N п/п | Транспортное средство | VIN-номер |
1 | TOYOTA LAND CRUISER PRADO 2008 ГОДА ВЫПУСКА | JTEBU29J005149298 |
2 | NISSAN PATHFINDER 2008 ГОДА ВЫПУСКА | 5N1AR18B18C657059 |
3 | TOYOTA SIENNA 2012 ГОДА ВЫПУСКА | 5TDJK3DCXCS045517 |
4 | BMW X5 XDRIVE 35D V2010 ГОДА ВЫПУСКА | 5UXZW0C58BL655441 |
5 | TOYOTA ПРИУС 2004 ГОДА ВЫПУСКА | ACM215083829 |
6 | TOYOTA CAMRY 2014 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK3FU485351 |
7 | TOYOTA CAMRY 2012 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK8CU122944 |
8 | TOYOTA LAND CRUISER PRADO 2007 ГОДА ВЫПУСКА | JTEBU29J205098399 |
9 | CHEVROLET CAMARO 2014 ГОДА ВЫПУСКА | 2G1FB1E34E9324653 |
10 | LEXUS RX 350 2017 ГОДА ВЫПУСКА | 2T2ZZMCA4HC083633 |
11 | TOYOTA CAMRY 2014 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK5EU417681 |
12 | TOYOTA CAMRY 2014 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BK1FK1EU549364 |
13 | TOYOTA CAMRY 2012 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK2CU1862249 |
14 | KIA OPTIMA 2013 ГОДА ВЫПУСКА | 5XXGN4A72EG266516 |
15 | TOYOTA CAMRY 2018 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1B11HK5JU582183 |
16 | TOYOTA CAMRY 2013 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK8EU763224 |
17 | TOYOTA 4-RUNNER 2002 ГОДА ВЫПУСКА | JTEBT14R030011496 |
18 | TOYOTA CAMRY HYBRID 2014 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK4EU431250 |
19 | TOYOTA CAMRY 2012 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK4CU081373 |
20 | TOYOTA CAMRY 2013 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BK1FK8EU540015 |
21 | SUBARU OUTBACK PREMIUM 2010 ГОДА ВЫПУСКА | 4S4BRCGC0B3330914 |
22 | SUBARU OUTBACK 2010 ГОДА ВЫПУСКА | 4S4BRCGC3B3357427 |
23 | TOYOTA ALPHARD 2012 ГОДА | GGh308062295 |
24 | TOYOTA CAMRY 2013 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK3EU302223 |
25 | TOYOTA 4-RUNNER 2018 ГОДА ВЫПУСКА | JTEBU5JR0J5556364 |
26 | TOYOTA 4-RUNNER 2008 ГОДА ВЫПУСКА | JTEBU14R78K025419 |
27 | HONDA ELYSION 2007 ГОДА ВЫПУСКА | RR31200219 |
28 | TOYOTA CAMRY 2013 ГОДА ВЫПУСКА | 4T1BF1FK4DU719235 |
29 | LEXUS RX350 2018 ГОДА ВЫПУСКА | 2T2BZMCA9JC144501 |
30 | TOYOTA LAND CRUISER 100VX, 2004 ГОДА ВЫПУСКА | JTEHT05J402074128 |
31 | АВТОМОБИЛЬ МАРКИ HONDA ELYSION, 2007 ГОДА ВЫПУСКА | RR11211910 |
32 | АВТОМОБИЛЬ МАРКИ TOYOTA SIENNA, 2015 ГОДА ВЫПУСКА | 5TDYK3DC8FS590053 |
Иностранцы в Казахстане: транспорт — ввоз, вывоз, владение, распоряжение
Порядок ввоза на территорию Казахстана и вывоза, управления и распоряжения автомобилями для иностранных граждан:временно пребывающих и постоянно проживающих
Ввоз автомобиля на территорию Казахстана временно пребывающими иностранцами
Понятие транспортного средства, ввозимого для личного пользования
В соответствии с подпунктом 4) статьи 463 Таможенного кодекса Республики Казахстан под транспортным средством для личного пользования понимается авто-, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего данные транспортные средства через таможенную границу таможенного союза исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.
