Содержание
Моторные масла для двигателей с турбонаддувом / турбиной
Увеличивая удельную мощность ДВС с помощью турбонаддува, производители автомобильных двигателей сталкиваются с целым рядом проблем, для разрешения которых в числе прочего приходится формулировать и специфические требования к моторному маслу. Учитывая эти нюансы и все большее распространение турбодвигателей, ROLF Lubricants GmbH закладывает совместимость с турбокомпрессорами (включая системы турбонаддува высокого давления) в состав выпускаемых масел.
Почему двигателю с турбонаддувом нужно особое масло
Любой способ форсирования увеличивает нагрузку на двигатель. И хотя турбонаддув, в отличие от общепринятого мнения, является наиболее щадящим методом увеличения мощности (нагрузки растут пропорционально квадрату оборотов или диаметра поршня, но линейно в зависимости от давления наддува), специфика турбированных двигателей включает в себя следующие особенности.
- Рост температуры масла в ряде зон: на днище поршня, в головке блока цилиндров и особенно в каналах смазки самой турбины. Это вынуждает вводить в конструкцию турбонагнетателей многих моделей рубашки водяного охлаждения, соединенные с системой охлаждения самого двигателя.
- Увеличение удельных нагрузок на коренные и шатунные вкладыши, поршневой палец, юбку поршня пропорционально давлению наддува.
- Быстрое падение давления масла в системе смазки после остановки двигателя при медленном остывании самого турбокомпрессора, особенно при отсутствии принудительного охлаждения картриджа.
- Увеличение давления в камере сгорания приводит к росту объема газов, проникающих в картер через поршневые кольца. Так ускоряется окисление и старение масла, быстрее падает щелочное число.
Следовательно, масло для турбированных двигателей автомобилей должно иметь гораздо более высокую стабильность характеристик при высоких температурах, что в стандартах вязкости и качества прямо не оговаривается. Работа с увеличенными удельными нагрузками требует улучшения антифрикционных, противоизносных и противозадирных характеристик. В целом по свойствам моторные масла для двигателей с турбонаддувом близки к специализированной продукции для работающих на бензине моторов воздушного охлаждения из-за схожих требований к температурной стабильности и стойкости к окислению.
Изначально общей проблемой турбомоторов было быстрое накопление нагара в каналах смазки подшипников турбины и в них самих. Это было связано как раз с высокой рабочей температурой турбины. Пока смазочный материал подавался в нее под давлением, он не успевал перегреваться, но на остановленном моторе остатки масла в подшипниках перегревались от турбины, остывавшей достаточно медленно. Варианты для атмосферных моторов просто не учитывали подобную специфику, и владельцам турбированных автомобилей в инструкциях приходилось рекомендовать давать мотору проработать несколько минут на холостых оборотах перед глушением, чтобы дать турбине остыть, не прерывая поток масла через нее. Далее для повышения удобства появились турботаймеры, а мощные турбины стали снабжаться водяным охлаждением, но по-прежнему условия эксплуатации масла в турбомоторе жестче, чем в атмосферном двигателе равного объема.
Технические характеристики и спецификации
Система стандартизации качества API, наиболее широко применяемая в мире для сертификации, прямо стала упоминать характеристики турбонаддува только для дизелей, поскольку именно на них турбокомпрессоры начали массово применяться раньше. Для двигателей со средним давлением наддува первым установленным классом качества был API CC, в то время как дизели высокого наддува уже требовали масла не менее API CD. В последующие классы, вплоть до актуального CJ-4, свойства, необходимые для совместимости с турбинами, включались обязательно.
Для бензиновых двигателей стандарт API не указывает обязательную совместимость с турбокомпрессорами, по совокупности требований нужные свойства имеют масла класса не ниже SG. Однако с продукцией устаревших классов приходится неизбежно снижать сроки замены, желательно применение турботаймеров. Для старых автомобилей со штатным или установленным самостоятельно турбонаддувом можно рекомендовать переход на материалы высшей категории качества в сравнении с указанной производителем.
Как выбрать масло для двигателя с турбонаддувом
Масло для турбированного двигателя должно иметь по возможности наибольшую динамическую вязкость при +150 °С (обязательно измеряется в ходе испытаний на соответствие классам вязкости по SAE J300), так как это прямо указывает на стойкость к повышенным температурным нагрузкам.
