Skip to content

Аи 95 газпромнефть цена москва: Цены на АЗС «Газпром»

почему дорожает российский бензин – DW – 17.10.2014

Фото: DW/Jegor Winogradow

Ирина Филатова

17 октября 2014 г.

С начала года топливо на заправках подорожало на 12 процентов. Виной тому перебои с поставками бензина с НПЗ. DW разбиралась, что происходит на российском топливном рынке.

https://p.dw.com/p/1DWsp

Реклама

В то время как стоимость нефти ежедневно обновляет очередной минимум, цена российского бензина демонстрирует совершенно противоположную тенденцию. Только за неделю, с 7 по 13 октября, по последним данным Росстата, топливо подорожало на 0,4 процента. Неделей ранее статистическое ведомство зафиксировало рост на 0,3 процента.

Эксперты ожидают, что ситуация начнет стабилизироваться не раньше конца года, однако облегчение, скорее всего, будет краткосрочным.

Аварийный год

С начала нынешнего года розничные цены на топливо выросли в среднем на 10-12 процентов, рассказали опрошенные DW аналитики. Скачок биржевых цен оказался еще более резким: с конца 2013 года стоимость бензина АИ-95 и АИ-92 взлетела, соответственно, на 41 и 35 процентов. Такой резкий рост цен — прямое следствие дефицита топлива, который образовался на российском рынке в последние месяцы, объяснили эксперты.

К перебоям с поставкой топлива привели серьезные аварии, произошедшие в 2014 году на ряде нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), рассказал директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов. В феврале произошло возгорание на Рязанском НПЗ, а ровно через месяц из-за пожара пришлось остановить производство на нижнекамском заводе «Таиф-НК», одном из крупнейших в Татарстане.

С конца 2013 года биржевые цены на бензин АИ-95 и АИ-92 взлетели на 41 и 35 процентовФото: DW/Jegor Winogradow

Еще более масштабная авария произошла 15 июня на принадлежащем «Роснефти» Ачинском НПЗ в Красноярском крае. В результате взрыва и последовавшего за ним пожара было уничтожено уникальное оборудование, рассказал тогда исполняющий обязанности губернатора края Виктор Толоконский. Эта авария, по словам Турукалова, «стала спусковым крючком бензинового кризиса, который мы наблюдаем в России».

Перестарались с экспортом

Нехватка топлива возникает каждый год, когда осенью на НПЗ начинаются плановые ремонтные работы, констатирует президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Однако на этот раз, отмечает он, ситуацию усугубили аварии, которые и привели к возникновению дефицита и, соответственно, росту цен. Кроме того, у многих заводов сезонная профилактика в этом году продолжалась дольше запланированного, поэтому им не удалось вовремя возобновить производство, подчеркнул Турукалов.

По его словам, первые предпосылки нынешнего дефицита были заметны уже в начале года. В 4-м квартале 2013 года и в 1-м квартале 2014 года производители реализовали на экспорт значительный объем автомобильного бензина: «В результате на российском рынке не были сформированы достаточные запасы, которые позволили бы преодолеть по крайней мере часть трудностей летом 2014 года».

Очереди на сибирских заправках

Самый серьезный дефицит топлива, по сообщениям местных СМИ и данным аналитиков, наблюдается в Сибири. Вечером 8 октября на АЗС независимых трейдеров в Иркутской и Новосибирской областях возникла нехватка бензина в связи с недостаточными поставками с заводов крупных производителей, таких, как «Газпром нефть» или «Роснефть». На заправках последних между тем бензин продавался в обычных объемах, передает агентство РБК.

По словам председателя ассоциации независимых нефтетрейдеров «Сибирь-ГСМ» Юлии Золотовской, которую цитирует агентство «Сибинфо», некоторые независимые трейдеры вынуждены были приостановить продажу топлива. Среди них оказалась компания «Крайснефть», которой принадлежит сеть из 47 АЗС в Иркутской области. «Крайснефть» реализует топливо только с крупных НПЗ, сложившаяся ситуация с дефицитом топлива возникла ввиду неплановых ремонтных работ на ряде НПЗ», — говорится в заявлении, опубликованном на сайте компании.

Взрыв на Ачинском НПЗ, принадлежащем «Роснефти», привел к перебоям в поставках топлива в СибириФото: picture alliance/Russian Look

Одновременно в сети появились фотографии длинных очередей из автомобилей, выстроившихся к иркутским АЗС. «Проехали по паре заправок, действительно очереди. На заправках «синезеленых» отпускают топливо только юридическим лицам», — написал 8 октября один из иркутских блогеров. Под «синезелеными», видимо, подразумевалась «Крайснефть», логотип которой оформлен в этих цветах.