Декларирование автомобиля при ввозе
В соответствии со статьей 467 Таможенного кодекса транспортные средства, перемещаемые любым способом, подлежат таможенному декларированию при следовании через таможенную границу Таможенного союза с представлением их таможенному органу.
Требование по декларированию не распространяется на транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории государств — членов Таможенного союза.
Таможенное декларирование товаров для личного пользования, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.
Подача пассажирской таможенной декларации в соответствии со статьей 468 Таможенного кодекса должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, к которым относятся:
- документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования;
- документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством личного пользования.
Срок временного ввоза автомобиля
Согласно пункту 2 статьи 470 Таможенного кодекса иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на 1 год.
Уплачиваются ли таможенные пошлины при временном ввозе?
В соответствии с пунктом 2 статьи 470 Таможенного кодекса временный ввоз транспортных средств для личного пользования освобождается от уплаты таможенных платежей и налогов.
В случае, если временно ввезенный для личного пользования автомобиль находится на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении него взимаются таможенные пошлины, налоги в общем порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза (пункт 5 статьи 470 Таможенного кодекса).
В случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.
Продление срока временного ввоза
В соответствии с пунктом 2 статьи 470 Таможенного кодекса по мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах 1 года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Возможна ли передача пользования временно ввезенным автомобилем другому лицу?
Пунктом 3 статьи 470 Таможенного кодекса установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными автомобилями для личного пользования транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза (в том числе и по доверенности) допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей и налогов в общеустановленном порядке.
Вывоз временно ввезенного автомобиля
Временно ввезенный для личного пользования автомобиль может быть вывезен обратно с таможенной территории таможенного союза через любой таможенный орган.
Ввоз автомобиля на территорию Казахстана и приобретение автомобиля на территории Казахстана постоянно проживающим иностранцем
Ввоз автомобиля в режиме для свободного обращения
Временно ввозить на таможенную территорию Казахстана автомобиль для личного пользования, могут только иностранцы, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Казахстан. Это обусловлено тем, что пункт 2 статьи 470 Таможенного кодекса предусматривает временный ввоз на срок временного пребывания иностранца, а не постоянного проживания.
Более целесообразным для иностранца, постоянного проживающего в Казахстане, является постоянный ввоз автомобиля на постоянный срок. Однако это предполагает ввоз автомобиля для постоянного использования в таможенном режиме выпуска для свободного обращения с уплатой общеустановленных таможенных пошлин и налогов. Данное требование не распространяется на перемещение автомобилей в пределах Таможенного союза.
Приобретение автомобиля иностранцем, имеющим вид на жительство
Порядок приобретения иностранцем автомобиля в Республике Казахстан не отличается от общеустановленного.
Порядок регистрации автомобиля постоянно проживающим иностранцем
Регистрация транспортных средств за постоянно проживающими на территории Казахстана иностранцами, производится на общих основаниях. Регистрация производится по месту постоянного жительства собственника автомобиля.
На транспортные средства, принадлежащие иностранцам, выдаются специальные номерные знаки на желтом фоне.
Управление иностранцем по доверенности автомобилем, зарегистрированным в Казахстане
Ограничений в выдаче доверенностей на право управления иностранцами транспортными средствами, зарегистрированными Республике Казахстан, действующее законодательство не содержит. Поэтому иностранец при наличии вправе беспрепятственно управлять автомобилем, стоящим на учете в Казахстане, независимо от:
- своего статуса: постоянно проживающий или временно пребывающий;
- водительского удостоверения: казахстанского или международного образца.
прибыльная российская торговля обходом санкций через Казахстан
Анастасия Стогни и Анастасия Платонова.
На рынках электроники Казахстана оживленная торговля благодаря санкциям против России. ©BBC News English
На автомобильном рынке «Жибек жолы» («Шелковый путь») недалеко от крупнейшего города Казахстана, Алматы, режиссер с богатым воображением мог бы легко снять малобюджетный сиквел «Безумного Макса » . Вдоль ближайшей к шоссе киоски, обитые сайдингом, предлагают различные запчасти, за ними ряды транспортных контейнеров. Одна ржавая коробка — одна розетка. Сложенные друг на друга стремянки ведут на первый этаж. Снежные горные вершины создают идеальный фон.
