Skip to content

374 ук таджикистана: Таджикистан: Новые законодательные поправки ударят по журналистам

Таджикистан: Новые законодательные поправки ударят по журналистам

  • English

Таджикский парламент одобрил поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РТ) и Уголовный Кодекс (УК РТ).  Они ужесточают наказание за распространение заведомо ложной информации в СМИ и интернете в условиях возникновения и распространения опасных для человека заболеваний. Гражданское общество и журналисты выступают против принятия этих поправок и обратились к президенту страны, Эмомали Рахмону в открытом обращении с призывом не одобрять этот законопроект.  Разбираемся в том, почему эти поправки нельзя принимать.


Подпишитесь на наш канал в Telegram!


Что будет, если поправки вступят в силу?

 Статья 374, прим 1 КоАП РТ предусматривает административную ответственность в виде штрафов и административного ареста за распространение ложной информации о пандемии через СМИ и в интернете. Если законопроект окончательно примут, то  штрафы будут непомерными – от  580 до 11 600 сомони  (56-1125 долларов США). Для Таджикистана, где средняя заработная плата не превышает 150 долларов, это очень большие суммы.

Это попытка ограничить свободу слова?

Да, журналисты и юристы говорят, что законопроект является еще одним ударом по свободе слова и выражения мнений в Таджикистане.

Доктор юридических наук Шокиржон Хакимов считает, что поправки могут стать средством ограничения журналистской деятельности или других источников информации, что вызывает обеспокоенность.

«Законопроект является, скорее, попыткой заставить журналистов замолчать, чем помочь таджикскому обществу. Любой проект, который выступает против свободы выражения, может повредить имиджу Таджикистана не только дома, но и за рубежом», – говорит Шокиров.

Зачем вообще придумали эти поправки?

Вероятно,  для того, чтобы не выглядеть смешно в глазах международного сообщества. Таджикистан не объявлял чрезвычайного положения или карантина в период пандемии коронавируса и официально признал наличие Covid-19 на своей территории только 30 апреля, накануне официального визита в страну представителей ВОЗ.  

За неполных два месяца Таджикистан опередил соседние страны по темпам роста заболевания. Количество зараженных, по официальной статистике на 23 июня, составляет 5567 человек, число умерших – 52 человека. Это второй результат по смертности в Центральной Азии после Казахстана.

Таджикские активисты в социальных сетях неоднократно обвиняли власти страны в том, что они скрывают полную картину и создали народный сайт kvtj.info, где собирают данные о смертности от Covid-19. И на этом сайте цифры значительно превышают официальную статистику. Сейчас он заблокирован в Таджикистане, однако информация на нем все еще обновляется.

То есть журналистов заставят молчать, если примут поправки?

 Вряд ли. Нуриддин Каршибаев, председатель Национальной Ассоциации независимых СМИ Таджикистана, считает, что в век информационных технологий «невозможно закрыть рот людям». Поправки направлены на то, чтобы запугать журналистов и активистов гражданского общества словами «мы можем наказать вас». Но основная цель – это информация, распространяемая из источников за пределами Таджикистана. Однако принятие таких законов не помешает этим источникам.

«То есть, они распространяют всевозможную информацию, и эти усилия никак не влияют на тех, кто работает «против интересов государства и нации Таджикистана».

А может, действительно, была какая-то веская причина для поправок?

Юристы считают, что нет. Кодексы об административных, уголовных и гражданских преступлениях и так предусматривает различные виды наказания за распространение ложной информации. То есть не было необходимости устанавливать новое наказание для каждого конкретного случая. Потому что нормы, ранее установленные законодательным органом, охватывают все сферы, включая коронавирус.

Каршибаев, считает, что в условиях, когда доступ к информации в стране и так  очень затруднен, властям лучше бы стоило позаботиться о предоставлении правильной и своевременной информации, вместо того, чтобы наказывать журналистов.

Разве это не противоречит законодательству?

Конечно, противоречит. Любая информация, связанная с общественным здравоохранением, не должна храниться в секрете. Но новые изменения противоречат этой правовой норме. Согласно Уголовному кодексу, должностное лицо государственного учреждения обязано принять меры для обнародования ситуации, но эти поправки заставляют его хранить молчание.