При наличии у производителя автомобиля особых требований к допускам смазочного материала их необходимо учитывать в обязательном порядке. Например, для получения допуска VW 505.00 масло должно соответствовать требованиям к воздействию на эластомерные уплотнения, не оговариваемые спецификациями API/ACEA. Продукция с допуском VW 506.00 может применяться в турбомоторах не старше 1999 года выпуска, так как более старые турбодвигатели Volkswagen имеют другие требования к высокотемпературной вязкости при формально том же классе SAE.
Каталог масел ROLF для двигателей с турбонаддувом
Масла для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями
ROLF GT 5W-30 SN/CF
скачать описание
Где купить
ROLF GT 5W-40 SN/CF
скачать описание
Где купить
ROLF ENERGY 10W-40 SL/CF
скачать описание
Где купить
ROLF OPTIMA 20W-50 SL/CF
скачать описание
Где купить
ROLF OPTIMA 15W-40 SL/CF
скачать описание
Где купить
Масла для грузовых автомобилей с дизельными двигателями
ROLF KRAFTON P3 U 10W-40
скачать описание
Где купить
ROLF KRAFTON P5 U 10W-40
скачать описание
Где купить
ROLF KRAFTON M3 U 15W-40
скачать описание
Где купить
Полезные советы и рекомендации
В двигателях с высоким давлением наддува, часто эксплуатируемых под нагрузками, близкими к предельным, оптимально применять современные синтетические масла, соответствующие международным классификациям API/ACEA и требованиям производителя к высокотемпературной вязкости по SAE или несколько превышающие их. Например, в автоспорте используют масла с индексами SAE 50 и даже SAE 60, хотя «исходный» двигатель работал на SAE 40. Одновременно можно посоветовать снизить интервалы технического обслуживания двигателя.
Лукойл успешно решает проблему LSPI — журнал За рулем
Автопроизводители все чаще оснащают машины малолитражными бензиновыми турбодвигателями с непосредственным впрыском топлива в камеру сгорания.
Уже не секрет, что побочным эффектом этого тренда, направленного на экономию топлива, стало появление феномена LSPI (Low Speed Pre Ignition) – преждевременного воспламенения топливной смеси на малых оборотах. Проблема эта может приводить к повреждению поршней двигателя. Справиться с новым «вызовом» помогает подбор специальных рецептур моторных масел.
К настоящему моменту в портфеле ЛУКОЙЛа уже четыре вида масел GENESIS, официально получивших свежие допуски к применению Американского нефтяного института (API SP) и Международного комитета по стандартизации и одобрению смазочных материалов (ILSAC GF6A и ILSAC GF6B). Новые стандарты, помимо жестких требований к экономичности, защите от износа и отложений, аттестуют и стойкость к LSPI.
«Первопроходцами», успешно прошедшими тесты по этим спецификациям, стали LUKOIL GENESIS ARMORTECH DX1 5W-30, GENESIS SPECIAL XFE 5W-30, 0W-20 и GENESIS ARMORTECH PLUS 0W-16. К слову, последнее моторное масло ЛУКОЙЛ пока производит лишь для зарубежных рынков. В России столь радикально маловязкие масла (0W-16) еще не имеют широкой «аудитории», а зарубежные автопроизводители только начинают выпуск двигателей, «заточенных» под энергоэффективные масла 0W-16.
Про специфику LSPI-испытаний редакции ZR.RU рассказал Владислав Тугусов, начальник управления научно-технического развития ЛЛК-Интернешнл (100% дочернего предприятия ПАО «ЛУКОЙЛ», ответственного за ведение глобального бизнеса смазочных материалов):
«Для борьбы с эффектом LSPI необходимо использовать особую комбинацию моющих присадок (детергентов). Опыт прежних лет показал, что традиционные детергенты на основе сульфонатов кальция могут увеличивать частоту возникновения феномена LSPI, поэтому в новых рецептурах масел для малолитражных турбированных двигателей с высокой степенью компрессии, оборудованных системой непосредственного впрыска (GDI / TGDI), содержание моющих присадок на основе кальция значительно снижено. В современных пакетах присадок часть кальциевых детергентов заменена на магниевые, не вызывающих возникновения LSPI. Более того, практика показывает, что присадки, содержащие цинк, фосфор и молибден, помимо своих основных (противоизносных) функций, также помогают снизить вероятность LSPI.