Плов, местное блюдо из риса, готовят на каждом углу. Его запах витает над рынком, кроме двухэтажного здания администрации, где его перебивает запах хлорки. Санжар*, член администрации Жибек жолы, с подозрением относится к журналистам. Он спрашивает, будем ли мы снимать «что-то постыдное». Несмотря на заверения в обратном, он отказывается нас пускать с камерой.
Но когда он слышит, о чем мы хотели бы сообщить, то немного расслабляется: «А, это про поставки в Россию? Я имею в виду, здесь каждый второй доставляет в Россию, мой брат продает масло на Wildberries [русском интернет-магазине] . »
Подобные истории слышны по всему Казахстану, как на других авторынках, в местной версии [известного московского рынка] «Горбушка», так и в переговорах с более видными бизнесменами. Легко найти тех, кто начал поставлять товары в Россию после начала войны. Но убедить их говорить под запись гораздо сложнее.
По российскому законодательству «параллельный импорт» разрешен. Казахстан тоже не имеет к ней претензий — если товар попадает на его территорию легально. Но это в теории. В реальной жизни все не так просто.
Алдияр*, мужчина чуть за тридцать, владелец магазина запчастей на другом, более опрятном крытом авторынке. Недавно он подключился к экспортному бизнесу, отправляя российским клиентам минивэны с брендовыми товарами, купленными под заказ в Объединенных Арабских Эмиратах.
В конце марта, после исхода иностранных компаний, правительство России разрешило «параллельный импорт» — ввоз без разрешения правообладателя — товаров, «содержащих результаты интеллектуальной деятельности». Этот вид импорта был объявлен незаконным еще 20 лет назад.
Рынок автозапчастей Car City в Алматы, очень популярный сегодня у российских покупателей. ©BBC News Russian
Российские чиновники составили список того, что можно ввозить по «параллельному импорту»: айфоны, фены Dyson, автомобили, меха, алкоголь и десятки других товаров.
По данным российского финансового агентства АКРА, перечисленные товары составляют более 30% всего российского импорта. В 2022 году менее чем за 12 месяцев в Россию по «параллельному импорту» было завезено товаров на 20 миллиардов долларов, что составляет около 6% стоимости всего импорта в страну в прошлом году.
«У вас там ничего нет, потому что Россия — агрессор, они так не думают?» — рассуждает Алдияр из-за прилавка.Российские владельцы небольших торговых точек или продавцы на Вайлдберри находят его через чаты в Telegram или, как и мы, приходят на рынок заключать свои сделки. (контрабанда), а как иначе!А то дорого».
Как так быстро каналы настроили?- недоумеваем.
«Девушка,снимите розовые очки.Каналы все старые.Говорят 1990-е вернулись. Они никогда не кончались!»
Российские власти неоднократно заявляют, что «параллельный импорт» не является контрабандой. Формально это так, и многие предприятия действительно торгуют легально, соблюдая все таможенные процедуры.
Но для импорта в Россию из Казахстана требуется меньше процедур. Поскольку обе страны являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), таможенная пошлина должна быть уплачена только один раз, когда товары ввозятся в любое государство ЕАЭС «извне». Тогда они могут перемещаться относительно свободно. Правда, некоторые платежи все же требуются. Также не все легально ввозят товары в сам Казахстан.
Олег* переехал в Алматы вместе с последней мартовской волной иммигрантов из России. Он руководит несколькими предприятиями и считает поставки автомобильных масел «золотой жилой»: многие международные бренды ушли из России, а потребление велико, поэтому спрос есть всегда.
Как и многие, он воспринял легализацию «параллельного импорта» как зеленый свет для «серого» импорта. Другими словами, контрабанда. Как и ожидалось, Олег не раскрывает подробностей своего текущего бизнеса, но говорит, что иногда использует обычную схему. Документы показывают, что он сдает товары по более низким ценам, чтобы сэкономить на налогах. Он клянется, что, когда торговля вырастет, он будет «обелять», то есть строго соблюдать закон. «Говорят, с мелкой партией попасться не страшно, с несколькими фурами — совсем другая история», — признается он.
