Что такое шаманизм и неошаманизм. Опыт практика. Лад мир
Семинары и практики | Лад-мир
Все наши семинары можно условно разделить на несколько уровней.
Для всех
Уровень "Для всех" предназначен для всех желающих, для тех, кто хочет прикоснуться к движению, природе, истории и культуре. Здесь мы проводим выезды за город, творческие мастерские, розен-марафоны, некоторые курсы и чаепития.
Для тех, кто хочет узнать больше об истории шаманизма и о том, какое место он занимает в жизни современного человека, стартовой точкой является базовый семинар.
Если вы хотите больше узнать о шаманизме, то вам будет интересен продвинутый уровень. На продвинутом уровне нет определенного порядка обучения. Вы можете выбрать курсы, которые вам интересны, и пройти их в любом порядке. Мы исходим из того, что каждый движется в своем ритме, в полном соответствии со своими возможностями и потребностями. С нашей точки зрения реальный процесс знакомства с шаманскими практиками невозможен, если что-то стоит на пути вашего общения с духами. Основная задача обучения - запустить процесс такого взаимодействия. Только вам решать, когда и какой семинар вам надо посетить. Никто кроме вас и ваших духов не сможет решить это за вас.
Базовый уровень
Первый уровень - базовый уровень - базовый шаманский семинар "Тропа духа". После прохождения этого курса вы можете осуществлять шаманские путешествия для себя, использовать основные шаманские инструменты для гармонизации собственной жизни, а также работать для другого человека (при наличии запроса и разрешения ваших духов) и осуществлять немедицинское исцеление тела-души-духа путем принесения животного силы.
Мы категорически не рекомендуем передавать знания и навыки, полученные вами на семинаре для обучения других людей в группах или индивидуально до окончания полного курса обучения по программе "Ведущий базовых семинаров", так как ваши знания и навыки находятся на начальном уровне и не могут обеспечить безопасность и эффективную работу для других людей.
Дальнейшее движение по тропе духовных практик регулируете вы сами и ваши духи. Если вы хотите поддержки для своей повседневной жизни, ресурса из мира духа, то вполне возможно, что вам достаточно пройденного базового курса и регулярного посещения шаманских и природных кругов, празднования в сообществе совместных сильных точек года: Солнцеворота, Имболка, Самайна-Макошья и т.д. Если же вы серьезно задумываетесь над обучением шаманским практикам в традиции базового шаманизма, то ниже представлены примерные уровни прохождения практики.
Шаманский практик
Второй уровень обучения - шаманский практик. Для получения этого уровня знания и глубины работы необходимо пройти семинары: "Сила и Душа Природы", "Возвращение души", "Смерть и Жизнь" и два из следующих курсов "Перепросмотр", "Руны и шаманизм", "Танец с Духом", "Песня Силы". Этот уровень предполагает, что вы достаточно свободно ориентируетесь в темах шаманской работы с природой, смертью и жизнью, потерянными частями души, вы умеете работать с основными шаманскими инструментами, вы разрешили для себя большинство личных задач, связанных с этими темами, у вас прекрасный контакт с вашими духовными учителями, животными силы, вы умеете формулировать необходимые запросы в мир духа и т.д. и можете работать для себя и приносить ответы или помощь для другого человека по его запросу, работая в шаманской парадигме. Вы также можете работать для других людей, проводя индивидуальные сессии по пройденным темам, при наличии разрешения работать от ваших духов, но не проводить обучение по этим темам.
Шаманский консультант
Третий уровень обучения - шаманский консультант. Для получения этой "шаманской квалификации" вам необходимо пройти семинары: "Сила Рода. Мудрость Предков", "Шаманское исцеление", "Четыре Стихии", "Шаманское консультирование". Этот уровень предполагает, что вы умеете проводить шаманские консультации, получать силу, энергию и помощь из глубины шаманского путешествия, вы умеете входить в контакт и общаться со стихиями, знаете навыки очищения всеми стихиями, вы умеете принимать помощь и следовать советам ваших духовных помощников и разбираться во всех основных вопросах шаманского исцеления. При завершении обучения вы можете проводить шаманские консультации, обращаться к темам целостности и ресурса для ваших клиентов. При этом вам в любом случае следует постоянно помнить и знать, что реальное обучение вы получаете от ваших духовных учителей и помощников, потому что, если нет духов - нет шаманизма, а также, что ваш путь изучения шаманских традиций может отличаться от предложенного здесь.
Ведущий базовых шаманских семинаров
Четвертый уровень обучения - это ведущий базовых 2-3х дневных курсов. Для прохождения этого уровня вам необходимо договориться с кем-то из основных ведущих, что они допускают вас до этого этапа обучения. Обучение состоит из ассистирования на 3-5 (по решению основного ведущего) базовых курсах, проведении и со-ведении шаманских кругов (минимум 3 круга), и 2-х супервизий (когда вы собираете базовый семинар и приглашаете основного ведущего для супервизии). После этого вы получаете полное право вести базовые курсы. Если вы хотите вести семинары "продвинутого уровня", и если вы являетесь ведущим базовых семинаров, то вам необходимо пройти этот семинар в качестве участника, затем в качестве ассистента.
Когда мы проводим семинары
Не все семинары проводятся регулярно. Большинство семинаров продвинутого уровня проводятся один раз в год. Кроме того, длительные семинары, требующие выезда на природу, мы стараемся проводить в теплое время года. Но в любое время вы можете оставить свою заявку в разделе Контакты, мы включим вас в лист ожидания, когда семинар будет объявлен, мы обязательно сообщим вам об этом.
