Содержание
Китайские премиум-автомобили: как их создают
Правила жизни
Теги:
спецпроект
Как говорил Лао-цзы, «путь в тысячу ли начинается с первого шага». К началу 2020-х китайский автопром подошел на всех парах. В Поднебесной научились выпускать качественные и технически совершенные автомобили, обладающие всем спектром современных технологий.
В результате новые модели тех же китайских кроссоверов вполне готовы к конкуренции с ранее недосягаемыми аналогами от мировых грандов. Вот почему свои новые марки китайцы зачастую представляют не на родине, а на консервативном европейском рынке, традиционно тяготеющем к местным вендорам. Так, в 2017 году на Франкфуртском автосалоне европейцев удивлял гибридный кроссовер EXEED TX, построенный на современной модульной платформе. Так свое видение премиального кроссовера представила китайская государственная компания Chery, выпускающая без малого миллион автомобилей в год — включая модели Jaguar и Land Rover для местного рынка.
Рассказываем, каким образом китайские компании всего за несколько десятков лет перешли от лицензионного производства к собственным высокотехнологичным разработкам и премиальным брендам.
Государственные стартапы
Стремительный рост экономики Китая в 1990–2000 годах кратно увеличил спрос на частные автомобили. Собственных разработок мирового класса в стране фактически не было. Государством было принято мудрое решение — массовое развитие лицензионного производства. На базе местных автокомпаний, в том числе с государственным участием, были построены автозаводы ведущих мировых брендов. Выбор стратегии совместного производства обусловил для китайцев прямой доступ к современным технологиям.
Так неофициальное копирование сменилось легальным лицензированием, позволяя производителям наращивать объемы выпуска и собственный технический потенциал. Именно таким путем пошла и созданная в 1997 году компания Chery, организованная властями провинции Аньхой. Первым собственным автомобилем стал выпускаемый по лицензии Seat Toledo, а само производство мировые деловые СМИ определяли как «гибрид коммунистического государственного предприятия и предпринимательского стартапа». Этот и подобные ему «гибриды» оказались жизнеспособными — уже в 2009 году Китай стал крупнейшим в мире авторынком.
И хотя развитие СП с мировыми автогигантами стало приоритетным, экспансивно растущим направлением китайской промышленности, о собственных брендах никто не забывал — просто их развитие отложили на момент формирования полного портфеля технологий.
Технологии как ключ
Часто говорят, что китайский автопром — выдающийся пример стремительного развития в техническом и технологическом аспекте. С технологичностью, то есть современными технологиями сборки, все понятно: опыт контрактного производства дал о себе знать. А вот обладание технологиями стало ключевым направлением развития успешных китайских брендов.
«Мне всегда нравились технологии, потому что это то, что делает фантастику наукой». Питер Маткин, главный инженер EXEED, полтора десятка лет возглавлял разработки Jaguar Land Rover и знает о чем говорит. Сегодня китайцы широко развивают гибридные силовые установки и «чистые» электромобили, а также технологии инфотейнмента и автономного вождения. Что примечательно, все это собственные разработки — интеллектуальная собственность китайской компании.
Сложность и амбициозность задач, а также достойное финансирование — сегодня влиться в ряды сотрудников китайских автобрендов и их партнеров считают за честь лучшие специалисты мировой автоиндустрии что из Старого, что из Нового Света. Используя практически безграничные технические возможности китайских производств, а также гигантскую тестовую базу, инженеры и конструкторы в Китае могут создавать и внедрять новые решения и технологии быстрее, чем в Европе.
Без руля и педалей
Трансформация современных автомобилей в технически совершенные гаджеты — ключевая часть развития автомобильной индустрии в постиндустриальном мире. И тут китайцы во многом опередили западных коллег.
