Содержание
Где и какие предохранители и реле стоят на Лада Гранта
Предохранители Лада Гранта являются важным элементом электрических цепей. Каждый автовладелец должен знать, где они находятся, и как производится диагностика различных неисправностей, связанных с их перегоранием. Так же мы рассмотрим схемы и таблицы блоков под капотом и в салоне.
Где расположены предохранители на Гранте 1 и 2 поколения
Стоит отметить, что Лада Гранта делится на два вида: до 2018 года и после. Между ними есть очень большая разница, которая касается, в первую очередь, электрической части.
Несмотря на это, блоки предохранителей на машинах обоих поколений расположены в одном и том же месте – слева внизу от рулевой колонки. Так же имеется дополнительный блок под капотом.
Предохранители Lada Granta до 2018 года
В данном автомобиле имеется 2 блока, основной – в салоне, другой – под капотом.
Схема основного блока предохранителей в салоне Гранты:
Номер и ток срабатывания | За что отвечает |
F1, 15А | Отвечает за вентиляторы охлаждения, ЭСУД, катушки зажигания, форсунки |
F2, 30А | Электрические стеклоподъемники |
F3, 15А | Указатели поворота, аварийная сигнализация |
F4, 20А | ЭБУ SRS, Стеклоочистители |
F5, 7,5А | Клемма 15 на замке зажигания |
F6, 7,5А | Фонари заднего хода |
F7, 7,5А | ДМРВ, датчик скорости, датчики кислорода и клапан адсорбера |
F8, 30А | Обогрев заднего стекла |
F9, 5А | Габаритный свет по левой части авто |
F10, 5А | Габаритный свет по правой части авто |
F11, 5А | Задние ПТФ |
F12, 7,5А | Ближний свет по правому борту автомобиля |
F13, 7,5А | Ближний свет по левому борту авто |
F14, 10А | Дальний свет – правая блок-фара |
F15, 10А | Дальний свет – левая блок-фара |
F16, 10А | Передняя ПТФ – правая |
F17, 10А | Передняя ПТФ – левая |
F18, 15А | Обогрев сидения |
F19, 10А | ЭБУ АБС |
F20, 15А | Прикуриватель, разъем OBD2, замок зажигания, звуковой сигнал, АКПП |
F21, 15А | Топливный насос |
F22, 15А | Блок управления ЦЗ |
F23, 10А | ДХО |
F24, 7,5А | Муфта кондиционера |
F25, 10А | Салонный плафон, фонари стоп-сигнала |
F26, 25А | АБС |
F27 | — |
F28 | — |
F29 | — |
F30 | — |
F31, 50А | Обогрев лобового стекла |
F32, 30А | Электродвигатель отопителя, ЭУР |
Таблица реле:
Номер | Обозначение |
К1 | Электродвигатель отопителя |
К2 | Стеклоподъемники |
К3 | Стартер |
К4 | Клемма 15 замка зажигания |
К5 | Поворотники и аварийка |
К6 | Стеклоочиститель |
К7 | Дальний свет |
К8 | Звуковой сигнал |
К9 | Ближний свет |
К10 | Обогрев заднего стекла |
К11 | Реле ЭБУ двигателя |
К12 | Бензонасос |
Существует и другой монтажный блок, он размещается в подкапотном пространстве:
Номер и ток срабатывания | Обозначение |
F1, 50А | ЭУР |
F2, 30А | Отопитель |
F3, 60А | Питание генератора |
F4, 60А | Питание генератора |
F5, 30А | Ближний свет |
Предохранители Lada Granta после 2018 года
Как видно из схемы, монтажный блок уже совершенно другой и имеет больше предохранителей и реле, но тоже имеет два блока.
Таблица обозначений предохранителей в салоне следующая:
Номер и ток срабатывания | Обозначение |
F1, 15А | ЭБУ двигателя, катушки зажигания и форсунки |
F2, 30А | ЦЭКБС, модуль двери водителя и ДХО |
F3, 10A | Указатели поворота |
F4, 10A | ЭБУ SRS |
F5, 7,5А | Клемма 15 замка зажигания |
F6, 7,5A | Фонари заднего хода, ЭБУ роботизированной коробки |
F7, 7,5A | Датчик фаз, ДМРВ, клапан продувки адсорбера и датчики кислорода |
F8, 7,5A | Обогрев заднего стекла |
F9, 5A | Габаритный свет по левому борту, плафоны, освещение номерного знака, подсветка приборов и вещевого ящика |
F10, 5A | Габаритный свет по правому борту |
F11, 5A | Задние ПТФ |
F12, 10A | Ближний свет по правому борту, корректор блок-фары |
F13, 10A | Ближний свет по левому борту, корректор блок-фары |
F14, 15A | Розетка багажника |
F15, 10A | Очиститель заднего стекла, омыватель |
F16, 5A | Модуль двери водителя или резерв |
F17 | — |
F18 | — |
F19, 20A | Блокировка дверей |
F20 | — |
F21, 10A | Дальний свет правой блок-фары |
F22, 10A | Дальний свет левой блок-фары |
F23, 10A | Правая ПТФ |
F24, 10A | Левая ПТФ |
F25, 15A | Обогрев сидений |
F26, 5A | Блок управления АБС |
F27, 15A | Прикуриватель |
F28, 15A | Бензонасос |
F29, 20A | ЦЭКБС, очиститель ветрового стекла и омыватель |
F30, 10A | Дневные ходовые огни |
F31, 7,5A | Компрессор кондиционера, ЭБУ климат-контроля |
F32, 7,5A | Сигнал торможения |
F33, 25A | ЭБУ АБС |
F34, 5A | Щиток приборов, разъем OBD2 |
F35, 10A | ЦЭКБС |
F36, 10A | Гудок |
F37,10A | Магнитола |
F38 | — |
F39 | — |
F40 | — |
F41 | — |
F42, 30A | Электрические стеклоподъемники |
F43, 50A | ЭБУ роботизированной коробки |
F44, 30A | Вентилятор отопителя, ЭБУ климат-контроля |
