Skip to content

Оформили европротокол а ущерб превысил 100000 что делать: Правомерно ли требование доплаты за ремонт, если дтп оформили по европротоколу?

Изменения в Правилах России/Украины

Учитывая развитие ситуации в Украине, Центральный банк Ирландии опубликует на этой странице подробную информацию о новых ограничительных мерах/санкциях, принятых в связи с этим, а также о любом связанном с ними Руководстве ЕС. Все физические и юридические лица должны соблюдать правила ЕС, касающиеся финансовых санкций, как только они будут приняты. Хотя санкции применимы ко всем физическим и юридическим лицам, с учетом характера деятельности, осуществляемой кредитными и финансовыми учреждениями, ниже приводятся некоторые дополнительные рекомендации для этого сектора.

У Европейской комиссии есть специальная веб-страница под названием «Санкции, принятые после военной агрессии России против Украины», которая содержит информацию о различных принятых санкциях, включая часто задаваемые вопросы. Страница регулярно обновляется. Поэтому физическим и юридическим лицам рекомендуется регулярно посещать эту страницу для получения последней информации.

16 декабря 2022 г.

16 декабря 2022 года ЕС принял девятый пакет санкций. Вкратце, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/2474)

    Это вводит, среди прочего, расширение существующего запрета, направленного на новые инвестиции в российский энергетический сектор, путем дополнительного запрета новых инвестиций в российский горнодобывающий сектор, за некоторыми исключениями. Он добавляет Всероссийский банк развития регионов в список российских государственных или контролируемых организаций, на которые распространяется запрет на операции. Он запрещает гражданам Союза занимать какие-либо посты в руководящих органах всех российских государственных или контролируемых юридических лиц, организаций или органов, которые учреждены в России, с возможностью компетентных органов выдать разрешение при определенных обстоятельствах. Он продлевает срок освобождения от запрета на заключение любых сделок с некоторыми российскими государственными предприятиями, если такая сделка строго необходима для ликвидации совместного предприятия или аналогичного юридического образования. Он также вводит возможность для национальных компетентных органов санкционировать сделки, которые необходимы для продажи и вывода этих российских государственных предприятий из компаний ЕС. Он увязывает обязательство государств-членов по предоставлению отчетности по депозитам, превышающим 100 000 евро, от юридических лиц, организаций или организаций, учрежденных в третьих странах, контрольным пакетом акций которых владеют российские граждане или физические лица, проживающие в России, с аналогичными обязательствами, которые уже существуют для других видов депозитов. депозитов.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета 2022/2475 и Исполнительный регламент Совета 2022/2476)

    Регламент Совета 2022/2475 вводит новый крайний срок для отступления, разрешающего отчуждение капиталов конкретным зарегистрированным субъектом. Он вносит поправку в пункт (а) статьи 6b(3), заменяя существующую дату «31 декабря 2022 года» датой «28 февраля 2023 года». Он также распространяется на две вновь включенные в список организации отступление от замораживания активов и запрета на предоставление средств и экономических ресурсов, чтобы разрешить прекращение операций, контрактов или других соглашений, ранее заключенных с этими организациями. В целях дальнейшего решения проблем продовольственной безопасности в третьих странах вводится новое отступление, позволяющее размораживать активы и предоставлять средства и экономические ресурсы определенным лицам, игравшим значительную роль в международной торговле сельскохозяйственной и пищевой продукцией, в том числе пшеница и удобрения до их включения в список.

    Постановление Совета по осуществлению 2022/2476 добавляет 141 лицо и 49 организаций в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Европейского совета и на веб-сайте Министерства иностранных дел.

6 октября 2022 г.

6 октября 2022 года ЕС принял еще один пакет санкций. Вкратце, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/1904)

    Это вводит, в частности, освобождение от запрета на оказание технической помощи, посреднических услуг или финансирования или финансовой помощи, связанной с морской транспортировкой в ​​третьи страны сырой нефти или нефтепродуктов, происходящих из России или экспортируемых из России, приобретенных на или ниже установленного ценового предела. Он также расширяет запрет на участие в любых сделках с некоторыми российскими государственными или контролируемыми юридическими лицами, организациями или органами, включив запрет гражданам Союза занимать какие-либо должности в руководящих органах этих юридических лиц, организаций или органов. Кроме того, он снимает порог для существующего запрета на предоставление услуг кошелька, счета или хранения криптоактивов российским лицам и резидентам, тем самым запрещая предоставление таких услуг независимо от общей стоимости такого криптоактива.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета 2022/1905 и Исполнительный регламент Совета 2022/1906)

