Содержание
В Крым на машине2023 🏖 сколько ехать из Москвы, расстояние, дорога
⚡⚡⚡💳💳💳 Иностранные банковские карты для путешествий ✅❗
⚡⚡⚡Быстрая виртуальная карта💳 + пластик❗
➡✅без доверенностей и документов
➡✅работает по всему миру
➡✅легально за 2 дня
➡✅пластик доставим в любую точку мира
- Сколько ехать до Крыма: время в пути
- Как построить маршрут?
- Рассчитываем стоимость поездки
- Платные участки на дороге
- Еда и кафе
- Ночевки в пути
- Особенности крымских дорог
- Горные дороги
- Узкие серпантины к курортам
- Стоимость бензина и парковок на полуострове
- Что посмотреть в Крыму на машине?
- Юго-Восточное побережье
- Южный берег Крыма
- Западное побережье
- Плюсы и минусы поездки на своем авто
- Аренда авто в Крыму
- Отели и гостевые дома
- ТОП-5 очень важных советов в поездку
Сколько ехать до Крыма: время в пути
Путешествие в Крым на личном или арендованном автомобиле стало намного проще и доступнее с открытием моста через Креченский пролив.
Время в пути на примере крупных городов (до Керчи):
- из Краснодара – 3,5 ч. (260 км),
- из Ростова-на-Дону – 7 ч. (490 км),
- из Москвы – 19 ч. (1500 км),
- из Самары – 22,5 ч. (1800 км),
- из Казани – 25 ч. (2000 км),
- из Уфы – 28 ч. (2200 км),
- из Санкт-Петербурга – 25 ч. (2300 км),
- из Челябинска – 33 ч. (2600 км)
- из Екатеринбурга – 34 ч. (2700 км).
Яндекс КартыЯндекс Карты
Как построить маршрут?
Опытные путешественники рекомендуют перед поездкой:
- планировать маршрут с учётом того, сколько километров в сутки у водителя есть возможность находится за рулём без утомления;
- заранее запланировать остановки в пути, разбив маршрут на части.
Важно! Если путь до Крыма долгий, лучше всего заранее забронировать отель или гостевой дом, где можно остановиться с ночёвкой. Средняя стоимость размещения составляет 2500 ₽.
Рассчитываем стоимость поездки
Примерный расход бензина в одну сторону при средней стоимости 47 ₽ за литр:
- из Краснодара – 1200 ₽,
- из Ростова-на-Дону – 2350 ₽,
- из Москвы – 7500 ₽,
- из Самары – 8200 ₽,
- из Нижнего Новгорода – 8400 ₽,
- из Казани – 9400 ₽,
- из Уфы – 10500 ₽,
- из Санкт-Петербурга – 10800 ₽,
- из Челябинска – 12200 ₽.
Стоимость топлива в Крыму сравнительно дороже, чем на Кубани. Именно поэтому опытные автомобилисты советуют заливать полный бак непосредственно перед пересечением Керченского моста.
Платные участки на дороге
На федеральной автомобильной дороге М4 действует несколько платных участков. Стоимость проезда по платным участкам зависит от категории транспортного средства, времени суток и дня недели. Дешевле всего ехать в ночные часы (с 00:00 до 07:00) с транспондером.
- Примерная общая стоимость расходов при отправлении из Москвы – 1900-2400 ₽.
Еда и кафе
На трассах федерального значения сосредоточено множество заправочных станций, на которых можно приобрести горячие напитки, лёгкие закуски и др. В крупных населённых пунктах можно остановиться в популярных сетевых заведениях. Минимальная стоимость на человека – 200 ₽.
Ночевки в пути
Вдоль трассы М4 расположено много отелей, рассчитанных для туристов, которые перемещаются на личном авто и проводят в отелях не более суток. Стоимость размещения в номере составляет в среднем от 1000 до 3400 ₽ за сутки.
Туристы, отправляющиеся в Керчь из Москвы и Санкт-Петербурга, предпочитают останавливаться в Воронеже и Ростове-на-Дону. Путешественникам из Нижнего Новгорода удобнее делать остановки в Тамбове и Ростове-на-Дону, путешественникам из Екатеринбурга – в Уфе, Сызрани, Урюпинске и Ростове-на-Дону. Туристы из Казани могут остановиться в Борисоглебске и Ростове-на-Дону.
Особенности крымских дорог
- Прежде всего, нужно быть готовым к особенностям вождения южан. Местные водители зачастую не используют поворотники, отличаются непредсказуемостью и лихачеством.
- Состояние дорожного покрытия на полуострове может существенно отличаться. Так, туристы положительно отзываются о дорогах ЮБК (Ялта, Гурзуф, Алушта, Алупка и др.), новой трассе «Таврида», в то время как многие дороги характеризуются как «отвратительные».
- Дороги горного Крыма (береговая линия от Коктебеля до Севастополя) представляют собой многочисленные повороты, спуски и подъёмы. На таких участках не нужно спешить. Лучше продолжать двигаться с комфортной скоростью, держась правого края.
Горные дороги
Самой популярной горной дорогой является дорога Симферополь – Алушта – Ялта, пролегающая через Ангарский перевал (752 м над уровнем моря). Для неё характерны затяжные спуски и подъёмы, опасные «слепые» повороты.
⚡⚡⚡💳💳💳 Иностранные банковские карты для путешествий ✅❗
Узкие серпантины к курортам
Серпантины, где важно быть внимательными и осторожными:
- трасса Севастополь – Ялта,
- Алушта – Малореченское – Судак – Феодосия,
- Дорога, ведущая через Грушевский перевал в Судак,
- спуск к Новому Свету.
Стоимость бензина и парковок на полуострове
Заправок в Крыму достаточно. Они представлены во всех населённых пунктах и на основных автодорогах.
Стоимость Аи-92 на полуострове составляет от 50,9 ₽, Аи-95 – от 55 ₽, Премиум-95 – от 57,5 ₽, дизельного топлива – 55,9 ₽, газа – от 28,9 ₽.
Парковки в центре курортных городов и возле популярных достопримечательностей, как правило, платные. Стоимость услуги может варьироваться от 25-100 ₽ в час в зависимости от места.
В Керчи, Евпатории и Феодосии парковки преимущественно бесплатные. Стоимость платных составляет от 25 ₽ в час, в Алуште – от 45 ₽ в час, в Ялте – 50 ₽ в час.
Что посмотреть в Крыму на машине?
Юго-Восточное побережье
Юго-Восточный Крым отличается своеобразным ландшафтом, приятными климатическими условиями и богатой историей. Большой популярностью у туристов пользуются Феодосия, Коктебель, Старый Крым и Новый Свет.