F45, 25A | Обогрев заднего стекла |
F46 | — |
Таблица реле:
Номер | Обозначение |
K1 | Реле зажигания |
K2 | Стартер |
K3 | Стеклоочиститель или автозапуск |
K4 | Вентилятор малой скорости |
K5 | Указатели поворота |
K6 | Обогрев заднего стекла или стеклоподъемники |
K7 | Дальний свет |
K8 | Звуковой сигнал |
K9 | Ближний свет |
K10 | Муфта компрессора кондиционера |
K11 | Главное реле ЭБУ |
K12 | Топливный насос |
K13 | Обогрев сидений |
K14 | Обогрев лобового стекла |
K15 | Лампы заднего хода |
K16 | Кондиционер |
K17 | Вентилятор в режиме автозапуска |
K18 | Вентилятор большой скорости |
Также Гранта после 2018 года сохранила размещение предохранителей в подкапотном пространстве:
Номер и ток срабатывания | Обознвчение |
F1, 30A | Ближний свет, и цепи предохранителей F1 и F21 |
F2, 60A | Генератор |
F3, 60A | Генератор |
F4, 30A | Вентилятор отопителя |
F5, 50A | Усилитель руля |
F6, 60A | ЭБУ АБС |
Стоит отметить, что в обоих вариантах блоков предохранителей допустимы незначительные отклонения из-за разных исполнений автомобилей. Разные комплектации подразумевают соответствующее оборудование.
Granta 1 и 2 отличаются тем, что во втором поколении в машине появилась CAN-шина для управления и диагностики всех электронных блоков. Естественно, это привело к существенным изменениям в электросистеме автомобиля.
Зачем нужны реле в Lada Granta
Реле в любой электрической цепи необходимо для дистанционного управления потребителями. К примеру, стартер потребляет очень большой ток. Использовать для его запуска какую-то большую кнопку экономически нецелесообразно, да и неудобно.
Чтобы уменьшить нагрузку на контакты замка зажигания, используют втягивающее реле стартера, а также дополнительное, установленное в монтажном блоке.
Реле позволяет уменьшить длину электропроводки в автомобиле, а также сокращает общую толщину проводов, делая машину более дешевой. Как правило, реле всегда имеют 5 контактов, но задействованы, как правило – четыре.
Говоря простым языком, реле дает возможность управлять потребителем на расстоянии, при помощи тонких проводов и слаботочных кнопок, а потребитель, в свою очередь, запитывается толстыми силовыми проводами.
Работоспособность электромагнитного реле подтверждается характерными щелчками, которые появляются при включении нужного прибора. Если щелчков не возникает, вначале проверяется предохранитель, а затем уже меняется реле.
Нередко неисправностью потребителя является банальное перегорание плавкой вставки предохранителя.
Из-за чего перегорают предохранители в Гранте
Плавкие вставки автомобильных предохранителей используются для защиты электрический цепей:
- От коротких замыканий;
- От перегрузок;
Как правило, самой частой неисправностью является именно перегрузка электрической цепи. Например, мощный прибор, подключенный в прикуриватель автомобиля без труда выбьет соответствующий предохранитель.
Увеличивать номинал предохранителя более, чем на 5А не рекомендуется, чтобы избежать серьезной нагрузки на контакты и проводку.
Если поставить предохранитель на 30А вместе 15А, то в электрической цепи начнут греться провода, плавиться изоляция и все это приведет к пожару.
Короткие замыкания возникают редко, но тоже имеют место быть. Как правило, это механические повреждения проводки. Например, плюсовой провод, проложенный вдоль кузова, вследствие легкого ДТП был поврежден другим элементом автомобиля. Естественно, изоляция была повреждена и «плюс» замкнул на «массу», что привело к перегоранию вставки.
Короткие замыкания могут возникать не только в результате ДТП, но и заводского брака, а также халатности автовладельца при подключении каких-либо приборов.
Как заменить неисправный предохранитель
Достаточно снять крышку монтажного блока, по схеме на крышке найти нужный, вытащить его при помощи специальных щипцов, а затем установить на его место новый.
Если предохранитель снова перегорел, дальнейшая замена запрещена – необходимо обратиться в специальный сервис для поиска причины. Скорее всего в цепи есть короткое замыкание.
Быстрый способ проверить перегоревший предохранитель – взять контрольную лампочку, один ее конец приложить к массе, а вторым попробовать прозвонить обе ноги через специальные окошки в корпусе. В идеале питания не должно быть вообще или оно должно быть на обеих ногах. Если только на одной – вставка перегорела.
Можно ли ставить вместо предохранителей перемычки
У некоторых недобросовестных автовладельцев еще со времен СССР осталась очень дурная привычка – ставить перемычку вместо сгоревшего предохранителя, дабы прибор остался рабочим. Если проблема в коротком замыкании – такое действие может привести к возникновению пожара в автомобиле.
