Skip to content

Авто ру самара авто с пробегом частные объявления в самарской области: Блокировка по IP-адресу

Международный аэропорт Самара Курумоч Путеводитель

Международный аэропорт Самара Курумоч обслуживает Поволжский регион России к юго-востоку от Москвы, недалеко от границы с Казахстаном. Наш путеводитель по международному аэропорту Самара Курумоч содержит подробную информацию о том, как добраться до аэропорта, варианты размещения поблизости, а также подробную информацию об услугах и удобствах в терминалах.

Новости аэропорта:

В преддверии чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в аэропорту проводятся работы по модернизации и расширению. В рамках этого процесса в конце 2014 года был открыт новый терминал9.0003

Информация:

На первом этаже, в общественной зоне, находится информационный офис.

Веб-сайт:

http://www.airport.samara.ru

Схема проезда:

Аэропорт обозначен указателями из центра города. Из центра Самары выезжайте на трассу М32 (Московское шоссе) в северном направлении, следуя по ней до поворота Р178, который ведет прямо к терминальному комплексу.

Информация об аэропорте

Общественный транспорт

Общественный транспорт:

Автобус: Общественный автобус № 78 (тел: +7 846 260 2018; www.tosamara.ru) регулярно курсирует в течение дня из аэропорта в Барбошину Поляну в центре города (время в пути: 90 минут; стоимость проезда: 40 руб.).

Такси: Такси доступны за пределами зоны прибытия. Стоимость 45-минутной поездки в центр города колеблется в пределах 1000-1500 рублей.

Терминальные услуги

Деньги:

Банкоматы расположены на первом этаже обоих терминалов.

Питание:

Варианты питания в аэропорту ограничены. Тем не менее, есть несколько кафе, предлагающих напитки и закуски, как в общественных зонах, так и в зонах отправления.

Покупки:

Магазины беспошлинной торговли доступны в залах вылета международных рейсов, а также другие магазины, предлагающие сувениры, канцелярские товары и небольшой ассортимент электронных товаров.

Багаж:

Тележки предоставляются, но камеры хранения нет.

Прочее:

Другие услуги в международном аэропорту Самара Курумоч включают комнаты для переодевания и пункт первой помощи, оборудованный для оказания неотложной медицинской помощи (тел.: +7 84 69).66 5575).

Помещения аэропорта

Конференц- и бизнес-услуги:

В аэропорту нет конференц-залов, однако есть зал ожидания VIP/бизнес-класса для вылетающих пассажиров. Чтобы добраться до переговорных и конференц-залов, пассажиры должны будут доехать за две минуты до расположенного поблизости Авиаотеля (тел.: +7 927 687 9276; www.aviaotel.ru).

Средства связи:

Платный Wi-Fi доступен во всех терминалах, но также возможно получить ограниченное бесплатное обслуживание в VIP-зале.

Удобства для инвалидов:

Аэропорт полностью оборудован для пассажиров с ограниченными возможностями, в нем есть лифты и туалеты для инвалидов. Специальная парковка для инвалидов находится прямо напротив входа в терминал. Пассажирам, которым может потребоваться дополнительная помощь, рекомендуется связаться со своей авиакомпанией перед поездкой.

Автомобильная стоянка:

Парковка для длительного и краткосрочного пребывания доступна сразу за терминалом.

Прокат автомобилей:

Компании по аренде автомобилей, представленные в аэропорту, включают Avis, Europcar и Hertz, все из которых имеют стойки, расположенные в зале прибытия.

«Взрывы их успокаивают» Чему российские солдаты учат детей после возвращения с войны в Украине — Meduza

Михаил Сергеевич / SOPA Images / LightRocket / Getty Images Перевод Эмили ШоуРусс .

