Содержание
Непреодолимый «Витебск»
7:44 / 08.09.17
Непреодолимый «Витебск»
Сообщение Минобороны о поставках ВКС России бортовых комплексов обороны (БКО) «Витебск» (экспортный вариант «Президент-С») подтвердили информацию об использовании этих комплексов в Сирии. Комплекс используется для оснащения ударных вертолетов Ка-52 и Ми-28, штурмовиков Су-25, транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ и Ми-8АМТШ.
Вертолет с БКО «Витебск» / Фото: topwar.ru
Он предназначен для защиты летательных аппаратов от зенитных ракет с инфракрасными, радиолокационными или комбинированными головками самонаведения. «Витебск» способен отслеживать пуск ракет в радиусе несколько сотен километров от самолета и «увести» ракету от цели.
Ранее, 30 марта текущего года ТАСС сообщало о планах модернизации «Витебска» с учетом сирийского опыта. Опытно-конструкторские работы по новому комплексу должны быть завершены к 2018 г. и по завершению госиспытаний он будет поставляться в войска. По словам заместителя главы Минобороны Юрия Борисова, сегодня этим комплексом оснащаются практически все вертолеты. Он же заявил, что модернизированный «Витебск» будет работать в более широком диапазоне частот, на больших дальностях и лучше защищать все летательные аппараты от атак перспективных управляемых ракет и ПЗРК.
Комплекс «Президент» / Фото: rufor.org
Индивидуальный БКО «Витебск» разработан ФГУП НИИ «Экран» (Самара), производит КРЭТ. Комплекс был заказан Минобороны РФ в 2011 г., испытан в 2015 г. на полигоне под Ахтубинском. По вертолёту на земле МИ-8 с «Витебском» были выпущены 20 ракет типа «Игла». Все они шли на некотором расстоянии от вертолета резко меняли курс в связи с потерей цели и ни одна из них не попала в цель. В 2015 г. начались первые поставки.
Состав базового комплекса «Президент-С» / Изображение: www.russianarms.ru
Конструктивно комплекс Л-370 «Витебск» выполнен в виде блоков, которые могут размещаться внутри фюзеляжа и на внешних узлах крепления самолета или вертолета. Основные элементы комплекса – аппаратура обнаружения лазерного облучения, ультрафиолетовый пеленгатор пуска ракет, система управления, станция оптико-электронного подавления и устройства выброса ложных тепловых целей (ЛТЦ). Известные модификации БКО – Л-370В52 (для Ка-52), Л-370Э8 (для Ми-8МТ), Л-370Э26Л (для Ми-26), Л-370Э50 (для Ка-50).
Вертолет Ми-8АМТШ с комплексом «Витебск» / Фото: fishki.net
В частности, на вертолеты Ми-8АМТШ установлен «Витебск» в составе трех станций оптико-электронного подавления Л370-5 (ПО «Стрела»), четыре ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2 (выпускает НПО «ГИПО»), два устройства выброса ЛТЦ УВ-26.
Основной элемент «Витебска» — цифровая станция активных помех (ЦСАП) Л-370-3С. По скорости реакции она превосходит станции «Сорбция» (Су-27), «Омуль» (Су-25), «Гардения» (МиГ-29) и подавляет РЛС противника в более широком диапазоне частот. В комплекс кроме ЦСАП входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН), которая ослепляет ракеты противника лазерным прожектором.
Станция активных помех Л-370-3С / Фото: www.russianarms.ru
Интересен следующий факт. Интеллектуальная аппаратура борьбы с ракетами с инфракрасным наведением начала появляться в середине 80 гг. На отечественные вертолетах в верхней части фюзеляжа стала устанавливаться станция оптико-электронных помех «Липа» в виде мощной ксеноновой лампы в инфракрасном спектре. Она создавала для головок ИК-наведения большое пятно неправильной конфигурации с постоянно меняющимся центром. Их использование в Афганистане снизило количество потерь вертолетов Ми-8 и Ми-24.
Станция Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2 / Фото: fishki.net
Но в США увеличили чувствительность и избирательность ИК-приемников путем смещения рабочей частоты с 1-3 мкм до 3-5 мкм, что обеспечило захват излучения двигателя. В настоящее время на Украине производится аналог «Липы» — станция «Адрос». Она была создана на основе переданных им чертежей и опытного образца инфракрасной лампы директора фирмы «Адрон» (осужден брянским судом). Позднее контрразведкой Украины был арестован сотрудник предприятия «Завод 420 гражданской авиации», который передал материалы по «Адросу» чешскому атташе.
