Skip to content

Авто от владельца без посредников москва и московская область: купить, продать и обменять машину

Содержание

Эксперты рассказали, как избежать обмана при покупке подержанного автомобиля

Свежий МК

3679

Поделиться

Курс доллара вернулся к докризисным значениям, но ценники в автосалонах остаются космическими — с поставками-то все равно напряженка. Значит, многим, кто планировал, но не успел купить новый автомобиль, остается одно: обратить внимание на вторичный рынок. Что надо знать, чтобы успешно выбрать, купить и обслуживать подержанную машину рассказали профессионалы авторынка.

Для человека, который еще недавно считал, что машина бывает только новая, и нацеливался в салоне на автомобиль среднего класса — самым разумным будет смирить свои амбиции и купить новую «Ладу». Такой парадоксальный, на первый взгляд, совет дает Александр Оленев, владелец частного автосервиса, подбирающий и ремонтирующий б/у машины уже почти 30 лет. «Сделайте так, даже если придется купить машину с «механикой» вместо «автомата», — говорит эксперт. — Научиться ездить на «механике», поверьте, проще, чем научиться обслуживать подержанную машину, если до этого вы ездили только на новых гарантийных авто».

Но если такой вариант не подходит — например, вам обязательно нужна т.н. «приличная машина» — тогда, что называется, добро пожаловать в интересный, но опасный мир выбора подержанных авто. Который действительно имеет мало отношения к привычному для владельца новой иномарки образу жизни.

Экзотика — игра для профи

Первым делом нужно грамотно поставить задачу, советует эксперт. «Если человеку нужна среднестатистическая машина, чтобы прилично выглядела и надежно ездила, я бы предпочел брать или «немцев», или «японцев», — говорит Александр Оленев. — С «французами» все сложнее, нужно действовать очень аккуратно, избирательно, вникать в конкретные модели и их свойства».

Что касается «корейцев», то у них, по словам эксперта, по-прежнему меньше ресурс, чем у европейских и японских марок. Если речь идет о 6 — 8-летних машинах, то за те же деньги корейское авто стоит покупать, если оно на 2 — 4 года моложе. Но поскольку такого дисконта на эти марки не дают, лучше с подержанными «корейцами» вовсе не связываться: остаточный срок жизни у них заметно меньше.

Праворульные японские авто имеет смысл приобретать в тех сегментах, где у них практически нет конкуренции: минивэны, микроавтомобили («кей-кары»). В остальных же случаях — лучше предпочесть более распространенные в России модели: на машины с японского внутреннего рынка новых неоригинальных запчастей, особенно кузовных и оптики, просто нет, все нужно «тащить» из Японии. Если с поставками будет «туго» — автомобиль может встать.

Наконец, совсем специфичный вариант для вторичного рынка — «китайцы». Это, по словам Оленева, по-прежнему машина одного хозяина. Десятилетних китайских машин нет ни в продаже, ни на улицах — куда они делись? Увы, во множестве своем — в металлоломе, либо догнивают на огородах в регионах.

Что касается американских, британских марок и тому подобной экзотики и «премиума» — это, предупреждает эксперт, игра для профессионалов. Стоимость обслуживания сложных и капризных автомобилей (а в российском климате любой сложный автомобиль с возрастом становится капризным) запредельна, а выйти из строя может все, что угодно. Например, одна из моделей «Ягуара» имеет сервопривод педального узла — чтобы не мешать входу и выходу из машины, педали в парковочном положении «уезжают» из-под ног. Стоит закапризничать этому приводу, а это возможно из-за попадания влаги — автомобиль обездвижен…

Купить и не облажаться

— Типичная ошибка тех, кто пересаживается с новых машин на подержанные — стремление любой ценой купить наиболее «свежую» машину, — рассказывает Александр Оленев. — Дело в том, что при равной цене «трехлетка» будет очевидно более «ушатанной», чем «пятилетка». В лучшем случае это будет автомобиль из-под такси, с космическими пробегами. В худшем — возможны еще более интересные (и грустные) варианты.

На что же смотреть — на состояние? Да, если у вас есть соответствующий опыт. А если нет — то смотреть, говорит эксперт, надо прежде всего в глаза продавцу.

Продавцов можно разделить на несколько категорий. Первая и самая соблазнительная для привычных к новым машинам — салоны. Так вот: идти за подержанной машиной в салон — ошибка. Пусть сотрудники салонов пишут в объявлениях, что их автомобили проходят проверку по 148 пунктам — продать «ведро» через салон по-прежнему проще, чем с рук на руки. Пусть проданная через салон машина не громыхает подвеской — кто поручится, что ее правильно содержали, а не «подшаманили на продажу» самыми дешевыми запчастями, которые продержатся несколько сотен километров?

— В салонах, особенно в больших трейд-инах, бывают и хорошие подержанные автомобили, но до открытой продажи они не доходят, — рассказывает эксперт. — Аккуратные машины разбирают сами сотрудники, их родные и близкие. Если никому из «совсем своих» не нужно, могут предложить друзьям и знакомым. Мне не раз предлагали неплохие варианты со словами: «мне сейчас не надо, но машина хорошая — не выставлять же!».  

Такой вариант можно попробовать «выловить», но для этого нужно найти знакомых людей в автосалонах — и быть готовым, как в советской комиссионке, приплатить за то, что хороший вариант «попридержали».

По объявлениям же лучше всего покупать прямо с рук — причем без посредников. «Первый вопрос, который нужно задать продавцу: какое отношение он имеет к продаваемой машине? — советует Александр Оленев. — Это должен быть лично хозяин, а не брат-сват-друг. Если отвечает, что хозяин — попросите документы: имя владельца в ПТС должно совпадать с паспортом. Если он говорит, что «да, я хозяин», но машина оформлена на другое лицо — значит, он не хозяин». Кроме того — неплохо бы определить по «косвенным уликам», пользуется ли продавец данным автомобилем или просто подготовил его к продаже и не трогает. Хороший тест для этого — попросить встретить на этой машине у метро.

