Skip to content

Прибор для измерения давления воздуха в шинах: Манометр (прибор) для измерения давления в шинах автомобиля: электронный измеритель

Содержание

Давление воздуха в колёсах. Когда замерять и чем накачивать

Давление воздуха в шинах существенно влияет на параметры езды: комфорт, управляемость машины, экономичность и безопасность. Важно поддерживать рекомендуемое производителем давление и регулярно проверять его. Разберёмся, как делать это правильно.

К чему приводит неправильное давление в шинах

При движении по асфальту неправильное давление в шинах (как повышенное, так и пониженное) приводит к уменьшению пятна контакта с дорогой. Перекаченное колесо цепляется за поверхность лишь центральной частью, что ведёт к её быстрому износу. Плохо накаченная шина наоборот «садится» на боковины, опираясь на плечевые зоны протектора и проминая центральную часть внутрь. Вот как это выглядит:

И недостаток, и избыток давления воздуха в шинах создают множество проблем водителю.

Негативные последствия избыточного давления в шинах:

1. Усиленный износ центральной части протектора шины.
2. Снижение комфорта езды, жёсткость проезда ям и дорожных неровностей.
3. Повышенная нагрузка на подвеску автомобиля из-за уменьшения демпфирующего эффекта шины.
4. Риск повреждения шины и возникновения грыжи при ударной нагрузке (попадании в яму или выбоину).
5. Снижение стабильности управления из-за уменьшения пятна контакта.

Негативные последствия недостаточного давления в шинах:

1. Повышенный износ боковин протектора (плечевых зон).
2. Сильная деформация резины при проезде неровностей, что повышает риск повреждения шины.
3. Повышение температуры шины, что грозит расслоением каркаса и может привести к взрыву покрышки на высокой скорости.
4. Повышенный риск аквапланирования на мокрой дороге.
5. Риск разбортировки шины.
6. Повышенный расход топлива.

Сниженное давление сильно бьёт по карману водителя: падение давления на 20% (что не редкость: достаточно, например, спустить колеса до 1,8 атмосферы вместо предписанных производителем 2,2) сокращает срок эксплуатации шины на 25–30% и увеличивает расход топлива на 3%.

Каким должно быть давление в шинах

Универсального давления в шинах не существует: оно зависит от размерности шин, характеристик машины (прежде всего, веса) и дорожных условий. Поэтому важно соблюдать заводские рекомендации, поддерживая именно то давление в шинах, на которое рассчитывали инженеры при проектировании автомобиля.

Рекомендуемое для вашей машины давление можно найти в инструкции по эксплуатации и на наклейке в дверном проёме. Если на автомобиль, в зависимости от комплектации, устанавливались шины нескольких размерностей, то рекомендуемое для них давление может отличаться — ищите в таблице именно свой размер колёс. Производитель может предписывать увеличение давления в шинах при максимальной загрузке машины. Для запасного колеса (Spare tire) нужное давление также указано отдельной строкой — обратите внимание, оно намного выше стандартного.

Единицы измерения давления

Итак, нужные параметры давления вы нашли, осталось расшифровать их. В физике давление измеряют в паскалях, в реальной жизни — в чём угодно: в барах, атмосферах, фунт-силах, килограмм-силах… Водители и работники шиномонтажа обычно оперируют термином атмосфера, но на манометрах (приборах для измерения давления) такая единица зачастую отсутствует. Давайте разберёмся с этой путаницей.

Атмосфера — внесистемная единица измерения, приблизительно равная атмосферному давлению на поверхности Земли. Поскольку она широко вошла в обиход, понадобилось как-то приравнять её к корректным физическим единицам. Для простоты одну атмосферу считают равной одному бару, одной килограмм-силе и ста килопаскалям.

Кроме технической атмосферы (ат) есть ещё и физическая атмосфера (атм), которая немного больше. Опять же, для удобства их считают равными. Но все эти допущения вносят погрешность, поэтому, если вам нужно точное давление в шинах, замеряйте его корректно — в паскалях или барах. Тем более, что производители обычно указывают давление именно в этих величинах.