Среди достопримечательностей рекомендуются к посещению Карадагский природный заповедник, мыс Хамелеон, гора Клементьева, известная как центр планерного спорта, тропа Голицына в Новом Свете, монастырь Сурб-Хач, принадлежащий Армянской апостольской церкви.
Южный берег Крыма
На Южный берег Крыма, протянувшийся от мыса Айя на юге до массива Карадаг на востоке, стремится попасть практически каждый гость полуострова. Именно на ЮБК расположены самые посещаемые курорты полуострова: Ялта, Судак, Алушта, Алупка и др.
Путешествующим на своём автомобиле удобнее всего проехать вдоль всего побережья от Феодосии до Ялты, знакомясь с многочисленными природными и культурными достопримечательностями.
Ключевые достопримечательности Южного берега:
- Визитная карточка полуострова – гора Ай-Петри,
- Гора Аю-Даг, известная как Медведь-гора,
- Легендарный замок Ласточкино гнездо,
- Изящные дворцы Крыма: Воронцовский, Ливадийский, Юсуповский, Массандровский,
- Крепости: Генуэзская, Алустон, Фуна,
- Долина привидений у живописного горного массива Демерджи,
- Никитский ботанический сад,
- Массандровский завод вин и мн. др.
Западное побережье
На Западном побережье расположены курортные посёлки Стерегущее, Оленевка, Окуневка, Поповка, Береговое, Песчаное, Кача, Любимовка, города Евпатория, Саки, Севастополь.
Знакомиться с достопримечательностями Западного побережья Крыма гораздо удобнее на автомобиле. За короткий срок путешественники могут посетить мыс Тарханкут, Херсонес Таврический, пещерный городок Чуфут-Кале, Ханский дворец, Малахов курган, музей «35 береговая батарея» в Севастополе, Музей подводных лодок и др.
Стоит обратить внимание также на небольшой район старого города в Евпатории, известный как Малый Иерусалим, комплекс Караимские кенасы.
Плюсы и минусы поездки на своем авто
- Самостоятельная поездка гарантирует свободу и комфорт передвижения, значительно экономит время и деньги. Расходы на топливо обходятся гораздо дешевле, чем билеты на семью из трёх или четырёх человек на самолет или поезд.
- Среди недостатков путешествия на машине туристы отмечают высокие цены на топливо, много лихачей на дорогах.
Аренда авто в Крыму
Аренда авто в Крыму на Localrent.com.
Для комфортного передвижения по Крыму не обязательно иметь собственный автомобиль. На полуострове туристы могут воспользоваться арендованным транспортным средством. Одним из крупных операторов каршеринга является компания «Чайка», представленная в Ялте, Севастополе, Симферополе, Алуште, Феодосии, Судаке, Керчи и других городах.
Автопарк компании представлен автомобилями различных марок и комплектаций, в том числе внедорожников и авто бизнес-класса. Стоимость суточной аренды – от 2500 до 5000 ₽. Поминутный тариф – от 9 до 18 ₽.
Важно! Крупные российские сервисы каршеринга («Яндекс.Драйв», «Делимобиль» и др.) в Крыму не представлены из-за санкций.
Стоимость суточной аренды транспортного средства может меняться в зависимости от сезона загруженности курортов. Минимальная стоимость услуги составляет 900 ₽ в день.
Отели и гостевые дома
Лучшие цены на любой тип недвижимости, начиная от кемпингов и заканчивая роскошными 5-звездочными отелями на Ostrovok.ru — отели, квартиры, дома и виллы.
ТОП-5 очень важных советов в поездку
- Главное правило в любой поездке – соблюдать скоростной режим.
- Перед длительной поездкой рекомендуется приобрести карты России или прописать и нарисовать маршрут на бумаге, даже если автомобиль оснащён навигатором.
- По отзывам опытных автомобилистов, не стоит избегать платных участков на трассе М4, поскольку их объезд грозит потерей времени и денег вместо предполагаемой экономии. Расходы на топливо могут увеличиться до 20%).
- Подбирать подходящие варианты для ночёвки рекомендуется заранее. В этом могут помочь специальные сайты-агрегаторы.
- Перед пересечением Крымского моста рекомендуется заправиться заранее. Не лишним будет и запас бензина в канистре.
Сколько ехать из Москвы в Крым?
Дорога займет минимум 22 часа, расстояние более 1700 км.
аренда авто, жилье, еда и города по пути
Этот текст написала читательница в Сообществе Т—Ж. Бережно отредактировано и оформлено по стандартам редакции.
Наташа Шаварина
ездила в Крым
С 1 по 15 июля 2020 года мы впятером ездили на машине из Самарской области в Крым — до Севастополя. Наш экипаж — это я, мой партнер, мои родители и племянник. Плюс пес-путешественник.
Самой большой проблемой в нашей поездке было убедить папу, что ему вообще нужно куда-то ехать. Папа — человек консервативный и последние 30 лет не выбирался дальше леса вокруг нашего городка и на рыбалку. Обработка папы велась с переменным успехом в течение всего карантина, пока мы не нащупали две чувствительные точки: Волгоград и Крымский мост.
В Волгограде папа был в девятом классе, и Родина-мать произвела на него неизгладимое впечатление своими масштабами и силой. Крымский мост его интересовал потому, что папа — большой патриот и много смотрел про мост по телевизору. Захотел оценить и вживую. Так был проложен маршрут из нашего города в Самарской области через Волгоград, Краснодар и Крымский мост в сторону Севастополя.
Крым и Севастополь: что нужно знать перед поездкой
Как мы планировали путешествие
Основной идеей путешествия была полная независимость от каких-либо географических точек. Мы хотели никуда не торопиться, ехать в комфортном темпе, а ночевать тогда и там, где захочется.
Где в России у туристов до сих пор требуют тесты на коронавирус
Коронавирусная обстановка не располагала ни к каким путешествиям, особенно к которым мы привыкли — на самолете или хотя бы поезде. Мы решили избегать скоплений народа и поэтому выбрали самый изолированный от людей вариант — машину. Запаслись двойным набором масок, взяли литровую бутылку спирта для дезинфекции и постарались подгадать дату выезда на 1 июля, надеясь, что к этому моменту карантинные меры начнут понемногу ослаблять.
Нам повезло: именно с 1 июля сняли ограничения на передвижения между регионами, и за две недели путешествия нас ни разу не остановили, не спросили пропуск, и в целом никаких специфических проблем, связанных с пандемией, у нас не было.
Аренда машины
Родительская Нива в принципе вполне подходила для поездки впятером. Но мы решили, что стоит арендовать минивэн, так как мама с папой уже не молоды, у них часто болят суставы, и хотелось, чтобы во время поездки у них была возможность более-менее комфортно вытянуть ноги. Кроме того, с нами поехал мой пес, и у него тоже должно было быть достаточно места в ногах. Минивэн Рено Эспейс стал отличным решением.
