Что такое "тоника", "доминанта", "субдоминанта"? Откуда эти названия? Побочные ступени лада


Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Побочные трезвучия. Урок 6 самоучителя фортепиано

На предыдущем уроке мы начали изучать аккорды. Итак, продолжим.

Каждый звук в мажорной или минорной тональности имеет свою ладовую функцию – подобно людям в государстве или какой-либо структуре, звуки подразделяются на главные и подчиненные. Самая главная и устойчивая ступень – первая, ее называют тоника. Именно на ней заканчиваются все мелодии (за редкими исключениями, которые скорее подтверждают правило). В самом деле, для того, чтобы музыка закончилась – нужно впечатление полной устойчивости. Есть даже легенда о том, как кто-то из сыновей Баха, занимаясь, на минуту отошел от инструмента, оборвав гармонию на неустойчивом аккорде. Бах не мог вытерпеть неустойчивости – он встал, разрешил гармонию в тонику и обратно лег спать.

К числу устойчивых ступеней, кроме первой, относятся третья и пятая. Объяснений такой функции, окраски каждого звука кроется в законах музыкальной акустики, натурального звукоряда. Если кто-то откроет страницу со схемой натурального звукоряда и увидит структуру музыкальных обертонов, то увидит, что первый и третий обертон будут октавными, второй – квинтовым, а четвертый – терцовым. Поэтому эти звуки хорошо сливаются с тоникой и звучат устойчиво. Если их нажать все вместе, образуется тоническое трезвучие.

Остальные звуки являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивую ступень. Чаще всего неустойчивая ступень стремится к разрешению в устойчивую движением вниз на секунду, например:

Исключение – VII ступень. Это вводный тон, отстоящий от тоники на полтона, он обладает самым острым тяготением и разрешается в тонику движением вверх. В гармоническом и мелодическом миноре происходит обострение восходящих тяготений: восходящим движением будет разрешаться не только повышенная VII ступень, но – через VII – в тонику будет стремиться также повышенная VI ступень. Напомним - обычно VI ступень в натуральном и гармоническом миноре стремится к разрешению в V.

Послушайте разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые на музыкальном примере:

Перейдем к аккордовым функциям и их тяготениям. Итак, тоническое трезвучие строится на первой ступени и является самым устойчивым. О главных трезвучиях речь шла на предыдущем уроке – это трезвучия I, IV и V ступеней, совпадающие с тоникой по своей ладовой окраске: они мажорные в мажоре и минорные в миноре. Это тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V). Остальные трезвучия называются побочными – они имеют контрастную ладовую окраску. Минорная окраска в мажоре или мажорная в миноре может создать разнообразие и внести в музыкальное развитие новые оттенки, но она не может вызвать ощущения устойчивости, завершенности.

Прислушаться к выразительным краскам побочных трезвучий в до-мажоре можно на примере песни «Memory» из мюзикла «Кошки» Э. Уэббера. Здесь после трезвучия I cтупени звучит трезвучие VI, потом IV (субдоминантовое), затем III и II ступеней. После возвращения трезвучий VI и III ступеней композитор завершает музыкальное построение разрешением доминантового трезвучия (V) в тонику (I). Все трезвучия в приведенном ниже примере звучат в виде арпеджио, их звуки нажимаются поочередно:

Охарактеризуем каждое из побочных трезвучий. Трезвучие II ступени обладает субдоминантовой функцией, причем даже более сильной, чем основное субдоминантовое трезвучие. Многие композиторы применяют секстаккорд второй ступени («фа-ля-ре» в до-мажоре) как субдоминантовый аккорд вместо трезвучия («фа-ля-до»). Возможно, их привлекает контрастная минорная окраска этого аккорда. Особенно часто такой прием встречается в сонатах Моцарта.

Трезвучия третьей и шестой ступеней называют медиантами. Их функция колеблется между двумя, тонико-доминантовой и тонико-субдоминантовой. Трезвучие третьей ступени имеет мягкую доминантовую окраску, трезвучие шестой – мягкую субдоминантовую.