Имперские фунт-силы (они же PSI, «псай»), популярные в США, переводить сложнее, тут без калькулятора уже не обойтись. В таблице мы собрали вместе все единицы давления с точными значениями, а также примерно привели их друг к другу для упрощения расчётов:

1 атм ≈ 1 бар ≈ 1 кгс/см² ≈ 100 кПа ≈ 14,5 psi

Единицы давления

 

Паскаль
(Pa, Па)

Бар
(bar, бар)

Техническая атмосфера
(at, ат)

Физическая атмосфера
(atm, атм)

Фунт-сила на квадр. дюйм
(psi)

1 Па

1 Н/м²

10-5

10,197•10-6

9,8692•10-6

145,04•10-6

1 бар

105

1•106 дин/см²

1,0197

0,98692

14,504

1 ат

98066,5

0,980665

1 кгс/см²

0,96784

14,223

1 атм

101325

1,01325

1,033

1 атм

14,696

1 psi

6894,76

68,948•10-3

70,307•10-3

68,046•10-3

1 lbf/in²

 

Как правильно измерить давление в шинах

Проверять давление в шинах желательно ежедневно, перед поездкой. Но такое возможно только при очень размеренном ритме жизни. В реальности проверка хотя бы раз в месяц — уже отличный показатель для среднестатистического водителя. Но перед поездкой на большое расстояние проверку давления и визуальный осмотр шин и дисков нужно делать в любом случае.

Измерять давление нужно в холодных шинах, то есть до начала движения. В процессе езды шины нагреваются, что увеличивает давление примерно на 10%. Поэтому никогда не спускайте якобы лишних воздух из горячих шин: после остывания давление окажется ниже нормы. Если же вам пришлось подкачивать горячую шину во время поездки, качайте её на 10% больше номинала, и вновь проверьте давление, когда колёса остынут — не ранее, чем через 3 часа после остановки.

Всегда проверяйте давление во всех колёсах. Разное давление в шинах серьёзно сказывается на управляемости, и может стать причиной увода машины в сторону. Не забывайте и о «запаске»: она всегда должна быть накачана на случай непредвиденной замены колеса в дороге.

Когда требуется корректировка давления в шинах

Для длительного движения на больших скоростях (более 160 км/ч) производители автомобилей советуют повышать давление в шинах на 0,2–0,4 бара от рекомендованного. Это несколько улучшит управляемость машины, хотя и негативно скажется на комфорте. Но подобные советы актуальны для передвижения по скоростным автобанам, а не для повседневной городской эксплуатации, особенно в России.

Перед длительной поездкой по грунтовке или дороге с раскисшим покрытием (грязь, снег) разумно, наоборот, снизить давление в шинах — это улучшит зацеп. Летом стоит ограничиться снижением давления на 5–10% от номинала, а зимой — на 10–15%.

Давление в низкопрофильных шинах

За давлением в низкопрофильных шинах (особенно нештатной размерности) нужно следить особенно внимательно. Низкопрофильные шины имеют две особенности: маленькую высоту боковины (профиля) и большой диаметр обода. Если в шине правильное давление воздуха, в контакте с дорогой находится только протектор. Низкое давление вызывает искривление боковины шины, из-за чего она начинает касаться дорожного полотна и быстро изнашиваться, вплоть до полного истирания. Да и пробить низкопрофильную шину на яме при низком давлении намного проще.

При накачке низкопрофильных шин нужно ориентироваться на давление, указанное для полной загрузки машины, и максимально допустимое давление для конкретной шины. Оно обозначено на боковине, рядом с надписью max pressure, в одной из принятых единиц измерения: килопаскалях (KPA), барах (BAR) или фунт-силах (PSI).

Чем измерять давление в шинах

Современные автомобили, оборудованные датчиками в шинах и системой мониторинга давления TPMS (Tire pressure monitoring system) сами следят за показателями давления в каждом колесе и сигнализируют об отклонениях, что очень удобно. Если с завода такой системы в машине нет, её можно установить самостоятельно.

Но и старые ручные способы измерения всё ещё в ходу. Во-первых, манометром оборудован любой современный автомобильный компрессор: накачивая колесо, вы сразу контролируете давление.

Во-вторых, есть компактные ручные манометры: не нужно распаковывать и подключать насос, чтобы проверить давление, а точность измерений у такого манометра, как правило, выше, чем у встроенного прибора компрессора. В продаже есть и современные цифровые манометры, позволяющие «на лету» переключать единицы измерения давления и сохранять показания в памяти, что очень удобно.

Наконец, при желании доверить всё обслуживание машины профессионалам можно воспользоваться услугами шиномонтажа. В автосервисах Гиперавто, оборудованных шиномонтажными зонами, опытные механики точно замерят и скорректируют давление в шинах, оценят состояние протектора шин и выполнят любые другие работы с колёсами.

Система контроля давления в шинах – виды и принцип работы измерителя давления + Видео » АвтоНоватор

Важность контроля давления воздуха в колесах понятна даже ребенку. Для этого используют различные приборы. А современные системы мониторинга давления производят контроль автоматически и дают дополнительную актуальную информацию.