Работа для антимонопольщиков?

Между тем Аркуша из Российского топливного союза уверяет, что причин для паники нет, хотя независимым трейдерам приходится непросто. Крупные производители ограничивают поставки на их АЗС, приберегая топливо для собственных сетей, объяснил он.

Федеральная антимонопольная служба направила предупреждение компаниям «Роснефть» и «Газпром нефть» по поводу дискриминации независимых продавцов, рассказал газете «Коммерсант» Дмитрий Махонин, возглавляющий в ведомстве управление ТЭК. В сентябре замглавы ФАС Андрей Цыганов также заявлял, что служба ведет расследование в отношении ситуации с ценами на бензин, которое должно завершиться в октябре. На запрос DW, отправленный в среду, 15 октября, в ФАС не ответили.

В «Роснефти», по сообщению «Коммерсанта», уверяют, что не имеют отношения к перебоям на АЗС «Крайснефти». В свою очередь «Газпром нефть» продолжает осуществлять поставки независимым участникам рынка в Новосибирской области, завили агентству РБК в пресс-службе компании.

Новый год — новый дефицит?

В ближайший месяц на российских НПЗ завершатся ремонтные работы. После этого, говорят аналитики, ситуация на рынке должна несколько выправиться. Правда, в следующем году вновь может возникнуть дефицит, предупреждает Турукалов.

С 1 января 2015 года производители должны полностью перейти на выпуск бензина, соответствующего экологическому стандарту «Евро-4». Сейчас минимальный разрешенный экологический класс — «Евро-3».

Турукалов опасается, что часть НПЗ не успеют полностью перейти на производство бензина четвертого экологического класса. «Пока непонятно, сколько именно товара выпадет, но это в любом случае, по-видимому, окажется болезненным для внутреннего рынка», — резюмировал он.

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

Федеральная антимонопольная служба — ФАС РоссииПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Цена бензина в РФ с начала 2022 года по 10 января выросла на 0,4%

12 января, 16:08,

обновлено 12 января, 17:07

МОСКВА, 12 января. /ТАСС/. Стоимость бензина в России с начала 2022 года по 10 января увеличилась на 0,4%, не превысив инфляцию за тот же период, которая составила 0,56%, следует из данных Росстата. Рост цены дизельного топлива за рассматриваемый период, напротив, превысил уровень инфляции в стране и составил 0,7%.

Ранее в Минэнерго неоднократно говорили, что не допустят роста цены топлива в рознице выше уровня инфляции. По мнению вице-президента Российского топливного союза Рината Фаттахова, ситуация прошлого года, когда цены на топливо резко колебались, а их динамика опередила инфляционную, не повторится в этом году.

«Учитывая регулярный мониторинг ситуации со стороны регуляторов, интерес к биржевым индикаторам цен на бензин и обещанную корректировку демпфирующего механизма, не думаю, что ситуация прошлого года, когда цены в рознице резки меняли динамику, может повториться. Рост стоимости бензина в рознице в 2022 г. сохранится в рамках инфляционных ожиданий», — сказал он ТАСС.

Фаттахов отметил, что сейчас на внутреннем рынке созданы высокие запасы топлив. Так, только товарные остатки бензина составляют 1,7 тыс. тонн. В начале прошлого года они оказались на минимальных значениях. Поставки на внутренний рынок ежедневно достигают 26-28 тыс. тонн, что почти в 1,5 раза больше, чем в летний период прошлого года. «В настоящий момент предпосылок для серьезного роста цен нет», — подытожил эксперт. 

Средние потребительские цены на бензин в России с 3 по 9 января 2022 года выросли на 29 копеек и составили 50,42 рубля за литр. Средние цены на бензин марки Аи-92 выросли на 29 копеек — до 47,4 рубля за литр. Бензин Аи-95 подорожал на 28 копеек — до 51,29 рубля за литр, стоимость бензина Аи-98 возросла на 25 копеек — до 59,42 рубля за литр. Дизельное топливо увеличилось в цене на 43 копейки — до 54,37 рубля за литр.

