Skip to content

Gdrom: Создание образа GD-ROM с помощью обычного привода (с картинками) / Hardware / DC-SWAT

Создание образа GD-ROM с помощью обычного привода (с картинками) / Hardware / DC-SWAT

    GD-ROM, на самом деле, это обычный CD-ROM с блестящей полоской, которая разделяет зону обычной плотности (меньшую, расположенную ближе к середине диска), и зону высокой плотности (большую, расположенную ближе к краю диска). Впрочем, высокая плотность записи не мешает обыкновенному приводу прочесть данные, находящиеся в ней, мешает, скорее, именно эта блестящая полоска.

    Когда вы вставляете обыкновенный диск в дисковод, он начинает раскручиваться и привод считывает оглавление диска (TOC — Table of Contents), в котором записана информация о количестве дорожек, и где они расположены на диске. Считывание это происходит на уровне прошивки привода, и воспрепятствовать этому, мы, к сожалению, не можем. Так вот, в GD-ROM таких оглавления два! И второе находится за пределами блестящей полоски с красующейся на ней надписью «PRODUCED BY OR UNDER LICENSE FROM SEGA ENTERPRISES, LTD. », до которого обычный привод никак не сможет добраться, т.к. считывает только первое оглавление, которое ограничивает «видимый» размер диска областью, находящейся ДО этой самой блестящей полоски. И ни одна существующая программа не сможет прочесть то, что находится ЗА пределами, описанными в этом оглавлении, т.к. отосланные приводу команды прочесть сектора за пределами первого оглавления будут напрочь отвергаться прошивкой, ибо она то «видит», что размер диска меньше, и читать за его пределами вовсе бессмысленно и совсем не нужно.

    Чтобы прочесть второе оглавление, нам придется

разобрать дисковод

обмануть прошивку привода, подсунув ей сначала диск с оглавлением, в котором указан настоящий размер диска, а потом поставив на его место нужный нам GD-ROM. Тогда привод соизволит прочесть нужные нам данные. Этот метод называется «методом горячей подмены», о котором и пойдет речь далее…

Что для этого понадобиться?

Из духовного мира:

  • Побороть страх что-то сломать
  • Возможность разобрать свой компьютер и не только (да, при некоторых обстоятельствах, вам всё-таки придется разобрать дисковод, так что если вы раньше ничем подобным не занимались — приготовьтесь)
  • Терпение

Из физического мира:

  • Один ненужный дисковод (на самом деле не важно CD или DVD), который будет не жалко, в случае надобности, разобрать, и который способен читать 80-минутные CD болванки (с так называемой функцией «экстрачтения», позволяющей ему считывать данные за пределами lead-in и lead-out; такой способностью, обычно, обладают старые, уже никому не нужные CD-ROM’ы, которые легко достать за бесценок на барахолках)
  • Две CD-R болванки любого качества (кстати их вы сможете потом использовать для всех GD-ROM, которые захотите сдампить) или один CD-RW

Ну голова, руки, ноги, а также отвертка, как само собой разумеющееся, должны быть у каждого.

Из виртуального мира:
     и‬   ‬
CloneCD      Подготовленный образ

CloneCD нам понадобиться для записи подготовленного образа, который поможет обмануть привод и заставить его прочитать GD-ROM. Образ имеет структуру идентичную структуре GD-ROM, но записывать мы его будем на обычный CD.

CDRWIN 4.0 (именно 4.0, а не 5, 6, 9 — это уже совсем другая программа от других разработчиков)

Эта программа нам понадобится как раз для извлечения второго оглавления диска (с зоны высокой плотности), а после и самих дорожек с данными и аудио.

GD Lister

Утилита от нашего испанского брата по Dreamcast’ерству Yursoft’a.

Предназначена для просмотра дорожек в образе GD-ROM и информации о них.

Понадобится нам для определения начала и конца дорожек с данными из уже извлеченного оглавления.

Extract

А с помощью этой программки мы совместим извлеченные дорожки с настоящим оглавлением GD-ROM’a. Хотя это и не основная её функция, и предназначена она для извлечения файлов из образов, не имеющих TOC.



Приступим.

    Не беспокойтесь, ничего паять не нужно, достаточно просто снять верхнюю крышку, и, возможно, переднюю панель. Это необходимо для свободного доступа к лотку дисковода, чтобы в нужный момент поменять диск-обманку на наш GD-ROM.

    Винты обычно находятся снизу. Переворачиваем дисковод, и выкручиваем их.

    На данном этапе, пока дисковод еще не оголен, нам необходимо открыть лоток, для того чтобы снять переднюю панель. Сделать это можно тремя путями: можно подключить к дисководу только провод питания от предварительно выключенного компьютера, затем включить его, нажать кнопку открытия лотка и выключить компьютер горячим способом (либо долго зажимая кнопку питания, либо выключив блок питания (если на нем имеется выключатель), либо выдернув шнур из розетки), можно пойти по пути меньшего сопротивления и подключить дисковод к работающему блоку питания компьютера, открыть лоток, и вынуть провод питания из дисковода, уверяю вас, ничего страшного не произойдет, так просто проще.

    Но если вы всё-таки боитесь, есть и другой способ. На передней панели обычно есть такая маленькая дырочка. Необходимо взять тонкую, но длинную иглу или проволоку, и просунуть её в эту дырочку до щелчка, тогда можно будет свободно выдвинуть лоток. Если же вы всё-таки не нашли эту дырочку, то скорей всего, всё-таки придется подключать дисковод к питанию.

    Далее, для того чтобы снять кожух, нам необходимо освободить его от защелок передней панели.

    Осторожно одной рукой поддеваем верхнюю крышку, второй просовываем отвертку между нижней и верхней крышкой и делаем отверткой движение рычага, до тех пор, пока не освободится защелка. Далее, не отпуская крышку сзади, проделываем тоже самое со второй защелкой с другой стороны. Останется одна защелка снизу — её легко освободить, просто сняв нижнюю крышку кожуха. Потом, выдвигаем панель вперед, и снимаем верхнюю крышку.

