Содержание
Категории водительских прав в 2020: расшифровка и описание
Обновлено 7 января 2021
Ниже собраны категории водительских прав с расшифровкой стандартных программ обучения, утвержденных Министерством образования. Автошколы формально обязаны следовать этим программам, но зачастую сокращают часы лекций и практических занятий, чтобы снизить стоимость обучения и зачастую – чтобы не утомлять студентов излишними часами на простые дисциплины.
Категории водительских прав с расшифровкой
Категория А – мотоциклы с объемом двигателя выше 125 см3. Это оптимальная программа для всех начинающих мотоциклистов, которые не хотят ограничиваться маломощными скутерами и мотоциклами. В большинстве мотошкол берут на обучение с 18 лет, хотя формально отучиться можно и раньше – ограничение действует на сдачу экзамена в ГИБДД.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию A
В большинстве мотошкол берут на обучение с 18 лет, хотя формально отучиться можно и раньше. Логика школ – отучить и сразу выпустить на экзамены в ГИБДД, а не держать подвисших учеников, ждущих совершеннолетия.
Категория А1 – мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3. Открыть эту категорию можно уже с 16 лет. Программа обучения аналогична категории А, только мотоцикл будет с объемом до или ровно 125 кубиков. Основная боевая единица в мотошколах – Yamaha YBR 125.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию А1
Категория В – легковые автомобили с максимальной массой 3,5 тонны и 8 сидячими местами помимо водителя. В автошколах учат на автомобилях с механической и автоматической коробкой передач. Подробнее о различиях коробок передач читайте тут.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию B
Продолжительность занятий с инструктором автошколы трактуют по-разному. Некоторые используют «академические» часы длиной 45 минут, другие гордятся тем, что у них «нормальные астрономические» часы длиной 60 минут. Почти всегда последнее занятие уходит на внутренний экзамен в автошколе, еще нередко первые 1-3 практических занятия могут быть проведены на автотренажерах в учебном классе, а не за рулем автомобиля. Чем меньше в школе урезают время реального вождения, тем это полезнее для ученика, но зачастую и дороже.
Категория BE – прицеп весом более 750 кг для легкового автомобиля. Открыть эту категорию можно через 1 год после получения категории В.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию BE
Категория C – автомобили с массой более 3,5 тонн за исключением автомобилей категории D. Чаще всего это грузовой транспорт. Преподают частенько на КАМАЗах или Газелях.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию С
Случаи обучения с нуля на эту категорию редки, обычно в профессию идут уже опытные водители со стажем по категории В. На Радаре опубликованы именно такие цены – «переучивание» с другой категории обходится гораздо дешевле, чем обучение с нуля.
Категория CE – прицеп весом более 750 кг для грузового автомобиля. Открыть эту категорию можно через 1 год после получения категории С.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию CE
Категория D – автобусы и иные автомобили для перевозки пассажиров, у которых более 8 сидячих мест. Эта категория с самым высоким возрастным ограничением – учиться можно только с 21 года, хотя владеть правами других категорий не обязательно.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию D
Категория DE – прицеп весом более 750 кг для автобуса.
Автошколы Москвы, обучающие на категорию DE
Категория М – скутеры с объемом двигателя до 50см3. Очень редкая категория. На нее почти нигде не готовят, потому что практически нет смысла открывать только М и ездить на самых маломощных скутерах. После сдачи экзамена на категорию А в водительских правах автоматически будут стоять категории А1 и М.
Квадроцикл – управлять квадриком или снегоходом можно, открыв категорию А1 в удостоверении тракториста. Эти права выдает не ГИБДД, а Ростехнадзор. Тем не менее, некоторые крупные автошколы предлагают пройти пройти обучение на квадроцикле. Стандартной программы обучения нет. Обычно в автошколах предлагают пройти 2 занятия на квадроцикле по 120 минут – этого достаточно, чтобы выйти на экзамен в Ростехнадзор.