В последние месяцы солдаты, вернувшиеся с войны против Украины, стали массово посещать русские школы. Они проводят «Уроки мужества», рассказывают школьникам об «украинских фашистах», показывают видео с фронта, примеряют военную форму. У российских властей нет возражений; напротив, они разработали собственные планы использования военнослужащих для «патриотического воспитания», в том числе специальную инициативу «Твой герой», в рамках которой демобилизованных учат работать с детьми. Независимая газета Verstka недавно рассказала, как мужчин без педагогического образования превращают в школьных наставников, и какую угрозу это представляет для самих учеников. «Медуза» на английском языке публикует перевод истории.

«Хочу забыть»

В феврале Росмолодежь объявила о программе реинтеграции «Твой герой» для военнослужащих, вернувшихся из «зоны особой военной операции». Военнослужащие, участвующие в программе, проходят курсы переподготовки для «интеграции в систему патриотического воспитания молодежи», в которую входят школы, вузы, молодежные центры и военно-патриотические клубы

четырехдневный обучающий семинар.По словам организаторов, в мероприятии приняли участие около 130 демобилизованных военнослужащих из нескольких регионов России, где они получили «бесплатную психологическую помощь» и «базовые знания педагогики и психологии для работы с молодежью». После этого, по замыслу программы, бывшие военнослужащие должны отправиться в свои регионы, поступить в местные вузы и там пройти обучение на наставников молодежи9. 0003

По словам участников проекта, которые общались с журналистами из Верстки, подавляющее большинство демобилизованных участников были из так называемых Донецкой и Луганской «народных республик» (или «ДНР» и «ЛНР») на оккупированной Украине. Они утверждали, что в Пятигорск приехало «около 15 человек» из регионов России. По словам участников, психологическая помощь проходила в форме одногрупповой встречи с психологом.

19-летний Андрей из Макеевки решил участвовать в проекте «Твой герой», потому что ему «интересно было посмотреть, о чем там будут говорить».

Когда началась война, Андрей учился на первом курсе института. Всех мужчин школы, включая учеников, призвали в «Народное ополчение ДНР». Андрей не хотел идти на войну, но в какой-то момент понял, что «постоянно сидеть дома и прятаться» не получится — «в городе была суматоха, и постоянно черпали людей».

«Один мой одноклассник ушел на фронт и сказал мне, что разгружает боеприпасы, — вспоминал Андрей. «Мы с друзьями думали, что раз уж мы студенты, то нас на фронт не отправят, поэтому решили поехать. Грубо говоря, мы пошли добровольно, но с пониманием того, что альтернативы нет».

В военкомате Андрея и троих его друзей «быстро оформили и увезли». Первокурсникам, даже не прошедшим срочную военную службу, давали две недели ускоренного обучения, на которых их инструкторы «давали им немного пострелять». Андрей рассказал, что до мобилизации у него не было интереса к оружию, а во время обучения он даже не успел научиться пользоваться винтовкой. Тем не менее, его назначили снайпером и отправили в Мариуполь — «сверхближе к фронту».

Поначалу, вспоминал Андрей, было очень тяжело. Опытных войск вокруг почти не было, и даже командиры взводов, отделений и рот не знали, что делают. «В лучшем случае они прошли обязательную службу или получили звание в военной академии». Во время первого боя курсанты «выстрелили, поняли, что ничего не выйдет, и отступили. После этого вся рота отказалась от боя», — рассказал Андрей. «Нам сказали, что завтра мы пойдем в то же место, но мы сказали, что не пойдем. Нам угрожали и запугивали, но потом взяли несколько человек из роты, в том числе и меня, и отправили разгружать боеприпасы за два-три километра назад от фронта».

Следующие месяцы Андрей вспоминал как «относительно мирное время». Ближе к лету первокурсников перевели в другое место и предложили на выбор присоединиться к артиллерии, танкам или пехоте. Андрей выбрал артиллерию. Там он был сначала снайпером, затем, «чисто на бумаге», гренадером и офицерским водителем, а после этого старшим артиллеристом.

В ноябре 2022 года, когда президент России Владимир Путин поручил главам «ДНР» и «ЛНР» демобилизовать студентов, девятимесячная служба Андрея закончилась. «Конечно, я праздновал. Кто не был бы счастлив?» он вспомнил.