И самое сложное: выбирая автомобиль самостоятельно, крайне важно отсмотреть «вживую» хотя бы 8 — 10 экземпляров. И, как бы ни хотелось, не приобретать ни первую, ни вторую, ни третью машину. Делать выводы о марке и модели на основании одного просмотренного экземпляра тоже не стоит: машины, хоть и «железные», обладают каждая своей «атмосферой». И это не мистика, а суровая реальность.

Звериный сервисный оскал

Новичков в мире вторичного авторынка ждет, по словам эксперта, «звериный оскал отечественного сервиса». Конечно, и дилеры, обслуживающие новые машины, не подарок: тарифы у них высокие, возможно жульничество — например, бывает так, что «официалы» просто не меняют масло в двигателе. Ведь много ли владельцев полезут за щупом, принимая машину с регламентного ТО? Но у дилеров, в силу их статуса, есть жесткие регламенты — например, какие и откуда брать запчасти. А вот у неавторизованных сервисов, куда, скорее всего, и поедет владелец подержанной машины, свободы куда больше.

«В связи с мощной конкуренцией поднимать цены на работы сейчас не получится, — уверен владелец автосервиса Сурен Баблоян. — А вот покупать запчасти, ориентируясь, скажем прямо, не на ресурс и надежность — некоторые нечестные сервисмены могут». Причем клиент заплатит по «среднерыночной» цене приличной запчасти. Чтобы избежать этого, владельцу машины придется освоить самостоятельный заказ и покупку запчастей — с этой «магией» те, кто привык к новым машинам, часто не знакомы.

Теоретически все просто: для заказа запчастей разных производителей существуют многочисленные агрегаторы. Но заказывать приходится по каталожному номеру — и в этом есть некоторая загвоздка. Вначале стоит попробовать подобрать запчасти по VIN – серийному номеру автомобиля, указанному в ПТС. Правда, удобных каталогов, особенно на машины последних 10 лет выпуска, в открытом доступе нет. Во многих случаях проще обратиться к менеджеру в магазине запчастей для иномарки: он поможет найти нужный номер в платных каталогах, к которым есть доступ обычно в магазинах и сервисах.

А зная каталожный номер, можно уже увидеть, какие варианты предлагаются. И выбрать, исходя из цены и качества. Правда, чтобы выбрать из нескольких вариантов «неоригинала» разной степени солидности — тоже неплохо бы иметь опыт…

«Самое главное: оставаться полным «чайником» с подержанной машиной не получится, — говорит сервисмен. — Волей-неволей придется понять ее, научиться слышать звуки, проверять уровень жидкостей и тому подобное. И тогда в б/у машине нет ничего страшного».

Подписаться

Авторы:

Россия
Япония

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28764 от 14 апреля 2022

Заголовок в газете:
Техника на грани потасканности

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Всего один симптом: инфекционист рассказал, как отличить свиной грипп от обычного

    41467

    Томск

    Мария Домрачева

  • Ярославль планируют украсить неудобным остановочным комплексом

    Фото

    20364

    Ярославль

  • Многие люди неправильно чистят киви: вот как исправить частую ошибку

    9108

    Калмыкия

  • Можно ли есть шоколад, покрывшийся белым налетом: однозначный ответ

    8082

    Калмыкия

  • Не нужно варить и запекать: как приготовить морковь для салатов за 5 минут

    5244

    Калмыкия

  • 21 декабря – день зимнего солнцестояния: что категорически запрещено делать в это время

    Фото

    4624

    Псков

В регионах:Ещё материалы

Рост цен до 300 % и новые бизнесы: как параллельный импорт спасал российский рынок в 2022 году | Москва

По итогам года объем параллельного импорта может превысить 15 млрд долларов и более 2 миллионов тонн, прогнозируют в Федеральной таможенной службе. О том, как устроен этот рынок, и с какими рисками могут столкнуться импортеры и потребители – в материале «ФедералПресс. Business Review».

Тема параллельного импорта в России возникла сразу после начала массового ухода иностранных производителей, ретейлеров и поставщиков: в марте было принято постановление, разрешающее ввоз в страну определенных товаров без разрешения правообладателя, напоминает Инна Сафаргали, руководитель отдела продаж имущества частной собственности по Москве и Московской области Российского аукционного дома. Продукция поступает теперь не через авторизованных дистрибьюторов, а альтернативными способами и, как правило, при измененных логистических цепочках. Параллельный ввоз может осуществляться и через страну, в которой был произведен товар, и через другие страны. В случае с Россией это дружественные государства, которые не ввели против страны санкции.

Какие сложности создает параллельный импорт

Свои проблемы такая схема имеет, сталкиваясь, например, с решениями отдельных правообладателей тщательно отслеживать места назначения отпускаемых товаров, говорит Алексей Станкевич, партнер Orchards. Сложности создают и санкции, усложняющие логистику и оплату. Все это ведет к существенному удорожанию товара для конечного потребителя. Кроме того, иностранные партнеры, работающие с российскими игроками, рискуют попасть под вторичные санкции, а таможенным органам теперь стало гораздо сложнее отслеживать контрафактные товары. Указанные моменты в свою очередь не позволяют использовать параллельный импорт в промышленных масштабах, констатирует эксперт.

«Правительства большинства стран мира стремятся сократить «теневой» сектор экономики. Параллельный импорт – вынужденная мера, и в легальном секторе экономики она не может стать основной. Это лишь временная помощь бизнесу на время поиска новых поставщиков, альтернативных товаров. Предприниматель в долгосрочной перспективе не будет строить работу на продаже импортной продукции, ввезенной в отсутствие согласия производителя: риск предъявления претензий от владельца торговой марки остается, и отвечать придется тем, кто задействован в обороте», – напоминает Александр Бражко, координатор федерального проекта «#За честные продукты».

Параллельный импорт позволил не допустить тотального дефицита и товарного голода, однако рост цен на некоторые позиции составил до 300 %, уточняет Валерий Трушин, партнер, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate.

