Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки. 1-4 класс. Переменный лад сольфеджио


Конспект занятия по сольфеджио на тему: «Переменный лад» (3 год обучения)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ  РАЙОН

Конспект занятия по сольфеджио на тему:

«Переменный лад»

(3 год обучения)

Автор: Чичканова Наталья Алексеевна,

педагог дополнительного образования

ст. Кавказская,2017г.

Цель: разучить с учащимся понятие  переменного лада.

Задачи:

  1. Образовательная: разучить правило о переменном ладе, закрепить вокально-интонационные навыки в переменном ладе, провести слуховой анализ произведения.
  2. Развивающая: развивать чувство метроритма, музыкальный  слух, мышление, память.
  3. Воспитательная: прививать познавательный интерес к музыке.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, сравнения, музыкального обобщения.

Материально-техническое оснащение: фортепиано, нотная тетрадь, карандаш.

.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуй! Я очень рада тебя видеть, и сегодня мы с тобой отправимся в путешествие за новыми, музыкальными знаниями! Мы изучим   новые музыкальные понятия, которые очень нам пригодятся. Сегодня мы познакомимся с таким понятием, как переменный лад. Но сначала давай распоёмся.

Учащийся распевается: распевка «Добрый день, добрый день!» по звукам мажорного трезвучия.

2.Основная часть.

Педагог: А сейчас спой, пожалуйста, 3 вида гаммы ми минор. Какие это гаммы?

Учащийся: Натуральная, гармоническая и мелодическая.

Педагог: Правильно.

Учащийся исполняет в каждом виде минора тоническое  минорное трезвучие с обращениями, затем разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки.

Педагог: Домашним заданием было разучить наизусть номер и сольфеджировать его с тактированием. Исполни, пожалуйста № 276 из сборника «Сольфеджио» (одноголосие) Б.Калмыкова,Г.Фридкина.

Учащийся исполняет, педагог оценивает правильность исполнения.

Педагог: А теперь послушай и повтори правило про переменный лад.

Переменный лад – это лад, в котором 2 тоники: мажорная и минорная. Произведение может начаться в мажоре, а закончиться в параллельном миноре и наоборот. Например, №  320 (I ч. «Сольфеджио» Г.Фридкина) молдавская народная песня «Марица» начинается в тональности Ми-бемоль  мажор, а заканчивается в тональности до минор.

Учащийся  проговаривает вслух правило.

Педагог: Перепиши в нотную тетрадь № 320 и проанализируй тональности.

Учащийся выполняет задание.

Педагог: А сейчас проиграй на фортепиано  Т5/3, Т6, Т6/4 в тональностях Ми-бемоль  мажор и до минор.

Учащийся играет на фортепиано.

Педагог: Теперь почитай  с листа следующий музыкальный номер.

Учащийся читает с листа №316(переменный лад).

Педагог:  Простучи ритм № 319 (I ч.)

Педагог:  Мы не должны забывать о важности интервалов, поэтому сейчас ты должен определить их  на слух.

Педагог проигрывает на фортепиано следующую последовательность: м.6 – б.2 – ч.4 – м.3 – м.2 – ч.5 – б.6 – ч.8 – б.3.Учащийся называет  интервалы.

Педагог: А сейчас давай проанализируем на слух следующее музыкальное произведение  А.Хачатуряна «Андантино».

Учащийся  определяет лад, размер, динамические оттенки, ритмические особенности.

Список литературы

1.Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 1 : Одноголосие. - М.: «Музыка», 1980.

2.Сольфеджио / Сост. Б. Калмыков, Г. Фридкин. – Ч. 2 : Двухголосие. – М.: «Музыка», 2006.

3.И. Способин Элементарная теория музыки. – М.: Кифара, 1998.

nsportal.ru

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 3 КЛАСС.

