Skip to content

Отличия тормозных жидкостей: в чем разница и можно ли ее смешивать? Автомобильный портал 5 Колесо

Различия тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и прочих

Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.

Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.

Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5 и DOT 4+, но ни та, другая маркировка не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.

Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком «ABS», отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS. Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.

Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему — склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.

Температура кипения тормозных жидкостей

Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:

Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту DOT.

Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2-3 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.

Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность!

Выводы

В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4, которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:

VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M3 — 1 литр
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M1 — 0,25 литра

Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.

Особенности тормозной жидкости ВАГ ДОТ 4 (501.14):

  • Минимальное воздействие на резиновые составляющие тормозной системы;
  • Превосходные антикоррозийные и противоизносные свойства;
  • Стабильная защита всех узлов и механизмов во всех диапазонах эксплуатации;
  • Высокая устойчивость к термальным перепадам и окислению;
  • Продление служебного срока тормозной системы.

Поэтому, для исключения проблем со смешиванием тормозных жидкостей, следует использовать заводское решение, которое испоьзую все дилеры концерна VAG.

Отличия DOT-3, DOT-4, DOT-5. Статті компанії «ТОВ «ТЕХНО-СІНТЕЗ ОЙЛ»»

Тормозная жидкость ― жидкость, которая содержится в тормозных магистралях, а также применяется в магистрали системы сцепления. Должна обеспечивать устойчивую и надежную работу тормозных систем, хорошо передавать усилие, иметь малую сжимаемость, высокую температуру кипения, устойчивую вязкость, хорошо защищать от коррозии, иметь малую степень абсорбции влаги (накопление воды в жидкости) а также не быть агрессивной к уплотнениям тормозной системы.

Для соблюдения этих требований были разработаны нормативные документы и международные стандарты SAE J 1703, FMVSS 116, ISO 4925, FMVSS 116, а также другие нормативные документы. Высококачественная тормозная жидкость, отвечающая международным требованиям, имеет на упаковке маркировку стандарта качества.
Сжимаемость: Тормозная жидкость в процессе эксплуатации должна сохранять низкий уровень сжимаемости и иметь минимальную чувствительность к колебаниям температуры.
Температура кипения: Величина сопротивления тормозной жидкости тепловым нагрузкам. При торможении тормозные колодки в результате трения об тормозной диск сильно нагреваются, это тепло передается тормозным цилиндрам и тормозной жидкости, и жидкость может закипеть, при этом из жидкости выделяются пузырьки воздуха, которые могут образовать воздушную пробку в тормозной магистрали. Что может привести к отказам в работе тормозной системы. Поэтому чем выше температура кипения тормозной жидкости, тем лучше.
Вязкость: Вязкость тормозной жидкости должна оставаться постоянной с минимальной зависимостью от температуры в диапазоне температур от -40 до +100°C. Поддержание минимально возможной величины вязкости при очень низких температурах особенно актуально при использовании антиблокировочной системы тормозов (ABS), системы регулирования тягового усилия на колесах (TSC) и системы электронного управления устойчивостью движения (ESP).
Защита от коррозии: Жидкость не должна оказывать коррозирующего воздействия на металлические детали тормозной системы. Защитные антикоррозионные свойства обеспечиваются добавлением в жидкость специальных присадок.
Абсорбция влаги: В следствии нагрева жидкости при торможении, а затем дальнейшего охлаждения. В тормозной жидкости образуется конденсат в виде воды, со временем вода накапливается в тормозной системе, что может привести к замерзанию воды в холодное время года, а также понижению температуры кипения жидкости. Так за два года работы температура кипения жидкости падает в среднем на 100°C, в виду этих причин рекомендуется каждые два года полностью заменять тормозную жидкость.

