Skip to content

Категория прав на трицикл: Что такое трицикл и какие права на него нужны?

Что такое трицикл и какие права на него нужны?

Все чаще на дорогах мегаполисов можно увидеть очень странные транспортные средства, именуемые трициклами. По своим конструктивным особенностям они могут быть схожи и с велосипедами, и с мотоциклами, и даже с автомобилями. Так что же это за новый вид транспорта, для какой местности он лучше всего подойдет, и нужны ли права на трицикл – обо всем этом мы рассказываем ниже.

  • Что такое трициклы и чем они отличаются от трайков
  • Какая категория прав нужна для трицикла
  • Как и когда появились первые трициклы
  • Какой трицикл можно купить сегодня: о разнообразии транспорта
  • Для какой местности подойдут трициклы
  • Будет ли расти популярность на трициклы в будущем

Что такое трициклы и чем они отличаются от трайков

Наименование «трицикл» применимо ко всем транспортным средствам, которые имеют только три колеса. При этом они включают в себя и трехколесные велосипеды, управление которыми осуществляется при помощи кручения педалей, и мотоциклы с автомобилями, движение которых становится возможным благодаря использованию двигателя разной мощности.

Среди поклонников мототехники постоянно ведутся споры о том, чем же отличается трицикл от трайка. На самом деле, абсолютно никакой разницы между ними нет, поскольку трайк является одной из подкатегорий трициклов и представляет собой мотоцикл на трех колесах. Знакомо такое транспортное средство еще и под названием моторикша – трехколесный мотоцикл, который используется для перевозок пассажиров и товаров в странах Азии (есть еще и велорикша – трехколесный велосипед, который используется с той же целью, что и моторикша).

Какое преимущество дает наличие трех колес?

Главным отличием трехколесного транспортного средства от двухколесного является его устойчивость. Известно, что для езды на велосипеде и мотоцикле необходимо уметь хорошо держать равновесие, в противном случае поездка на таком транспорте обязательно обернется падением. Но вот благодаря третьему колесу необходимость в этом отпадает – транспортное средство само постоянно сохраняет равновесие, благодаря чему его очень трудно перевернуть даже при столкновении.

Если говорить исключительно о трехколесных велосипедах, то они еще и позволяют пилоту занимать полулежащее положение. Благодаря этому он может передавать на педали более сильное усилие, делая езду более быстрой и эффективной.

Для многих трициклы – это еще и интересный дизайн транспортного средства, хотя для настоящих поклонников быстрой езды это не является самым важным фактором. Разобравшись с тем, что такое трехколесный транспорт, открытым остается только вопрос, какие права нужны на вождение трициклов.

Какая категория прав нужна для трицикла

Желающие приобрести себе новый трехколесный транспорт так или иначе задумываются над тем, нужны ли права на трицикл. Взирая на то, что к данной категории транспортных средств относятся и велосипеды, и автомобили, ответ на вопрос о правах не может быть однозначным. По этой причине рассмотрим каждую категорию трициклов по отдельности:

Трехколесные велосипеды. К данной категории относятся все трехколесные транспортные средства, которые приводятся в движение мускульной силой пилота или же электрическим двигателем, мощность которого не превышает 250 Вт. Соответственно, на управление всеми транспортными средствами, которые подпадают под эту категорию, не требуется наличие водительских прав.

Трехколесный мотоцикл. Такое транспортное средство подлежит обязательной регистрации в ГИБДД. При этом уже с конца 2013 года в правах появилась специальная категория для трехколесных мотоциклов – «В1». Она именуется как категория «трициклы и квадроциклы». Таким образом, если у вас есть права категории «В», то вы можете без проблем пересаживаться на квадроциклы и трициклы. Если же речь идет о трициклах, объем двигателя которых не достигает 50 см3, то для их управления необходимо иметь категорию «М» (мопеды) или любую другую категорию.

Важно! ППД относит к мотоциклам все транспортные средства весом не более 400 кг и мощностью не более 15 кВт, в том числе и трициклы. Таким образом, если ваш трицикл весит менее 400 кг (а если он предназначен для перевозки грузов, то его вес может достигать 550 кг), то для управления им вам потребуются только права категории «А».