Автошколы Москвы, обучающие вождению на квадроциклах и снегоходах
Программы переподготовки водителей при наличии открытых категорий
Мы указали стандартные программы в том виде, котором их рекомендует Министерство образования. Многие школы сокращают часы вождения по двум причинам:
— чтобы сделать обучение дешевле;
— пришедшие на переподготовку водители часто имеют огромный опыт.
Поэтому скорее всего автошколы предложат вам программы короче, чем тут.
Переподготовка с В на С
Автошколы Москвы, обучающие на категорию С
Переподготовка с В на D
Автошколы Москвы, обучающие на категорию D
Переподготовка с C на B
Автошколы Москвы, обучающие на категорию B
Переподготовка с C на D
Автошколы Москвы, обучающие на категорию D
Переподготовка с D на C
Автошколы Москвы, обучающие на категорию С
Переподготовка с D на B
Автошколы Москвы, обучающие на категорию B
Хотите найти надежную автошколу в вашем городе?
Радар пришлет вам подборку с краткими рекомендациями
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с правилами обработки персональной информации
Категории водительских прав в 2022
Новые права с фотографией, выданные в ГИБДД, позволяют управлять определенным видом транспортных средств. На пластиковой карточке удостоверения, размером 5,5 х 8,5 см, содержится полная информация о водителе: фото, имя, дата и место рождения, подпись. Вместе с тем указывается номер, срок действия документа и присвоенная категория в виде отметки в таблице. Если владелец поведет автобус по дороге, имея разрешение управлять лишь легковым автомобилем, он рискует получить немалый штраф.
Категории водительских прав
В разных водительских категориях предусматриваются отличные друг друга транспортные средства с определенной массой и техническими особенностями. Для многих из них требуется отдельное обучение, другие же присваиваются автоматически. Ранее было 5 основных категорий водительских прав и их подкатегории. В настоящее время их количество расширилось:
Категория и подкатегория прав | Тип транспортного средства |
---|---|
«А»
|
Мотоциклы
|
«А1»
|
Легкие мотоциклы
|
«В»
|
Легковые автомобили, небольшие грузовики (до 3,5 тонн) с числом сидений не более восьми
|
«ВE»
|
Легковые автомобили с прицепом
|
«В1»
|
Трициклы и квадрициклы
|
«С»
|
Грузовые автомобили (от 3,5 тонн)
|
«СE»
|
Грузовые автомобили с прицепом
|
«С1»
|
Средние грузовики (от 3,5 до 7,5 тонн)
|
«С1E»
|
Средние грузовики с прицепом
|
«D»
|
Автобусы
|
«DE»
|
Автобусы с прицепом
|
«D1»
|
Небольшие автобусы
|
«D1E»
|
Небольшие автобусы с прицепом
|
«E»
|
Исчезла из водительских прав
|
«М»
|
Мопеды и легкие квадроциклы
|
«Tm»
|
Трамваи
|
«Tb»
|
Троллейбусы
|
Также 4 подкатегории: A1, B1, C1, D1 и особые виды для управления автомобилями с прицепом BE, CE, DE, C1E, D1E. Каждая из категорий разрешает движение только на определенном автомобильном транспорте.
Кстати, срок действия прав независимо от категории составляет 10 лет. Если основной документ водителя был получен до 2013 года и не менялся, узнать о присвоенных категориях можно их этой статьи.
Категория «A»
Водительское удостоверение категории A дает право на езду на:
- мотоциклах любых видов, в том числе мотоколясках и мотоциклах с коляской;
- транспортных средствах с тремя или четырьмя колесами, массой не больше 400 кг;
- мотоциклах с рабочим объемом двигателя до 125 куб. см, и мощностью не больше 11 киловатт.