По данным Росстата, с начала года рост цен на бензин автомобильный отмечен в 79 субъектах РФ. Более всего он подорожал в Ненецком автономном округе — на 1,9% и Новгородской области — на 1,2%. Снижение цен на бензин автомобильный было зафиксировано в Республике Тыва — на 0,2%, Чеченской Республике и Орловской области — на 0,1%. В Москве и Санкт-Петербурге с начала года цены на бензин автомобильный выросли на 0,5% и 0,7% соответственно. На наблюдаемых АЗС в Москве бензин марки АИ-92 можно было приобрести по цене от 46,35 до 48,99 рубля, марки АИ-95 — от 51,2 до 55,69 рубля, марки АИ-98 — от 52,8 до 63,09 рубля за литр. В Санкт-Петербурге бензин марки АИ-92 стоил от 45,9 до 48,88 рубля, марки АИ-95 — от 49,95 до 53,69 рубля, марки АИ-98 — от 59,2 до 61,41 рубля за литр.

Объем производства бензина в РФ за отчетный период уменьшился на 7,3% по сравнению с предыдущей неделей — до 783,9 тыс. тонн. Производство дизельного топлива выросло на 2,5% и составило 1 млн 621,7 тыс. тонн. 

Теги:

Россия

Цены на российский бензин сдерживаются, рост неизбежен

Оптовые цены на бензин в России растут быстрее, чем ожидали некоторые эксперты, связывая это с неожиданным сокращением производства топлива на Московском НПЗ Газпром нефти. Однако ряд аналитиков отмечают, что оптовые цены на топливо как можно дольше искусственно удерживались от резкого роста, но теперь они будут уверенно расти.

По данным Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи цена одной тонны АИ-9Бензин-2 с 7 по 13 ноября подорожал на 2,3% до 42 850 рублей, а тонна бензина АИ-95 подорожала на 1,7% до 44 990 рублей. Эти данные подтверждает информационно-аналитический центр «КОРТЕС».

Бензин тоже заметно подорожал и будет дорожать дальше, что в общем-то не очень характерно для этого времени года, когда стоимость топлива обычно снижается.

По словам Евгения Аркуши, главы Российского топливного союза (РТС), временная остановка завода на Московском НПЗ — это один из факторов, а стратегически цены на бензин зависят от двух основных факторов: инфляции и повышения налога груз. В РФ с каждым годом увеличивается налог на добычу полезных ископаемых, что неизбежно бьет по потребителям.

Цены на нефть этой осенью также выросли: нефть марки Brent находилась в ценовом диапазоне 60 долларов за баррель, а цена уже выше, на уровне двухлетней давности.

Единодушное мнение экспертов состоит в том, что рост цен на различные марки бензина напрямую связан с политикой государства, которое вскоре после кризиса взяло курс на сдерживание роста цен на топливо, поэтому после резкого ослабления рубля в конце 2014 года, такого же роста цен на бензин не произошло. Сейчас, когда в стране заявляют об улучшении экономической ситуации, начался закономерный процесс удорожания топлива. Естественно, потому что в России олигополии этому рады. Олигополия — это рыночная форма, при которой на рынке или в отрасли доминирует небольшое количество продавцов. Олигополии могут возникать в результате различных форм сговора, которые снижают конкуренцию и приводят к повышению цен для потребителей.

«В результате бензин и дизтопливо в России стали самыми дешевыми в Европе (в валютных ценах)», — сообщил генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев. «Это, безусловно, хорошо для населения в условиях кризиса, но не так позитивно для рынка. Во-первых, поток импортного бензина из Белоруссии, Финляндии и Юго-Восточной Азии на Дальний Восток стал убыточным и исчез. Во-вторых, сократилось производство российского бензина: если в 2012 году было переработано 95% нефти, поступающей на НПЗ, то в 2016 году — только 80%», — сказал он, добавив, что не верит, что такая ситуация будет продолжаться долго. , так как, если производство бензина невыгодно производителю, то, несмотря на все политические и административные меры, он сделает все возможное, чтобы сократить производство.

Годом ранее убытки от производства бензина и дизельного топлива частично компенсировались прибылью от других видов нефтепереработки, в основном нефтехимии. «Сегодня ситуация иная: либо цены будут стремиться достичь хотя бы паритета с себестоимостью производства, либо наступит новый бензиновый кризис, аналогичный тому, что Россия пережила в 2007 году», — отметил Танкаев.