«Президент-С» на Ка-52 / Фото: www.russianarms.ru
Похожую на «Липу» станцию «Сухогруз» предполагалось использовать для защиты штурмовика Су-25Т, который в серию не пошел. Однако «Сухогруз» обеспечивал защиту только задней полусферы самолета. Предполагается, что доработанный аналог «Сухогруза» может быть использован на самолете Су-25ТМ (Су-39).
Источник: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
12
Теги: МО РФ, поставка, ВКС России, БКО «Витебск», экспортный вариант «Президент-С», использование, Сирия, оснащение, Ка-52, Ми-28, Су-25, Ми-8МТВ, Ми-8АМТШ
В рамках исполнения ст. 4 закона РФ «О средствах массовой информации» редакция ИА «Оружие России» информирует о
том, что организации, информация о которых может быть указана в опубликованной статье, являются организациями,
деятельность которых в Российской Федерации запрещена, согласно перечню общественных и религиозных объединений, иных
организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете
деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» (официальные источники: сайт «Российской газеты» (соответствующие разделы сайта
https://rg. ru/ или https://rg.ru/2018/12/05/spisok-dok.html) и сайт Минюста России (соответствующие разделы сайта
https://minjust.ru/ или https://minjust.ru/nko/perechen_zapret).
Что за комплекс Л-370 «Витебск» защищает вертолеты РФ от «Стингеров»? | Армия | Общество
Алексей Козаченко
Примерное время чтения: 3 минуты
8017
Категория:
Военная промышленность
Опубликованы кадры работы бортового комплекса обороны Л-370 «Витебск» из кабины российского ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор» во время прикрытия высадки ВДВ на аэродром под Гостомелем. АиФ.ru выяснял, что за комплекс защитил вертолет и пилота.
Что на кадрах?
Картину произошедшего можно наблюдать глазами пилота. Звучит автоматический голос «Атака спереди — „Стингер“», затем «Атака слева». Экипаж ведет себя спокойно: «Витебск» сам разберется с ракетами. Можно услышать голос пилота, который говорит: «Нормально, нормально… налево уходи. Он видит тебя, все нормально».
Что такое Л-370 «Витебск»?
Этот комплекс был разработан концерном «Радиоэлектронные технологии» и запущен в производство в 2015 году. Уже вскоре он получил прозвище «Ангел-хранитель», поскольку способен в автоматическом режиме обнаруживать пуски ракет с радиолокационными и инфракрасными головками самонаведения и сбивать их с цели.
В состав вертолётного комплекса входят устройство управления, аппаратура обнаружения лазерного облучения, ультрафиолетовые пеленгаторы пуска ракет, станции оптико-электронного подавления, устройства выброса пассивных помех.
Как он работает?
Данные комплексы были с успехом опробованы российскими ВКС в Сирии. В результате работы системы вражеская ракета промахивается мимо своей цели.
Комплекс способен нейтрализовать не только зенитные ракеты, но и ракеты класса «воздух-воздух».
«Витебск» обнаруживает пуск вражеской ракеты по вертолету и активирует автоматический режим защиты. Этот режим использует пассивные помехи и оптико-электронное подавление. Система может работать в автоматическом режиме без участия оператора, лишь информируя о ракурсе атаки и характере угрозы (фактах пуска ракет, радиолокационном или лазерном облучении, с идентификацией лазерных средств наведения и дальнометрии противника), а также о принятых мерах противодействия и об оставшихся средствах защиты.
Где установлен?
В настоящее время компоненты комплекса «Витебск» установлены на ударные вертолеты Ка-52, транспортные Ми-8МТ, а также штурмовые Ми-24/35.
Что за ракеты Stinger?
Название происходит от английского слова «stinger» («жало»), общевойсковой индекс — FIM-92. Это американский переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК), предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей (самолётов, вертолётов, БПЛА), кроме того, он обеспечивает возможность обстрела небронированных наземных или надводных целей. Разработан американской корпорацией General Dynamics. Принят на вооружение в 1981 году.
Это один из наиболее распространённых ПЗРК, он состоит на вооружении 30 государств, а также ряда национально-освободительных движений и террористических организаций. Количество произведённых ракет «Стингер» всех моделей превысило 70 тыс. штук.
Самые современные модификации этого оружия позволяют атаковать воздушную цель на высотах до четырех тысяч метров и на удалении до восьми километров. Ракета сама наводится на двигатели летательного аппарата, излучающие тепло, и приближается к цели со скоростью около 700 метров в секунду. Фугасно-осколочной боевой части весом в три килограмма достаточно, чтобы сбить или серьезно повредить любые вертолеты или самолеты.