Последние выделяются в отдельную подкатегорию в правах A1, которую можно получить уже с 16-летнего возраста. Но в этом случае мотоциклист не сможет пересесть на более мощный мотоцикл. Если же водителю присваивается категория A, A1 засчитывается автоматически, о чем в ГИБДД ставятся отметки в удостоверении водителя.
Ездить на мопедах тоже можно, но они с недавнего времени вынесены в отдельную категорию «М», соответствующая отметка ставится в ВУ.
Категория «M»
Эта разновидность водительской категории появилась позже многих других — в конце 2013 года. С правами категории M можно управлять легкими квадрициклами и мопедами. То же разрешение имеют владельцы удостоверений любых других категорий. Исключение составляют те, у кого иностранные права, а также трактористы-машинисты, у которых есть собственное свидетельство.
Кстати, мопеды – едва ли не единственная разновидность транспорта, за которую почти во всех регионах не нужно платить транспортный налог.
Выдача прав с категорией «М» происходит чаще всего автоматически при замене, что вызывает вопросы о значении и расшифровке отметки при ее наличии у многих автолюбителей, получивших права до 2013 года.
Категория «B»
Самая востребованная разновидность российских прав в 2022 году, которая позволяет водителю управлять автомобилями:
- разрешенная масса не превышает 3500 кг;
- количество сидений (мест) не превышает 8;
- с прицепом с разрешенным весом до 750 кг;
- с прицепом, масса которого превышает 750 килограммов, но с общей массой состава до 3,5 т;
- с прицепом, вес которого не больше массы авто без нагрузки.
В последних 2-х случаях, если прицеп тяжелее 0,75 т, потребуется подкатегория «BE».
Категория «B» без отметок в документе допускает управление в том числе автомобилями с электрическими и гибридными силовыми установками и с любым типом трансмиссии (при отсутствии отметки AT) с числом мест не более 8.
К этой категории относятся обычные легковые машины, внедорожники, микроавтобусы, небольшие грузовики. Если планируются поездки на автомобиле с прицепом, который не вписывается в перечисленные нормы, т.е. масса состава будет более 3,5 тонн, потребуется получить права с отметкой в графе BE. Подкатегория B1 (ее получают владельцы документа с открытой «B») в удостоверении открывает возможность для управления квадрициклами (не квадроциклами — это разные транспортные средства) и трициклами.
Квадрициклы – менее мощные версии квадроциклов, для которых уже требуется категория A1. Но и квадрициклы разрешено водить не все: при закрытой категории А разрешена только автомобильная посадка, а не мотоциклетная, о чем ставится отметка AS в графе B1. Кстати, предназначены «квадрики» только для перемещения по дорожному полотну, с бездорожьем они не справятся в связи с малой мощностью двигателя. А еще они не требуют регистрации и постановки на учет в МВД РФ.
Сдать экзамен на категорию «B» в России можно еще до наступления совершеннолетия – в 16 лет. Но водить автомобиль все равно будет можно только после 18 лет. Причем начинать стоит не в день рождения, а на следующий день.
Категория «C»
Категория российских водительских прав C понадобится тем, кто планирует ездить на авто с разрешенной массой больше 3,5 т и грузовиках с прицепом весом до 750 килограммов. Есть важный нюанс — с таким удостоверением нельзя управлять автомобилями, вес которых составляет до 3,5 т. Подкатегория в правах C1 ограничивает разновидности доступных транспортных средств средними грузовиками массой до 7,5 т. Это указание подтверждает статья 25 Закона «О безопасности ДД» №196-ФЗ.
Открывается категория на грузовой транспорт после 18 лет – но проходить учебу можно и раньше.
Категория «D»
Чтобы иметь возможность управлять автобусами любых размеров, в водительском удостоверении нового образца должна быть отметка напротив категории D. Масса транспортного средства значения не имеет, ограничения по разрешенному весу касаются только прицепа — он не должен превышать 750 килограммов. С такими правами водитель может сесть за руль туристического двух- и одноэтажного автобуса и небольшого маршрутного такси. Под запретом управления находятся только автобусы с «гармошкой» и двойные сочлененные модели.
