Skip to content

Код резины: ТрансТехСервис (ТТС): автосалоны в Казани, Ижевске, Чебоксарах и в других городах

Содержание

Маркировка шин | Типоразмер шины, расшифровка параметров маркировки автомобильных шин

Вы хотите выбрать шину для вашего авто, но плохо разбираетесь в маркировке шин? Это не проблема! В этом разделе мы поможем вам разобраться: какие бывают параметры шины, что они означают, и какая именно покрышка подходит для вашего автомобиля.

Или позвоните по тел. в Москве: +7(495) 995-80-40 — наши специалисты ответят на ваши вопросы, ничто не заменит вам живого общения.

Сначала мы рекомендуем посмотреть руководство по эксплуатации для вашего авто. Там указана маркировка шин, рекомендуемая заводом изготовителем автомобиля.

Обычно в руководстве указано несколько маркировок шин, в зависимости от того:

  • Какие диски стоят на вашем автомобиле: железные или из алюминиевого сплава (диски из алюминиевых сплавов обычно имеют больший диаметр и ширину)
  • Для какого сезона используется данная маркировка шины — для зимы или для лета.
  • Какой двигатель и какой мощности установлен на вашем автомобиле

А так же Вы можете воспользоваться разделом «Подбор шин по марке автомобиля», в нем по марке и году выпуска вашего авто Вы можете узнать маркировки шин, рекомендуемые для вашего автомобиля заводом-изготовителем. Обычно в инструкции указывается несколько типоразмеров автошин.

Или подойти к своей машине и прочтите надпись на боковине шины (резине).


Таким образом на шине указывается типоразмер

Называется эта маркировка на шине «типоразмер» и выглядит, для примера, вот так:

205/55 R16 94Н XL

205 — это ширина шины в мм.

55 — Пропорциональность, т.е. отношение высоты профиля к ширине. В нашем случае оно равно 55%. Проще говоря, при одинаковой ширине, чем больше этот показатель, тем шина будет выше и наоборот. Обычно эту величину называют просто — «профиль».

Поскольку профиль шины это величина относительная, то важно учитывать при подборе резины, что если Вы вместо типоразмера 205/55 R16 захотите поставить автошины с размером 215/55 R16, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота! Что в большинстве случаев недопустимо! (за исключением случаев, когда оба этих типоразмера указаны в книжке по эксплуатации авто). Точные данные по изменению внешних размеров колеса Вы можете рассчитать в специальном шинном калькуляторе.

Если это соотношение не указано (например, 185/R14С), значит оно равно 80-82% и шина называется полнопрофильной. Усиленные шины с такой маркировкой обычно применяют на микроавтобусах и легких грузовичках, где очень важна большая максимальная нагрузка на колесо.

R — означает автошину с радиальным кордом (по сути, сейчас почти все шины делаются именно так).

Многие ошибочно полагают, что R — означает радиус шины, но это именно радиальная конструкция автошины. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но в последнее время ее практически не выпускают, поскольку ее эксплуатационные характеристики заметно хуже.

16 — диаметр колеса (диска) в дюймах. (Именно диаметр, а не радиус! Это тоже распространенная ошибка). Это «посадочный» диаметр покрышки на диск, т.е. это внутренний размер шины или наружный у диска. Подробнее про маркировку дисков можно прочитать в разделе «Маркировка дисков».

Н — индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью Вы можете ездить на данной покрышке, (в нашем случае ИС — Н — до 210 км/ч). Говоря про индекс скорости автошины хочется отметить, что этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

Таблица индексов скорости:



Индекс скоростиJKLMNPQRSTUHVVRWYZR
Мах. Скорость (км/ч)100110120130140150160170180190200210240>210270300>240

94 — индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо. Для легковых автомобилей он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением, (в нашем случае ИН — 94 — 670 кг.). Для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его обязательно необходимо соблюдать.

Таблица индексов нагрузки шины:




Индекс нагрузки60616263646566676869
Мах. Нагрузка (в кг.)250257265272280290300307315325




Индекс нагрузки70717273747576777879
Мах. Нагрузка (в кг.)335345355365375387400412426437



Индекс нагрузки80818283848586878889
Мах. Нагрузка (в кг.)450462475487500515530545560580



Индекс нагрузки90919293949596979899
Мах. Нагрузка (в кг.)600615630650670690710730750775



Индекс нагрузки100101102103104105106107108109
Мах. Нагрузка (в кг.)80082585087590092595097510001030



Индекс нагрузки110111112113114115116117118119
Мах. Нагрузка (в кг.)1060109011201150118012151250128513201360



Индекс нагрузки120121122123124125126127128129
Мах. Нагрузка (в кг.)1400145015001550160016501700175018001850

Внимание!