Трехколесные автомобили. Здесь вопрос очень спорный, так как, с одной стороны, это транспортное средство нельзя приравнивать к трехколесному мотоциклу, но, с другой стороны, все же оно и не является полноценным автомобилем. В таком случае мы рекомендуем вам получить права и категории «В», и категории «В1», чтобы в случае чего не иметь проблем с представителями правоохранительных органов.

Таким образом, для права управлять трициклами необходимо иметь права категории «М», «В1» или «В», в зависимости от веса и мощности двигателя такого транспортного средства. Ездить без прав можно только на трехколесном велосипеде, даже если он оснащен электрическим двигателем до 250 Вт.

Как и когда появились первые трициклы

Первый паровой трицикл был изобретен еще в 1790 году и носил название «большая телега Куньо» (от фамилии своего создателя). Однако в то время такое транспортное средство было способно за 1 час преодолеть расстояние только в 5 км.

Уже в ХІХ веке прогресс шагнул вперед, в результате чего появился еще один паровой трицикл имени Сарполле. Однако использование парового автомобиля на городских дорогах не привело к успеху, так как уже в 30-е годы ХХ века их стремительно начали вытеснять бензиновые двигатели.

Тем не менее, популярность на трехколесный транспорт все равно оставалась, так как позволить себе полноценный автомобиль в начале ХХ века могли только аристократы. Это все подтолкнуло известного конструктора Моргана к созданию в 1906 году знаменитого трицикла для одного пассажира под названием «Morgan Runabout». Его особенностью являлось то, что на транспортном средстве устанавливалось 2 направляющих колеса, тогда как непосредственно под сидением водителя находилось только одно.

Еще один всплеск популярности на трициклы наблюдался после Второй мировой войны, что также было связано с необходимостью выпускать максимально простые и дешевые транспортные средства. По этой причине выпуском трициклов занялись крупные автомобилестроительные заводы во Франции, Чехии и даже СССР. В 50-х годах ХХ века самым популярным на территории Союза трициклом являлся мотоцикл с коляской.

Какой трицикл можно купить сегодня: о разнообразии транспорта

Что такое трициклы, мы уже разобрались, осталось только ознакомиться с их разновидностями. Однако стоит сразу же отметить, что сегодня трициклы не пользуются такой большой популярностью, как раньше. Даже экономные европейцы отдают предпочтение более вместительным и комфортабельным автомобилям, нежели трициклам. Тем не менее, встретить такой транспорт можно на различных выставках, где главным критерием победы является не мощность, а оригинальность дизайна.

Среди наиболее популярных на сегодняшний день трициклов стоит назвать:

Bajaj Re 600. Это очень оригинальное достижение автопрома Индии. Основное предназначение такого автомобиля – перевозка грузов или же работа в качестве такси. Увидеть сегодня такие автомобили можно только в развивающихся странах, хотя, учитывая их экономичность, целесообразность использования так называемых «муравьев» можно найти везде.

Carvel One. Это первый трицикл с наклоняющимся кузовом, который имел серийный выпуск. Отличаясь компактностью, маневренностью и экономичностью, как у мотоцикла, такое транспортное средство дает комфорт управления автомобилем. Есть в таком трицикле даже одно пассажирское место, которое находится позади водителя. При возможности разгоняться до 185 км/ч Carvel One способен за 100 км потреблять всего 6 литров топлива. Благодаря оригинальному современному дизайну такой трицикл стал настоящим фурором во время его первой презентации в 2007 году. На сегодняшний день было выпущено всего 188 трициклов Carvel One, по причине чего их считают эксклюзивными и достаточно дорогими.

T-REX. Трициклы, сборка которых осуществляется вручную. Отличаются очень высокой стоимостью – более 53 тыс. долларов. Обладают очень оригинальным спортивным дизайном кузова (кузов изготовлен из стеклопластика, что позволяет уменьшить его общий вес) и высокой мощностью двигателя (197 литров). Такой трицикл всего за 3,9 с может набрать разгон до 100 км/ч, тогда как его предельная скорость достигает 230 км/ч. Салон можно подстраивать под рост любого человека, при этом конструкция трицикла позволяет смещать не только сидение, но и педали.

Можем заключить, что современные трициклы скорее стали элементом роскоши и создаются как компактные спортивные кары. Позволить себе такой трицикл могут не все, так как его стоимость может в разы превышать стоимость обычного легкового автомобиля. По этой причине современные трициклы в странах СНГ и не пользуются большой популярностью.