В подкатегории прав D1 есть несколько ограничений:
- автобусы небольших размеров, как РАФ-2203 или ГАЗель-3221;
- число сидений от 9, но не превышает 16 сидячих мест;
- с прицепом максимальной массы до 750 килограммов.
Как и для других категорий общественного транспорта, сдать экзамен и управлять транспортом категории D можно только после 21 года.
Категории прав для общественного транспорта Tm, Tb
На управление трамваями и троллейбусами в 2022 году дают право новые специальные категории Tm и Tb соответственно. Они стали обособленными в документе всего несколько лет назад – введены в 2016 году. До этого в права вносилась запись в «особых отметках».
Владелец таких прав не может управлять другими транспортными средствами, если не открыты соответствующие категории. При этом получить данные категории не так и просто. Кандидата в водители ждет прохождение жесткой медицинской комиссии, до 5 экзаменов, которые состоят из теории и правктики по управлению транспортным средством и более 200 часов учебы перед сдачей.
Сдавать экзамен в подразделении ГИБДД может любой желающий, но только по достижении возраста 21 год.
Категории для езды с прицепом «BE», «CE», «DE», C1E», «D1E»
Разделение категории «Е», ранее допускавший к управлению прицепами, на отдельные категории произошло в 2014 году. За прошедшее время на практике ничего не поменялось. И в 2022 году они все также актуальны.
Если необходимо ездить на автомобиле категории B с тяжелым прицепом для перевозки грузов, максимальная масса которого превышает 750 кг, необходимо получать новые права, соответствующие категории BE. Однако следует иметь в виду, что суммарная разрешенная масса получившегося автопоезда из автомобиля с прицепом не может превышать 3,5 т. Масса прицепа может варьироваться в зависимости от веса авто.
Чтобы иметь возможность перевозить грузовым автомобилем прицепы тяжелее 7500 кг, необходимо освоить профильные программы и получить личные права «CE» или «C1E». Для этого требуется стаж вождения грузовых авто не менее 1 года, а возраст лица не может быть меньше 21 года. Для получения дополнительной водительской категории в права для езды на сцепленных ТС понадобится пройти обучение и сдать экзамены в ГИБДД.
Для буксировки тяжелых прицепов автомобилем по дорожному полотну предусмотрены программы DE и D1E. Такие водительские удостоверения дадут возможность управлять и сочлененными автобусами. Во втором варианте количество перевозимых пассажиров в транспортном средстве не должно превышать 16 человек, а суммарный вес автобуса и прицепа не может быть больше 12 тонн. Если у водителя уже есть в удостоверении отметка о DE в соответствующем пункте, учиться на D1E дополнительно не нужно, ведь эта подкатегория входит в основную.
Экзамен в ГИБДД для открытия категорий «DЕ» и «D1E», как и в требованиях по основной «D»-категории, возможен только после 21 года при стаже не менее 12 месяцев по основной категории D.
Как открыть новую категорию?
По ряду причин может возникнуть необходимость в открытии новой категории водительских прав. Некоторые из них присваиваются автоматически и проставляются в документе установленного образца, для других же придется вновь записаться в автошколу, пройти возрастной ценз и обучение, сдать экзамены. Только на основании этого будет присвоена новая категория. Из документов гражданам потребуются следующие:
- заявление;
- сертификат об окончании автошколы;
- паспорт;
- старые права.
Это касается даже тех, кто при имеющейся профессиональной категории C хочет освоить программу подготовки B или даже B1, чтобы водить легковые авто и квадрициклы соответствующих категорий.
