Skip to content

Правила разметки на дороге в картинках с описанием: виды, требования, как наносится горизонтальная и вертикальная разметки дороги

Содержание

Дорожная разметка проезжей части в ПДД с комментариями

Статьи

Дорожная разметка в ПДД 2021 с описанием

Дорожная разметка, как гласят ПДД, играет роль своеобразного информатора. Она знакомит водителей и пешеходов с принятыми на участке дороги режимами движения, существующими запретами и различными ограничениями. Все вариации разметки чётко прописаны в правилах, в том числе её формы, габариты и методы нанесения. Например, если проезжая часть разделена специальными линиями, машины должны двигаться строго по обозначенным полосам. Разметку прерывистыми штрихами можно пересекать исключительно при совершении определённых манёвров. Подробные описания всех вариантов дорожной разметки приведены в Приложении №2 к актуальным ПДД.

ПДД 2022: дорожные знаки и разметка

Под дорожной разметкой в ПДД 2022 года подразумевают специальные средства, позволяющие организовать движение на дороге. Это маркировка, которая наносится на само дорожное полотно или же на близлежащие элементы инфраструктуры. Различают два вида линий разметок в ПДД:

  • Горизонтальные. Размещаются непосредственно на дорожном покрытии.
  • Вертикальные. Находятся на вертикальных поверхностях или объектах возле дороги.

Кроме того, обозначения могут быть постоянными или временными. В первом случае используется белая или жёлтая краска, во втором — рисунок наносят оранжевым цветом. Жёлтую разметку используют для запрещения стоянок или остановок ТС. В некоторых ситуациях она говорит о разрешении остановки только маршрутным или городским такси. Если на дороге одновременно присутствуют линии нескольких цветов, руководствоваться нужно оранжевыми знаками.

Выбрать удобную автошколу

Автошкола 177 — это 11 филиалов в Москве, расположенных рядом с домом и предлагающих обучение в удобное для вас время.

Есть утренние и вечерние группы, доступно обучение только в выходные дни.

ЗАОЮАОЮВАОЮЗАОАвиамоторнаяАкадемическаяБирюлевоБратеевоГагаринскийДонскойИзмайловоКапотняКотловкаКузьминкиЛомоносовскийЛефортовоЛюблиноМарьиноНагатинскаяОзёрнаяОрехово-БорисовоПеровоСеверное БутовоСоколиная гораТекстильщикиТеплый СтанЧеремушкиЮжное БутовоАвиамоторнаяАкадемическаяБирюлевоБратиславскаяБульвар Дмитрия ДонскогоБунинская аллеяВолжскаяЗябликовоКантемировскаяКоньковоЛенинский проспектЛюблиноМарьиноМолодежнаяНагатинскаяОзёрнаяОреховоПрофсоюзнаяТёплый станЦарицыноШаболовскаяШипиловскаяЯсенево