    Постановление Совета 2022/1905 вводит дополнительный критерий для внесения в список физических или юридических лиц, организаций или организаций, в отношении которых замораживаются активы, и запрет на предоставление средств и экономических ресурсов указанным лицам и организациям. Он также вводит дополнительные отступления от замораживания активов и запрет на предоставление средств и экономических ресурсов определенным зарегистрированным организациям, а также вводит дополнительные положения, касающиеся обязательств государств-членов в отношении предоставления отступлений. Исполнительный регламент Совета 2022/1906 добавляет 30 лиц и 7 организаций в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Украина (Донецк и Луганск) Режим (Регламент Совета 2022/1903)

    Это изменяет название Регламента и расширяет географический охват содержащихся в нем ограничений на все неподконтрольные правительству территории Украины в Донецкой, Херсонской, Луганской и Запорожской областях.

  • Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Европейского совета и на веб-сайте Министерства иностранных дел.

30 августа 2022 г.

Центральный банк предоставил информацию о том, как физические или юридические лица, организации или органы, перечисленные в Приложении I к Регламенту Совета (ЕС) № 269/2014, должны сообщать о фондах или экономических ресурсах, находящихся на территории Ирландии, в соответствии со статьей 9(2) Регламента Совета. (ЕС) № 269/2014. Для получения дополнительной информации см. веб-страницу Центрального банка Отчетность о санкциях под заголовком «Отчетность перечисленных лиц, организаций или органов фондов и/или экономических ресурсов, расположенных в Ирландии», которая содержит форму отчетности о самодекларации.

21 июля 2022 г.

21 июля 2022 года ЕС принял дополнительный пакет мер, известный как пакет «поддержание и согласование». Кратко, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/1269)

    Это вводит, среди прочего, расширение списка контролируемых предметов, которые могут способствовать военному и технологическому совершенствованию России или развитию ее сектора обороны и безопасности. Он также налагает запрет на прямой или косвенный импорт, покупку или передачу золота.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета по осуществлению 2022/1270 и Регламент Совета 2022/1273)

    Исполнительный регламент Совета 2022/1270 добавляет 48 физических и 9 юридических лиц в список физических и юридических лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры. Регламент Совета 2022/1273 вводит, среди прочего, дополнительные отступления от замораживания активов и запрет на предоставление средств и экономических ресурсов указанным лицам и организациям, а также обязательство для указанных лиц и организаций с активами в пределах юрисдикции члена. государству сообщать об этих активах и сотрудничать с компетентным органом в проверке этой отчетности. Кроме того, он предусматривает продление срока, указанного в статье 6b(3)(a), для продажи и передачи прав собственности с  9с октября 2022 г. по 31 декабря 2022 г. или в течение 6 месяцев с даты включения в Приложение I, в зависимости от того, что наступит позднее.

    Режим

    Украина (территориальная целостность) был дополнительно изменен Советом по реализации Регламента 2022/1274 путем добавления шести физических и одного юридического лица (участвовавших в вербовке сирийских наемников для боевых действий в Украине вместе с российскими войсками) в список физических и юридических лиц. и органы, в отношении которых применяются ограничительные меры.

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Европейского совета и на веб-сайте Министерства иностранных дел.

16 июня 2022 г.

Центральный банк Ирландии направил письмо деловым и профессиональным представительным организациям с просьбой предоставить информацию и запросить обмен информацией, чтобы помочь своим членам в выполнении ими своих обязательств в соответствии с финансовыми санкциями ЕС.

Письмо о финансовых санкциях от 16 июня 2022 г. | pdf 497 КБ

3 июня 2022 г.

3 июня 2022 года ЕС принял шестой пакет санкций. Кратко, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/879)

    Это вводит, среди прочего , расширение запрета на предоставление специализированных услуг по обмену финансовыми сообщениями (SWIFT) еще трем российским кредитным организациям (Сбербанк, Московский кредитный банк и Россельхозбанк 9).0012) , расширение перечня лиц, связанных с оборонно-промышленной базой России, и продление срока прекращения деятельности, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 5м Постановления 833/2014, с 10 мая 2022 г. до 5 июля 2022 г.

  • Поправки к действующему режиму санкций – Режим Беларуси (отраслевые меры) (Регламент Совета по осуществлению 2022/876 и Регламент Совета 2022/877)

    Исполнительный регламент Совета 2022/876 добавляет 12 физических и 8 юридических лиц в список физических и юридических лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры. Постановление Совета 2022/877 расширяет перечень белорусских кредитных организаций и их белорусских дочерних компаний, в отношении которых применяются ограничительные меры в отношении предоставления специализированных услуг по обмену финансовыми сообщениями (SWIFT).