Индекс нагрузки в таблице указывается на одно колесо автомобиля. Для подсчета максимально допустимого веса машины нужно умножить максимальный вес нагрузки одного колеса на количество колес (например, у легкового авто нужно умножать на 4).

Американские обозначения: типоразмер (расшифровка)

Существуют две различные маркировки американских шин.

Первая очень похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15.

И другая маркировка автошины, которая принципиально отличается от европейской.

Например: 31х10.5 R15 (соответствует европейскому типоразмеру 265/75 R15)

31 — внешний диаметр шины в дюймах.

10.5 — ширина шины в дюймах.

R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).

15 — внутренний диаметр шины в дюймах.

Вообще говоря, если не считать непривычных нам дюймов, то американская маркировка автошин логичная и более понятная, в отличае от европейской, где высота профиля покрышки непостоянна и зависит от ширины автошины. А тут все просто с расшифровкой: первая цифра типоразмера — внешний диаметр, вторая — ширина, третья — внутренний диаметр.

Для пересчета одного вида типоразмеров в другие, Вы можете воспользоваться шинным калькулятором в дюймах.

Цветные метки используемые для маркировки

Желтая маркировка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое легкое место на шине. При монтаже новой шины на диск, желтую метку нужно совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса.

На шинах с пробегом эта желтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.

Красная точка на шине — означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, т.е. когда машина выходит с завода.

Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса.
При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться желтой меткой, совмещая её с ниппелем.

Маркировка — белый штамп с цифрой означает номер инспектора, который проводил финальный осмотр шины на заводе-изготовителе. Это делается для улучшения контроля качества выпускаемой продукции.

Цветные полоски на протекторе шины делаются, чтобы было удобнее «опознавать» шину на складе. У всех моделей автошин и различных типоразмеров эти маркировки разные. Поэтому, когда шины стоят в стопках на складах, сразу видно, что данная стопка шин имеет один и тот же типоразмер и модель. Никакой другой смысловой нагрузки эти цветные полоски на шине не имеют.

Дополнительная информация на боковине шины

XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

M+S или маркировка покрышки M&S&nbsp (Mud + Snow) — грязь плюс снег и означает, что шины всесезонные или зимние.

На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако эти шины нельзя эксплуатировать в зимнее время, т.к. зимние шины имеют совсем другой состав резины и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

All Season или AS — Всесезонные шины.

Aw (Any Weather) — Любая погода.

Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования её в суровых зимних условиях.

Если на боковине шины нет этой маркировки, то эта автошина предназначена для использования только в летних условиях.

Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

Outside и Inside — ассиметричные шины. При установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней.

RunFlat, RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при ПОЛНОМ падении давления в шине (при проколе или порезе). На этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. Подробнее от технологии RunFlat читайте на странице «Шины Ранфлет».

Разные производители автошин используют различные обозначения технологии RSC. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP и т. д.

Rotation или стрелка эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

Tubeless — бескамерная шина. При отсутствии данной надписи покрышка может использоваться только с камерой.

Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

Max Pressure — максимально допустимое давление в шине, в кПа. Подробнее о давлении в колесах автомобиля читайте на странице «Давление в колесах».

Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

Reinforced или буквы RF в типоразмере (например 195/70 R15RF) означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера (например 195/70 R15C) обозначает грузовую шину (8 слоёв).

Radial эта маркировка на резине в типоразмере означает, что это авторезина радиальной конструкции.

Steel означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).

DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

Treadwear — относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины. Маркировка на колесе TWI также может быть со стрелкой. Указатели располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора. Индикатор износа выполняется в виде выступа с высотой 1.6 мм (минимальная величина протектора для легких автомобилей) и располагается в углублении протектора (как правило, в водоотводящих канавках).

Подробнее про износ автомобильных шин можно прочитать на странице «Износ шин».

Как узнать дату изготовления шины

Для определения возраста шины существует специальная маркировка на ее боковине, которая наносится при ее производстве.

Дата изготовления шины написана в виде четырёх цифр в овале (например 1805) — первые две цифры неделя изготовления, следующие две — год изготовления (в нашем примере апрель 2005 г).

