Содержание
Расшифровка маркировки шин: все тонкости
На самом деле все очень просто. Тем не менее, народе по-прежнему ходят разные мифы на тему обозначения размерности шин. Один из таких, порядком надоевший – это словосочетания вроде «колеса 18-го радиуса». Грубейшая ошибка, ведь литера R по факту указывает на покрышки радиальной конструкции и к «радиусам» не имеет никакого отношения. Кроме того, радиус не может быть 18-дюймовым, только если вы не парень из Гарлема. Судите сами: 18 дюймов – это 45,72 см. Таким образом, диаметр колеса будет равен 91,4 см. Вы когда-нибудь видели подобное?
Основные особенности маркировки шин
Самые главные параметры автомобильных покрышек крупно выбиты на боковине. Обычно комбинация выглядит так (на примере одной из многочисленных размерностей) – 215/55 R 16. Первые три цифры указывают на ширину профиля шины в миллиметрах. Цифры, идущие после косой черты, указывают на высоту профиля, но не в миллиметрах, как думают некоторые, а в процентах от ширины. Если переводить данное значение в понятные всем миллиметры, то получим следующее: 215 x 0,55 = 118,25.
Буква R, как было отмечено выше, указывает не на радиус, а на радиальную конструкцию покрышки (шина с радиальным кордом), а идущие следом две цифры свидетельствуют о посадочном диаметре шины в дюймах.
Буква С в конце маркировки говорит о том, что шина предназначена для легкой коммерческой техники.
Индекс нагрузки и скорости
В маркировке шин присутствуют и другие обозначения, например, 94 H. Цифры являются зашифрованным индексом нагрузки, понять который можно, обратившись к соответствующей таблице. В данном случае 94 – это 670 кг. Важный момент – индекс нагрузки указывается на одно колесо автомобиля и для подсчета максимально допустимого веса транспортного средства, соответственно, нужно умножить максимальный вес нагрузки на количество колес.
H – это индекс скорости, с помощью которого производители покрышек гарантируют их нормальное функционирование при максимально допустимом темпе в течение нескольких часов. В данном случае буква говорит о том, что резина позволяет движение со скоростью до 210 км/ч. Таблица индексов скорости начинается литерой J, указывающей на максимально допустимые 100 км/ч и завершается обозначением ZR для скоростей свыше 240 км/ч. Зимние шины обычно применяются с более скромными индексами. Обычно это Q (160 км/ч) и Т (190 км/ч).
Дата изготовления покрышки и другие нюансы
Разумеется, это не все обозначения, которые можно встретить на боковине шины.
Очень важный параметр, особенно для тех, кто покупает подержанные колеса, – это дата изготовления, выглядящая невзрачной маркировкой с четырьмя цифрами. Для примера возьмем 1917. В данном случае 19 – это неделя выпуска, а 17 – год выпуска. Таким образом, получаем, что колесо изготовлено в мае 2017 года.
M+S (Mud + Snow, снег + грязь) — обозначение всесезонных шин.
XL – знак отличия усиленных покрышек.
RunFlat, RSC (RunFlat System Component) — это так называемые «ран-флэт» покрышки, допускающие движение со скоростью не более 80 км/ч при полном падении давления в шине, которое может произойти при проколе или порезе. Колеса данного типа зависимости позволяют проехать от 50 до 150 км. Стоит отметить, что разные производители шин предпочитают собственную маркировку технологии RunFlat. Так, у Continental это SSR, у у Michelin – ZP, у Goodyear – RunOnFlat, у Nokian – Run Flat, у Bridgestone – RFT.
Стрелка, как несложно догадаться, указывает на направленную шину и направление вращения.
Маркировка по-американски
В Штатах используются две системы обозначения покрышек. Первая практически копирует знакомую нам европейскую за исключением того, что перед основными параметрами стоит буква P (Passenger), намекающая на легковое предназначение колес или LT (Light Truck), то есть шины для легких грузовиков. Выглядит это так – P 215/55 R 16 или LT 245/75 R 15.
