Skip to content

Экзамен гаи москва: Экзаменационные отделения (МРЭО ГИБДД) в г.Москва

Экзаменационные отделения (МРЭО ГИБДД) в г.Москва

В таблице представлены все адреса МРЭО ГИБДД Москвы, график работы, телефоны, где можно получить или обменять водительские права (ВУ), сдать экзамены ГИБДД.

Адрес отделенияНазвание МРЭОКонтактный телефонГрафик работы/ перерыв
г. Зеленоград, ул. Крупской, д. 13-е Отделение по экзаменационной работе МО ГИБДД ТНРЭР № 2 ГУ МВД России по г. Москва(499) 733-84-54

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс неприемный день

г. Москва, Варшавское ш. 170ДОсуществляет: 1 ОЭР МО ГИБДД ТНРЭР № 5 ГУ МВД России по г. Москва. В воскресенье прием граждан осуществляется только по предварительной записи через Портал государственных услуг(495) 382-94-42

пн 800-2000 1400-1500

вт 800-1800 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс 800-1700 1400-1500

г. Москва, г. Троицк, Октябрьский пр-т д. 20Отделение регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора МО ГИБДД ТНРЭР № 5 ГУ МВД России по г. Москва(495) 851-33-70

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс неприемный день

г. Москва, ул. Киевская, д. 202-е отделение по экзаменационной работе МО ГИБДД ТНРЭР № 5 ГУ МВД России по г. Москва. Только по предварительной записи через Единый портал (www.gosuslugi.ru). Приём экзаменов не осуществляется(499) 249-11-55

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс неприемный день

г. Москва, ул. Пяловская, д. 212-е Отделение по экзаменационной работе МО ГИБДД ТНРЭР № 2 ГУ МВД России по г. Москва(499) 905-72-58

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс неприемный день

г. Москва, ул. Твардовского, д. 8, корп. 5Отделение по экзаменационной работе МО ГИБДД ТНРЭР № 2 ГУ МВД России по г. Москва(499) 740-11-30

пн 800-2000 1400-1500

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-2000 1400-1500

чт 800-2000 1400-1500

пт 800-2000 1400-1500

сб 800-2000 1400-1500

вс 800-2000 1400-1500

ул. Большая Ордынка, д. 82 ОЭР МО ГИБДД ТНРЭР № 1 ГУ МВД России по г. Москва. Воскресенье только прием через портал ГОСУСЛУГИ.РУ(495) 953-28-63

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс 800-1700 1400-1500

ул. Лобненская, д. 201 ОЭР МО ГИБДД ТНРЭР № 1 ГУ МВД России по г. Москва. Предоставление государственной услуги по приему экзаменов на право управление транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений(495) 485-59-73

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс неприемный день

ул. Нижние поля, д. 35 стр. 21 ОЭР МО ГИБДД ТНРЭР № 4 ГУ МВД России по г. Москве (ул. Нижние поля, д.35 стр.2)(495) 349-65-51

пн неприемный день

вт 800-2000 1400-1500

ср 800-1800 1400-1500

чт 800-1800 1400-1500

пт 800-1800 1400-1500

сб 800-1700 1400-1500

вс неприемный день

Экзаменационные отделения ГИБДД г.

Москва на карте, где можно получить или заменить водительское удостоверение

Чтобы посмотреть контактные телефоны, часы работы, фотографии, отзывы, схему проезда — нажмите ссылку «Увеличить карту».

Просим Вас оставить отзыв в комментариях о том МРЭО ГИБДД г.Москва, где Вам пришлось менять или получать водительские права. Это будет полезно и информативно для тех, кто только собирается получать или менять водительское удостоверение.

Адреса и телефоны МРЭО управлений ГИБДД России по г. Москва

  • Рейтинг автошкол

  • Все ГИБДД

Огромная территория города Москвы создает сложности для проведения различных административных процедур. Это стало причиной того, что весь город был разделен на 10 Административных Округов, в каждом из которых размещаются отделения различных служб. При возникновении спорных вопросов, или ситуаций, которые могут решить сотрудники госавтоинспекции, вам придется обращаться в отделения, к которым относится ваш АО.

На данной странице вы можете найти подробную информацию о деятельности подразделений ГИБДД в Москве, графике их работы, адресах расположения отделов, контактных телефонах и районах, которые входят в подчинение отдела. Кроме этого, вы сможете изучить схему проезда и ближайшие станции метро. Открыв подробную информацию о каждом подразделении государственной автомобильной инспекции, вы найдете отзывы людей о качестве работы инспекторов или оставить свой отзыв.

Подразделения ГИБДД: особенности работы

Для того, чтобы ускорить процесс работы и повысить качество выполняемых функций на территории каждого Административного Округа размещены несколько подразделений ГИБДД, каждое из которых занимается отдельными вопросами:

  • Первые отделения ГИБДД Москвы решают вопросы, связанные с экзаменационной деятельностью, к которым относятся:
    • прием теоретических и практических экзаменов для получения водительского удостоверения;
    • изготовление и выдача водительских удостоверений;
    • прием заявлений о утере водительского удостоверения;
    • рассмотрение вопросов о замене или восстановлению удостоверений на право управления транспортными средствами.
  • Вторые отделения занимаются проведением государственного технического осмотра автомобилей. Они обслуживают все пункты технического осмотра и курируют их деятельность. Кроме того, в перечень их деятельности входит выдача талонов, подтверждающих прохождение автовладельцами техосмотра.
  • Основной деятельностью остальных подразделений являются вопросы, связанные с регистрацией транспортных средств:
    • снятие транспортного средства с учета;
    • постановка ТС на учет;
    • прием от граждан заявлений по восстановлению или замене утраченных документов на авто в случае их утери или если они пришли в негодное состояние;
    • регистрация изменений технического состояния и параметров автомобиля по причине замены отдельных деталей.

Существуют также особые отделы, занимающиеся розыскной деятельностью. Они рассматривают вопросы, связанные с угоном ТС, случаями подделки документов на автомобили или незаконным внесением изменений с техническое состояние автомобиля.