Во-первых, они уловили тренды развития индустрии и оперативно создали и «обкатали» полноценные, обучаемые автомобильные нейросети. Главным разработчиком выступил национальный IT-гигант Baidu, имеющий в распоряжении куда больше пользователей, чем пресловутый Google. Это способствовало быстрому обучению и развитию системы. В результате массовые китайские модели получили гораздо больше онлайн-сервисов, чем их европейские аналоги. Причем гораздо раньше. Первый китайский серийный «подключенный» автомобиль с операционной системой Apollo Xiaodu был представлен Baidu совместно с EXEED в 2018 году.
Но искусственный интеллект способен не только подбирать треки и прокладывать маршруты. Широкое использование Big Data и нейросетей вскоре вывело китайцев на лидерские позиции по электрическим и автономным автомобилям. Показанный в 2016 году прототип беспилотника от Baidu в качестве платформы использовал электромобиль Chery EQ — вызывающий улыбку своим внешним видом, но способный проехать на одном заряде 200 км полностью автономно. Протестированные за рулем «малыша» технологии автономного вождения вскоре нашли свое место и под капотом других моделей концерна.
Спустя всего три года, в 2019-м, беспилотники четвертого уровня автономности от молодой китайской марки уже испытывались на дорогах Калифорнии, а сама компания была включена китайским минпромторгом в перечень ключевых разработчиков систем искусственного интеллекта, в том числе для национальных проектов. Следующий шаг — вывод автономного вождения в ширнармассы, и для этого инженеры испытывают новые технологии, которые возможны в сетях 5G (помимо IoT — «интернета вещей»). Масштабный проект поддержан национальным оператором связи China Telecom. Государство участвует во многих китайских бизнесах, и, как можно наблюдать, это развитию не мешает.
Альтернативная энергия
Сегодня под капотами современных китайских кроссоверов, таких как EXEED, — энергоэффективные, экологичные и экономичные турбомоторы, агрегатированные с роботизированными преселективными трансмиссиями, гибридные силовые установки (на внутреннем рынке). Все это «космос» для «увязшего в текстурах» российского автопрома. Но таков нынешний шаг мировой индустрии. При этом большинство крупнейших мировых автомобильных компаний уже успело объявить о прекращении разработки новых ДВС, а также выпуска автомобилей с ними для ключевых рынков. Китайские производители, впрочем, уже готовы к изменениям.
Неизвестно, подвергнется ли корректировке зеленая «климатическая» повестка, но китайцы, с одной стороны, не делают резких движений по отмене «обычных» ДВС, с другой — уверенно лидируют в разработке и производстве «чистых» силовых установок. Уже сейчас модели EXEED в Китае предлагаются как в бензиновом, так и в гибридном и полностью электрическом варианте. Примечательно, что китайцы ведут работы сразу во всех направлениях. Дорабатываются турбированные малообъемные ДВС с прямым впрыском, работающие по циклу Миллера. Создаются универсальные и функциональные параллельно-гибридные трансмиссии для массовых моделей, позволяющие эффективно объединять работу ДВС и двух электромоторов.
Разрабатываются новые конструкторские решения на основе SiC-полупроводников, твердотельных батарей, водородных топливных элементов. Китайцы могут позволить себе такое обилие разнообразных разработок и, значит, окажутся в выигрышной ситуации независимо от внешних факторов.
Стремление к большему
Отправной точкой в развитии китайских марок именно как брендов стало формирование собственного, а не лицензионного технического пула. Но именно развитие лицензионного производства дало начало собственному модельному ряду, что неизбежно привело к формированию новых, сильных брендов с развитой экосистемой и собственной философией.
Бренды второго поколения, такие как EXEED, уже предлагают не просто широкий набор технологий, характеристик и оснащения. Единство концепции и предложения бренда предполагает неизменное соответствие реальности и ожиданий требовательного клиента, сделавшего осознанный выбор. Так, философия «Рожден для большего» от EXEED созвучна традиционной китайской идее бесконечного стремления к пределам для их преодоления. Автомобиль в этой концепции — не только сочетание технологий и комфорта, но и средство познания, коммуникации. Далеко не обыденное транспортное средство, лишенное визуальной и тактильной привлекательности и индивидуальности!