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета по осуществлению 2022/878 и Регламент Совета 2022/880)

Исполнительный Регламент 2022/878 Совета добавляет 65 физических и 18 юридических лиц в список физических и юридических лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры. Постановление Совета 2022/880 вводит дополнительные варианты отступления от замораживания активов и запрета на предоставление средств и экономических ресурсов указанным физическим и юридическим лицам, а также уточняет и усиливает положения о национальных санкциях за нарушение мер.

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Европейского совета и на веб-сайте Министерства иностранных дел 

.

21 апреля 2022 г.

21 апреля 2022 года ЕС принял поправку к действующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) посредством Исполнительного регламента Совета 2022/658. Это добавило двух человек в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

20 апреля 2022 г.

ЦБ предоставил информацию о том, как кредитные организации должны сообщать информацию о депозитах определенных лиц, связанных с Россией/Беларусь, которые превышают 100 000 евро. См. ниже раздел «Отчетность кредитных учреждений о депозитах, превышающих 100 000 евро», и веб-страницу «Отчетность о санкциях» Центрального банка, которая содержит Форму отчетности о запрете депозитов.

8 апреля 2022 г.

8 апреля 2022 года ЕС принял пятый пакет санкций. Вкратце, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/576)

    Это вводит, inter alia , запрет на присуждение и дальнейшее исполнение государственных контрактов и концессий с российскими гражданами и организациями или органами, учрежденными в России. Он также распространяет запреты на экспорт банкнот, номинированных в евро, и на продажу переводных ценных бумаг, номинированных в евро, на все официальные валюты государств-членов.

  • Поправки к действующему режиму санкций – Режим для Беларуси (отраслевые меры) (Регламент Совета 2022/577) 

    Это налагает, inter alia , дополнительные ограничительные меры, запрещающие продажу в Беларусь переводных ценных бумаг, номинированных в любой официальной валюте государства-члена, а также запрещающие продажу, поставку, передачу или экспорт в Беларусь банкнот, деноминированных в любой официальной валюте государство-член.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета 2022/580 и Исполнительный регламент Совета 2022/581)

    Постановление Совета 2022/580 вводит дополнительные варианты отступления от замораживания активов и запрет на предоставление средств и экономических ресурсов определенным физическим и юридическим лицам. Исполнительный регламент Совета 2022/581 добавляет 216 физических и 18 организаций, в том числе четыре российских банка, в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Министерства иностранных дел.

24 марта 2022 г.

Европейская комиссия создала специальную веб-страницу под названием «Санкции, принятые после военной агрессии России против Украины», которая содержит информацию о различных принятых санкциях, включая часто задаваемые вопросы. Страница регулярно обновляется. Поэтому физическим и юридическим лицам рекомендуется регулярно посещать эту страницу для получения последней информации, в частности, прежде чем обращаться в Центральный банк с запросами, касающимися санкций, принятых в этой связи.

15 марта 2022 г.

Дополнительный пакет санкций был принят 15 марта 2022 года. Вкратце эти меры включают:


Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Министерства иностранных дел.

9 марта 2022 г.

Дополнительный пакет санкций был принят 9 марта 2022 года. Кратко, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/394)

    Это вводит ограничения в отношении морского сектора, расширение перечня лиц, организаций и органов, на которых распространяются запреты, связанные с инвестиционными услугами, переводными ценными бумагами, инструментами денежного рынка и кредитами, а также некоторые уточнения, в том числе в отношении криптоактивов.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета по осуществлению 2022/396)

    Внесены дополнительные лица, в том числе члены Совета Федерации, в перечень лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Министерства иностранных дел.

В дополнение к этим новым санкционным мерам и в более общем плане Европейская комиссия 4 марта запустила инструмент информирования о нарушениях. Инструмент информирования о нарушениях предназначен для облегчения сообщения о возможных нарушениях санкций. Более подробная информация об этом инструменте представлена ​​ниже под заголовком Инструмент информирования о санкциях ЕС .

2 марта 2022 г.

Четвертый набор санкций ЕС был принят 1 и 2 марта 2022 года. Кратко, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим (Регламент Совета 2022/345 и Регламент Совета 2022/350)

    Это вводит ограничения в отношении предоставления специализированных услуг обмена финансовыми сообщениями, которые используются для обмена финансовой информацией с некоторыми российскими кредитными организациями. Эти меры также запрещают продажу, поставку, передачу или экспорт банкнот, деноминированных в евро, в Россию или любому физическому или юридическому лицу, организации или органу в России, включая правительство и Центральный банк России, или для использования в России, и запретить инвестирование, участие или иной вклад в проекты, софинансируемые Российским фондом прямых инвестиций. Могут применяться определенные исключения и отступления.