Все о маркировке шин | Что означают цифры на шинах для автомобилей | Блог


Маркировка содержит много полезной информации.


Возьмем такой код: 225/75R 104R

  • Ширина профиля или расстояние между боковинами, мм – 225.
  • Отношение ширины профиля к высоте, в нашем примере это 75%; если в маркировке нет цифры, то по умолчанию берется значение 82%.
  • Тип корда – R. Это не радиус, это радиальный корд.
  • Посадочный диаметр (d). В нашей маркировке он равен 16. Это диаметр диска, измеряется в дюймах.
  • Индекс грузоподъемности – 104. Он же код нагрузки, который рекомендует, что более 900 кг на одну шину.
  • Индекс скорости R. Это допустимая скорость, разрешенная для этой покрышки. R равна 170 км/час.


Есть еще дополнительные символы, которые несут массу полезной информации. О них в таблице ниже.

Дополнительные обозначения


Дата изготовления


В типоразмере обозначено время их производства.


Дата не измеряется днями и месяцами. Шифр – это неделя, начиная с начала года, когда была сделана покрышка. Например, шина была изготовлена в начале февраля 2021 г. Значит, дата производства будет зашифрована в коде: 521 – пятая неделя с начала 21 г.


Подсказки при монтаже


Дополнительные метки на покрышке – это подсказки не только для автолюбителей, которые все любят делать своими руками, но и для шиномонтажников.

  • Стрелка – это знак, который покажет направление вращения колеса.
  • Надпись Outside, Inside – это внешняя и внутренняя сторона на боковине шины с ассиметричным рисунком. Надпись Outside – снаружи автомобиля. Inside – изнутри.
  • Цветные треугольники – помощь при установке покрышки на диск. Желтый цвет – совмещение с ниппелем, красный – расположен на 180 гр. относительно буквы L.


Индикатор износа


Индекс износостойкости протектора или T.W.I – это индикатор, по которому владелец авто отслеживает износ. По нему определяют, сколько еще прослужит протектор шины, как сильно стерся в процессе эксплуатации ее рисунок. T.W.I представляет собой узкие выступы в виде полоски высотой 1,6 мм или 2/32 дюйма, погрешность составляет +0,6 мм. Полоски-индикаторы помещаются внутри основных канавок поверхности покрышки на ее протекторе. Когда на полосках видны следы износа/трения от сцепления с землей – меняйте шину.


Новая маркировка


Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 определило новые Правила обязательной маркировки средствами идентификации. Согласно постановлению, с 1 марта 2021 года в стране не должно остаться непромаркированных шин.


Новая маркировка для авторезины принята, чтобы сократить объём нелегальных шин в РФ. Идентификатор Data Matrix, который есть в типоразмере, гарантирует определение контрафактных покрышек с фиктивной информацией.


Индекс нагрузки


Индекс – это допустимая масса, которую может выдержать покрышка. Превышение веса чревато быстрым износом резины.


Максимальная нагрузка зависит от несущей способности колеса и прочности каркаса.


Индекс нагрузочной способности для легковых машин определяют цифровым рядом от 80 до 126, что означает массу, приложенную на одну шину, которую может нести автомобиль. Она составляет от 450 до 1700 кг.


Шину, способную выдержать большую грузоподъемность маркируют XL.


Индекс скорости


Индекс категории скорости – условное обозначение максимальной скорости. Таблица со скоростными значениями выше.


Разбор маркировки на примере


Типоразмер содержит следующие данные:

  • страна производителя и название компании;
  • размерность покрышки;
  • категория скорости;
  • «ALL SEASON» – всесезонная резина;
  • «M+S» (MS), (M&S) – зимние шины, наличие изображения снежинки это подтверждает;
  • индекс нагрузки;
  • «TUBELESS» – бескамерная покрышка;
  • «TUBE TYPE» – возможность установки камеры;
  • «STELL» – наличие в брекере металлокорда;
  • «ALL STELL» – металлокод и в каркасе, и в брекере;
  • время производства;
  • «TEMPORARY USE ONLY» – «запаска».


Разберем маркировку шины легкового автомобиля. Ранее мы расшифровали маркировку шин отечественного производителя. Теперь разберем шину французской фирмы Michelin.


Выбираем шины самостоятельно


Самостоятельный выбор резины подразумевает не обращение в специализированный магазин, а покупку по интернету. В онлайн-магазине с выбором правильной резины никто не поможет. Сравнивайте характеристики и все получится.