Для какой местности подойдут трициклы

На сегодняшний день трициклам преимущественно отдают предпочтение сельские жители (если речь не идет о дорогих спортивных моделях). Благодаря своей конструкции они идеально подходят для перевозки грузов и езды по пересеченной местности. К тому же такой транспорт достаточно удобен в управлении.
Отлично трициклы уживаются и в городах, где их используют в качестве оригинального такси или же транспорта для курьерской доставки. Специально для предоставления возможности перевозить крупногабаритные и тяжелые товары или грузы, такие трициклы изготавливаются с кузовом в виде прицепа.

Будет ли расти популярность на трициклы в будущем

Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно, так как, несмотря на все свои явные преимущества, трициклы имеют и много недостатков:

• Они неустойчивы во время поворота, особенно если сравнивать их с привычными для нас четырехколесными автомобилями.

• На загруженных городских дорогах трицикл будет стоять в общей пробке и не сможет ее преодолеть, как мотоцикл.

Однако, если в будущем удастся решить проблему с устойчивостью, то в целях экономичности трициклы все же могут быть поставлены на серийное производство. Ведь, несмотря на достаточно высокую стоимость, уже сегодня такой транспорт позволяет своим владельцам существенно экономить на топливе. Поэтому, если на серийных трициклах ставить двигатели невысокой мощности, это может сделать трициклы доступными для всех.

Будем надеяться, что это будущее наступит уже скоро, так как желающих стать владельцем дешевого, маневренного и оригинального по внешнему виду автомобиля найдется немало. Поэтому позаботиться о специальной категории прав «В1» стоит уже сейчас.

нужны ли, какие права нужны, категория B1

Весной 2014 года в водительских удостоверениях РФ появилась новая подкатегория — В1. Она даёт право на управление трициклами и квадрициклами. Что это за особенная подкатегория, и какие возможности она открывает для водителя, можно узнать из данной статьи.

  • Описание трициклов: в чём отличия от квадроциклов и квадрициклов
  • Категория B1 водительских прав
  • Обучение вождению трицикла
  • Как сдать на права — экзамен
    • Теоретическая часть
    • Практическая часть

Описание трициклов: в чём отличия от квадроциклов и квадрициклов

Права категории В1 позволяют водителю управлять квадрициклами, квадроциклами и трициклами. Согласно российскому ГОСТу, квадрициклами являются четырёхколёсные мототранспортные средства с конструкционным ограничением скорости в 25 км/ч и мощностью двигателя не больше 15 кВт. ТС не должно весить больше 0,4 т, а если оно предназначено для перевозки грузов — не больше 0,55 т. Вес не учитывает массу батареи, если речь идёт об электрическом ТС. Такой транспорт может эксплуатироваться на дорогах общественного пользования. Стоит отметить, что в эту категорию не входят транспортные средства, предназначенные для соревнований, тракторы и машины используемые в с/х, а также средства передвижения военных.

Согласно тому же ГОСТу, квадроциклами являются мототранспортные четырёхколёсные средства, способные перемещаться по бездорожью. Они имеют шины с давлением до 69 кПа, сидение и руль мотоциклетного типа. Квадроциклы могут перевозить не больше одного человека (который и является водителем), а также используются только для движения вне дорог общественного пользования. Такие вездеходы не подлежат обязательной сертификации, а регистрировать их необходимо в Гостехнадзоре. Для управления квадроциклом нужно открывать права с категорией А1.

Важно! Трициклы более удобны, чем обычные трёхколёсные велосипеды, не только из-за наличия двигателя, но и за счёт возможности находиться в полулежащем положении. Под таким углом водитель может совершать больший упор на педали, делая езду быстрой и эффективной.


Трициклами являются транспортные средства на трёх колёсах, расположенных симметрично средней продольной плоскости ТС. К трициклам относят обычные трёхколёсные велосипеды и велотрайки, приводимые в движение силой человека, а также трёхколёсные автомобили и мотоциклы, которые способны ездить самостоятельно (присутствует двигатель). Объём их двигателя, если он внутреннего сгорания, не должен быть больше 50 см³. При управлении трициклом стоит помнить о конструктивном ограничении скорости (тип двигателя роли не играет) в 50 км/ч.