Изначально семиместный, под нашим умелым руководством он стал пятиместным. Съемные сиденья остались дома, а оставшееся пространство заняли вещи и продукты.
Аренда машины изначально обошлась нам в 25 600 Р за 17 дней. Два дня взяли с запасом, плюс машину нужно было забирать из соседней Самары и возвращать туда же. В эту сумму включено 200 километров пробега в день. Итого 3400 километров. Забегая вперед, скажу: у нас вышло больше, поэтому по возвращении пришлось доплатить из расчета 5 Р за километр — 5200 Р. Еще мы вносили депозит в размере 10 000 Р, но так как вернули машину в целости и сохранности, его нам возвратили в полном объеме.
Рено было с механической коробкой передач и одним большим недостатком: внутри не было никакой музыки, только радио. Никаких разъемов AUX или USB в нем не предусмотрено из-за года выпуска авто. Некоторое время мы мучились с блютус-колонкой, предусмотрительно взятой с собой, но позже, к счастью, купили специальный гаджет: с одной стороны — прикуриватель, с другой — AUX. Он трансформировал аудиозаписи на телефоне в радиоволну, а ее машина уловить уже могла.
/tocrimeabycar/
Сколько стоит объехать Крым на машине
Изрядный объем в машине заняли консервы, крупы — спасибо, мама! — и палатки с большим количеством одеял. Укладывать все это добро каждый раз после ночевки оказалось отдельным приключением, но день на пятый мы наконец приноровились делать это не полтора часа, а не дольше 30 минут.
Жилье
На жилье мы потратили 21 180 Р. Снимали дом с двумя комнатами или два номера в Краснодаре, Судаке, Каче и Саратове. Еще ночевали в палатках.
Помимо реперных точек в Волгограде и на Крымском мосту у нас было еще одно требование к поездке — возможность рыбачить для папы. Это было необходимым условием для сохранения мира в семье! Поэтому, останавливаясь на природе с палатками, мы всегда искали места вблизи водоемов, если это было возможно.
/tents-in-russia/
Где шикарно отдохнуть в России с палаткой: 10 проверенных мест
Первая ночевка случилась вблизи Волгограда. Я заранее погуглила всю информацию о рыбных местах, примерно рассчитала, в каких точках маршрута это понадобится. К сожалению, нам не удалось остановиться ни у Горного Балыклея, ни у Горной Пролейки — это поселки около заливов Волги, которые рекомендовали рыбакам. В окрестностях было грязно, доступ к воде был затруднен, и палатку там ставить совершенно не хотелось. Однако неподалеку от села Стрельноширокое наши мучения были вознаграждены потрясающими видами на Волгу, чистотой берега, небольшим пляжиком и нашим полнейшим одиночеством. Полнолуние дополнило картину идеальной ночевки на природе.
Траты на жилье на пятерых — 21 180 Р
Где остановились | На сколько | Стоимость |
---|---|---|
Дом в Краснодаре | Двое суток | 1880 Р |
Гостиница в Судаке | Сутки | 3500 Р |
Гостевой дом в Судаке | Двое суток | 6000 Р |
Часть дома в Каче с двориком | Двое суток | 6500 Р |
Гостиница в Саратове | Сутки | 3300 Р |
Дом в Краснодаре
На сколько
Двое суток
Стоимость
1880 Р
Гостиница в Судаке
На сколько
Сутки
Стоимость
3500 Р
Гостевой дом в Судаке
На сколько
Двое суток
Стоимость
6000 Р
Часть дома в Каче с двориком
На сколько
Двое суток
Стоимость
6500 Р
Гостиница в Саратове
На сколько
Сутки
Стоимость
3300 Р
Волгоград
В Волгоград мы приехали в 35-градусную жару и в первую очередь столкнулись с полицией, которая не пустила нас к Родине-матери из-за собаки. Конечно же, мы не оставляем собаку в машине на жаре. Да и не на жаре лучше не оставлять — не задохнется, но может пережить очень неприятные минуты. Так что Мамаев курган ходили смотреть по очереди. Он все такой же впечатляющий, как и раньше.
После этого решили пообедать, но все кафе и рестораны в городе были еще закрыты из-за карантина. В Самаре мы уже успели побывать в паре кафе с летними верандами и надеялись на то же в Волгограде, но, видимо, режимы безопасности в областях отличались. Единственное кафе с летней верандой и хорошими оценками на «Яндекс-картах» оказалось закрыто из-за отключенного электричества. Увы! Мы же были такими голодными, что решили больше ничего в городе не искать, а выехать на трассу и поесть прямо у дороги, благо запасов нам хватало на все две недели — вкусно и бюджетно.
/volgograd-one-day/
Что посмотреть в Волгограде за один день
Отсутствие рыбалки сказывалось на папе. Он начал ворчать, и его не обрадовал даже заезд в Пятиморск, где мы чудесно искупались на Карповском водохранилище и передохнули от жары.
Нервничая, мы покатили дальше, пытаясь найти какой-нибудь водоем, но, как назло, по дороге ничего не попадалось, а отклоняться от маршрута из-за рыбалки не хотелось. Наконец мы встретили совсем небольшую речушку Чир и решили встать у нее на стоянку, несмотря на то что в том месте она была больше похожа на ручей. Вечерний клев у папы не пошел — от отчаяния он даже выбросил заранее купленных червей. Но каково было наше удивление, когда утром мы вылезли из палаток и увидели абсолютно счастливого папу, который наловил кучу крупных карасей на хлебные комочки. Стало понятно, что ближайшие пару дней папа выдержит без ворчания. Завтрак из жареных карасей был превосходным.
Краснодар
Затем мы решили проехать через Ростов-на-Дону и заночевать в Краснодаре. Мы все время мониторили данные о коронавирусной обстановке в разных областях страны и знали, что в Ростове показатели коронавируса одни из худших. Решили не рисковать и осмотреть город из окон машины. По пути в Краснодар пытались поймать ускользающий интернет и найти жилье на Airbnb и «Букинге».
Результаты были неутешительными: на пять человек предлагали однокомнатные квартиры, битком забитые кроватями, от 2500 Р в сутки. Не везде бы нас пустили с собакой. А нам очень хотелось передохнуть после ночевок в палатках и нормально выспаться. Мы даже решили задержаться в Краснодаре на две ночи, а мама попросила записать ее на маникюр: «Ведь мы же в отпуске!»