Андрей сказал, что война изменила его ценности: «В первую очередь изменилось отношение к деньгам. Это была моя первая работа, и я хотел бы сохранить тот же уровень оплаты». Средней зарплаты в 30 000–40 000 рублей (примерно $370–490) в «ДНР» сейчас Андрею мало, а за большими деньгами ему нужно ехать «в большую Россию» — в Москву или Санкт-Петербург, — а он еще не готов к этому.

Вернувшись в институт, Андрей узнал, что курсантам, принимавшим участие в боевых действиях, предлагается поехать в Пятигорск на проект «Твой герой». Андрей думал, что сможет стать профессиональным наставником и зарабатывать таким образом деньги. Однако в Пятигорске его впечатлила не программа проекта, а условия проживания. «Машук — супер новый центр — есть пандусы для людей с ограниченными возможностями, и все отлично», — сказал Андрей. «Но лучшая часть — столовая. У нас было так много шуток о кафетерии — даже о том, что мы переехали и стали там жить».

Андрей только слушал спикеров на семинаре — сам никаких проектов не придумывал. Однажды у них состоялся телемост с министром по делам молодежи «ДНР» и заместителем министра по делам молодежи «ЛНР». Чиновники говорили, по словам Андрея, что о бывших военнослужащих скоро могут забыть, и что, чтобы этого не допустить, их нужно «срочно куда-то расставить» — например, учителями военной подготовки в школах.

Андрей признался, что до поездки на Машук думал об участии в патриотических проектах. Ему даже понравилась идея участника семинара организовать страйкбольный клуб для взрослых и детей. Но, спустя месяц, он вдруг понял, что больше не хочет погружаться в военную культуру. «Я служил, я выстрадал и выбросил это из головы. Я хочу забыть это, — сказал Андрей. Сейчас он планирует закончить учебу в институте и работать в сфере телекоммуникаций, по специальности.

«Они как дети, а ты уже не ребенок»

Однако для других бывших студентов война и последующее участие в проекте «Твой герой» уже стали платформой для карьерного роста . Так было с Анатолием Юшко, 20-летним студентом экономического факультета Донецкого национального университета.

Анатолий ушел добровольцем на фронт, на войне отпраздновал свое 19-летие. По его словам, сначала он был «простым бойцом». Потом его сделали снайпером. «Раньше я был помощником начальника центрального штаба Национального движения юнармейцев (Юнармия), поэтому знал, как работает автомат и как он стреляет, и мне было легче. Многие люди впервые в жизни держали в руках оружие», — сказал Анатолий.

Через полгода 19-летний Анатолий занял должность заместителя начальника штаба полка, после того как привлек внимание начальства тем, что вызвался помочь руководству с документами. «По армейской организационной структуре эту должность должен был занимать майор, но выбрали меня, рядового», — сказал он. Анатолий утверждал, что непосредственно участвовал в боевых действиях только в начале службы, когда был рядовым. «Жестоких столкновений не было — были стычки, но все равно было нехорошо», — сказал он. На вопрос, использовал ли он когда-нибудь оружие для убийства во время этих стычек, Анатолий отказался отвечать, заявив, что это «неуместный вопрос».

По словам Анатолия, после демобилизации в конце 2022 года он начал собирать и доставлять на фронт гуманитарную помощь. В марте посетил проект «Твой герой» в Пятигорске в качестве координатора группы студентов. Там, по его словам, его заметили официальные лица и журналисты. Теперь его постоянно приглашают давать интервью и просят выступить перед молодежью.

Анатолий видит себя наставником и хочет рассказать юношам и девушкам «о героях, добровольно ушедших на фронт защищать Родину», , но он признает, что студенты не могут понять его опыт.

«После мобилизации ездил в командировки в Екатеринбург, общался там со студентами, а они меня совсем не понимали. Между нами пропасть», — сказал сейчас 20-летний Анатолий. «Кажется, они сочувствуют вам, но не понимают вас полностью, потому что никогда не испытывали этого. Как будто они дети, а ты уже не ребенок. Хорошо это или плохо, я не знаю».