Другое дело – маркировка резины с дюймовыми размерами. В качестве примера возьмем обозначение 33×10,5 R 15, где 31 – внешний диаметр колеса в дюймах, 10,5 – его ширина также в дюймах и только R 15 говорят о радиальной конструкции шины и посадочном диаметре, равном 15 дюймам. Очень часто подобным образом маркируются шины для внедорожников.
Цветные точки
Обратите внимание на желтый или красный кружок – это не случайно оказавшаяся на боковине капелька краски, а еще одна разновидность маркировок. Желтая метка – указатель самого легкого места на покрышке, которое при монтаже совмещается с самым тяжелым местом колесного диска (ниппелем) для оптимизации балансировки колеса и установке балансировочных грузиков меньшего веса.
Такая цветная маркировка актуальна в основном для новой продукции, поскольку у колес, бывших в эксплуатации, происходит смещение баланса.
Красный кружок, который обычно можно встретить на шинах, предназначенных для первичной комплектации автомобиля, – это место максимальной силовой неоднородности. При монтаже помеченный участок совмещается с белой маркировкой на диске, указывающей самое близкое место к центру. Таким образом, максимальная неоднородность будет минимально влиять на баланс колеса.
О чем не стоит забывать
При выборе покрышек для вашего автомобиля руководствуйтесь рекомендациями производителя – найти их можно в руководстве по эксплуатации или на этикетке, наклеенной на торце водительской двери или центральной стойке кузова. Там же вы найдете рекомендуемое значение давление в шинах.
Отклоняясь в диаметре колеса от допустимого, вы можете с одной стороны получить неточность показаний спидометра, а с другой уменьшение дорожного просвета (если речь идет об уменьшении диаметра шины). Впрочем, обычно автомобилисты ставят колеса увеличенного диаметра, переходя на уменьшенный профиль покрышки в некоторых случаях рискуя повредить ее на неровностях вместе с диском. Помните, что шина не должна контактировать с кузовом при повороте и под нагрузкой.
Ширина и профиль резины можно варьировать в допустимых пределах в зависимости от сезона и условий эксплуатации: для лета лучше более широкие шины, поскольку с ними вы получаете увеличенное пятно контакта с дорогой, а на время зимы лучше установить покрышки поуже, поскольку предпочтительно увеличить удельное давление в пятне контакта для улучшения сцепления на льду и снегу.
Маркировка шин и полная расшифровка обозначений
Когда приходит время покупать новые шины, большинство автомобилистов выбирает их по нескольким основным параметрам: сезонность, производитель, размер. Важной и полезной информации на боковине покрышки написано куда больше, и ее тоже нужно обязательно учитывать при выборе. Изучим маркировку шин для легковых автомобилей и научимся расшифровывать таинственные знаки. Ничего сложного в этом нет.
Расшифровка маркировки автомобильных шин
На боковину автошины, кроме логотипа компании и названия модели нанесено множество цифр, букв и значков. Большинство этих надписей и символов стандартные – все производители придерживаются единой системы. Человек, вооруженный знаниями, легко сможет расшифровать эту информацию. Начнем с самого простого: что значит 205/55 R16 91V?
Размер
Первое число 205 указывает ширину протектора в миллиметрах. 55 – это высота профиля. Этот параметр обозначается в процентах от ширины. В нашем случае 55% от 205 мм. Многим приходилось слышать понятия «высокопрофильная» или «низкопрофильная» резина. Приведенный для примера 55-й профиль сегодня достаточно широко распространен. Его можно считать средним. Низкопрофильные шины обычно применяются на мощных, скоростных машинах. Высокопрофильные – удел внедорожников и легких коммерческих фургонов.
Латинская буква R говорит о радиальной конструкции каркаса. Существуют диагональные покрышки, но на современных легковых авто они не применяются. 16 – посадочный диаметр диска в дюймах. Теперь попробуем разобраться, что означают последние цифры и буква.
Нагрузочный индекс
Числом 91 зашифрован допустимый вес, который должна выдерживать шина. В нашем случае это 615 кг. Несложно вычислить максимальную массу авто, на котором можно применять эти покрышки: 615х4=2460 кг.
Иногда максимальную нагрузку указывают текстом. Ищем слова «Max load» и соответствующее значение.