Трезвучие шестой ступени применяется также для эффектного музыкального приема, который называется прерванным кадансом: вместо разрешения доминантсептаккорда в тонику возникает разрешение в трезвучие шестой ступени, обладающее контрастным ладовым значением. Эффект подмены минора мажором или наоборот вызывает необходимость дальнейшего развития. В музыке может возникнуть дополнительные несколько тактов, которые называются расширением. Такой прием можно наблюдать в романсе А. Варламова «Белеет парус одинокий». 

Доминантовая гармония здесь не разрешается в тонику – образуется прерванный каданс:

Трезвучие седьмой ступени в мажоре – уменьшенное. Его применяют редко, иногда возможно использовать его в виде секстаккорда в проходящих оборотах.

В миноре побочные трезвучия - медианты (трезвучия III и VI ступеней) обладают теми же функциями и свойствами. Так же применяется трезвучие VI ступени для выразительного прерванного каданса. Трезвучие седьмой ступени может иметь в натуральном миноре мягкую доминантовую окраску, но гармоническом и мелодическом – оно также будет уменьшенным, как в мажоре. Оно будет использоваться не самостоятельно, а скорее в составе более сложных аккордов. Трезвучие второй ступени в миноре также является уменьшенным. Оно сохраняет свою сильную субдоминантовую функцию и может применяться в виде секстаккорда, а также входить в состав более сложных аккордов.

Наш следующий урок - Обращения аккордов. Виды сопровождения (музыкальная фактура).

rock-academy.ru

Главные и побочные ступени лада — КиберПедия

I, IV, V – главные ступени лада.

II, III, VI, VII – побочные ступени лада.

Первая ступень называется тоника – Т

IV ступень называется субдоминанта – S

V ступень называется доминанта – D

T S D

I II III IV V VI VII I

 

Гамма

Звукоряд из 7-ми ступеней расположенных в определенном порядке называется – гамма.

Состав мажорной гаммы: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Состав минорной гаммы: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

 

 

Интервалы

Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Интервал – это 2 звука, которые звучат одновременно или по очереди. Если звуки звучат одновременно, интервал называется гармоническим, а если по очереди – мелодическим.

1 – прима (ч.1)

2 – секунда (м.2,б.2)

3 – терция (м.3, б.3)

4 – кварта (ч.4)

5 – квинта (ч.5)

6 – секста (м.6, б.6)

7 – септима (м.7, б.7)

8 – октава (ч.8)

Попевки

ч.1 – Андрей-воробей, не гоняй голубей!

м.2 – Плачу я, плачу я!

б2. – Мой весёлый друг!

м.3 – Ночка тёмная!

б.3 – Солнце красное!

ч.4 – Постой, погоди!

ч.5 – Медуза плавает в воде.

м.6 – А я двойку получил.

б.6 – Я пятёрку получил!

м.7 – Я с горки скачусь!

б.7 – Я расту в высоту.

ч.8 – Вот он, дом большой!

Тоновый и ступеневый

состав интервалов

ч.1 – прима чистая – 1 ступень – 0 тонов

м.2 – секунда малая – 2 ступени – 0,5 тона

 

б.2 – секунда большая – 2 ступени – 1 тон

м.3 – терция малая – 3 ступени – 1,5 тона

б.3 – терция большая – 3 ступени – 2 тона

ч.4. – кварта чистая – 4 ступени – 2,5 тона

ч.5 – квинта чистая – 5 ступеней – 3,5 тона

м.6 – секста малая – 6 ступеней – 4 тона

б.6 – секста большая – 6ступеней – 4,5 тона

м.7 – септима малая – 7 ступеней – 5 тонов

б.7 – септима большая – 7 ступеней – 5,5 тонов

ч.8. – октава чистая – 8 ступеней – 6 тонов

Виды трезвучий

 

Трезвучия бывают четырёх видов: мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные.

Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков расположенных по терциям ( через ступеньку)

Б5\3 = б.3 + м.3

М5\3 = м.3 + б.3

Ум5\3 = м.3 + м.3

Ув5\3 = б.3 + б.3

Главные трезвучия лада

Главные трезвучия лада строятся на главных ступенях лада.

На I-вой ступени строится тоническое трезвучие (Т5\3)

На IV-той ступени строится субдоминантовое трезвучие (S5\3)

На V-той ступени строится доминантовое трезвучие (D5\3)

До мажор

 

T5\3 S5\3 D5\3

Виды трезвучий от звука “до”

Б5\3 М5\3 Ум5\3 Ув5\3

 

Порядок знаков альтерации в тональностях

 

Диезы: 1 – фа, 2 – до, 3 – соль, 4 – ре, 5 – ля, 6 – ми, 7 – си.

Бемоли: 1 – си, 2- ми, 3 – ля, 4 – ре, 5- соль, 6 – до, 7 – фа.

Динамические оттенки

Динамика – это сила звучания.

f – форте (громко)

p – пиано (тихо)

mf – меццо форте (средним звуком \ не очень громко)

mp – меццо пиано (тоже средним звуком \ не очень тихо)

ff – фортиссимо (очень громко)

pp – пианиссимо (очень тихо)

- cresc. – крещендо (усиление звука)

 

- dim. – диминуэндо (уменьшение звука)

Транспонирование

Транспонирование – это перенос мелодии в другую тональность. При этом ступени остаются такими же, а ноты меняются.

 

Кварто-квинтовый круг

Тональностей.

Бемольные тональности

До мажор – ля минор = 0

Фа мажор – ре минор = 1

Си мажор – соль минор = 2

Ми бемоль мажор – до минор = 3

Ля бемоль мажор – фа минор = 4

Ре бемоль мажор – си бемоль минор = 5

Соль бемоль мажор – ми бемоль минор = 6

До бемоль мажор – ля бемоль минор = 7

Диезные тональности

До мажор – ля минор = 0 #

Соль мажор – ми минор = 1 #

Ре мажор – си минор =2 #

Ля мажор – фа диез минор = 3 #

Ми мажор – до диез минор = 4 #

Си мажор – соль диез минор = 5 #

Фа диез мажор – ре диез минор = 6 #

До диез мажор – ля диез минор = 7 #

 

Обращение трезвучий

Обращением интервала или аккорда называется новый интервал или аккорд, который образуется при перемещении нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз с оставлением остальных звуков на месте.

 

Обращения в тональности

Первое обращение трезвучия называется секстаккорд.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккорд.

Т6 – тонический секстаккорд

Т6\4 – тонический квартсекстаккорд

S6 – субдоминантовый секстаккорд

S6\4 – субдоминантовый квартсекстаккорд

D6 – доминантовый секстаккорд

D6\4 – доминантовый квартсекстаккорд

 

До мажор

T5\3 T6 T6\4 S5\3 S6 S6\4 D5\3 D6 D6\4

Обращения от звука

Б6 – мажорный секстаккорд

Б6\4 – мажорный квартсекстаккорд

М6 – минорный секстаккорд

М6\4 – минорный квартсекстаккорд

 

cyberpedia.su

Устойчивые и неустойчивые ступени при построении трезвучий

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях — называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются«побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  1. Трезвучия побочных ступеней,  а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).
  2. На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия — одно также с противоположным ладом, а второе — уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.

 

 

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму — и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды — сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска — уникальная, неповторимая! — любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько — неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника — самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень — звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее — все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  • I ступень — самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  • II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  • III ступень — устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  • IV ступень — неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  • V ступень — устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  • VI ступень — неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  • VII — самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков — устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие — самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки — как ее мелодии, так и гармонии — в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

 

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений 🙂

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте

Наверх

propianino.ru

Что такое "тоника", "доминанта", "субдоминанта"? Откуда эти названия?