«Разница в цене связана с тем, что закупки происходят теперь в меньших объемах и, зачастую, у посредников. Платежи за границу стали дороже, и иногда оказываются настоящим ребусом. Логистика же из сравнительно простой отрасли стала весьма интеллектуальной: чтобы эффективно привозить товары, которые компании перестали поставлять в Россию, нужно не просто заказывать транспорт, а продумывать сложные маршруты и схемы для того, чтобы не потерять груз за границей», – объясняет Дмитрий Чумаков, генеральный директор Vector Market Research.

Еще по теме

Мировые бренды ноутбуков вернулись в Россию

Основные проблемы связаны еще и с желанием или нежеланием поставщика отправлять свою продукцию. Из всей номенклатуры товаров из санкционных списков, поставляемых в Россию, не менее 70 % этого объема согласовывается между российскими грузополучателями и западными поставщиками. Разумеется, такая транспортировка грузов подразумевает использование посреднических схем, добавляет Кирилл Латинский, коммерческий директор SOTA Logistic. По его словам, хотя российский потребрынок уже «значительно трансформировался», изменения продолжаются.

«Есть успешные кейсы, когда отечественные компании смогли наладить бесперебойное снабжение своих производств и складов необходимыми товарами, попавшими под санкции. Как правило, это становится возможным в случае, если западные поставщики не против, что их продукция окажется на рынке РФ. Транспортировка таких грузов происходит через территории третьих стран, используются посреднические схемы, при которых производителям гарантирована юридическая и финансовая конфиденциальность. Да, есть поставщики, которые не желают работать с российскими компаниями, но при этом не делают ничего, чтобы убедиться, что их товар не окажется в нашей стране. Ввоз такой продукции не редкость, и это тоже можно считать успехом. Но есть и проблемные кейсы, когда компании, отказавшиеся от сотрудничества с Россией, очень тщательно рассматривают всех новых клиентов во избежание того, что их продукция окажется в нашей стране. В таких случаях транспортировка зачастую невозможна», – считает Кирилл Латинский.

Логистический сегмент вообще изменился первым, подчеркивает собеседник: импорт товаров из западных стран, отсутствующих в санкционных списках, попадает в РФ преимущественно путем перегрузки или перецепки в зонах ТЛЦ, небольшой процент продукции продолжают ввозить европейские перевозчики. Подобные искусственные ограничения увеличили транзитные сроки доставок и их стоимость в 2-5 раз. Механизм доставки продукции финализируется путем создания крупных хабов в соседних, лояльных либо нейтральных к России странах. Там в ближайшее время и будут консолидироваться товарные группы для последующих поставок в РФ. Этот процесс позволит обеспечить бесперебойность транспортировки грузов в нашу страну, а также стабилизирует стоимость логистики, которая остается крайне волатильной.

Однако и эти тренды могут быть скорректированы на фоне ухудшения геополитической ситуации, отношений между Россией и соседними государствами или давления «коллективного Запада» на страны, чья территория и инфраструктура используется для поставок в РФ. Отдельное внимание эксперт предлагает обратить и на значительные изменения в диверсификации поставщиков: появляются все новые и новые поставки от альтернативных компаний из стран, не присоединившихся к западным пакетным санкциям. Кроме того, многие производители громко или тихо возвращаются после официального ухода и процедуры ребрендинга, даунбрендинга или дауннейминга. В итоге Россия уже получила титул главного в новейшей истории капитализма рынка и родины подобных схем.

Как ушедшие бренды попадают на российский рынок

Уже по данным на сентябрь, импорт в РФ быстрее всего рос из Турции (объем был в 2,3 раза больше, чем год назад), Казахстана (на 41 % больше) и КНР (на 21 %). Доля Китая достигла 43 % против 30 % в начале года, белорусский экспорт в Россию вырос примерно на 30 %. Немецкий экспорт с января по сентябрь в стоимостном выражении составил 11,6 млрд евро, что на 40,9 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Армяно-российский же торговый оборот за 9 месяцев 2022 года вырос почти на 80 % и составил 3,2 миллиарда долларов. При этом в ЕС пока не видят активного участия Турции в реэкспорте товаров из ЕС на рынок РФ, и никаких данных на этот счет нет, отметил глава европейской дипломатии Жозеп Борель.

Еще по теме

В России могут подорожать зубные пасты и шампуни: что изменится с 15 декабря

Однако тектонические сдвиги на рынках будут продолжаться еще долго и во всех без исключения сегментах, уверены аналитики. Уже сейчас, например, меняются ключевые игроки, указывает Максим Михайлов, ведущий маркетолог CDEK Forward. Да, официальные дилеры брендов, которые ушли с российского рынка, больше не имеют возможности поставлять продукцию по всей России. Но их бывшие покупатели, более мелкие оптовые и розничные компании продолжают продавать, практикуя параллельный импорт самостоятельно или уже через других дистрибьюторов. Так в цепочке дистрибуции появляются новые игроки, а те, кто не успели перестроиться, либо теряют свою долю, либо уходят с рынка.

Кроме того, выстраиваются целые новые бизнесы и для конечных клиентов: например, покупки или выкупа товаров ушедших из России брендов.

«Задолго до их ухода услугами CDEK Forward клиенты активно пользовались, как минимум потому, что те же товары за границей было покупать значительно выгоднее, чем в России. Иногда разница в цене достигала 70 %. Но после ухода иностранных компаний появилась новая категория покупателей, которая привыкла пользоваться любимыми брендами. Мы придумали новую услугу по выкупу товаров через наших проверенных байеров-партнеров. Наиболее популярными брендами среди покупателей оказались H&M, Zara, New Balance, Massimo Dutti, Calvin Klein, Bershka, IKEA», – сообщает Максим Михайлов.

На большинстве электронных площадок, включая Avito, теперь вообще работают сотни бизнесов и отдельных байеров, предлагающих покупку, выкуп или доставку недоступных в России товаров. В сети продолжается настоящий бум предложений по созданию магазинов по продаже импортной продукции на популярных маркетплейсах, рассказывает Александр Бражко. Инвестору обещают организовать торговлю товарами популярных категорий с минимальными вложениями и значительным уровнем рентабельности.