Горизонтальная дорожная разметка

Согласно ПДД РФ на дорогах страны используется разметка горизонтального типа, детально описанная в ГОСТ Р51256-2011. Считается, что это основная категория маркировки, которой должны руководствоваться водители и пешеходы. 1.1 Сплошная линия. Призвана разделять потоки транспорта во встречных направлениях. Применяется для разграничения проезжей части на запрещённые для пересечения сектора. 1.2 Сплошная широкая. Ограничивает края проезжей части. Запрещается пересекать во всех случаях, кроме короткой остановки на обочине или во время выезда с неё на участках, разрешённых для стоянки. 1.3 Двойная сплошная. Служит для разделения встречных транспортных потоков на четырёхполосных дорогах. Пересекать такую линию строго запрещается. 1.4 Сплошная жёлтая. Разделительная полоса этого вида выделяет места, в которых нельзя останавливать ТС. 1.5 Пунктирная. Разделяет полосы разных направлений на дорогах с двумя или тремя потоками. 1.6 Прерывистая линия приближения. Служит для предупреждения о скором появлении разметки 1.1. 1.7 Пунктирная с короткими штрихами. Разграничивает полосы в пределах перекрёстка. 1.8 Широкий пунктир. Отделяет полосы торможения или разгона от основной части дорожного полотна. Можно переезжать с любой стороны. 1.9 Двойной пунктир. Определяет границы полос с реверсивным движением. Если светофоров нет или же они неисправны, пересекать линию можно исключительно в случаях, когда вы находитесь слева от неё. При работающих световых сигналах переезжать разметку можно с обеих сторон. 1.10 Жёлтый пунктир. Ограничивает места с запрещённой стоянкой. 1.11 Пунктир и сплошная. Разделяет потоки транспорта встречных и попутных направлений в тех местах, где перестраиваться можно только с одной из полос. Также показывает участки для разворота или въезда/выезда на дорогах с односторонним движением. 1.12 Стоп-линия. Указывает место остановки водителя перед светофором или перед знаком 2.5. 1.13 Пересечение этой разметки подразумевает, что нужно притормозить, чтобы пропустить транспорт, который движется по перпендикулярной дороге. 1.14.1 Переход для пешеходов. 1.14.2 Переход для пешеходов, на котором обозначены направления движения. 1.15 Означает участок, где проезжая часть пересекается велосипедной дорожкой. 1.16.1 Дорожная разметка используется, чтобы обозначить островки, в которых разделяются потоки с разными направлениями. 1.16.2 Показывает островки для разграничения полос с односторонним движением. 1.16.3 Островки, где сливаются транспортные потоки. 1.17 Остановки общественного транспорта и машин такси. 1.18 Обозначения со стрелками показывают направления движения сразу на нескольких полосах. 1.19 Предупреждает о сужении проезжей части. Кроме того, может говорить о приближении к разметкам 1.1 или 1.11. 1.20 Показывает скорое появление разметки 1.13. 1.21 Подъезд к дорожной разметке 1.12, если она используется со знаком 2.5. 1.22 Показывает нумерацию дороги. 1.23.1 Выделенная полоса для общественного транспорта. 1.23.2 Пешеходная дорожка. 1.23.3 Велосипедная дорожка. 1.24.1 Разметка с такой картинкой дублирует установленные предупреждающие знаки. 1.24.2 Повторяет знаки ограничения скорости. 1.24.3 Дубль знака, говорящего о возможности пересечения полотна инвалидами. 1.24.4 Указывает на работу приборов фото и видеофиксации. 1.24.5 Дополнительная дорожная разметка, которая говорит о том, что действие сопутствующего знака распространяется на электромобили. 1.25 Наличие неровностей и помех искусственного происхождения на дороге. 1.26 Отделяет участок перекрёстка, выезжать на который запрещено в случаях, если впереди образовалась пробка.

Вертикальная дорожная разметка

Знаки дорожной разметки, нанесённые вертикально, могут очерчивать габариты различных элементов, входящих в дорожную инфраструктуру, привлекать внимание к опасным участкам или объектам. С помощью вертикальных обозначений водители могут быстрее и точнее ориентироваться, видеть рисунки издалека. Чтобы такая дорожная разметка была видна и ночью, в краску добавляются специальные светоотражающие компоненты. 2.1.1-2.1.3 Так размечаются конструктивные элементы всевозможных сооружений, которые могут быть плохо видны из автомобиля. 2.2 Выделяет нижние части мостов, эстакадных сооружений, тоннелей и путепроводов. 2.3 Рисунок наносится на бетонные столбики, которые располагаются возле островков безопасности или разграничивают полосы дорожного полотна. 2.4 Маркировкой помечаются элементы различных заграждений или дорожно-ремонтного оборудования. 2.5 На участках с крутыми поворотами или в опасных местах выделяет боковые ограничители полотна. 2.6 Знаки, ограничивающие проезжие части дорог. 2.7 Такими штрихами покрываются бордюры в особо опасных секторах. Вертикальная дорожная разметка наносится белой, жёлтой и чёрной краской. Она нужна, чтобы проинформировать водителей о возможных препятствиях или обратить внимание на особенности дороги.