Какие можно сделать выводы
Прежде чем самостоятельно менять предохранители, необходимо вначале разобраться с причиной их перегорания. А для этого лучше обратиться к соответствующему специалисту, который работает с электрооборудованием автомобиля. Выполнять такой ремонт самостоятельно не рекомендуется.
Читайте также:
- Схемы предохранителей и реле на Лада Приора и их назначение
- Предохранители и реле Лада Ларгус — таблицы с описаниями
- Предохранители и реле Лада Калина 1, 2: их расположение и назначение
Предохранители и реле в Лада Гранта
Содержание
- Предохранители и реле в салонном блоке Лада Гранта
- Назначение предохранителей блока
- Назначение реле салонного блока
- Силовые предохранители под капотом Лада Гранта
Если в вашей Лада Гранта появились проблемы с электрикой, то первым делом нужно проверить нужный предохранитель гранта, чтобы выяснить причину неисправности. Не пугайтесь раньше времени, если повезёт, то отделаетесь простой заменой неисправного предохранителя.
Если нет, то возможно придётся ехать в автосервис или же устранять неполадки электроники самому. Запомните — главное в таких случаях полностью разобраться в проблеме, не жалейте на это времени, ведь любой автовладелец должен знать как можно больше про свой автомобиль (тем более отечественный).
Предохранители и реле в салонном блоке Лада Гранта
Блок предохранителей в Гранте находится слева от рулевой колонки, около ручек включения света.
Чтобы снять крышку и добраться до предохранителей и реле, потяните верхнюю левую часть крышки на себя. Сделано удобно, всё находится под рукой и не надо никуда лезть, вставая с водительского сиденья. Может быть это намёк на то, что их часто придётся менять, а может просто удобство — разработчикам виднее.
Назначение предохранителей блока
F1 (15 А) — блок управления двигателем, форсунки, катушка зажигания, реле вентилятора охлаждения, КЗ 2х2.
Если у вас проблемы с электроникой, и замена этого предохранителя не помогает, в худшем случае придётся перепрошивать ЭБУ или менять его. Также при перегорании этого предохранителя перестают работать форсунки и катушка зажигания, что делает работу двигателя невозможной. Поэтому если Гранта не заводится, проверьте первым делом данный предохранитель.
F2 (30 А) — электростеклоподъемники.
Если не работают и замена предохранителя не помогает, попробуйте выдернуть его совсем или снять клемму с аккумулятора на пару минут, затем подключите снова. Таким способом должны сброситься все временные ошибки и если дело в них, стеклоподъёмники снова заработают.
F3 (15 А) — аварийная сигнализация.
Если не работает, проверьте этот предохранитель, а также кнопку включения «аварийки», её контакты и работоспособность ламп.
F4 (20 А) — стеклоочиститель, подушка безопасности.
Если на приборной панели загорелась контрольная лампа отсутствия подушки безопасности, проверьте этот предохранитель. Дело может быть либо в нём, либо в электронном блоке, либо в самих подушках.
Если не работает стеклоочиститель и данный предохранитель целый, проверьте также реле K6, ручку включения, надёжность подключения к ней разъёмов, а также сам электропривод стеклоочистителя.
F5 (7,5 А) — клемма 15 замка зажигания.
Если проблемы с включением зажигания, проверьте этот предохранитель, а также надёжность соединений проводов к клеммам замка.
F6 (7,5 А) — лампа заднего хода.
Если она не работает, но этот предохранитель целый, проверьте саму лампу, а также контакты подключения разъёмов к блок-фаре.
F7 (7,5 А) — ДМРВ, клапан адсорбера, датчик кислорода, датчик скорости.
Если двигатель работает неустойчиво, не держит холостые обороты или самопроизвольно глохнет, дело может быть в этом предохранителе либо соответствующем датчике. О том, как проверить ДМРВ у нас уже была статья.
F8 (30 А) — обогрев заднего стекла.
Если он не работает, проверьте этот предохранитель, клеммы подключения проводов к обогревателю, а также целлостность его элементов.
F9 (5 А) — правые габаритные лампы
F10 (5 А) — левые габаритные лампы.
Если не горят габариты, дело может быть в этих предохранителях или в самих лампах, а также их разъёмах. Не помешает проверить переключатель габаритов на приборной панели.
F11 (5 А) — задние противотуманные фары.
Если они не работают, но данный предохранитель целый, дело может быть в переключателе на приборной панели или в самих лампах, а также их разъёмах
F12 (7,5 А) — правая лампа ближнего света
F13 (7,5 А) — левая лампа ближнего света.
Если не работает ближний свет в двух фарах одновременно, дело может быть в реле K9, либо в ручке включения ближнего света и её контактах. Если не горит только одна лампа, скорее всего дело в этом предохранителе или в самой лампе, которую нужно заменить.
F14 (10 А) — правая лампа дальнего света
F15 (10 А) — левая лампа дальнего света.
Если не работают обе фары дальнего света, дело может быть в реле K7. Если только одна — заменить предохранитель и/или лампу.
F16 (10 А) — Передняя правая противотуманная фара
F17 (10 А) — Передняя левая противотуманная фара.
Если они не работают, проверьте переключатель на приборной панели, а также его контакты. Если не работает одна противотуманная фара, скорее всего сгорела лампа и нужно её заменить.
F18 (15 А) — обогрев передних сидений.
Если он не работает, но данный предохранитель целый, проверьте кнопку включения обогрева на приборной панели.
F19 (10 А) — ABS.
Если при нажатии на педаль тормоза на скользкой дороге колёса блокируются и педаль не «отпружинивает» назад, значит ABS не работает и дело может быть в этом предохранителе или в механических элементах системы торможения.