Сотрудники ДПС занимаются вопросами по организации дорожного движения, выезжают на места дорожно-транспортных происшествий и следят за соблюдением ПДД всеми участниками дорожного движения.

Согласно постановления МВД России, иностранные граждане, проживающие на территории города Москва, должны регистрировать ТС строго в отделении по облуживанию иностранных граждан.

Процедура обмена удостоверения на право управления транспортным средством может производиться в любом экзаменационном отделении, вне зависимости от адреса регистрации обратившегося. Также можно обратиться в МРЭО (Межрайонный экзаменационный отдел),

расположенный по адресу: г. Москва, ул. Лобненская д.20. В случае же потери или кражи водительского удостоверения, обращаться нужно только в тот отдел, который регулирует деятельность в вашем административном округе.

Консультации сотрудников ГИБДД

Получить консультацию сотрудников ГИБДД в Москве можно двумя способами:

  • Позвонить в одно из отделений по телефону. При этом необходимо сообщить свои личные данные (имя, фамилию, отчество).
  • Личным посещением отделения. При себе гражданин должен иметь документ, который подтвердит его личность (паспорт, водительское удостоверение).

Сотрудники ГАИ при ответе на телефонный звонок или при вашем личном обращении должны вести себя корректно и проинформировать вас по возникшему вопросу в вежливой форме. При ответе на звонок сотрудники должны сообщить название органа и отдела, куда вы дозвонились, и назвать свою должность, фамилию и имя.

В случае, когда ответившее на телефонный звонок лицо не в состоянии ответить на ваши вопросы, звонок должен быть перенаправлен на иное должностное лицо, или сотрудника УВД, который занимается консультацией и обладает информацией, интересующей вас. Также вам может быть назван номер телефона и адрес расположения отдела, где вам смогут оказать помощь. Обычно консультация по телефону не занимает более пяти минут.

Согласно Административного регламента вы имеете право получить консультацию у сотрудников ГИБДД по следующим вопросам:

  • права и обязанности лиц, в отношении которых возбуждено административное делопроизводство из-за административных правонарушений, либо лиц, являющимися потерпевшими по данному делу;
  • узнать права и обязанности сотрудников ГИБДД;
  • порядок действий, необходимых для подачи письменных обращений в органы внутренних дел;
  • мероприятия, необходимые для обжалования решений или действий (бездействия), которые были приняты в ходе проведения действий, необходимых при выполнении функций государственного аппарата в Москве;
  • способы оплаты штрафов и необходимые для этого реквизиты;
  • способы возврата транспортного средства со штрафстоянки;
  • узнать список действий, которые необходимо выполнить, если вы стали участником или свидетелем ДТП;
  • порядок действий сотрудников и мероприятия, которые должны быть выполнены при рассмотрении дел о правонарушениях.
  • В случае, если вопрос, по которому происходит обращение граждан не соответствует регламенту или они не относятся к конкретному событию, консультирующий вас сотрудник может ограничиться сообщением вам реквизитов (адрес и телефон ГИБДД), куда необходимо обратиться.

Взаимодействие ГУВД в сфере безопасности дорожного движения и сотрудничества со СМИ

Управление ГИБДД по Московской области сотрудничает со следующими органами:

  • В течение учебного года, вместе с Департаментом образования проводится комплекс мероприятий, которые служат предотвращению получению травм детьми на дороге. Также проводятся информационные беседы с родителями.
  • Совместно с Департаментом здравоохранения проводятся акции, направленные на всех участников дорожного движения (сбор донорской крови, волонтерская деятельность).
  • Департамент культуры проводит пропаганду культурного поведения на дорогах.
  • Департамент транспорта совместно со СМИ освящают все мероприятия, которые проводятся на дорогах города Москвы.

Телефоны и адреса ГИБДД, расположенные на нашем сайте, помогут вам найти нужный отдел.

Популярные автошколы

МосАвтошкола

Подробнее
Отзывы (106)

Автошкола «Папа»

Подробнее
Отзывы (106)

Автошкола МскСити на Академической

Подробнее
Отзывы (14)

Автошкола «Вулкан» Ленинский проспект

Подробнее
Отзывы (9)

Автошкола «ШАР»

Подробнее
Отзывы (37)

После череды аварий власти нацелились на автошколы

Крупные дорожно-транспортные происшествия не редкость на московских дорогах, но череда особенно ужасающих аварий в последние месяцы вынудила власти искать средства правовой защиты.

На прошлой неделе три человека погибли, когда женщина с большим стажем нарушений правил дорожного движения протаранила своим внедорожником Honda автобусную остановку на севере Москвы. В аналогичной аварии в конце сентября пьяный мужчина за рулем Toyota убил семью из пяти осиротевших подростков, их опекуна и ее мужа на автобусной остановке на Минской улице на юго-западе города.

Уже действует политика нулевой терпимости к вождению в нетрезвом виде, и эта политика активно применяется — за выходные более 400 человек были привлечены к уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде в ходе рейда московской ГИБДД. А премьер-министр Дмитрий Медведев недавно предложил увеличить штрафы за нарушение правил дорожного движения до 16 000 долларов. (См. статью на стр. 1.)

В то время как эти меры направлены на решение текущих проблем, власти также стремятся реформировать институты, которые могут оказать формирующее влияние на будущих автомобилистов: автошколы.

Федеральная прокуратура провела серию проверок автошкол, и предложенный закон закроет лазейку, позволяющую будущим водителям пропускать образовательный курс перед получением прав.

Но критики говорят, что устранение неполадок в автошколах не принесет результатов, пока не будет искоренена коррупция в ГИБДД и не будут изменены другие правовые нормы.

Проверки, проведенные Генеральной прокуратурой, выявили нарушения законодательства в школах, в том числе отсутствие определенных программ обучения и расписания занятий, отсутствие необходимых учебных материалов, работу школ без соответствующих лицензий.