Отличие тормозной жидкости класса DOT
Главное отличие жидкостей класса DOT в температуре кипения, основе (составе) жидкости и способности накапливать влагу. Чем выше температура кипения тормозной жидкости, тем лучше, но и тем больше её стоимость.
Тормозная жидкость класса DOT 3 – основой этой жидкости являются различные соединения гликолей (двухатомных спиртов). Использование гликоля удешевляет стоимость жидкости, но при этом такая жидкость имеет большую гигроскопичность (способность накапливать влагу) что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.
Тормозная жидкость класса DOT 4 – основой этой жидкости являются соединения сложных эфиров с борной кислотой. Борная кислота, входящая в состав жидкости при контакте с влагой полностью нейтрализует её. Это приводит к образованию меньшего количества влаги по сравнению с жидкостью DOT 3, а также более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения и увеличивает срок службы  тормозной жидкости.
Тормозная жидкость класса DOT 4 относится к высококачественным тормозным жидкостям.
Тормозная жидкость класса DOT 5.1 – имеет сходный состав с жидкостью DOT 4 но имеет большую температуру кипения. Что позволяет её использовать в тормозных механизмах гоночных автомобилей, автомобилях которые развивают большую скорость, а также в мототехнике.
Все жидкости класса DOT смешиваются между собой, но необходимо придерживаться правила, что более высокий класс жидкости можно добавлять в более низки, а наоборот нельзя. Это значит, что если в автомобиле была залита жидкость DOT 3, вы можете долить жидкость класса DOT 4 или DOT 5.1, это приведет к улучшению свойств жидкости DOT 3. И наоборот если в автомобиле была залита жидкость класса DOT 5.1, ни в коем случае нельзя доливать DOT 3 или DOT 4, это может привести к заклиниванию и выходу из строя тормозной системы автомобиля.

Характеристики тормозных жидкостей
Тип жидкостиDOT 3DOT 4DOT 5. 1
Температура кипения новой жидкости, °C205230260
Температура кипения отслужившей жидкости, °C140155180
Вязкость при температуре -40 °C, мм?/с15001800900

Інші статті

Чем отличаются тормозные жидкости?

Тормозная система любого транспортного средства является критически важной системой безопасности. Это становится еще более важным в приложениях для гонок и производительности.

При остановке автомобиля выделяется много тепла. Чем тяжелее автомобиль и чем быстрее он движется, тем больше выделяется тепла. Тормозная жидкость, которую вы используете, должна выдерживать высокую температуру и при этом выполнять свою работу; передача усилия от педали тормоза на суппорт или колесный цилиндр.

В целях безопасности тормозная жидкость должна соответствовать определенным стандартам. Стандарты устанавливаются такими организациями, как SAE и Министерство транспорта (DOT). Это то, что обозначает жидкость как одно из следующего:

  • ТОЧКА 3
  • ДОТ 4
  • ДОТ 5
  • ДОТ 5.1

При сравнении тормозных жидкостей учитываются следующие важные факторы:

  • Температура кипения
  • Вязкость
  • Защита от коррозии
  • Сжимаемость

Из чего он сделан?

Прежде чем мы перейдем к конкретным стандартам, важно знать, из чего сделаны различные жидкости. DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 основаны на гликолевом эфире. Тормозная жидкость DOT 5 изготовлена ​​на силиконовой основе.

Жидкости на основе гликоля гигроскопичны, что означает, что они постепенно поглощают влагу из атмосферы и рассеивают ее по всей системе. По мере увеличения содержания воды в жидкости температура ее кипения снижается. Дополнительная влага в жидкости также начнет разъедать металлические компоненты системы.

Жидкость на силиконовой основе является гидрофобной, т. е. не впитывает влагу. Если в систему попадает какая-либо влага, она может скапливаться в карманах, которые могут либо замерзнуть, либо испариться. Это может привести к повреждению тормозной системы и/или отказу тормозов. Силикон также более сжимаем, чем гликоль, что может привести к «мягкому» ощущению педали тормоза.

Из-за того, что они взаимодействуют с водой, жидкости на основе гликоля и силикона НЕ совместимы друг с другом. Никогда не смешивайте 2 типа жидкости. Добавляйте силиконовую тормозную жидкость DOT 5 только в полностью сухую систему или в автомобиль, в котором уже есть DOT 5. Не добавляйте ничего, кроме DOT 5, в систему, требующую тормозной жидкости DOT 5.

Температура кипения

Когда речь идет о высокопроизводительных приложениях, точка кипения является наиболее важной. Тормозная жидкость должна выдерживать очень высокие температуры без испарения в магистралях. Пар обладает высокой сжимаемостью по сравнению с жидкостью. Если жидкость испарится, это приведет к исчезновению тормозов.