Индекс нагрузки | Нагрузка на шину, кг | Индекс нагрузки | Нагрузка на шину, кг |
76 | 400 | 91 | 615 |
77 | 412 | 92 | 630 |
78 | 425 | 93 | 650 |
79 | 437 | 94 | 670 |
80 | 450 | 95 | 690 |
81 | 462 | 96 | 710 |
82 | 475 | 97 | 730 |
83 | 487 | 98 | 750 |
84 | 500 | 99 | 775 |
85 | 515 | 100 | 800 |
86 | 530 | 101 | 825 |
87 | 545 | 102 | 850 |
88 | 560 | 103 | 875 |
89 | 580 | 104 | 900 |
90 | 600 |
Скоростной индекс
Буква V указывает максимально допустимую скорость движения — 240 км/ч. Превышать ее нельзя. Ведь при быстрой езде шина сильно нагревается, что может привести к ее разрушению.
Индекс скорости | Скорость, км/ч | Индекс скорости | Скорость, км/ч |
Q | 160 | W | 270 |
R | 170 | Y | 300 |
S | 180 | VR | 300 |
T | 190 | VR | >210 |
H | 210 | ZR | >240 |
V | 240 | ZR(Y) | >300 |
Другая информация
Дата выпуска обозначается четырехзначным числом, заключенным в овал. 1921 не означает, что шине уже сто лет. Первая пара цифр – неделя, вторая – год. Получается, что покрышка произведена на 19 неделе 2021 года. Совсем свежая!
Тип резины обозначается по-разному. Значок M+S от английского Mud + Snow (грязь + снег) говорит об универсальности и возможности круглогодичного использования. То же самое означает и надпись All season. В нашем климате зимой лучше использовать специальные зимние покрышки, которые маркируются значком в виде снежинки или горного пика. «Обувь» для коммерческих автомобилей с высокими нагрузочными характеристиками часто обозначают словом Cargo или буквой С.
Буква Е и число, заключенные в круг — знак сертификации на соответствие европейским требованиям. Число означает страну, выдавшую сертификат. Россия числится под номером 22. Рядом с кругом расположена группа цифр. В ней указан номер стандарта, которому должно соответствовать изделие, группа поправок (стандарты постоянно ужесточаются) и номер сертификата.
Популярные ныне покрышки с усиленной боковиной, которые позволяют проехать некоторое расстояние после прокола, имеют надпись Run Flat или SSR.
Для бездорожья
Шины для внедорожников часто имеют обозначение SUV. Они разбиты на группы, по степени приспособленности к плохим дорогам и имеют следующие обозначения:
- HP (High Performance) – для дорог с твердым покрытием;
- HT, H/T, HT+ (Half Terrain) – для твердых дорог и легкого бездорожья:
- AT, A/T, AT+ (All Terrain) – универсальные, для бездорожья и асфальта;
- MT, MT+, M/T (Mud Terrain) – предназначены для тяжелого бездорожья.
Монтируем правильно
Существуют шины с направленным рисунком протектора. На них есть изображение стрелки и надпись Rotation. Кроме того на внутренней и внешней сторонах написано соответственно: Inside и Outside. Монтировать такие покрышки на диски, а потом устанавливать колеса на машину нужно согласно этим указаниям. Если не выполнить это требование, шина не будет работать должным образом. А в некоторых ситуациях может стать опасной.
Выбираем с умом
Шины – важнейший элемент обеспечения безопасности. К их выбору нужно относиться максимально серьезно. Рекомендованные для каждой модели автомобиля типоразмеры покрышек можно найти в инструкции по эксплуатации машины. Приобретать резину других размеров нежелательно. При изменении посадочного диаметра они просто не встанут на диски. Более широкие или высокие могут задевать при движении за элементы кузова или подвески. Ширина и высота профиля влияют на плавность хода и управляемость авто.
Несоответствие нагрузочных и скоростных параметров шины характеристикам автомобиля может привести к ее разрушению на ходу. Использование покрышек не по сезону – прямой путь к аварии. А попытка заехать в грязь на шоссейных колесах наверняка приведет к долгим поискам трактора. Напротив, передвижение на злой, зубастой внедорожной резине по асфальту некомфортно и невыгодно – сильный шум в салоне и очень быстрый износ шин вам обеспечены.