В правой колонке этой страницы вы найдете ссылки на страницы с описаниями курсов, разделенных по уровню подготовки. Там же, но ниже приведено расписание ближайший занятий. Выберите интересующий вас курс, чтобы более подробно узнать о его содержании, стоимости и способах записи на него.
Чтобы быть в курсе наших новостей, вы можете подписаться на рассылку.
Обратите внимание, что все наши семинары нацелены на исследовательский интерес и обучение, и не являются тем, что можно использовать в лечебных целях.
Если у вас есть вопросы, вы всегда можете задать их нам.
www.lad-mir.ru
Основы шаманских практик, базовый семинар 1-го уровня
Шаманизм существовал на всех континентах, и большинство мировых религий берут свои истоки из шаманского мировидения и мировоззрения. Это способ нахождения баланса между состоянием внутри человека и его взаимодействием с окружающим миром.
Базовый семинар является первым шагом в познании древнейшей духовной практики человечества, началом изучения тысячелетней традиции.
На семинаре вы познакомитесь с основами знаний, которые шаманы эффективно используют в течение тысячелетий в самых разных уголках мира. Основной аспект направления работы – практика безопасных и действенных путешествий в мир Духа, принесение Силы и энергии для вашей повседневной жизни. Подробно будут рассмотрены вопросы шаманской этики, и способы, с помощью которых шаманство может улучшить нашу повседневную жизнь.
Для изменения состояния своего сознания и установления контакта с миром духов, вы научитесь применять такие шаманские инструменты как песня, танец, бубен и погремушки.
В программе семинара мы коснемся таких аспектов шаманской работы как встреча духовных помощников, путешествия за исцелением, информацией и помощью, как для себя, так и для другого человека, инструменты и возможности шаманизма. Мы затронем вопросы исцеления в шаманской традиции, используя при этом опыт североамериканских индейцев.
Также на семинаре вы сможете получить силу и энергию духов для решения своих наболевших вопросов и проблем, ощутить поддержку духовного мира. Вы услышите историю шаманизма, познакомитесь с основными шаманскими инструментами для работы, сможете понять, как древнейшая практика духовной работы возрождается в современном обществе.
Вы узнаете и сможете ощутить, как можно исцелять тело, душу, эмоциональные переживания, ментальный застой, познакомитесь со своим основным духом-помощником – проводником по духовному пространству. Получите практику шаманских путешествий, с изучением техники безопасности. Вы побываете в трех основных мирах, где живут наши учителя и духи-помощники. Вы сможете получить ресурс и помощь для решения повседневных задач в различных сферах жизни.
В программе семинара
- Мир духов. Мировое Древо. Нижний, Серединный и Верхний миры. Где живут различные духи?
- Шаман. Традиционный шаманизм и неошаманизм. Инструменты шамана. Одежда и головной убор.
- Намерение и Сила в шаманской практике. Техника безопасности. Этика и экологичность.
- Способы наполнения себя энергией. Песня Силы. Танец Силы.
- Духи-помощники и животные силы.
- Сила Природы. Места Силы.
- Шаманское исцеление болезней, отношений, ситуаций. Диагностика.
Семинар основан на положениях, найденных американским антропологом Майклом Харнером в течение его многолетних исследований и изучения различных традиций шаманизма по всему миру (см. книгу М. Харнера «Путь шамана»). Майкл Харнер, являющийся основателем базового шаманизма, и сейчас проводит семинары по шаманским практикам в американских университетах. В результате этой исследовательской работы и родился базовый шаманизм, который вобрал в себя основные идеи и методы шаманской работы, одинаковые для различных шаманских традиций. Возможно поэтому, базовый шаманизм оказался так популярен в современном мире для решения различных задач и вопросов и процессов исцеления.
Этот путь был продолжен и дополнен коллегой и учеником Харнера Джонатаном Хорвицем (основателем Скандинавского центра изучения шаманизма), который в течение 30-ти лет изучает и преподает базовый шаманизм в Северной Европе.
В нашем центре базовый семинар проводят: Марьяна Колесник и Ольга Белова.
После прохождения базового семинара вы сможете осуществлять шаманские путешествия для себя, использовать основные шаманские инструменты для собственной работы или по запросу для других людей.
Прохождение базового курса не дает вам права проводения базовых семинаров и передавать эти знания в группах или индивидуально. Это можно делать только после прохождения полного курса обучения.
Розен-метод | Лад-мир
Мария, добрый вечер!
От общения с вами и сеанса остались очень приятные ощущения!
Прикосновения иногда были чувствительными, но до болевого порога было далеко.Во время сеанса я не фокусировалась на телесных оущениях, предоставив телу рзбираться самостоятельно; мозг был занят разговором.
У меня изначально не было никаких ожиданий, просто было любопытно. Однако сеанс принес несколько открытий.
Первое - это констатация "предстартовой собранности". Я получила информацию о том, что мое тело готово выполнить те дела, которые я собираюсь сделать, но откладываю. Я даже не подозревала этого, хотя мысленно себя все время программирую "сегодня обязательно надо сделать то-то и то-то" (и не делаю, конечно).
Второе открытие - для меня очевидна самоценность жизни самой по себе, поэтому выскользнувшая формула "Зачем жить, если тебя никто не любит" порядком меня озадачила. Пока верчу ее и удивляюсь, откуда взялась:) Но разбираться не хочется, если честно. Вибрация, которая пошла во время разговора о родителях, тоже меня удивила, мне казалось, что этот вопрос проработан, и обиды на них больше нет (обиды нет, но какая-то реакция осталась, пока не знаю, что это).