Проблему решает сочетание эффективных антиокислительных присадок и качественных базовых масел. Наиболее вероятно возникновение LSPI именно в старом масле с длительным пробегом, по мере увеличения которого присадки постепенно срабатываются, а роль базового масла возрастает. В целом, наш опыт тестирования указывает на то, что проявление LSPI зачастую зависит от конструкционных особенностей двигателей конкретного автопроизводителя. Все эти факторы мы учли в обновленных рецептурах LUKOIL GENESIS, сохранив высокий уровень и других важных характеристик масел».
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
ЛУКОЙЛ — Смазочные материалы
ЛУКОЙЛ Северная Америка
ЛУКОЙЛ Северная Америка
- Автолюбителям
- Смазочные материалы
Семейство смазочных материалов ЛУКОЙЛ соответствует или превосходит все спецификации для легковых и грузовых автомобилей. Неполный список качеств смазочных материалов:
Смазочные материалы
ЖИДКОСТЬ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ ТРАНСМИССИЙ
Универсальная жидкость для автоматических трансмиссий ЛУКОЙЛ рекомендуется для использования там, где требуются General Motors DEXRON®-III или Ford MERCON®.
Снижает трение для плавного переключения передач.
Обеспечивает превосходную защиту коробки передач.
Снижает пенообразование; условия уплотнения.
Рекомендуется для некоторых блоков рулевого управления с усилителем.
SAE 5W-20 СИНТЕТИЧЕСКОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО
Синтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ 5W-20 рекомендуется для использования в легковых автомобилях, микроавтобусах и легких грузовиках. Оно обеспечивает защиту, необходимую для современных небольших двигателей, которые работают при более высоких температурах и оборотах двигателя.
Специальные присадки для экономии топлива.
Обеспечивает превосходную защиту от отложений и износа.
Соответствует текущим испытаниям бензиновых двигателей на износ в США и Японии.
Для использования в автомобилях Ford, Honda, Mazda и Chrysler, где рекомендуется 5W-20. Превышает все требования к бензиновым двигателям легковых и грузовых автомобилей для: API SP — ILSAC GF-6A — Chrysler MS-6395 & GM 6094M
SAE 5W-30 SYNTHETIC BLEND MOTOR OIL
LU 3W Blend
3 90 Масло рекомендовано для использования в легковых автомобилях, микроавтобусах и легких грузовиках. Оно обеспечивает защиту, необходимую для современных небольших двигателей, которые работают при более высоких температурах и оборотах двигателя.
Специальные присадки для экономии топлива.
Обеспечивает превосходную защиту от отложений и износа.
Соответствует текущим испытаниям бензиновых двигателей на износ в США и Японии.
Для использования в автомобилях, где рекомендуется 5W-30. Превышает все требования к бензиновым двигателям легковых и грузовых автомобилей для: API SP — ILSAC GF-6A — Chrysler MS-6395 — GM 6094.0029
Синтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ 5W-30 разработано с использованием передовой технологии присадок и синтетических базовых масел, что обеспечивает превосходные характеристики по сравнению с обычными моторными маслами.
Обеспечивает исключительную защиту от шлама и лака.
Превосходная защита от высоких температур.
Превосходный запуск в холодную погоду.
Превышает все требования к бензиновым двигателям легковых и грузовых автомобилей для: API SP — ILSAC GF-6A — Chrysler MS-6395 — ГМ 6094М. Совместимо со всеми традиционными и ведущими синтетическими моторными маслами.
Полностью синтетическое моторное масло SAE 0W-20
Синтетическое моторное масло ЛУКОЙЛ 0W-20 разработано с использованием передовых технологий присадок и синтетических базовых масел, что обеспечивает превосходные характеристики по сравнению с обычными моторными маслами.
Обеспечивает исключительную защиту от шлама и лака.
Превосходная защита от высоких температур.
Превосходный запуск в холодную погоду.