Для автомобилей с автоматической коробкой передач в правах выделена отдельная подкатегория. Владелец прав с отметкой «AT» не сможет сесть за руль машины с МКПП, а вот «чистая» категория «B» является более «практичной». Она дает право управлять в том числе автомобилями с АКПП. Это связано с тем, что управление автоматом значительно проще, чем механикой, поэтому водителям, которые обучились езде на АКПП запрещено пересаживаться на МКПП из-за того, что водитель не справится с управлением. Чтобы это сделать, потребуется выучиться и сдать экзамен. Абсолютно для каждой категории, указанной в удостоверении водителя, требуются особые навыки, поэтому правила столь строгие.
То же касается разрешенной максимальной массы прицепа. Из-за существенного изменения поведения сочлененного транспортного средства многократно возрастает риск ДТП. Если водитель не имеет подтвержденных документом навыков управления подобным автопоездом, он несет ответственность согласно КоАП РФ.
Чтобы не получить штраф от ГИБДД за нарушение правил дорожного движения из-за несоответствия категории водительских прав используемому транспортному средству, запишитесь в автошколу «Вектор» и пройдите обучение теории и управлению на удобных для вас условиях. Мы предлагаем свободный график занятий на весь срок обучения и 3 вида рассрочки платежа. Позвоните по телефонам, указанным в контактах, или оставьте заявку на сайте, и мы бесплатно дадим ответ на вопрос, связанный с получением прав.
Билль о правах: краткая история
«Билль о правах — это то, на что люди имеют право против любого правительства на земле, общего или частного, и от чего не должно отказываться ни одно справедливое правительство».
— Томас Джефферсон, 20 декабря 1787 г.
Летом 1787 г. делегаты из 13 штатов собрались в Филадельфии и разработали замечательный план самоуправления — Конституцию Соединенных Штатов. Первый проект предусматривал систему сдержек и противовесов, которая включала сильную исполнительную власть, представительную законодательную власть и федеральную судебную власть.
Конституция была замечательной, но глубоко ошибочной. Во-первых, он не включал конкретной декларации или законопроекта об индивидуальных правах. В нем указано, что правительство может сделать, но не сказано, чего оно не может делать. Во-вторых, это относилось не ко всем. «Согласие управляемых» означало только имущих белых людей.
Отсутствие «билля о правах» оказалось препятствием для ратификации Конституции штатами. Потребовалось еще четыре года интенсивных дебатов, прежде чем была решена форма нового правительства. Федералисты выступили против включения билля о правах на том основании, что в нем нет необходимости. Антифедералисты, опасавшиеся сильного централизованного правительства, отказывались поддерживать Конституцию без такового.
В конце концов народное мнение оказалось решающим. Недавно освободившись от деспотической английской монархии, американский народ хотел надежных гарантий того, что новое правительство не растопчет его вновь завоеванные свободы слова, печати и религии, а также его право не подвергаться необоснованным обыскам и конфискациям. Итак, создатели Конституции прислушались к Томасу Джефферсону, который утверждал: «Билль о правах — это то, на что люди имеют право против любого правительства на земле, общего или частного, и от чего ни одно справедливое правительство не должно отказываться или основываться на выводах».
Американский Билль о правах, вдохновленный Джефферсоном и составленный Джеймсом Мэдисоном, был принят, и в 1791 году первые десять поправок к Конституции стали законом страны.
Ограниченное правительство
Раннее недоверие американцев к государственной власти исходило из самого колониального опыта. Большинство историков считают, что ключевым событием стал Закон о гербовом сборе, принятый английским парламентом в 1765 году. Налогами облагались все юридические и деловые документы. Газеты, книги и брошюры также облагались налогом. Еще больше, чем сами налоги, американцев возмущал тот факт, что они были введены далеким правительством, в котором они не были представлены. И их еще больше разозлило то, как применялся Закон о гербовом сборе.
Вооружившись «ведомостями о помощи», выданными парламентом, британские таможенные инспекторы проникали в дома людей, даже если у них не было доказательств нарушения Закона о гербовом сборе, и обыскивали их вещи в поисках контрабанды. Колонизаторы возненавидели эти «безосновательные» обыски, и они стали объединяющим фактором оппозиции британскому правлению.