«С учетом существующего уровня конкуренции полагаю, что подобные варианты строятся именно на товарах параллельного импорта и контрафактной продукции. Очевидно, что начинающий владелец онлайн-магазина дистанционно не сможет проверить легальность и качество приобретаемых им для продажи товаров. Беря на себя ответственность перед покупателями, подписывая «тяжелый» договор с онлайн-платформами, предприниматель принимает значительные риски, о которых «зазывалы» умалчивают», – уточняет Бражко.

Еще по теме

Что будет с ценами на авто в 2023 году: прогноз автоэкспертов

Организация традиционной розничной торговли только продукцией, поступающей в режиме параллельного импорта, – значительный предпринимательский риск, считает эксперт. Решиться на открытие монобрендового магазина без согласия правообладателя предприниматель в регионе сможет лишь в надежде, что информация не попадет в социальные сети. Но отсутствие судебной практики требует от импортеров большей осторожности: поскольку общий срок исковой давности составляет три года, есть риск судебных разбирательств по значительному количеству закупок.

Модель параллельного импорта фактически лишила зарубежных правообладателей юридических возможностей по судебной защите своих прав на российском рынке, добавляет Бражко. Оставленная без контроля система будет развиваться по наихудшему сценарию развития, считает он. Должны быть выработаны свои инструменты защиты качества, противодействия контрафакту, фальсификату, возможно, на основе системы маркировки. В соответствии с нормами Закона о защите прав потребителей, у покупателя должна быть возможность предъявлять претензии, связанные с качеством приобретенных товаров, не только продавцу, но и производителю, уполномоченному им лицу.

Какие отрасли больше всего пострадали от ухода брендов

Уже по итогам первых 9 месяцев 2022 года Россия сократила импорт лекарств из 27 государств: по данным RNC Pharma, больше всего сократился импорт препаратов с Кипра – на 85 %. На 79 % – из Украины, на 62 % – из Канады, на 58 % – из Израиля и на 13 % – из Германии. Из-за проблем с логистикой некоторым иностранным компаниям пришлось отгружать продукцию не с европейских заводов, а с латиноамериканских. В итоге в России уже возник дефицит ряда препаратов. На этом фоне активно наращиваются поставки от небольших компаний из дружественных и не очень стран.

Сложная ситуация и с посадочным материалом для приусадебных участков: ограничение поставок из стран, которые ранее были основными поставщиками растений, привело к дефициту в рознице отдельных позиций. И даже если активно развивать в сегменте параллельный импорт и продвигать российские культуры, на замещение, по прогнозам аналитиков, уйдет не менее 3 – 5 лет. В итоге мэры некоторых российских городов говорят о возможном сокращении программ озеленения весной 2023-го.

Именно на фоне санкций, катастрофы с логистикой и сложностей с параллельным импортом Китай становится лидером российского автомобильного рынка: с начала года в стране стало на 300 больше китайских шоу-румов. Так, по итогам недели с 7 по 13 ноября 2022 года, новые китайские грузовики были куплены в количестве 831 единицы, что составляет 46 % от общего объема рынка, и является рекордным показателем.

Еще по теме

Книжные сети ищут замену комиксам от Marvel

Минпромторг, в свою очередь, готов практически моментально исключать из схемы параллельного импорта те марки, которые хотят вернуться в страну или поставлять напрямую, однако и здесь не обходится без казусов. Например, осенью ведомство запретило параллельный импорт парфюмерно-косметической продукции марок Lancome, Redken, Yves Saint Laurent, Giorgio Armani и Kerastase, якобы готовых вернуться, но затем сами бренды громко открестились от официального возвращения в Россию.

Настоящие чудеса логистики проявляют и поставщики напитков компаний Coca-Cola и PepsiCo: с тех пор, как они закончились на российских складах, в магазинах можно встретить турецкую, азербайджанскую, казахскую, польскую, венгерскую, иранскую и афганскую колы.

Тайваньский же производитель компьютерной техники и комплектующих Asus зарегистрировал в ЕАЭС новые видеокарты и перерегистрировал старые: мера поможет ввозить товары в единую экономическую зону и продавать их на законном основании в РФ, Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии.

Основная потребность рынка непродовольственных товаров – бытовая техника, электроника, косметика и парфюмерия. Это связано с тем, что в России производится не более 10 – 30 % товаров этих категорий, говорит Инна Сафаргали. Также катастрофически не хватает запчастей, автомасел, автомобильной косметики, особенно в среднем и выше сегментах.

«Есть категории, которые практически полностью парализованы, но есть и вполне успешные. Некоторые компании смогли диверсифицировать своих поставщиков сырья и товаров, найдя новых продавцов в странах, не присоединившихся к санкциям. Кто-то смог организовать схемы параллельного импорта и ввоза в Россию товаров из санкционных списков. Автомобилестроение, авиация, производство электроники и химическая промышленность – самые пострадавшие сегменты. Значительная же часть поставок в Россию является различным сырьем и комплектующими. И не представляется возможным оценить, чего поставляется больше – готовой продукции или сырья и комплектующих, поскольку в импорте участвуют как юридические, так и физические лица», – констатирует Кирилл Латинский.

Еще по теме

Какие мандарины появятся на прилавках российских магазинов

Сложнее всего с алкоголем и люксом, особенно «тяжелым»: там производители быстро внедрили схемы слежения за товаром через индивидуальную маркировку и\или коды, отмечает Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок Россия и стран СНГ Noytech Supply Chain Solutions. В остальном же все зависит от группы товаров и быстроты принятия решений со стороны государства. Например, формальный ввоз транспортных средств изначально попадал под разрешенный параллельный импорт, но из-за нюансов сертификации некоторые положения требовали доработки. Когда их приняли, проблема решилась. Аналогично с запчастями, акцизными изделиями и так далее: мало купить и привезти, нужно растаможить и учесть все внутренние положения и регламенты.

Как изменятся импортные поставки в ближайшее время

Безусловно, параллельный импорт продолжит изменять рынки, но это, скорее, будет перераспределение, чем реальное изменение, считает Головко. Одни компании в итоге полностью прекратят импортные поставки или сконцентрируются на чем-то одном, другие, наоборот, громко заявят о себе. Некоторые игроки откроют собственные склады, остальные воспользуются услугами складских и 3PL-провайдеров. Многие ретейлеры начнут (а некоторые уже начали) собственный параллельный импорт или привлекут подрядчиков для этого.