«Мы наблюдаем бум таких школ, новое законодательство о лицензировании позволяет открывать автошколу в одном регионе и филиалы в других, которые полностью неподконтрольны [властям]», — сказала Татьяна Шутылева, руководитель Межрегиональной ассоциации автошкол, которая разрабатывает программы обучения водителей и обеспечивает школы оборудованием. Ассоциация работает с более чем 7000 учреждений по всей стране.

В России насчитывается около 8000 автошкол, в которых одновременно обучается до 2,5 млн учащихся, заявил на прошлой неделе на круглом столе заместитель начальника управления федеральной ГИБДД по экзаменам на вождение Дмитрий Желтенков.

ГИБДД предложила ряд мер, которые должны усложнить обучение в автошколах и ужесточить правила как для инструкторов, так и для учеников.

Генеральная прокуратура в своем заявлении от 13 ноября сообщила, что количество аварий по вине водителей-новичков, определяемых как водители со стажем дорожного движения не более трех лет, выросло в прошлом году более чем на 10 процентов. В заявлении обвинили в росте проблемы в автошколах.

По результатам проверок федеральные прокуроры обязали своих региональных коллег усилить контроль за автошколами и выделили государственные органы, ответственные за лицензирование школ, являющиеся подразделениями Минобрнауки.

Количество дорожно-транспортных происшествий в России в последние годы остается стабильным, а число погибших, по данным милицейской статистики, растет.

В 2011 г. общее количество несчастных случаев почти не увеличилось по сравнению с 2010 г., оставаясь на уровне чуть менее 200 000, а число погибших увеличилось примерно на 1 400 — 27,953 погибших в 2011 году по сравнению с 26 567 в 2010 году. Примерно столько же было ранено — около 250 000 человек.

Согласно полицейской статистике за первые 10 месяцев 2012 г., количество несчастных случаев увеличивается примерно на 5000 по сравнению с 2011 г., а количество смертельных случаев снижается примерно на 150.

Пробел в законодательстве

По действующему законодательству рядовые водители не всегда обязаны проходить курс обучения вождению для получения прав.

Хотя на сайте ГИБДД написано, что для получения водительских прав необходимо иметь справку из автошколы, Шутылева говорит, что для некоторых классов водителей этот документ не является обязательным.

Постановление правительства об экзаменах по вождению гласит, что человек должен пройти обучение перед сдачей двух обязательных экзаменов в ГИБДД, но делает исключение для водителей категорий А и В — тех, кто водит мотоциклы и легковые автомобили, — которым разрешено готовиться на экзамены самостоятельно, а не в школе.

«Это глубокая юридическая коллизия и лазейка для водителей», — сказала Шутылева.

Из миллионов людей, получающих водительские права в Москве, подавляющее большинство претендует на категорию В, а около 20 процентов из них вообще не обучаются в автошколах, подсчитала Шутылева.

Предлагаемые поправки к закону о безопасности дорожного движения, которые в настоящее время находятся на рассмотрении в Государственной Думе, предусматривают запрет на подготовку к экзаменам вне автошколы, а также дистанционное и ускоренное обучение.

Но эксперты говорят, что поправки вряд ли будут приняты в ближайшее время, так как они частично зависят от предстоящих реформ образования.

Повышение квалификации

Шутылева сказала, что типичный курс обучения вождению занимает от 2,5 до 3 месяцев, включая немногим более 100 часов теории и около 50 часов практики вождения. Средняя цена такого курса в Москве составляет около 30 000 рублей (9 долларов США).70), — сказала она.

Теоретическая подготовка обычно состоит из лекций о правилах вождения и частях автомобиля и обсуждения возможных дорожных ситуаций с инструктором. Некоторые школы также предоставляют информацию о правилах дорожного движения и обучают основам оказания первой помощи. Студенты часто анализируют вопросы, которые могут появиться на теоретической части экзамена в ГИБДД.

В официальных программах обучения нет определенных советов, которые инструкторы дают своим ученикам, например, никогда не пристегиваться ремнем безопасности, потому что с ним вы не сможете выпрыгнуть из машины в случае аварии или что-то в этом роде. гласит народная мудрость.

Желтенков сообщил, что ГИБДД примет комплекс мер, направленных на совершенствование программ обучения водителей независимо от законодательных усилий.

Он сказал, что разработана инициатива по улучшению экзаменационных процедур, которая будет одобрена в ближайшие месяцы.

«Мы разделим учебный процесс на несколько частей и введем табель успеваемости для студентов», — сказал Желтенков. «В конце каждой части студент-водитель должен будет сдать экзамен, и если экзамен будет провален, студент не будет допущен к следующему этапу», — сказал он.

Учащимся автошколы будет разрешено сесть за руль для практики вождения только после сдачи теоретического экзамена в школе, сказал он.

Коррупция устранена?

Печально известная проблема в ГИБДД — это возможность любого, у кого достаточно денег, купить водительские права без сдачи вообще никаких экзаменов.

Александр Бырка, руководитель Московской областной школы «Автопилот», которая ежегодно обучает более 2000 водителей различных категорий, заявил, что коррупция растет.

«Если несколько лет назад 70 процентов сдавших экзамены в ГИБДД делали это без взятки, то сейчас только 10 процентов кандидатов сдают экзамен», — подсчитал он.

По понятным причинам проверить эти цифры было невозможно.

Также можно получить лицензию вообще без взаимодействия с ГИБДД, утверждают многие сайты, рекламирующие услугу.

Женщина, поднявшая трубку в фирме «ВИП Права» или «ВИП Лицензия», сказала, что водительские права можно купить за 20 000 рублей и они будут готовы в течение недели. Женщина сказала, что все, что нужно, это копия паспорта и несколько фотографий, которые заберет курьер.

Но Шутылева сказала, что с новым законодательством коррупция может исчезнуть, а правоохранители утверждали, что ее и сейчас практически нет.

Лазейка, позволяющая студентам самостоятельно готовиться к экзаменам на получение водительских прав, является серьезной причиной коррупции, считает Шутылева.