И вдруг нам сказочно повезло: на Airbnb нашелся прекрасный двухкомнатный домик с собственным двором, туда можно было с собакой, и стоило все удовольствие всего 800 Р в сутки. Честно говоря, мы сначала не поверили, подозревали какое-то мошенничество и не могли успокоиться, пока не доехали до домика и не увидели его своими глазами.
/airbnb/
Как снять квартиру на Airbnb
Он оказался чудесным. Гостеприимная хозяйка поставила нам трехлитровую банку холодного компота собственного приготовления, а на столе нас ждала большая чашка местных абрикосов и слив. Стены домика были расписаны впечатляющими изображениями гор и рек — как оказалось, кисти самой хозяйки. Лучшего мы не могли и желать.
Позже мы семьей обсудили цену и решили, что, возможно, хозяйке нужны были хорошие отзывы для успешного старта на Airbnb. Она впервые сдавала дом, и отзывов на тот момент у нее еще не было. Мы с удовольствием оставили свой, поставили сплошные пятерки.
Два дня в Краснодаре прошли отлично. Мы выспались на мягких кроватях, наелись абрикосов, отмыли машину от пыли саратовских, волгоградских, ростовских и краснодарских дорог. Не обошлось без посещения улицы Красной — местного Арбата. Улицу перекрывают от автомобильного движения по выходным. Там можно увидеть много выступающих, окунуться в тусовочную жизнь города, купить сувениры и напиться кваса из автоматов, стоящих на каждом углу.
/krasnodar-one-day/
Что посмотреть в Краснодаре за один день
Хозяйка нашего дома очень советовала нам зайти в парк Галицкого — городской парк, названный по имени мецената и предпринимателя Сергея Галицкого. Он славится своей необычной архитектурой. Но на него, к сожалению, не хватило времени: передвигаться мы могли только поздним вечером, когда хоть немного спадала жара. Однако, судя по фото в Яндексе, парк действительно выдающийся, обязательно зайду туда, когда в следующий раз буду в Краснодаре.
Чокракское озеро
После Краснодара нас впечатлил Крымский мост. По нему мы ехали ровно 12 минут — вот это размеры! Поначалу все были слегка разочарованы, потому что въезд на мост на протяжении пары километров огорожен высоким забором, и по сторонам не видно никакого моря. Но когда забор кончается и вокруг открываются морские просторы, хочется вертеть головой и рассматривать все получше.
Наш путь лежал напрямую в Крым, а именно на Генеральские пляжи на северо-востоке полуострова, в Караларский природный парк. Я насмотрелась в интернете красивых фотографий этого места и непременно хотела остановиться там, по дороге заехав на Чокракское грязевое озеро. Не знаю насчет лечебных свойств его грязи, но зато она удивительно фотогенична. Если в ней полностью искупаться, то выглядишь запакованным в черный латекс: она ложится идеально гладким, ровным слоем.
/list/crimean-beaches/
Голубые флаги, лечебный песок и теплая вода: где искать лучшие пляжи Крыма
Однако планам свойственно рушиться, и до пляжей мы не доехали. Практически вся дорога из Керчи до пляжей была грунтовкой, засыпанной щебенкой, а последние километры были лишены и ее, зато в них было достаточно рытвин, чтобы мы ползли как улитки и в итоге наконец пробили колесо напротив вышеупомянутого озера. После пары минут размышлений мы поняли, что все не так плохо: запаска есть, цивилизация еще недалеко — поселок Курортный находится прямо у озера. Место под палатку отличное: с одной стороны — лечебные вроде бы грязи, с другой — Азовское море. Это была еще одна восхитительная ночевка в палатках с почти полной луной и ночными купаниями в море.
Судак
С утра, быстро собравшись, мы выдвинулись в сторону Феодосии: оттуда начиналась дорога в Ялту, по слухам, красивая, с большим количеством видов на море. Однако на подъезде к Судаку нас ждал неприятный сюрприз: при нажатии на педаль тормоза раздавалось противное шипение, и хотя тормоза работали вроде бы исправно, на горном серпантине это вызвало большое волнение.
В Судаке мы заехали в первый же автосервис, где консилиум сотрудников, почесывая затылки, признался, что они никогда такую машину не видели, но тормоза определенно сломались. Надо менять какую-то важную деталь, которой у них, конечно, нет. Но можно заказать ее из Симферополя, и через 7—9 дней она приедет.
В полной прострации мы вселились в первую же гостиницу. На въезде в город стоит множество людей с табличками «Сдаю жилье», и не нужно даже открывать сайты поиска жилья, тем более что в Крыму ни Airbnb, ни «Букинг» не работают.
Путешествие оказалось под угрозой, потому что ехать с неисправными тормозами по серпантину дураков не было, а выехать из Судака в обе стороны можно только по нему. Мы решили провести там пару дней как настоящие туристы: ходить из гостиницы на море, есть в местных кафе и загорать на пляже. А заодно съездить еще в один автосервис и получить второе мнение насчет машины.
На следующее утро сменили гостиницу на дом, в котором нас приютил гостеприимный Александр. Поехали в сервис, который специализировался не просто на машинах, а на авто с электронной начинкой. Вердикт был такой: из строя вышел вакуумный усилитель тормозов, а сами тормоза полностью в порядке. Менять ничего не нужно, можно ехать и по серпантину, главное, осторожно. Денег за диагностику не взяли, спасибо Александру — консультировал нас его знакомый. Мы выдохнули, но решили все же задержаться в Судаке на пару дней, чтобы передохнуть после такого стресса.
Из Судака мы вернулись на шоссе, идущее через Симферополь, так как все же не хотели рисковать на серпантине, и поехали сразу до Севастополя. Изначально думали остановиться где-нибудь недалеко от города с палатками. Но выяснилось, что окрестности Севастополя сплошь утыканы курортными городками, а приличного спуска к морю и вовсе нигде нет: очень высокие обрывы.
Кача
К тому моменту, когда мы это выяснили, уже доехали до Качи — она в получасе езды от Севастополя. Решили там и остановиться. Очень кстати прямо на доме у дороги увидели обычное для Крыма объявление «Сдаю жилье» — больше искать ничего не стали.
Нам снова повезло: за 3250 Р в сутки сняли часть дома с тремя комнатами, большой кухней, собственным двориком, парковочным местом под машину и отдельным от хозяев выходом. Родителям так понравился домик, что мы продлили аренду на вторые сутки и решили ездить в Севастополь прямо из Качи.
Кача — городок небольшой, курортный, за вечер мы его осмотрели, дошли до знаменитого Качинского авиационного училища и нашли пляж, где искупались на следующее утро. Этот город, на мой взгляд, идеален для семейного отдыха: там тихо и спокойно. Есть большой комплекс «Наш парус» с апартаментами и гостиничными номерами на любой вкус. Вдоль него — а он действительно огромный — пролегает небольшая набережная с кафешками и пляж. Они доступны для всех, не только для постояльцев комплекса.