«Импортные товары остаются востребованы покупателями, значит, есть спрос. И бизнес найдет возможность удовлетворить его. Просто классический импортер, ранее, как правило, выступавший официальным дистрибьютором, теперь заменяется более мелкой компанией и даже ИП. Соответственно, мы увидим вместо одного крупного импортера с многомиллиардным оборотом 20 – 30 мелких. Параллельно будет и далее процветать схема «торговых домов» за границей (для закупки тех или иных товаров и последующего импорта в РФ), и это будут разные страны, в зависимости от политической ситуации», – резюмирует Иван Головко.

Фото: freepik.com

Сюжет по этой теме

Москва | История, география, население и карта

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Москва , Россия Москва , город, столица России, расположенный в крайне западной части страны. С момента первого упоминания в летописях 1147 года Москва сыграла жизненно важную роль в русской истории. Он стал столицей Московии (Великого княжества Московского) в конце 13 века; следовательно, жители Москвы известны как москвичи. Сегодня Москва — не только политический центр России, но и самый густонаселенный город страны, ее промышленная, культурная, научная и образовательная столица. Более 600 лет Москва также является духовным центром Русской Православной Церкви.

Столица Союза Советских Социалистических Республик (СССР) до его распада в 1991 году. Москва привлекала внимание всего мира как центр коммунистической власти; действительно, название резиденции бывшего советского правительства и преемника российского правительства, Кремль (русский язык: Кремль), было синонимом советской власти. Распад СССР привел к огромным экономическим и политическим изменениям, а также к значительной концентрации российского богатства в Москве. Площадь 414 квадратных миль (1035 квадратных километров). Поп. (2010) город, 11 738 547; (оценка 2020 г.) город, 12 678 079 человек.

Если Санкт-Петербург — это российское «окно в Европу», то Москва — это сердце России. Это оптимистичный, яркий, а иногда и утомительный город. Большая часть Москвы была реконструирована после того, как она была оккупирована французами при Наполеоне I в 1812 году и почти полностью уничтожена пожаром. Москва не переставала перестраиваться и модернизироваться, и в ней продолжают происходить быстрые социальные изменения. Советское прошлое России сталкивается с ее капиталистическим настоящим повсюду в стране, но нигде этот контраст не заметен так, как в Москве. Мавзолей Владимира Ильича Ленина остался нетронутым, как и многие унылые пятиэтажки эпохи правления Никиты Хрущева (середина XIX в.).50-х до середины 1960-х), но блестящие автомобили и супермаркеты в западном стиле, казино и ночные клубы одинаково заметны. Многие православные церкви, а также некоторые синагоги и мечети были восстановлены, новые театры Москвы вернули себе лидерство в драматическом искусстве, возродились и расширились традиционные рынки. Эти рынки, которые при Советах были известны как колхозные (колхозные) рынки и продавали в основном ремесленные изделия и продукты, теперь представляют собой более сложные предприятия розничной торговли.

Стало привычным сравнивать Москву с Санкт-Петербургом, ее соперником и бывшей (1712–1918) столицей России. В то время как Санкт-Петербург впитал в себя западноевропейские влияния, Москва считается традиционным русским городом. В отличие от своего соперника, Москва имеет четко определенный центр города, отмеченный Кремлем. Другими характеристиками Москвы являются ее физическая планировка в виде радиальных спиц и колец, которые были расширены с течением времени, ее мешанина из архитектурных стилей и ее исторические здания, которые в основном были построены русскими архитекторами. Застройка Москвы была преимущественно деревянной до 19 века.20-х годов, когда в обиход вошли кирпич и камень.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ-Союзники Путина направили миллиарды украинскому олигарху

(Это часть серии Reuters «Товарищ капитализм»)

МОСКВА/КИЕВ, 26 ноя (Рейтер) — В России влиятельные друзья помогли ему сколотить состояние. В Соединенных Штатах официальные лица требуют его экстрадиции и заключения за решетку. В Австрии, где он в настоящее время освобожден под залог в размере 155 миллионов долларов, властям еще предстоит решить, что с ним делать.

Это Дмитрий Фирташ, бывший пожарный и военный. Немногим более чем за десятилетие украинец прошел путь от безвестности к богатству и славе, в основном за счет покупки газа в России и продажи его на родине. Как показывает расследование Reuters, его успех был основан на замечательных милых сделках, заключенных при посредничестве соратников российского лидера Владимира Путина, которые дорого обошлись российским налогоплательщикам.

Документы российского правительства, рассмотренные для этой статьи, впервые раскрывают условия недавних сделок между Фирташем и российской «Газпромом», гигантской газовой компанией, контрольный пакет акций которой принадлежит государству.

Согласно документам российской таможни с подробным описанием сделок, за последние четыре года «Газпром» продал Фирташу более 20 миллиардов кубометров газа значительно ниже рыночных цен — примерно в четыре раза больше, чем публично признало российское правительство. По подсчетам Reuters, цена, которую заплатил Фирташ, была настолько низкой, что контролируемые им компании заработали на сделке более 3 миллиардов долларов.

За тот же период, как показывают другие документы, банкиры, близкие к Путину, предоставили Фирташу кредитные линии на сумму до 11 миллиардов долларов. Этот кредит помог Фирташу, который поддержал успешную заявку пророссийского Виктора Януковича в 2010 году на пост президента Украины, купить доминирующее положение в химической промышленности и промышленности удобрений страны и расширить свое влияние.

История Фирташа — это не только стремление одного человека к богатству. Это демонстрирует, как Путин использует российские государственные активы для создания денежных потоков для политических союзников и как он экспортировал эту модель в Украину, пытаясь доминировать над своим соседом, что он считает жизненно важным для стратегических интересов России. С помощью Фирташа Янукович пришел к власти и продолжал править Украиной четыре года. Отношения имели большое геополитическое значение для Путина: Янукович в конечном итоге увел нацию с населением более 44 миллионов человек с орбиты Запада в сторону Москвы, пока не был свергнут в феврале.