баллистические ракетыроссийское вооружениеЛ-370 Витебск
Следующий материал
Новости СМИ2
Поговорим о российской системе направленного ИК-противодействия нового поколения «Витебск Л370»
Ми-8АМТШ ВВС России, оснащенной системой «Витебск». На фото видны три ИК-глушителя Л370-5, один из УФ-датчиков Л370-2 на законцовке крыла и группа дозаторов противодействия УФ-26 в хвостовой части фюзеляжа. (Фото: Алекс Сноу)
Мы рассказали об американских системах DIRCM, теперь мы сообщаем об их российском аналоге, который является частью последней модернизации вертолетного парка.
С начала 2000-х годов мы наблюдаем рост использования систем предупреждения о ракетном нападении (MWS) на борту воздушных средств. Уроки, извлеченные из недавних конфликтов, таких как Афганистан и Ирак, подчеркивают необходимость защиты низколетящих самолетов, и особенно вертолетов, также от угроз переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК), отличных от огня прямой наводкой, который контрастирует с использованием броня. В течение последних 10-15 лет почти все западные самолеты, развернутые для боевых действий, имели как минимум СВЧ (системы предупреждения о ракетном нападении) ультрафиолетового излучения для обнаружения подлетающих ракет. Это не относится к восточным вооруженным силам, и особенно российским силам, которые дислоцируются в Сирии с 2015 года со своими авиационными средствами.
Общее отсутствие средств инфракрасного противодействия ПЗРК на борту российских самолетов было наглядно продемонстрировано, когда в 2017 году президент Владимир Путин посетил авиабазу Хмеймим, российскую постоянную базу недалеко от сирийского портового города Латакия. В этом случае путинский Ту-214ПУ (RA-64517) сопровождали два истребителя Су-30СМ, которые действовали как «тепловые ловушки», чтобы привлечь возможные ПЗРК и развернуть осветительные ракеты, чтобы помешать им, компенсируя таким образом отсутствие защиты. президентского самолета. Эта необходимость была продиктована сообщениями о наличии как минимум трех различных типов ПЗРК в Сирии: 9 советских временК32 «Стрела-2» (SA-7 «Грааль») и 9К310 «Игла-1» (SA-16 «Бурвюр»), а также китайские FN-6 Hongying-6.
Американские самолеты используют комбинацию УФ MWS, сигнальных ракет и направленных инфракрасных контрмер (DIRCM) для самозащиты. Судя по всему, российские вооруженные силы придерживаются того же подхода. Система, которая все чаще устанавливается на все российские вертолеты, а также на некоторые самолеты с неподвижным крылом, — это Витебская БКО Л370, более известная под своим экспортным обозначением «Президент-С», впервые появившаяся в 2015/2016 годах. Сообщается, что система находилась в разработке по крайней мере с первых 2010-х годов, но никогда не устанавливалась на действующие самолеты.
Ка-52К ВВС России с системой «Витебск». На фото видны один из датчиков Л370-2 У, два ИК-глушителя Л418-5 (сразу перед основными стойками шасси) и дозаторы противодействия УФ-26 на законцовке крыла. (Фото: Олег Подкладов через RussianPlanes.net)
По словам россиян, «Витебск» L370 в полной комплектации предназначен для защиты самолета как от ракет с ИК-, так и с радиолокационным наведением, которые «могут отслеживаться в радиусе нескольких сотен километров». ». Фактически «Витебск» представляет собой модульную систему, компоненты которой устанавливаются как внутри самолета, так и на внешних точках крепления.