Желтенков настаивал на том, что на данный момент нет доказательств в поддержку утверждений о коррупции в системе.

«В ГИБДД есть отдел, который занимается жалобами, но жалоб на коррупцию в него не поступало», — сказал он.

«Пока этот вопрос постоянно появляется в прессе, мы не можем понять, является ли это какой-то пиар-кампанией или действительно существуют серьезные противоречия в работе разных подразделений ГИБДД», — сказал он.

«Должны быть свидетели и точные факты — тогда могут быть приняты определенные меры».

Он добавил, что за последние годы сменилось 99 процентов инспекторов ГИБДД, из-за чего, по его словам, купить лицензию практически невозможно.

Прокуроры также не планируют принимать срочные меры по борьбе со взяточничеством.

«Я бы не сказал, что внимание к работе ГАИ является приоритетной задачей борьбы с коррупцией в государственных органах, — заявил старший прокурор управления безопасности дорожного движения Генеральной прокуратуры Олег Александров на заседании круглый стол.

Михаил Блинкин, эксперт по транспорту, ведущий колонку в российском Forbes, говорит, что в законодательстве есть общий пробел, когда дело касается дорожно-транспортных происшествий.

Он указал на аварию на Минской улице в сентябре, в которой погибли семь человек, высмеивая тот факт, что водителю, устроившему аварию, было предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве, которое по российскому законодательству определяется как причинение чьей-либо смерти по «невнимательности». Обвинение, предъявленное этому водителю, влечет за собой наказание в виде лишения свободы на срок до девяти лет; он сталкивается с несколькими пунктами обвинения.

В результате, по словам Блинкина, изменения в законодательстве, касающиеся автошкол, мало что дадут.

«Автошколы не могут быть причиной того, что в России на 10 000 автомобилей умирает в 10–15 раз больше людей, чем в странах Запада», — сказал он.

«Основные вещи не работают — вот в чем проблема».

Статьи по теме :

  • Медведев предлагает увеличить штраф до 16 000 долларов за нарушение правил дорожного движения
  • Местный депутат убил подростка в аварии
  • Сумасшедшие дороги Москвы: автомобилист сбил 7 автомобилей после поворота не туда

Застрял | The New Yorker

Ужасное движение в Москве уже давно стало печально известным, но в прошлом году оно стало ощущаться как угроза существованию. Первый снегопад минувшей зимы, в начале декабря, парализовал город. Андрей Колесников, кремлевский корреспондент Коммерсантъ и, наверное, самый известный печатный журналист страны, не смог вовремя добраться до аэропорта, чтобы вылететь с премьер-министром Владимиром Путиным в Нижний Тагил. Вместо подробного описания мужественных приключений Путина в металлургической столице Урала Колесников в своей колонке на следующий день описал его собственную эпическую неудачную поездку в аэропорт. Центр анализа трафика Яндекса, ведущей поисковой системы в стране, сообщил о рекордно низком рейтинге 10 в течение шести часов подряд. Той ночью популярный антикремлевский блогер, пробираясь вдоль реки в центре города, столкнулся с водителем скорой помощи, который стоял возле своего автомобиля и лениво бросал снежки с набережной; он так долго стоял в пробке, объяснил он, что его пациент уже мертв.

Мэр Юрий Лужков, который все происходящее в городе воспринимает очень близко к сердцу, возможно, потому, что за эти годы он и его жена стали лично владеть добрым куском города, отреагировал решительно: обвинил метеорологов. Они недооценили снегопад. Если бы они не начали прогнозировать лучше, были бы проблемы. Однако в последующие месяцы каждый раз, когда выпадал снег, город наносил ущерб. В трех отдельных случаях были обстреляны водители снегоуборочных машин при столкновении с другими транспортными средствами; один из водителей, застреленный дежурным полицейским, погиб. Даже без снега движение машин по кольцевому лабиринту Москвы невероятно утомляло. В пасмурный и скользкий день в конце февраля в час пик роскошный «Мерседес» вице-президента «Лукойла», крупнейшей нефтяной компании страны, на большой скорости столкнулся с небольшим «Ситроеном». Пассажиры «Мерседеса» отделались поверхностными травмами; «Ситроен» смялся, как бумажный пакет, а водитель и ее невестка — оба врачи — погибли.

Авария переросла в скандал. Полиция заявила, что виноват «Ситроен», но автомобильные активисты быстро нашли свидетелей, которые заявили, что «Мерседес» выехал на центральную аварийную полосу, отведенную для машин скорой помощи и полицейских машин, а затем на полосу встречного движения. Особенно бесил сам Мерседес, черный С-500 с сиреной: годами эти обезумевшие черные Мерседесы ездили на красный свет, пользовались аварийной полосой и всячески тиранили других водителей. Некоторые из них технически имели право все это делать, поскольку принадлежали к одному из органов федеральной безопасности в Москве, или к депутатам Думы, или к Путину; но большое количество просто принадлежало богатым людям с хорошими связями. Теперь они убивали людей. Через несколько дней после аварии молодой рэпер Noize MC записал яростную песню «Mercedes S-666», в которой он чревовещал безобидного на вид вице-президента «Лукойла» как Сатану: «Все эти сатанинские костюмы, это просто дурачество. / Одевшись так, они никогда не будут похожи на меня. . . . Я работаю здесь на совершенно другом уровне. / У меня есть чемодан, полный наличных денег, чтобы избавить меня от неприятностей». Припев песни выражал классовый конфликт, лежащий в основе дела: «Уйди с дороги, грязные мужики. / На дороге патриций.