F20 (15 А) — диагностический разъём, звуковой сигнал, замок багажника, КПП, прикуриватель.
Очень частое перегорание данного предохранителя обычно вызывается замыканием или неправильным подключением приборов в разъём прикуривателя. Если не открывается багажник, это может быть связано с прикуривателем. Заменив данный предохранитель, проблема должа решиться.
F21 (15 А) — электрический бензонасос.
Если автомобиль неожиданно заглох посередине дороги и бензина в баке очень мало, может быть сгорел этот предохранитель. Без нагрузки (без бензина) работа бензонасоса может привести к его выходу из строя. Поэтому заправьтесь и проверьте данный предохранитель.
F22 (15 А) — центральный замок.
Если например работает только центральный замок водительской двери, а остальные не запираются, дело может быть в этом предохранителе, а также в блоке управления. Лучше доверить диагностику и ремонт специалистам, если нет опыта.
F23 (10 А) — лампы дневных ходовых огней.
Если не работают огни с обоих сторон, скорее всего дело в этом предохранителе или в переключателе на приборной панели. Если не работает лампа только с одной стороны, скорее всего дело в самой лампе.
F24 (7,5 А) — кондиционер.
Если он не работает и этот предохранитель целый, возможно дело в ручке включения на приборной панели. Диагностику системы кондиционера лучше доверить специалистам. Может быть требуется его заправка или обслуживание.
F25 (10 А) — освещение салона, лампы стоп-сигналов.
Если не работают стоп-сигналы и данный предохранитель целый, дело может быть в самих лампах и их разъёмах или в выключателе стоп-сигналов в педальном приводе.
F26 (25 А) — ABS. Аналогично F19
F27 — резерв
F28 — резерв
F29 — резерв
F30 — резерв
F31 (50 А) — обогрев лобового стекла
F32 (30 А) — печка, электроусилитель руля.
Если при повороте руля наблюдается неравномерная работа усилителя или руль поворачивается с трудом, проверьте данный предохранитель. Также дело может быть в электронном блоке управления или недостаточном уровне тормозной жидкости в бачке электроусилителя.
Назначение реле салонного блока
Реле находятся в том же блоке слева от рулевой колонки под крышкой.
K1 — реле вентилятора печки
K2 — реле электростеклоподъемников.
Если они не работают, проверьте также предохранитель F2, если не поможет, то дело может быть в блоке управления.
K3 — реле стартера.
Если он не работает (не крутит) и данное реле рабочее, проверьте уровень заряда аккумулятора. Также дело может быть во втягивающем или в замке зажигания и его контактах.
K4 — реле клеммы 15 замка зажигания
K5 — реле поворотников и аварийной сигнализации.
Если поворотники горят и не выключаются, возможно замкнуло это реле. Проверьте также предохранитель F3 (режим «аварийки»).
K6 — реле стеклоочистителя.
Проверьте также предохранитель F4.
K7 — реле дальнего света.
Проверьте также предохранители F14 и F15 и сами лампы.
K8 — реле звукового сигнала.
Проверьте также предохранитель F20, контакты выключателя сигнала на руле.
K9 — реле ближнего света.
Проверьте также предохранители F12 и F13 и сами лампы.
K10 — реле обогрева заднего стекла.
Если не работает обогрев, дело может быть и в предохранителе F8.
K11 — реле блока управления двигателем.
Проверьте также предохранитель F1.
K12 — реле электрического бензонасоса.
Проверьте также предохранитель F21.
Силовые предохранители под капотом Лада Гранта
Блок силовых предохранителей находится под капотом и расположен между аккумулятором, опорой стойки и бачком охлаждающей жидкости. Выглядит в виде вертикально установленной коробки. Сняв с неё верхнюю крышку, появляется доступ к силовым предохранителям.
F1 (50 A) — электроусилитель руля.
Если руль крутится туго, проверьте также предохранитель F32.
F2 (30 A) — вентилятор отопителя
F3 (60 A) — генератор.
Если происходит быстрый разряд аккумулятора или горит лампа разряда, проверьте данный предохранитель, а также работу самого генератора и его щётки.
F4 (60 A) — генератор
F5 (30 A) — ближний свет фар.
Проверьте также реле K9 и предохранители F12, F13.
При устранении любых неполадок, связанных с электрикой, будьте осторожны. Замену предохранителей и реле выполняйте только на заглушённом двигателе с выключенным зажиганием.
