Содержание
Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии
Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии
Главная » Таможенный союз Казахстана, России и Белоруссии
С 6
июля 2010 года на территории Беларуси, Казахстана и России вступил в силу
Таможенный кодекс, который ознаменовал начало сотрудничества трех государств.
Но путь к этому знаменательному событию был долгим и трудным.
История Таможенного союза
Первый договор, который можно назвать первой предпосылкой
создания Таможенного союза, был подписан 24 сентября 1993 года и назывался «О
создании Экономического союза». А в январе 1995 года было подписано Соглашение
о Таможенном союзе, которое приняли сегодняшние страны-участницы Союза. В этом
документе были предусмотрены и продуманны все пункты экономической интеграции,
распланированы сроки по реорганизации таможенных служб и так далее.
Но этим планам так и не суждено было сбыться. Во внутренней
политике государств стали происходить кардинальные изменения, повлекшие за
собой смену законодательств. В этих переменах о создании Таможенного союза на
время забыли.
Но все-таки некоторые пункты все же были выполнены. К
середине 1995 года был отменен таможенный контроль на границе России с
Белоруссией. В марте 1996 года к Таможенному союзу присоединилась Киргизия. Но
уже в 1998 году Киргизия «предала» интересы своих партнеров и вступила в ВТО.
Дефолт в России, негативные изменения в таможенной структуре
стран повлекли за собой крах планов по созданию Таможенного союза. В апреле
2000 года Россия восстановила таможенный контроль на границе с Белоруссией, а в
2001 году была введена таможенная граница и с Казахстаном.
10 октября 2000 года в Астане руководителями государств
Белоруссии, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии был подписан документ,
положивший начало Евразийскому экономическому сообществу. В этом Договоре
оговорены все этапы торгово-экономического сотрудничества в рамках Таможенного
союза.
В 2005
году на саммите в Казани было принято решение о необходимости создания нового
Таможенного союза. И уже 6 октября 2007 года в Душанбе между Россией,
Белоруссией и Казахстаном был заключен Договор о создании единой таможенной
территории и формировании Таможенного союза.
Учитывая прошлые ошибки, был выбран достаточно жесткий
вариант структуры и законодательства.
Долгожданное событие случилось 1 июля 2011 года – Таможенный
кодекс вступил в свою силу на территории Казахстана и России. А уже 6 июля он
начал действовать на всей территории Таможенного союза.
1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии
был отменен таможенный контроль. Он был перенесен на внешний контур границ
Таможенного союза.
В Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС 19 октября 2011
года было принято решение, что Киргизия тоже присоединится к Таможенному союзу,
но произойдет это в 2012 году.
Плюсы и минусы Таможенного союза
Как уже говорилось выше, путь к созданию Таможенного союза
был непростым. Но вот все препятствия пройдены, и долгожданная цель достигнута.
Теперь обыватели задаются вопросом: Что даст стране вступление в Таможенный
союз?
Президент алматинской Ассоциации предпринимателей Виктор
Ямбаев заявил: «Мы сейчас только гадаем, чего от Таможенного союза будет
больше: пользы, бесполезности или вреда?».
Давайте рассмотрим этот вопрос.
Таможенный союз действует сравнительно недавно, но уже
сейчас можно с уверенностью сказать о его ощутимых достоинствах.
— Сформирована
Единая таможенная территория, не нарушающая государственных границ
государств-участников.
— На
территории Таможенного союза можно беспошлинно перемещать товары собственного
или иностранного производства, естественно, при наличии соответствующих
документов.
— Возрастут
обороты взаимной торговли в связи с отменой таможенных барьеров (затраты на
брокеров и оформление экспортных деклараций).
— С 15
дней до четырех месяцев увеличен срок подачи деклараций, что дает преимущества
малому и среднему бизнесу.
— Изменен
нормативный срок выпуска товаров в свободное обращение. Его значительно
сократили.
— Отменено
нетарифное регулирование: требование лицензий, разрешений, соблюдения квот к
участникам ВЭД.
Какие
преимущества дает Таможенный союз Казахстану?
— Экономическая
и политическая стабильность.