Трициклы перемещаются на 3 колёсах, у которых парная ось обычно ведущая, а одинарная — управляющая. Иногда бывает и наоборот, а также возможен вариант со всеми ведущими осями, например, если это грузовой велосипед либо трёхколёсный автомобиль.

Категория B1 водительских прав

Согласно изменениям в системе водительских удостоверений 2014 года, категория В была разделена на 3 подкатегории. Как и раньше, она позволяет управлять легковыми автомобилями, чей вес не превышает 3,5 т, а сама машина вмещает не больше 8 человек (без учёта водителя). Теперь к ней добавилась вариация ВЕ: разрешение на использование прицепа общим весом до 750 кг. Существует также подкатегория В1 — право на управление трициклом и квадрициклом с двигателем не больше 50 см³ и общей массой до 550 кг.

Теперь, если человек получает новое удостоверение, имея открытые категории А либо В, в нём может появится пометка AS либо MS. В первом варианте водителю доступны ТС с рулём автомобильного типа, а во втором — мотоциклетного.

Следует разобраться для каких типов трёхколёсных транспортных средств необходимы права данной категории.

  1. Трёхколёсные мотоциклы — их обязательно нужно регистрировать в ГИБДД, соответственно, получать права также необходимо. Если человек является обладателем прав категории В, трициклы и квадроциклы уже ему доступны. Но если объём двигателя транспорта меньше 50 см³, необходимо дополнительно открыть категорию М (мопеды).
  2. Трёхколёсные автомобили — это что-то среднее между мотоциклом и автомобилем. В связи с этим, чтобы не возникало проблем с правоохранительными органами, лучше иметь удостоверение категории В и В1 для данного типа транспорта.

Обучение вождению трицикла

Так как права подкатегории В1 не получить без предварительного открытия категорий В или А, необходимо пройти курс обучения управления автомобилем или мотоциклом в автошколе. Если человек успешно сдал экзамены по вождению (теоретическую и практическую части), ему выдадут водительское удостоверение соответствующей категории и откроют подкатегорию В1 с пометкой AS или MS.

Важно! Обучаться управлению трициклом могут лишь лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста.


Обучение управлению трициклом построено также, как и обучение вождению автомобиля. Если у человека ещё нет водительского удостоверения, прежде всего ему придётся освоить азы управления автомобилем либо мотоциклом, а уже после — трициклом. Если же права имеются, теорию сдавать не нужно: достаточно будет потренироваться в управлении транспортным средством, а затем сдать практическую часть и получить соответствующий документ.

Как сдать на права — экзамен

Как и любая проверка, экзамен в автошколе состоит из теоретической и практической части. Теория нужна лишь новым водителям (опытные проходят только практику).

Теоретическая часть

Курс обучения в автошколе длится от 2 до 3 месяцев. Сначала происходит начитка теории: правил дорожного движения, особенностей управления машиной и мотоциклом. Количество этих занятий фиксировано во всех автошколах. Теоретическая часть сдаётся по билетам. Достаточно выучить эти билеты и внимательно дать ответы на вопросы на экзамене. Главное — не спешить и не отвечать наобум, ведь если человек вдруг вспомнит ответ на вопрос, исправить уже ничего нельзя. Не стоит надеяться, что удастся воспользоваться шпаргалками, так как времени на ответы мало, а контролируют учеников строго.

Практическая часть

С середины теоретического курса вводятся практические занятия. Их количество можно регулировать в зависимости от способностей ученика, но за это вносится дополнительная плата (если необходимо большее число занятий, чем предусмотрено). Начинают с освоения ТС на автодроме, затем — в городе. Экзамен также сдаётся частями. При сдаче практической части главное — не скорость, а демонстрация того, на сколько учащийся чувствует ТС и понимает, как им управлять. Очень важно вначале настроить всё под себя: руль, зеркала, сидение, чтобы было комфортно, и ничто не отвлекало от вождения.

Казалось нет ничего проще, чем управление трициклом. На самом деле, даже для вождения такого простого ТС требуются права, а для их получения нужно пройти курсы вождения. Чтобы быть полноценным участником дорожного движения, нужно не только знать правила, но и быть уверенным водителем.