Месяц спустя в понедельник утром две молодые женщины с Кавказа в час пик взорвали бомбы в центре города. Первая взорвала себя на Лубянке, станции метро прямо под штаб-квартирой Федеральной службы безопасности, а вторая — на ближайшей остановке, спустя сорок минут. Аварийные службы отреагировали быстро, и, поскольку не могло быть и речи о том, чтобы машины скорой помощи пробились через пробки от места взрывов до больницы, тяжелораненых вывезли на вертолете. Однако, учитывая сорокаминутный перерыв между взрывами, пресса начала задаваться вопросом, почему метро не эвакуировали сразу после первой бомбы. Ответ представителя метрополитена последовал незамедлительно. «Вы не представляете, что случилось бы, если бы мы закрыли целую ветвь системы», — сказал он. Город был настолько перенаселен, его деятельность была такой слабой, что лучше рискнуть еще одним взрывом, чем перекрыть артерию. «Город находится на грани транспортного коллапса, — сказал мне транспортный эксперт Михаил Блинкин. «Москва просто перестанет функционировать как город. Мы с тобой будем жить в разных городах. Некоторые люди будут жить в одном районе, а другие будут жить в другом районе, и это будет нормально, за исключением того, что они не смогут добраться из одного района в другой».

Впервые я заметил масштабы московской транспортной проблемы весной 2007 года, когда пил кофе в Кофейном зерне на Сретенке, через дорогу от Лубянки и за углом штаб-квартиры Лукойла. Раньше в Москве нельзя было купить кофе ни за любовь, ни за деньги, поэтому я не возражал, что это был нехороший кофе и что он стоил четыре доллара. То есть я возражал, но что я мог сделать? Итак, я сидел, потягивая свой четырехдолларовый кофе и глядя в окно, как вдруг перед кофейней появилась моя сестра и остановилась в пробке. Недавно она купила темно-синюю «Хонду Элемент», которая выглядит как моторизованная версия машины Фреда Флинтстоуна, только водитель сидит странно прямо. Дальше Сретенка пересекала гигантское Садовое кольцо, огибающее Кремль в радиусе полутора километров и обозначающее границу исторического центра города. На большей части своей длины он имеет двенадцать полос движения; в определенные моменты это восемнадцать. Тем не менее, он часто засоряется. На перекрестке Сретенка-Садовое кольцо полицейский вручную включает свет, пытаясь разгрузить движение, но безрезультатно. Итак, моя сестра, всего в двадцати футах от меня, сидела так же, как и я, как будто она сидела за другим столом. Момент растянулся во времени; Я глотнул кофе. Когда, в конце концов, свет изменился, и моя сестра продвинулась вперед на несколько корпусов машины, это было так, как будто она просто пересела на другой стол. Если бы кофе был дешевле, я бы принес ей один.

Несколько поколений, даже несколько веков вели город к этому месту. Его ранние правители построили Москву как концентрическую серию крепостей, окруженных стенами, с Кремлем в центре. После того, как правительство оставило Москву в пользу Санкт-Петербурга, в начале восемнадцатого века старая столица развивалась беспорядочно, как огромный базар. В послереволюционное время, когда большевики перенесли правительство обратно в Москву, чтобы подальше от немцев, возникли разные фантазии, чтобы все это перевернуть: авангардисты представляли себе социалистическую Москву чистых прямых углов; другие предлагали просто покинуть город. Многие считали, что Кремль, нагруженный церковью символ средневековой тирании в центре города, должен быть приуменьшен, если не хуже. К тому времени, когда Советы были готовы что-то с этим сделать, во главе был Иосиф Сталин, и при нем средневековый характер Москвы принципиально не изменился. Вместо этого сталинцы построили гигантские проспекты, которые расходились во все стороны от Кремля, как лучи солнца. На этих проспектах было мало автомобилей, но они обеспечивали хороший обзор советским лидерам во время военных парадов.

Потом пришел капитализм. Законы о регистрации, из-за которых в советское время было практически невозможно переехать в Москву, перестали действовать, а тем временем по периферии империи бродили хаос, деиндустриализация и этническое насилие. Очень скоро стало ясно, что то, что Москва потеряла в политическом авторитете, она приобрела, а затем и экономическое. К концу 90-х годов в Москве проживало больше людей со всего бывшего Советского Союза, чем когда Советский Союз был единым государством. Спасаясь от бедности, приезжали люди из сельской России, стран Центральной Азии и Украины; выходцы с Кавказа спасались от войны.

Все хотели машины. План города в отношении этого состоял в том, чтобы вообще не иметь плана. Планирование было для социалистов; при капитализме рынок разберется. В постсоветские годы Москва заполнилась сначала киосками, и хлипкими отдельно стоящими продуктовыми магазинами, и старушками, торгующими носками. В конце концов, их заменили офисные здания, мегамагазины и даже роскошные кондоминиумы; места, когда-то отведенные для новых дорог или станций метро, ​​были отданы под строительство. Блинкин вспоминает о поручении, которое он получил от советского правительства всего за несколько месяцев до его краха, спрогнозировать темпы роста автомобилестроения на следующие двадцать пять лет. «Мы знали траекторию автомобилизации во многих странах мира, поэтому точно предсказали, что произойдет», — говорит он. Произошло то, что количество автомобилей в Москве уменьшилось с шестидесяти на тысячу жителей в 19с 91 до 350 в 2009 году. «И мы очень гордились собой за то, что были такими умными. Потом, через какое-то время, я встретил ребят, которые продавали иномарки, которые сделали маркетинговый прогноз, и без наших международных аналогов или моделей они просто подумали: ну, ограничения сняты, иномарки можно покупать так же, как и Российские, и они прогнозировали такие же темпы роста, как и мы! Эти автомобильные дилеры предсказали это». Блинкин пренебрежительно относился к автомобильным дилерам, но в начале девяностых среди них были одни из самых блестящих умов страны. В конце концов, первое большое постсоветское состояние было нажито не на нефти, газе или никеле: это пришло позже. Это было сделано, когда Борис Березовский, математик и теоретик игр, начал продавать автомобили.