Что необходимо знать о дорожной разметке

Вместе с дорожными знаками разметка регулирует движение транспорта по дорогам. В России подобная маркировка начала использоваться с лета 1933 г. Тогда впервые были нанесены линии на некоторых площадях и перекрёстках Москвы. Буквально через два года такая практика стала общегосударственной. Первый ГОСТ, регламентирующий штриховку на дорогах, появился в 1975 г. Сегодня разработано несколько базовых правил:

  • Пересекать можно только линии с прерывающимся рисунком. Обычно они проходят вдоль дорог с множеством полос, позволяя водителям своевременно ориентироваться в рядах движения.
  • Пересечение сплошной линии запрещено. Вне зависимости от количества нарисованных прямых переезжать через них не разрешается.
  • Белые и жёлтые линии используют для постоянной дорожной разметки, а оранжевые считаются временными. Если же на каком-то участке дороги сразу несколько цветовых обозначений, оранжевый будет главным.

Если информация на знаке противоречит схеме на асфальте, руководствоваться всё же нужно знаком. Эта норма действует даже в том случае, когда на дороге нанесена временная разметка.

Особенности нанесения дорожной разметки

Как показывает международная практика, дорожная разметка — наиболее эффективное средство, указывающее водителям направление езды и другую важную информацию. Именно поэтому в государственных стандартах делается особый акцент на качестве используемых материалов. Весь перечень требований перечислен в ГОСТе Р 51256-2011. Там указано, что для постоянных белых и жёлтых линий на асфальте применяется краска, термопластик или другие полимеры. Разрешено использовать и специальные полиэтиленовые ленты со светоотражателями. Материал для разметки должен обладать хорошей адгезией. Важно, чтобы элементы разметки хорошо прилегали друг к другу и к дорожному полотну. Иначе их сложно будет рассмотреть, что может стать причиной ДТП. Другое требование к материалам для дорожной разметки — в них добавляются специальные вещества, делающие их невосприимчивыми к влиянию химических реагентов и погодных явлений. Краска или другой материал не должен выгорать на солнце. Необходимо, чтобы состав выдерживал температурные перепады. Что касается временных меток, их наносят при помощи такой краски, которая при необходимости легко отмывается. В нормативах приведены чёткие требования к размерам каждого разметочного элемента. Особое внимание уделяется максимально допустимому отклонению, которое не может превышать 5 см в любом направлении. Единственное исключение — продольные линии. Здесь по ПДД рисунки на полосах могут отклоняться на расстояние до одного метра.

Особенности вертикальной дорожной разметки

Такая разметка может располагаться только на отдельных конструктивных элементах. Рекомендовано её изготавливать с помощью фосфоресцирующей краски. Это особенно актуально для малоосвещённых улиц и магистралей. Если по какой-то причине покраска невозможна, на таких сооружениях устанавливаются дополнительные пластиковые детали с катафотами. В ГОСТе говорится и о требованиях к долговечности изображений. Если для изготовления использовался холодный или термический пластик, детали толщиной от 1,5 мм должны прослужить не меньше года. Если толщина и другие характеристики меньше, то заявленный период эксплуатации — полгода. Маркировка жидкой краской обновляется каждые три месяца. Для разметок краской допускается максимальный износ в 50%, для толстого пластика — 25%. При этом красящие составы должны быстро сохнуть, а работники автодора, выполняющие работы, обязаны убрать остатки старых разметок, чтобы не вводить в заблуждение участников движения и не создавать аварийные ситуации.