    Вставляем в лоток любой диск, ставим переднюю панель обратно, задвигаем лоток вручную, смотрим — не мешают ли защелки/пластиковые окончания панели свободной замене диска, если да — придется её снять.

    Чтобы снять панель, нужно снять с лотка переднюю панельку.

    Для этого — переворачиваем дисковод, видим защелки на панельке, отодвигаем её вперед, и по бокам выдвигаем её вверх. Всё, теперь можно снять переднюю панель.

Готово!

    Теперь стоит обратить внимание на магнитный выравниватель диска, он находится над диском и удерживает его во время раскрутки, так, чтобы он не ходил ходуном. Нередко, он находится в самой верхней крышке, как и в моем случае:

    Тогда придется ставить верхнюю крышку обратно, и обеспечить легкий доступ к её снятию, а когда придет пора менять диск — осторожно снимать её, вставлять нужный диск, и водружать её на место.

    Если же выравниватель устроен отдельным механизмом — считайте, вам повезло, и нужно будет просто отодвинуть его, чтобы заменить диск.


    Приготовления дисковода окончены, подключаем его (В ВЫКЛЮЧЕННОМ СОСТОЯНИИ КОМПЬЮТЕРА!!!) к питанию и материнской плате (в зависимости от интерфейса дисковода к IDE, SCSI, SATA или USB) и ставим на системник, либо если какие-то непреодолимые силы природы (например длинна кабеля) препятствуют этому — можно положить его и рядом (на пол, на стол, в зависимости где у вас находится системник).

    ВНИМАНИЕ!!! В дисководе находится ЛАЗЕР, попадание луча которого, на тело (а особенно в глаз) ведет к ухудшению вашего здоровья (в том числе к ожогам, выжиганию сетчатки глаза, имплант которой стоит $100000, как следствие частичной или полной потери зрения и т.д.). Считайте, что вы предупреждены, и ни я, ни автор данного сайта, не несем никакой ответственности за ваше неосторожное обращение с лазером привода. Читая любую часть данной статьи, даже не читав данного предупреждения, вы соглашаетесь, что не будете предъявлять никаких претензий, в случае нанесения ущерба вашему здоровью или имуществу, в следствии прочтения данной статьи. Всё, что вы делаете, вы делаете на свой страх и риск, и ответственность за нанесенный ущерб вашему здоровью или имуществу лежит полностью на вас.


    Теперь займемся приготовлениями диска-обманки.

    Для этого необходим образ с TOC, в которой размер (LBA) указан количеством секторов равным 549150, именно столько секторов содержит в себе GD-ROM. К счастью пиратские релиз-группы (такие как Echelon, Utopia) уже позаботились о создании такого образа, и успешно в течении нескольких лет использовали его для копирования не одной сотни GD-ROM’ов. Нам осталось только записать его. Использовать записанный диск можно будет сколько угодно раз, он нам необходим, только чтобы наш дисковод «подумал», что размер диска больше, чем указано в том оглавлении, которое он может прочитать с GD-ROM’а.

    Запускаем CloneCD. Внимание! Если вы будете записывать на CD-RW, то диск должен быть пуст! Если это не так — нажмите четвертую кнопку и произведите очистку диска.

    Нажимаем вторую кнопку (Запись CD из имеющегося файла-образа).

    Выбираем подготовленный образ и жмем «Далее».

    Это окно появится, только если у вас в системе установлено несколько приводов. Выберите тот, на котором собираетесь записывать диск-обманку и нажмите «Далее».

    Здесь необходимо выбрать тип записываемого диска, в нашем случае это «CD с данными». Скорость выберите на свое усмотрение.

Жмем «ОК».

    Разумеется выбираем «Экстразапись».



    Теперь у нас есть всё необходимое, чтобы начать процесс копирования GD-ROM.

    Перед тем, как начать, убедитесь, что привод плотно закрыт кожухом (или механизм удерживания диска находится в штатном положении), стоит в доступном месте для его снятия, и у вас имеется свободный доступ к кнопке открытия лотка. В противном случае, вам придется использовать программные методы для открытия/закрытия лотка (пункт «Извлечь» в контекстном меню проводника, также команды закрытия/открытия лотка доступны в некоторых программах записи дисков).

Этап 1: Извлечение TOC

    Для начала нам необходимо извлечь оригинальное оглавление диска, которое находится между секторами 45000 и 46000.

    Вставляем в подготовленный привод диск-обманку. Запускаем CDRWIN и нажимаем кнопку посередине-сверху (Extract Disc/Tracks/Sectors).

    Выставляем такие опции:

  • Extraction Mode: Select sectors
  • CD Reader: Если у вас в системе установлено несколько приводов, выберите из выпадающего списка подготовленный привод
  • Image filename: Нажмите кнопку с тремя точками (…) и выберите папку, в которую сохранить образ, введя его название, например: toc.iso
  • Start sector: 45000
  • End sector: 46000
  • Datatype: CD Data — Mode 1 (2048)
  • Data Speed: 4x
  • Audio Speed: 4x
  • Read Retry Count: 5


    Все остальные опции оставьте по-умолчанию. Таким образом, чтобы окно с настройками выглядело примерно как на картинке:

    Теперь необходимо дождаться ПОЛНОГО останова диска, иначе, если вы снимите крышку до того, как диск остановится, он может вылететь и убить вас сильно поцарапаться. Ожидание может продлиться достаточно долго. Около 3-10 минут. При останове диск издаст характерный звук притормаживания. Если же этого звука не было, или вы его пропустили, прислушайтесь к приводу: не издает ли он каких-либо звуков? Либо, если шум от системника не позволяет этого сделать, воспользуйтесь своими тактильными ощущениями, приложите обе ладони к поверхности крышки привода и почувствуйте малейшие вибрации исходящие изнутри (только не перепутайте с вибрациями, исходящими от системного блока или работающего рядом отбойного молотка/чего либо еще). Когда у вас будут все основания полагать, что диск полностью остановился, можно приступать к снятию крышки.