Транскрипт

1 ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО. 3 КЛАСС. 1.Гамма 2.Тональность 3.Параллельные тональности 4.Одноименные тональности 5.Лад 6.Разрешение 7.Мажорный лад 8. Минорный лад 9. Три вида минора 10.Переменный лад 11.Тональности до 3-х знаков при ключе 12. Порядок появления знаков при ключе 13.Интервалы 14. Измерение интервалов 15. Интервалы диатонические и характерные. Консонансы и диссонансы 16.Обращение интервалов 17.Интервалы в ладу 18.Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение неустойчивых интервалов. 19. Главные трезвучия лада. 20.Расположение главных трезвучий лада и их обращений в ладу 21.Разрешение главных трезвучий лада 22.Аккорд. Трезвучие. 23.Виды трезвучий. 24.Обращения трезвучий 1

2 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. 3 КЛАСС 1.Что такое ГАММА? 2.Что такое ТОНАЛЬНОСТЬ? 3.Какие тональности называются ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ? 4. Какие тональности называются ОДНОИМЕННЫМИ? 5.Что такое ЛАД? Какие лады ты знаешь? 6. Что такое РАЗРЕШЕНИЕ? 7. Что такое МАЖОРНЫЙ ЛАД? 8. Что такое МИНОРНЫЙ ЛАД? 9. Чем отличается ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР от МЕЛОДИЧЕСКОГО? 10.Какой лад называют ПЕРЕМЕННЫМ? 11. У каких тональностей ДВА БЕМОЛЯ при ключе? А три ДИЕЗА? 12. В каком ПОРЯДКЕ появляются знаки при ключе? 13. Что такое ИНТЕРВАЛ? 14. Чем измеряют ИНТЕРВАЛЫ? 15. Интервалы диатонические и характерные. Консонансы и диссонансы 16.Что такое обращение? 17. На каких ступенях мажора нельзя построить малые терции? 18. Как разрешаются неустойчивые интервалы? 19. Что такое ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА? 20. На каких ступенях лада располагаются ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ И ИХ ОБРАЩЕНИЯ? 21. Как разрешаются ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА? 22. Что такое АККОРД, и какой аккорд называют ТРЕЗВУЧИЕМ? 23. Какие бывают ТРЕЗВУЧИЯ? 24. Во что ОБРАЩАЮТСЯ ТРЕЗВУЧИЯ? 2

3 ПРАВИЛА 1.Гамма это звуки лада, расположенные друг за другом, поступенно, вверх или вниз от тоники до её повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I II III IV V VI VII- I (VIII). Cтупени имеют названия: I ступень тоника. Обозначается буквой Т II ступень нисходящий вводный звук IV ступень субдоминанта. Обозначается буквой S V ступень доминанта. Обозначается буквой D VII ступень восходящий вводный звук 2.Тональность это высота лада, определяемая тоникой. Тональность = тоника + лад (например, До мажор). 3.Параллельные тональности это мажор и минор, у которых одинаковые ключевые знаки, но разные тоники. Расстояние между тониками параллельных тональностей малая терция (три полутона) 4.Одноименные тональности это мажор и минор, у которых одинаковые тоники, но разные ключевые знаки. 5. Лад это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней. I, III, V ступени устойчивые, II IV VI - VII ступени неустойчивые. Неустойчивые ступени требуют перехода в устойчивые разрешения. 6.Разрешение переход неустойчивой ступени в ближайшую устойчивую: II I; IV III; VI V; VII-I(VIII). 7.Мажорный лад это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Строение мажорного лада (гаммы) в тонах и полутонах 1т + 1т +½т (полутон) + 1т + 1т + 1т + ½т. Или Два тона полутон три тона полутон Такой мажорный лад называется натуральным. Тоника обозначается буквой - Т. 8. Минорный лад - это лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. 3

4 9. Три вида минора Натуральный минор минор со своими ключевыми знаками. Строение: 1т (тон) + ½т (полутон) +1 т + 1т + ½т + 1т + 1 т. Гармонический минор это минор со своими ключевыми знаками и повышенной 7 ступенью. Строение: 1т + ½т + 1т + 1т + ½т + 1 ½ (полтора тона) + ½т. Мелодический минор это минор со своими ключевыми знаками, в котором при движении вверх повышаются 6 и 7 ступени, а вниз как в натуральном миноре. Вверх он имеет строение: 1т + ½т +1 т + 1т + 1т + 1т + ½т. 10.Переменный лад - это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно различные его ступени. 11.Тональности до 3-х знаков при ключе ЛЯ МАЖОР 3 диеза фа-диез минор РЕ МАЖОР 2 диеза си минор СОЛЬ МАЖОР 1 диез ми минор ДО МАЖОР 0 знаков ля минор ФА МАЖОР 1 бемоль ре минор СИ БЕМОЛЬ МАЖОР 2 бемоля соль минор МИ БЕМОЛЬ МАЖОР 3 бемоля до минор 12. Порядок появления знаков при ключе Последний диез всегда относится к VII ступени мажора Последний бемоль всегда относится к I ступени мажора 13. Интервалы Интервал (с латинского «расстояние») - сочетание 2 звуков. 4