От производства к IT-услугам
Государственная махина может быть невероятно гибкой. Именно это демонстрирует китайская автомобильная промышленность, за три десятка лет прошедшая путь от копирования иномарок до разработки перспективных автомобилей, инновационных по мировым меркам. Более того, речь идет уже не просто о продаже авто, а о предоставлении сервиса дополненной мобильности. Это переводит EXEED и другие марки из производителей в провайдеры IT-услуг.
Таким образом, экспансивный темп и глубина развития разработок Поднебесной позволяют говорить о начавшемся сдвиге мировой парадигмы. И тут не так важно, когда именно китайские автомобильные бренды «захватят» весь мир. Главное, что этот процесс уже начался и его не остановить.
электромобиль или гибрид — Авторевю
Игорь Владимирский
Фото:
autohome.com.cn | фирма-производитель
Бренд Voyah создан китайским концерном Dongfeng для самых продвинутых и дорогих моделей. Он дебютировал минувшим летом с концептуальным седаном i-Land. Однако первой серийной моделью новой марки станет полноразмерный кроссовер Voyah Free, презентация которого сегодня прошла в Китае.
Компания Dongfeng известна, прежде всего, относительно недорогими легковушками, а также простыми грузовиками, однако для бренда Voyah создан свой инженерный центр и набрана отдельная команда разработчиков, а за внешность машин отвечает ателье Italdesign. Специально для моделей Voyah разработана отдельная модульная платформа ESSA (Electric Smart Secure Architecture): двухрычажная подвеска спереди, многорычажка сзади, алюминиевые подрамники, тяговая батарея под полом. А у модели Free еще и пневмобаллоны «по кругу».
Кроссовер Voyah Free имеет «дорогие» пропорции, выдвижные ручки дверей и коэффициент аэродинамического сопротивления Cd 0,28. По размерам это одноклассник автомобилей Volvo XC90 или Audi Q7: длина — 4905 мм, ширина — 1950 мм, высота — 1690 мм. Колесная база — 2955 мм.
В базовой версии Voyah Free — электромобиль. У него два мотора (по одному на каждой оси) с суммарной отдачей 680 л.с. и 1000 Нм. Емкость тяговой батареи не указана, но заявлен пробег на одной зарядке: 500 км по устаревшему циклу NEDC. До «сотни» такой кроссовер может разогнаться за 4,8 с, максимальная скорость — 200 км/ч.
А вторая версия — подзаряжаемый последовательный гибрид. Электромоторы у него такие же, а под капотом установлена бензиновая турбочетверка 1.5 (109 л.с.) из гаммы концерна Dongfeng, которая не связана с ведущими колесами и работает только в режиме генератора для подзарядки аккумулятора. Дальность хода такого гибрида — 860 км по циклу NEDC.
Пятиместный салон — без откровений, но с богатым оснащением. На передней панели расположены три дисплея, есть проекционный экран и функция обновления медиасистемы «по воздуху». Четырехзонный климат-контроль — с голосовым управлением (электроника распознает, из какой «зоны» поступила команда), передние кресла — с вентиляцией и массажером. Есть адаптивный круиз-контроль, в перспективе — автопилот третьего уровня.
Выпускать Voyah Free начнут только в третьем квартале 2021 года, поэтому цена пока названа ориентировочная — 60 тысяч долларов. Для моделей Voyah будет переоборудован завод бывшего СП Renault Dongfeng в Ухане, о закрытии которого объявили еще весной. При этом мощность сборочной площадки будет увеличена со 110 до 150 тысяч машин в год. Впоследствии концерн Dongfeng обещает выпускать по одной новой модели Voyah каждый год, в планах — разномастные легковушки, кроссоверы и минивэны.