Весной прошлого года мэр Лужков уволил начальника городского управления транспорта. Несколькими неделями ранее свергнутого начальника, как и трех мужчин, которые предшествовали ему за предыдущие семь лет, подвергли резкой критике за то, что он не смог разрешить транспортный кризис. Есть много проблем, о которых Лужков делает вид, что не знает, но трафика среди них нет. На самом деле иногда кажется, что мэр ни о чем другом не думает. Всякий раз, когда он уезжает за границу, он возвращается с волшебным решением проблемы; всякий раз, когда у него есть лишние деньги, он строит дороги и роет туннели. Он ведет беспощадную войну со светофорами — «У него детское представление, что если бы он мог просто избавиться от всех светофоров, все было бы хорошо», — говорит Блинкин, — и на одном центральном участке, идущем от Кремля почти на всем протяжении , но не совсем, в аэропорт Шереметьево, за городом, он их почти устранил. Он превратил многочисленные улицы с двусторонним движением в улицы с односторонним движением и даже предложил сделать чудовищное Садовое кольцо односторонним. Ничего не помогает. Москвичи продолжают покупать (и воровать, и утилизировать, и заказывать на eBay в Северной Америке, и отправлять в Финляндию) автомобилей больше, чем Лужков может построить дорог для их проезда.

Разумным шагом было бы инвестировать в общественный транспорт, построить в городе справедливо известную, но редкую сеть метро и вернуть трамваи, которые убили литературного редактора в начале «Мастера и Маргариты»; вместо этого Лужков прохладно относится к метро и активно враждебно относится к трамваям. Общественный транспорт для неудачников. Вместо этого он потратил миллиарды на расширение МКАД (кольцевой дороги вокруг города) и достройку легендарного Третьего транспортного кольца, автострады между Садовым и МКАД, о которой москвичи говорили с 19-го века. шестидесятые. По данным центра анализа трафика Яндекса, Третье кольцо сейчас является самой загруженной артерией города. Лужков непреклонен: он начал работу над «Четвертым кольцом»!

«Ни один город никогда не строился из пробок, — сказал мне эксперт по транспорту Вукан Вучич из Пенсильванского университета. «Это невозможно.» Вучич посетил Москву в октябре и был подавлен увиденным, хотя и в некотором роде впечатлен. «В центре есть улицы шириной по четыре-пять полос в каждом направлении», — сказал он. «Вы могли бы подумать, что они не могут быть перегружены, но они перегружены».

В последние несколько лет в Россию часто приезжали гости, чтобы попытаться помочь. Прошлой осенью я обедал с Киитиро Хатоямой, экспертом по дорожному движению из Японии. Как я узнал позже, Хатояма — сын Юкио Хатоямы, до недавнего времени премьер-министра Японии, но он находился в Москве в должности инженера-дорожника, преподавал в МГУ. Мы ели в закусочной «Старлайт», проамериканской реликвии 1990-х, спрятанной в маленьком парке недалеко от Садового кольца. Я хотел знать, как в городе с такими широкими улицами может быть такое ужасное движение. Хатояма поднял три пальца.

«Есть три основных фактора, которые определяют трафик в городе», — сказал он.

Палец 1: «Поведение водителя». Волнует ли водителей, что если они въедут на перекресток до того, как загорится красный свет, есть вероятность, что они застрянут и создадут пробку? Русских драйверов нет. Нетерпеливые, злые, они схватятся за любой дюйм дороги, который им предложат. Русские водители — мудаки. Хатояма выразил это по-другому. «Российским водителям не хватает дальновидности, — сказал он.

Палец 2: Сама система дорожного движения, то есть организация дорог. Радиальный характер Москвы ставит ее в несколько невыгодное положение по сравнению с городами, расположенными на сетке, такими как Нью-Йорк, но этот недостаток не обязательно должен быть решающим: Токио также является радиальным городом. Главная претензия Хатоямы к Москве — отсутствие возможностей для левого поворота.

«Что касается вашего счета, я наконец-то научился говорить «нет».

Палец 3: Социальный строй, который всегда отражается на дорогах. Однажды ночью прошлым летом я поздно вышел из дома и взял такси домой. Улицы в этот час были пусты. Когда мы с таксистом проезжали мимо Пушкинской площади, мы заметили милиционера, который бежал впереди нас, а затем садился на дорожную будку на углу. Свет стал красным. Он вышел из будки и побежал к будке на следующем углу. «Кто-то идет», — объявил мой водитель. Мы просидели перед красным светом несколько минут. Все было тихо. Затем со стороны Кремля появился кортеж черных «Мерседесов» и внедорожников, пронесся мимо нас и исчез в ночи. Прошло десять секунд, и загорелся зеленый свет. «Это феодальная структура», — сказал Хатояма о привилегиях, предоставленных российской элите в системе дорожного движения. «Это вызывает много проблем». Он опустил три пальца и вернулся к бутерброду.

«Есть ли еще такое место?» Я попросил. «Разные правила для разных водителей?»

Хатояма медленно жевал бутерброд. Когда он, наконец, ответил одним-единственным словом, в его тоне было некоторое удовлетворение. — Китай, — сказал он.

Несколько лет назад в Москве пытались ввести платные парковки в центре города. В конце концов, странно, что в одном из самых дорогих городов мира можно парковаться бесплатно. Власти направили мужчин в оранжевых жилетах для приема оплаты за парковку на улице. Очень быстро появились фальшивые парковщики, тоже в оранжевых жилетах, а затем пресса сообщила, что настоящие парковщики доставляют в город лишь часть доходов от парковки. В конце концов мэр Лужков поддался давлению общественности и отменил платные парковки на улицах города.

В Москве сейчас бунт с парковками. Машины паркуются на пешеходных переходах, на островках безопасности, во многих тихих двориках в центре города, на исторических площадях. Вучич из Пенсильванского университета сравнивает ее с Австрией 1970-х годов. «Вы бы поехали в Зальцбург, чтобы посмотреть на статую Моцарта», — сказал он. «Но вы не могли этого увидеть, потому что Зальцбург был большой автостоянкой». С тех пор австрийцы позаботились об этой проблеме с зонированием, вывесками и обеспечением соблюдения. В Москве дела обстоят хуже. По всему городу висят знаки, указывающие на запрет парковки, но правила соблюдаются лишь изредка, а штрафы ничтожны. В результате московский пешеход проводит много времени, карабкаясь по машинам или вокруг них, иногда даже вытесняясь на улицу из-за того, что машины вылезли на тротуар.