«Фирташ всегда был посредником», — сказал Виктор Чумак, председатель антикоррупционного комитета в предыдущем украинском парламенте. «Он политическое лицо, представляющее интересы России в Украине».

Пресс-секретарь Путина отверг утверждения о том, что Фирташ действовал от имени России. «Фирташ — независимый бизнесмен, и он преследует свои интересы, я не думаю, что он представляет чьи-то еще интересы», — сказал Дмитрий Песков.

Полученные данные являются последним исследованием агентства Рейтер о том, как элиты, которым благоволит Кремль, получают прибыль от государства в путинскую эпоху. В дикие годы после распада Советского Союза государственные активы были конфискованы или куплены по дешевке людьми с хорошими связями. Сегодня ресурсы и денежные потоки государственных предприятий направляются частным лицам, связанным с Путиным, как в России, так и за границей.

Путинская система товарищеского капитализма повлекла за собой огромные издержки для простых людей России: предоставляя Фирташу специальные дешевые сделки, «Газпром» упустил около 2 миллиардов долларов дохода, который он мог бы получить, продавая этот газ по рыночным ценам, согласно европейским данным. данные о ценах на газ, собранные Reuters. Четыре отраслевых аналитика заявили, что «Газпром» мог продавать газ другим покупателям в Европе по значительно более высоким ценам.

В то же время граждане России и Украины стали свидетелями политического влияния неизбранных олигархов.

Фирташ, основная компания которого Group DF называет его одним из ведущих предпринимателей и меценатов Украины, был арестован 12 марта в Австрии по запросу властей США. Американцы обвиняют его во взяточничестве в связи с коммерческой сделкой в ​​Индии, не имеющей отношения к событиям, рассматриваемым в этой статье. Фирташ отрицает эти обвинения и в настоящее время освобожден под залог.

Фирташ импортировал дешевый российский газ через кипрскую компанию, единоличным директором которой он является, и швейцарскую, созданную Group DF. Он и Group DF отказались отвечать на вопросы об этих двух компаниях и их сделках с газом. Представитель сказал, что Фирташ не может обсуждать свои деловые операции, и что Group DF не желает комментировать «ни один из заданных вами вопросов».

Пресс-секретарь Кремля Песков сказал, что Путин встречался с Фирташем, но они не являются близкими знакомыми. Он сказал, что Россия поставляла Украине газ по «более низким ценам», потому что об этом просил Янукович, а Россия хотела помочь нефтехимической промышленности Украины. Песков сказал, что сделки были организованы через Фирташа, потому что «украинское правительство попросило, чтобы так было».

Янукович, бежавший в Россию в феврале после массовых демонстраций против своего правительства, недоступен для комментариев.

ПОСРЕДНИК

С того момента, как он впервые стал президентом России, Путин взял под свой контроль самый ценный ресурс своей страны: природный газ. Придя к власти в 2000 году, он сменил руководство «Газпрома», поставил во главе доверенных союзников и добился того, что российское государство контролировало более половины акций.

Корпоративный гигант теперь поставляет около трети газа в Европу, принося жизненно важные доходы России и предоставляя Путину мощный экономический рычаг. «Газпром — это во многом инструмент российской внешней политики, — говорит Рем Кортевег, старший научный сотрудник Центра европейских реформ. Каждая крупная сделка, которую подписывает «Газпром», утверждается Путиным, говорят представители энергетической отрасли.

Пресс-секретарь Путина отверг такие утверждения: «Газпром», по его словам, «является коммерческой, публичной компанией, у которой есть международные акционеры. Он действует в интересах своих акционеров, в число которых входит и российское государство».

В обычное время вторым по величине покупателем «Газпрома» в Европе является Украина; Российский газ транспортировался напрямую через границу между двумя странами, пока Россия не прекратила поставки в начале этого года.

Однако в 2000-х «Газпром» решил продавать газ не напрямую украинской государственной газовой компании «Нафтогаз», а посредникам — в частности Фирташу, международному газовому дилеру, вышедшему из скромного происхождения.

Фирташ вырос на западе Украины, где его отец работал в сфере образования, а мать работала на сахарном заводе, согласно рассказу Фирташа во время встречи с послом США в Киеве в 2008 году. Оба его родителя презирали коммунизм и не имели контактов нужно, чтобы их сын поступил в университет, сказал он.

Он пошел в армию в 1986 году, затем выучился на пожарного. Когда распался Советский Союз, что привело к независимости Украины в 1991 году, Фирташу пришлось зарабатывать на жизнь в неопределенном мире, согласно его рассказу послу. Согласно сообщениям местных СМИ, расследованным посольством США, вместе со своей первой женой он открыл бизнес на западе Украины по доставке консервов в Узбекистан.

В дипломатической телеграмме США, в которой резюмировалась беседа Фирташа с послом, сухо отмечалось: «Благодаря своему товарному бизнесу (Фирташ) познакомился с несколькими влиятельными бизнесменами из бывшего Советского Союза».

Согласно телеграмме, Фирташ сказал послу США, что был вынужден иметь дело с подозреваемыми преступниками, потому что в то время было невозможно вести бизнес в Украине чисто. Он сказал, что ему нужно и он получил разрешение от человека по имени Семен Могилевич, чтобы основать различные предприятия. Могилевич, предполагаемый босс организованной преступности в Восточной Европе, разыскивается Федеральным бюро расследований США за предполагаемое многомиллионное мошенничество в 19-м веке.90-х годов с участием компании со штаб-квартирой в США. В 2003 году ему было предъявлено обвинение, а в 2009 году ФБР охарактеризовало его как человека, имеющего «обширную международную преступную сеть».

Фирташ неоднократно отрицал наличие каких-либо близких отношений с Могилевичем. Связаться с Могилевичем для комментариев не удалось. Ранее он отрицал какие-либо правонарушения или какую-либо связь с торговлей газом в Украине.