— Существенно
расширятся рынки сбыта топливно-энергетической продукции, цветной и черной
металлургии, зернового хозяйства.
— Появилась
надежда на возрождение отраслей, пришедших в упадок – виноделие, выращивание
фруктов и овощей и так далее.
— Будут
созданы более благоприятные условия для кросс-страновых переливов капитала и
рабочей силы.
— Возрастет
конкуренция, что благоприятно влияет на общеэкономическую динамику.
Но вместе с тем нельзя не заметить и явные минусы, которые
повлекло за собой вступление в ТС.
Во-первых, это существенное повышение цен на многие товары
на 10-20%. Таможенные тарифы у России и Белоруссии совпадают, а у Казахстана
они были значительно ниже. Следовательно, на 80% товарных позиций будут
применены российские тарифы, несмотря на просьбу Казахстана растянуть этот
процесс на пять-десять лет. Казахстанцев ждет повышение цен на одежду,
строительные материалы, машиностроение, бытовую технику, электрооборудование, канцтовары,
детские игрушки, косметику, бытовую химию, лекарства.
Также неприятная новость имеется и для автолюбителей. Скорее
всего, в скором времени на казахстанский рынок будет закрыт доступ для дешевых
поддержанных иномарок. На смену им хлынет поток российских «лад».
К тому
же, преимущественное право голоса у России. В Комиссии Таможенного союза России
принадлежит 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Если Казахстан или
Белоруссия захотят внести какие-либо изменения, они имеет право сделать это
только с одобрения России. Следовательно, Казахстану трудно будет отстаивать
собственные экономические интересы.
Но все же пока рано делать поспешные выводы.
Как говорится, время покажет. А пока на
нас никак не сказались негативные стороны вступления в Таможенный союз, надо по
достоинству оценить проделанную работу правительства.
Таможенный союз. Справка — РИА Новости, 19.10.2011
Главы правительств стран ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу, создана специальная рабочая группа, сообщил и.о премьера Киргизии Омурбек Бабанов на заседании Межгоссовета ЕвраЗЭС на уровне глав правительств в Петербурге.
Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Таможенный союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.
6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию. Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.
Высшим органом Таможенного союза, в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года, является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств трех республик: президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин; президент республики Беларусь Александр Лукашенко, премьер-министр республики Беларусь Сергей Сидорский, президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, премьер-министр республики Казахстан Карим Масимов.
С октября 2008 г. функции высшего органа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России принял на себя Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств (Межгоссовет — ВОТС).
Для обеспечения условия функционирования и развития союза был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган ‑ Комиссия Таможенного союза. Ее решения обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов, за Россией в комиссии 57 голосов, за Белоруссией и Казахстаном — по 21 голосу.
4 февраля 2009 г. решением комиссии Таможенного союза ответственным секретарем Комиссии Таможенного союза был утвержден Сергей Глазьев.
Споры между государствами-членами Таможенного союза разрешает суд Евразийского сообщества. К 2012 г. в суде ЕврАзЭС можно будет оспаривать действия органов Таможенного союза и органов госвласти этого объединения.
В 2009 г. Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно‑правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда Таможенного союза.
27 ноября 2009 г. Комиссия Таможенного союза приняла решение «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации».
Таможенный союз формально начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).
5 июля 2010 г. в Астане на саммите ЕврАзЭС Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Заявление о вступлении в действие Таможенного кодекса. В отношении трех стран он применяется с 6 июля 2010 г., для России и Казахстана — с 1 июля 2010 г.
Единым Таможенным кодексом предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза: было введено понятие Единая таможенная территория Таможенного союза; созданы единые условия таможенного транзита на всей территории союза; отменено таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории. Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора — лица, которому предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.
С 1 сентября 2010 г. на территории ТС начал действовать режим зачисления и распределения пошлин. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский — 7,33%, в белорусский — 4,7%.
1 июля 2011 г. таможенные органы прекратили контроль на внутренних границах Таможенного союза.
В соответствии с планом действий, утвержденном тремя государствами, российские таможенные органы прекратят все таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию нашей страны, которые ранее осуществлялись в пунктах пропуска через государственную границу РФ на ее казахстанском участке. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращены остававшиеся до последнего времени операции по контролю транзита товаров третьих стран.