Dongfeng, Voyah, Voyah Free
Tesla Model Y абсолютно доминирует в сегменте премиальных внедорожников Китая
Tesla Model Y абсолютно доминирует на рынке высококлассных внедорожников Китая: в ноябре было продано 23 117 полностью электрических кроссоверов. Это позволило модели Y превзойти по продажам некоторые из самых популярных роскошных внедорожников, которые уже давно хорошо продаются в Китае, такие как Audi Q5 и BMW X3.
Отставание Model Y от своих конкурентов на китайском рынке внедорожников высокого класса является существенным, так как второе место, Lixiang ONE, было продано всего 13 485 единиц в прошлом месяце, или около 58% продаж кроссовера Tesla. Mercedes-Benz GLC находится на далеком третьем месте с 12 269 автомобилями.единиц продано в ноябре. Другие немецкие внедорожники подешевели, например Audi Q5, продано 11 411 единиц в прошлом месяце, и BMW X3, продано 10 436 единиц.
Высококлассный внедорожник в Китае Ноябрьские розничные продажи – 10 лучших моделей Audi Q5
(CPCA) https://t.co/zhFYiPRVZK pic.twitter.com/fnD7Bb3B0A— Moneyball (@DKurac) 9 декабря 2021 г. рейтинг премиум-класса SUV два месяца подряд. Модель Y также показала 74-процентный рост местных продаж автомобилей по сравнению с предыдущим месяцем, хотя это, скорее всего, связано с тем, что в октябре Tesla экспортировала большое количество автомобилей, произведенных в Giga Shanghai, на зарубежные территории.
Сила Model Y особенно очевидна, если посмотреть на то, как автомобиль ведет себя на общем рынке внедорожников страны, на котором представлены игроки, которые заметно более доступны, чем кроссовер Tesla. В ноябре Tesla Model Y была третьим самым продаваемым внедорожником в Китае с объемом продаж на внутреннем рынке 23 117 автомобилей, что позволило автомобилю превзойти Toyota Rav4, проданную в количестве 19 539 единиц.
Китайский внедорожник Ноябрьские розничные продажи – 15 лучших моделей
🥇Great Wall #Haval H6
🥈#BYD Song
🥉Tesla Model Y
январь-ноябрь
🥇Great Wall #Haval H6
🥈Chang’an CS75
🥉Honda CR-V
(CPCA) https://t.co/oT6j9XslO9 pic.twitter.com com/XFIEBShEht— Moneyball (@DKurac) 9 декабря 2021 г.
В то время как доминирование модели Y в китайском сегменте роскошных внедорожников и ее эффективность на общем рынке внедорожников в стране могут удивить некоторых, генеральный директор Tesla подчеркнул потенциал автомобиля. Илон Маск. Во время объявления о доходах за первый квартал 2021 года Маск заявил, что, учитывая успех Model 3, есть шанс, что Model Y может стать самым продаваемым автомобилем или грузовиком любого типа в мире, будь то электромобиль или что-то еще.
«BMW 3 серии долгое время был самым продаваемым седаном премиум-класса, и его превзошла Tesla Model 3. И это всего за три с половиной года производства и всего на двух заводах. Я думаю, что Model 3 превосходит по продажам своих конкурентов с двигателями внутреннего сгорания… Когда дело доходит до Model Y, мы думаем, что Model Y станет самым продаваемым автомобилем или транспортным средством любого типа в мире и, вероятно, в следующем году. Так что я не уверен на 100% в следующем году, но думаю, что это вполне вероятно. Я бы скорее сказал, что в 2022 году Model Y (станет) самым продаваемым автомобилем или грузовиком в мире», — сказал Маск.
Команда Тесларати была бы признательна вам. Если у вас есть какие-либо советы, свяжитесь со мной по телефону [email protected] или через Twitter @Writer_01001101 .
Tesla Model Y абсолютно доминирует в сегменте премиальных внедорожников Китая.