Не забывайте учитывать содержание воды в жидкости. Жидкости на основе гликоля со временем впитывают влагу. Тормозная жидкость должна соответствовать стандартам как по влажной, так и по сухой температуре кипения. Влажная точка кипения определяется как 3,7% воды по объему.

Сухая точка кипения

Влажная точка кипения

ДОТ 3

401°F

284°F

ДОТ 4

446°F

311°F

ДОТ 5

500°F

356°F

ДОТ 5.1

500°F

356°F

**Некоторые производители продают тормозную жидкость с более высокой температурой кипения. Эти жидкости предназначены для использования только в гоночных автомобилях и не должны использоваться в повседневных автомобилях или уличных транспортных средствах.**

Вязкость

Вязкость — это мера «густоты» жидкости. Например, нефть имеет более высокую вязкость, чем вода. Тормозная жидкость должна сохранять свою вязкость как при экстремальных температурах, так и при низких температурах, чтобы обеспечить надежное и безопасное торможение. DOT 3 имеет самую высокую вязкость. По мере увеличения числа DOT вязкость снижается.

Предотвращение коррозии

Тормозная жидкость не только должна выдерживать нагрев, но и противостоять коррозии металлических компонентов тормозной системы. Для этого в жидкость добавляются присадки. Добавленные химикаты защищают металлические детали, но могут повредить окрашенные поверхности.

Жидкости на основе гликоля очень вредны для краски. Если жидкость прольется или вытечет на окрашенную поверхность, краска будет повреждена. Жидкость DOT 5 на силиконовой основе гораздо менее вредна для краски.

Сжимаемость

Тормозная жидкость предназначена для передачи усилия. Если жидкость хоть немного сжимается, сила уменьшается. Тормозная жидкость должна поддерживать низкий уровень сжимаемости, чтобы поддерживать ощущение педали тормоза и обеспечивать стабильную работу.

Идентификатор ответа
414
|
Опубликовано
29.08.2001 16:42
|
Обновлено
08.09.2020 12:24

Тормозная жидкость DOT 3 и DOT 4: в чем разница?

  • Новости
  • Как
Поделиться:

Разбираем различия между тормозной жидкостью DOT 3 и DOT 4.

Купить артикул

AMSOIL Synthetic Brake Fluid

Основное различие между тормозными жидкостями DOT 3 и DOT 4 заключается в их температуре кипения.

Я подозреваю, что знаю ваш следующий вопрос.

Но сначала немного предыстории. Министерство транспорта США (DOT) классифицирует тормозную жидкость по четырем основным категориям:

  • ТОЧКА 3
  • ДОТ 4
  • ДОТ 5
  • ДОТ 5. 1

Их основные различия заключаются в точках кипения во влажном и сухом состоянии, а также в их составе.

Сухая температура кипения Влажная температура кипения Состав
ТОЧКА 3 205°C/401°F 140°C/284°FГликоль эфир
ТОЧКА 4 230°C/446°F 155°C/311°F Эфир гликоля/эфир борной кислоты
ТОЧКА 5 260°C/500°F 180°C/356°F Силикон
ДОТ 5.1 260°C/500°F 180°C/356°F Эфир гликоля/эфир борной кислоты

DOT 3 сегодня наиболее часто используется в легковых и грузовых автомобилях. Однако DOT 4 набирает популярность благодаря широкому использованию антиблокировочных тормозных систем и контроля тяги, которые выигрывают от более низкой вязкости жидкости DOT 4.

Совместимы ли тормозные жидкости DOT 3 и DOT 4?

Да. Тормозная жидкость DOT 3 совместима с тормозной жидкостью DOT 4. Однако DOT 4 предлагает более высокую температуру кипения.

DOT 5.1 используется в высокопроизводительных и тяжелых условиях эксплуатации из-за его высокой температуры кипения. Совместима с жидкостью DOT 3 и DOT 4.

Тормозная жидкость DOT 5 представляет собой силикон, что означает, что она не впитывает воду. Несовместима с другими тормозными жидкостями и используется в основном в классических автомобилях, которые долго хранятся на складе и нуждаются в тормозной жидкости, не впитывающей воду.

Довести до точки кипения

Итак, мы вернулись к точке кипения. Что это значит? В конце концов, мы не готовим эту дрянь.

Что ж, при правильных рабочих и окружающих условиях вы готовите это.