Основными компонентами системы Витебск являются (отказ от ответственности: все данные, представленные здесь, являются общедоступными и не засекреченными):
- Блок управления Л370-1, обрабатывает информацию, полученную от радара, лазерных и инфракрасных датчиков предупреждения, для автоматического включения система постановки помех и противодействия с одновременным оповещением пилота и предоставлением информации об угрозе;
- Цифровой радиолокационный приемник L150 «Pastel» с датчиками, установленными в хвосте, законцовках крыла и носу, работает в диапазоне частот от 1,2 до 18 ГГц и охватывает 360° по горизонтали и 60° по вертикали вокруг самолета;
- Датчики УФ-предупреждения Л370-2 и датчики предупреждения о лазерном облучении Л140 «Отклик» обнаруживают ИК-сигнатуру приближающихся ракет и лазерных целеуказателей соответственно;
- Цифровая станция активных помех L370-3S (в настоящее время не устанавливается на действующие самолеты), может определять азимут излучения противника с точностью 5°-10° и глушить сигнал в двух секторах (спереди и сзади) шириной 120° по горизонтали и 60° вертикально;
- L370-5 ИК-глушитель (заменен на L370-5L или L418-5 в некоторых конфигурациях), лазерная система направленного ИК-противодействия (DIRCM), внешне похожая на обычную турель с датчиками EO / IR, которая может «ослеплять» ракету. на дальности от 500 до 5000 метров, охватывая 360 градусов вокруг самолета и 90° по вертикали;
- дозаторов средств противодействия УВ-26, в каждом модуле вмещается 32 выстрела 26-мм сигнальных ракет/отражателей;
- (ATRT), предназначенная только для тяжелых самолетов, представляет собой одноразовую буксируемую радиолокационную ловушку, прикрепленную к кабелю длиной 150 метров, который уводит ракеты с радиолокационным наведением от самолета.
Активная буксируемая радиолокационная ловушка
Известные модификации L370E31 (Ка-31), L370V50 (Ка-50), L370V52 (Ка-52), L370E8 (Ми-8МТ), L370E26L (Ми-26), L370V24 (Ми-24), L370V28 (Ми-28), Л370К25 (Су-25).
Вертолет Ка-31 ДРЛО оснащен датчиками Л150 в хвостовой части и четырьмя датчиками Л370-2 в сочетании с двумя блоками помех Л370-5 под передней и задней частью фюзеляжа. Версии Ка-50 и Ка-52 оснащены датчиками Л150 в хвосте, датчиками Л140 и Л370-2 в носу и хвосте, двумя блоками помех Л370-5 непосредственно перед основными стойками шасси и дозаторами УФ-26 в законцовках крыла. . Постановщик помех L370-5 заменяется на новых самолетах постановщиком помех L418-5, главное видимое отличие — круглый датчик в башне вместо квадратного.
Опытный образец Ми-28НЭ с системой «Витебск». На фото видны законцовка крыла с дозаторами и датчиками противодействия УФ-26 и купол ИК-глушителя L370-5L под хвостовой частью фюзеляжа. (Фото: Олег Подкладов через RussianPlanes.net)
Вариант Ми-28 идентичен, за исключением того, что два блока помех Л370-5 заменены одним блоком помех Л370-5Л, размещенным в прозрачном куполе. Версии Ми-8 и Ми-24, похоже, лишены L140 и L150, имеют только четыре датчика L370-2, на законцовках крыла Ми-8 и на некоторых нестандартных выпуклостях за кабиной и на хвосте на Ми-24, и три глушителя L370-5, один под хвостом, а другие на законцовках крыла Ми-8 и за основными стойками шасси Ми-24. Оба вертолета также имеют ДУ УФ-26 в хвостовой части фюзеляжа. Ми-26 использует два внешних контейнера для размещения датчиков Л370-2 и генератора помех Л370-5Л, по одному с каждой стороны, а дозаторы УФ-26 установлены в нижней части фюзеляжа.
Единственным тактическим самолетом с неподвижным крылом, который используется в Витебске, является модернизированный Су-25СМ3, последняя версия Су-25 «Грач» (обозначение НАТО «Лягушка») с Л-150, тремя датчиками Л370-2, двумя в в хвосте и один под носом, дозаторы УВ-26 и два глушителя Л370-3С, установленные под пилонами внешнего крыла, ранее использовавшиеся для ракеты класса «воздух-воздух» Р-60 с ИК-наведением. По словам россиян, компьютер «Витебск» также может предоставлять Су-25СМ3 данные для наведения противорадиолокационных ракет Х-58УШ (АС-11 «Килтер»).
В ходе модернизации системы на основе опыта боевых действий в Сирии разрабатываются новые конфигурации для Ил-76 «Кандид» и его производных, Ил-96 и Ту-204, находящихся на вооружении президентского флота («Россия Спец. Летный отряд) и даже гражданские авиалайнеры. Сообщается, что новый Ми-38Т также получает систему «Витебск» с конфигурацией под названием L370V38S, которая должна быть аналогична той, что используется на Ми-8 и Ми-24.