Современные приборы измерения давления шин

По-прежнему пользуется спросом аналоговый измеритель давления в шинах – с стрелкой и шкалой. Принцип его работы относительно прост – воздух, находящийся под давлением в колесе, давит на небольшой подвижный шток прибора, который через несложную систему шестеренок и рычагов поворачивает стрелку устройства. У этих манометров существуют ограничения в замере максимального давления.

Многие автолюбители отдают предпочтение подобным приборам, будучи убежденными, что они самые точные. И отчасти они правы. Однако точность этих манометров зависит от их изначальной погрешности. По степени точности их делят на несколько классов. Чем выше класс точности (указан в паспорте), тем больше точность измерения. Погрешность измерения тем выше, чем ближе величина давления в колесах к максимально допустимому измеряемому манометром давлению.

Среди этой группы манометров следует выделить отечественные. Не имея, как правило, никаких наворотов, они всегда надежны, просты и точны. Приборы различных других производителей встречаются как точные, так и с большой погрешностью измерения, компактные и не очень, есть не очень удобные из-за сброса показаний давления до нуля сразу после отсоединения их от ниппеля.

К этой же группе манометров можно отнести установленные на автомобильных компрессорах – они тоже стрелочные. Их точность измерения, как правило, желает лучшего.

Второй тип манометров, набирающий все большую популярность – электронный измеритель давления в шинах. Эти приборы оснащены цифровым жидкокристаллическим экраном, некоторые из них имеют дополнительные функции. Об этих устройствах более подробно ниже.

Отдельно стоят мало распространенные приборы столбикового типа в виде ручки. Принцип их действия очень прост: у подсоединенного к ниппелю устройства в результате воздействия воздуха выдвигается полоска с шкалой, которая останавливается на отметке, соответствующей величине давления. Несмотря на самую низкую стоимость, эти приборы не завоевали ни доверия, ни популярности – они не очень надежны. Удобство их ношения в кармане как обычной ручки одновременно оборачивается против них – манометр быстро забивается пылью и грязью, что портит его и мешает выдвигаться шкале наружу.

Особенности электронных цифровых приборов

Цифровые манометры выпускаются различных модификаций. Размеры всех устройств достаточно небольшие, позволяющие поместить их в карман или бардачок. Есть совсем компактные, как, например, брелок-измеритель давления в шинах. Цифровые манометры также, как и аналоговые, классифицируются по точности измерения. Все эти приборы питаются от встроенной сменной батареи, для замены которой большинство устройств придется вскрывать, откручивая крепления. Цифровые манометры бывают с подсветкой жидкокристаллического экрана и без подсветки (что не очень удобно в темное время суток). Встречаются некоторые типы приборов, среди которых попадаются экземпляры с утопленным носиком – таким манометром измерять давление невозможно.

Ряд моделей цифровых приборов могут быть оснащены дополнительными функциями:

  • отображение результата измерения в других (кроме атм) единицах – при каждом нажатии на торцевую часть устройства результат переводится в килопаскали, бары либо psi;
  • наличие измерителя для замера глубины протектора колесных шин с выводом результата на тот же экран;
  • наличие фонарика для подсветки места, которое прикладывают к ниппелю.

Электронные манометры тоже необходимо поддерживать в чистоте, протирать мягкой тряпкой. Их нельзя погружать в воду и не стоит брызгать на них чистящими средствами.

Системы контролирования давления воздуха в шинах

Система контроля давления в шинах предназначена для своевременного предупреждения об изменении давления воздуха в колесах.

Различают два вида таких систем: прямого и косвенного измерения давления.

Система косвенного замера конструктивно более проста. Она представляет собой программное расширение для управляющего блока системы ABS. У устройств косвенного измерения принцип работы основан на следующем: у спущенного колеса меньший радиус в месте соприкосновения с дорожным полотном и, соответственно, оно проходит за один оборот расстояние меньшее, чем такое же исправное колесо.

Датчики системы ABS, контролирующие вращение колес, определяют отрезки пути, которые проходит каждая шина за 1 оборот. Сигналы этих датчиков сравниваются в управляющем блоке ABS с имеющимися в нем контрольными параметрами. В случае расхождения значений на приборной панели загорается контрольная лампа (индикатор) и подается оповещающий звуковой сигнал.

Система прямого измерения давления воздуха в колесах работает с использованием радиосигнала. Она состоит из:

  • датчика давления, который навинчивается вместо колпачка ниппеля и может быть оснащен температурным датчиком;
  • передатчиков, оснащенных приемным устройством;
  • блока управления контролем давления;
  • приемной системы, отображающей в цифровом виде результаты измерений на экране приборной панели или устройства в виде брелка.

  • Автор: Марина