Блинкин считает проблемы с парковкой символом общего отсутствия в городе правовой культуры и культуры планирования. «Попробуйте это в Мюнхене или Бостоне!» он говорит о парковке на тротуаре. По мнению Блинкина, автора легендарной статьи «Этиология и патогенез московского дорожного движения», существуют серьезные социальные и структурные проблемы, препятствующие движению московских автомобилей. Широкие проспекты, например, годятся только для военных парадов. В Нью-Йорке, напротив, существует элегантная двухуровневая дорожная система: уровень улиц, на котором пешеходы являются первичными, а автомобили — второстепенными, и уровень автострад (F.D.R. Drive, Brooklyn-Queens Expressway), где правят автомобили и есть вообще без пешеходов. По словам Блинкина, в Москве нет ни одной нормальной автомагистрали. Даже внешнее кольцо, которое должно служить кольцевой дорогой для автомобилей, пытающихся полностью объехать город, с момента своего расширения десять лет назад выросло из десятков торговых центров, каждый из которых имеет несколько выездов и въездов на шоссе. Предлагаемое «Четвертое кольцо» ничего из этого не решит. «Вы не можете просто отправлять людей по кругу!» — восклицает Блинкин. «В конце концов им нужно выйти, а потом что?» Более глубокая проблема — или, скорее, единственный способ начать решать многие глубокие проблемы — политическая: Лужков, правящий Москвой вот уже почти двадцать лет, должен уйти.

Блинкин — стройный, энергичный мужчина лет шестидесяти с колючими седыми усами. Он обучался на престижном математическом факультете МГУ, но потом, неуспев на выпускном экзамене по истории КПСС, смог найти работу только в НИИ дорожного движения. «Сначала я был разочарован, — сказал он мне. «Но потом я прочитал еще немного и понял, что над этим работали очень умные, респектабельные люди». Почти двадцать лет он провел в двух советских научно-исследовательских институтах, занимавшихся «градостроительством», а в 1990 открыл частный мозговой центр по дорожному движению. Блинкин любит водить машину, и, когда мы впервые с ним связались, у него был серебристый Mercedes E-серии 1999 года выпуска. Но я так и не смог заставить его прокатить меня на нем. «Сегодня я поеду на метро», — говорил он, когда я звонил. «Нужно быть идиотом, чтобы водить машину в таких условиях».

В последние годы Блинкин, по мере того, как он высказывался все больше и больше, стал напоминать классического диссидента — Сахарова дорожного движения. Тем не менее, в стране, где деятели оппозиции систематически не допускаются к средствам массовой информации, Блинкин подвергается большему воздействию, чем он может вынести. «За последнюю неделю я был на телевидении четыре раза, — сказал он мне, когда мы впервые встретились, — и я потерял счет интервью в печати». В нынешнем политическом климате трафик — это проблема, которую готовы обсуждать все: средства массовой информации, контролируемые Кремлем, потому что они выставляют Лужкова в плохом свете; Лужкова, потому что он одержим этим. Вучич, родившийся в Белграде, с удивлением заметил, что у него брал интервью старый партийный рупор 9.0121 Известия . «Никогда в жизни не думал, что меня напечатают в «Известиях»! , — сказал он.

Как и в других крупных городах, в Москве есть транспортный узел с множеством больших мониторов, показывающих многие городские перекрестки. Несколько десятков сотрудников ГИБДД следят за ситуацией, вызывая своих людей в дорожные будки, чтобы сообщить им, что они должны делать. Я получил короткую экскурсию по объекту в начале этого года, и это было впечатляюще. Огромные мониторы; полицейские в форме перед ними; движущийся или стоящий на месте транспорт под наблюдением полицейских — это давало меру мегаполиса, делало его управляемым. Но это была в каком-то смысле иллюзия: хотя полиция и может смотреть, она беспомощна. Мой проводник указал на мониторные берега беднейших южных и восточных районов города, где, как говорят, самое интенсивное движение. — Это худшие части? Я спросил его.

Он обдумал это, не желая, может быть, обидеть южный и восточный маршруты. «Это все худшая часть», сказал он наконец.

Основным конкурентом полиции в сфере дорожной информации является Яндекс, который начал отслеживать трафик на своем сайте в 2006 году, а в 2008 году создал отдельный «аналитический центр» Яндекс Пробки ( пробка — пробка). Яндекс Пробки периодически выпускает информационные документы о состоянии дорожного движения и ведет блог с интересными сведениями о дорожном движении, но его главная задача — постоянно обновлять уже ставшую знаковой трехцветную карту улиц города, показывающую транспортный поток в реальном времени на количество маршрутов. Над картой указан рейтинг общего трафика на данный момент от 1 («Улицы чисты») до 9.(«Город остановился») и 10 («Лучше на метро»). Probki теперь имеет около полумиллиона ежедневных посетителей в Москве, идя ноздря в ноздрю с новостями и изображениями, а с погодой не за горами.