/list/activity-crimea/
Прыжки со скал и морские прогулки с дельфинами: 8 лучших развлечений в Крыму
Однако мы в этом «Парусе» остановиться не смогли: апартаменты были либо очень дорогими — больше 10 000 Р в сутки для компании от шести человек, — либо недоступными для постояльцев с животными. Так что мы не пожалели, что сняли наш полудомик.
С Качей у нас связан забавный эпизод. В первый вечер мы с партнером гуляли по набережной, решили возвращаться домой новым путем, не тем, которым шли туда. Забрели в какие-то дворы, вполне безобидные на первый взгляд, а потом наткнулись на военный наряд, который был нами неприятно удивлен.
Военные подозрительно расспрашивали нас о целях поездки, откуда мы приехали, служил ли мой партнер в армии и какого черта мы делаем на территории части.
Оказалось, это было вышеупомянутое авиационное училище, режимный объект. Режимный, но с одной стороны не только без забора, но даже без каких-либо предупреждений. Мы постарались выглядеть максимально безобидно и отшутиться, в итоге нас, видимо, сочли глупыми туристами и отпустили с миром.
Севастополь
Из городских достопримечательностей мы оценили панораму «Оборона Севастополя». В здание музея-панорамы можно попасть только с гидом в составе экскурсии, а внутри находится огромное круговое полотно, где изображена одна из сцен Крымской войны середины 19 века. Вы смотрите из середины зала, а картина вас окружает.
Детальность картины и ее масштаб поражают воображение, и мы были рады, что попали в музей с гидом, который рассказал о написанной сцене во всех подробностях. Например, именно там мы узнали, как в России появились первые сестры милосердия. Их история начинается с Даши Севастопольской, которая также изображена на полотне.
После двухдневного осмотра Севастополя, который стал финальной точкой нашего трипа, мы засобирались в обратную дорогу. Выехали довольно поздно: утром второго дня взяли морскую экскурсию вдоль побережья города. К вечеру доехали только до Симферополя. Верные себе, остановились у воды на Симферопольском водохранилище, и до самой ночи папа завистливо наблюдал за рыбаками, которые рыбачили, стоя по пояс, а кто и по горло в воде. У него подходящих удочек не было.
Остальные тем временем гуляли вдоль берега и собирали мусор — собственно, как мы делали на каждой стоянке. Спасибо нашим дорогим соотечественникам за эту прекрасную возможность делать мир чище после них!
/sevastopol-one-day/
Что посмотреть в Севастополе за один день
Обратный путь
После Севастополя мы проехали до восточного конца Крыма, переехали через мост и остановились недалеко от Темрюка, где живут наши родственники. Они были нам очень рады и хотя не могли предложить большого количества спальных мест, но по традиционному русскому обычаю накормили от пуза. Отсутствие кроватей нас не расстроило, и мы привычно установили свои палатки прямо во дворе дома. Отличная была ночевка, и последняя у моря, так что вечером мы съездили на азовский берег и напоследок от души поплескались в соленых волнах, уворачиваясь от медуз.
Следующая остановка снова была у Чира, потому что папа всю поездку грезил наловленными там карасями. К сожалению, во второй раз ему так не повезло, и на завтрак мы ели консервы вместо свежей рыбы.
В этот день мы решили сделать последнюю остановку перед возвращением домой — в Саратове. Никаких планов на город не было, хотелось просто выспаться и подготовиться к длинному перегону до дома. Так что мы забронировали два номера в гостинице, где, кроме нас, больше никого не было. Думали взять сауну, но сил не хватило даже на это.
Еда
Чаще всего мы ели дома, но и в кафе заходили при случае, особенно в Судаке, где нашли милейшее кафе-столовую Ho.Re.Ca с очень низкими ценами. Там мы вообще перестали готовить сами и три дня объедались вкуснотой.
На питание вне дома потратили 29 560 Р. Это самая большая статья расходов, изрядный вклад в которую внес обед в ресторане «Рыба» в Ростове — 6250 Р. Там мы хотели устроить родителям праздник живота, они в таких местах не ели уже лет…дцать.
/list/crimean-food/
Чебуреки, устрицы и оранжевое вино: что съесть и выпить в Крыму
На продукты, из которых мы готовили дома, ушло значительно меньше — 8698 Р. Плюс очень много еды у нас было с собой: макароны, гречка, консервы и другие продукты долгого хранения.
Очень советую, если будет сезон, есть шелковицу. В середине июля ее было много, растет на каждом углу. Вкус довольно необычный, если сравнивать с ягодами средней полосы: сладкая, совсем без кислинки. Если недоспела, кислинки тоже нет, вкус просто пресный, чуть сладковатый. Мы объедались целыми мисками и ходили потом с фиолетовыми пальцами и языками.
А после шелковицы, ближе к сентябрю, в Крыму зреет инжир, и он тоже великолепен — сладко-медовый и вкуснее, например, азербайджанского.
Траты на еду — 38 258 Р
Кафе, столовые и ресторан | 29 560 Р |
Продукты в магазинах и на рынках | 8698 Р |
Кафе, столовые и ресторан
29 560 Р
Продукты в магазинах и на рынках
8698 Р
Бензин и мойка
Изначально я предполагала, что в путешествии мы больше всего потратим на бензин, но оказалась неправа. За 15 дней поездки мы заправились восемь раз на общую сумму 16 665 Р. К дорожным расходам добавились платные дороги — 475 Р, а также один-единственный штраф — 1500 Р. Его мы получили в предпоследний день из-за неочевидной разметки на дороге, около которой, конечно же, дежурили дорогие сотрудники ГИБДД.
У меня была мысль попытаться сэкономить на бензине, выбирая определенные заправки или заранее добыв какую-нибудь скидочную карту либо что-то еще. Но до и во время путешествия настолько хватало забот, что было не до экономии. Мы останавливались на первых попавшихся заправках, которые появлялись на трассе в нужный момент.
Перед возвратом мы немного потратились на мойку машины. Это можно было сделать и самостоятельно, но на такое количество шерсти от пса, песка с пляжей и прочих залетных травинок мы убили бы полдня. Решили раскошелиться на 1000 Р.
Мобильная связь и интернет
По России мы пользовались нашими стандартными пакетами минут и гигабайтов, а при въезде в Крым решили не брать местные симки из-за краткости пребывания там и просто не пользоваться интернетом и не звонить. Российские операторы относятся к Крыму как к недо-загранице: вроде бы и Россия, но 3,9 Р за исходящий вызов в минуту, 2,9 Р за смс и 199 Р за 100 Мб интернета. Это мой тариф в Тинькофф-мобайл.