    Аккуратно снимаем крышку (или отодвигаем механизм выравнивателя диска). Удобней всего это проделать (по-крайней мере оказалось с моим дисководом), сначала приподняв передний край, упираясь в лоток дисковода.

    Перед погружением GD-ROM’a лучше хорошенько его протереть, ничем специальным, просто мягкой тряпочкой без ворса, либо микрофиброй.

    Вынимаем наш диск-обманку, и водружаем на его место настоящий GD-ROM, который мы хотим с’rip’ить. Ни в коем случае не нажимаем кнопку открытия лотка! Иначе дисковод прочтет уже TOC GD-ROM’а, находящийся в области обычной плотности доступной компьютеру, и весь процесс придется начинать сначала.

    Перед тем, как вернуться к компьютеру, чтобы нажать кнопку «START», трижды убедитесь, что вы поставили крышку на место (или прижали механизм выравнивания диска) и плотно прижали её (чтобы она полностью, до поверхности на которой стоит дисковод, охватывала его внутренний корпус).

Жмем «START»!

    Если всё пойдет хорошо, то вы увидите окно прогресса копирования секторов:

    А затем уведомление об успешном завершении операции:

    Всё! Считайте, пол дела сделано. Теперь осталось узнать с помощью извлеченного оглавления границы областей с аудио и данными.

    Если же вы видите такое окошко с ошибкой:

  • Если дисковод издает несвойственные для него звуки (например равномерный гул, звук царапанья) — еще раз проверьте, плотно и на место ли вы поставили крышку дисковода
  • Если дисковод DVD, попробуйте в поле Datatype выставить значение «DVD Data (2048)»
  • Попробуйте постепенно снижать скорость в полях Data Speed и Audio Speed до 1x
  • Попробуйте увеличить количество попыток чтения в поле Read Retry Count до 10-20


    Если ничего из вышеперечисленного вам не помогло, то видимо мощности лазера не хватает, чтобы прочесть данные в зоне высокой плотности. Если вы не хотите лезть «внутрь» дисковода и «что-нибудь» сломать, то лучше вам сейчас же начать искать другой привод.

    Но в принципе «лечится» это очень просто. На головке с лазером (маленькой линзой) обычно расположен подстроечный резистор, выглядит он примерно так:

Удобней его искать с выдвинутым лотком. У меня он был расположен сзади головки, так что до него еще надо было умудриться добраться.

Или, если у вас DVD-привод, то в редких случаях их там может оказаться два:

    Тогда, вам придется определить какой из них отвечает за подстройку CD-головки.

    Берем маленькую отверточку или что-нибудь, чем можно будет его повернуть, и ОСТОРОЖНО, АККУРАТНО, МЕДЛЕННО поворачиваем его по часовой стрелке (вправо) НА САМУЮ МАЛОСТЬ (примерно градусов на 20-40, но НЕ БОЛЕЕ чем на четверть оборота), лучше делать это постепенно, проверяя, читается ли диск — поворачиваем на чуть-чуть, закрываем дисковод, вставляем диск, меняем на GD-ROM, не читает — опять, на чуть-чуть и так до тех пор пока не зачитает. Психовать в этом деле и выкручивать головку резистора на полный оборот не стоит — ИНАЧЕ ВЫ МОЖЕТЕ СЖЕЧЬ ЛАЗЕР.

    Более подробно об увеличении мощности лазера можно прочитать здесь. Правда там автор снимал нижнюю плату контроллера, этого можно и не делать, если вам всё-таки удастся добраться до подстроечного резистора.

Этап 2. Извлечение данных.

    После того, как мы извлекли оригинальное оглавление GD-ROM’a, нам необходимо расшифровать его, чтобы узнать где начинаются и заканчиваются дорожки с аудио и данными.

    Тут на помощь к нам придут утилиты от испанского сообщества Dreamcast’еров, которые были разработаны именно для этих целей.

Запускаем GD Lister и жмём выделенную красным на скриншоте кнопку.

    Появится окно открытия файла, в котором необходимо выбрать файл с нашим TOC. В выпадающем списке «Тип файлов», если файл TOC был сохранён под именем «toc.iso» или любым другим с расширением *.iso или *.bin, нужно выбрать второй пункт. Если же файл был сохранён с другим расширением — третий.

Выбираем файл, в котором мы сохранили оригинальное оглавление GD-ROM’a и жмём кнопку «Открыть».

После этого, перед нами предстает примерно вот такая картина:

    Это полный настоящий список дорожек, содержащихся на GD-ROM.

    В первой колонке отображается номер дорожки (Pista — по-испански «трек» или «дорожка»). Во второй — её тип — аудио или данные. В третьей и четвертой — начало и конец дорожки соответственно. В пятой — количество секторов, содержащихся в дорожке. В шестой — её длительность (М: С: К — Минуты: Секунды: Кадры). И наконец в последней, седьмой — её размер в байтах.

    Во всех дисках нас будет интересовать только последняя дорожка с данными (самая длинная) и, если диск с CDDA, то все аудио дорожки. Первая же — это dummy-трек, который записывается, чтобы перебросить лазер GD-ROM’a в Dreamcast’e на конец диска.

Извлечение данных

    Если начало дорожки с данными находится до сектора 370000, то нам придется разделить процесс извлечения на две части:

— с начала дорожки до сектора 369999

— с сектора 370000 и до конца диска

    После этого соединяем полученные образы командой copy с ключем /b.

    Для этого открываем командную строку через меню Пуск -> Все программы -> Стандартные -> Командная строка, или Win+R -> cmd (в Win7 можно просто ввести cmd в строке поиска программ меню Пуск).