5 Если звуки интервала взяты одновременно это гармонический интервал, если последовательно друг за другом мелодический интервал. Нижний звук интервала основание, верхний вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется восходящим, а от вершины к основанию нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются простые, а шире октавы составными. 14. Измерение интервалов Интервал определяется 2 величинами: ступеневой и тоновой. Ступеневая величина показывает количество ступеней в интервале. Тоновая величина показывает количество тонов в интервале и обозначается словами малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава. К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима. Количество ступеней Название интервала Качественная величина Краткое обозначение Количество тонов 1 Прима чистая ч Секунда малая м.2 ½ 1 большая б Терция малая м.3 1½ 3 большая б Кварта чистая ч.4 2 ½ 5 увеличенная ув Квинта уменьшённая ум чистая ч.5 3 ½ 7 6 Секста малая м большая б.6 4 ½ 9 7 Септима малая м большая б.7 5 ½ 11 8 Октава чистая ч Количество полутонов Всего 8 простых интервалов: Прима содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она чистая (ч1). Секунда содержит 2 ступени. Если секунда содержит ½ тона то она малая (м2), если 1 тон большая (б2) Терция содержит 3 ступени. В малой терции 1 ½ тона (м3), в большой 2 тона (б3). Кварта содержит 4 ступени. Если в кварте 2 ½ тона она чистая (ч4), если 2 тона уменьшённая (ум4), если 3 тона увеличенная (ув4). Квинта содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 ½ тона она чистая (ч5), если 3 тона уменьшённая (ум5), если 4 тона увеличенная (ув5). Секста содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона она малая (м6), если 4 ½ тона она большая (б6) 5

6 Септима содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов она малая (м7), если 5 ½ - большая (б7). Октава содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов то она чистая (ч8). 15. Интервалы диатонические и характерные. консонансы и диссонансы Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора характерными. Все диатонические интервалы делятся на - консонансы и диссонансы. Консонирующие интервалы звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на: Совершенные консонансы ч1, ч8, ч4, ч5.. Несовершенные консонансы м3, б3, м6, б6. Диссонирующие интервалы звучат резко. К ним относятся секунды, септимы, тритоны (ув4, ум5). 16.Обращение интервалов Обращение перенос нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим составляет чистую октаву. Таким образом: прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сексту, кварта в квинту, квинта в кварту, секста в терцию, септима в секунду, октава в приму. То есть каждая пара интервалов является взаимообратимой. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшённые, уменьшённые в увеличенные. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 9, а сумма тонов равна 6. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие в диссонирующие. ч1 ч8 ч4 ч5 ч5 ч4 ч8 ч1 м2 б7 б2 м7 м7 б2 б7 м2 м3 б6 б3 м6 м6 б3 б6 м3 17.Интервалы в ладу В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях В натуральном мажоре: м2 на 3 и 7 ступенях, а б2 на остальных ступенях В натуральном миноре: м2 на 2 и 5 ступенях, а б2 на остальных ступенях В натуральном мажоре: б3 на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 на остальных ступенях В натуральном миноре: б3 на 3,6,7 ступенях, а м3 на остальных ступенях В натуральном мажоре: ч4 на всех ступенях, кроме 4 ступени на ней ув4 6

7 В натуральном миноре: ч4 на всех ступенях, кроме 6 на ней ув4 В натуральном мажоре: ч5 на всех ступенях, кроме 7 на ней ум5. В натуральном миноре: ч5 на всех ступенях, кроме 2 на ней ум5. В натуральном мажоре: б6 на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 на остальных ступенях В натуральном миноре: б6 на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 на остальных ступенях В натуральном мажоре: б7 на 1, 4 ступенях, а м7 на остальных ступенях В натуральном миноре: б7 на 3, 6 ступенях, а м7 на остальных ступенях В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях. Мажор I II III IV V VI VII м.2 б.3 ч.4 ув.4 ч.5 ум.5 б.6 б.7 Минор III IV V VI VII I II 18.Устойчивые и неустойчивые интервалы. Разрешение неустойчивых интервалов Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы консонирующие. Неустойчивые интервалы это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Все неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук. Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых сходятся. 19. Главные трезвучия лада Трезвучия построенные на главных ступенях лада I, IV, V называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся. Трезвучие, построенное от I ступени, называется тоническим, так как I ступень называется тоника; от IV ступени лада, называется субдоминантовым, так как IV 7