Резкое торможение может привести к сильному нагреву, что может привести к испарению тормозной жидкости, что приведет к провисанию педали.

Торможение сильно нагревает тормозные колодки и роторы. Возможно, вы видели по телевизору гонку, где продюсеры втыкают GoPro под машину, чтобы показать, что тормоза буквально светятся красным, когда водитель нажимает на педаль.

Сильный нагрев может привести к испарению тормозной жидкости, в результате чего она станет сжимаемой, что приводит к ощущению губчатости при нажатии на педаль тормоза.

Это оставляет газ в линиях, который сжимается, что приводит к мягкой педали. В кругах гонщиков и любителей спортивного вождения это известно как затухание тормозов , и водители активно стараются избегать этого. Чтобы вести машину максимально эффективно и безопасно, водитель должен быть уверен, что тормоза будут работать на 10-м круге так же, как и на первом.

Затухание тормозов также может происходить из-за интерфейса тормозной колодки/диска. Колодки выделяют газы, что уменьшает контакт между колодками и роторами. Вот почему роторы высокого класса имеют прорези и отверстия — для более быстрого выпуска газов и ограничения выцветания.

Купить AMSOIL Synthetic Brake Fluid

Снижение эффективности тормозов не только для гонщиков

Спуск с крутого холма, особенно при буксировке тяжелого груза или буксировке прицепа, может привести к сильному нагреву, если вы едете или прокачиваете тормоза.

К тому времени, когда вы достигнете дна, ваша педаль может упасть почти до пола, и ваш сердечный ритм зашкалит.

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА: В следующий раз перед спуском по крутому склону переключитесь на более низкую передачу.

Если вам нравится раскачивать свой автомобиль по извилистой проселочной дороге для небольшой терапии, стояние на тормозах перед поворотом может создать достаточное количество тепла, что также приведет к исчезновению тормозов. Если вы станете слишком усердны, вы можете в конечном итоге пройти прямо через угол и в лес.

Температура кипения жидкости указывает на температуру, при которой тормозная жидкость испаряется. Чем выше классификация DOT, тем выше температура кипения, следовательно, тем лучше жидкость противостоит нагреву. Вот почему гонщики используют тормозную жидкость DOT 4, а не DOT 3.

Температура кипения разделена на сухую и влажную точки кипения

Сухая температура кипения определяется с использованием свежей жидкости прямо из нового контейнера. Влажная точка кипения жидкости определяется с использованием жидкости, которая была загрязнена 3,7% воды, поэтому она всегда ниже, чем точка сухого кипения. Зачем администраторам тестирования загрязнять хорошую жидкость? Потому что это отражение того, что происходит в реальном мире.

Тормозная жидкость гигроскопична , то есть впитывает воду (кроме тормозной жидкости DOT 5 на силиконовой основе). Например, жидкость DOT 3 может поглощать до 2% воды каждый год . Влага может попасть в систему, когда вы снимаете крышку бачка для добавления жидкости, через изношенные уплотнения и даже через сами резиновые тормозные магистрали. Таким образом, точка кипения жидкости во влажном состоянии — это число, которое более точно отражает то, что на самом деле происходит в вашем автомобиле.

Поскольку тормозная жидкость может изнашиваться, крайне важно периодически ее менять. В противном случае ваши тормоза не только станут губчатыми и небезопасными, но и влага будет медленно разъедать металлические компоненты.

Хорошее эмпирическое правило: менять тормозную жидкость раз в два года в легковых автомобилях и не реже одного раза в год в гоночных автомобилях . AAA сообщает, что 88% автомобилистов не обращают внимания на техническое обслуживание тормозов, так что вы не одиноки, если не меняли тормозную жидкость какое-то время, например, с момента покупки автомобиля.

Однако еще не поздно начать. И когда вы это сделаете, ознакомьтесь с нашей линейкой тормозных жидкостей для вашего автомобиля.

Смотреть сейчас: Как прокачать тормоза

Купить AMSOIL Synthetic Brake Fluid

Купить артикул

AMSOIL Synthetic Brake Fluid

Больше похоже на это

  • Как

Что делать, если снегоуборочная машина не заводится?

Снегоуборочная машина, которая не запускается, обычно связана с топливной проблемой.