    Ограничения также вводятся в сфере СМИ.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета по осуществлению 2022/353)

    Это добавляет дополнительных физических лиц (22) в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

  • Поправки к действующему режиму санкций – Режим для Беларуси (отраслевые меры) (Регламент Совета 2022/355)

    Это вводит дополнительные ограничения на торговлю между ЕС и Беларусью.        

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Министерства иностранных дел.

28 февраля 2022 г.

Третий раунд санкций ЕС был принят 28 февраля 2022 года. Эти меры касаются авиации и финансов, а также дополнительных отдельных списков. Вкратце, эти меры включают:

  • Поправки к существующему режиму санкций – Украина (Территориальная целостность) Режим ( Совет по осуществлению Регламента 2022/336) Это расширяет критерии включения в список, чтобы добавить дополнительных физических лиц (26) и одно юридическое лицо в список лиц, организаций и органов подлежат ограничительным мерам.

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти на веб-сайте Министерства иностранных дел.

25 февраля 2022 г.

Второй раунд санкций ЕС был принят 25 февраля. Эти меры охватывают финансовый сектор, энергетический и транспортный секторы, товары двойного назначения, а также экспортный контроль и экспортное финансирование, визовую политику, дополнительные списки российских физических лиц и новые критерии включения в списки. Кратко, эти меры включают:

  • Поправки к действующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим ( Регламент Совета 2022/328)

    Это вводит дополнительные ограничения, связанные с финансами, обороной, энергетикой, авиацией и космической промышленностью. Это расширяет существующие финансовые ограничения, в частности доступ некоторых российских компаний к рынкам капитала ЕС; запрещает листинг и предоставление услуг в отношении акций российских государственных компаний на торговых площадках ЕС; и ограничивает приток финансовых средств из России в ЕС, запрещая прием депозитов, превышающих определенные суммы, от граждан или резидентов России, открытие счетов российских клиентов Центральными депозитариями ценных бумаг ЕС и продажу ценных бумаг, номинированных в евро, российским клиентам.

  • Поправки к существующему режиму санкций – Украина (территориальная целостность) Режим ( Регламент Совета 2022/330 и Исполнительный Регламент Совета 2022/332 ) Это расширяет критерии включения в список, чтобы добавить дополнительных лиц в список обозначенных лиц .

Дополнительную информацию и справочную информацию об этих мерах можно найти в Департаменте иностранных дел Ограничительные меры (санкции) сайт.

23 февраля 2022 г.

Первый набор санкций ЕС, принятый 23 февраля 2022 года, включает в себя адресные ограничительные меры в отношении ряда физических и юридических лиц, ограничения экономических отношений с неподконтрольными правительству территориями Донецкой и Луганской областей и финансовые ограничения в отношении России. Кратко, этот пакет мер включает:

  • Новый режим санкций – Украина (Донецкие и Луганские секторальные меры) Режим (Регламент Совета 2022/263)
    Это вводит ограничения на товары, происходящие с указанных территорий, и на предоставление, прямо или косвенно, финансирования или финансовой помощи, а также страхование и перестрахование, связанные с ввозом таких товаров, за исключением товаров, имеющих сертификат происхождения Правительством Украины.
  • Поправки к существующему режиму санкций – Россия (Отраслевые меры) Режим ( Регламент Совета 2022/262)
    Это вводит запрет на финансирование России, ее правительства и ее Центрального банка.
  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета по осуществлению 2022/260 и Регламент Совета 2022/259)
    Это добавляет дополнительные физические лица (22) и юридические лица (четыре) в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.
  • Поправки к существующему режиму санкций – Режим Украины (территориальная целостность) (Регламент Совета по осуществлению 2022/261)
    Это добавляет дополнительных лиц (336) в список лиц, организаций и органов, в отношении которых применяются ограничительные меры.

Дополнительную информацию и предысторию этого пакета санкций см. в пресс-релизе Министерства иностранных дел от 24 февраля 2022 г., на веб-сайте Министерства финансов и в пресс-релизе Совета ЕС.

Карта санкций ЕС содержит подробную информацию обо всех режимах санкций ЕС и соответствующих им правовых актах, в том числе о режимах, принятых Советом Безопасности ООН и перенесенных на уровень ЕС. Всем организациям, имеющим дело с финансовыми санкциями, следует обращаться к Карте санкций ЕС за руководством.