Анатолий, однако, не собирается заниматься преподавательской деятельностью — скорее, он видит свое будущее в политике. Он хочет работу, которая будет приносить ему столько же денег, сколько он зарабатывал на фронте: «Тяжело вернуться домой и получать стипендию в 2000 рублей (около 25 долларов) после этих зарплат».

Анатолий надеется, что молодому поколению не придется пройти через то же, что и он, но убежден, что войны будут всегда, потому что «история циклична и повторяется». Он считает себя сторонником мира и считает, что только те, кто извлекает выгоду из войны, могут хотеть ее. «Все мирные жители хотят мира», — сказал он. «Но русский мир», тут же добавил он.

«Детям показывают войну, а они смеются»

Журналисты «Верстки» узнали, что российским ветеранам войны с Украиной не обязательно участвовать в сборах или проекте «Твой герой», чтобы встретиться с дети и подростки. Они регулярно ходят в школы и проводят так называемые «Уроки мужества». Доброволец Эмиль Ваеровский из Сыктывкара служил военным медиком и принимал участие в боях на Харьковщине. После ранения вернулся в родной город и с тех пор провел десятки встреч для школьников по всей Республике Коми.

«Экскурсия» сельской школы Ваеровского была организована местным отделением Российского союза сельской молодежи. В объявлении, рекламирующем мероприятия, говорилось: «Эмиль еще восстанавливается после серьезной травмы, но уже полностью занимается патриотическим воспитанием подрастающего поколения. В современном мире фейковой информации это особенно важно, так как молодежь должна получать достоверную информацию о том, что происходит на передовой, и иметь возможность общаться с людьми, которые своими глазами видели боевые действия и принимали в них участие. в них.»

14-летний Дмитрий М. познакомился с бывшим медиком утром 8 апреля в своей сельской школе в Визинге, когда вместо урока алгебры ученики слушали лекцию Ваеровского. Дмитрий предоставил Верстке запись выступления Ваеровского перед классом. В записи Вайеровский напомнил студентам о том, как Советский Союз боролся с нацизмом, и с полной уверенностью заявил, что Запад, который «был бессилен справиться с Россией», решил возродить нацизм в новейшее время. Он утверждал, что когда «нацисты пришли к власти в Украине в 2014 году, они начали терроризировать Донбасс».

«Россия не стремилась к господству, — сказал Вайеровский. «У нас, русских, красивая культура, красивые обычаи, мы очень добрые люди. Да, мы можем стать свирепыми; когда дело касается нашей родины, русский человек не может чувствовать себя спокойно, если он в опасности».

Ваеровский рассказал и о том, каково было на передовой — как приходилось сидеть по пояс в воде, как не хватало снаряжения и припасов, и как восточноевропейская овчарка по кличке Сармат помогала ему и его соратникам . «Все мы знаем, что у собак очень хороший слух. Они быстрее слышат минометные снаряды, летящие по воздуху, они быстрее слышат солдат, крадущихся в ночи, так что собаку не бить — она покажет, где враг, — с нежностью в голосе сказал Вайеровский.

Сармат не вернулся с войны — его подорвало СВУ с растяжкой. Но его владелец, Андрей Мухин, уже обзавелся новым щенком, чтобы выдрессировать его и вернуться в зону боевых действий. Они с Ваеровским брали щенка Черкеса на какие-то встречи. Детям, конечно же, очень понравился пёс, и они очень хотели с ним сфотографироваться.

Вайеровский пришел на встречу в школу в Визинге один, но несколько вещей с фронта привез с собой. Однокурсники Дмитрия с удовольствием примерили защитные очки, камуфляж и тактические перчатки перед тем, как сфотографироваться с Вайеровским. Дмитрий отказался участвовать в групповом фото, старался не смотреть на военную амуницию и говорил, что вообще во время встречи чувствовал себя не очень хорошо.