Третье: кажется, я начала дышать. По крайней мере, эти неровные, но глубокие (по сравнению с обычно отсутствующими) вдохи, проявившиеся во время сеанса, сопутствовали мне всю ночь.А еще я поняла, что у меня все хорошо, но я не умею радоваться жизни и получать удовольствие от процесса, поэтому постоянно мастерю себе стрессы - надо же убедить себя, что что-то плохо. Потому что когда все хорошо, кажется, что за каждым углом тебя поджидает кирпич расплаты, потому что все хорошо не бывает, а если бывает, то скоро заканчивается (привет опыту предыдущих поколений и истории 20-го века).После сеанса я почувствовала тепло и расслабление в глубине того места, где, как мне показалось, было наиболее сильное воздействие - под нижними ребрами. Остальной организм тоже расслабился. Эффект держится до сих пор:)
Воздействие терапевта пробудило ощущение материнской любви. Я почуствовала себя младенцем, которому тепло, комфортно, хорошо, и который знает, что он любим. Потом, как и всякому малышу, захотелось есть и спать:) Младенец, которым я себя ощущала, чувствовал себя совершенно вправе вздремнуть на первом подходящем плече (было выбрано в мягкой шубке в час-пикном метро:)). Одновременно было ужасно смешно за ним (младенцем) наблюдать. По приезду домой дела не сделались, но это больше не беспокоило.
Ночью ожидало еще одно открытие. Тело, видимо, откликнулось на вашу фразу о том, что у меня есть выбор, и я сбежала спать в другую комнату, потому что обнаружилось, что в спальне на кровати спать неудобно (хотя теоретически, можно было потерпеть). Вслед за мной пришел и Любимый, и выяснилось, что ему там тоже неудобно. Мы не говорили об этом друг другу, потому что думали, что другому-то комфортно. Тело таки не хочет терпеть неудобства. Этому, кстати, его учат и на розен-движении - получать удовольствие от движения.
Вот, в двух строчках не получилось. Но можно подвести итог.
Впечатление осталось очень приятное. Воздействие произвело расслабляющий и согревающий эффект, возвратило в базовые, младенческие ощущения комфорта, материнской любви и абсолютного принятия, в ощущение "я хороший", которое оказалось жизненно значимым для выживания. Стало ясным самочувствие тела "здесь и сейчас", пришло понимание, какая программа работает ("конструирование стрессов"). Благодаря тому, что расслабился нижний грудной отдел, стала реализовываться потребность организма в глубоком дыхании. Полученный посыл - "у тебя есть выбор" получил практическое применение в тот же вечер - организм не пожелал оставаться в некомфортном положении.
Мария, от всех частей своего организма, выражаю вам глубокую благодарность!
Мне хочется на второй сеанс, но, наверное, попрошусь на него не очень скоро. Хочется "покачать" ощущения от этого, посмотреть, что еще обнаружится.
www.lad-mir.ru
Что такое шаманизм и неошаманизм. Опыт практика
Давно размышляю о том, что слово «шаман» стало таким востребованным не только в современной эзотерике, но и в помогающих практиках и всем психологическом мире. Кто сам и кого только не называют «шаманами» – людей, стучащих в бубны или работающих с погремушками, проводящих различные трансовые путешествия, делающих ритуалы и церемонии, курящих травы и поющих песни. А неошаманизмом обычно называют шаманские практики, перенесенные из славянского кудесничества, традиционного шаманизма в современные городские условия.
Меня, как практика, давно интересует тема шаманизма, в первую очередь, как практика исцеления (помогающая стать цельным на уровне души-духа-тела), так как я уже 14 лет изучаю различные традиции и практики шаманизма, начиная с вполне адаптированного под наш современный мир и очищенного от культурных традиций базового шаманизма (отец-основатель – антрополог Майкл Харнер, известные учителя-шаманы - антрополог Джонатан Хорвиц, психолог - Сандра Ингерман), до различных видов «восстановленного» родового шаманизма (когда прямая традиция в роду прерывалась, но потомки сами, слыша зов предков ищут по крупицам знания об их обычаях и шаманской работе), традиционного тувинского шаманизма, славянского кудесничества.
И мои собственные исследования, также как и исследования десятков моих коллег по базовому и традиционному шаманизму, привели меня к следующим четким выводам о работе с миром духов.
По значению слово «шаман» - это тот, кто знает (перевод с тунгусского, в некоторых источниках – с эвенкийского). Вопрос – что знает? А знает шаман, прежде всего иной мир – мир, существующий параллельно нашему миру – мир духов. Он знает своих собственных духов – персональных животных силы, учителей из Верхнего мира, своих родовых хранителей и наставников, правила взаимодействия с духами, законы духовного мира.
Что делает шамана шаманом?
Шамана делают шаманом два основных момента – первый - это духи, с которыми он работает, потому что шаман обращается к своим духам за помощью, силой и энергией для себя или для того человека, который обращается к шаману за помощью.
А второй момент – это знания и обучение. Все современные шаманы или шаманские практики, неошаманы, к какой бы традиции они не принадлежали – традиционному шаманизму, славянскому кудесничеству или базовому шаманизму обучаются на протяжении многих лет. И обучение это происходит также в 2-х направлениях – желающий обрести шаманские знания человек проходит шаманское обучение у носителя традиции и у собственных духов. И если духи не хотят или не готовы учить начинающего шамана, то результата не будет. Как писал Джонатан Хорвиц в своей статье «В жизни всё связано. Путь шамана» - «Нет духов – нет шамана».