Audi Q7 (4M) 2016-2023 Руководство по эксплуатации: Назначение предохранителей — кабина — Предохранители и лампы
Audi Q7 (4M) 2016-2023 Руководство по эксплуатации / Сделай сам / Предохранители и лампочки / Назначение предохранителей — кабина
Рис 194 Кабина со стороны водителя: панель предохранителей с пластиковым кронштейном
Панель предохранителей (1) (черная)
- Комфортный доступ и разрешение запуска
модуль управления - Audi phone box, разъем USB
- Проекционный дисплей
- Музыкальный интерфейс Audi, разъем USB
- Замок рулевой колонки
- Верхний/нижний дисплей
- Комбинация приборов
- DVD-привод
- Выключатель освещения, модуль переключателя
- Электронный блок рулевой колонки
- Регулятор громкости
- Модуль управления информационно-развлекательной системой MMI
- Регулировка рулевой колонки
- Обогрев рулевого колеса
Назначение предохранителей — багажное отделение
Рис. 195 Левая сторона багажного отделения: панель предохранителей с пластиковым зажимом
Рис. 196 Левая сторона багажного отделения: панель предохранителей
с пластиковым зажимом (подключаемый гибридный привод*)
Панель предохранителей (1) (черная)
- Высоковольтный нагрев, терморегуляция
- Пневматическая подвеска/управление подвеской
- Модуль управления АКПП
- Обогрев заднего сиденья, задняя система климат-контроля
элементы управления - Регулировка сиденья третьего ряда
- Блок управления системой комфорта, левый
задний фонарь - Натяжитель переднего ремня со стороны водителя
- Замок крышки багажника, лючок топливного бака, багажное отделение
крышка - Модуль управления крышкой багажного отделения
Панель предохранителей (2) (красная)
- Задний вентилятор системы климат-контроля
- Усилитель звука
- Обработка выхлопных газов, звуковой привод
- Панель управления задней системой климат-контроля
- Фара тягово-сцепного устройства правая
- Двигатель позиционирования сцепки прицепа
- Сцепное устройство для прицепа
- Фара левого прицепа
- Гнездо сцепного устройства для прицепа
- Спортивный дифференциал Allroad
- Обработка выхлопных газов
- Натяжитель заднего ремня безопасности со стороны водителя
Панель предохранителей (3) (коричневая)
- Модуль управления системами помощи водителю
- Телефонная будка Audi
- Правая поясничная опора
- Боковой ассистент
- Система контроля давления в шинах
- Внешняя антенна
- Радиоприемник дополнительного отопителя, модуль бака
- ТВ-тюнер, модуль обмена данными и управления телематикой
- Модуль управления комфортным доступом и авторизацией запуска
- Механизм открывания гаражных ворот
- Камера заднего вида, периферийные камеры
- Модуль управления системой комфорта, правая фара и задние фонари.
Однако, если лампочка
задний фонарь - Натяжитель заднего ремня безопасности со стороны пассажира
- Натяжитель ремня Гранта со стороны переднего пассажира
Панель предохранителей (4) (красная)
- Активная стабилизация крена
- Высоковольтная батарея
- Насос охлаждающей жидкости высоковольтной батареи
- Модуль управления силовой электроникой
- Усилитель тормозов
- Преобразователь напряжения
- Запуск двигателя
- Компрессор системы климат-контроля
- Модуль управления вспомогательной аккумуляторной батареей
- Высоковольтная батарея
- Система зарядки
- Радиоприемник дополнительного отопления и кондиционирования воздуха
- Терморегулирование, насосы охлаждающей жидкости
- Модуль управления терморегуляцией
Предохранитель Панель (5) (коричневая)
- Обогрев переднего сиденья
- Обработка выхлопных газов
- Обогрев заднего сиденья, органы управления задней системой климат-контроля
- Обработка выхлопных газов
Лампы
Замена ламп
Audi рекомендует заменить лампу на
авторизованный дилер Audi или авторизованный сервисный центр Audi
Объект в случае сомнения. Эти объекты имеют
правильные инструменты и запасные части, а также
как необходимые технические знания.
Светодиодные фонари*
Ваш автомобиль оборудован необслуживаемыми
фары и задние фонари. Однако, если лампочка
необходимо заменить, обратитесь к авторизованному дилеру Audi или в авторизованный
Сервисный центр Ауди.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если вы все же хотите попробовать заменить
лампочки в вашем автомобиле самостоятельно, прочитайте предупреждения
по поводу работ в моторном отсеке
в Общая информация.
Примечание
Убедитесь, что крышки правильно установлены на
фара и задний фонарь, чтобы не было воды
будет просачиваться снаружи и свет
функция не будет нарушена.
Расположение предохранителей в пространстве для ног
Рис. 192 Пространство для ног водителя (автомобиль с левосторонним управлением): предохранитель
панель с пластиковым зажимом
Рис. 193 Пространство для ног переднего пассажира (автомобиль с правосторонним управлением):
панель предохранителей с пластиковой клипсой
Панель предохранителей (1) (лоб …
Информация для клиентов
…
Другие материалы:
Ремонт прозрачного покрытия без перекраски
Процедура ремонта
Тщательно промойте место ремонта жидкостью Liquid Wash and Wax GM?€‰P/N?€‰1052870
или эквивалент.
Ущерб окружающей среде может быть устранен. Обратитесь к экологическим последствиям
(Кислотный дождь) или ремонт рельсов, поврежденных пылью.
Важно: следуйте всем инструкциям…
Замена кронштейна переключателя указателей поворота
Замена кронштейна переключателя указателя поворота
Вызывать
Название компонента
Предварительная процедура
Снимите катушку модуля надувной подушки безопасности рулевого колеса. Ссылаться на
Замена катушки подушки безопасности рулевого колеса.
1
…
Замена прокладок двигателя
Повторное использование прокладок и нанесение герметиков
Не используйте повторно никакие прокладки, если не указано иное.
Прокладки, которые можно использовать повторно, будут указаны в процедуре обслуживания.
Не наносите герметик на любую прокладку или уплотняемую поверхность, если это не требуется.
в служебной информации.