Подпишитесь на The Beet

Заниженные истории. Свежие взгляды. Из Будапешта в Бишкек.

Подписаться

«Я пытался закрыться, не показывать эмоции, потому что мне было некомфортно», — вспоминал подросток. «Он показал нам видео с фронта — ночной бой, где ничего не видно, только слышны взрывы. Солдаты там шутили, а мои одноклассники над этим смеялись. Нехорошо, когда детям показывают войну, а они смеются.

Шокирующих историй о смерти бывший военный не рассказывал, рассказал Дмитрий. Наоборот, Вайеровский сказал, что «все были настроены вполне положительно». О цели этой встречи Дмитрий мог только догадываться: «Я не знаю, чего он от нас хотел. Он сказал, что те, кто покинул страну, были трусами. Может быть, он хотел убедить нас, что война — это правильно».

Вайеровский, со своей стороны, уверен, что эти встречи нужны детям и что подробности фронтовой жизни их ничуть не пугают и не огорчают. «Когда они слышат взрывы и узнают подробности, и понимают, что наши люди, несмотря на это, продолжают нас защищать, это их успокаивает», — сказал Верстке Вайеровский. «Главная цель этих встреч — взращивание мужества на примере наших мужчин, на их взгляде на ситуацию из окопа, а не на новостях. Любви к Родине надо учить личным примером. Мы живем на своей родине, и она называется Россия. Его стоит любить — [и] за него стоит бороться, если необходимо».

Эмилю Ваеровскому 38 лет, сообщается на его странице ВКонтакте. Он записался добровольцем в июле 2022 года. В то время он учился в медицинском институте и, по его словам, не мог оставаться дома, зная, что на передовой не хватает врачей и парамедиков. Осенью 2022 года он был ранен, когда в машину, в которой он ехал, попал танковый снаряд. В ноябре Вайеровский вернулся домой.

На вопрос, зачем он ходит в школы, Вайеровский ответил, что делает это не для галочки, а из искреннего убеждения, что это нужно детям. «Этот конфликт как раз и является результатом наплевательского отношения к обмену информацией с подрастающим поколением», — объяснил он свои мотивы. «Бессмысленно идти войной против того, кто помнит историю и чье оружие всегда наготове. Может быть, оружие и не понадобится. Если хочешь мира, готовься к войне.»

Вайеровский надеется, что детям не придется идти на войну, но считает, что боевая подготовка пойдет им на пользу, и что учителей ею лучше не обременять. Но становиться инструктором Вайеровский не хочет — он планирует вернуться на передовую и уже закупил почти все необходимое оборудование. «Единственное, чего осталось ждать, — это броня. Остальное зависит от наших врачей — если они смогут заставить мою руку работать, я пойду. Если не смогут — буду искать место, где берут людей по убеждениям, а не по здоровью», — сказал волонтер.

Вайеровский тоже любит литературу. Он пишет стихи и прозу и публикует их во ВКонтакте и на других платформах. Его стихотворение «Добровольцы», например, заканчивается так:

И мы идем в финальную битву

Не заказывали на эту миссию.

Волонтерский дух силен,

Мы уничтожим заразу!

«Наших детей вербуют западные СМИ»

К апрелю 2023 года в социальной сети ВКонтакте уже были сотни историй о встречах вернувшихся контрактников, добровольцев и мобилизованных с детьми и подростками в школах , училища, университеты и патриотические клубы в Иваново, Самаре, Подольске, Смоленске, Новгородской области, Мариинске, Воронеже, Кубанской области и других местах. Отменяются занятия на «Уроки мужества» и торжественные концерты для участников войны, проводимые в актовых залах учебных заведений. Дети читают стихи, поют песни и готовят подарки для солдат, а мужчины в камуфляжной форме рассказывают им о военной жизни и целях «спецоперации».