Требования к финансовым санкциям

Существует юридическое обязательство соблюдать правила Совета ЕС, касающиеся финансовых санкций, как только они будут приняты. После того, как физическое, юридическое или юридическое лицо подверглось санкциям в соответствии с финансовыми санкциями ЕС, существует юридическое обязательство не переводить средства или не предоставлять средства или экономические ресурсы, прямо или косвенно, этому лицу, юридическому лицу или органу. Счета, средства или другие активы, принадлежащие этому лицу, организации или органу, должны быть безотлагательно заморожены, с тем чтобы они не могли быть предоставлены, прямо или косвенно, этому лицу, организации или органу, находящемуся под санкциями.

Руководство для кредитных и финансовых учреждений (фирм)

Хотя санкции применимы ко всем физическим и юридическим лицам, с учетом характера деятельности, осуществляемой Фирмами, ниже приведены некоторые дополнительные рекомендации.

Фирмы должны убедиться, что они соблюдают финансовые санкции. Это включает в себя проведение постоянного мониторинга транзакций и клиентов. Для обеспечения соблюдения финансовых санкций ЕС необходимо отслеживать списки финансовых санкций ЕС.

Что делать, если произошло совпадение или «попадание»

В случае совпадения или «попадания» в отношении лица, организации или органа, находящегося под санкциями, Фирмы должны немедленно заморозить счет(-а) и/или остановить транзакцию(-и) и сообщить о «попадании» в Центральный банк. по электронной почте на адрес [email protected], используя форму возврата санкций. Для получения дополнительной информации об отчетности по санкциям посетите специальную веб-страницу Центрального банка, посвященную отчетности по санкциям.

Отчетность кредитных учреждений о вкладах, превышающих 100 000 евро

Кредитные учреждения обязаны сообщать о депозитах, превышающих 100 000 евро, которые:

  • , принадлежащие гражданам России/Белоруссии или физическим лицам, проживающим в России/Беларуси, или юридическим лицам, организациям или органам, учрежденным в России/Беларуси. Обновления относительно сумм таких депозитов должны предоставляться каждые 12 месяцев.
  • , принадлежащие гражданам России/Белоруссии или физическим лицам, проживающим в России/Беларуси, которые приобрели гражданство государства-члена или права на проживание в государстве-члене в рамках схемы гражданства инвестора или схемы проживания инвестора.

На эти обязательства распространяются определенные исключения, изложенные в соответствующих правилах Совета ЕС. Сообщение о такой информации должно быть отправлено в Центральный банк по электронной почте на адрес [email protected] с использованием формы сообщения о запрете депозитов. Для получения дополнительной информации об отчетах о запрете депозитов посетите веб-страницу Центрального банка с отчетами о санкциях

.

Разрешения/отступления в соответствии с финансовыми санкциями

В некоторых конкретных обстоятельствах (которые изложены в соответствующих Правилах) лицо может быть уполномочено осуществить передачу лицу, организации или органу, находящемуся под санкциями, если получено предварительное разрешение или если уведомление направлено компетентному органу в соответствии с с таким Положением.

Любые запросы на разрешение или отмену финансовых санкций в соответствии с соответствующими правилами следует направлять в Центральный банк по электронной почте [email protected]. Заявки на отступление должны сопровождаться формой заявления Центрального банка об отмене санкций. Для получения дополнительной информации об отступлениях посетите специальную веб-страницу Центрального банка, посвященную отступлениям.

Запросы на разрешение/отступление от других видов санкций (например, товары двойного назначения/ограничение на поездки) согласно соответствующим Правилам должны быть направлены в наиболее подходящий компетентный орган (Министерство иностранных дел или Министерство предпринимательства, торговли и занятости) .

Инструмент информирования о санкциях ЕС

Если вам известно о возможных нарушениях каких-либо санкций ЕС, вы можете довести это до сведения Европейской комиссии, добровольно предоставив информацию. Эта информация может касаться, например, фактов, касающихся нарушений санкций, их обстоятельств и вовлеченных лиц, компаний и третьих стран. Это могут быть факты, которые не являются общеизвестными, но известны вам и могут охватывать прошлые, текущие или планируемые нарушения санкций, а также попытки обойти санкции ЕС. Ознакомьтесь с дополнительной информацией об инструменте информирования о санкциях ЕС.

Нарушенное обещание климатического финансирования в размере 100 миллиардов долларов — и как его исправить

Двенадцать лет назад на климатическом саммите Организации Объединенных Наций в Копенгагене богатые страны взяли на себя важное обязательство. Они пообещали к 2020 году направлять 100 миллиардов долларов США в год менее богатым странам, чтобы помочь им адаптироваться к изменению климата и смягчить дальнейшее повышение температуры.