Выполняем команду:

copy /b [путь к первому образу]+[путь ко второму образу] [путь куда сохранить склеенный образ]

Например:

copy /b «D:\data1.iso»+«D:\data2.iso» «D:\data.iso»

    После этого у нас появится почти полный образ! Но у него всё еще отсутствует TOC, и теперь настало время использовать утилиту extract, чтобы «приклеить» TOC к нашему новоиспеченному образу.

    Для этого, помещаем образ TOC, который мы сделали вначале с помощью CDRWIN (toc.iso), и образ с данными, в одну папку с утилитой extract и выполняем (из командой строки) следующее:

extract [имя образа TOC] [имя образа с данными] [номер сектора, с которого начинается дорожка с данными + 150]

Например:

extract toc. iso data.iso 90851 (90701 + 150)

Вот и всё! После этого мы получим полноценный ISO образ GD-ROM (правда без СDDA), который можно смонтировать в виртуальный привод или даже просто распаковать WinRAR’ом, добравшись таким образом до данных игры, что и являлось нашей главной миссией.


Источники:
The Dreamcast Doc v1 by StateS
Rip Guide by KORTEX


Дополнение (список приводов, 100% читающих GD-ROM):

  • Acer 50x CD-ROM
  • Actima 48x CD-ROM
  • Artec 50x, 52x, 54x CD-ROM
  • LG GCR-8522B
  • Lite-On
    • LH-18A1H
    • LTD-165H
    • SOHD-16P9S
    • SOHD-167T
  • NEC
    • CD-3010A
    • CDR-1901A
  • Pacific Digital 161040ei
  • Pioneer DVD500M
  • Plextor
    • PX-708A
    • PX-755SA
    • PX-W4824TA
    • PX-W4824TU
  • Samsung (TSSTCorp)
    • SH-D162C
    • SH-D162D
    • TS-h292C
    • TS-h452C
    • TS-h453A
    • TS-h453B
  • Yamaha CRW-2100S


Все ваши вопросы ПРИВЕТСТВУЮТСЯ! Это не финальная версия статьи, но думаю благодаря вашей помощи мы будем дополнять и исправлять её.

Спасибо за внимание!

вторая жизнь консоли / Хабр


В этой статье исследователь с сайта SonicRetro, хакер игр про Sonic и владелец более 400 игр для Dreamcast Doc Eggfan изложит удивительный постмортем о Dreamcast и выяснит, что произошло с устройствами, которые должны были попасть на полки магазинов, но в конечном итоге оказались переделанными самым интересным образом. Doc Eggfan, вам слово…

Размышляя о величайших несправедливостях в жизни, я задал себе вопрос — когда конкретно истёк срок жизни Dreamcast? Каким был точный час смерти, доктор? Мы знаем, что старушку и сегодня продолжают поддерживать самые увлечённые инди-разработчики, но когда конкретно завершилась официальная поддержка? Sega официально объявила о завершении производства оборудования для Dreamcast 1 февраля 2001 года, а самая последняя Dreamcast должна была сойти со сборочной линии в конце марта (в конце японского фискального года). В некоторых отчётах говорилось, что в то время остатки в размере 2 миллионов нераспроданных и никому не нужных Dreamcast печально лежали на каких то пыльных складах.


Или их аккуратно сложили в офисе Юкавы-сана

Примерно в мае 2004 года в Интернете циркулировали слухи о сверхредких позолоченных (или покрашенных золотой краской) Dreamcast, которые стали последними изготовленными машинами. Считалось, что они были созданы как последняя дань памяти консоли. Их связали с онлайн-соревнованиями Pro Yakyuu, проведёнными за несколько месяцев до этого, в августе 2000 года. Если вы хотите найти одну из них, то учтите, что судя по слухам, их было всего пять экземпляров.

Блистающая консоль

Чуть менее редкими были действительно последние консоли особой версии Gundam RX-78 Custom. Было создано всего 78 штук, продававшихся только через онлайн-магазин D-Direct компании Sega с 11 апреля 2002 года (выпуск консоли совпал с появлением онлайн-игры Gundam: Renpou vs. Zeon & DX). Если предположить, что заявление 2001 года было истинным, то очень вероятно, что RX-78 Custom были модифицированы из уже готовых устройств, но тут существует небольшая неопределённость. Возможно, тогда компания в последний раз запустила производственную линию?

Gundam! Какая красивая версия Dreamcast…

Как бы то ни было, что же произошло с этими 2 миллионами нераспроданных Dreamcast? Возможно, их просто вывалили на какой-нибудь свалке в Аризоне? Пока часть из них продолжала продаваться в течение последних 12 месяцев поддержки розницы, я обнаружил более приятные варианты дальнейшей судьбы нашей любимой Dreamcast (читай: теории заговора). В 2003 году в залах аркадных автоматов начала появляться игра Atomiswave компании Sammy. Несмотря на утверждения Википедии, характеристики Atomiswave были практически аналогичны параметрам Dreamcast (а не параметрам NAOMI, как ошибочно заявляется). Если поставить их рядом, то даже кажется, что ROM-картриджи Atomiswave вставляются прямо в пустое пространство, которое раньше занимал привод GD-ROM. Возможно, в конечном итоге Dreamcast не умерла в то время, которое считается моментом её смерти. Возможно, она просто прокралась внутрь нового блестящего красного корпуса, надеясь, что никто этого не заметит. Наполнившись духом расследовательской журналистики, я решил вскрыть оба устройства, чтобы сравнить, что же скрывается у них внутри.

Снимем с них корпус и приступим…

Начнём с того, что ROM-картриджи Atomiswave не являются твёрдотельной заменой привода GD-ROM Dreamcast, как я сначала подумал. Их разъёмы похожи, но не совсем одинаковы по размеру. К тому же отличается их расположение, так как ROM-картриджи вставляются в нижнюю часть перевёрнутой печатной платы Atomiswave, а привод GD-ROM подключается к верхней части материнской платы Dreamcast.