При покупке нужно обращать внимание на дату выпуска. Резина со временем стареет, «дубеет», покрывается трещинами – ездить на такой не безопасно.
При выборе шин обязательно учитывайте требования производителя вашего авто, сезон и ваши условия эксплуатации. И заезжайте с покупкой в любой салон Favorit motors, где опытные мастера быстро и качественно «переобуют» вашу машину. Ведь хороший шиномонтаж – залог долговечности покрышек. Выбирайте хороший товар с умом, используя новые знания, и наслаждайтесь безопасной ездой.
Удачной вам покупки!
Расшифровка боковины шины —
О шине можно многое сказать, просто взглянув на нее. Федеральные правила требуют, чтобы большая часть этой информации была нанесена на боковину, хотя не вся маркировка присутствует на каждой шине. Давайте разберемся с обозначениями и их значениями.
Размер, метрическая система
Первые один или два символа обозначают класс шины. На шине P205/65R16 буква «P» означает, что это шина для легковых автомобилей. «LT» обозначает шину для легких грузовиков, и отсутствие буквы перед размером указывает на то, что это европейская метрическая шина.
Ширина профиля метрической шины измеряется в миллиметрах от боковины до боковины. Здесь ширина профиля шины составляет 205 мм.
Следующее число обозначает высоту боковой стенки в процентах от ширины секции. В этом примере соотношение сторон составляет 65% от ширины секции 205 мм.
Последнее число — это диаметр колеса в дюймах.
Размер-высокая проходимость
На шине 35×12,50R 17 первое число указывает приблизительный диаметр шины в дюймах, хотя фактические диаметры варьируются от одного производителя к другому.
Ширина секции указана в дюймах.
Здесь снова буква указывает на тип конструкции конкретной шины: «R» указывает на радиальную конструкцию шины; «D» для конструкции диагонального слоя и «B» для диагональной конструкции.
Следующее число — диаметр колеса в дюймах.
Идентификационный номер шины
Производитель должен указать свой идентификационный номер шины (TIN) Министерства транспорта США (DOT) для сертификации по стандартам безопасности и использования в случае отзыва. Хотя обычно его называют «серийным номером» шины, ИНН на самом деле идентифицирует производственные партии шин, а не конкретную шину.
Идентификационный номер шины начинается с букв «DOT», указывающих на то, что шина соответствует или превосходит стандарты безопасности DOT для всех шин, продаваемых для уличного использования в США. За маркировкой «DOT» следуют две буквы, которые идентифицируют производителя и завод-изготовитель. Третий и четвертый символы обозначают размер шины. Последние три или четыре буквы, определяемые производителем, представляют собой коды, указывающие на другие характеристики шины.
Первая пара цифр после букв указывает неделю изготовления шины. Вторая пара цифр определяет год выпуска шины.
Полный ИНН требуется только на одной боковой стенке; на другой боковине должны стоять только буквы «DOT» и первые цифры ИНН.
Материалы для изготовления шин
Материалы и количество слоев каждого материала, используемого для усиления резины, указаны в формате, аналогичном следующему:
«Протектор 1 полиэстер + 2 стали + 1 нейлон. Боковина 1 полиэстер»
В этом примере один радиальный основной слой из полиэстера находится под центральной линией протектора вместе с двумя поясами из углового стального корда и одним периферийным верхним слоем из нейлонового корда. В каждой боковине (в самом широком месте между внутренней и внешней боковинами шины) находится один радиальный основной слой полиэфирного корда, являющийся продолжением того же радиального слоя, который находится под центром протектора.
Кромочные полосы, используемые для армирования по окружности во многих шинах с высокими эксплуатационными характеристиками, закрывают только внутренние и внешние края стальных брекеров. Они не находятся под осевой линией протектора, поэтому они не перечислены. Точно так же усиления боковин, используемые для улучшения прохождения поворотов и реакции на рулевое управление, не отражены в брендинге, поскольку они не распространяются на самые широкие точки боковин.