Это обещание было нарушено. Цифры за 2020 год еще не готовы, и те, кто договаривался о залоге, не согласны с методами учета, но отчет за прошлый год для ООН 1 пришел к выводу, что «единственные реалистичные сценарии» показали, что цель в 100 миллиардов долларов недостижима. «Мы еще не достигли этого», — признал генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Разочарование по поводу этой неудачи способствует росту напряженности в преддверии важного климатического саммита COP26, который состоится в следующем месяце в Глазго, Великобритания. «К тому времени, как мы доберемся до Глазго, если они не дадут нам еще 100 миллиардов долларов [на 2021 год], то они совершенно не смогут выполнить свои обязательства», — говорит Салимул Хук, директор Международного центра по изменению климата и развитию в Дакка.

Глобальным действиям по борьбе с изменением климата нужны надежные финансовые данные

По сравнению с инвестициями, необходимыми для предотвращения опасного изменения климата, обещание в 100 миллиардов долларов ничтожно мало. Триллионы долларов потребуются каждый год для достижения цели Парижского соглашения 2015 года по ограничению глобального потепления «намного ниже» 2°C, если не 1,5°C выше доиндустриальных температур. А развивающимся странам (как они названы в Копенгагенском обязательстве) потребуются сотни миллиардов долларов ежегодно, чтобы приспособиться к уже неизбежному потеплению. «Но 100 миллиардов долларов являются культовыми с точки зрения добросовестности стран, которые их пообещали», — говорит Хук.

Поток обещаний перед встречей в Глазго породил надежды на то, что к 2022 году богатые страны смогут ежегодно переводить 100 миллиардов долларов. Но участники переговоров уже смотрят дальше: на COP26 начнутся обсуждения нового обязательства по климатическому финансированию на середину 2020-х годов. Nature рассказывает, как обещание в размере 100 миллиардов долларов провалилось, какие страны больше всего виноваты и как климатическое финансирование может быть преобразовано в будущем.

Насколько сильно богатые страны потерпели неудачу?

Участники переговоров так и не договорились о том, как именно измерять обязательства стран. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), межправительственный орган, состоящий в основном из богатых стран, основывает свою оценку на отчетах самих богатых стран. В 2019 году они предоставили развивающимся странам 80 миллиардов долларов в виде климатического финансирования, как было объявлено в сентябре 2 , по сравнению с 78 миллиардами долларов в 2018 году. Большая часть этих денег поступила от государственных грантов или займов, переведенных из одной страны в другую напрямую или через средства многосторонних банков развития (МБР). Меньшая сумма — это частное финансирование, которое, как утверждается, было мобилизовано из государственных денег, таких как гарантии по кредитам и кредиты, предоставленные вместе с государственными средствами (см. «Недостигнутая цель»).

Источник: Реф. 2

Вряд ли эти цифры сильно вырастут в 2020 году: в отчете МБР 3 за июнь 2021 года говорится, что в прошлом году объем климатического финансирования, которое они предоставили развивающимся странам, сократился. «Это плохой знак, — говорит Джо Туэйтс, специалист по климатическому финансированию в Институте мировых ресурсов (WRI) в Вашингтоне. По его словам, международное климатическое финансирование, вероятно, застопорилось отчасти из-за пандемии COVID-19.

Но некоторые аналитики говорят, что цифры ОЭСР сильно завышены. В отчете за 2020 год 4 , международная благотворительная организация Oxfam, оценила государственное финансирование борьбы с изменением климата всего в 19–22,5 млрд долларов в 2017–2018 годах, что составляет примерно одну треть от оценки ОЭСР (см. «Завышенные цифры?»). Во многом это связано с тем, что Oxfam утверждает, что, помимо грантов, следует учитывать только выгоду, полученную от кредитования по ставкам ниже рыночных, а не полную стоимость кредитов. В нем также говорится, что некоторые страны неправильно считают помощь в целях развития направляемой на климатические проекты. Япония, например, рассматривает полную ценность некоторых проектов помощи как «имеющих отношение к климату», даже если они не нацелены исключительно на борьбу с изменением климата, говорит Трейси Карти, старший политический советник Oxfam по вопросам изменения климата. В качестве другого примера, некоторые проекты строительства дорог учитываются как помощь в борьбе с изменением климата, при этом большая часть или все их расходы включены в оценки ОЭСР, говорит Ромен Вейкманс, специалист по климатическому финансированию из Финского института международных отношений в Хельсинки.

Источники: ссылки 2 и 4

Многие страны с низким и средним уровнем дохода согласны с Oxfam, а некоторые идут еще дальше: в 2015 году министерство финансов Индии оспорило оценку ОЭСР в 62 миллиарда долларов климатического финансирования в 2014 году, заявив, что реальная цифра составляет 1 миллиард долларов. Дайанн Блэк-Лейн, посол Антигуа и Барбуды по вопросам изменения климата и ранее ведущий переговорщик по климату от группы низколежащих прибрежных и островных государств, называемой Альянсом малых островных государств, говорит, что богатые страны намеренно завышают свою климатическую помощь.