С другой стороны, наложение штрафов за «публикацию ложной информации об общем заболевании» противоречит конституционному праву граждан на доступ к информации.

А кто и как будет определять, ложная информация или нет?

 Пока не ясно ни то, ни другое. Поправки не дают четких определений «ложности» информации, а значит их могут избирательно применять к независимому журналисту или независимому средству массовой информации, которое использует альтернативный источник информации.

Откуда вообще взялись эти поправки?

Нуриддин Каршибаев считает, что принятие подобного законопроекта является повторением опыта других стран, в том числе России, Узбекистана и Кыргызстана. Но вызывает беспокойство тот факт, что Таджикистан копирует не столько положительные, сколько отрицательные аспекты законов других стран.

И чего ждать, если их все же окончательно примут?

По словам Шокирджона Хакимова, как только законопроект вступит в силу, это приведет к:

– усилению коррупционных взаимоотношений;

– злоупотреблению служебным положением;

– ограничению свободы слова и выражения мнений;

–  влиянию на источники информации;

– самоцензуре;

– неформальной цензуре.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Страница не найдена | Национальный центр законодательства при Президенте Республики Таджикистан

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН!

КАК РАБОТАТЬ С БАЗОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Муҳтарам меҳмонон ва истифодабарандагони сомонаи расмии Маркази миллии қонунгузории назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон (ММҚ),

Барои оғози кор бо «Махзани Қонунгузории Ҷумҳурии Тоҷикистон» (МҚҶТ) ба блоки бо номи шабеҳ дар сомонаи расмии ММҚ зер кунед. Блоки «Махзани Қонунгузории Ҷумҳурии Тоҷикистон» кушодашаванда буда, ҳамеша дар қисми болои сомона дастрас аст. Шумо инчунин метавонед ба «Махзани Қонунгузории Ҷумҳурии Тоҷикистон» (МҚҶТ) аз феҳристи асосӣ (меню асосӣ) бо зеркунии пайванди «Қонунгузории Ҷумҳурии Тоҷикистон» дастрасӣ пайдо намоед.

БЛОКИ «МАХЗАНИ ҚОНУНГУЗОРИИ ҶУМҲУРИИ ТОҶИКИСТОН» (МҚҶТ)

Ҳамаи модулҳо ва имконоти ҷустуҷӯи санадҳо дар «Махзани Қонунгузории Ҷумҳурии Тоҷикистон» (МҚҶТ) мустақилона кор мекунанд. Ин маънои онро дорад, ки ҳангоми кор бо МҚҶТ ворид кардани «Ном»-и санад ва бо ҳамроҳи он интихоб кардани ҳамаи имконоти дигар, масалан «Таснифгар», «Мақомот», «Рақам», «Сана», «Матни асосӣ» ва ғайра ҳатмӣ нест. Аммо барои ҷустуҷӯи васеъ шумо метавонед аз ҳамаи имконоти ҷустуҷӯи санадҳо ба таври дилхоҳ истифода баред. Ҳамаи санадҳое, ки ба МҚҶТ ворид шуданд дар зери «Лавҳаи имконоти ҷустуҷӯ», яъне дар «Ҷадвали санадҳо» дастрасанд.

ЛАВҲАИ ИМКОНОТИ ҶУСТУҶӮ

ҶАДВАЛИ САНАДҲО

 

ТУГМАҲОИ «ТАТБИҚ КАРДАН» ва «БОЗСОЗӢ»

Тугмаи «Татбиқ кардан»: Баъд аз он ки Шумо дар «Лавҳаи имконоти ҷустуҷӯ» имконоти дилхоҳро ворид карда, интиход мекунед, барои намоиш додани натиҷа тугмаи «Татбиқ кардан»-ро зер кунед. Аммо, вақте ки шумо дар «Лавҳаи имконоти ҷустуҷӯ» дархостеро ворид мекунед ё имконеро интихоб менамоед, онҳо ба таври худкор дарҳол татбиқ карда мешаванд.

Тугмаи «Бозсозӣ»: Агар хоҳед, ки ҳамаи дархостҳо ва имконотеро дар «Лавҳаи имконоти ҷустуҷӯ» лағв кунед, аз тугмаи «Бозсозӣ» истифода баред.