8 ступень называется субдоминанта; от V ступени лада, называется доминантовым, так как V ступень называется доминанта. В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада мажорные: Т53, S53, D53. В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие - мажорное, т.к. в его состав входит повышенная VII ступень: D53 Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада. Субдоминантовое трезвучие неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени IV и VI. Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу, II и VII. 20.Расположение главных трезвучий лада и их обращений в ладу Квартсекстаккорды (64) V I II Секстаккорды (6) III VI VII Трезвучия (53) I IV V Т S D 21.Разрешение главных трезвучий лада Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты на секунду вверх. Таким образом, получается следующая схема: S53 S6 D53 D6 S64 S53 T6 S6 T64 S64 T 53 D64 D53 T64 D6 T53 D64 T6 8

9 22.Аккорд. трезвучие Аккорд - созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые можно расположить по терциям. Трезвучие (5 3 ) это аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук прима или основание, средний терция или терцовый звук, верхний квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям это основной вид трезвучия. 23.Виды трезвучий Различают 4 основных вида трезвучий: Мажорное (или Большое, Б53) состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5. Минорное (или малое, м53) состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5. Уменьшённое (ум53) состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5. Увеличенное (ув53) состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5. Мажорное и минорное трезвучия консонирующие, а увеличенное и уменьшённое диссонирующие. 24.Обращения трезвучий Обращение трезвучия перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего хвука аккорда на октаву вниз. Трезвучие имеет 2 обращения: Секстаккорд (6) первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту. Квартсекстаккорд (64) второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название. Крайние звуки образуют сексту 9

10 Название аккорда Краткое обозначение Строение Мажорный секстаккорд Б6 Б6 = м3 + ч4 Минорный секстаккорд М6 М6 = б3 + ч4 Мажорный Б64 Б64 = ч4 + б3 квартсекстаккорд Минорный квартсекстаккорд М64 М64 = ч4 + м3 10

11 1. Пользуясь образцом, КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. 3 класс Вариант 1 а). Напишите гамму Ре мажор б). Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени. в). Сделайте опевание устойчивых ступеней г). Постройте главные трезвучия лада и их обращения д). Постройте обращения главных трезвучий тональности РЕ мажор и разрешите их 1. РЕ мажор Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней Главные трезвучия лада и их обращения I - III - V I III V Т 2.Каким мажорным тональностям принадлежат данные знаки, если известно, что последний диез всегда относится к VII ступени лада, а предпоследний бемоль к I ступени (тонике)... мажор.мажор 11

12 3.Напишите три вида си минора Си минор натуральный Си минор гармонический Си минор мелодический 4.Подпишите все интервалы. Обведите диссонансы 5.Ответьте на вопросы: 1. В какой интервал превратится при обращении чистая кварта (ч.4)? 2. На каких ступенях мажора можно построить большие терции? 3. Между какими ступенями натурального минора расстояние полутон? 4 Как называется аккорд, состоящий из кварты и терции? 5. Из каких терций состоит мажорное трезвучие? 6 Какая тональность является параллельной для ми минора? 6. Разрешите данные интервалы, соблюдая законы тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые Фа диез минор 7. Определите мажорную тональность по ключевым знакам и постройте интервальную последовательность 8. Впишите нужные номера ступеней в пустые клеточки таблицы Квартсекстаккорд (64) V Секстаккорд(6) VI Трезвучие (53) I V Т S D 12

13 9. Постройте аккорды от звука ФА Б6 М53 М64 Ув Подпишите аккорды и укажите ступени, на которых они построены ре минор 13