На российско-казахстанской границе вводится переходный период, в течение которого остаются погранпункты, на которых будет осуществляться пограничный и миграционный контроль.
Таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, будет осуществляться таможенными службами России, Белоруссии и Казахстана в пунктах пропуска на внешних границах. Службы трех стран будут обмениваться основными сведениями по каждой товарной партии, оформляемой на их территории.
С 1 января 2012 г. власти рассчитывают создать на территории ТС единое экономическое пространство.
Весной 2011 г. Киргизия официально обратилась с просьбой о присоединении к Таможенному союз. В соответствии с нормативными регламентными документами ЕврАзЭС, для этих целей должна быть создана рабочая группа, которая начнет вести работу, анализировать документы, по которым Киргизии предстоит присоединяться. Однако в связи с тем, что Киргизия является членом ВТО, ей необходимо будет приводить свои обязательства в рамках ВТО в соответствие с требованиями ТС.
Эксперты не исключают в перспективе также обращения Таджикистана с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.
В Таможенный союз Россия давно приглашает и Украину, однако Киев заявляет, что готов сотрудничать с ТС в формате «3+1». При этом Украина до конца 2011 г. надеется парафировать с ЕС соглашение об ассоциации, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Но после того, как экс-премьера Украины Юлию Тимошенко приговорили к семи годам тюрьмы за превышение властных полномочий, Евросоюз пригрозил заморозить переговоры.
С российской стороны идея особых условий членства в ТС поддержки не находит.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Армения
Евразийский экономический союз: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан
Евразийский экономический союз (ЕАЭС или ЕАЭС) – международная организация региональной экономической интеграции, имеющая собственный юридический статус. Он является правопреемником Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и был создан путем подписания 29 мая 2014 года Договора о Евразийском экономическом союзе лидерами Беларуси, Казахстана и России. Договор вступил в силу 1 января 2015 года. На следующий день, 2 января 2015 года, Армения официально стала частью ЕАЭС. Кыргызстан стал полноправным членом в середине мая.
ЕАЭС обеспечивает свободное движение товаров, услуг и рабочей силы, а также проводит согласованную и единую политику в отраслях экономики.
Евразийский экономический союз: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан
Управление
Высший Евразийский экономический совет
Высший совет является высшим органом Союза, который формируется из глав государств-членов.
Евразийский межправительственный экономический совет
Совет является органом Союза, состоящим из глав правительств государств-членов.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК)
ЕЭК является постоянно действующим регулирующим органом Союза. Его члены назначаются Советом Комиссии и Коллегией Комиссии. ЕЭК активно участвует в международном сотрудничестве с целью продвижения видения Евразийского сообщества и привлечения к интеграционным процессам ключевых партнеров из Европейского и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Основными задачами Комиссии являются создание условий для поддержки функционирования и развития Союза, разработка предложений в области экономической интеграции в рамках Союза. Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве начала свою работу в феврале.
Суд ЕАЭС
Является судом Евразийского экономического союза, обеспечивающим единообразное применение Договора о ЕАЭС и иных договоров Союза государствами-членами и органами Союза.
Для получения дополнительной информации посетите http://www.eaeunion.org/?lang=ru#
Значение
Если сравнивать ЕАЭС с другими интеграционными объединениями, несмотря на то, что многие комментаторы проводят параллели с Европейский Союз, по сути, ЕАЭС не является наднациональным органом, он скорее близок к Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ).
Первый стимул постсоветской интеграции связан с относительно низкой конкурентоспособностью многих постсоветских товаров по сравнению с зарубежными. Если устранить торговые барьеры, многие отрасли обрабатывающей промышленности (текстильная, пищевая, деревообрабатывающая и т. д.) окажутся под давлением дешевого импорта, а более высокое качество будет полностью упразднено.
Таким образом, все страны нынешнего ЕАЭС заинтересованы в создании экономической системы коллективной защиты национальных компаний, которая временно перекрыла бы дорогу иностранным товарам.
Кроме того, интеграция призвана восстановить и сохранить экономические связи бывших советских республик, частично утраченные в 1990-е годы после распада единого государства.