Агар шумо хоҳед, ки номи санади дақиқро аз санадҳои дар махзан мавҷудбуда ба даст оред, калидвожаи номи санадро ба сатри «Ном» ворид намоед. Ҳамаи санадҳое, ки дорои калидвожаи воридуша мебошанд нишон дода мешаванд. Масалан, агар шумо калидвожаи «дастрасӣ»-ро ворид кунед, санадҳое, ки калимаи «дастрасӣ»-ро дар бар мегиранд, дар «Ҷадвали санадҳо» нишон дода мешаванд (масалан, ҚОНУНИ ҶУМҲУРИИ ТОҶИКИСТОН ДАР БОРАИ ҲУҚУҚИ ДАСТРАСӢ БА ИТТИЛООТ)

САТРИ «НОМ»

Шумо инчунин метавонед санадҳоро аз рӯи муҳтаво бо истифодаи сатри «Матни асосӣ» ва полои дилҳол ҷустуҷӯ намоед. Масалан, барои ёфтани санад(ҳо)и дорои калима(ҳо), калидвожа(ҳо) ё ибора(ҳо)и лозимӣ, ба сатри «Матни асосӣ» дархостро ворид намуда, имкони «Дар бар мегирад»-ро интихоб намоед.  Санадҳои дархостшуда ба таври худкор нишон дода мешаванд. Ё ин ки аз тугмаи «Татбиқ кардан» истифода баред. Ҳамин тавр аз имкони «Дар бар намегирад» ё имконоти ҷустуҷӯи дигар истифода баред, Масалан, агар шумо ба сатри «Матни асосӣ» калимаи «Интернет»-ро ворид кунед ва имкони «Дар бар мегирад»-ро интихоб намоед, саданҳое, ки дар муҳтавои худ дорои калимаи «Интернет» мебошанд, нишод дода мешаванд.

САТРИ «МАТНИ АСОСӢ»

Шумо метавонед санадҳоро аз рӯи «Ном», «Таснифгар», «Мақомот», «Рақам», «Сана», «Матни асосӣ» ва ғайра алоҳида ё якҷоя ба таври дилхоҳ ҷустуҷӯ намоед.

Масалан, агар хоҳед, ки санадҳоро танҳо «Аз рӯи моҳ ва сол» ҷустуҷӯ кунед, танҳо аз имкони «Аз рӯи моҳ ва сол» бо интихоби моҳ ва сол истифода баред. Санадҳо ба таври худкор нишон дода мешаванд. Ё ин ки аз тугмаи «Татбиқ кардан» истифода баред.

Агар хоҳед, ки санадҳоро танҳо дар давраи муайян ҷустуҷӯ кунед, танҳо аз имкони «Аз санаи интихобшуда» ва/ё «То санаи интихобшуда» алоҳида ё якҷоя бо интихоби моҳ ва сол истифода баред. Санадҳо ба таври худкор нишон дода мешаванд. Ё ин ки аз тугмаи «Татбиқ кардан» истифода баред.

Ҳамин тавр Шумо метавонед ҳар гуна санадҳои махзанро алоҳида ё бо интихоби имконоти иловагӣ ҷустуҷӯ намоед ва ба даст оред.

Барои дидани санад ва мутолиа кардани он, аз тугмаи «ДИДАН» истифода баред ва барои пинҳон кардани он, аз тугмаи «ПИНҲОН КАРДАН» истифода баред.

ТУГМАҲОИ «ДИДАН» ва «ПИНҲОН КАРДАН»

Шумо ҳам метавонед, бо зеркунии пайванди номи санад онро дар саҳифаи алоҳида кушоед ё ин ки дар форматҳои Word, PDF ва ZIP аз сомонаи мо боргирӣ намоед.