Александр Пасечник, руководитель Аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), заявил, что вертикально интегрированные компании (ВИК) сместили центр прибыли в оптовую торговлю, тем самым сдерживая рост розничных цен, но «эта ситуация, в на самом деле душит независимых продавцов и потому, что по статистике их заправки больше, чем заправки крупных компаний».

Аналитики прогнозируют, что рост цен на топливо — не разовый процесс: он будет продолжаться, хотя и не резко, ведь, как говорится, на носу президентские выборы. Поэтому правительство вряд ли будет открыто злиться на власть, но все же постарается сдержать рост цен на бензин в рамках инфляции.

«Резкого повышения цен до марта 2018 года не будет в связи с приближающимися выборами и традиционным зимним падением спроса», — прогнозирует Танкаев. «Но к середине следующей весны мы увидим 95 бензин в розницу по цене до 50 рублей за литр, если не будет роста курса рубль/евро. Зависимость от евро не случайна, поскольку соседи России ориентируются на европейские цены».

Ко всему этому негатива для рядовых граждан России добавляет и тот факт, что продажи автомобилей в стране снова стали расти, так как обычно в таких случаях параллельно увеличивается стоимость топлива.

Дмитрий Долаберидзе

20 ноября 2017 18:44

Государство покупает топливо на товарных биржах

НОВО-ОГАРЁВО, Московская область. В качестве меры по предотвращению роста цен министерства должны начать закупку топлива на товарных биржах, заявил в четверг премьер-министр Владимир Путин.

«Нужны механизмы, которые будут защищать интересы потребителей. Это, конечно, и развитие биржевой торговли», — сказал Путин на заседании президиума в своей резиденции в Ново-Огарево.

Государственные организации в настоящее время покупают топливо у коммерческих поставщиков или берут из государственных резервов. Государство должно закупать не менее половины необходимого ему топлива на товарной бирже, заявил вице-премьер Игорь Сечин, курирующий энергетику.

Сечин сообщил, что в прошлом году ни у одного госоргана не было договоров с Санкт-Петербургской товарной биржей, основной торговой площадкой России по нефтепродуктам.

При этом каждый отечественный НПЗ должен продавать на бирже не менее 15 процентов производимого топлива, сказал он.

«О необходимости развития биржевой торговли в разных отраслях мы говорим уже не первый год, но сами федеральные органы с биржами не работают», — сказал Путин.

Он приказал МВД и Министерству обороны, крупнейшим потребителям топлива, начать закупки на товарной бирже, добавив, однако, что вопрос касается и всех остальных министерств.

Министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что министерство в основном использует топливо из государственных резервов.

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев пожаловался, что цены на топливо снижаются меньшими темпами, чем ожидалось.

Он сказал Путину, что розничные цены на АЗС, принадлежащих вертикально интегрированным нефтяным компаниям, за последнюю неделю упали всего на четыре-пять процентов, хотя ожидалось снижение на 10-12 процентов. Артемьев также сказал, что оптовые цены упали всего наполовину от ожидаемого.

На прошлой неделе Путин приказал наблюдательному органу начать расследование несправедливого повышения цен на топливо после того, как цены на дизельное топливо у ворот завода выросли более чем на 35 процентов в период с декабря 2010 года по январь 2011 года и составили в среднем более 28 000 рублей (960 долларов США) за тонну. .

Сечин сообщил, что цены на дизтопливо снизились на 2,30 рубля, а цены на самые популярные марки бензина Аи-95 и Аи-92 снизились на 1,08 рубля и 1,10 рубля соответственно.

Он также сообщил, что для мониторинга цен на топливо создана рабочая группа, в которую вошли представители министерств энергетики и экономического развития, Федеральной антимонопольной службы и нефтяных компаний.

Нефтяные компании пока недостаточно делают для снижения цен, хотя «определенная положительная динамика есть», сказал Артемьев.

Отечественным нефтяным компаниям грозит более 15 миллиардов рублей штрафов за завышение цен на топливо, в том числе 4,7 миллиарда рублей к выплате «Газпром нефти», сказал он, добавив, что деньги уже перечисляются в федеральный бюджет.

Путин подчеркнул, что у правительства не было намерения «ставить наши нефтяные компании в невыгодные условия».

— Но рыночные цены должны иметь экономическую основу, — сказал премьер-министр.

Участие правительства в торговле сырьевыми товарами, вероятно, стабилизирует спрос, поскольку внутренние биржи в настоящее время сталкиваются с нехваткой потребителей, сказал Константин Юминов, нефтегазовый аналитик Rye, Man & Gor Securities.