Подробнее
ЕАС — Евразийское соответствие
Технический регламент ТР ТС
Сертификат соответствия ГОСТ Р
Интернет-магазин
Евразийский экономический союз — патенты, товарные знаки и обычаи
Члены ЕС
Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.
Общая информация о ЕАЭС
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – экономический союз государств, расположенных в Центральной и Северной Азии и Восточной Европе. Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан 29 мая 2014 года лидерами Беларуси, Казахстана и России и вступил в силу 1 января 2015 года. Договоры о присоединении Армении и Кыргызстана к Евразийскому экономическому союзу были подписаны 9 октября и 23 декабря 2014 г. соответственно. Договор о присоединении Армении вступил в силу 2 января 2015 г. Договор о присоединении Кыргызстана вступил в силу 6 августа 2015 г.
Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России (ныне Евразийский Таможенный союз) начал действовать с 1 января 2010 года. Приоритетами Таможенного союза были ликвидация внутриблоковых тарифов, установление единой внешней тарифной политики и ликвидация не -тарифные барьеры. Он был запущен как первый шаг к формированию более широкого единого рынка, вдохновленного Европейским Союзом, с целью формирования союза между бывшими советскими государствами. Государства-члены планировали продолжить экономическую интеграцию и были настроены отменить все таможенные границы между собой после июля 2011 г.
1 января 2012 года тремя государствами было создано Евразийское экономическое пространство, обеспечивающее эффективное функционирование единого рынка товаров, услуг, капитала и труда, устанавливающее согласованную промышленную, транспортную, энергетическую и сельскохозяйственную политику. Соглашение включало дорожную карту будущей интеграции и учредило Евразийскую экономическую комиссию (по образцу Европейской комиссии). Евразийская экономическая комиссия является регулирующим органом Евразийского таможенного союза, Единого экономического пространства и Евразийского экономического союза.
Товарный знак ЕАЭС
В настоящее время в каждой стране необходимо подавать независимые заявки. Однако планируется, что будет единое приложение, охватывающее все страны, входящие в Евразийский экономический союз.
- Евразийский экономический союз (создан в 2015 г. )
- «Договор о Евразийском экономическом союзе (Протокол о защите и реализации прав интеллектуальной собственности»
- Текущие государства-члены: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия
- Соглашение подписано
- Осталось решить несколько практических вопросов
- Вводится в действие после 2020 года, когда будут приняты инструкции, правила выполнения общетехнологической и технологической документации
- Система аналогична Мадридскому соглашению/протоколу
- № Единое ведомство по товарным знакам ЕАЭС
- Совместное сотрудничество ведомств всех стран ЕАЭС
- Единый реестр товарных знаков ЕАЭС
- «Процедура регистрации проще, быстрее и дешевле»
- «Одно приложение, одна регистрация»
- Заявки подаются на русском языке в ПТО любой страны ЕАЭС
- Иностранные заявители должны назначить представителя среди поверенных по товарным знакам стран ЕАЭС
- Принимающая служба проводит формальную проверку
- Экспертиза по существу проводится национальными ведомствами государств-членов
- Результаты экспертиз национальных ведомств направляются в принимающий орган, который принимает регистрацию
- Срок сдачи экзамена 6 месяцев
Патент ЕАЭС
Патенты ЕАЭС не выдаются и патента ЕАЭС как такового нет. Патентная охрана на территории ЕАЭС может быть получена либо через национальные патентные системы каждого государства-члена ЕАЭС, либо через Евразийскую региональную патентную систему.
При использовании национальных систем отдельные национальные патентные заявки должны быть поданы и рассмотрены в судебном порядке в национальных патентных ведомствах. Евразийская патентная система предусматривает единый порядок подачи заявки физическими и юридическими лицами на охрану своих изобретений на основании единого евразийского патента. Восемь государств-членов Евразийской патентной конвенции: Армения, Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан, Россия, Таджикистан и Туркменистан. Исполнительным органом Евразийской системы является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ), расположенное в Москве. Язык разбирательства – русский.