14 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. 3 класс Вариант 2 1.Пользуясь образцом, а). Напишите гамму Ля мажор б). Выпишите устойчивые, неустойчивые и вводные ступени. в). Сделайте опевание устойчивых ступеней г). Постройте главные трезвучия лада д). Постройте обращения главных трезвучий тональности Ля мажор и разрешите их Ля мажор Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней Главные трезвучия лада I - III - V I III V Т 2.Каким мажорным тональностям принадлежат данные знаки, если известно, что последний диез всегда относится к VII ступени лада, а предпоследний бемоль к I ступени (тонике).. мажор мажор 14

15 3.Напишите три вида минорных гамм Ре минор натуральный Ре минор гармонический Ре минор мелодический минор мелодическийнор 4. Подпишите все интервалы. ДИССОНАНСЫ раскрасьте чёрным цветом. 5.Ответьте на вопросы: 1. В какой интервал превратится при обращении большая секста (б.6)? 2. На каких ступенях мажора можно построить чистые кварты? 3. Между какими ступенями натурального мажора расстояние равно полутону? 4 Какой аккорд состоит из терции и кварты? 5 Из каких терций состоит минорное трезвучие? 6 Какая тональность является параллельной для си минора? 6. Разрешите данные интервалы, соблюдая законы тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые 7. Определите МИНОРНУЮ тональность по ключевым знакам и постройте интервальную последовательность 8. Впишите нужные номера ступеней в пустые клеточки таблицы 15

16 Квартсекстаккорды V Секстаккорды VI Трезвучия I V Т S D 9. В данной аккордовой последовательности обведи все секстаккорды. 10. Подпишите аккорды, указывая ступени, на которых они построены Фа мажор 16

docplayer.ru

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 3 КЛАСС - Шпаргалки - Правила по сольфеджио 3 класс

приобрестиШпаргалки - Правила по сольфеджио 3 классскачать (103 kb.)Доступные файлы (1):

n1.doc

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 3 КЛАСС.

ГАММА – это звуки лада, расположенные поступенно вверх или вниз от тоники до её октавного повторения. Звуки называются ступенями. Полная гамма состоит из 8 ступеней, обозначающихся римскими цифрами: I. II. III. IV. V. VI. VII. I (VIII). Каждая ступень имеет своё название:

I ступень - тоника

II ступень – нисходящий вводный звук

III ступень – медианта

IV ступень – субдоминанта

V ступень – доминанта

VI ступень – субмедианта

VII ступень – восходящий вводный звук

ТОНАЛЬНОСТЬ – это высота лада, определяемая тоникой. Тональность получает название от своей тоники и от лада (например До мажор).

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми ключевыми знаками и звуковым составом, но разными ладами и тониками.

ОДНОИМЕННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ – это тональности с одинаковыми тониками, но разными ладами, звуковым составом и ключевыми знаками.ЛАД – это система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков, объединённых тоникой. В ладу 7 ступеней, которые обозначаются римскими цифрами: I, III, V ступени – устойчивые, II, IV, VI ступени – неустойчивые.

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - это лад, роль тоники в котором выполняют попеременно различные его тоны.

МАЖОРНЫЙ ЛАД – это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Мажорный лад имеет строение: т (тон) – т (тон) – Ѕ (полутон) – т (тон) – т (тон) – т (тон) – Ѕ (полутон). Такой мажорный лад называется – натуральным. Тоника обозначается буквой - Т.

Гармонический мажор - это мажор, в котором понижается 6 ступень. Он имеет строение:

т – т - Ѕ - т - Ѕ - т Ѕ (полтора тона) - Ѕ.3 ВИДА МИНОРА.

Натуральный минор – имеет строение: т (тон) – Ѕ (полутон) - т – т – Ѕ - т – т.

Гармонический минор – это минор, в котором повышается 7 ступень. Он имеет строение:

т – Ѕ - т – т – Ѕ - т Ѕ (полтора тона) - Ѕ.

Мелодический минор – это минор, в котором при движении вверх повышаются 6 и 7 ступени, а вниз – как в натуральном миноре. Вверх он имеет строение: т – Ѕ - т – т – т – т – Ѕ.

ТОНАЛЬНОСТИ ДО 3-Х ЗНАКОВ

ДО МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «до» и без ключевых знаков альтерации.

ля минор– это тональность минорного лада, с тоникой «ля» и без ключевых знаков альтерации.СОЛЬ МАЖОР – это тональность мажорного лада с тоникой «соль» и одним ключевым знаком – фа диез.