Два Су-25СМ3 ВВС России, оснащенные комплексом «Витебск». На фото видны постановщики помех L370-3S, установленные под конечными пилонами крыла. (Фото: Алекс Сноу)
г. Витебск в настоящее время оснащает почти все вертолеты ВВС России, по данным МО, а экспортный вариант Президент-С поставлен в Египет для своих Ка-52 и Ми-17, Алжир для своих Ми-17, Ми-26 и Ми-28, Беларусь за свои Ми-8.
Русские называют систему непобедимой после того, как были проведены полномасштабные боевые стрельбы с настоящим Ми-8 на возвышении с работающими двигателями и без экипажа, по которым «было выпущено 20 ракет типа «Игла» и ни один из них не попал в цель», так как, как сообщается, они были ослеплены глушителями и сигнальными ракетами. Мы не знаем, насколько точны эти сообщения, так как часть российских вертолетов, оснащенных «Витебском», была потеряна в Сирии, даже если официально они разбились не из-за вражеского огня.
Новый Су-57 «Фелон» предположительно также оснащен системой DIRCM, пусть и не связанной с Витебском, которая называется 101КС-О и является частью электронно-оптической системы 101КС Атолл, которая является новинкой для тактического самолета. Подобно постановщику помех Л370-5Л Ми-28, система размещена в прозрачном куполе и установлена на фюзеляже и под фюзеляжем самолета.
Facebook Twitter instagram
Стефано Д’Урсо — независимый журналист и сотрудник TheAviationist из Лечче, Италия. Выпускник промышленного машиностроения, он также учится, чтобы получить степень магистра в области аэрокосмической техники. Электронная война, барражирующие боеприпасы и методы OSINT, применяемые в мире военных операций и текущих конфликтов, входят в число его областей знаний.
Military Technology 4/2019
Ave Caesar Вертолеты, такие как AH-64E GUARDIAN, MH-47G CHINOOK, CH-53K KING STALLION и HH-101A CAESAR Леонардо, представляют собой передовые достижения в области вертолетостроения. комплекты самозащиты. Особый интерес представляет тяжелый вертолет CAESAR итальянских ВВС, так как это один из немногих самолетов, произведенных не в США, на котором установлена одна из самых сложных систем самозащиты в мире. Его основные задачи включают боевой поиск и спасение (CSAR) и специальные операции, две из самых сложных задач для неразрешительных оперативных сред. Опираясь на свой обширный опыт в этой области, в котором было продано более 2700 систем в 28 стран, Elettronica разработала и произвела комплект самозащиты VIRGILIUS, полностью интегрированный комплекс РЭБ, который обеспечивает функции наблюдения, оповещения и противодействия атакам класса «земля-воздух». и угрозы класса «воздух-воздух», включая системы ПВО с радиолокационным наведением. Система позволяет проводить мультиспектральную оценку угроз в сочетании с усовершенствованным процессом объединения решений и предварительно загруженными интеллектуальными данными. Система повышает ситуационную осведомленность пилотов, предоставляя подробную тактическую картину оперативной обстановки и автоматически управляя процессом противодействия. Физически он состоит из установленного внутри многофункционального блока (МФУ), выполняющего одновременные операции радиоэлектронной поддержки (РЭП) и радиоэлектронного противодействия (РЭП), двух полупроводниковых приемопередающих блоков (SSTRU, по одному с каждой стороны планера) и четыре пассивных антенных блока (ПАУ), по одному на каждом борту и два под фюзеляжем). По заявлению компании, VIRGILIUS обладает большим потенциалом роста благодаря своей модульной конструкции, возможности перепрограммирования программного обеспечения и прошивки. Набор, подчиненный VIRGILIUS, включает в себя множество других активных и пассивных датчиков. Elettronica ELT-156X(V4) RWR обеспечивает 360-градусный широкополосный радиочастотный охват (от E до K) и может автоматически анализировать, классифицировать, отображать и записывать неизвестные излучения. Сообщается, что радиус действия системы составляет более 200 километров. LWR — это RALM 01/V2 Леонардо. Hensoldt AN/AAR-60 MIDS II MAWS состоит из пяти датчиков: двух в носовой части, двух за задней стойкой шасси и одного в хвостовой части. Для противодействия приближающимся ракетам на HH-101A установлены две Elettronica ELT-572 DIRCM, модифицированная версия системы многоспектрального инфракрасного противодействия Elbit (MuSIC) в версии C-MUSIC, основанная на технологии волоконного лазера. CAESAR имеет двойную турельную конфигурацию с двумя зеркальными