В селе Дубёнки Республики Мордовия военнослужащий Сергей Чаткин сказал школьникам, что «фашизм должен быть остановлен», потому что «иначе завтра эти люди со свастикой начнут бомбить и грабить наши села и города». Чаткин также просил студентов писать письма на фронт. Эти письма, по его словам, укрепляют веру солдат в то, что они «поступают правильно» — ведь «русские никогда не были оккупантами».

В Ханты-Мансийском автономном округе Дмитрий Орлов, член казачьей общины «Романовский хутор», рассказал школьникам, что война убедила его, что украинцы коренным образом изменились. «Там я понял, что мы воюем с фашистами», — сказал он. Орлов тоже твердил детям, что украинцы воюют «за доллары», а русские воюют «за правду».

После ранения Руслан Хамутаев, военнослужащий 9-го8-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, прибыла в Ивановскую область на лечение. Во время отпуска по болезни он принял участие в нескольких мероприятиях по работе с молодежью. Он сказал журналистам, что разговаривает со школьниками, чтобы они «узнали правду» о войне, и что он убежден, что «большинство людей, в том числе и наши дети, вербуются западными СМИ». Последние восемь лет служит в армии. Его регулярно приглашают в разные города Ивановской области для чтения школьникам лекций по информационной безопасности. На уроках он объясняет подросткам, «как распознавать фейки и ложную информацию в западных СМИ».

Встречи со школьниками не всегда проходят гладко. В то время как некоторые военнослужащие, такие как Эмиль Ваеровский из Коми, вполне уверенно говорят перед детьми, другим явно трудно справляться со своими эмоциями. Анатолий Шамсутдинов из Башкортостана, например, был приглашен на встречу с учащимися Калтасинской школы №1, своей alma mater. Шамсутдинов был мобилизован в сентябре 2022 года и после ранения вернулся домой. Видео о встрече школа разместила в своей группе ВКонтакте.

В актовом зале собрались ученики начальной, средней и старшей школы. На видео подростки ухмыляются и переглядываются на подсказку модератора: «Попробуем ответить на вопрос: кто герой?» Однако мальчик лет девяти искренне отвечает: «Герои — это те, кто борется за свою жизнь и за нашу».

Анатолий Шамсутдинов с нервным и суетливым видом рассказывает, что «солдаты радовались всему, что приходило [на фронт] в посылках», потому что не хватало одежды, средств гигиены, еды, приходилось спать на земля.

«Я не военный — в армии даже не служил. Я закончил военную кафедру в университете. Офицеров не хватало, поэтому меня призвали. Вопрос был не в том, ехать или нет, а в том, как объяснить старшей дочери, куда [я еду]… — дрожащим голосом сказал Шамсутдинов. «Было трудно объяснить, куда я еду и как долго».

На протяжении всей встречи учителя поощряли детей, особенно старших мальчиков, задавать вопросы Шамсутдинову, «потому что им это должно быть особенно интересно». Старшие ученики не очень охотно расспрашивали о войне, но ученики младших классов задавали много вопросов. Когда задавали более наивные вопросы, учителя говорили: «Конечно, а вы как думали? Это война — там гибнут люди».

«Гробовая тишина»

Сергей Голицын, 48-летний военнослужащий из Чувашии, отправился в Украину добровольцем в марте прошлого года. Он прослужил несколько месяцев в чеченской части, а когда вернулся, купил снаряжение и макеты оружия и начал ходить в школы с докладами.

Сначала Голицын предложил провести так называемый «Урок мужества» для старшеклассников. Потом, по его словам, администраторы из других школ тоже стали просить его прийти к ним.

Голицын сказал Верстке, что его не устраивает формальный подход школ к патриотическому воспитанию, поэтому он решил взять дело в свои руки. «Сначала им показывают фильм, потом слушают песню, и на этом все заканчивается», — посетовал он. «Чтобы погрузиться в реальность, получить представление о том, что там происходит, нужны встречи с участниками спецопераций».