К 2002 году компания Eural Trans Gas, зарегистрированная в Венгрии, занималась транспортировкой газа из Туркменистана через Россию в Украину. Его собственность была неясна, но Фирташ представлял его. В июле 2004 года новая компания «РосУкрЭнерго» стала посредником в газовых сделках между Россией и Украиной. Владельцы RUE сначала были неизвестны, но позже выяснилось, что почти вся компания принадлежала Фирташу и «Газпрому».

РУП дешево покупал газ и продавал его дороже в Украине и Европе. Эта договоренность гарантировала прибыль РУЭ и вызвала огромные споры среди украинцев, которые считали РУЭ ненужным посредником. В другой дипломатической телеграмме США от марта 2009 года RUE описывается как «дойная корова» и «серьезный источник… политического покровительства». В сообщении на веб-сайте RUE говорится, что в 2007 году она продала газа почти на 10 миллиардов долларов и получила чистую прибыль в размере 795 миллионов долларов.

После того, как Юлия Тимошенко, в прошлом газовый трейдер, стала премьер-министром Украины в 2008 году, она отреагировала на общественный гнев по поводу торговли газом и приняла меры, чтобы вывести Фирташа и РУЭ из бизнеса. В 2009 году она заключила собственную газовую сделку с Путиным..

К тому времени Фирташ был богат. На президентских выборах в стране в 2010 году Фирташ, по его собственному признанию, помогал пророссийски настроенному Януковичу. В дипломатической телеграмме США Фирташ описывается как «крупный финансовый покровитель» Януковича.

«Фирташ по-разному поддерживал Януковича», — сказал в интервью Вадим Карасев, помощник Виктора Ющенко, президента Украины с 2005 по 2010 год. Карасев сказал, что магнат использовал свое влияние в СМИ для продвижения Януковича. В апреле 2010 года, после выборов, Карасев сказал Kiev Post: «Без Дмитрия Фирташа не было бы победы (Януковича)».

При президенте Януковиче Тимошенко ушла с поста премьер-министра. На влиятельные посты в новой администрации были назначены деловые партнеры Фирташа. У него были союзники в коридорах власти и амбициозные планы по расширению своей бизнес-империи и возвращению в торговлю газом. Его друзья в России были рады помочь ему.

ЗАЙМЫ

Спрятанная в Никосии, Кипр, пачка потрепанных бумаг, обернутая веревкой, с записями российских кредитных соглашений, заключенных с компаниями Фирташа. В документах, с которыми ознакомилось агентство Reuters, подробно описан ряд сделок по финансированию на миллиарды долларов.

Сделки были организованы российским кредитором Газпромбанком. Несмотря на свое название, банк не контролируется «Газпромом», которому принадлежит лишь миноритарный пакет акций. Это отдельный бизнес, курируемый людьми, связанными с Путиным. Среди них Юрий Ковальчук, банкир, который до марта 2014 года контролировал инвестиционную фирму, управляющую контрольным пакетом акций Газпромбанка.

В заявлении Газпромбанка говорится: «Мы не получаем никаких указаний из Кремля… Стратегия банка разрабатывается его правлением и утверждается советом директоров. Никакое другое влияние невозможно».

На вопрос, принимал ли Путин какое-либо участие в выдаче кредитов компаниям Фирташа, пресс-секретарь Кремля Песков ответил: «Путин как президент не имеет к этому никакого отношения».

Газпромбанк начал кредитовать компании Фирташа вскоре после того, как Янукович пришел к власти в Украине в феврале 2010 года.

В июне того же года Фирташ учредил на Кипре компанию Ostchem Investments. Через месяц Газпромбанк зарегистрировал компании кредитную линию на $815 млн, согласно кипрским документам. В сентябре Ostchem Investments купила 90 процентов акций завода по производству удобрений «Стирол» в Украине. Это была идеальная синергия: Фирташ знал газовый бизнес, а природный газ является основным сырьем для производства удобрений.

Далее последовали займы и сделки с компаниями Фирташа.

Агентство Reuters обнаружило, что к марту 2011 года Газпромбанк зарегистрировал кредитные линии на сумму до 11,15 млрд долларов для компаний Фирташа. По словам кипрских юристов, компании, возможно, не занимали всю эту сумму, но документы указывают на то, что кредиты до этой суммы были доступны.

Только за семь месяцев 2011 года Фирташ приобрел контроль еще над двумя заводами по производству удобрений в Украине, Северодонецкий Азот и Ровенский Азот. Он также купил морской порт Ника Тера, через который отгружаются удобрения и другие сыпучие грузы. Он приобрел кредитор под названием Nadra Bank и инвестировал в промышленность по переработке титана.

Его расширение было таким, что Фирташ стал пятым по величине производителем удобрений в Европе. Он хвастался, что крупный работодатель приносит не только потенциальную прибыль, но и политическое влияние. «У нас есть отношения с депутатами, — сказал Фирташ Die Presse в мае в Австрии. «Мы крупные работодатели в тех регионах, которые они представляют. На наших заводах живут целые города. Кандидаты на выборах ищут нашей поддержки».

Когда в 2011 году Фирташа спросили, откуда взялись деньги для оплаты его приобретений, он ответил скромно. На пресс-конференции, созванной для объявления о покупке Севердонецкого завода, он отказался назвать своих основных кредиторов. «Это секрет», — сказал он украинским журналистам.

Но менеджер Газпромбанка сообщил Рейтер, что российский банк возглавил консорциум кредиторов, которые в 2011 году согласились предоставить Фирташу кредит в размере около 7 миллиардов долларов. Чиновник сказал, что сам Газпромбанк одолжил Фирташу 2,2 миллиарда долларов, и что Фирташ все еще должен банку 2,08 миллиарда долларов. Чиновник отказался назвать других кредиторов в консорциуме.

Кредит в размере 2,2 миллиарда долларов был серьезным обязательством для Газпромбанка: он составлял почти четверть всего капитала банка, максимальный размер кредита, разрешенный российскими банковскими правилами для любого отдельного клиента или группы. Согласно нормативным документам, кредитная линия сделала Фирташа крупнейшим заемщиком Газпромбанка.