Описание обслуживания
Описание обслуживания указывает индекс нагрузки шины и рейтинг скорости. Это требуется для всех шин с рейтингом скорости (кроме класса Z). Использование 205/60R15 9Например, шина 1H, «91H» — это сервисное описание шины. Первые две цифры (91) — это индекс нагрузки шины, за которой следует одна буква (H) — индекс скорости шины.
Индекс нагрузки — это присвоенное размеру шины числовое значение, используемое для сравнения грузоподъемности. Более высокие числа указывают на большую грузоподъемность.
Шины для легких грузовиков (LT) и специальных прицепов (ST) маркируются двумя индексами нагрузки, разделенными косой чертой. Например, шина марки LT235/75R15 104/101S Load Range C имеет индекс нагрузки 104/101. «104» — это грузоподъемность грузовика с односкатной задней осью, а «101» — грузоподъемность сдвоенной задней оси.
Рейтинги скорости
Общие рейтинги скорости включают:
- Q 99 миль/ч
- R 106 миль/ч
- С 112 миль в час
- Т 118 миль/ч
- U 124 мили в час
- ч 130 миль/ч
- В 149 миль/ч
- Z Более 149 миль в час
- Вт 168 миль/ч
- Да 186 миль/ч
- (Y) Более 186 миль в час
Поскольку рейтинги W и Y были добавлены недавно, буква «Z» по-прежнему часто используется в описаниях услуг, таких как 225/50ZR16 91W, где «Z» означает скорость, превышающую 149миль в час, а буква «W» означает максимальную скорость шины 168 миль в час.
Диапазон нагрузки/номинал слоя
Диапазон нагрузки/номиналы слоя не учитывают фактическое количество слоев корпуса, из которых состоит внутренняя структура шины, но указывают нагрузку, на которую шина рассчитана при заданном для нее промышленном давлении.
Диапазон стандартной нагрузки P-метрические легковые шины могут (но не обязаны) иметь маркировку «стандартная нагрузка» или обозначаться буквой «SL» в их описаниях, как в P235/60R15 SL. Шины с P-метрической системой дополнительной нагрузки имеют маркировку «дополнительная нагрузка» и обозначаются буквой «XL» в их описаниях, например P225/60R17 XL. Шины P-метрики для малой нагрузки должны иметь маркировку «легкая нагрузка» и обозначаться буквой «LL» в их описаниях, как в P285/35R19.ЛЛ.
Только сверхнагруженные и усиленные еврометрические шины имеют в своем описании товарные знаки «XL» или «RF» (например, 305/50R20 XL или 305/50R20 RF).
Шины LT-метрические, LT-числовые и LT-флотирующие имеют маркировку с указанием диапазона нагрузки (например, диапазон нагрузки D или LRD) или рейтинга слоя (например, 12-слойного) на боковинах и включают соответствующий диапазон нагрузки буква в их описании, например, LT245/75R16 E, 31x1050R15 C или 7,50R15 D.
Евро-метрические шины для коммерческих автомобилей/фургонов можно идентифицировать по обозначению их размера, которое заканчивается на «C», например, 225/75R16C. Дополнительная маркировка используется для обозначения индекса нагрузки и максимальной нагрузки/давления для одинарного и двойного применения.
Специальные шины для прицепов идентифицируются по размеру в метрических единицах ST с указанием диапазона нагрузки на боковинах (например, ST205/75R15 LRD).
Маркировка нагрузки и давления
Максимальная нагрузка и максимальное давление накачки указаны на боковине шин, продаваемых в Северной Америке. Максимальное давление обычно указывается в фунтах на квадратный дюйм (psi) и килопаскалях (кПа), например «Макс. Нагрузка 635 кг (1400 фунтов) Макс. Давление 300 кПа (44 фунта на кв. дюйм)».
Максимальная нагрузка соответствует определенному в отрасли давлению в шинах, которое часто ниже, чем максимальное давление в шинах. Он не указывает ни рекомендуемое производителем давление накачки, ни правильное давление воздуха для конкретного автомобиля.