К сожалению, plug ‘n’ play здесь не прокатит

Хоть они и не полностью одинаковы, у них есть множество поразительных совпадений, а одинаковые или почти одинаковые компоненты расположены почти идентично. Но самое важное то, что в обоих устройствах используются одинаковые процессоры Dreamcast Hitachi Super-H Sh5 и GPU PowerVR2. Я непредусмотрительно решил сравнивать с одной из японских Dreamcast первого поколения, и когда вскрыл её, мне не захотелось идти до конца и отдирать всю сложную систему охлаждения из тепловых трубок, чтобы взглянуть на скрытые под ней компоненты. К счастью, материнская плата Dreamcast хорошо задокументирована в Интернете со всеми необходимыми для сравнения снимками.

Одно из этих устройств не похоже на другое… Хотя постойте, они почти одинаковы.

Так что можно сказать, что или a) труп последней консоли Sega пожертвовал свои жизненно важные органы первому проекту Sammy на рынке аркадных игр, или b) Atomiswave на самом деле является замаскированной Dreamcast, которая подверглась пластической хирургии, чтобы обмануть смерть и продолжить жить под чужим именем, вдали от ярких прожекторов, критики и грязной королевской битвы, в которую превратились ужасающие войны консолей шестого поколения. (Я решил, что мне больше нравится вторая часть этой притянутой за уши аналогии).

Это взаимовыгодное сотрудничество между Sega и Sammy, вероятно, стало важным стимулом к их слиянию в 2004 году. Хотя я не могу найти никакой информации о производственном цикле оборудования самого Atomiswave, поддержка системы программным обеспечением продолжалась ещё много лет до выпуска её последней игры в 2009 году. Вполне укладывается в картину и то, что это была обновлённая версия классики Dreamcast — игры Sega Bass Fishing Challenge, разработанной Sega Amusements USA. Как ни странно, в игре вместо фальшивой удочки используется трекбол, поэтому я не совсем уверен, насколько она сравнима с оригиналом.

Последняя игра для Dreamcast? (Примерно 2009 год.)

Для маленькой красной коробочки Sammy существует множество других игр, в основном благодаря эксклюзивной поддержке SNK Playmore после того, как эта компания покончила с собственной системой Neo Geo MVS. Такие игры, как Metal Slug 6, Dolphin Blue, Guilty Gear X Ver1.5, Fist of the North Star и Samurai Showdown VI определённо стоят вашего внимания, и многие из них пока не были портированы ни на какую другую систему. Достаточно легко приобрести плату и модифицировать её для домашнего использования, так как она основана на аркадном стандарте JAMMA, и фанаты уже десятки лет пользуются SuperGun-ами, не посещая залы аркадных автоматов.

Идите и ищите себе игры сами, это всё моё

Можно даже купить модифицированные «консольные» версии Atomiswave, для запуска которых с телевизором не потребуется никаких усилий, а в некоторых даже используются контроллеры Neo Geo AES. Однако я всегда считал, что они немного дороговаты. Но даже если вы хардкорный фанат Dreamcast, то существуют гораздо более ужасные способы потратить свои деньги, чем коллекционирование потайной библиотеки игр для Dreamcast (это гораздо веселее, чем собирать все 6 глав/футляров Grauen no Tarikago!).

Я считаю это читерством — гораздо интереснее подключать всё самому (автор не несёт ответственности за любые несчастные случаи)

Но наша история на этом не заканчивается. Как насчёт этих пропавших приводов GD-ROM? Следуя принципу «в хозяйстве пригодится», они должны были найти себе новый дом в отделе Sega Arcade/Amusement division.

И об этом я расскажу в следующей части…


В первой части статьи мы выяснили, что заявления о смерти Dreamcast в 2001 году были несколько преувеличены, и что дух системы продолжил долгое и плодотворное существование в аркадной системе Atomiswave компании Sammy. Итак, мы раскрыли часть судьбы аппаратного наследия Dreamcast, но есть и другая сторона, связанная с использованием приводов GD-ROM и самих носителей проприетарного формата GD-ROM. Неужели Dreamcast после своей смерти прожила ещё одну вторую жизнь? Давайте выясним…

Разделённые при рождении?

Gigabyte Disc, или GD-ROM был разработан Sega и Yamaha в 1998 году. Конструкция этого нового носителя напоминает параметры стандартного CD-ROM, но содержащаяся на дорожках информация упакована более плотно, благодаря чему ёмкость увеличена с привычных 700 мегабайт, как можно догадаться из названия, до чуть более 1 гигабайта. Следовательно, приводы GD-ROM должны были считывать эти диски чуть медленнее, чтобы чтение поспевало за повышенной плотностью информации, но всё равно имели возможность ускорения и считывания обычных музыкальных CD и других форматов CD. Задумка заключалась в том, чтобы создать новый формат с повышенной ёмкостью, альтернативный DVD-ROM-ам, затраты на который можно было снизить благодаря использованию рекалиброванных стандартных CD-приводов. Кроме того, это позволяло избежать непомерно высоких лицензионных сборов, требовавшихся для подключения поддержки воспроизведения DVD. Также новый формат имел низкий риск пиратства из-за ограниченного количества записываемых дисков GD-R, системных загрузочных дисков GD-R и считывающих/записывающих приводов GD-ROM.


Однако, возможно, в целях искупления невозможности просмотра DVD-фильмов, Sega приложила огромные усилия к тому, чтобы Dreamcast имела как можно бОльшие мультимедийные способности. Вероятно, чувство вины заставило разработчиков зайти слишком далеко в создании и рекламировании совершенно новых форматов CD, специально изготовленных для оборудования Dreamcast, одним из которых был формат MIL-CD. Аналогично загадочному формату караоке-дисков CD+G, упоминавшемуся в руководстве пользователя Mega CD, диск MIL-CD должен был расширить возможности Audio CD, добавив в них меню навигации, Интернет-функции и видео. Было выпущено всего восемь официальных музыкальных дисков MIL-CD, но формат стал знаменитым благодаря тому, что позволил обойти антипиратскую защиту Dreamcast. [Подробнее об этом можно прочитать здесь.]