Кто наносит дорожную разметку

Многие считают, что ответственность за маркировку на дорогах лежит на сотрудниках ГИБДД. На самом деле, жаловаться в эту структуру при отсутствии дорожной разметки бесполезно. Автоинспекция отвечает только за безопасность движения, сам процесс создания условных обозначений находится в компетенции федеральных органов власти, субъектов РФ или учреждений местного самоуправления. Ответственный определяется исходя из значения конкретной автодороги. Зачастую рисунки наносят организации-подрядчики, подписавшие договор с соответствующими службами. В случае если отметка на полотне нанесена неверно или её вообще нет, можно обратиться в местную администрацию, направив необходимый запрос. Новая разметка хорошо видна водителям. Им легче ориентироваться на дороге, что повышает безопасность и автовладельцев, и пешеходов. Особенно это заметно ночью, когда яркие встречные фары могут ослепить водителей. Чёткие и наглядные маркировки не дадут ошибиться, позволят заранее увидеть опасные участки автомагистрали. Стоит помнить, что поверхность над разметочной краской более скользкая, чем обычный асфальт. Поэтому тормозить нужно заранее, особенно когда идёт дождь или снег. Мотоциклистам и другим двухколёсным участникам движения нужно быть особенно внимательными при проезде участков с обилием разметки. Скользкая поверхность может стать причиной падения.

Случайные публикации в блоге

Как выбрать автошколу для обучения на права

Когда лучше учиться на права — зимой или летом?

Как тормозить двигателем в гололёд

Дорожная разметка ПДД с картинками и пояснениями.

Дорожная разметка ПДД, как и дорожные знаки, относится к основным средствам регулирования дорожного движения.

Согласно Правилам, вся дорожная разметка делится на два вида: Горизонтальную и Вертикальную.

Виды дорожной разметки ПДД:
  — Горизонтальная дорожная разметка

 — Вертикальная дорожная разметка

Как не сложно догадаться, горизонтальная разметка наносится прямо на дорожное покрытие. А вертикальная – на возвышающиеся вертикальные элементы дорог.

Какие же требования предъявляет водителю каждый вид дорожной разметки?

Горизонтальная дорожная разметка ПДД

Как уже упоминалось, горизонтальную разметку вы можете повсеместно встретить непосредственно на асфальте. Чаще всего это сплошные, двойные сплошные и различные варианты прерывистых линий.

И не только. Всем известная «зебра» на пешеходном переходе, желтый зигзаг на автобусной остановке, стоп-линия перед светофором, стрелки и надписи на асфальте — это тоже варианты горизонтальной разметки.

Большая часть горизонтальной дорожной разметки имеет белый цвет — ее еще называют постоянной разметкой.

Но в крупных городах и на обочинах оживленных загородных дорог, также можно встретить постоянную разметку желтого цвета:

  

Желтый зигзаг на остановках общественного транспорта запрещает парковку.

Сплошная желтая линия по краю дороги, вдоль обочины или тротуара, обозначает зону запрещения ОСТАНОВКИ.

Прерывистая желтая линия указывает место, где запрещена СТОЯНКА, т.е. остановиться до 5 минут у желтого пунктира все же можно.

Временная дорожная разметка

Если вы заметили перед собой разметку оранжевого цвета, знайте перед вами временная дорожная разметка. Она «главнее» постоянной и при их противоречии, следует руководствоваться разметкой оранжевого цвета.

Как не сложно догадаться, временную дорожную разметку обычно применяют на ремонтируемых и строящихся участках дорог для организации объезда и прочее.

Требования горизонтальной разметки ПДД

Требования горизонтальной дорожной разметки, нанесенную вдоль дороги, легко запомнить, если знать два простых правила.

Сплошные линии пересекать запрещено!

Считайте, что сплошная линия для водителя — это стена. Двойная сплошная — две стены…

Прерывистые линии пересекать разрешено.

Получается, что сплошные линии отличаются от прерывистых более строгими требованиями.

Так и есть, сплошные линии горизонтальной разметки ограничивают водителя от совершения определённых маневров. Например, запрещают обгон в конце подъема или не дают перестроиться в соседнюю полосу на опасном участке дороги, к примеру перед перекрестком.

В любом случае помните: за пересечение любой продольной сплошной линии дорожной разметки можно запросто схлопотать немалый штраф, а то и вовсе лишиться прав.

Т.е. прерывистые линии дорожной разметки на проезжей части больше ПРЕДУПРЕЖДАЮТ и ИНФОРМИРУЮТ водителя, а сплошные — ОГРАНИЧИВАЮТ и НАПРАВЛЯЮТ.

Здесь нельзя не упомянуть об «строго ограничивающей» горизонтальной разметке 1.18, в виде стрелок на асфальте.