Расходов на связь у нас было мало: мы от нее практически отказались, только скачали офлайн-карты Гугла перед въездом в Керчь, и этого хватало.
Плюсы и минусы поездки
Самое крутое в поездке — потрясающая природа нашей страны. Меняющаяся от региона к региону, но везде удивительно красивая. Фантастические виды под Волгоградом, красавица-Волга, ночевки при полной луне, теплый душистый воздух — мы открыли для себя российский туризм по-новому.
Самый досадный случай в поездке — вышедшие из строя тормоза в Судаке. Это был стресс. И конечно, очень расстроил первый автосервис, где сотрудники явно не работали с такими машинами, но нам сказали, что из строя вышло все и надо неделю ждать дорогущую запчасть из Симферополя. Они могли бы загубить нам поездку, если бы мы не оказались упорными и не пошли за вторым мнением.
/list/underground-sevastopol/
Противоатомный бункер, госпиталь и ракетные батареи: 8 подземных объектов Севастополя
Еще из неприятных впечатлений — большие горы мусора абсолютно везде, даже в самых диких местах. Казалось бы, я была уже во многих городах России и мира и видела всякое, но свинство людей, которые не могут после отдыха на природе вывезти за собой пакет мусора, продолжает изумлять.
Сколько потратили на путешествие
Полный бюджет поездки — 125 058 Р. Сложно сказать, много это или мало на пять взрослых человек и собаку. Из них на развлечения мы потратили 9240 Р, однако большая часть этого расхода — морская экскурсия на отдельном катере вдоль побережья Севастополя за 4000 Р. Сюда же посчитали не только экскурсии и посещения интересных мест, но и мороженое, лимонады и прочие вкусняшки, ибо что это, если не развлечения? Наименьшая трата — 25 Р за опарышей для папиной рыбалки. У каждого свои интересы.
У нас не было особых ожиданий по деньгам, так как раньше мы в таком формате не путешествовали. Получилось по 25 000 Р с носа за две недели очень насыщенного отдыха. Мне кажется, это не очень много, хотя, конечно, при желании можно было заморочиться и сэкономить. Например, не ходить в хорошие дорогие кафе и больше готовить дома. Но впечатления остались самые положительные, так что, думаю, оно того стоило.
Что в итоге
Если решите повторить наше путешествие, берите меньше консервов и одеял: они займут половину машины. Мы в итоге привезли часть еды обратно домой, да и одеяла понадобились только в одну ночь из 14. Все-таки в июле достаточно тепло даже ночью, особенно на юге. Если боитесь замерзнуть, берите лучше спальники — они хотя бы компактные. У нас их просто не было, и ради одной поездки решили не покупать.
На мой взгляд, такая поездка подойдет людям, которые спокойно относятся к нарушению планов либо вообще не планируют отпуск, а полагаются на судьбу. В нашей поездке много раз все шло не так, как мы хотели: мы опаздывали или приезжали слишком рано, ночевали не там, где собирались, — и каждый раз это оказывалось только к лучшему и дарило новые прекрасные впечатления.
Читатели путешествуют.Воспоминания о самых впечатляющих поездках
Рассказать свою историю
Захватив Крым, Путин получил море запасов топлива
Европа|Захватив Крым, Путин получил море запасов топлива
https://www.nytimes.com/2014/05/18/world/europe/in -taking-crimea-putin-gains-a-sea-of-fuel-reserves.html
Реклама
Продолжить чтение основной истории
Владимир В. Путин из России посещает нефтяную платформу Лукойла в Каспийском море в 2010 году. Кредит …РИА Новости/Алексей Дружинин, через Pool, через Reuters
Когда в марте Россия захватила Крым, она приобрела не только крымскую территорию, но и морскую зону, которая более чем в три раза превышает ее площадь, с правами на подводные ресурсы, которые потенциально могут стоить триллионы долларов.
Россия представила поглощение как возвращение своей законной территории, не обратив внимания на нефтегазовую лихорадку, которая в последнее время накалялась в Черном море. Но этот шаг также расширил морские границы России, незаметно предоставив России господство над огромными запасами нефти и газа и нанеся сокрушительный удар по надеждам Украины на энергетическую независимость.
Россия сделала это в соответствии с международным соглашением, которое дает нациям суверенитет над территориями на расстоянии до 230 миль от их береговой линии. Менее двух лет назад она безуспешно пыталась получить доступ к энергоресурсам на той же территории в рамках договора с Украиной.
«Это большое дело, — сказала Кэрол Р. Сивец, эксперт по Евразии в рамках Программы исследований в области безопасности Массачусетского технологического института. «Он лишает Украину возможности разработки этих ресурсов и отдает их России. Это делает Украину более уязвимой для российского давления».
Жиль Лериколе, директор по европейским и международным делам французской государственной океанографической группы, назвал аннексию Крыма Россией «настолько очевидной» как игра на морские богатства.
В Москве пресс-секретарь президента Владимира Путина заявил, что между аннексией и энергоресурсами нет «никакой связи», добавив, что Россия даже не заботится о нефти и газе. «По сравнению со всем потенциалом, который есть у России, там не было никакого интереса», — заявил в субботу пресс-секретарь Дмитрий Песков.
Exxon Mobil, Royal Dutch Shell и другие крупные нефтяные компании уже исследовали Черное море, и некоторые нефтяные аналитики говорят, что его потенциал может соперничать с потенциалом Северного моря. Этот ажиотаж, начавшийся в 1970-х годах, поднял экономику Великобритании, Норвегии и других европейских стран.
Уильям Б. Ф. Райан, морской геолог из Земной обсерватории Ламонта-Доэрти Колумбийского университета, сказал, что приобретение Россией Черного моря дало ей потенциально «лучшие» запасы глубоководной нефти этого тела.
Нефтяные аналитики говорят, что ужесточение экономических санкций может замедлить использование Россией аннексий Черного и Азовского морей за счет ограничения доступа к западному финансированию и технологиям. Но они отметили, что Россия уже захватила крымский филиал украинской национальной газовой компании, мгновенно предоставив России разведывательное оборудование в Черном море.
«Россия настроена вести себя агрессивно», — сказал Владимир Сокор, старший научный сотрудник Джеймстаунского фонда, исследовательской группы в Вашингтоне, которая следит за евразийскими делами. «Они уже захватили две буровые установки».
Глобальная охота за ископаемым топливом все чаще перемещается в оффшорные районы, в такие места, как Атлантический океан у побережья Бразилии, Мексиканский залив и Южно-Китайское море. Сотни нефтяных вышек усеивают Каспий в нескольких сотнях миль к востоку от Черного моря.