Базовый курс для трехколесных велосипедистов

  • Домашний
  • Учебные курсы
  • программы
  • Часто задаваемые вопросы
  • Свяжитесь с нами

Колледж Харпер больше не будет проводить занятия по безопасности мотоциклов на всех учебных площадках северного региона с 30 июня. Мы в IDOT активно участвуем в обеспечении безопасности нового учебного центра в Северном Иллинойсе. Как только будет назначен новый региональный центр, занятия возобновятся в Северном Иллинойсе. Если вы ищете учебные классы, пожалуйста, посетите веб-сайты наших центральных и южных учебных районов, поскольку они могут иметь доступные учебные курсы.
Благодарим за понимание и приносим извинения за возможные неудобства.

Базовый курс трехколесного вождения (3WBRC) включает примерно 20 часов занятий в классе и вождения мотоцикла. В этом курсе вы разовьете и отработаете четыре основных навыка вождения:

  1. Ознакомление с трехколесным мотоциклом
  2. Переключение передач/остановка
  3. Регулировка скорости и поворот
  4. Быстрая остановка

в навыки уличной езды, в том числе:

  • Усовершенствованная техника поворота
  • Усовершенствованная техника торможения
  • Сворачивание

Вы также изучите и отработаете умственные способности, необходимые для разработки стратегий уличной езды и способности ориентироваться в особых ситуациях.

Право на участие в курсе 3 Wheel Basic Rider

Любой житель штата Иллинойс (16 лет и старше), имеющий действующие водительские права или разрешение, имеет право зарегистрироваться. Все учащиеся должны подать подписанную форму отказа или освобождения от ответственности на первом занятии. Учащиеся моложе 18 лет должны иметь отказ от прав, подписанный родителем или опекуном, и принести его с собой на первое занятие. Родитель или опекун должен присутствовать, когда учащийся моложе 18 лет регистрируется на первое занятие.

Требования к защитной одежде 

В дополнение к упомянутому выше отказу от требований участники должны иметь при себе защитную одежду. Требуются следующие предметы:

  • Прочная обувь выше щиколотки (не тканевая или брезентовая; рекомендуется обувь)
  • Длинные брюки
  • Рубашка с длинными рукавами или куртка
  • Перчатки, полностью закрывающие руки
  • Защитные очки ( любые очки, которые можно носить при управлении мотоциклом/вождении автомобиля)

Шлемы и мотоциклы будут предоставлены. Учащиеся могут принести свои собственные шлемы с защитой лица или три четверти лица, одобренные DOT.

Лицензирование

Всем учащимся, успешно прошедшим курс 3 Wheel Basic Rider, будет выслана карточка об окончании с отметкой J11 Restriction. В карточке завершения отменяются письменные экзамены государственного секретаря по мотоциклам и экзамены по вождению для лиц в возрасте 18 лет и старше. Учащиеся в возрасте 16–17 лет смогут подать заявку на получение категории «M», но должны предъявить карточку завершения BRC и сдать письменные тесты и тесты по вождению в центре обслуживания водителей штата. Карту завершения 3WBRC также можно использовать для страховых скидок. Дополнительные сведения можно получить у поставщика страховых услуг.

Ограничение J11

Ограничение J11 указывает на то, что водитель прошел тест на навыки вождения на трехколесном мотоцикле (Класс M) или трехколесном мотоцикле с приводом от двигателя (Класс L) и ограничен трехколесным циклом нужный класс.

Регистрация на курс

Если вы заинтересованы в регистрации на базовый курс Three Wheeled или вам нужна дополнительная информация, обратитесь в ближайший региональный центр для получения инструкций по регистрации.

 

Лицензия на мотоцикл | Департамент общественной безопасности

 

В дополнение к требованиям, необходимым для получения обычных водительских прав, физические лица должны подать заявление на получение класса M для управления мотоциклом.

Курс по безопасности мотоциклов

Чтобы получить водительские права класса M, лица должны пройти утвержденный курс по безопасности мотоциклов и принести сертификат о прохождении курса в отдел водительских удостоверений. Если у человека есть действующая лицензия на мотоцикл из другого штата, DPS откажется от требования пройти курс безопасности мотоцикла.

Примечание: Сертификат об окончании курса безопасности мотоциклов действителен только в течение 24 месяцев с момента выдачи.