ЗАМИМА ДАР ФОРМАТҲОИ WORD, PDF ва ZIP (ДАР ҶАДВАЛИ САНАДҲО)

КАК РАБОТАТЬ С ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ — РЕГИСТРАЦИЯ И ВХОД

Ҳамаи маводҳои Маркази миллии қонунгузории назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон, ки ба ахбори омма дахл доранд, дар сомонаи мо дастрасанд. Барои гирифтани маълумот Шумо метавонед аз Феҳристи асосӣ (менюи асосӣ), Харитаи сомона, имкони Ҷустуҷӯ ва Ҷустуҷӯи васеъ истифода баред.
Барои бақайдгирӣ дар сомонаи Маркази миллии қонунгузории назди Президенти Ҷумҳурии Тоҷикистон, лутфан ба таври расмӣ муроҷиат намоед. Корбарони бақайдгирифташуда метавонанд аз имкониятҳои иловагӣ истифода баранд, масалан, пайдо кардани дастрасӣ ба лоиҳаҳои санадҳо.

 

Таджикистан: Новые законодательные поправки коснутся журналистов

  • In English

10 июня Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли утвердил поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс . Они ужесточают наказание за умышленное распространение ложной информации в СМИ и Интернете на фоне возникновения и распространения опасных заболеваний. Гражданское общество и журналисты выступают против принятия этих поправок и обращаются к президенту страны Эмомали Рахмону с призывом отклонить законопроект. Отвечаем на вопросы, почему не следует принимать эти поправки.


Следуйте за нами на LinkedIn


Что произойдет, если поправки будут приняты?

Статья 374 пункт 1 КоАП РТ предусматривает административную ответственность в виде штрафа и административного ареста за распространение ложной информации о пандемии в СМИ и сети Интернет. Если законопроект будет принят, то штрафы будут чрезмерными: от 580 до 11 600 сомони ($56-1125). Для Таджикистана, где средняя зарплата не превышает 150 долларов, это очень большие суммы.

Это попытка ограничить свободу слова?

Да, журналисты и юристы утверждают, что законопроект является очередным ударом по свободе слова и самовыражения в Таджикистане.

Доктор юридических наук Шокирджон Хакимов считает, что поправки могут стать инструментом ограничения журналистской деятельности или иных источников информации, касающихся его.

«Законопроект – скорее попытка заставить журналистов замолчать, чем помочь таджикскому обществу. Любой проект, выступающий против свободы слова, может нанести ущерб имиджу Таджикистана не только внутри страны, но и за рубежом», — говорит Хакимов.

Почему эти поправки вообще появились?

Скорее всего, чтобы не выглядеть смешным для международного сообщества. Таджикистан не вводил ЧП или карантин во время пандемии коронавируса и официально признал случаи заболевания COVID-19 на своей территории только 30 апреля, накануне официального визита в страну представителей ВОЗ.

Менее чем за два месяца Таджикистан опередил соседние страны по темпам роста заболеваемости. Количество подтвержденных случаев, согласно официальной статистике на 23 июня, составляет 5 567; число умерших составляет 52 человека. Этот уровень смертности является вторым по величине в Центральной Азии после Казахстана.

Таджикские активисты неоднократно обвиняли власти страны в соцсетях в сокрытии статистики, а также создали национальный сайт kvtj.info, собирающий данные о смертности от COVID-19. На этом сайте цифры намного превышают официальную статистику. Сейчас он заблокирован в Таджикистане, но там информация еще обновляется.

То есть эти поправки заставят журналистов замолчать?

Маловероятно. Нуриддин Каршибаев, председатель Национальной ассоциации независимых СМИ Таджикистана, считает, что в век информационных технологий «невозможно закрыть людям рты». Поправки направлены на запугивание журналистов и активистов гражданского общества словами «мы можем вас наказать». Однако основной целью является информация, распространяемая из источников за пределами Таджикистана. Принятие таких законов не перекроет эти источники.

«То есть они распространяют всевозможную информацию, и эти усилия никак не влияют на тех, кто работает «против государства и народа Таджикистана».

Была ли веская причина для внесения поправок?

Юристы не верят. Кодексы об административных, уголовных и гражданских правонарушениях уже предусматривают различные виды наказаний за распространение заведомо ложных сведений. То есть не было необходимости создавать новое наказание для каждого конкретного случая, так как нормы, ранее установленные законодательством, охватывают все сферы, в том числе и коронавирус.