Загрузочные диски, эмуляторы, игры home brew и современных инди-издателей — все они используют альтернативному процессу загрузки Dreamcast, доступному благодаря формату MIL-CD. На самых ранних этапах развития приставки он облегчил появление посредственных пиратских версий ПО из каталога Dreamcast. Лично меня никогда не привлекали урезанные игры для DC с пережатыми или отсутствующими звуками и FMV, необходимыми, чтобы уместить игры на стандартный CD-R ёмкостью 700 мегабайт. Это привело к моей одержимости приобретением только настоящих копий игр; я хотел наслаждаться играми во всей их полноте (однако почувствовал себя глупо, когда позже для консоли появились адаптеры SD-карт).

Невинная коллекция официальных музыкальных дисков MIL-CD. Она и не подозревала, сколько проблем принесёт.

Несмотря на эту неудачу, диски GD-ROM продолжили использоваться с гораздо большим успехом в знаменитой ближайшей родственнице оборудования Dreamcast — серии плат для аркадных автоматов NAOMI. Серия NAOMI легендарна — по общему поддерживаемому сроку жизни её обогнала только почтенная SNK Neo Geo MVS, и не в последнюю очередь так произошло благодаря выпуску в конце 1999-начале 2000 года обновления в виде системы GD-ROM. Изначально игры NAOMI выпускались на взаимозаменяемых ROM-картриджах, но для их производства требовалось много средств и времени. Добавление системы GD-ROM позволило заменить ROM-платы на перепрограмируемые платы DIMM, на которые игры можно было загружать через внешний привод GD-дисков.

Следовательно, игры для NAOMI могли продаваться на гораздо более дешёвом носителе GD, что было привлекательно для владельцев залов аркадных автоматов из-за снижения цены и простоты замены игр. Такая система была привлекательна и для Sega, поскольку компания имела исключительный контроль над лицензированием и производством носителей GD, которые к тому же были проще и быстрее в производстве, а также снижали угрозу пиратства. Защита в системе NAOMI была сильнее, так как игровые диски поставлялись в комплекте с защитными чипами; кроме того, NAOMI проверяла наличие диска в приводе при загрузке, чтобы владельцы аркадных автоматов не могли установить диски на несколько машин.

Совсем как апгрейд Mega Drive при помощи Mega CD

Вероятно, никого не удивит открытие, что внешняя система GD-ROM платы NAOMI использует тот привод дисков GD, что и Dreamcast — я даже вскрыл их оба, чтобы сравнить и убедиться в этом. Кажется вероятным, что излишек приводов GD, изначально произведённый для остановленной сборочной линии Dreamcast, нашёл себе новый дом в отделе аркадных автоматов Sega, где он или попадал в новые системы GD-ROM плат NAOMI, или оставался в качестве запчастей для службы ремонта и техобслуживания Sega.


Возможно, вследствие стремления найти место для избыточных запасов бездомных приводов Dreamcast, диск GD-ROM стал носителем для большинства аркадных игр Sega в 2000-2005 годах. Конфигурации с платами DIMM и приводами дисков GD-ROM появились и для платы Chihiro, основанной на Xbox, и для платы Triforce, основанной на Gamecube. Обе эти системы имели два основных типа: Type-1 и Type-3. Платы Type-1 были совместимы с оригинальными платами DIMM NAOMI и предназначались для владельцев автоматов, которые хотели проапгрейдить уже имеющееся оборудование, а платы Type-3 были завершённым решением, в котором плата DIMM была встроена в корпус системы.

Сотрудничество Nintendo и Sega? Кто бы мог подумать?

В декабре 2004 года версии терминала Satellite плат Naomi 2 и Chihiro (это многопользовательские системы, работавшие в локальных сетях) получили обновления прошивки, обеспечивавшие совместимость с играми и дисками обновлений, выпущенными на стандартных CD и DVD. Означало ли это конец романа Sega со скромным диском GD?

Первые релизы для NAOMI и Chihiro на CD и DVD. Я не знаю точно, были ли они отдельными установочными дисками или просто обновлениями предыдущих релизов, но очевидно, что это уже не GD-ROM

Для GD-ROM ситуация выглядела не очень хорошо — 2 июля 2005 года Sega выпустила в ограниченное тестирование аркадную систему Lindbergh. Это был первый серьёзный независимый шаг Sega вперёд от наследия успешной серии NAOMI. Также он стал первым шагом, зародившим тенденцию использования аркадных плат на основе PC с использованием более дешёвых стандартных компонентов. В Lindbergh отсутствовала поддержка GD-ROM, от неё отказались в пользу старых добрых DVD-ROM; вероятно, это было вызвано необходимостью повышенной ёмкости, обеспечиваемой DVD-ROM-ами.

Случайным образом выяснилось, что внешний привод HD-DVD консоли Xbox 360 совместим с системой Lindbergh, и он чаще всего более надёжен при загрузке игр, чем собственный внешний привод DVD компании Sega.

В ретроспективе можно сказать, что Sega, похожа, стала жертвой собственного успеха. Несмотря на технологические усовершенствования, владельцев и разработчиков аркадных автоматов более чем устраивало использование оборудования NAOMI, которому уже исполнилось семь лет. Почти никто не желал вкладывать средства в такие новые системы, как Chihiro, Triforce и Lindbergh, ведь новую игру для NAOMI можно было приобрести за малую долю их цены и всё равно обеспечить приблизительно такой же доход. Однако с точки зрения Sega, величина прибыли в этом случае была не такой выгодной, как при поставке владельцам залов нового оборудования. К тому же начали накапливаться затраты на поддержку ремонтного сервиса стареющих приводов GD. Несмотря на то, что приводы были рассчитаны на минимальное использование во время работы, ничто не вечно, и комки пыли стали серьёзной проблемой для японских развлекательных центров (практически всё оборудование, которое я приобретал и восстанавливал в течение нескольких лет, было покрыто слоем пыли).