ми минор– это тональность минорного лада с тоникой «ми» и одним ключевым знаком – фа диез.РЕ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ре» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.

си минор - это тональность минорного лада, с тоникой «си» и двумя ключевыми знаками – фа диез и до диез.ЛЯ МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «ля» и тремя ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез.

фа-диез минор - это тональность минорного лада, с тоникой «фа-диез» и тремя ключевыми знаками – фа-диез, до-диез, соль-диез.

ФА МАЖОР – это тональность мажорного лада, с тоникой «фа» и одним ключевым знаком – си бемоль.

ре минор - это тональность минорного лада, с тоникой «ре» и одним ключевым знаком – си бемоль.СИ БЕМОЛЬ МАЖОР - это тональность мажорного лада, с тоникой «си-бемоль» и двумя ключевыми знаками – си бемоль и ми-бемоль.

соль минор - это тональность минорного лада, с тоникой «соль» и двумя ключевыми знаками – си бемоль и ми-бемоль.МИ БЕМОЛЬ МАЖОР - это тональность мажорного лада, с тоникой «ми-бемоль» и тремя ключевыми знаками – си бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.

до минор - это тональность минорного лада, с тоникой «до» и тремя ключевыми знаками – си бемоль, ми-бемоль, ля-бемоль.

ИНТЕРВАЛЫ

Одновременное или последовательное сочетание 2 звуков называется – интервал (с латинского «расстояние»). Если звуки интервала взяты одновременно – это гармонический интервал, если последовательно – мелодический интервал.

Интервал определяется 2 величинами: тоновой и ступеневой. Тоновая величина – показывает количество тонов в интервале и обозначается словами – малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшённая. Ступеневая величина – показывает количество ступеней в интервале.

К чистым интервалам относятся: прима, кварта, квинта, октава.

К малым и большим интервалам относятся: секунда, терция, секста, септима.

Нижний звук интервала – основание, верхний – вершина. Интервал, взятый от основания к вершине, называется – восходящим, а от вершины к основанию – нисходящим. Интервалы, образованные в пределах октавы называются – простые, а шире октавы – составными.

Всего 8 простых интервалов:

Прима – содержит 1 ступень, повторяющуюся дважды. Если в приме 0 тонов, то она – чистая (ч1).

Секунда – содержит 2 ступени. Если секунда содержит Ѕ тона – то она малая (м2), если 1 тон – большая (б2)

Терция – содержит 3 ступени. В малой терции – 1 Ѕ тона (м3), в большой – 2 тона (б3).

Кварта – содержит 4 ступени. Если в кварте 2 Ѕ тона – она чистая (ч4), если 2 тона – уменьшённая (ум4), если 3 тона – увеличенная (ув4).

Квинта – содержит 5 ступеней. Если в квинте 3 Ѕ тона – она чистая (ч5), если 3 тона – уменьшённая (ум5), если 4 тона – увеличенная (ув5).

Секста – содержит 6 ступеней. Если в сексте 4 тона – она малая (м6), если 4 Ѕ тона – она большая (б6)

Септима – содержит 7 ступеней. Если в септиме 5 тонов – она малая (м7), если 5 Ѕ - большая (б7).

Октава – содержит 8 ступеней. Если в октаве 6 тонов – то она чистая (ч8).

Интервалы, образованные на ступенях натурального мажора и минора называются – диатоническими, а на ступенях гармонического мажора и минора – характерными.

Все диатонические интервалы делятся на - консонирующие и диссонирующие.

Консонирующие интервалы – звучат мягко, звуки как бы сливаются друг с другом. Консонирующие интервалы делятся на:

Весьма совершенный консонанс – ч1, ч8.

Совершенный консонанс – ч4, ч5.

Несовершенный консонанс – м3, б3, м6, б6.