Каршибаев считает, что в ситуации ограниченного доступа к информации в стране властям лучше подумать о предоставлении верной и своевременной информации, а не о наказании журналистов.

Разве это не нарушение закона?

Конечно. Любая информация, касающаяся общественного здравоохранения, не должна храниться в секрете. Однако новые поправки противоречат этой правовой норме. Согласно Уголовному кодексу, должностные лица государственного органа обязаны публично раскрывать ситуацию, но эти поправки вынуждают их хранить молчание.

С другой стороны, штрафы за «публикацию недостоверных сведений о распространенных заболеваниях» противоречат конституционному праву граждан на доступ к информации.

Кто и как будет квалифицировать информацию как ложную?

Пока непонятно. В поправках нет четкого определения «ложности» информации, а значит, они могут избирательно применяться к независимому журналисту или независимому СМИ, использующему альтернативный источник информации.

Откуда взялись эти поправки?

Нуриддин Каршибаев считает, что принятие такого законопроекта является повторением опыта других стран, в том числе России, Узбекистана и Кыргызстана. Однако настораживает тот факт, что Таджикистан копирует не столько положительные, сколько отрицательные стороны законов других стран.

Что следует ожидать, если поправки будут окончательно приняты?

По словам Шокиржона Хакимова, как только поправки вступят в силу, это приведет к:

– Повышение уровня коррупции;

– Злоупотребление служебным положением;

– Ограничение свободы слова и самовыражения;

– Давление на источники информации;

– Самоцензура;

— Неофициальная цензура.

 

Если вы нашли орфографическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам, выделив этот текст и нажав Ctrl+Enter .

УГРОЗА НАКАЗАНИЯ ЗА ЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Вступление в экстремистские группы, сопровождение и поощрение экстремистской деятельности является преступлением в Республике Таджикистан. Оконченным преступлением является общественно опасное преступное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Республики Таджикистан под угрозой наказания. Законодательством Республики Таджикистан, в частности Кодексом Республики Таджикистан об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Республики Таджикистан предусмотрена ответственность за осуществление экстремистских целей и деятельности.

Кодексом об административных правонарушениях Республики Таджикистан предусмотрены следующие обязанности:

Статья 374. Изготовление, хранение, ввоз, перевозка и распространение запрещенной продукции средств массовой информации, иной запрещенной печатной продукции на территории Республики Таджикистан

В целях изготовления, хранения, ввоза, перевозки и распространения на территории Республики продукции средств массовой информации, иной печатной продукции, содержащей информационные, рекламные и пропагандистские материалы в целях насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности и независимости штат. Таджикистан, подрыв государственной безопасности, войны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, пропаганда жестокости, насилия и разврата, защита терроризма и экстремизма, распространение сведений, содержащих государственную тайну, а равно показ видео- и кинопродукции, пропагандирующих разврат , и другие запрещенные печатные материалы при отсутствии признаков преступления, — физическим лицам от семи до десяти, должностным лицам от тридцати пяти до сорока цифр на учете или административному аресту на срок от пяти до десяти суток, юридическим лицам от трехсот пятидесяти до четыреста цифр на счетах с установленной конфискацией за административные правонарушения.

За повторное совершение деяния, предусмотренного частью первой настоящей статьи, в течение года после наложения административного взыскания налагается штраф в размере от десяти до двенадцати расчетных размеров на физических лиц, от сорока пяти до пятидесяти расчетных показателей на должностных лиц. либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, а также штраф в размере от четырехсот пятидесяти до пятисот, установленных для юридических лиц.

Статья 307(2). Организация экстремистского объединения (экстремизм).

Организация экстремистского объединения, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений, предусмотренных статьями 157, 158, 160, 185, 188, 189, 237, 237(1), 242, 243 (экстремистские преступления) УК РФ. настоящего Кодекса в проявлениях идеологической, политической, расовой, национальной, региональной или религиозной ненависти или вражды, а также ненависти или вражды по отношению к какой-либо социальной группе, а также руководства таким экстремистским объединением, включая элементы или группы, входящие в состав таких объединения, а равно организация объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или всего такого объединения в целях разработки планов и (или) условий совершения экстремистских правонарушений, — наказываются лишением свободы на срок до восьми лет.