турелями, установленными под фюзеляжем вертолета, что позволяет эффективно отклонять несколько подлетающих ракет одновременно. По данным Elettronica, башни HH-101A ELT-572 могут начать глушить приближающиеся ИК-ракеты — одновременно в диапазонах I и IV — примерно через одну секунду после того, как MAWS зафиксирует запуск. Последняя инстанция самолета представлена шестью дозаторами мякины и сигнальных ракет MES ECDS-2, каждая из которых несет до 60 снарядов. Два из них установлены под передней частью фюзеляжа и четыре за главным шасси, рядом с датчиками MAWS. Камов КА-52 Россия был пионером в области самозащиты вертолетов с 19-го века.80-х годов, когда модели Ми-8 и МИ-24 были оснащены ксеноновыми лампами, способными создавать помехи ИК ГСН. Хотя вертолеты советской постройки понесли тяжелые потери во время афганской войны, эти системы заметно снизили уровень износа. Последующие поколения вертолетов разрабатывались с уделением большего внимания аэродинамическим характеристикам планера и тяжелой брони, чем возможностям РЭБ, в сочетании с специальной тактикой и подготовкой. И МИ-28, и КА-50/52 устойчивы к пулям ААА калибра до 23 мм благодаря титановым бакам. Однако недавний опыт боевых действий в Сирии показал, что брони и маневренности уже недостаточно. Естественно, маскировка местности и управление сигнатурами сужают окно возможностей противника для пуска ракет, но маневренность современных ракет требует наложения многоуровневой защиты, которую могут обеспечить только комплекты самозащиты. Уроки, извлеченные на Ближнем Востоке, ускорили разработку и развертывание семейства комплексов самозащиты «ВИТЕБСК Л-370» производства (КРЭТ — Радиоэлектронные технологии), известного на Западе как «ПРЕЗИДЕНТ-С». Впервые система была опробована на Ми-8, один из которых послужил испытательным стендом. Российские источники сообщают, что с 2015 г. до 20 9По испытательному вертолету был произведен пуск ракет малой дальности К338 «ИГЛА-С» (ВСХОРАД): ни одна из них не попала в цель. Сегодня ВИТЕБСК Л-370 доступен в варианте Е8 для семейства МИ-8, Е-26Л для МИ-26, Е-50 для КА-50 и В52 для КА-52. Считается, что еще один вариант был разработан для Ми-28Н и, возможно, использовался российскими войсками в Сирии. Поэтому кажется, что в ближайшие годы ему суждено установить стандарт для систем самозащиты российских вертолетов, установив полный комплект на КА-52, который будет использоваться в качестве эталона. Ядро Л-370В52 состоит из прочных коробов, в которых размещается МФУ, внутри планера, в хвостовой части фюзеляжа и за несущими винтами. MFU управляет несколькими подсистемами и может использоваться в полностью автоматическом, полуавтоматическом или ручном режимах. Системы УФ-оповещения Л-370-1 RWR и Л-370-2 базируются на четырех датчиках каждая, по два в носовой части фюзеляжа, за носом и еще два в хвосте. LWR L-140 OTLIK, установленный на размахах крыла, был единственной мерой противодействия, когда KA-52 был запущен в производство; сегодня он является частью набора. В дополнение к LWR на крылатых блоках также установлены два глушителя L-370-3 RL и четыре пусковых установки отражателей и сигнальных ракет, каждая с 32 ложными целями УФ-26С-01. Как и HH-101A, на KA-52 установлены две сферические турели DIRCM для системы L-370-5, которые представляют собой последние разработки в области ксеноновых ламп. Наконец, L-370V2 VITEBSK оснащает 78 КА-52, находящихся в настоящее время на вооружении России (из 140 ожидаемых) и 46 экземпляров, заказанных для Египта. В заключение, хотя российские датчики самозащиты отличаются от их американских или европейских аналогов, общая конфигурация КА-52 отражает западный способ защиты вертолетов от ракетных угроз. Конечным результатом стал боевой вертолет, способный конкурировать с AH-64D/E APACHE с точки зрения общих характеристик и доли рынка. Меч против щита В вечном противостоянии меча и щита сложные комплекты самозащиты обещают защитить вертолеты от возрастающих опасностей на малых высотах, компенсируя эволюцию ракет малой дальности и их точных самонаведения. Между тем, эволюция ракетной угрозы будет двигаться в сторону более устойчивых к РЭБ ГСН и/или двойных ГСН, устанавливаемых на ракеты. Таким образом, современные комплексы самозащиты со встроенным запасом роста с большей вероятностью обеспечат вертолетам разумное технологическое преимущество над угрозой на более длительный период, чем системы предыдущего поколения.