Эксклюзив: Zeekr, премиальный бренд электромобилей Geely, ищет IPO на сумму более $1 млрд в США — источники Первичное публичное размещение акций в США с целью привлечь более 1 миллиарда долларов, сообщили Reuters три источника, непосредственно знакомые с этим вопросом.
По словам двух источников, Zeekr планирует провести первое крупное размещение акций Китая в Соединенных Штатах более чем за полтора года.
Это сопоставимо с оценкой около 9 миллиардов долларов при первом привлечении внешних средств в прошлом году.
Планы появились, когда бренд, который конкурирует с Tesla Inc и китайским аналогом Nio Inc (9866.HK), нацелился на продажу своего кроссовера 001 — своей первой и единственной модели — в Европе в следующем году. При этом он присоединяется к растущему списку китайских автопроизводителей, желающих запустить или расширить продажи электромобилей в регионе.
Расширение Zeekr, однако, подчеркивает все более сложную стратегию Geely в отношении электромобилей. Автомобильная группа, возглавляемая основателем Ли Шуфу, в настоящее время включает семь брендов, производящих электромобили, три из которых являются брендами высокого класса.
IPO Zeekr станет первым крупным размещением акций китайской фирмы в США с тех пор, как в июле прошлого года Пекин ужесточил контроль над продажей акций за рубежом. дебют на фондовом рынке.
Заявка на IPO была подана после того, как в августе Пекин и Вашингтон заключили знаменательную сделку по аудиту, резко снизив угрозу исключения из листинга более 200 китайских компаний, зарегистрированных в Нью-Йорке.
Zeekr подал свои документы в регулирующие органы США на прошлой неделе и планирует выйти на биржу в Нью-Йорке уже во втором квартале 2023 года, сообщили два источника и четвертый источник, которые также были непосредственно осведомлены об этом вопросе.
Конфиденциальная регистрация позволяет компаниям дольше скрывать информацию от конкурентов и дает им дополнительную гибкость, особенно когда сроки проведения IPO не установлены.
Источники отказались назвать, поскольку информация еще не была обнародована.
Электромобиль Zeekr 001 (EV) от Geely демонстрируется на стенде Zeekr во время медиа-дня выставки Auto Shanghai в Шанхае, Китай, 19 апреля 2021 г. REUTERS/Aly Song/File Photo
По данным двух источников , Zeekr также рассматривал Гонконг в качестве площадки для листинга, но выбрал Нью-Йорк в надежде добиться более высокой оценки.
Geely, которая занимается связями с общественностью Zeekr, отказалась от комментариев. В октябре компания заявила, что отделит Zeekr, но не назвала место проведения листинга или вероятную стоимость предложения.
Успешный листинг может привести к увеличению продаж китайских акций в Соединенных Штатах, которые считаются самым крупным в мире пулом капитала, и к более предсказуемым темпам листинга.
Только пять китайских компаний завершили IPO в США в этом году, собрав в общей сложности 162,5 млн долларов, согласно данным Refinitiv, что далеко от 12,8 млрд долларов, привлеченных в прошлом году.
Zeekr была создана Geely, официально известной как Zhejiang Geely Holding Group (GEELY.UL), в апреле 2021 года, чтобы удовлетворить растущий спрос Китая на электромобили премиум-класса. Позже в том же году компания выпустила кроссовер 001 в Китае.
Но поскольку несколько брендов продают электромобили, Geely сталкивается со сложностью, которой избегают более крупные производители электромобилей BYD (002594.SZ) и Tesla в пользу вертикальной интеграции и подхода к производству, который позволяет им снизить затраты.
Другие бренды Geely высокого класса для электромобилей включают Volvo (VOLCARb.ST), Polestar — предприятие Volvo, предназначенное только для электромобилей, нацеленное на премиальный сегмент рынка, а также гораздо более дорогой британский бренд спортивных автомобилей класса люкс Lotus.
Компания также продает электромобили под брендом Geely через Smart — совместное предприятие с Mercedes Benz (MBGn.