Торговать в «серой зоне» без последствий может не каждый. Русские журналисты Би-би-си нашли десятки случаев с похожей картиной: челноки пытались доказать, что использовали схему «параллельного импорта», но были признаны виновными в незаконном ввозе, либо потому, что бренда не было в официальном списке, либо они продавали подделки.
Моторные масла слетают с полок с тех пор, как западные автопроизводители прекратили вести бизнес в России. ©BBC News Russian
В сентябре 2022 года суд оштрафовал жителя российского города Владивостока, продававшего контрафактные бейсболки Chanel — и якобы уверенного, что это был «параллельный импорт». Ранее в апреле ссылка на «параллельный импорт» не помогла бизнесмену из российского города Пскова, который пытался вывезти из Беларуси контрабандой около 2000 поддельных зонтов Burberry9.0005
Московский бизнесмен попался на ввозе оригинальной бытовой химии без разрешения владельца бренда, так как товарные знаки не входили в список разрешенных к «параллельному ввозу», как он утверждал в суде.
Многих новоиспеченных предпринимателей из Казахстана может и не быть знают, что какой-то спецсписок импорта вообще существует. Их деятельность в основном заключается в мониторинге телеграм-каналов — их появились сотни с начала войны — поиске небольших заказов и доставке их в СДЭК, российскую службу доставки.
Антон* из Алматы никогда не занимался торговлей до сих пор, когда он принял множество заказов от русских, среди которых «подшипники для мукомольного завода, запчасти для Volvo, музыкальное оборудование, одежда».
Темирлан является совладельцем магазина электроники в Алматы. Ежемесячно он отправляет по 300-400 телефонов в Россию. ©BBC News Russian
Он получает деньги от клиентов через Золотая Корона , российская платежная система, работающая также в Содружестве Независимых Государств (СНГ). За свои услуги он берет от 10 до 20% от цены товара, в зависимости от того, оплатит ли он покупку. Другие казахстанские реселлеры в Telegram приводили такие же расценки, что и корреспонденты BBC.
«Многие начали этим заниматься [отправлять товары в Россию]. Приходишь в пункт СДЭК (логистика), и все что-то присылают: холодильники, телевизоры», — говорит Антон.
Как только против России были введены санкции, совладелец магазина электроники «Есиль» в Астане Темирлан был завален заказами. Его телефонная книга сегодня состоит из имен его контактов, привязанных к городам России, из которых они родом – Москве, Екатеринбургу, Омску. Он продает, наверное, самый популярный товар для «параллельного импорта» — айфоны и другую технику Apple. 0005
Некоторые челноки, часто с Урала и Сибири, приезжают напрямую и платят наличными, говорит он.
Многие из них очень молоды, от 18 до 20 лет, поэтому приходят с родителями.
«Некоторые [дилеры] выезжают на границу с Россией и тут же продают [телефоны] с казахстанской стороны», — говорит он.
Другие заказывают онлайн: как и другие торговые посредники, Темирлан принимает оплату с помощью Золотая Корона и отправляет товар через СДЭК.
Магазин Темирлана ежемесячно доставляет в Россию 300-400 телефонов, как и десятки торговых точек на рынке Есиль. И таких в Астане сотни. В Казахстане, может быть, даже десятки тысяч, думает он.
И официальные данные Национального бюро статистики Казахстана подтверждают масштабы потока – в первом полугодии 2022 года Казахстан увеличил поставки смартфонов в Россию с 560 до 183 600 единиц.
Как и другие западные бренды, Apple прекратила поставки в Россию через неделю после начала вторжения в Украину. BBC связалась с компанией и спросила, известно ли ей, что продукция Apple все еще выходит на российский рынок, но ответа пока не последовало.
«Apple может отслеживать активацию устройства с точностью до минуты», — говорит бывший глава крупного российского дистрибьютора техники. Он вспоминает, как менеджер магазина продал iPhone за час до официального старта продаж, и его моментально заметили.
«Apple отлично умеет писать письма дистрибьюторам и выбивать штрафы. Они сейчас пишут такие письма? Не похоже.»