И точно таким же важным моментом мне видится первоначальная передача традиции от живого носителя этой традиции – от человека к человеку, так как в этот момент, открывая дверь в мир духа, шаманский мастер передает неофиту базовые этические принципы, правила безопасности работы с духовным миром, топологию мира духов и его законы.
И, конечно, дальше духи будут продолжать вести (если это случится) обучающегося шаманским практикам человека по территории духовного мира, будут уточнять, дополнять или менять правила работы с миром духа, его различными локациями.
Практика шаманской работы
И вся шаманская работа строится на взаимодействии с вашими духами. Именно они работают через нас с нашими клиентами, пришедшими к нам с шаманскими запросами об исцелении, возвращении части души, избавлении от заболеваний, налаживании дел в бизнесе и так далее.
Практика взаимодействия происходит следующим образом: после получения запроса от потенциального клиента, шаманский практик отправляется к своим духам с вопросом, можно ли работать для этого человека и что можно сделать?
Именно духи решают, будут они или нет работать с данным запросом и данным человеком. Часто духи дают предварительные рекомендации человеку по подготовке, прежде чем провести основную церемонию на восстановление целостности.
Уже на этапе подготовке становится ясно – готов человек работать вместе с шаманским практиком для собственного исцеления или нет, делает он предварительную работу или нет. А работа бывает совершенно «странная» с точки зрения нашего логического ума, например, употреблять еду какого-то цвета, съездить в какое-либо место или посадить дерево.
Работа здесь идёт только вместе с духами. В противоположном случае, если «шаман» берется за какую-либо работу без совета и поддержки духов, то это приводит либо - в лучшем случае к потере сил и энергии самого «шамана», либо - в худшем случае к получению самим целителем той болезни или проблемы, от которой он берется исцелять.
Именно поэтому шаманское обучение и практика проходят очень постепенно и неспешно.
Обучение и работа в базовом (английский термин - core; научный термин - экспериенциальный) шаманизме
В традиции базового шаманизма – началом является базовый семинар.
После его прохождения становится ясно – открыли этому человеку духи дверь в свой мир или нет, появился у него контакт с собственным животным силы и учительской энергией верхнего мира. И если да, то после прохождения базового, человек продолжает налаживать и укреплять контакт со своими духами, решать свои бытовые жизненные вопросы, смотреть на полученные результаты, углублять доверие к своим духовным помощникам.
А если дверь в мир духа закрыта – то можно брать погремушки и бубны, надевать ритуальную одежду или делать всё без атрибутов. Но без духов шаманской работы не будет. Не будет результатов в нашем проявленном мире, так как нет главного - связи с духами, понимания сути шаманской работы, уважения к существам духовного мира и их урокам.
После базового семинара при наличии хорошего контакта с духами, человек может начать работать с другими людьми по их информационным запросам или исцелением, касающимся принесения духовной энергии для решения проблем и задач - базовой природной энергии – животных силы. Например, для помощи при нахождении или устройстве на работу, или для налаживания отношений.
Чем больше человек изучает мир духов, его топологию, различные локации и правила взаимодействия, тем с большим диапазоном запросов он начинает работать. Например, после курса «Возвращение души» шаманский практик научается при помощи духов разыскивать потерянные части души, договариваться об их возвращении, но основную работу в этой работе, как и во всей шаманской работе, проводят духи, сотрудничающие с этим человеком.
После курса «Смерть и жизнь» шаман четко понимает, может ли он работать с темами проводов душ, подготовкой человека к переходу при прогрессии неизлечимой болезни и т.д.
Такие семинары, «Песня силы» или «Танец духа» позволяют шаманскому практику получить новые, очень практичные инструменты для работы с духом, а курсы «Шаманское исцеление», «Шаманское консультирование» углубить свое понимание специфики шаманской работы, её глубинного смыла, получить инструмент для расшифровки шаманских путешествий и посланий от наших духов.
Семинары «Сила и душа природы», «Сила четырех элементов», «Места силы» и этнопутешествия позволяют нам научиться общаться с природными силами, вспомнить всё, что ещё 100 лет назад было известно любому сельскому жителю о ритмах и циклах природы, налаживанию и важности контакта с хранителями сильных мест земли, духах природы и времени года.
А еще обычно духи настраивают «поток клиентов» так, что к человеку приходят именно те запросы, с которыми он и его духи-помощники могут и готовы работать. Но зачастую наше эго провоцирует нас взять какую-либо работу самому (возможно, чтобы доказать миру «что я крутой шаман?»), без духов – и каждый из наших практиков может рассказать, чем это обычно заканчивается.
Поэтому путь шаманизма - это путь знания, длительного обучения у собственных духов и учителей-мастеров, желания двигаться по этому пути и доверия тому, что наши духи знают, с какими запросами мы готовы работать с их помощью, а с какими нет.
www.lad-mir.ru
В жизни всё связано. Путь шамана
Слово "шаман" давно стало общим местом в современной "эзотерике", его многие используют, но не многие понимают его истинный смысл. Это слово пришло из языка эвенков и означает "тот, кто знает". Сегодня некоторые считают, что шаман - это любой знахарь или последователь народной медицины. Другие шаманами называют тех, кто обладает сильной личностью и интенсивным взглядом. Но на самом деле шаман определяется тем, как он или она работает. Говоря просто, шаман - это человек (мужчина или женщина), который по своей воле изменяет состояние своего сознания, чтобы вступить в контакт и\или отправиться в путешествие в иную реальность дабы обрести силу и мудрость. По завершению миссии шаман возвращается обратно дабы использовать полученные силу и мудрость помогая себе или другим.