Когда прошлой зимой я был в гостях, Яндекс занимал низкое современное офисное здание за Курским вокзалом. Хоть и в центре города, от метро идти далековато, и туда меня доставил белый шаттл Яндекса. Трехцветная карта Яндекс Пробки крутилась на большом плазменном экране над администратором. Наверху одна небольшая комната была отдана трем мужчинам, представлявшим старую гвардию дорожных наблюдателей: словно в миниатюре центра ГИБДД, они сидели перед компьютерными мониторами и отслеживали почти сотню камер с улиц. города, поворачивая камеры туда, где это необходимо, чтобы не отставать от событий, и сверяли увиденное с большой картой. Но в распоряжении центра есть более совершенные инструменты. Как пояснила глава «Яндекс-карт» Мария Лауфер, установка камер по всему мегаполису обойдется непомерно дорого. Другие города используют датчики, встроенные в тротуар, для измерения транспортного потока; в Москве им трудно пережить и погоду, и ремонт дорог, который требует погода. Так что «Яндекс», по словам Лауфера, придумал «что-то вроде коммунизма — в хорошем смысле этого слова». Ее коллега Леонид Медников обновил формулировку: «Это Вики». Сначала водители присылали информацию по телефону или текстовыми сообщениями. По мере того, как все больше и больше водителей стали использовать смартфоны с поддержкой GPS, Яндекс попросил их загрузить программное обеспечение Яндекса на свои устройства, чтобы информация об их передвижениях могла автоматически отправляться на серверы Яндекса. По мере роста программы она способна давать все более точную и всеобъемлющую картину дорожной ситуации в любой момент времени. Пока я осматривал офис, пошел снег. Через некоторое время Медников вошел в конференц-зал, неся перед собой ноутбук, как фонарь. «Уже в 10!» он объявил о дорожном индексе. «Он увеличился с 5 до 10 за полтора часа!» Так получилось, что шаттл Яндекса, возвращавшийся в метро со мной в качестве единственного пассажира, застрял в пробке на подъезде к Садовому кольцу.

В более поэтических моментах Блинкин обращается к «Южному шоссе» Хулио Кортасара, рассказу 1964 года о людях, застрявших в огромной пробке на обратном пути в Париж после выходных, застрявших в ней так надолго, что они начинают жить в нем. («Сначала девушка в «Дофине» настаивала на том, чтобы следить за временем, — начинается рассказ, — хотя для инженера в «Пежо 404» это уже не имело значения».) Услышав это, я вспомнил повесть Владимира Сорокина Очередь», из эпохи брежневского застоя, которая тоже об очереди — очереди людей, ожидающих купить что-то (никогда не понятно что, да и сами не знают), очередь такая длинная, такая сложная, что они тоже начинаем жить в нем.

Мы уже были здесь. Машины, стоящие в бесконечных очередях на многолюдных московских улицах: они ни на что так не похожи, как на людей, которые раньше стояли в бесконечных очередях у московских магазинов за польскими пальто, чешскими туфлями и, как известно, туалетной бумагой. Теперь, более комфортно, они ждут света. Они готовы терпеть все виды унижений, чтобы продолжать водить машину. Недавно моего друга Леню, корпоративного юриста, остановила милиция и обвинила в вождении в нетрезвом виде, хотя он за пятнадцать лет не выпил ни капли алкоголя. В другой раз Леня нашел свою машину застрявшей во дворе, где он припарковался, потому что его жители поставили ворота, пока его не было; не найдя никого, чтобы спросить об этом, Леня, наконец, разобрал ворота с помощью некоторых инструментов, которые он всегда держит в своей машине.

Тем не менее, он продолжает водить машину, и, катаясь с ним на своем длинном черном Mercedes CL («Comfort Leicht»), вы можете понять, почему. Машина настолько интеллигентна, настолько заботлива, что не даст вам захлопнуть двери до конца, опасаясь, что вы пораните пальцы. Он немного подождет, позволяя вам добраться до безопасного места, и только тогда закроет дверь. С «Мерседесом» Лёни на вещи видишь другой взгляд. Снаружи город грязный, грязный, наполненный выхлопами; Мерседес едет плавно, закутывая вас в кожу. Город жесток, хаотичен и антидемократичен; в «мерседесе» можно послушать, как тонко, интеллигентно рассуждают либералы о последнем редуте независимых российских СМИ, «Эхо Москвы». В Москве есть гораздо худшие места, где можно попасть в ловушку.

За последние несколько лет московские водители стали одной из самых активных социальных групп города, организуя ликвидацию коррумпированных счетчиков и лоббируя расширение дорог. После гибели двух врачей при столкновении с «Мерседесом» Лукойл группа водителей начала прикреплять к крышам своих автомобилей синие ведра с песком, имитирующие сирены, в знак протеста против злоупотребления сиреной со стороны городских банкиров и нефтяные руководители. Это была одна из самых успешных гражданских акций за последние годы. И в этом есть смысл: «автовладелец» — это единственная социальная категория, которая фактически была создана за последние двадцать лет, в отличие от всех социальных категорий, которые были уничтожены. Возможно, это и есть появление, наконец, имущих, заинтересованных — и разочарованных, эгоистичных, невротических — среднего класса.

Утром взрывов в московском метро город пришел в смятение; только экстренным службам удалось добраться куда-либо. На фотографиях платформы метро, ​​сделанных через несколько минут после взрыва, среди обломков видны медики, склонившиеся над ранеными. Когда Блинкин на антикремлевском веб-сайте восхвалял реагирование на чрезвычайные ситуации, комментаторы отвернулись от него. «Меня также впечатлила скорость», — сказал один из них, поднимая старую оппозиционную догму о кремлевском заговоре. «Кажется, они заранее знали, что и где произойдет».

Я спросил своих друзей в Яндексе, какой был трафик в тот день. Ответили в подробном письме. «После первого взрыва на Лубянке (7:56) на прилегающих улицах стали постепенно образовываться пробки», — писали они. «После второго взрыва (8:36) загруженность продолжала расти и оставалась на высоком уровне до 11 часов. Напротив, в обычный будний день заторы достигают своего пика в 9:90 121 утра. , а затем начинает стекать».

Следующие два дня были более загруженными, чем обычно, так как многие люди, которые обычно ездили на метро, ​​вместо этого решили поехать на работу. Но Москва не могла так функционировать вечно. «К четвергу, — заключили аналитики Яндекса, — город пришел в норму».

Это правда. Вскоре газеты сообщили, что между сыновьями двух московских чиновников произошла ссора. Сын городского префекта застрял на своем «лексусе» в пробке; сын муниципального нотариуса ехал на велосипеде, пробираясь сквозь пробку, когда случайно задел «лексус». Сын префекта вышел из машины и толкнул на землю сына нотариуса (студента-политолога). Униженный сын нотариуса ушел и нашел где-то бейсбольную биту — дома или в магазине спортивных товаров, отчеты еще не установили — и вернулся, чтобы найти сына префекта 9.