Разделение …
© 2014-2023 Copyright www.csmans.com
0,0078
Мечта стрелка наконец-то сбылась
Кевин Аллен
Рано утром 16 декабря 1944 года командиру 406-й артиллерийской группы США полковнику Джорджу Аксельсону пришлось принять трудное решение. Немцы только что начали наступление, которое впоследствии стало известно как Битва за Арденну, и одной из их первых целей была 38-я кавалерийская эскадрилья, окопавшаяся в окрестностях Моншау, Германия. Легковооруженным кавалеристам требовалась помощь, и командир быстро вызвал артиллерийскую поддержку из 406-го полка. У Аксельсона было как раз то, что нужно: только что выпущенный новый секретный артиллерийский снаряд. Проблема заключалась в том, что командующий союзниками Дуайт Эйзенхауэр еще не дал разрешения на использование оружия. Аксельсон решил, что чрезвычайная ситуация важнее ограничений, и приказал своим артиллеристам использовать новый снаряд. Через несколько минут прямо над головами атакующих немцев начали рваться снаряды с новым радиовзрывателем. Атака провалилась.
Использование неконтактного взрывателя в битве за Арденну стало последней вехой в одном из самых выдающихся научных достижений войны, соперничающем с атомной бомбой. Как и в «Манхэттенском проекте», в нем участвовали команды ученых, пытавшихся преодолеть технические и физические препятствия в условиях абсолютной секретности. По оценкам, 3 процента всех физиков в Соединенных Штатах работали над проектом в какой-то момент.
Начало новой эры «Войны волшебников»
Бесконтактный взрыватель — взрыватель, взрывающийся непосредственно перед достижением цели, — давно был мечтой артиллеристов. Два существующих типа предохранителей, контактный и с выдержкой времени, оставляли желать лучшего. Контактный взрыватель буквально должен был поразить цель, чтобы сработать, а взрыватель с таймером зависел от суждения того, кто устанавливал таймер. Во время наполеоновских и американских гражданских войн солдаты иногда отключали рассчитанные по времени снаряды, выключая взрыватели после того, как снаряд приземлялся.
Ни один из взрывателей не подходил для борьбы с самолетами. Зенитный снаряд должен был разорваться в пределах 100 футов от самолета, чтобы наверняка повредить его. Зенитные снаряды с контактными взрывателями должны были фактически поражать движущийся самолет, в то время как синхронизированные взрыватели, срабатывающие даже на долю секунды, могли взорваться слишком далеко, чтобы нанести какой-либо ущерб. Единственным практическим решением было выпустить сотни снарядов по цели, чтобы увеличить вероятность того, что один из них может поразить ее.
Внедрить в зенитные боеприпасы более чувствительный и технически совершенный взрыватель было далеко не просто. Во-первых, снаряды были не очень большими, а компоненты того времени — не очень маленькими. Ускорение, возникающее при выстреле из пушек, могло разбить такие вещи, как стеклянные трубки. Когда началась Вторая мировая война, техническая задача быстро стала приоритетной. Немецкие усилия так и не зашли слишком далеко, а японцы не разработали и не использовали работающий взрыватель до конца войны.
Попытки британцев разработать бесконтактный детонатор были частью того, что премьер-министр Уинстон Черчилль назвал «Волшебной войной». Первоначально британцы сосредоточились на фотоэлектрических взрывателях, в которых использовались светочувствительные рецепторы, чтобы определить, когда цель находится достаточно близко, чтобы ее можно было поразить. Фотоэлектрические взрыватели могли поместиться в большие боеголовки зенитных ракет и были более известны (несколько изобретателей уже подали патенты на различные конструкции).
Черчилль, подчеркивая огромную важность скорейшего запуска в производство бесконтактных детонаторов, был среди тех, кто продвигал фотоэлектрические взрыватели. Хотя британские ученые также работали над радиопередатчиком, все считали, что его разработка займет слишком много времени. У фотоэлектрических триггеров были свои проблемы, в том числе склонность к срабатыванию из-за отражения света от других источников и тот факт, что взрыватели были малоэффективны ночью. К тому времени, когда британцы разработали готовую к производству модель, их союзники в США придумали свой собственный, более эффективный радиовзрыватель.
Происхождение бесконтактного взрывателя
Американские усилия начались в 1940 году с создания Национального исследовательского совета обороны. Группа под председательством президента Института Карнеги Ванневара Буша должна была координировать и направлять исследовательские усилия по проектам, связанным с военными. Сразу после создания NDRC запросила у различных сервисов их списки пожеланий. На первом месте в списке ВМФ стояла разработка неконтактного взрывателя для зенитных орудий.
NDRC передал проблему Департаменту земного магнетизма Института Карнеги и его директору, доктору Мерле Туве. Группа Туве позже стала Секцией T преемника NDRC, Управления научных исследований и разработок. Исследователи изучили ряд различных подходов, включая фотоэлектрические, отражающие радиоволны, акустические и наземные взрыватели.
NDRC привлек исследователей из Национального бюро стандартов для работы над неконтактными взрывателями для армейских боеприпасов, в первую очередь бомб и ракет. Было создано неофициальное подразделение, в котором ВМС и Секция T работали над взрывателями для вращающихся снарядов, таких как снаряды, а группа армий (позже выделенная в собственное подразделение, Секция E) разрабатывала невращающиеся снаряды, такие как бомбы, минометы и ракеты.
Связи секции E в армии означали, что этим исследователям приходилось больше сталкиваться с внутренней оппозицией, особенно со стороны армейских ВВС. Руководство ВВС, включая генерала Генри «Хэпа» Арнольда, было обеспокоено тем, что разработка взрывателей неизбежно приведет к тому, что противник завладеет ими и направит их против самолетов и пилотов союзников. Помимо строгой безопасности, это привело к необычному указу Объединенного комитета начальников штабов: оружие с бесконтактным взрывателем не должно использоваться нигде, где его можно было бы восстановить и перепроектировать. 900:03 Моряки тренируются заряжать снаряды с бесконтактными взрывателями на борту USS Wilkes-Barre . К концу 1942 года экипажам в юго-западной части Тихого океана было отправлено 5000 патронов с новыми боеприпасами.