С помощью ритмичных ударов бубна, танца и пения шаман осуществляет сдвиг сознания, который и позволяет его душе путешествовать в миры, традиционно именуемые Миром Духов. Во многих культурах эта альтернативная вселенная разделена на три основные части: Верхний мир, Средний мир и Нижний мир. Путешествие в Нижний мир начинается с того, что шаман отправляет свою душу вниз через отверстие в земле, как например: пещеру, родник, дыру у корней дерева, лисью нору или даже отверстие, сделанное человеком (шахта, колодец). Дыра обычно продолжается тоннелем, все дальше и дальше вниз, и, наконец, тоннель выходит на просторы Нижнего Мира. Нижний мир может выглядеть очень по-разному. Для кого-то это тропики или лес, или горы, другие попадают в сказочные земли, где светят два солнца. Как бы ни выглядел Нижний мир, именно там шаман встречает духов-помощников, и именно духи-помощники дают силу и мудрость, с которыми шаман должен вернуться в обыденную реальность дабы справиться с болезнью своего "пациента", дать совет в решении серьезной проблемы или восстановить баланс в сообществе.
Как отмечает американский антрополог Майкл Харнер в своей книге "Путь шамана" техника, традиционно практикуемая во всем мире для путешествия в иную реальность, может быть освоена людьми из современной западной культуры.
Шаманизм и психология
Многие, если не все, современные психотерапевтические техники своими корнями уходят в шаманизм, и по этой причине многие современные формы терапии отдаленно и поверхностно напоминают шаманские практики. Я часто слышу, как люди с психологическим образованием пытаются объяснить шаманское путешествие как "внутреннее" путешествие в бессознательное или к "высшему Я". Такое объяснение основывается на западном подходе, который рассматривает человека в качестве венца творения и, в противоположность шаманскому миропониманию, отказывает другим формам жизни в наличии сознания. К счастью, во Вселенной существует гораздо больше, нежели человеческий разум.
С точки зрения шамана реальность мира духов существует параллельно обычной реальности нашего с вами сознания и не зависит от нашего разума. Шаман, зная что все существующее обладает душой, так же знает, что с духовными сущностями можно общаться, отправляясь к ним в путешествие, прорываясь через границы Времени и Пространства. Шаманские практики обладают силой вне зависимости от того, как мы их объясняем, но если мы принимаем урезанное психологическое описание, то рискуем изолировать себя от большей части шаманской силы. Сила шаманского путешествия лежит в факте путешествия души и того, что душа шамана возвращается, наделенная энергией Вселенной, которая обладает самым мощным исцеляющим эффектом.
Шаманизм и религия
Одно из самых распространенных заблуждений по поводу шаманизма трактует его как религию, отводя шаману роль жреца. Дело обстоит совсем иначе. Действительно, в некоторых традиционных сообществах шаман выступал еще и в роли ведущего сакральных церемоний и ритуалов. Однако, две эти активности были разделены во времени. Цель шаманской церемонии - построить мост между миром духов и известным нам миром повседневной реальности. И зачастую все участники церемонии подвергаются влиянию предъявляющей себя силы. Именно этот аспект и отличает шаманизм от большинства религий: прямой и непосредственный духовный опыт без посредников, в частности жрецов и священников, которые пытаются установить монополию на божественное. В шаманизме гуру существуют только в мире духов, где шаман и получает свое знание. Шаманизм идет рука об руку с анимизмом. Во-первых, все, что существует, - живое и наделено духом. Во-вторых, все живое связано друг с другом благодаря этим духам. Таким образом, все мы - люди, деревья, собаки, кошки, пчелы, камни, горы, моря, Земля и Небо - связаны друг с другом. Хотя сам шаманизм опирается на непосредственный опыт и не является религиозным верованием, многие религии, включая определенные христианские, буддистские и мусульманские секты, находятся под довольно сильным влиянием шаманизма.
Для того, чтобы использовать шаманизм необязательно во что-либо верить, даже в то, что шаманизм "работает". Однако те, кто ни во что не верят, рискуют поверить во многое, а те, кто придерживается жестких взглядов, рискуют радикально изменить свои представления после того, как получат непосредственное переживание "иной" реальности шамана. Также, для практикующих шаманизм вполне обычны так называемые "пиковые переживания", часто радикально изменяющие жизнь. Переживания, которые в обыденном языке называют религиозными или духовными и которые дают человеку набор ценностей и практик для практического применения.
Воспитание шамана
В традиции будущий шаман чаще всего инициируется духами, спонтанно. В нашей культуре такого рода переживания иногда называют "вне-телесным опытом", психотическими приступами, видениями или откровениями, в зависимости от того, как эти посвящения возникают и как их рассматривают. Иногда они сопровождаются болезнью, как в знаменитом примере Черного Лося ("Black Elk Speaks", John Neihardt). В любом случае, когда это происходит, идут к шаману за советом и просят обучить новичка премудростям шаманства. Иногда такого рода обучение является единственным избавлением от болезни.