Кто недостаточно платит?

Хотя богатые страны коллективно согласились на цель в 100 миллиардов долларов, они не заключили формального соглашения о том, сколько каждая из них должна заплатить. Вместо этого страны объявляют о своих обязательствах в надежде, что другие последуют их примеру. Многочисленные анализы условных справедливых долей этих выплат приводят к одному и тому же выводу: Соединенные Штаты потерпели неудачу.

В октябрьском отчете WRI 5 подсчитано, что США должны внести 40–47% от 100 миллиардов долларов, в зависимости от того, учитывается ли при расчете богатство, прошлые выбросы или население. Но его средний годовой вклад с 2016 по 2018 год составлял всего около 7,6 млрд долларов, по оценкам WRI. Австралия, Канада и Греция также не смогли внести свой вклад. Япония и Франция, с другой стороны, перевели больше своей справедливой доли, хотя почти все их финансирование поступило в виде возвратных кредитов, а не грантов (см. «Справедливая доля»).

Источник: Реф. 5

Куда ушли деньги?

Большая часть климатического финансирования пошла на проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Парижское соглашение направлено на достижение баланса между этими «смягчающими» проектами и теми, которые помогают людям адаптироваться к последствиям изменения климата. Но в 2019 году на проекты по адаптации было направлено всего 20 миллиардов долларов, что составляет менее половины средств на проекты по смягчению последствий, по данным ОЭСР 2 (см. «Отставание в адаптации»). По оценке ООН 6 , что развивающимся странам уже требуется 70 миллиардов долларов в год для покрытия расходов на адаптацию, а в 2030 году им потребуется от 140 до 300 миллиардов долларов.

Источник: Ref. 2

Доноры могут отдавать предпочтение проектам по смягчению последствий, потому что успех очевиден и измерим — его можно количественно оценить по предотвращенным или уловленным выбросам углерода — тогда как определить успешную адаптацию сложнее, говорит исследователь климатического финансирования Джессика Омукути из Оксфордского университета, Великобритания, которая работает над справедливыми способами достижения в мире чистых нулевых выбросов углерода. «Человек или группа никогда полностью не адаптируются к изменению климата, потому что возникают новые климатические риски и уязвимости», — говорит она. Политики в развитых странах также считают, что они получают больше похвалы от других стран и от местных избирателей за расходы на сокращение выбросов, добавляет она, тогда как помощь в адаптации рассматривается только как помощь конкретным странам-получателям.

Почему субсидии на ископаемое топливо так трудно убить

Еще одна причина дисбаланса между смягчением последствий и адаптацией заключается в том, что деньги все чаще предоставляются в виде займов, а не грантов. «Адаптация почти никогда не бывает кредитной ситуацией», — говорит Хук. «Если вы даете бедным людям деньги, чтобы помочь им справиться с последствиями изменения климата, это не приносит денег». Частное финансирование, в частности, кажется, почти всегда идет на проекты по смягчению последствий, которые могут обеспечить возврат инвестиций, такие как солнечные фермы и электромобили.

Большая часть климатического финансирования также направляется в страны со средним уровнем дохода, а не в самые бедные и уязвимые страны. «Многие, многие африканские страны сетуют на то, что они не могут прыгнуть через обручи [для доступа к климатическому финансированию] из-за сложности и технической сложности», — говорит Чуквумерие Окереке, экономист из Федерального университета Алекса-Эквуэме в Ндуфу-Алике в Икво. , Нигерия. «И они не получают достаточных упражнений по наращиванию потенциала и обучению этому».

Даже деньги, которые идут в самые нуждающиеся страны, могут не достичь своей цели. В июле Международный институт окружающей среды и развития в Лондоне сообщил, что пытался отследить финансирование адаптационных проектов в 46 «наименее развитых странах» ООН и смог получить только 5,9 долл. США.миллиардов в период с 2014 по 2018 год, что составляет менее 20% от суммы, которую развитые страны заявили, что они дали. «Сколько на самом деле достается самым уязвимым людям на планете?» — спрашивает Хук.

Чего сейчас хотят развивающиеся страны?

Долгое время считалось, что обещание в размере 100 миллиардов долларов должно увеличиваться со временем. Но некоторые страны-получатели заявили, что пока готовы принять статическую цель, если богатые страны четко укажут, как она будет достигнута.