Эта дорожная разметка УКАЗЫВАЕТ водителю РАЗРЕШЕННЫЕ направления движения по полосам и ее требования обязательны для выполнения. Такие стрелки встречаются перед различными разъездами и пересечениями.

Вертикальная дорожная разметка ПДД

Замечали ли вы, что основания столбов вдоль дороги почти всегда раскрашены бело-черными полосками. Эти чередования черных и белых полос и есть пример вертикальной дорожной разметки.

Такой яркой разметкой обозначают все то, что может представлять для водителя опасность при движении. Обычно это выступающие габаритные элементы непосредственно на дороге: столбы, опоры мостов, различные тумбы и бордюры, в том числе металлические ограждения вдоль проезжей части, прозванные водителями «отбойниками».

Подобные металлические ограждения и бетонные бордюры на опасных участках дорог, для лучшей видимости, раскрашивают широкими бело-черными полосами – это разметка 2.5 и 2.7.

         

На опасных участках, в том числе на закруглениях и в местах пересечения дорог, часто можно увидеть небольшие белые сигнальные столбики с наклонными черными полосками – это вертикальная разметка 2.4.

Как несложно догадаться, задача любой вертикальной разметки — ПРЕДУПРЕДИТЬ водителя об ОПАСНОСТИ на дороге и помочь ему в ориентировании.

Выводы и важные предупреждения.

Несомненно, дорожная разметка очень сильно облегчает жизнь, как водителей, так и пешеходов. Особенно важна она ночью, ведь из-за яркого света фар встречных автомобилей, водитель не всегда может точно распознать край проезжей части или вовремя определить опасные участки трассы.

А если ко всему прочему идет дождь или снег?.. В таких условиях часто вообще приходится двигаться по дороге чуть ли не «на ощупь». После подобных нелегких испытаний, начинаешь понимать истинную цену дорожной разметки.

Важно!
Поверхность дорожной разметки по сравнению с асфальтом, значительно более скользкая, особенно если она влажная. Обязательно учитывайте это при резком торможении, в особенности, если в вашем ведении не четыре колеса, а всего лишь два.
В заключение следует напомнить о том, что если вы заметили противоречия между знаками и горизонтальной дорожной разметкой, то следует руководствоваться знаками.

Цитата из ПДД:

В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Разметка дорожного покрытия США — FHWA MUTCD

Услуги
> Публикации

Для получения дополнительной информации: https://www.mutcd.fhwa.dot.gov
Контактная информация: Кевин Сильвестр, [email protected]

Эта публикация является архивной и может содержать датированную техническую информацию, контактную информацию и информацию о ссылках.


PDF-версия, 18 МБ
PDF-файлы можно просматривать с помощью Acrobat® Reader®

Предисловие

Разметка дорожного покрытия используется для передачи сообщений пользователям проезжей части. Они указывают, какой участок дороги следует использовать, предоставляют информацию об условиях впереди и указывают, где разрешен обгон. Желтые линии разделяют транспортные потоки, движущиеся в противоположных направлениях. Водители должны оставаться справа от желтых линий. Сплошная желтая линия означает, что проезд запрещен. Желтая пунктирная линия означает, что проход разрешен. Белые линии разделяют полосы, движение по которым осуществляется в одном направлении. Двойная белая линия означает, что смена полосы движения запрещена. Одна белая линия указывает на то, что смена полосы движения не рекомендуется. Белая пунктирная линия указывает на то, что смена полосы движения разрешена.

Символы используются для обозначения разрешенного использования полосы движения. Ромб указывает на полосу, зарезервированную для использования транспортными средствами с высокой вместимостью. Велосипед указывает на полосу, предназначенную для велосипедистов. Стрелки показывают обязательные или разрешенные движения на перекрестках. Ряд сплошных треугольников указывает на то, что участник дорожного движения должен уступить дорогу.

Дорожная разметка также используется для предупреждения пользователей о потенциально опасных условиях впереди. Буква X с буквой R с каждой стороны указывает на пересечение шоссе и железной дороги впереди. Пустой треугольник указывает на доход впереди. Ряд постепенно расширяющихся линий, пересекающих полосу движения, указывает на лежащий впереди «лежачий полицейский».