Кролики из пыли: угроза всему японскому аркадному оборудованию

Но мы пока не раскрыли судьбу самой Dreamcast в этот период. Несмотря на завершение цикла поддержки оборудования и розничных продаж, для Dreamcast всё равно продолжали выходить игры даже в 2006 году. После избытка проходных и незапоминающихся игр и симуляторов свиданий 2002-2003 годов, в 2004-2006 годах время от времени выходили превосходные порты с NAOMI (в основном качественные шутеры). Сообщество хардкорных фанатов Dreamcast того времени собирало слухи, активно подписывало петиции и оказывало давление на разработчиков NAOMI, чтобы они портировали на Dreamcast больше игр. Особенно любопытной была серия beat-em-up Melty Blood компаний Type Moon / Ecole, подвергавшаяся бесчисленным портированиям, сиквелам, изменениям баланса и геймплея, перемещаясь с PC на NAOMI, потом на PS2, потом снова на NAOMI и PC. Несмотря на то, что её несколько раз портировали на оборудование NAOMI, основанное на Dreamcast, ни одна версия игры так и не добралась до самой Dreamcast, что очень расстраивало геймеров, учитывая разнообразие портов шутеров.

Школьница против горничных, Раунд 1, Fight!

18 января 2007 года Sega объявила, что к концу февраля, к большому разочарованию владельцев аркадных автоматов и разработчиков игр, компания больше не будет издавать для них новых дисков GD-ROM. Также это означало, что больше компания не будет давать лицензий на использование формата GD-ROM, что по сути ознаменовало конец официальной поддержки системы GD-ROM в аркадных автоматах и будущих официальных выпусков ПО для самой Dreamcast. Все будущие игры NAOMI теперь должны были издаваться только на ROM-картриджах; можно предположить, что дополнительные затраты, связанные с этим решением, были попыткой оттолкнуть владельцев и разработчиков от поддержки этой относительно древней системы. Далее следует эпитафия для всех последних павших героев той прошедшей эпохи:

  • 2006 год — последняя игра для Naomi 2 на GD-ROM: Initial D Arcade Stage Ver.3 — Cycraft Edition, Rev.B [GDS-0039B]
  • Май 2006 года — последняя игра для Triforce на GD-ROM: Virtua Striker 4 Ver. 2006, Rev D [GDT-0020D]
  • Сентябрь 2006 года — последняя игра для Chihiro на GD-ROM: Sega Network Taisen Mahjong MJ 3 Evolution, Rev.A [GDX-0021A]
  • Декабрь 2006 года — последняя игра для Naomi на GD-ROM: Noukone Puzzle Takoron [GDL-0042]
  • 8 марта 2007 года — последняя (официальная) игра для Dreamcast: Karous [T-47803M]
  • 27 июля 2009 — последняя игра для Naomi на ROM-картридже: Star Horse Progress Returns (satellite) [840-0186C]

Последний GD-ROM для Naomi, головоломка Noukone Puzzle Takoron компании Compile Heart (выпущенная в 2008 году на Wii как Octomania)

Сложно отделить слухи от фактов, но я как будто вспоминаю, что президент Triangle Services выражал интерес в портировании в 2008 году будущей игры компании для NAOMI Shooting Love. 2007 с участием Exzeal, на Dreamcast в честь десятилетней годовщины консоли. К сожалению, без лицензии и поддержки Sega по печати новых официальных дисков GD-ROM, этому плану не было суждено реализоваться. В отличие от других независимых разработчиков того времени, Triangle Service не могла просто выпустить неофициальную игру на MIL-CD с самозагрузкой, так как этот разработчик не хотел ставить под угрозу своё плодотворное сотрудничество с Sega, которое продолжается и по сей день. В конечном итоге Shooting Love. 2007 была выпущена как Shooting Love. 200X на Xbox 360, а обещание празднования десятилетия Dreamcast было выполнено неофициальной игрой Wind and Water Puzzle Battles компании Yuan Works (кто-нибудь знает, что было дальше с этими ребятами?).

К сожалению, Triangle Service не смогла «переработать» ресурсы Shooting Love для выпуска на Dreamcast

Несмотря на это, год спустя Sega официально поддержала ограниченный повторный релиз на Dreamcast игры Border Down 17 декабря 2008 года; игра была доступна только в японских магазинах Messe Sanoh. По слухам, для этого использовался последний остаток запасов GD-ROM со склада Sega, хотя кое-кто считает, что это нелогично. Физически GD и CD одинаковы и изготавливаются почти одинаково. Пока существуют фабрики, печатающие CD, нет препятствий для производства новых GD. Единственной препоной является контроль Sega над выпуском новых лицензий.

Реклама Dreamcast, приблизительно 2008 год

Через два года после официального «завершения» производства GD-ROM компания Sega продемонстрировала возможность возродить формат, напечатав в марте 2009 года свежую партию официальных GD-ROM для NAOMI, Chihiro и Triforce. Чтобы забить последний гвоздь в крышку гроба носителя Giga Disc, Sega выпустила устройство Compact Flash для замены по-прежнему работающих, но отживших свой век приводов GD. Чтобы устройства работали, для плат DIMM требовалось последнее обновление прошивки через эти новые диски. Компания не хотела больше заморачиваться починкой неисправных дисковых приводов, поэтому устрйоства CF по сути полностью заменили их, а игры, уже купленные владельцами аркадных автоматов, можно было перенести с оптического диска на твердотельные карты CF. Некоторые игры даже официально были переизданы на картах CF, и самыми примечательными из них стала серия гоночных игр Initial D. Карты Compact Flash обладали дополнительным преимуществом — они повышали скорость передачи данных при первоначальной установке новой игры на плату DIMM, а позже Sega адаптировала системы Compact Flash и для своей серии оборудования Lindbergh.