Несовершеннолетние
До зачисления на курс по безопасности мотоциклов несовершеннолетние (в возрасте от 15 до 17 лет) должны:

  1. Иметь права учащегося класса C и пройти 32-часовой классный этап курса обучения водителей; или
  2. Предъявить свидетельство об окончании аудиторной части (32 часа) курса обучения водителей (часть курса обучения водителей вождению не требуется для прохождения курса безопасности мотоциклов или подачи заявления на получение прав класса M; или
  3. Временные водительские права.

Требования к заявкам для несовершеннолетних
Кандидатам должно быть не менее 15 лет, и им может быть запрещено управлять мотоциклом с рабочим объемом поршня не более 250 кубических сантиметров. Это ограничение может быть снято, когда заявителю исполнится 16 лет. Чтобы подать заявку на получение водительских прав класса M, несовершеннолетний должен:

  • Подать заявление лично в офис выдачи водительских прав в Техасе и выполнить требования для первоначального заявителя (если у вас нет текущих водительских прав в Техасе),
  • Подать сертификат об окончании курса безопасности мотоциклов (MSB-8 или MSB-8R),
  • Подарить:
    1. Временная лицензия класса C,
    2. Форма обучения водителей (DE-964), подтверждающая 32 академических часа или сертификат об окончании. Учащиеся программы обучения вождению с обучением родителей также должны предоставить форму обучения вождению с обучением родителей (PTDE-964), подтверждающую 32 часа обучения вождению или форму
    3. .

    4. Ученические права класса C и DE-964, подтверждающие прохождение 32-часового курса обучения вождению,
  • Подать форму Подтверждения зачисления и посещаемости (VOE) средней школы (VOE требует подписи. Допустима подпись школьного чиновника с печатью или сгенерированная компьютером).
  • Быть в сопровождении Родителя, который должен предоставить подпись авторизации, и
  • Сдать обязательный экзамен по навыкам.

Примечание: Заявитель должен предоставить мотоцикл, автомобиль и водителя, чтобы сопровождать заявителя во время экзамена по вождению для получения водительских прав на мотоцикл.

Несовершеннолетние из других штатов
В Техасе требование об обучении вождению распространяется на всех лиц моложе 18 лет, даже если они уже имеют права на мотоцикл другого штата.

Проверка зрения и знаний может потребоваться для получения прав на мотоцикл. Тест на знание мотоцикла не проводится для лиц, предъявивших действующий сертификат об окончании курса безопасности мотоциклов от 12 января 2015 г. экзамен по вождению, за исключением случаев, когда лица:

  • Возраст 18 лет и старше, прохождение курса по безопасности мотоциклов и наличие действующих неограниченных водительских прав штата Техас класса A, B или C
  • Возраст от 18 лет и старше, передающий действующую неограниченную лицензию на мотоцикл из другого штата или провинции Канады;
  • Подача заявления на получение водительских прав мотоциклиста (ограничение J — см. раздел «Ограничения класса M» ниже)

Ограничения класса M

Иногда на водительское удостоверение может быть нанесен код ограничения. Это делается не для того, чтобы помешать вождению человека, а для того, чтобы сделать его лучшим водителем. Лица, желающие удалить код ограничения, могут обратиться в любой офис выдачи водительских удостоверений.

Для лиц моложе 18 лет Программа Graduated Driver License (GDL) налагает некоторые ограничения на то, когда и как несовершеннолетний может управлять мотоциклом в течение первого года, когда он получает класс M. Второй этап программы GDL распространяется на несовершеннолетних. которые в настоящее время имеют класс M.

Лицензия учащегося мотоцикла (ограничение J)
Лицензия учащегося мотоцикла позволяет человеку практиковаться в вождении мотоцикла, если лицензированный водитель мотоцикла в возрасте 21 года или старше находится «в поле зрения» и смотреть.

Чтобы подать заявку на получение лицензии учащегося мотоцикла, человек должен соответствовать всем требованиям, необходимым для получения лицензии учащегося, а также пройти курс безопасности мотоциклов. (Пожалуйста, при подаче заявления на получение водительских прав принесите свидетельство о прохождении обучения в отдел водительских прав.)

Несовершеннолетние должны сдать экзамен по вождению мотоцикла, чтобы снять ограничение «J».

15-летние (ограничение I)
Физические лица могут подать заявление на получение категории M в возрасте 15 лет, но в их правах будет указано ограничение «I».