Тестирование компонентов: сотрудничество с британцами
Исследования начали набирать обороты после того, как британские ученые посетили Соединенные Штаты в сентябре 1940 года в рамках программы обмена информацией. Британская группа, возглавляемая сэром Генри Тизардом, представила ряд разработок, в том числе схему взрывателя с использованием радиогенератора. Группа Туве поняла, что если компоненты можно сделать достаточно прочными, чтобы выдержать удар от выстрела, их можно будет поместить в оболочку для 5-дюймовой зенитной пушки. Это позволило бы послать радиосигнал от снаряда и использовать отражение сигнала от цели для срабатывания взрывателя — по сути своего рода мини-радара.
Разработка прочных компонентов была критическим препятствием для создания радиовзрывателя. Исследователи секции T начали тестировать различные средства, чтобы убедиться, что стеклянные трубки и схемы могут выдержать удары. Они устанавливали трубы в металлические блоки и стреляли по ним пулями 22-го калибра, помещали их в свинцовые трубы и сбрасывали со зданий, а также стреляли из самодельных пушек. В какой-то момент Секция Т даже исследовала идею металлических электронных ламп. Однако исследователи обнаружили, что установка трубок (размером с ластик для карандашей) в пластиковые блоки и покрытие их воском позволяет им выдерживать ускорение до 22 000 g.
Исследователям также пришлось найти батарею, достаточно маленькую, чтобы генерировать энергию для радио. Хотя сокращение сухих элементов питания (например, в слуховых аппаратах) сработало, оказалось, что они имеют очень короткий срок годности. Поняв, что батарея представляет собой погруженные в кислоту цинковые пластины, разработчики придумали батарею, состоящую из стеклянной ампулы, наполненной кислотой, окруженной небольшими металлическими пластинами. При выстреле снаряда стекло разбилось, а пластины покрылись кислотой. Хотя он вырабатывал энергию ненадолго (менее двух минут), ее было более чем достаточно для полета снаряда.
Ученым еще предстояло убедиться, что оболочка не взорвется слишком рано. Если радиопередатчик включался слишком быстро, пушка могла отражать радиоволну, и снаряд попадал в ствол пушки, что явно неблагоприятно для экипажа. Разработчики разработали арматуру, которая на полсекунды замыкала бы питание передатчика.
Новая технология в действии
Работа над снарядами продвигалась быстрее, чем над невращающимися снарядами, отчасти из-за большого интереса ВМФ — старший офицер, участвовавший в проекте, сказал, что каждый месяц задержки в разработке неконтактного взрывателя равносильны потере крейсера. . К 19 июня секция Т провела успешное испытание 5-дюймового снаряда с передающим взрывателем.41. К первой половине 1942 года они перешли к испытательным стрельбам над водой и моделями японских самолетов для определения характеров повреждений.
Первое практическое испытание состоялось 13 августа 1942 года. Крейсер USS Cleveland , оснащенный 5-дюймовыми зенитными снарядами с неконтактным взрывателем, быстро уничтожил два беспилотника. Результаты ошеломили офицеров ВМФ, особенно тех, кто отвечал за дроны. Они никогда раньше не видели, чтобы кто-то из них был полностью уничтожен, и больше нечего было посылать против «Кливленда». На следующий день нашли третий беспилотник, но снаряды его сбили практически сразу.
Для флота этого было достаточно. К концу года 5000 выстрелов новых боеприпасов были отправлены в Юго-Западную часть Тихого океана, где они были распределены на авианосцы Enterprise и Saratoga , а также легкий крейсер Helena . Неконтактный взрыватель вступил в войну 5 января 1943 года. Оперативная группа крейсеров и эсминцев возвращалась на Гуадалканал на Соломоновых островах после налета на аэродромы противника, когда японские пикирующие бомбардировщики нанесли удар. На борту 902:44 Хелена , лейтенант «Красный» Кокрейн, отвечавший за 5-дюймовые зенитные орудия, открыл огонь по одному из бомбардировщиков и сбил его вторым залпом.
Это будет первый из многих. К концу года около половины попаданий в японские самолеты приходилось на долю новых боеприпасов. Поскольку на данный момент потребности ВМФ были удовлетворены, Секция T сосредоточила свое внимание на создании версий взрывателя для другого оружия, в частности, для зенитных орудий британского флота. Это было бы не так просто, как просто взять тот же предохранитель и поместить его в другую оболочку. Британские снаряды были меньше, что означало меньшие компоненты. Ученые также должны были учитывать различные характеристики каждого оружия, от силы ускорения до скорости вращения. В конце концов, союзники разработали взрыватели для 28 различных типов оружия. К 19 сентября43, британским крейсерам в Средиземном море были выданы неконтактные взрыватели.
Бесконтактные предохранители армии США
Вид в разрезе проксимального радиовзрывателя, разработанного Национальным бюро стандартов для армии США. Взрыватель ввинчивался в носовую часть бомбы и взрывался при радиоконтакте с целью.
Между тем армия США проявила достаточный интерес к взрывателям, чтобы начать поиск собственных версий. В мае 1942 года он призвал Секцию E разработать взрыватель, который можно было бы использовать в 4,5-дюймовой ракете. Идея заключалась в том, чтобы использовать ракету против групп немецких бомбардировщиков. Глава отдела Е Гарри Даймонд за два дня придумал конструкцию предохранителя. Однако к тому времени, когда взрыватель был запущен в массовое производство, немецкая бомбардировочная угроза практически исчезла.