Обучение опытного шамана, в основном, состоит из создания особых ситуаций, в которых неофит может получать опыт, так как шаман знает, что настоящим учителем является Вселенная. Конечно, в каждой культуре есть свои традиции, но если священники и жрецы строго ограничены ритуалами и уже существующими правилами своей культурной традиции, то информация, получаемая шаманом, выходит далеко за пределы традиций. И к этому относятся с уважением, поскольку признают, что шаман получает свой собственный, непосредственный контакт с мудростью духов. Например, в некоторых традиционных культурах существует понимание Востока как направления "начала". Допустим, новый шаман, возвращаясь из путешествия в мир духов, объявляет своему наставнику в повседневной реальности, что теперь он знает, что Восток - родина "окончаний", и что "земля мертвых" лежит на Востоке. Наставник не будет спорить, но скорее будет задавать вопросы, дабы помочь своему ученику понять глубинное значение этого знания. Другими словами, шаман знает, что ни одно учение или понятие не является незыблемым и неизменным, если оно приходит из мира духов. И Вселенная учит каждого из нас в соответствии с нашими нуждами и способностью понять. И иногда она нас подталкивает.
Нет духов - нет шамана
Простая на первый взгляд шаманская практика используется, по крайней мере, двадцать тысяч лет, а может и все двести тысяч, в разных уголках мира, включая Европу. Так что это уж точно не "новая волна" (new age), хотя в наши дни шаманизм переживает период возрождения. Самый привычный способ учиться шаманизму в нашей (западной) культуре - это освоить базовые инструменты на обучающем семинаре или курсе. Хотя многие получают и спонтанные инициации. На наших семинарах мы организуем обучающие ситуации таким образом, чтобы участники могли получить свой собственный опыт шаманского путешествия в мир духов и ощутить его силу, чтобы они научились использовать эту силу безопасно и этично. Именно этому мы и обучаем.
Люди часто задают мне, как обучающему шаманским практикам вопрос: "Сколько нужно времени, чтобы стать шаманом?" Обычно я отвечаю, что для того, чтобы получить шаманский опыт нужно несколько минут, но чтобы стать шаманом, нужна целая жизнь. И если вы говорите себе: "Теперь я - шаман!", это явный признак того, что вы все еще подмастерье. Не сам человек решает, шаман он или нет, но люди, которые приходят к нему за помощью. И духи. Ведь шаман знает, что именно духи осуществляют настоящую работу. Нет духов - нет шамана.
Шаманизм привлекает многих, потому что люди хотят ощущать наполненность силой, чувствовать более плотный контакт со своей жизнью и со всем, что происходит вокруг. То, что начинает происходить с людьми, часто превосходит ожидания. Поскольку базовые техники шаманизма довольно легко освоить, даже новички ощущают себя сильнее, когда их духи-помощники рядом. Также типично, что люди хотят делиться этой силой и помогать другим. Одно из различий между шаманом и "нормальным человеком" в том, что шаман знает, кто его духи-помощники, как вступить с ними в контакт и как можно работать вместе. Шаман является шаманом только когда практикует. В остальное время он может быть "нормальным" членом общества. В нашем (западном) обществе люди, занимающиеся шаманством, могут иметь различные профессии в повседневной реальности, например: программисты, учителя, строители, офисные работники, врачи, актеры, родители, дедушки и бабушки. Из-за самого "обычного" фасада на вас может смотреть шаман.
Шаманизм и экология
Один из недостатков современной науки заключается в том, что мы настолько погрязли в повседневной рутине, что утеряли связь с простыми радостями жизни на этой планете. Как часто мы останавливаемся, чтобы вдохнуть особый аромат опавших осенних листьев? Или ощутить тепло земли весной? Одним из результатов установления контакта с миром духов является более плотное ощущение того, что нас окружает, Земли, Вселенной. Причина в том, что мы устанавливаем более тесные взаимосвязи. В традиционных сообществах шаманы могли общаться с растениями, животными, камнями и остальными созданиями, с которыми мы, люди, делим Землю. В результате такого общения люди могли жить в гармонии со своим окружением. Теперь же большинство людей не помнит, как общаться с другими жителями планеты. И наиболее очевидным последствием этого сегодня является угроза полного уничтожения жизни на Земле в привычном для нас виде. И угроза эта исходит как раз от нашей, так называемой, "высшей" цивилизации. Я думаю, что эта связь с нашим окружением является важной не только для планеты и всего, что на ней находится, но и для нас с вами, для каждого из нас, материально и духовно. Все что мы используем, от деревянных поварешек до ультрасовременных компьютерных чипов, мы берем от Природы.
Так же и огромная часть духовной энергии приходит от духов и Природы. И шаман знает об этом. И совершенно очевидно, что беспечная жизнь на нашей прекрасной планете не только уничтожает наши возможности и лишает нас ресурсов, но разрушает сами основы нашего духовного фундамента. Когда мы убиваем природу миллионами известных нам способов, мы убиваем самих себя физически и духовно. В качестве одной из попыток как-то исправить существующую ситуацию я преподаю курс по Духовной Экологии, основная идея которого лежит в восстановлении прямого контакта между людьми и другими формами жизни на планете. Во время этого курса я, например, отправляю людей в лес поговорить с деревом, любым деревом. Задача - спросить у дерева о своей собственной роли в разрушении Земли. Однажды, один из участников поведал следующее: "Я выбрал березу. Ну или она выбрала меня. После того, как мы мило пообщались, она сказала мне: "Кстати, тебе не так уж нужна твоя машина". "О, нет! Очень даже нужна!" - ответил я и начал перечислять причины. Но у дерева были свои аргументы, она говорила о том, что магазины всего лишь в нескольких шагах от моего дома, и целый день мимо моих дверей проезжают полупустые автобусы. И знаете что? Мне действительно не так уж нужна машина!"