Диссонирующие интервалы – звучат резко. К ним относятся – м2, б2, м7, б7. тритоны (ув4, ум5).ОБРАЩЕНИЕ ИНТЕРВАЛОВ

Октавное перемещение звуков интервала вверх или вниз называется – обращением интервалов. Обращение интервала можно получить 2 способами:

  1. перенести основание (нижний звук) интервала на октаву вверх и сделать его вершиной интервала.
  2. перенести вершину (верхний звук) интервала на октаву вниз и сделать его основанием интервала.
При перемещении получается новый интервал, который в сумме с предыдущим составляет чистую октаву. Таким образом: прима обращается в октаву, секунда – в септиму, терция – в сексту, кварта – в квинту, квинта – в кварту, секста – в терцию, септима – в секунду, октава – в приму. То есть каждая пара интервалов является взаимообратимой. Сумма ступеней взаимообратимых интервалов равна 8 , а сумма тонов равна 6. При обращении интервалов чистые обращаются в чистые, малые – в большие, большие – в малые, увеличенные – в уменьшённые, уменьшённые – в увеличенные. Все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие – в диссонирующие.

ч1 – ч8 ч5 – ч4

м2 – б7 м6 – б3

б2 – м7 б6 – м3

м3 – б6 м7 – б2

б3 – м6 б7 – м2

ч4 – ч5 ч8 – ч1

ИНТЕРВАЛЫ В ЛАДУ.

В натуральном мажоре и миноре ч1 строится на всех ступенях

В натуральном мажоре: м2 – на 3 и 7 ступенях, а б2 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: м2 – на 2 и 5 ступенях, а б2 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: б3 – на главных ступенях лада (Т,S, D), а м3 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б3 – на 3,6,7 ступенях, а м3 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: ч4 – на всех ступенях, кроме 4 ступени – на ней ув4

В натуральном миноре: ч4 – на всех ступенях, кроме 6 – на ней ув4

В натуральном мажоре: ч5 – на всех ступенях, кроме 7 – на ней ум5.

В натуральном миноре: ч5 – на всех ступенях, кроме 2 – на ней ум5.

В натуральном мажоре: б6 – на 1, 2, 4, 5 ступенях, а м6 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б6 – на 3, 4, 6, 7 ступенях, а м6 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре: б7 – на 1, 4 ступенях, а м7 – на остальных ступенях

В натуральном миноре: б7 – на 3, 6 ступенях, а м7 – на остальных ступенях

В натуральном мажоре и миноре ч8 строится на всех ступенях.УСТОЙЧИВЫЕ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ ИНТЕРВАЛЫ. РАЗРЕШЕНИЕ НЕУСТОЙЧИВЫХ ИНТЕРВАЛОВ.

Все интервалы в ладу делятся на устойчивые и неустойчивые. Устойчивые интервалы – это те, у которых оба звука устойчивы, т.е. входят в состав тонического трезвучия. Все устойчивые интервалы – консонирующие.

Неустойчивые интервалы – это те, в которых один или оба звука являются неустойчивыми, т.е. не входят в состав тонического трезвучия. Неустойчивые интервалы могут быть – консонирующими и диссонирующими. Все диссонирующие и неустойчивые интервалы требуют разрешения. Разрешение интервалов происходит по ладовому тяготению 2 способами: Если в интервале оба звука неустойчивые – то при разрешении они переходят в ближайшие устойчивые звуки. Если в неустойчивом интервале один звук неустойчивый – то при разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а неустойчивый переходит в ближайший устойчивый звук.

Звуки увеличенных интервалов при разрешении расходятся, а уменьшённых – сходятся.

ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ЛАДА С РАЗРЕШЕНИЕМ.

Трезвучия построенные на главных ступенях лада – I, IV, V – называются трезвучиями главных ступеней лада. Своё название трезвучия берут от той ступени, на которой строятся.

Трезвучие построенное от I ст. называется – тоническим, т.к. I ст. – тоника; от IV ст. лада, называется – субдоминантовым, т.к. IV ст. – субдоминанта; от V ст. лада, называется – доминантовым, т.к. V ст. – доминанта.

В натуральном мажоре трезвучия главных ступеней лада – мажорные: Т53, S53, D53. В гармоническом мажоре субдоминантовое трезвучие минорное, т.к. в его состав входит 6 пониженная ступень: s53

В натуральном миноре трезвучия главных ступеней лада – минорные: t53, s53, d53. В гармоническом миноре доминантовое трезвучие мажорное, т.к. в его состав входит повышенная 7 ступень: D53

Тоническое трезвучие устойчиво, т.к. состоит из 3 устойчивых ступеней лада.

Субдоминантовое трезвучие – неустойчиво, т.к. в его составе 2 неустойчивые ступени – 4 и 6.