«На данный момент спрос таков, что, поскольку вы не смогли предоставить 100 миллиардов долларов в 2020 году, дайте нам план на 500 миллиардов долларов в течение пяти лет», — говорит Хук. В июле «V20», группа министров финансов из 48 уязвимых к изменению климата стран, призвала к этому плану, включающему больше финансирования на основе грантов, и не менее 50% финансирования должно быть направлено на адаптацию. Хук отмечает, что страны также выделяют собственные бюджеты на борьбу с изменением климата. Правительство Бангладеш, например, заявляет, что его расходы, связанные с климатом, составляют около 3 миллиардов долларов: это около 7% от общего бюджета правительства, или 0,73% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. А бедные семьи в сельской местности Бангладеш сами тратят 2 миллиарда долларов в год на предотвращение стихийных бедствий, связанных с изменением климата, или на устранение причиненного ими ущерба, отмечается в анализе Oxfam (см. go.nature.com/2yuycvn).

Женщина стоит среди обломков своего дома, поврежденного циклоном Амфан в Сатхире, Бангладеш, май 2020 года. Циклон, самый сильный в этом районе за последние десятилетия, был вызван нагреванием поверхности моря, усиленным изменением климата. Фото: Мунир. Уз Заман/AFP/Getty

Поступают новые обещания: Канада, Япония и Германия объявили о своих обязательствах на встрече группы богатых стран Большой семерки в июне, на которой страны также подтвердили свое обязательство ежегодно выделять 100 миллиардов долларов до 2025 года. В сентябре Европейский Союз пообещали дополнительно 5 миллиардов долларов к 2027 году, а президент США Джо Байден пообещал, что к 2024 году Соединенные Штаты будут предоставлять 11,4 миллиарда долларов ежегодного финансирования, что сделает их крупнейшим донором климатического финансирования. Но большая часть этого финансирования требует одобрения Конгресса США, и многие другие страны будут вносить гораздо больший вклад в виде доли своей экономики. «ЕС и его государства-члены уже предоставляют примерно вдвое больше, чем обещали США, даже при том, что совокупная экономика составляет всего три четверти от американской», — говорит Туэйтс.

Молодежь будет играть ключевую роль в борьбе за климатическую справедливость на COP26

Остается вопрос, смогут ли богатые страны убедить менее богатые в том, что они серьезно относятся к выполнению своих обязательств. Некоторые люди утверждают, что обещания должны исключать частное финансирование, чтобы избежать путаницы. Тем не менее, по словам экономиста по климату Николаса Стерна из Лондонской школы экономики, дополнительные обязательства должны позволить богатым странам достичь цели в 100 миллиардов долларов к 2022 году.

Некоторые правительства откликаются на призыв увеличить финансирование адаптации. В августе Дания заявила, что выделит 60% своего климатического финансирования на адаптацию, а другие страны, включая Нидерланды и Великобританию, обязались увеличить финансирование адаптации.

На COP26 также начнутся официальные переговоры по цели на период после 2025 года. Конкретная цель финансирования борьбы с изменением климата вряд ли будет установлена ​​в этом году, хотя в июле министр окружающей среды Южной Африки Барбара Криси предложила цифру в 750 миллиардов долларов в год к 2030 году. людей, испытывающих необратимые потери, связанные с изменением климата, к которым невозможно адаптироваться.

Сколько достаточно финансирования для борьбы с изменением климата?

Концепция климатического финансирования становится все более ненужной, утверждает Хук. «Каждый потраченный доллар — это потраченные деньги на борьбу с изменением климата», — говорит он. «Ты либо тратишь их с умом, либо тратишь неразумно».

Однако некоммерческая исследовательская группа «Инициатива климатической политики» (CPI), базирующаяся в Сан-Франциско, Калифорния, оценивает 7 потоки финансирования, связанного с климатом, внутри стран и между странами в 2019–2020 годах составляли 632 миллиарда долларов в год. или около 0,7% мирового ВВП. Около половины этой суммы приходилось на частное финансирование, большая часть которого предназначалась для производства возобновляемой энергии (см. «Вселенная климатического финансирования»).

Источник: Реф. 7

Это намного ниже оценки Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, согласно которой ежегодно требуется от 1,6 трлн до 3,8 трлн долларов, чтобы избежать потепления более чем на 1,5 °C. К сожалению, ископаемое топливо по-прежнему субсидируется, получая около 554 миллиардов долларов в год в период с 2017 по 2019 год., по одной оценке. А в 2020 году ежегодные глобальные военные расходы достигли 2 триллионов долларов.

ИПЦ предупреждает, что пандемия и ее экономические последствия сделали упор на расходы в таких областях, как общественное здравоохранение (в прошлом году развитые страны потратили триллионы на борьбу с пандемией COVID-19), что делает средне- и долгосрочные перспективы климатического финансирования неопределенны.