Превосходит все требования к бензиновым двигателям легковых и грузовых автомобилей: API SP, ILSAC GF-6A, Chrysler MS-6395, GM 6094M. Совместимо со всеми традиционными и ведущими синтетическими моторными маслами.
МАСЛО МОТОРНОЕ SAE 10W-30
Масло моторное ЛУКОЙЛ 10W-30 рекомендуется для использования в легковых автомобилях, микроавтобусах и грузовиках с бензиновыми двигателями, в том числе с турбонаддувом.
Специальные присадки для экономии топлива.
Отличное снижение трения для полной защиты двигателя.
Предназначено для защиты двигателей от ржавчины, шлама и лака.
Стабилен при высоких температурах двигателя.
Превосходит все требования к бензиновым двигателям легковых и грузовых автомобилей для: API Service SP
МОТОРНОЕ МАСЛО SAE 10W-40
Масло моторное ЛУКОЙЛ 10W-40 рекомендовано для использования в легковых автомобилях, микроавтобусах и легких грузовиках. Оно обеспечивает защиту, необходимую для современных небольших двигателей, которые работают при более высоких температурах и оборотах двигателя.
Превышает все требования к бензиновым двигателям легковых и грузовых автомобилей для: API Service SP.
МОТОРНОЕ МАСЛО SAE 15W-40 HEAVY DUTY MOTOR OIL
Моторное масло LUKOIL 15W-40 Heavy Duty Motor Oil разработано для удовлетворения жестких требований к смазке наддува современных дизельных двигателей с турбонаддувом и наддувом.
Подходит для использования в любых условиях эксплуатации.
Разработано для защиты двигателей от нежелательных отложений, шлама и износа.
Разработано в соответствии с требованиями следующих производителей: Cummins, Caterpillar, Detroit Diesel, Navistar, Allison C-4, Mack, Volvo и другие двигатели американского и зарубежного производства.
Превосходит все требования к дизельным двигателям для: API Service API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4, CH-4/SN.
Лукойл — Прочие моторные масла
Прочие моторные масла
ПРОДУКТЫ / СЕРИИ | ОПИСАНИЕ | СПЕЦИФИКАЦИИ / СЕРТИФИКАТЫ | ТДС | Паспорт безопасности |
АВАНГАРД Ультра 15W-40 | ЛУКОЙЛ АВАНГАРД Ультра 15W-40 — всесезонное моторное масло на минеральной основе для применения в тяжелонагруженных четырехтактных двигателях с турбонаддувом последнего поколения с увеличенным межремонтным пробегом. | API CI-4, ACEA E7-08, A3/B4-04 | ||
AVANTGARDE Professional LE 10W-40 | AVANTGARDE Professional LE 10W-40 — высокоэффективное моторное масло для высокоскоростных дизельных двигателей большой мощности, включая двигатели с сажевым фильтром (DPF). Благодаря хорошо сбалансированной технологии «Low Emissions», сочетающей высокое общее щелочное число с низким уровнем сульфатной золы, AVANTGARDE Professional LE 10W-40 соответствует всем четырем европейским спецификациям масел для дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации: ACEA E4, E7, E6 и Е9. | ACEA E4/E6/E7/E9 | ||
ТИТАН Грузовик SAE 15W-40 | Всесезонное моторное масло SHPD с высоким коэффициентом легирования. Оптимальны для двигателей вспомогательных и аварийных генераторов, а также для силовых установок спасательных шлюпок. Указан API CG-4. Класс SAE 15W40. | API CG-4, | ||
TITAN Cargo MC 10W-40 | Масло с долгим сроком службы и экономичным расходом топлива для высокоскоростных дизельных двигателей с выдающимися характеристиками холодного пуска. Класс SAE 10W40. | API CI-4, | ||
ТИТАН 2T 100S | Полностью синтетическое высокоэффективное моторное масло для 2-тактных двигателей, сгорает, не оставляя отложений на свече зажигания. Лучше всего подходит для подвесных двигателей. | API TC | ||
НАВИГО ДД 40 | NAVIGO DD 40 — это высококачественное малозольное моторное масло для дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации с моющими свойствами, специально разработанное для смазывания двухтактных дизельных двигателей Detroit Diesel и других двигателей, для которых требуются моторные масла класса SAE 40. |