Этот опыт привел к уникальному американскому взгляду на власть и свободу как на естественных врагов. Основатели нации считали, что сдерживание власти правительства и защита свободы были их самой важной задачей, и провозгласили новую цель правительства: защиту прав личности.
Защита прав не была единственной целью правительства. От него по-прежнему ожидали защиты общества от внешних и внутренних угроз, обеспечения экономического роста и ведения иностранных дел. Однако в задачи правительства не входило указывать людям, как им жить, в какую религию верить или о чем писать в брошюре или газете. В этом смысле идея прав личности является древнейшей и самой традиционной из американских ценностей.
«Некоторые неотъемлемые права»
Демократия и свобода часто считаются одним и тем же, но это не так.
Демократия означает, что люди должны иметь возможность голосовать за государственных чиновников на честных выборах и принимать большинство политических решений по правилу большинства.
Свобода , с другой стороны, означает, что даже в условиях демократии у людей есть права, которые никакое большинство не может отнять.
Права, которые создатели Конституции хотели защитить от злоупотреблений со стороны правительства, были названы в Декларации независимости «неотъемлемыми правами». Их также называли «естественными» правами, а для Джеймса Мэдисона они были «великими правами человечества». Хотя обычно считается, что мы имеем право на свободу слова, потому что Первая поправка дает нам ее, коренные граждане этой страны считали, что как человеческие существа они имеют право на свободу слова, и они изобрели Первую поправку, чтобы защитить ее. Весь Билль о правах был создан для защиты прав, которые первоначальные граждане считали естественными, в том числе:
- Свобода религии
- Право исповедовать свою религию или не исповедовать религию без какого-либо государственного влияния или принуждения.
- Свобода слова, печати, петиций и собраний
- Даже непопулярные выражения защищены от подавления или цензуры со стороны правительства.
- Неприкосновенность частной жизни
- Право не подвергаться необоснованному и нежелательному вмешательству со стороны государства в личные и частные дела, документы и имущество.
- Надлежащая правовая процедура
- Право на справедливое обращение со стороны правительства, когда речь идет о потере свободы или собственности.
- Равенство перед законом
- Право на равенство перед законом, независимо от социального положения.
«Непреодолимый бастион» свободы
Билль о правах установил высокие принципы, которые гарантировали самые основные права в самых общих чертах. Но с самого начала возникали реальные живые дела, которые поднимали сложные вопросы о том, как и даже будет ли применяться Билль о правах. Прежде чем бумажные права могли стать фактическими правами, кто-то должен был истолковать, что означает язык Билля о правах в конкретных ситуациях. Кто будет окончательным арбитром того, как следует применять Конституцию?
Сначала ответ был неясен. Томас Джефферсон считал, что такой властью должна обладать федеральная судебная власть; Джеймс Мэдисон согласился с тем, что система независимых судов будет «непробиваемым оплотом» свободы. Но Конституция не делала этого явным, и проблема не была решена до 1803 года. В том же году Верховный суд США впервые отменил акт Конгресса как неконституционный в деле под названием Марбери против Мэдисона. Хотя факты этого дела были довольно приземленными (спор по поводу отказа государственного секретаря назначить четырех судей, назначенных Сенатом), установленный им принцип — что Верховный суд имеет право аннулировать акты Конгресса, нарушающие Конституцию. — оказалось ключом к развитию и защите большинства прав, которыми сегодня пользуются американцы. По словам одного выдающегося ученого-правоведа, независимая судебная система была «наиболее выдающимся вкладом Америки в конституционализм».