Страны делят потенциально прибыльные воды мира в соответствии с принципами, изложенными в Договоре по морскому праву 1982 года. Соглашение позволяет прибрежным государствам претендовать на так называемые исключительные экономические зоны, которые могут простираться до 200 морских миль (или 230 статутных миль) от их берегов. Внутри этих зон страны могут исследовать, разрабатывать, сохранять и управлять глубинными природными ресурсами, живыми и неживыми.
Страны с берегами Черного моря уже давно рассматривают его дно как потенциальный источник энергии, в основном из-за скромных успехов в добыче нефти на мелководье.
Немногим более двух лет назад перспективы огромных выплат резко возросли, когда гигантский корабль, пробурив глубокие скальные породы у берегов Румынии, обнаружил большое газовое месторождение в водах глубиной более полумили.
Россия двигалась быстро.
В апреле 2012 года г-н Путин, тогдашний премьер-министр России, руководил подписанием соглашения с итальянским энергетическим гигантом Eni об исследовании российской экономической зоны в северо-восточной части Черного моря. Доктор Райан из Колумбии подсчитал, что размер зоны до аннексии Крыма составлял примерно 26 000 квадратных миль, что примерно равно площади Литвы.
«Хочу заверить вас, что российское правительство сделает все, чтобы поддержать проекты такого рода», — сказал г-н Путин при подписании, сообщает российское информационное агентство «Интерфакс».
Месяц спустя специалисты по разведке нефти на европейской нефтяной конференции выступили с пространным докладом, заголовок которого звучал так: «Является ли Черное море следующим Северным морем?» В документе цитируются геологические исследования, согласно которым воды у берегов Украины обладают «огромным исследовательским потенциалом», но российская зона рассматривается как менее привлекательная.
В августе 2012 года Украина объявила о соглашении с группой Exxon по добыче нефти и газа из недр украинских вод Черного моря. Команда Exxon перебила российскую компанию Лукойл. Государственное бюро геологии Украины заявило, что разработка месторождения будет стоить до 12 миллиардов долларов.
«Черное море накаляется», — гласил заголовок в 2013 году в GEO ExPro, отраслевом журнале, издаваемом в Великобритании. «Повышенный уровень активности стал очевиден во всем регионе Черного моря, — говорится в статье, — особенно в глубоководных районах».
Когда 18 марта Россия захватила Крымский полуостров у Украины, она подписала договор об аннексии между недавно провозглашенной Республикой Крым и Российской Федерацией. В документе — в статье 4, разделе 3 — есть единственное мягкое предложение о том, что международное право будет регулировать проведение границ через прилегающие Черное и Азовское моря.
По оценкам доктора Райана, недавно заявленная морская зона вокруг Крыма добавила около 36 000 квадратных миль к существующим владениям России. Пристройка более чем в три раза превышает размер территории Крыма и размером с штат Мэн.
В то время немногие наблюдатели отмечали аннексию Крыма Россией в таком ключе. Исключение составляла Румыния, чья черноморская зона примыкала к украинской до вмешательства России.
«Румыния и Россия будут соседями», — заметила 24 марта бухарестская газета «Румыния Либера». граница может стать «потенциальным источником конфликта».
Многие страны оспаривали захват Россией Крыма и, следовательно, законность ее притязаний на Черное и Азовское моря. Но румынская газета цитирует аналитиков, которые полагают, что другие страны, граничащие с Черным морем — Грузия, Турция, Болгария и Румыния — молчаливо признают аннексию «во избежание открытого конфликта».
Аналитики говорят, что в самое ближайшее время захват России может изменить маршрут, по которому будет построен газопровод «Южный поток», что сэкономит России деньги, время и инженерные проблемы. Запланированный трубопровод, который должен пройти через самые глубокие участки Черного моря, предназначен для перекачки российского газа в Европу.
Первоначально, чтобы избежать морской зоны Украины, Россия проложила маршрут дорогостоящего трубопровода окольным путем на юг через воды Турции. Но теперь он может пойти гораздо более прямым путем через недавно приобретенную черноморскую территорию, если проект будет продвигаться вперед. Украинский кризис поставил под сомнение ее будущее.
Что касается добычи нефти в недавно заявленных морских зонах, компании говорят, что их старые сделки с Украиной находятся в подвешенном состоянии, а аналитики говорят, что новые контракты вряд ли будут подписаны в ближайшее время, учитывая продолжающиеся беспорядки в регионе и усилия Соединенных Штатов. усилить давление на Россию.
«На карту поставлены огромные проблемы, — отметил доктор Сивец из Массачусетского технологического института. «Я не вижу, чтобы они сейчас заключали новые сделки».
Соединенные Штаты используют свои средства, чтобы блокировать действия России в морских зонах. В прошлом месяце он ввел торговые ограничения на «Черноморнефтегаз», отколовшееся крымское подразделение национальной газовой компании Украины.
Эрик Л. Хиршхорн, заместитель министра торговли США по вопросам промышленности и безопасности, заявил, что санкции против крымского бизнеса станут «решительным сигналом» осуждения «вторжения России в Украину и экспроприации украинских активов».
Похоже, России не нужны запасы газа Украины
Блог RAND
комментарий
(Блог RAND)
Компрессорная станция природного газа в Риппиене, Саксония, Германия, 29 марта, 2022
Фото Сильвио Дитриха/IMAGO/Reuters
by Krystyna Marcinek
11 апреля 2022 года
Несколько недель назад Брет Стивенс в своей колонке для New York Times предположил, что Путин менее заинтересован «в воссоединении русскоязычного мира, чем в обеспечении Энергетическое превосходство России». Стивенс предположил, что Путин не просчитался катастрофически, но что «его реальными целями были энергетические богатства востока Украины». Если присмотреться издалека, аргумент Стивенса, кажется, имеет определенную нарративную логику. Проблемы с этим нарративом, похоже, начинаются, однако, как только человек сталкивается с основными фактами на местах.
Украина действительно контролирует вторые по величине известные запасы природного газа в Европе, почти 80 процентов которых расположены к востоку от Днепра. Однако эти запасы составляют менее 3 процентов от общих запасов природного газа России ( PDF ). И хотя Украина теоретически может располагать значительными запасами сланцевого газа, они в значительной степени остаются недоказанными, а у России в настоящее время нет ни опыта, ни технологий добычи сланцевого газа. При добыче сланцевой нефти Россия исторически полагалась на западные технологии. Однако этой зависимости серьезно помешали с 2017 года, когда США ввели санкции, запрещающие американским компаниям поставлять в Россию технологии добычи сланцевой нефти. Если бы Россия захватила газовые запасы Украины, то почти наверняка такие же санкции были бы наложены на технологии добычи сланцевого газа.