Рейтер не смог точно установить, сколько всего консорциум Газпромбанка одолжил компаниям Фирташа.

В заявлении Газпромбанка говорится, что «совокупная сумма кредитов, выданных Ostchem Group», была «в несколько раз ниже» 11 миллиардов долларов. «При этом все требования к капиталу и ограничения Центрального банка России в отношении выдаваемых кредитов всегда соблюдались Газпромбанком, в том числе по кредитам группе Ostchem», — говорится в сообщении.

Банк отказался сообщить какие-либо подробности, заявив, что это необходимо для защиты конфиденциальности клиента. Центральный банк не дал комментариев.

ГАЗОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Теперь у Фирташа были деньги, политические связи и бизнес, зависящий от больших запасов газа. Далее ему нужно было топливо.

В январе 2011 года Фирташ подписал неопубликованное соглашение, известное агентству Reuters, с «Газпромом» о покупке газа через компанию под названием Ostchem Holding на Кипре, где он является единственным зарегистрированным директором.

Позднее газовая сделка была расширена за счет продажи компании Ostchem Gas Trading AG в Швейцарии. С ним также согласилась Нафтогаз, государственная газовая компания Украины, где Янукович назначил новое высшее руководство. Фирташу нужно было согласие «Нафтогаза», потому что он контролировал трубопроводы, по которым доставлялся газ, и до этого момента имел эксклюзивную сделку по импорту газа у «Газпрома».

Решение «Нафтогаза» согласиться на сделку было странным. Это означало не только то, что Нафтогаз откажется от своей монополии на импорт российского газа, но и то, что сделка может нанести ущерб государственной компании. «Нафтогаз» ранее договорился с «Газпромом» об оплате определенного количества газа независимо от того, сможет ли он продавать его в Украине или нет. Сделка Фирташа может привести к тому, что украинская государственная компания будет покупать газ, который ей будет трудно продать.

Возвращение Фирташа к импорту газа стало достоянием общественности после победы Януковича на выборах. Но цена, которую он заплатил Москве, и сколько дешевого газа он купил, осталось неясным. Представитель Ostchem сообщил Reuters, что цена является «конфиденциальной информацией».

Документы российской таможни, с которыми ознакомился Рейтер, показывают, что в 2012 году Москва продавала газ Фирташу по 230 долларов за 1000 кубометров (условная единица, используемая при продаже газа). В 2013 году средняя стоимость составляла 267 долларов за единицу. Эти цены были как минимум на треть меньше, чем те, которые платит Нафтогаз Украины.

Украинские таможенные документы и корпоративные документы показывают, что компании Фирташа Ostchem на Кипре и в Швейцарии перепродавали газ его химическим заводам в Украине по 430 долларов за единицу. Цены и объемы позволяют предположить, что две офшорные компании Ostchem за два года получили операционную прибыль в размере примерно 3,7 миллиарда долларов.

Нынешнее руководство «Нафтогаза» крайне критически относится к тому, как «Газпром» отдает предпочтение компаниям Фирташа. Алена Осмоловская, руководитель отдела по связям с прессой, заявила: «Эти специальные сделки для Ostchem не отвечали интересам Украины».

Однако настоящим проигравшим в этой сделке оказался Газпром. По словам Эмили, договоренность, которую Путин назвал во время пресс-конференции достигнутой при «вкладе российского руководства», означала, что Россия продавала свой газ Фирташу как минимум на 100 долларов за единицу дешевле, чем в Западной Европе. Стромквист, глава отдела российского энергетического анализа в Eurasia Group, исследовательской фирме по политическим рискам.

Кроме того, вся прибыль от последующей перепродажи газа была получена в офшорах компаниями, не приносящими пользу российскому налогоплательщику. Эта прибыль в 2012 и 2013 годах означала бы дополнительные 2 миллиарда долларов для «Газпрома», конечными владельцами которого являются российские граждане.

«Газпром» отказался комментировать свои продажи компаниям Фирташа.

Пресс-секретарь Путина Песков заявил, что Нафтогаз согласился на получение Фирташем газа по низким ценам, потому что сделка была направлена ​​на помощь нефтехимической отрасли Украины. На вопрос, почему газ был продан компаниям на Кипре и в Швейцарии, Песков сказал: «Путину не нужно одобрять это действие. Эти операции технические и были произведены «Газпромом» по схемам, которые всегда используются его украинскими партнерами».

Ни одна из двух компаний Фирташа, купивших газ в России, не публикует отчеты. Фирташ отказался комментировать фирмы или их результаты.

НЕПРОСТОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Новое правительство Украины утверждает, что Янукович позволил процветать коррупции и украл миллионы долларов. В более долгосрочной перспективе новое правительство заявляет, что хочет наладить более тесные связи с Европейским союзом и уменьшить свою зависимость от российского газа.

В июне Москва прекратила поставки газа в Киев, заявив, что украинская государственная компания «Нафтогаз» задолжала ей миллиарды долларов. В конце прошлого месяца две страны заключили сделку, позволяющую возобновить поставки, но соглашение действует только до марта. Фирташ сохраняет большие запасы газа, но не импортирует новые поставки с момента свержения Януковича.

Фирташ остается в Австрии в ожидании результатов слушаний по экстрадиции. Согласно обвинительному заключению США, обнародованному в апреле, он подозревается в схеме подкупа индийских правительственных чиновников для закупки титана. Два представителя правительства США заявили, что американское расследование в отношении Фирташа продолжается; они отказались сообщить подробности.

Украинский олигарх заявил, что обвинения «безосновательны», и обвинил Вашингтон в действиях по «чисто политическим мотивам». Он нанял звездную команду адвокатов. В нее входит Лэнни Дэвис, который помог президенту Биллу Клинтону пережить серию скандалов в Белом доме в 1919 году.90-е.

В трудные времена Фирташа не бросили русские. После своего ареста он получил еще один кредит, чтобы внести залог: 155 миллионов долларов от Василия Анисимова, миллиардера, который возглавляет Российскую федерацию дзюдо, руководящий орган любимого Путиным вида спорта в России.