Во время «Уроков мужества» Голицын надевает на подростков военную форму и маскировочные сети и дает им прицелиться из охотничьего ружья. На фото с урока перед камерой позируют девочки в касках и мальчик с автоматом. Голицын сказал, что это ученики начальных классов. На перемене они забежали в актовый зал, где проходил «Урок мужества», и захотели сами примерить технику.

Голицын считает, что его лекции меняют мировоззрение студентов. По его словам, он «доказывает» им, что украинцы — фашисты, ненавидящие русских. Например, по его словам, он рассказывает подросткам, что ВСУ расстреливают солдат, если они отказываются воевать против своих «славянских братьев», а потом закапывают их в свинарнике.

«Школьники говорят мне после собраний, что им понравилось, и что раньше они по-другому понимали, что там происходит», — сказал Голицын. «Оказывается, они читали соцсети и думали, что нам эта «спецоперация» не нужна. Но [потом, говорят] я предоставил им факты и убедил их, что это совершенно необходимое решение».

Голицын сказал, что любит добиваться «полной гробовой тишины» в классе. Для этого он показывает школьникам интервью с однополчанином, которое он записал на свой телефон на фронте.

«На видео за час до атаки я спрашиваю своего однополчанина: «Скажи мне, для нас с тобой, что нами движет?», — сказал Голицын. «Он отвечает: «Конкретно о нас с вами я могу сказать, что мы здесь точно не из-за денег — мы волонтеры, идущие по зову сердца. Мы здесь за разрушенные города, за расстрелянных мирных людей и за Родину — чтобы к нам не пришла война». все можно измерить деньгами».

«Будущие защитники Родины»

Екатерина Судакова — психолог, много работает с подростками. Она сказала Верстке, что эти встречи с солдатами, которые только что вышли из окопов, сомнительны с точки зрения психологической безопасности детей.

«По крайней мере, это может вызвать у студентов сильное беспокойство. Даже если военнослужащий на этих встречах прямо не упоминает о каких-то страшных событиях, свидетелем которых он был, он все равно несет в себе сильный эмоциональный заряд», — отмечает психолог. «Неважно, взволнован ли он, например, «мы их уничтожили», или он не в себе; это по-прежнему создает огромный слой беспокойства».

Людям, прошедшим войну, в первую очередь нужна психологическая реабилитация, а пытаться реабилитировать их через встречи со школьниками — довольно странный подход, — пояснила Судакова.

«Человек на войне испытывает такие вещи, психологические последствия которых он может даже не осознавать. Говорить об этом прямо в принципе невозможно, но этот ужас ощущается на уровне невербального общения, на уровне пауз и растерянности», — пояснила психолог. «Дети наблюдают это, и весь контекст этих встреч устроен так, что он говорит им, что скоро им придется занять место этого человека . О чем, например, думает в этот момент мальчик? Какое будущее предлагает ему школа, куда он, собственно, и идет учиться?»

Подростки, с которыми работает сама Судакова, обычно скептически относятся к патриотическим инициативам. «Я давно наблюдаю высокий уровень цинизма среди подростков в отношении того, что им предлагает школа. Если это интенсивное патриотическое воспитание и разговоры о защите Родины продлится год-два, и мы не увидим серьезных изменений, вряд ли дети сильно воспримут эту риторику».

Если у детей длительное воздействие, другое дело. Во-первых, дети и подростки будут иметь более высокий уровень тревожности. Во-вторых, патриотически-милитаристская риторика научит их тому, что есть только одна правильная точка зрения, и против нее нельзя возражать, пояснила психолог.

«Такого рода события учат вас придерживаться официальной точки зрения, а не размышлять. Они наверняка прививают конформизм, учат не поднимать голову и молчать», — сказала Судакова. «Кроме того, усиление этой военной риторики скажется, например, на уровне насилия в школах . Боюсь, мы увидим это в долгосрочной перспективе».

Дети давно слышат припев «Вы будущие защитники Родины», но теперь они видят, что это уже не пустые слова. Спокойно это принять невозможно, сказала Судакова. «Всего год назад мысль о том, что за Родину надо умереть, была гипотетической.