Как мне кажется, один из самых больших вызовов, стоящих перед новым поколением шаманов - восстановить связь между людьми и другими жителями Земли, сотрудничать с природой, прекратить уничтожение окружения, в котором мы все живем, найти, что может быть сделано духовно, ритуально, практически с теми повреждениями, которые уже существуют. И помнить о том, что Земля питает нас физически и духовно, если только мы позволяем ей это.
Шаманское исцеление
Исцеление является, и всегда являлось, основной работой шамана. Центральной для понимания шаманизма, и особенно шаманского исцеления, является концепция силы. По сути, в шаманизме под силой подразумевается энергия, а не сила воздействия или влияния. Традиционно шаман видит две основные причины болезни. Либо внутри человека есть что-то, чего там быть не должно (нежелательное вмешательство силы\энергии), либо не хватает того, что должно быть (потеря силы\энергии). Поскольку с точки зрения шамана, абсолютно все обладает духом или душой, это верно и относительно болезни. В случае нежелательного внедрения силы задача шамана - удалить духа этой энергии. На протяжении многих лет моей работы я вновь и вновь обнаруживал, что основной причиной болезни является отделенность, в буквальном смысле этого слова и метафорически. Эти два слова, болезнь и отделенность, можно считать почти синонимами. Под отделенностью я понимаю оторванность от своего собственного окружения, от близких людей или даже (а возможно прежде всего) от самого себя. Мы все, наверняка, слышала что-то вроде: "У меня такая ужасная работа, что не дает мне никакого удовлетворения и забирает все мои силы". Шаман знает, что в жизни все вещи и явления взаимосвязаны, а значит влияют друг на друга в той или иной степени. На вас влияют ваша семья, ваши друзья, книги, что вы читаете, погода, Земля и Луна, и даже звезды.
Вспомните самого здорового и счастливого человека из всех, кого вы знаете. Скорее всего, он или она находится в хорошем контакте со своим окружением, хорошо воспринимает происходящее и легко на него реагирует. А теперь подумайте о человеке, который вызывает у вас наибольшее беспокойство.
Потеря Силы
В шаманизме идея отделенности выражается термином "потеря силы". Фактически именно через потерю силы и может произойти вмешательство чужеродной энергии, она как бы заполняет освободившееся пространство. С точки зрения шамана мы ощущаем себя сильными (т.е. полными энергии), когда находимся в хорошем контакте с остальной Вселенной. И когда мы наполнены этой энергией, для болезни просто не остается места. В этом состоянии мы чувствуем рядом своих духов-помощников, животных силы и учителей из "иной" реальности, слушаем, что они говорят нам и следуем их советам. В разговорной речи мы описываем это состояние как доверие и следование своей интуиции. Соответственно, одним из симптомов потери силы является недостаток доверия. Страх - еще один симптом.
Потеря силы может проявляться в том, что дела "идут не так". Наверняка вы слышали, как кто-то говорил: "Это был один из тех дней, когда ничего не ладилось". Конечно, у нас у всех бывают такие дни, и их можно рассматривать как предупреждающие сигналы. Однако, если такие дни следуют один за другим, это уже индикатор потери силы, таким индикатором также может быть развивающаяся депрессия или склонность к заболеваниям. Такого рода потеря силы часто происходит от того, что одно из ваших животных силы покинуло вас по той или иной причине. Чтобы исправить эту ситуацию шаман отправляется в путешествие с целью найти и вернуть животное силы страдающему человеку. Этого восстановления энергии, как правило, достаточно не только для того, чтобы поставить больного на ноги, но и чтобы вытеснить любую нежелательную энергию.
Потеря души
Другая, и часто гораздо более серьезная, форма потери силы - то, что шаманы называют потерей души. Потеря души может быть причиной довольно серьезных заболеваний. И эта отделенность от собственной души может приводить к тому, что мы чувствуем себя отдельно и от собственного тела, отношений, окружения, отдельно от самой Жизни. Многие из нас переживали это состояние в той или иной степени. Если нам повезло, то части души, потерянные нами, вернулись обратно. Однако нам не всегда везет. Иногда они не могут найти дорогу домой.
Как происходит потеря души? Как правило, это происходит в результате какого-то травматического опыта или в сложных, неразрешимых ситуациях. К сожалению, травматические и неразрешимые ситуации возникают в нашей социальной жизни постоянно. Мы периодически сталкиваемся с ними в детском возрасте, иногда даже до нашего рождения. Всем нам хорошо известны примеры регулярных избиений даже очень маленьких детей. Ситуации насилия или сильного давления в школе или на работе так же могут привести к потере души. Есть много других причин, и в языке даже сформировались расхожие фразы, описывающие эти ситуации. Например, когда умирает любимый человек: "Когда умер мой муж, я почувствовала, что часть меня ушла вместе с ним". В ситуации несчастного случая: "Я перепугался до смерти". В случае физического или психологического насилия: "Мой дух был сломлен". В случае развода или прекращения значимых отношений: "Она украла мою душу". В состоянии крайней грусти: "Мне просто хотелось умереть". Даже скандалы могут привести к потери души: "Я просто вышел из себя от гнева". Это только некоторые из путей, которые могут привести к потере души.
Как говорит Сандра Ингерман в своей книге "Возвращение души", потеря души происходит, как правило, в результате необходимости выживать. У каждого из нас есть пределы того, с чем мы можем справиться, что мы можем выдержать. Что же происходит, когда мы достигаем своих пределов, когда мы загнаны в угол, когда больше некуда отступать? В таких ситуациях нужно действовать, но иногда, особенно если мы находимся в слабой позиции, сделать нужный шаг (например, уйти от жестокого партнера) не представляется возможным. Когда такое случается, часть души, сильнее всего реагирующая на ситуацию, знает, что пришло время уходить. И она уходит для того, что дать возможность выжить организму в целом.