При подаче евразийской заявки указывать конкретные евразийские государства-члены не требуется. Вместо этого заявитель может выбрать, в каких государствах-членах Евразии выданный патент остается в силе, уплатив соответствующие аннуитеты через сайт ЕАПО после выдачи патента. Нет отдельной фазы проверки и платы за проверку. Выданный евразийский патент выдается на русском языке и не требует перевода для вступления в силу в любом из государств-членов Евразии. Исполнение евразийского патента осуществляется через национальные суды государств-членов.
Таможня ЕАЭС
В настоящее время регистрация прав интеллектуальной собственности в Евразийском Таможенном союзе невозможна, но в каждой стране необходимо подавать отдельное заявление. Планируется создание единого таможенного реестра для регистрации прав интеллектуальной собственности в Таможенном союзе.
Несмотря на то, что введение реестра ИС Евразийского Таможенного союза уже налажено, государства-члены до сих пор не реализовали его на практике. Поэтому товарные знаки по-прежнему должны быть отдельно зарегистрированы во всех национальных таможенных реестрах государств-членов Евразийского таможенного союза, включая Россию.
Преимущества
Регистрация товарного знака на российской таможне – эффективный инструмент борьбы с контрафактом. Реестр прав интеллектуальной собственности представляет собой открытую базу данных, которая регулярно обновляется. Ввоз или вывоз контрафактной продукции сразу блокируется таможенными органами, что стимулирует рост легальных продаж.
Таможенные процедуры очень четкие: при обнаружении товаров, имеющих признаки контрафакта (например, ввоз неуполномоченным импортером), таможенные органы приостанавливают оформление товаров на десять рабочих дней и связываются с владельцем товарного знака.
В этот период владелец товарного знака имеет возможность получить информацию об обстоятельствах ввоза товара и об импортере, получить описание и фотографии товара и даже получить образец. Если владелец подтвердит, что задержанный товар является контрафактным, таможня начинает административное расследование в отношении импортера.
Включение товарных знаков в таможенный реестр позволяет не только эффективно выявлять товары, незаконно ввезенные в Россию, но и выявлять контрафакт на внутреннем рынке. Это происходит при взаимодействии таможни с другими правоохранительными органами.
В 2019 году в таможенном реестре значился 5 141 объект интеллектуальной собственности, и в том же году российская таможня выявила 11 миллионов контрафактных товаров. Чаще всего подделывают одежду, игры и игрушки, обувь. Тенденцией последнего времени в России является рост количества поддельной ювелирной продукции.
Инстаграм является распространенной площадкой для продажи контрафактной продукции и обычно товарные знаки не включаются в таможенный реестр. Географически страны, из которых ввозятся контрафактные товары, охватывают обширную территорию.
Процесс регистрации
На первый взгляд процедура внесения товарных знаков в таможенный реестр достаточно проста. Минимальный перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению о постановке на таможенный учет в России, включает:
- Доверенность
- Выписка из реестра компаний
- Подробное описание объекта ИС и оригинальных товаров
- Образцы или изображения оригинальных товаров
- Письменное обязательство заявителя о возмещении всех расходов таможенных органов и убытков, причиненных владельцу задержанных товаров в случае, если факт нарушения не будет подтвержден и
- Копия страховки гражданской ответственности для покрытия убытков
Все документы должны быть переведены на русский язык. Переводы и копии документов должны быть нотариально заверены.
Официальных сборов нет. Владелец товарного знака должен подписать обязательство о возмещении убытков правообладателю/декларанту/получателю товара. Кроме того, владелец товарного знака вправе предоставить договор страхования. Сумма страховки должна быть не менее 300 000 рублей (3 759 долларов США).). (май 2020 г.)
Проблемы
Несмотря на простоту процесса, владельцы товарных знаков обычно сталкиваются с трудностями при обращении в таможню.
Согласно регламенту, таможня должна рассмотреть запрос в течение 30 рабочих дней. На практике это обычно занимает три-четыре месяца. Четких правил оформления документов нет, поэтому возможны повторные дополнительные запросы от таможни.
Срок предоставления ответа на таможенный запрос составляет один месяц. Если владелец товарного знака не предоставит ответ, заявка может быть отклонена. Заявители должны быть готовы очень быстро предоставить таможне разъяснения и дополнительную информацию.