Официальное устройство чтения Compact Flash компании Sega: убийца диска GD

В конце этой эпической саги я вернусь к первоначальному вопросу: когда Sega завершила срок поддержки своего самого юного и одарённого ребёнка? На этот вопрос есть несколько ответов — 2001 год стал годом завершения производства оборудования, в 2007-08 годах завершилась поддержка ПО, а в 2009 году официально умерла аркадная система, построенная на основе Dreamcast. Если смотреть на ситуацию оптимистично, то мы наблюдали чуть меньше или чуть больше десятка лет жизни — довольно внушительное достижение для маленькой Dreamcast, которая смогла.

Исторический ревизионизм?

Но, возможно, наиболее интересный (или отрезвляющий) урок заключается в том, что на самом деле не существовало технических препятствий для возрождения «официальной» поддержки ПО. Потеряла ли бы Sega что-нибудь, выпустив лицензию на технологию GD-ROM в открытый доступ для рынка инди-игр? В принципе, я не вижу никаких проблем в том, чтобы увлечённые независимые разработчики имели бы возможности снова печатать свои игры в формате GD-ROM. И это позволило бы снизить нагрузку на наши хрупкие, подверженные сбоям приводы, сейчас крутящие диски немного быстрее, чем они должны.

Люблю тебя, DC

Но, в конечном итоге, всё это не так важно, ведь мы по-прежнему продолжаем получать от разработчиков новые игры.

Профиль пользователя: GDrome | Рошамбо (Камень-ножницы-бумага)

Статистика

История

23.04.2014 GDrome 3 — 2 TUO Подробнее»
23. 04.2014 GDrome 0 — 0 Wintermute Подробнее»
23.04.2014 GDrome 0 — 3 Den Подробнее»
23.04.2014 GDrome 0 — 0 Wayne Подробнее»
23.04.2014 GDrome 0 — 3 ТУО Подробности»

Поражение может стать новой зарей для либералов

Джудит Бретт

, зарегистрируйтесь или подпишитесь, чтобы сохранять статьи на потом.

Сохраняйте статьи на потом

Добавляйте статьи в сохраненный список и возвращайтесь к ним в любое время.

Реклама

Величайшим наследием Джона Ховарда будет размер его поражения. Это повлечет за собой последствия, которые изменят Либеральную партию и страну.

Либеральная партия сейчас везде не у власти, и ей придется восстанавливаться. Если социальный консерватизм Говарда не станет краеугольным камнем партии, она сможет модернизироваться, открыться гораздо более широкому спектру социальных и культурных идей и привлечь новое поколение политиков. Страна может продвинуться вперед по вопросу о республике и примирении — двух вопросах, решение которых было отложено после поражения Пола Китинга.

Либеральная партия в правительстве всегда ориентировалась на лидера, и поэтому после длительного периода правления под руководством успешного лидера она неизбежно ослабевает — как это было после отставки Мензиса и поражения Фрейзера. Требуется время, чтобы появился новый лидер, победивший на выборах. Теперь мы знаем, что это не будет риск Питер Костелло. Но наша система правления зависит от двух жизнеспособных партий власти, так что Либеральная партия возродится. Размер поражения придаст уверенности в силах для перемен в партии.

Во-вторых, Сенат спасен. Ни правительство, ни оппозиция не будут контролировать Сенат. Сделка Ховарда с Мэг Лиз по продвижению GST после выборов 2001 года стала началом конца демократов. В 2004 году они потеряли половину своего числа, а теперь и остальных нет. Демократы в значительной степени несут ответственность за возрождение Сената с начала 1980-х годов, восстановление его функции в качестве контрольной палаты, в которой можно тщательно изучать законодательство, а комитеты могут расследовать действия исполнительной власти.

В 2004 году правительство получило контроль над Сенатом впервые с 1983 года. Ховард использовал это, чтобы протолкнуть закон о выборе работы. Я считаю, что этот закон является основной (хотя и не единственной) причиной поражения Коалиции. Если бы Ховард получил контроль над Сенатом в 1996 году, многое из того, что он внес в 2005 году, было бы внесено в первый срок. Ему не пришлось бы ни договариваться с демократами, ни вводить тест на отсутствие убытков, ни смягчать поправки к несправедливому закону об увольнении. Он вполне мог быть правительством на один срок. В субботу австралийцы проголосовали за то, чтобы лишить правительство контроля над Сенатом, потому что они видели, что происходит, когда правительство контролирует обе палаты. Второе наследие Ховарда связано с пониманием австралийским народом важности Сената.

Реклама

В-третьих, теперь мы знаем, что многие австралийцы думают не только о своих карманах. Правительство терпит поражение, когда экономика идет хорошо. Я всегда думал, что это возможно. (Чифли проиграл выборы 1949 года, несмотря на то, что экономика была настолько хороша, насколько можно было ожидать в те первые послевоенные годы.) полная занятость; и, конечно же, не пресс-галерея, которая провела большую часть года в отрицании того, что им говорили опросы. Третье наследие Ховарда, проводя кампанию так узко в своем послужном списке управления экономикой и так решительно проигрывая, должно напомнить нам, что политика всегда была чем-то большим, чем экономика.

В-четвертых, изменение климата сейчас находится в центре внимания правительства. После выбора работы изменение климата стало причиной того, что Ховард проиграл. Вероятно, это первое действующее правительство в мире, которое потерпело поражение отчасти из-за отрицания изменения климата. Конечно, в начале года он поздно изменил курс и начал вводить разрозненные меры, но он стоил Австралии 10 лет упущенной возможности подготовиться к очень трудному будущему, и он стоил нам больших потерь. нашу международную репутацию из-за его непокорности Киото. High and Dry , написанный инсайдером Либеральной партии Гаем Пирсом, показывает, насколько Ховард лично ответственен за позицию правительства в отношении изменения климата. Многие либералы ждали его ухода, чтобы партия могла разработать более ответственную политику. Ожидайте, что поток людей присоединится к бывшему лидеру либералов Нового Южного Уэльса Питеру Дебнаму, который на прошлой неделе раскритиковал позицию Ховарда по Киотскому протоколу и отверг его поддержку чистого угля и ядерной энергии.