Облачный бизнес Аскара Рахимбердиева процветает благодаря западным санкциям. ©BBC News Russian
«Скорее всего, компания понимает, что ее телефоны используются в России, — говорит Денис Кусков, генеральный директор агентства TelecomDaily.
«Но запрета на передвижение нет. Может, россиянин уехал в Дубай отдохнуть, а вернулся с айфоном? Точно так же»
«Звучит цинично, это хороший шанс для малого бизнеса», — признает Аскар Рахимбердиев, руководитель российского облачного сервиса автоматизации бизнеса MySklad. местных сотрудников, наймут айтишников, сбежавших в Казахстан из России
Прошлой весной крупнейшие интернет-маркеты России Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет разрешили продажу гаджетов, привезенных по «параллельному импорту» Десятки крохотных магазины моментально предлагали новейшие айфоны и другие технологические бренды, ушедшие с рынка9.0005
«Крупные сети не хотят раздражать [крупные] бренды, и им сложнее предлагать продукцию без их согласия через «параллельный импорт», — считает Рахимбердиев.
Но «малый бизнес — никто» в глазах корпораций, говорит он.
«Они быстрее реагируют на меняющиеся обстоятельства и удовлетворяют спрос».
Крупные ритейлеры «тяжело падают», сказал он, и их выручка уходит в пользу более мелких. Данные показывают, что это может быть так — оборот «М.Видео» — «Эльдорадо», крупнейший российский ритейлер электроники, упал на 30% во втором квартале 2022 г. А лидеру этого рынка DNS пришлось закрыть в 2022 г. 150 магазинов — около 10% всей сети9. 0005 Из Казахстана в Россию легко доставить любые товары народного потребления. ©CDEK
Похоже, рынок возвращается в начало 2000-х. До осени 2005 года ни один продаваемый в России мобильный телефон не был легально ввезен, писал Forbes.
Телефоны задекларировали на таможне по заниженной цене: импортеры сэкономили на налогах, но заплатили многомиллионные взятки. И два крыла правительства боролись друг с другом: экономисты, которые хотели легализовать рынок, и силовики, которые контролировали импорт.
Пиком этой борьбы стало дело Motorola. В 2006 году российские силы безопасности изъяли почти 200 000 телефонов, которые планировалось продать компанией «Евросеть», розничным продавцом мобильных телефонов, и приказали уничтожить их как «контрафактные». Вскоре «уничтоженные» устройства всплыли на рынке в городе Царицыно. Motorola, подтвердившая подлинность телефонов, пожаловалась в Госдепартамент США, и Владимиру Путину пришлось объясняться с Джорджем Бушем, пишет Forbes.
«После того скандала рынок заметно «побелел», и большая часть оборудования была официально импортной, — говорит бывший глава крупного дистрибьютора техники.
Но это также убило «небольшие сети из нескольких десятков магазинов, каждый из которых зарегистрирован как отдельный торговец, поэтому ввоз телефонов в чемоданах стал исключением».
По его словам, такие схемы «становятся невыгодными» для больших объемов продукции.
Сейчас все пошло на попятную. крупных ритейлеров России, первым официально объявил о начале продаж «параллельного импорта», а вскоре его примеру последовали и остальные.Как именно товары, разрешенные к продаже в России, появляются на полках крупных рыночных ритейлеров, до конца не ясно. Говорить об этом чиновникам этих компаний слишком рискованно9.0005
«Есть два параллельных импорта», — говорит директор крупного фонда, инвестирующего в российскую розницу в течение многих лет: «дружественный» параллельный импорт, который происходит с согласия бренда, когда различные вовлеченные сети договариваются наверху.
«Все как прежде, но с доставкой не в Россию, а в Казахстан, Турцию или Грузию.»
Другой «недружественный», без ведома правообладателя. Импорт в больших объемах можно организовать только через страну с большим собственным рынком. В противном случае резкое увеличение поставок вызовет подозрение. Такими странами, по данным источников BBC, могут быть Китай, Индия, Турция и Объединенные Арабские Эмираты.
Казахстан, по его мнению, больше подходит для небольших «челночных» поставок.
