беседы по начальному топонимическому просвещению (на материалах топонимии Архангельской области).- Архангельск, 2007

6.Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М, 2000

7.Грошев В.Д. Календарь российского земледельца: Народные обычаи и приметы.- М, 1991

8.Заповедный север / Авт.-сост. Б.В. Гнедовский. – М, 1987

9.Калинский И.П. Месяцеслов.- М, 1990

10.Каргополье / Авт.-сост. Г. Дурасов. - М, 1984

11.Колбасенко М.Н.Дидактические материалы по экологии: региональный компонент.- Архангельск, 2003

12.Колбасенко М.Н.Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1 – 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, 2003

13.Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Н. Некрылова.- М, 1991

14.Морозов А. Родина Ломоносова. - Архангельск, 1971

15.Науменко Г., Якунина Г. «Солнышко – вёдрышко»: детский музыкальный фольклор Архангельской области.- Архангельск, 1994

16.Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М, 1983

17.Ополовников А.В. Сокровища русского севера. - М, 1987

18.Селезнёв С.А. Ломоносов и Север. - Архангельск, 1971

19.Соболев А. Деревянный дом от А до Я: секреты старых мастеров: материалы, инструменты, приёмы, технологии. - Архангельск, 2003

20.У моря Белого, студёного. - Архангельск, 2000

21.Энциклопедия Российских праздников.- С.- Пб, 1997

xn--j1ahfl.xn--p1ai