Код UTQG
Единая классификация качества шин (UTQG) была создана Национальным управлением безопасности дорожного движения (NHTSA) для тестирования шин в соответствии с установленными правительством методами и последующей оценки каждой шины по трем характеристикам:
Износ протектора: Это скорость износа шины по сравнению только с другими шинами в линейке шин этого производителя. Базовый класс — 100. Согласно курсу правительства, шина с классом 300 должна служить в три раза дольше, чем шина с классом 100.
Сцепление: Классы сцепления: AA (самый высокий), A, B и C. Они отражают способность шины останавливаться на мокром асфальте на определенной трассе.
Температура: Температурные классы (от самого высокого к самому низкому) — A, B и C. Они отражают способность шины рассеивать тепло в контролируемых условиях испытаний в помещении.
Обозначения шин OE
Чтобы владельцам было проще определить и выбрать точную замену, когда их оригинальные шины (OE) изнашиваются, некоторые производители автомобилей требуют, чтобы их поставщики шин идентифицировали оригинальные шины с помощью символов или кодов, нанесенных на боковины.
Направление вращения
Направленные шины имеют на боковине стрелки, указывающие направление вращения шины. Асимметричные шины имеют маркировку «снаружи» на той стороне шины, которая должна быть обращена наружу. Шины, которые являются как направленными, так и асимметричными, укажут направление, в котором шина должна вращаться, а также сторону, которая должна быть обращена наружу.
Грязь и снег
Маркировка «M+S», «M&S» или «M/S» указывает на то, что шина предназначена для эксплуатации в условиях грязи и снега.
Горная снежинка
Эмблема горной снежинки присутствует на шинах, предназначенных для тяжелых снежных условий.
Линии, цифры и буквы на протекторе
Многочисленные полосы и буквенно-цифровые коды часто видны на блоках протектора новой шины и на дне канавок протектора. Заводы-изготовители печатают их на плитах протектора перед сборкой шины и формованием ее протектора, чтобы определить тип и размер шины, для которой предназначена плита протектора.
О чем не скажет боковина
Никакая маркировка не указывает на то, насколько хорошо шина управляется или какое сцепление с сухой поверхностью она обеспечивает. Обычно считается, что шины с индексом «H» и более высокими показателями скорости управляются лучше, чем шины с более низкими рейтингами скорости. Точно так же шины с более низким рейтингом износа протектора UTQG считаются «более мягкими» с более высоким сцеплением на сухой дороге. Ни одно из предположений не всегда верно, и на шине нет ничего, что делало бы возможным объективное сравнение.
Та же ситуация с сопротивлением качению и топливной экономичностью — на глаз не скажешь.
Статья предоставлена TIRE REVIEW.
Разноцветный язык: расшифровка маркировки коммунальных служб, нанесенной аэрозольной краской на улицах города
В 1976 году строители случайно врезались в нефтепровод, проходящий под улицами Калвер-Сити, штат Калифорния, что привело к смертельному взрыву, практически сравнявшему с землей половину городской квартал. Это была не первая и не последняя авария такого рода, но она помогла ускорить систематизацию важных цветных служебных обозначений — загадочно выглядящих меток, которые выглядят бессмыслицей или секретным кодом, пока вы не начнете их расшифровывать.
В тот роковой день 15 июня рабочие раскапывали бульвар Венис, чтобы расширить дорогу, когда случилась катастрофа. Газ под давлением из разорванной линии воспламенился, превратившись в огненный шар, и дым поднялся на сотни футов в воздух. Пламя охватило предприятия и многоквартирные дома вдоль квартала, в результате чего десятки человек погибли и получили ранения. Три месяца спустя штат создал систему DigAlert, с которой подрядчики и граждане могут связываться при планировании подземных раскопок, чтобы избежать будущих бедствий.
Отслеживание рабочих зон и того, что находится под землей, может быть сложной задачей, поэтому такие организации, как DigAlert, требуют использования белого цвета (краски, мела, муки или флажков) для обозначения строительных зон, а также Единых цветовых кодов, разработанных Американской ассоциацией общественных работ ( APWA) для временной маркировки подземных коммуникаций. Эти «безопасные цвета» были оформлены Американским институтом стандартов (ANSI) как код безопасного цвета Z535.