Всесезонная резина


В теории на всесезонной резине можно кататься круглый год. «Всесезонка» замечательно работает при температуре от -7 до +15оС. В сильный мороз резина твердеет, а выше +10 – размягчается, то есть и низкая температура, и жара для нее противопоказана. Лучше иметь и зимнюю, и летнюю резину – дольше срок эксплуатации.


Летняя резина


Для спокойной езды по городу при выборе летней резины покупайте шины в соответствии с паспортом вашего авто и типоразмером «родной» резины. Производители ставят покрышки, оптимальные для вашего автомобиля.


Главное при самостоятельном выборе шин – посмотреть рисунок протектора.


Симметричный профиль – самый бюджетный вариант. Для шин с симметричным рисунком протектора характерны шумность при езде и среднее сцепление.


Направленный рисунок – это более тихая езда и хороший отвод воды при езде по лужам.


Ассиметричный протектор – самые тихие, а профиль эффективно себя проявляет при любой езде.


Зимняя резина


Выбор зимней резины зависит от того, в каком регионе России вы живете. Если это европейская часть страны, то вам подойдет «европейская» резина, которая используется чаще всего для мокрого или сухого асфальта.


Для более сурового климата, когда приходится ездить по снегу и по гололеду в минусовую температуру, подойдут «скандинавские» липучки. Протектор мягкий, сцепление хорошее.


Шипованная резина – это самый радикальный вариант шин. Автомобиль с «шиповкой» лучше держится на любом льду и отлично преодолеет рыхлый снег.

Код даты выпуска шины: считывание даты изготовления шины

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ШИНАХ

Код даты выпуска шины указан на боковине шины и входит в ряд цифр, известных как DOT-код, также известный как идентификационный номер шины (TIN). . Этот код Департамента транспорта может быть важен для определения даты изготовления ваших шин, а также для регистрации новых шин у производителя и даже потенциальной идентификации шины в случае отзыва продукта.

Как прочитать код даты шины?

Посмотрите на боковину вашей шины — там будет код после букв «DOT» — для Министерства транспорта. Там будет до 13 символов, которые дадут вам информацию, необходимую для идентификации вашей шины, а также для определения даты изготовления ваших шин.

7-12 символов ИНН

  • Первые два символа будут кодом, представляющим заводской код, присвоенный производителю.
  • Следующие один-два символа представляют код размера шины.
  • Следующая группа может состоять не более чем из четырех символов, которые обозначаются производителем с их внутренними кодами для конкретной конструкции этой шины. Поскольку эти символы являются необязательными для производителя, TIN может иметь любую длину до двенадцати символов.
  • Последние четыре цифры для любой шины, произведенной после 2000 года, являются кодом даты шины и обозначают дату изготовления. Первые две из этих цифр обозначают неделю года изготовления шин, а последние две цифры — последние две цифры года изготовления. (Например, 1319означает тринадцатую неделю 2019 года.)

13-символьный ИНН

  • Первая группа состоит из трех символов, представляющих заводской код. Недавнее законодательство переводит заводской код с двух символов на три. Эта дополнительная цифра увеличит общую длину кода DOT до 13 символов.
  • Вторая группа состоит из шести символов, которые определяют размер шины, тип шины или другие важные характеристики шины; в отличие от восьми-двенадцатизначного TIN, эти символы не являются необязательными для производителя.
  • Последние четыре цифры представляют дату производителя. Первые две цифры обозначают неделю, а последние две – год. (Например, шина с номером 2910 изготовлена ​​на 29-й неделе 2010 г.)

Полный код DOT (включая часть кода даты) отображается как минимум на одной боковине каждой шины. Противоположная боковая стенка — будет иметь либо полный DOT-код (включая дату), либо частичный DOT-код (без кода даты и любых дополнительных символов) на усмотрение производителя.

Если ваши шины были изготовлены до 2000 года, код даты будет состоять только из 3 цифр: первые две цифры снова обозначают неделю года, а последняя цифра — последняя цифра года изготовления шины. Это означает, что код даты «529» может означать, что шина была изготовлена ​​в декабре 1999 г., декабре 1989 г. или даже в декабре 1979 г.

Особое примечание: требование ИНН персонажа.

Почему важен код DOT?