Сами казахстанские челноки тоже покупают телефоны в основном в ОАЭ, как рассказали Би-би-си пятеро предпринимателей, занимающихся таким бизнесом. Цены там намного ниже, чем у более крупных казахстанских дистрибьюторов. И у многих торговцев в Эмиратах есть давние деловые партнеры.
Из Казахстана челноки в основном везут гаджеты в более близкие города России: Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Омск, говорят местные продавцы. Оттуда они идут прямо в Москву, в частности, на «Горбушку» — легендарный рынок электроники. Большинство товаров происходит из ОАЭ.
«Везут неофициально, в чемодане», — пишет в своем блоге на YouTube одна из продавцов iPhone из «Горбушки». Она рассказала Би-би-си, что недавно побывала на этом рынке.
«Ситуация [санкции и война] вообще не касается простых людей», — рассуждает другой торговец, сидя у витрины с айфонами. «Чем больше они закроют Россию, тем больше товаров [Горбушки] будет поступать».
Для телефонов и прочих гаджетов Казахстан только один из каналов. Но для параллельного ввоза автомобилей он является основным. «Запчасти для китайских, японских и немецких автомобилей были собраны и вывезены в Россию, — говорит Дмитрий, продавец на авторынке Car City в Алматы.
Спрос очень высок, признается Заур Истамулов, который продает в Россию роскошные автомобили. ©BBC News Russian
Четыре перекупщика жалуются на полупустые автосалоны – из-за наплыва россиян ожидание нового автомобиля длится неделями.
«Я могу заказать машину сегодня, чтобы забрать ее завтра. Потом я приду, а его уже нет. Спрос очень высок, и кто быстрее заплатит, тот и получит. Мы должны действовать быстрее и плыть по течению», — говорит Заур Истамулов.
Сейчас живет между Москвой и Алматы. В России он предлагал аренду роскошных автомобилей, а в 2022 году решил начать с поставок через Казахстан покинувших Россию марок: BMW, VW, Audi.
«До сих пор Казахстан удовлетворял потребности только своего населения, а теперь к нему присоединилась огромная Россия. Местные, конечно, страдают», — говорит он.
К концу 2022 года более 18% всех новых автомобилей, купленных в России, были произведены в Казахстане, подсчитал отраслевой обозреватель Автостат. Конкуренции Китаю пока нет – около 60% новых автомобилей поступает оттуда, – но это больше, чем из любой другой страны, и больше, чем предыдущий импорт из Казахстана.
Но официальные дилеры в Казахстане не продают новые автомобили гражданам России напрямую.
«Они боятся, что производители лишат их дилерских прав», — объясняет специалист по автомобильному рынку Ян Хейтцер.
Однако выход есть: найти местного, который выступит в роли формального покупателя, который зарегистрирует машину на свое имя, а затем передаст ее реальному покупателю в России – разумеется, не бесплатно.
«Прошу у друзей, 200-300 долларов и рахмет [«спасибо» по-казахски], они выдают, и мы отправим машину в Россию автовозом», — рассказывает Би-би-си один из перекупщиков.
На вопрос, где найти столько фальшивых покупателей, Истамулов туманно отвечает: «Есть способы».
Чтобы избежать этой схемы, некоторые перекупщики предлагают доставку автомобиля в любой город России напрямую из ОАЭ. Выбор больше, цены ниже, поэтому прибыль, особенно на дорогих автомобилях, не «съедается» даже затратами на транспортировку и растаможку.
Итак, посредник покупает автомобиль и загружает его на паром в Дубае, идущий в порт Ирана, страны, находящейся под жесткими санкциями более 40 лет. Порт часто находится в южном городе Бендер-Аббас в Персидском заливе, где автомобиль затем загружается на автовоз.
Он пересекает территорию Ирана и заканчивается в Бендер-Анзали, порту на Каспийском море. Потом еще паром — в казахстанский город Актау. По этой схеме посредники берут около 1500 долларов за машину.
После начала войны резко возрос спрос на перевозки автомобилей из Дубая через Казахстан в Россию. Только когда Москва начала «частичную мобилизацию», она немного остыла, говорит Максат, менеджер казахстанской логистической компании Kazaf Motors.