Доминантовое трезвучие ещё более неустойчиво, т.к. в его составе вводные ступени, самые неустойчивые в ладу – 2 и 7.

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия и их обращения требуют разрешения в тонический аккорд. При разрешении устойчивый звук остаётся на месте, а два неустойчивых звука переходят по ладовому тяготению от субдоминанты на секунду вниз, а от доминанты – на секунду вверх.

Таким образом получается следующая схема:

S53 – T6 D53 – T64

S6 – T64 D6 – T53

S64 – T 53 D64 – T6

ТРЕЗВУЧИЯ, ВИДЫ ТРЕЗВУЧИЙ.

Созвучие из трёх и более звуков, расположенных по терциям, либо которые могут быть расположены по терциям, называется – аккорд.

Аккорд, состоящий из 3 звуков, расположенных по терциям называется – трезвучие.

Различают 4 основных вида трезвучий:

Мажорное (или Большое, Б53) – состоит из б3+м3. крайние звуки образуют ч5.

Минорное (или малое, м53) – состоит из м3+б3. крайние звуки образуют ч5.

Увеличенное (ув53) – состоит из б3+б3, крайние звуки образуют ув5.

Уменьшённое (ум53) – состоит из м3+м3, крайние звуки образуют ум5.

Мажорное и минорное трезвучия – консонирующие, а увеличенное и уменьшённое – диссонирующие. Звуки, входящие в состав трезвучия имеют свои названия: нижний звук – прима или основание, средний – терция или терцовый звук, верхний – квинта или квинтовый звук. Если звуки трезвучия расположены по терциям – это основной вид трезвучия.ОБРАЩЕНИЯ ТРЕЗВУЧИЙ.

Обращение трезвучия – это вид трезвучия, нижним звуком которого является терция или квинта основного вида трезвучия. Трезвучие имеет 2 обращения:

Секстаккорд (6) – первое обращения трезвучия, нижним звуком которого является терцовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из терции и кварты, крайние звуки образуют сексту.

Квартсекстаккорд (64) – второе обращение трезвучия, нижним звуком которого является квинтовый тон основного вида трезвучия. Он состоит из кварты и терции, отсюда и название.Мажорный секстаккорд (Б6) – м3+ч4.

Минорный секстаккорд (М6) – б3+ч4.

Мажорный квартсекстаккорд (Б64) – ч4+б3.

Минорный квартсекстаккорд (М64) – ч4+м3.

ПРАВИЛА ПО СОЛЬФЕДЖИО ЗА 3 КЛАСС

nashaucheba.ru

Теоретический материал по сольфеджио_Таблицы-памятки. 1-4 класс

1 класс

ЛАД. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

Существует 2 основных лада: мажор и минор.

  • Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
  • Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.

Тональность – это высота лада. Например:

  • Тональность До мажор.
  • Тональность ля минор.

Название тональности определяет её тонику.Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная. Например:

  • В тональности До мажор тоника - ДО.
  • В тональности ля минор тоника - ЛЯ.

Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).

Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.

Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.

Половина гаммы образует тетрахорд.

Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.

Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.

Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:

                                                       .    .     .     . 

Тон (Т) =2 полутона:

(Отсюда значит, что полутон =1/2 тона, или 0,5 тона: П=1/2т; П=0,5т)

   .        .        . 

Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.

Строение мажорной гаммы: Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т   

Гамма До мажор:

Строение минорной гаммы: Т – 0,5т – Т – Т – 0,5т – Т – Т

Гамма ля минор:

         I          II          III        IV          V         VI         VII         I

В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V.

Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом       II, IV, VI – вниз, а VII - вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).

Вводные ступени – II, VII. Вводные ступени окружают тонику.

Гаммы со знаками при ключе

От ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор.

Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b).

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ

Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: Т–Т–0,5т–Т–Т–Т–0,5т,

то по пути встретится всего один знак – фа#.

Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.

Получится гамма Соль мажор – гамма с одним ключевым знаком – фа#:

От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – сиb.

Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.

Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.

Порядок бемолей при ключе: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb.

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ

От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.

От ноты «сиb» строится гамма Сиb мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – сиb и миb.

Параллельные тональности

Каждому мажору соответствует свой минор, в котором знаки будут те же.Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникой – параллельные.

Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа#..

Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb.

И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор, в нем тоже два диеза – фа# и до#.

nsportal.ru