В своей практике я обнаружил, что чаше всего мы теряем душу, когда сами же ее отдаем, отказываемся от нее. Как правило, мы делаем это в отчаянной попытке сохранить контакт с другим человеком. Например, недавно в диагностическом путешествии для одной женщины я обнаружил, что важная часть ее души находится у ее давно умершего отца. После моего путешествия она рассказала, что ее отец умер, когда ей было 17 лет, и она почти потеряла рассудок от горя. Ее тетка, пытаясь как-то ее успокоить, посоветовала ей положить свою фотографию в карман пиджака отцу, лежащему в гробу. Дабы она могла навсегда остаться с ним. Она так и сделала, при этом потеряв часть своей души. Эта часть была возвращена в результате шаманского путешествия. Двойной трагизм этой ситуации заключался в том, что груз ее любви не позволял душе ее отца продолжить свой путь до тех пор, пока этот груз не был снят с "его плеч".
Потеря души часто связана со смертью, и в этих ситуациях шаман призван работать не только с душами живых, но и с душами мертвых. Когда мы достигаем определенного момента в нашей жизни, понимая, что не все в ней происходит так, как должно бы, мы можем принять решение что-то предпринять. Однако, часто мы просто не можем увидеть, с чего начать. Я думаю в этом кроится причина постоянных поисков современных людей. Если вы спросите кого-нибудь из своих друзей: "Чего ты ищешь в жизни?", скорее всего в ответ прозвучит: "Самого себя". Уже тысячи лет шаманы помогают другим найти себя в буквальном смысле этого слова, и "возвращение души" является одним из основных инструментов помощи. На протяжение нескольких лет я работал совместно с психотерапевтами, возвращая потерянные части души их клиентов. Это было особенно полезно, когда терапевт пытался работать с "внутренним ребенком" при отсутствии ребенка внутри. Одна из моих подруг-терапевтов почти жаловалась на то, что для многих клиентов интеграция после "возвращения души" была крайне успешной и занимала не более нескольких недель. Совместная работа на этом заканчивалась, и она теряла клиента. Ре-интеграция возвращенной части души требует определенного времени, это целый процесс, так как во многих случаях человеку приходится иметь дело с болью, корнями уходящей в то время, когда душа была потеряна. Однако возвращение недостающей части дает силу на осуществление этой работы. И хотя это может быть больно, это дает прекрасную награду. Ведь нам необходимо быть целостными, чтобы быть здоровыми в самом глубоком смысле этого слова. Нам нужно быть целостными, чтобы мы могли должным образом двигаться по жизни. Нам нужно стать целостными, прежде, чем мы сможем понять, кто мы есть на самом деле. И ждать совершенно необязательно.
Путь шамана
Шамана часто называли "раненым целителем". Это означает, что сам шаман прошел через ужасные болезни и кризисы, или даже побывал в земле мертвых, и выжил. Но не просто выжил, он(а) вернулся сильнее и мудрее, получив помощь духов. Это также означает, что большинство людей, читающих эту статью, обладают потенциалом осуществлять работу шамана. Ведь все мы лицом к лицу сталкивались с болью и кризисами, и все мы их пережили.
Однако путь "целителя" выбирают далеко не все. Многие люди практикуют шаманизм и при этом не собираются становиться шаманами. Скорее, они идут в путешествие чтобы получить помощь в принятии сложных решений, пережить сложную ситуацию или помочь другу в беде. Другие сочетают шаманизм с иными формами духовной и практической работы. Например, я знаю социального работника, который идет в шаманское путешествие, чтобы получить совет для своих клиентов, находящихся в крайне сложных социальных ситуациях. Один врач путешествует, дабы узнать о наилучшем способе лечить своих пациентов. Большинство знакомых мне людей, которые практикуют шаманизм, делают это, дабы получить силу быть теми, кто они есть на самом деле, даже перед лицом кризисов.
Шаманство дает каждому возможность прямого контакта с энергиями Вселенной, возможность получать силу и мудрость без вмешательства посредников. Этот опыт дает нам не только силу, но и смирение, и настоящий шаман является по-настоящему скромным человеком, который понимает, что его сила взята напрокат у Вселенной. И что его миссия - использовать эту силу на благо прекрасной планете, которую он зовет Домом, и на благо всего сущего. И это всего лишь начало.
Рекомендуемая литература
- Joan Halifax:Shaman - The Wounded Healer (Thames and Hudson)
- Joan Halifax (editor): Shamanic Voices (Dutton)
- Michael Harner:The Way of the Shaman: a Guide to Power and Healing (Harper).
- Майкл Харнер "Путь шамана"
- Michael Harner:Shamanens Vej (Bogan. In Danish).
- Sandra Ingerman:Soul Retrieval: Mending the Fragmented Self (Harper) Сандра Ингерман "Возвращение души. Восстановление разбитого на части Я" Gary Doore (ed.):The Shaman's Path (Shambhala)
- Shirley Nicholson (ed.): Shamanism: An Expanded View of Reality(Quest) Mercia Eliade: Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy (Princeton)
- Мирча Элиаде "Шаманизм: архаичные техники экстаза"
- Nevill Drury: The Elements of Shamanism (Element)
- Невил Друри "Шаманизм"
www.lad-mir.ru