Код DOT важен по многим причинам, но в первую очередь он используется для регистрации вашей шины у производителя. При регистрации ваших шин производитель шин получает ваше имя и адрес, чтобы иметь возможность связаться с вами в случае отзыва.

Чтобы зарегистрировать свои шины Goodyear,  зарегистрируйте новые шины и посетите здесь для получения дополнительной информации об отзыве шин .

Вопросы о коде DOT вашей шины или регистрации ваших шин?

Если у вас есть вопросы о ваших шинах, не стесняйтесь обращаться в местный сервисный центр Goodyear или свяжитесь с нами по телефону 800-321-2136 . Ваш дружелюбный специалист по шинам может найти и прочитать ваш код даты при осмотре ваших шин, а затем дать рекомендации, основанные на вашем автомобиле и ваших привычках вождения.

Что означают цифры на моей шине?

Ваши шины могут многое вам рассказать — если вы умеете читать то, что они говорят.

Много лет назад шинная промышленность установила ряд стандартов для информации, выбитой на боковинах шин. Этот буквенно-цифровой код обозначает стандартные размеры шин, накачку, дату изготовления и другую информацию, поэтому давайте разберем ее.

Источник | Lisa Kowite

Типичный размер шин может выглядеть следующим образом:

P 205/65 R 15 92 H

Вот что это значит.

P Эти   обозначают пассажирские или P-метрические шины, изготовленные по стандартам США. Вот другие возможные префиксы:

  • LT для легкого грузовика.
  • ST предназначен для специального прицепа.
  • T — временный, обычно указывает на запасное колесо.
  • Шины европейского стандарта

  • вообще не будут иметь префиксной буквы.

205 — Это ширина профиля протектора от боковины до боковины. При этом ширина профиля шины составляет 205 миллиметров.

65 — Это двузначное число — соотношение сторон. Внешний вид — это высота боковой стенки, выраженная в процентах от ширины сечения; в этом случае высота боковой стенки составляет 65 процентов ширины от ширины секции.

R Указывает на конструкцию вашей шины, которая в данном случае является радиальной. Радиальные шины сегодня являются наиболее распространенной конструкцией шин на рынке, но вместо них вы можете увидеть одну из следующих:

  • B предназначен для диагонального ремня, который сегодня редко встречается в легковых или легких шинах в США.
  • D для диагонали.
  • Если буквенной маркировки нет, то, скорее всего, у вас поперечная шина.

15 Подходит для 15-дюймового обода.

92 Это индекс нагрузки вашей шины. Индекс нагрузки — это код, указывающий, сколько фунтов может выдержать шина при данном уровне накачки. В этом случае индекс нагрузки 92 будет означать, что шина способна выдерживать 1389 фунтов при накачке 36 фунтов на квадратный дюйм.

H Указывает индекс скорости. Рейтинг скорости — это максимальная скорость, с которой шина может безопасно работать, определяемая в ходе лабораторных испытаний. В этом случае шина с рейтингом H подходит для скоростей до 130 миль в час.

Код Максимальная скорость (миль/ч)
В 100
С 112
Т 118
У 124
Н 130
В 149
Ш 168
Д 186
З Более 149

 

Однако о шинах гораздо больше информации…

Вы также заметите отдельный код, установленный DOT. Допустим, этот код выглядит следующим образом:

DOT CC9L XYZ1016

DOT — это Департамент транспорта.

CC —  Заводской код, который указывает производителя шин и местонахождение завода

9L — Код производителя, который выражает размер шины

XYZ — Это код для характеристик бренда. Как и символ 9L, он предназначен для внутреннего использования между производителем и дистрибьютором.

1016 это дата изготовления. В данном случае 1016 указывает на 10-ю неделю 2016 года.

Другая информация может включать…

ИЗНОС 520 TRACTION A TEMPERATURE A

Степень износа протектора находится на шкале по сравнению с другими шинами, и число 520 мест эта шина по шкале. Классы износа протектора были разработаны Национальным управлением безопасности дорожного движения и учитывают теплостойкость, сопротивление качению и другие факторы, а шина с классом износа 200 рассчитана на вдвое больший срок службы протектора, чем шина с классом 100. Хотя это и является частью Единой категории качества шин, вам лучше обратиться к фактической гарантии износа протектора ваших шин.

Класс сцепления может быть выражен как C, B, A или AA, где C — наихудший. Шина с рейтингом А будет иметь очень хорошее сцепление с мокрой погодой и тормозную способность, но не выше.