Тем не менее, давайте — ради аргументации Стивенса — предположим, что России отчаянно нужны газовые запасы Украины. Даже в этом случае формирующийся план операции не поддерживает предполагаемую цель. Большинство запасов газа к востоку от Днепра находится в Харьковской и Полтавской областях, в центрально-восточной части страны. Заповедники начинаются примерно в 30–40 милях к югу от Харькова, проходят через Полтаву и тянутся в северо-западном направлении в сторону Ромнов Сумской области. В Киевской и Черниговской областях значительных запасов природного газа нет; В Луганской области их только один процент, а в Донецкой есть только сланцевый газ. Следовательно, если бы целью вторжения был газ, то большая часть русских войск была бы сосредоточена на линии Сумы — Харьков для наступления в направлении Полтавы. Вместо этого первоначально основные направления наступления были сосредоточены на Киеве и юго-восточной части страны, в то время как Сумы и Харьков, казалось, играли второстепенную роль. Нет даже большого оправдания маршу из Крыма вдоль побережья Черного и Азовского морей, поскольку они содержат всего четыре процента запасов природного газа Украины — в основном на шельфе и примерно в 300 милях от запасов в Полтавской области.
Выгода от увеличения запасов газа в России на 3 процента за счет предположительно более чем половины ее наземных войск, по крайней мере, весьма сомнительна.
Поделиться в Твиттере
По общему признанию, наше вторжение прошло всего полтора месяца, и теоретически русские войска еще могут перегруппироваться и изменить основные направления действий. Однако с самого начала самый большой вопрос русского вторжения заключался не в том, сможет ли Россия захватить тот или иной участок земли, а в том, смогут ли они его удержать. По некоторым довоенным оценкам, оккупация одной трети Украины может связать половину сухопутных войск России — расчет, основанный на предположении о «небольшой угрозе со стороны поддерживаемых НАТО украинских рейдов и проникновений, мятежей и гражданских беспорядков». Во всяком случае, последние пять недель доказали, что российские сухопутные войска сокращаются задолго до любой оккупации, а украинское сопротивление, поддерживаемое западной военной помощью, далеко не скромно. Выгода от увеличения запасов газа в России на 3 процента за счет предположительно более половины ее сухопутных войск, по крайней мере, весьма сомнительна.
И оккупация — не единственная цена, которую понесет Россия из-за этого ничтожного всплеска газа, который она контролирует. Добыча природного газа в условиях повстанческого движения может быть рискованным делом. Нефтегазовые компании обычно останавливают добычу, когда начинаются боевые действия. Увеличение производства, чтобы усилия «оправдали себя», также потребует привлечения капитала, что может оказаться трудновыполнимым в условиях новых санкций и ожидаемого экономического спада. Наконец, трудно представить, что на природный газ, добытый на могилах украинских мирных жителей, найдется много покупателей.
Еще одно осложнение: продажи природного газа жестко ограничены транспортной инфраструктурой. России придется либо направлять газ в страны ЕС по существующим трубопроводам, либо построить завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) для его транспортировки по всему миру. Оба варианта кажутся чрезмерно оптимистичными. ЕС уже много лет занимается многочисленными проектами диверсификации, и теперь, когда Россия вторглась, он объявил о плане «сделать Европу независимой от российских ископаемых видов топлива задолго до 2030 года». Зверства России над мирным населением Украины могут еще больше ускорить этот план.
Наконец, суть этого повествования, в котором Россия и Путин изображаются как хитрые операторы, стремящиеся контролировать все больше и больше запасов газа, приводит к динамике власти с точностью до наоборот. Россия во многом больше зависит от экспорта газа в Европу, чем ЕС от импорта из России. Согласно Статистическому обзору BP за 2021 год ( PDF ), в 2020 году на Европу, за исключением Беларуси, приходилось почти 78 процентов всего экспорта природного газа из России. Диспропорция еще более заметна в экспорте по трубопроводам, где на долю Европы приходилось 85 процентов экспорта России. Напротив, на Китай приходилось менее двух процентов. Экспорт трубопровода в Китай начался всего пару лет назад ( PDF ), и ожидается, что в ближайшие годы он увеличится. Но новые трубопроводы в Китай не обеспечат легкого решения проблемы, если Россия не сможет продавать большую часть своего газа в Европу. Трубопроводные поставки России в Китай обеспечиваются газовыми месторождениями Восточной Сибири, тогда как экспорт в Европу зависит от запасов газа Западной Сибири. Между ними нет трубопроводной связи — у России нет возможности перекачивать то, что исторически было газом, который она продает в Европу, в Китай. Выстроить такую связь в условиях новых санкций, вероятно, будет еще сложнее.
Россия во многом больше зависит от экспорта газа в Европу, чем ЕС от импорта из России.
Поделиться в Твиттере
Теоретически, СПГ, который позволяет экспортировать газ по всему миру, может решить все эти проблемы с инфраструктурой газопровода. Но мощности по производству СПГ в России остаются ограниченными, и большая их часть уже распределена между неевропейскими потребителями. В 2020 году экспорт СПГ в Европу — мощности, которые можно легко перенаправить в другие страны, — составлял всего 7 процентов от общего объема экспорта природного газа из России. Россия планировала построить новые мощности по производству СПГ, но, опять же, в условиях новых санкций это будет сложно с технологической и финансовой точек зрения, тем более что у России нет собственной технологии сжижения. Два действующих в настоящее время крупных завода СПГ — «Сахалин-2 СПГ» и «Ямал СПГ» — используют процессы сжижения, запатентованные и лицензированные британско-голландской Shell и American Air Products соответственно. Завод СПГ средних размеров в Ленинградской области на берегу Балтийского моря использует технологию французской Air Liquide, и, согласно российским сообщениям, компания согласилась на передачу «ноу-хау». Однако используемая технология Smartfin™ не подходит для крупномасштабного производства СПГ. Сообщается, что российский «Новатэк» работает над собственной технологией сжижения, но результаты пока неудовлетворительны. Опора на западные технологии вскоре может стать невозможной в нынешней геополитической ситуации. Немецкая компания Linde уже вышла из проекта «Арктик СПГ». Проект теряет финансовую поддержку. Один из акционеров, французская TotalEnergie, уже заявила о постепенной приостановке своей деятельности в России, а итальянские банки, как сообщается, рассматривают возможность заморозки финансирования. То же самое относится к любым потенциальным планам строительства нового завода по производству СПГ для экспорта природного газа, добытого на украинских газовых месторождениях. Как и в случае с новой трубопроводной инфраструктурой, строительство собственных заводов по производству СПГ будет долгим и дорогостоящим делом для России после ее вторжения в Украину.
Попросту говоря, очень мало оснований полагать, что истинная ставка войны на Украине — это запасы природного газа страны.