- Красный: линии электропередач, кабели, трубопроводы и осветительные кабели
- Оранжевый: телекоммуникационные, сигнальные или сигнальные линии, кабели или трубопроводы
- Желтый: природный газ, нефть, пар, нефть или другие легковоспламеняющиеся вещества
- Зеленый: канализация и дренажные линии
- Синий: питьевая вода
- Фиолетовый: линии регенерированной воды, орошения и навозной жижи
- Розовый: временная геодезическая маркировка, неизвестные/неопознанные объекты
- Белый: предлагаемые границы или маршруты раскопок
Эти цвета охватывают основные категории невидимых опасностей, которые рабочие должны учитывать, но они являются лишь частью уравнения. Обозначения также необходимы для отслеживания местоположения, ширины и глубины кабелепроводов, кабелей и труб и идентификации соответствующей коммунальной компании. Соответственно, Common Ground Alliance поддерживает ряд руководств по разграничению полей объектов оператора, чтобы указать, где и как отмечать элементы стрелками, цифрами и символами.
Ставки высоки для подземных земляных работ и строительных проектов. Небрежное копание может привести к чему угодно: от серьезного отключения коммунальных услуг до эвакуации из-за утечки газа (или похуже). Попадание в водопроводную магистраль также может вызвать локальное наводнение или потребовать предупреждения о кипячении воды. В США, благодаря Закону о повышении безопасности трубопроводов 2002 года, большинство муниципалитетов требуют, чтобы люди звонили, прежде чем копать. Затем коммунальные службы отправят людей, чтобы отметить подземные опасности. Другие страны также разработали различные аналогичные системы, чтобы избежать несчастных случаев.
В некоторых местах, например в Шотландии, экскаваторам предлагают подробные карты инженерных коммуникаций, но, например, в остальной части Великобритании люди самостоятельно находят и избегают препятствий. Таким образом, многие полагаются на CAT (инструменты обхода кабелей) для выявления опасностей. При работе с металлическими трубами и кабелями электромагнитное оборудование может помочь рабочим «видеть» под поверхностью. Для пластиковых или бетонных труб используется георадар.
Используемый инструмент поиска утилит, изображение предоставлено Macs4life (CC BY-SA 3.0)
Различные страны также разработали различные цветовые схемы и маркировку, часто с некоторым перекрытием (например, синий для воды). На британских дорогах многие цвета такие же, как в США, но некоторые отличаются (например, зеленый используется для телекоммуникаций, а не для воды). чем канализационные и дренажные линии). Что касается маркировки, число рядом с буквой «D» указывает глубину, а зацикленный символ бесконечности отмечает начало или конец области проекта. Для электрических линий «H/V» означает высокое напряжение, а «L/V» — низкое напряжение, а «S/L» — для уличных фонарей. Для газовых линий «HP» означает высокое давление, «MP» — среднее давление, а «LP» — низкое давление. Имея в руках руководства по стандартам, эти странные иероглифы начинают становиться разборчивыми.
В Австралии тоже есть своя собственная система, использующая оранжевый для электричества, желтый для газа, синий для воды, голубой для воздуха, белый для связи, красный для пожарных служб, кремовый для сточных вод, фиолетовый для регенерированной воды, серебристый или серый для пара. , розовый для «неизвестных», коричневый для масел и черный для других жидкостей. Большая часть Канады использует ту же систему, что и Соединенные Штаты.
Маркировка коммуникаций в красивом центре Окленда, штат Калифорния, изображение Курта Кольстедта
Подземные участки большинства городов изобилуют инженерными сетями, не говоря уже о общественном транспорте и автомобильных туннелях. Отображение и маркировка всего этого — сложная задача, которую часто выполняют сторонние подрядчики, чья единственная задача — найти и пометить потенциальные опасности ниже. Биоразлагаемые краски, которые они используют, как правило, предназначены для того, чтобы со временем исчезать, но для тех, кто в курсе, эти странные каракули предоставляют уникальные временные окна в сложные системы, работающие под нашими искусственными средами.