Дела или разногласия
Судебная власть нового правительства отличалась от законодательной и исполнительной власти в одном очень важном отношении: суды не имели права инициировать действия сами по себе. Конгресс мог принимать законы, а президент мог издавать указы, но суды не могли пересматривать эти действия по собственной инициативе. Судам приходилось ждать, пока спор — «дело или полемика» — разгорался между реальными людьми, которым было что выиграть или что потерять по исходу. И, как оказалось, люди, чьи права были наиболее уязвимы для злоупотреблений со стороны правительства, имели наименьшие возможности подавать в суд.
Таким образом, хотя право судебного надзора было установлено в 1803 году, прошло более века, прежде чем у Верховного суда появилось много возможностей для защиты прав личности. В течение 130 лет после ратификации наиболее примечательной особенностью Билля о правах было почти полное отсутствие его исполнения судами. К началу 20 века расовая сегрегация была узаконена и пронизывала все аспекты жизни американского общества. Дискриминация по признаку пола была прочно узаконена, и рабочих арестовывали за профсоюзную деятельность. Легальных иммигрантов депортировали за их политические взгляды, полиция применяла физическое принуждение для получения признаний от подозреваемых в совершении преступлений, а представители религиозных меньшинств подвергались преследованиям. До 1920, Верховный суд США ни разу не отменил ни один закон или действие правительства на основании Первой поправки.
Наиболее распространенные конституционные нарушения остались безнаказанными, потому что люди, которым чаще всего отказывали в правах, были именно теми членами общества, которые меньше всего знали о своих правах и меньше всего могли позволить себе адвоката. У них не было доступа к неприступным оплотам свободы — судам. Билль о правах был похож на двигатель, который никто не знал, как запустить.
В интересах общества
В 1920 году небольшая группа мечтателей собралась вместе, чтобы обсудить, как запустить двигатель. В группу, возглавляемую Роджером Болдуином, социальным работником и профсоюзным активистом, входили Кристал Истман, Альберт ДеСильвер, Джейн Аддамс, Феликс Франкфуртер, Хелен Келлер и Артур Гарфилд Хейс. Они сформировали Американский союз гражданских свобод (ACLU) и посвятили себя тому, чтобы заставить правительство выполнять обещания Билля о правах.
ACLU, NAACP, основан в 1909, а профсоюзы, само право на существование которых еще не было признано судами, стали оспаривать конституционные нарушения в суде от имени тех, кто ранее был исключен. Это было началом того, что стало известно как право общественных интересов. Они предоставили недостающий ингредиент, благодаря которому наша конституционная система и Билль о правах наконец заработали.
Хотя у них было немного первых побед, эти организации начали создавать свод законов, который оживил свободы Первой поправки, права на неприкосновенность частной жизни и принципы равенства и фундаментальной справедливости. Постепенно Билль о правах превратился из «пергаментного барьера» в защитную стену, которая все больше ограждала неотъемлемые права каждого человека от досягаемости правительства.
Огромный прогресс был достигнут между 1954 и 1973 годами, когда многие права, долгое время бездействовавшие, стали применяться. Сегодня этим достижениям серьезно противостоит движение, стремящееся уменьшить охват и эффективность Билля о правах и подорвать независимость наших судов.
Разработка Билля о правах была центральным событием в длинной истории свободы, но эта история все еще разворачивается.
Права, но не для всех
Билль о правах, казалось, был написан широким языком, который никого не исключал, но на самом деле он не был предназначен для защиты всех людей — целые группы были исключены. Женщины были гражданами второго сорта, по сути, собственностью своих мужей, и не могли даже голосовать до 1920 года, когда была принята и ратифицирована 19-я поправка.
Коренные американцы были полностью вне конституционной системы, определяемой как чужой народ на своей собственной земле. Они регулировались не обычными американскими законами, а федеральными договорами и статутами, лишившими племена большей части их земель и значительной части их автономии. Билль о правах действовал почти 135 лет, прежде чем Конгресс предоставил коренным американцам гражданство США.