В некотором смысле, разработка неконтактных взрывателей для бомб была более легкой задачей, так как было больше места для взрывателей и не нужно было беспокоиться о напряжениях, вызванных стрельбой из оружия. Но у Раздела E были свои проблемы. Одним из самых больших была температура. Взрыватель должен был сработать при отрицательных температурах, вызванных большими высотами. Это было особым препятствием для батареи, и найти подходящую оказалось особенно трудно. Исследователи решили проблему, прикрепив к предохранителю вентилятор. При падении вращающийся вентилятор приводил в действие турбину, которая, в свою очередь, приводила в действие радиопередатчик во взрывателе.
К середине 1943 года прогресс в разработке снарядов достиг такой степени, что бесконтактный взрыватель для артиллерийского снаряда стал практичным. Опять же, характеристики орудия оказались проблемой, в частности, более низкое ускорение, создаваемое гаубицами. Дополнительным усложнением было изменение характеристик каждого количества пороха или заряда, используемого для конкретного выстрела. В своих расчетах исследователям приходилось иметь дело с 29 различными скоростями и скоростями вращения.
Никто понятия не имел, какая оптимальная высота для снаряда разрыва в воздухе. Взорвав снаряды над досками, уложенными на землю, а затем изучив следы шрапнели, исследователи обнаружили, что оптимальная высота повреждения зависит от калибра орудия. У более распространенных орудий (105-мм и 155-мм) в среднем было около 30 футов, в то время как у 240-мм гаубиц эффективная высота выстрела составляла более 70 футов.
К 1944 году армия имела эффективные снаряды для большинства своих орудий, но по-прежнему не могла использовать большинство из них. Указ о секретности все еще оставался в силе по настоянию ВВС, который фактически ограничивал использование неконтактного взрывателя над водой. Когда в 1943 году корабль выпустил неразорвавшийся снаряд, который упал на Сицилию, штаб быстро отправил специальный патруль, чтобы найти и извлечь взрыватель.
Уничтожено более 2000 «Фау-1»
Ситуация начала меняться в июне, когда немецкая ракета «Фау-1» начала давать о себе знать. Британские и американские генералы быстро поняли, что бесконтактный взрыватель, по словам Черчилля, окажется «сильным» против жужжащих бомб. Сначала они ограничили боезапас 9 армейскими патронами.0-мм зенитные орудия и британские 3,7-дюймовые орудия, расположенные вдоль английского побережья. Тем не менее, взрыватель помог увеличить долю уничтоженных Фау-1 с 24 процентов до почти 80 процентов примерно за месяц.
Эффективность американских 90-мм орудий особенно поразила британских авиарейсов, не посвященных в эту тайну. Один член зенитной батареи британского ополчения, которая привыкла стрелять тысячами снарядов по Фау-1 с минимальным эффектом, рассказал, как они наблюдали за американским 90-мм орудие и экипаж установили и сбили четыре жужжащие бомбы восемью снарядами. Когда они спросили командира американской батареи, как им это удалось, он шутливо ответил, что его экипаж состоит из метких стрелков из Теннесси.
После того, как союзники захватили Антверпен, атаки Фау-1 переместились на этот порт, заставив Объединенный комитет начальников штабов осознать, что время полной секретности прошло. 25 октября 1944 года CCS одобрил использование неконтактного взрывателя над сушей. Самым непосредственным применением специальных снарядов на европейском континенте стали зенитные орудия, установленные на подступах Фау-1 к Антверпену. К концу войны на их счету было более 2000 сбитых Фау-1.
Деморализующий для немцев, но гораздо более эффективный на Тихоокеанском театре военных действий
Выпуск артиллерийских снарядов занял немного больше времени. Наступление в Арденнах послужило последним стимулом, и 19 декабря, через три дня после того, как 406-я артиллерийская группа нарушила эмбарго, Эйзенхауэр официально запросил разрешение. Через два дня все ограничения были сняты. К несчастью для войск под командованием полковника СС Отто Скорцени, это было как раз вовремя для их атаки на город Мальмеди. Американские артиллерийские дивизионы, поддерживающие город, с большим успехом активировали неконтактный взрыватель, настолько обескуражив нападавших, что некоторые бросились прямо под артиллерийский огонь с криками «Камерад!» По оценкам, уже 23 декабря около 2000 немецких солдат были убиты снарядами с бесконтактным взрывателем.
Немецкая армия быстро научилась уважать взрыватели. В отчете американской разведки отмечалось, что немецкие командиры предложили награду солдатам, обнаружившим уцелевший фитиль. Военнопленные неоднократно говорили о деморализующем действии артиллерийских взрывов, особенно ночью. Дополнительный эффект воздушных взрывов заключался в том, что они легче перерезали провода связи противника.
В то время как бесконтактный взрыватель произвел впечатление как на друга, так и на врага (генерал Джордж Паттон позже утверждал, что «смешной предохранитель выиграл битву за Арденны»), его действие было ограниченным в Европе, поскольку оно не было введено до конца 19 века.44 (разрабатываемый минометный вариант только что не был завершен до окончания войны). Его влияние в Тихом океане было более заметным. Один из разработчиков в Разделе T позже подсчитал, что 278 самолетов были уничтожены взрывателем, а на более старые взрыватели с синхронизацией времени приходилось только 46. Исследование ВМФ показало, что на каждый уничтоженный самолет 5-дюймовые орудия должны были выстрелить 1000 раз.