«Еду в Актау, а там они один за другим, огромное количество автовозов [везут машины в Россию]… Никогда такого не видел».
«Иногда автомобили ставят на эвакуатор, наверное, для срочной доставки», — говорит Александр*, который занимается логистикой и часто бывает в порту.
Машины там растаможиваются и регистрируются в России, без посредников
Другие говорят, что растаможка в Казахстане намного дешевле Формально пошлины стран-членов Евразийского союза почти одинаковые Но в России процедура таможенного оформления намного жестче.
«В России мы не видим таможенника лицом к лицу, он «виртуален» и может быть где угодно», — говорит Хейтцер.
Так что взятку давать нельзя и в таможенной декларации будет написана реальная стоимость автомобиля, поясняет он.
«В Казахстане по-другому, поэтому стоимость, от которой зависит пошлина, оказывается там в два, три, а то и в пять раз дешевле».
Есть еще одна лазейка — популярные в ОАЭ автомобили не экологичны и их часто увозят в другие страны Персидского залива и Африки.
Они намного дешевле экологически чистых версий, но не могут быть легально ввезены в Россию. Но в Казахстане таможня готова закрывать на это глаза.
Перевезенные через полмира и прошедшие таможенную очистку, автомобили наконец попадают к российским покупателям. Формально автомобили выдаются на физических лиц, и иногда они являются реальными покупателями. Но часто в конце цепочки оказывается крупный автосалон.
Автомобили доставляются из ОАЭ через Иран (фото: иранский порт Бандар-э-Ленге, Персидский залив). ©Казаф Моторс
Заур Истамулов говорит, что у дилеров нет другого пути импортировать автомобили.
Доля физических лиц, ввозящих в Россию новые автомобили, выросла с 3% до 30% в декабре 2022 года, а на пике сентября достигла 56%.
До июля компании не могли ввозить в Россию новые автомобили из-за юридической загвоздки — в отличие от частников, им требовался документ от производителя. Потом российское правительство сняло эти ограничения, но кардинально поток не изменил. Схемы уже были налажены, и перевозки через физических лиц оказались более выгодными с точки зрения экономии налогов.
«Многие дилеры рекламируют автомобили, ввезенные и растаможенные частными трейдерами», — подтвердил директор «Автостата» Сергей Целиков.
По его оценке, 90% дилерского импорта приходится на китайские автомобили и только 10% — это «некоторые элементы «параллельного импорта»].
Десятки моделей 2022 года выпуска по маркам автомобилей, покинувших Россию, можно найти на сайтах крупнейших сетей автосалонов, таких как «Рольф» и «Авилон». Предлагают даже заявки на BMW iX, модель, поставленная на рынок США только в марте 2022 года, после начала войны в Украине.
Мужчина, недавно заказавший Audi в московском автосалоне и заснявший процесс, объяснил BBC, чем отличаются, казалось бы, одинаковые седаны.
«Эти автомобили прибыли до 24 февраля. На них есть гарантия [производителя]. А все, что прибыло «косвенными» путями — на них гарантии нет. То есть эти автомобили были ввезены неофициально, путем «параллельного импорта», — сказал он.0005
«Уже четыре страны вокруг Казахстана находятся под санкциями: Россия, Китай, Афганистан и Иран, который даже умудряется производить какую-то технологическую продукцию», — говорит экономист, бывший заместитель министра по инвестициям Казахстана Рахим Ошакбаев.
При исполнении служебных обязанностей он руководил программой, проводимой представителями Министерства финансов США для казахстанских банков и предприятий, о том, как не усиливать ограничения против Ирана.
Он уверен, что брендовые санкции и ограничения не могут работать в полную силу.
«Административные расходы непомерно высоки», — говорит Ошакбаев.
«Такой вид торговли теоретически осуществляется челноками. Человек приезжает, покупает и отправляет домой четыре чемодана товаров. И кто его будет контролировать?»
*человек попросил изменить имя
Доп.сообщение Марии Киселевой.
Редактор русской версии Ольга Шамина.
Читать эту историю на русском языке здесь.