И все прекрасно понимали, что в Конституции есть «расовое исключение». Рабство было первородным грехом этой страны. В течение первых 78 лет после ее ратификации Конституция защищала рабство и легализовала расовое подчинение. Вместо конституционных прав рабы руководствовались «рабскими кодексами», которые контролировали каждый аспект их жизни. У них не было доступа к верховенству закона: они не могли обращаться в суд, заключать контракты или владеть какой-либо собственностью. Их могли выпороть, заклеймить, посадить в тюрьму без суда и повесить. Короче говоря, как говорилось в одном печально известном решении Верховного суда: «У черных не было прав, которые белый человек обязан уважать».
Потребовались годы борьбы и кровопролитной гражданской войны, прежде чем были приняты дополнительные поправки к Конституции, предоставляющие рабам и их потомкам полные права гражданства — хотя бы на бумаге:
- 13 -я -я поправка отменила рабство;
- Поправка 14 th гарантировала афроамериканцам право на надлежащую правовую процедуру и равную защиту закона;
- Поправка 15 th дала им право голоса;
Но потребовалось еще целое столетие борьбы, прежде чем эти права были эффективно реализованы.
Требования гражданских прав Раздел VI Закона о гражданских правах
Раздел VI запрещает дискриминацию по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения в любой программе или деятельности, которая получает федеральные средства или другую федеральную финансовую помощь. Программы, которые получают федеральные средства, не могут проводить различие между людьми на основе расы, цвета кожи или национального происхождения, прямо или косвенно, в отношении типов, количества, качества или своевременности программных услуг, помощи или льгот, которые они предоставляют, или способа, которым они предоставить их. Этот запрет распространяется на преднамеренную дискриминацию, а также на процедуры, критерии или методы управления, которые кажутся нейтральными, но оказывают дискриминационное воздействие на людей из-за их расы, цвета кожи или национального происхождения. Политика и практика, которые имеют такой эффект, должны быть устранены, если получатель не может доказать, что они были необходимы для достижения законной недискриминационной цели. Даже если есть такая причина, эта практика не может продолжаться, если есть альтернативы, которые позволили бы достичь тех же целей, но исключали бы меньшее число меньшинств. Лицам с ограниченным знанием английского языка должна быть предоставлена реальная возможность участвовать в программах, финансируемых из федерального бюджета. Политика и практика не могут отказывать или приводить к отказу лицам с ограниченным знанием английского языка в равном доступе к программам, финансируемым из федерального бюджета, на которые такие лица имеют право.
Ниже приведены примеры поведения, которое может нарушать Раздел VI:
- Поставщик социальных пособий ограничивает обучение и/или выполнение рабочих заданий на основе расы или национального происхождения своих клиентов, назначая клиентов из числа меньшинств на работу с меньшей оплатой или меньшей возможности для постоянной занятости, чем рабочие задания, предоставляемые клиентам, не принадлежащим к меньшинствам.
- Сообществу, в котором преобладают меньшинства, предоставляются меньшие пособия, меньше услуг или к ним применяются более строгие правила, чем к сообществу, преимущественно не принадлежащему к меньшинствам.
- Местный отдел социального обеспечения делает предположения относительно гражданства человека, иммиграционного статуса и права на получение пособий, основываясь на его фамилии, акценте или способности говорить по-английски, и спрашивает об их гражданстве и иммиграционном статусе только тех лиц, которые выглядят или говорят как иностранцы.
- При определении права азиатских заявителей на получение пособий TANF местное агентство требует значительно больше и иных документальных подтверждений гражданства и иммиграционного статуса, чем при определении права на получение пособий неазиатов.
- Местный отдел социального обеспечения, расположенный по соседству с несколькими группами иммигрантов, не оказывает языковую помощь заявителям TANF или участникам с ограниченным знанием английского языка (LEP), но советует им приводить друзей или родственников в качестве переводчиков на встречи.
- Программа обучения взимает плату с члена класса с LEP за услуги переводчика, которые необходимы для того, чтобы член класса мог воспользоваться преимуществами программы обучения.