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на:  во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени;   во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???».

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими (t, s, d).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны. Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

swissattack.ru

§ 76. Главные и побочные трезвучия лада

Из семи трезвучий, построенных на основных ступенях мажора и минора, три являются главными — тоника, субдоминанта и доминанта, остальные четыре — побочными.

Трезвучия тоники, субдоминанты и доминанты называются главными потому, что в натуральных видах мажора и минора соответствуют ладовому наклонению (то есть в мажоре все они будут мажорными, а в миноре — минорными) и тем самым выявляют специфику лада.

Побочные трезвучия II, III, VI и VII ступеней самостоятельной функции не имеют, а на основании терцового родства входят в одну из неустойчивых функциональных групп (субдоминанты или доминанты) и, соответственно, с той или иной степенью яркости представляют данную функцию:

217 До мажор группа аккордов субдоминанты группа аккордов доминанты

Отличительным признаком всех аккордов доминантовой группы является наличие в них звука VII ступени лада — восходящего напряженного вводного тона.

Отличительным признаком всех аккордов субдоминантовой группы является наличие в них звука VI ступени лада, имеющего нисходящее тяготение к квинте тоники.

На основании терцовых связей трезвучия III и VI ступеней мог ли бы также условно образовать группу тонических аккордов:

218

VI I T III

Однако они содержат по одному неустойчивому звуку и в целом не в состоянии быть подлинными выразителями устойчивой функции — тоники, которая едина и практически ничем заменена быть не может.

Таблица трезвучий мажорного лада

Виды трезвучий

На каких ступенях строятся

в натуральном мажоре

в гармоническом мажоре

в мелодическом мажоре

б. 5/3

I(Т), IV(S), V(D)

I(Т), V(D)

I(Т), VII

м. 5/3

II, III, VI

III, IV (sг)

IV(s), V (d)

ум. 5/3

VII

II, VII

II, III

ув. 5/3

нет

VI

VI

Таблица трезвучий минорного лада

Виды трезвучий

На каких ступенях строятся

в натуральном миноре

в гармоническом миноре

в мелодическом миноре

б. 5/3

III, VI, VII

V, VI(Dг)

IV(Sм), V (Dг)

м. 5/3

I(t), IV(s), V(d)

I(t), IV(s)

I(t), IIм

ум. 5/3

II

II, VII

VI, VII

ув. 5/3

нет

IIIг

IIIм

§ 77. Разрешение неустойчивых трезвучий

Разрешение неустойчивых трезвучий лада и их обращений в тонику при кварто-квинтовом и терцовом соотношениях этих аккордов производится следующим образом: неустойчивые звуки движутся поступенно в сторону своего тяготения, а устойчивые остаются на месте в том же голосе. Например:

219

Ш Т6 Ш6 T6/4 III6/4 Т VI T6/4 V6 Т VI6/4 Т6

При секундовом соотношении трезвучий (II—I и VII—I) все три голоса иногда могут тяготеть в одну сторону (как, например, II—I). Однако движение всех голосов в одном направлении нежелательно, поскольку нередко оно приводит к запрещенному в школьной практике параллелизму квинт. Поэтому надо либо взять данное неустойчивое трезвучие в обращении (в виде секстаккорда или квартсекстаккорда), где вместо параллельных квинт образуются параллельные кварты, либо один из звуков (в данном случае обычно квинту II ступени) вести не по секундовому тяготению вниз, а непосредственно в приму тоники ходом на терцию вверх:

220

Возникающий при этом восходящий ход на терцию (от VI к I ступени лада) чаще всего заполняют проходящим поступенным движением (через VII ступень), в результате чего после трезвучия II ступени реально возникает (в роли вспомогательной гармонии) секстаккорд VII ступени, который затем и разрешается в тонику:

221

II (VII 6) T II (VII 6) T6

В целом же разрешение аккордов базируется на разрешениях входящих в них интервалов.

studfiles.net