Стандарты по проектированию и нанесению дорожной разметки можно найти в Руководстве по унифицированным устройствам управления дорожным движением (MUTCD) . Спецификации по проектированию дорожной разметки приведены в Стандартной книге дорожных знаков . Обе эти книги доступны в Интернете по адресу https://mutcd.fhwa.dot.gov. MUTCD также можно приобрести через Американскую ассоциацию государственных служащих автомобильных дорог и транспорта (http://www.aashto.org), Институт инженеров транспорта (http://www.ite.org), Американскую Ассоциация служб безопасности дорожного движения (http://www.atssa.com) и Типография правительства США (http://www.gpo.gov). Standards Highway Signs Book можно приобрести в типографии правительства США и в Американской ассоциации служб безопасности дорожного движения.

Подготовлено в 2002 г.
Министерство транспорта США
Федеральное управление автомобильных дорог
Управление транспортных операций

FHWA-OP-02-090

Маркировка производительности

Увеличенный вид маркировки производительности

Подробное описание маркировки производительности


Разметка дорожного покрытия рабочей зоны

Увеличенный вид разметки дорожного покрытия рабочей зоны

Подробное описание разметки дорожного покрытия рабочей зоны scellaneous Разметка полосы движения

Подробное описание полосы движения «Разное» Разметка


Разметка перекрестка

Увеличенный вид разметки перекрестка

Подробное описание разметки перекрестка


Разметка двустороннего движения

Увеличенный вид разметки двустороннего движения

Подробное описание разметки двустороннего движения


Разметка въезда и выезда на автостраду

6

2 Увеличенный вид разметка въезда и выезда

Подробное описание разметки въезда и выезда с шоссе


Разметка полосы движения HOV

Увеличенный вид разметки полосы движения HOV

Подробное описание разметки полосы движения HOV

Разметка дорожных полос — изображения и определения

Разметка дорожных полос — изображения и определения

RMJ Web Design

Поддержите нас. Купить книгу

Уступите дорогу движению на главной дороге, также можно использовать на кольцевой мини-развязке

Уступите дорогу движению справа на мини-кольце

Уступить дорогу движению справа на круговом перекрестке

Стоп-линия на светофорах или полицейском контроле

Стоп-линия для пешеходов на железнодорожном переезде

Стоп-линия у знака «Стоп»

Белая прерывистая линия отмечает центр дороги.

Более длинные прерывистые белые линии в центре дороги указывают на опасность впереди. Никогда не пересекайте линию предупреждения об опасности, если вы не уверены, что это безопасно.

Двойная сплошная белая линия в центре дороги. Это означает, что вы НЕ ДОЛЖНЫ пересекать или оседлать его, если это не безопасно, и вам нужно войти в соседние помещения или на боковую дорогу. Вы можете пересечь линию, если это необходимо, при условии, что дорога свободна, чтобы обогнать неподвижное транспортное средство или обогнать педальный велосипед, лошадь или транспортное средство для обслуживания дорог, если они движутся со скоростью 10 миль в час или меньше.

При движении по левой полосе применяются те же правила, что и для двойной сплошной белой линии, см. выше.

Если вы движетесь по левой полосе, вы можете совершить обгон, если это безопасно.

Диагональная штриховка — используется для разделения полос движения и защиты транспортных средств, ожидающих поворота с дороги. Если область ограничена пунктирной белой линией, вы можете войти в нее, но только в том случае, если это необходимо и безопасно: если она ограничена сплошной белой линией, вы не должны входить в нее, кроме как в чрезвычайной ситуации.

Краевая линия. Это обозначает левую сторону проезжей части.

Один желтый цвет означает отсутствие ожидания или парковки в указанное время. Время указано на вывеске рядом.

Двойная желтая линия указывает на отсутствие ожидания или парковки в любое время.

Время ожидания или парковки ограничено указанной продолжительностью в указанные дни и часы.

Погрузочная площадка — держитесь подальше.