Поделиться
Январь, изменивший Казахстан: Как страна переживает последствия крупнейших беспорядков в своей истории
Наргиза Рыскулова. Начало 2022 года вошло в современную казахстанскую историю как «Канды кантар» — кровавый январь. Недовольство ростом цен на газ быстро переросло в многочисленные антиправительственные протесты по всей стране; мирные демонстрации вылились в беспорядки, которые были жестоко разг…
Подробнее
4 месяца назад · 1 лайк · BBC News English
Автомобили в Казахстане | OEC
О
#постоянная ссылка на раздел
Экспорт В 2021 году Казахстан экспортировал автомобили на 186 миллионов долларов, что сделало его 55-м крупнейшим экспортером автомобилей в мире. В том же году автомобили были 27-м наиболее экспортируемым продуктом в Казахстане. Основными направлениями экспорта автомобилей из Казахстана являются: Узбекистан (114 млн долларов), Россия (48,9 млн долларов), Кыргызстан (14,5 млн долларов), Беларусь (8,65 млн долларов) и Камбоджа (136 тыс. долларов).
Самыми быстрорастущими экспортными рынками для автомобилей Казахстана в период с 2020 по 2021 год была Россия (30,9 долл. США).млн), Узбекистан (17,2 млн долларов) и Беларусь (8,08 млн долларов).
Импорт В 2021 году Казахстан импортировал автомобилей на сумму 1,75 млрд долларов, став 51-м крупнейшим импортером автомобилей в мире. В том же году автомобили были 1-м наиболее импортируемым товаром в Казахстане. Казахстан импортирует автомобили в основном из России (566 млн долларов), Южной Кореи (389 млн долларов), Узбекистана (261 млн долларов), Японии (210 млн долларов) и Объединенных Арабских Эмиратов (91,2 млн долларов).
Самыми быстрорастущими рынками импорта автомобилей для Казахстана в период с 2020 по 2021 год были Южная Корея (254 млн долларов), Россия (201 млн долларов) и Узбекистан (125 млн долларов).
Тарифы В 2018 году средний тариф по Казахстану в Легковых автомобилях составил 10,6%. Странами с самыми высокими тарифами на импорт автомобилей были Ангола (режим наибольшего благоприятствования по ставкам пошлин, 11,1%), Бурунди (режим наибольшего благоприятствования по ставкам пошлин, 11,1%), Бенин (режим наибольшего благоприятствования по ставкам пошлин, 11,1%), Буркина. Фасо (режим наибольшего благоприятствования по ставкам пошлин, 11,1%) и Ботсвана (режим наибольшего благоприятствования по ставкам пошлин, 11,1%).
Последние тенденции
#постоянная ссылка на раздел
Март 2023
Ежемесячная торговля на субнациональном уровне
#постоянная ссылка на раздел
Вид
Поток
ШКАЛА ПО ОСИ Y
Valuecaret-downTrade ValueIndexIndex (YoY)GrowthGrowth (YoY)
Для полного разбивку моделей торговли, посетите обозреватель тенденций или продукт в профиле страны.
Следующая визуализация показывает последние тенденции в области автомобилей. Страны показаны на основе наличия данных.
* С использованием обменных курсов на январь 2020 г., если торговые данные представлены в местной валюте.
Узнать последние тенденции
Исторические данные
#постоянная ссылка на раздел
Торговый баланс
#постоянная ссылка на раздел
Цвет
Yearcaret-down20212 0202019201820172016201520142013201220112010200920082007200620052004200320022001200019991998
В 2021 году Казахстан экспортировал автомобили на сумму 186 миллионов долларов. Основными направлениями казахстанского экспорта автомобилей были Узбекистан (114 млн долларов США), Россия (48,9 млн долларов США).млн), Кыргызстан (14,5 млн долларов), Беларусь (8,65 млн долларов) и Камбоджа (136 тыс. долларов).
В 2021 году Казахстан импортировал автомобилей на сумму 1,75 млрд долларов, в основном из России (566 млн долларов), Южной Кореи (389 млн долларов), Узбекистана (261 млн долларов), Японии (210 млн долларов) и Объединенных Арабских Эмиратов (91,2 млн долларов).