Skip to content

Российские права в германии: Как получить водительские права в Германии – DW – 27.09.2018

Как получить водительские права в Германии – DW – 27.09.2018

Фото: picture-alliance/dpa/M. Becker

Образование

Ксения Сафронова

27 сентября 2018 г.

Как проходит обучение в автошколе? Можно ли ездить в Германии с российскими правами? В какую сумму обойдется замена прав? DW рассказывает об особенностях немецкой бюрократии.

https://p.dw.com/p/1Juo1

Реклама

В Германии можно получить права и сесть за руль уже в 17 лет, но при одном условии — сопровождать юного водителя должен кто-то из взрослых, который имеет водительское удостоверение (Führerschein). Это правило действует еще с 2005 года. Как только подростку исполнится 18 лет, при наличии прав он может смело ездить по улицам в одиночку.

В чем отличия от обучения в автошколе в России

В немецких автошколах отсутствует часть практического экзамена, которую в России называют площадкой или автодромом, поэтому занятия после первого знакомства с автомобилем начинаются в городе. Ученик обязан взять несколько уроков вождения в разных погодных условиях и в темное время суток. Если у вас уже есть права и вы переучиваетесь в Германии, этот пункт не входит в обязательную программу. Помимо таких тренировок обязательно отрабатывается езда по автобануи дорогам вне населенного пункта, движения при различных скоростных режимах. Что касается медкомиссии, ее проходить не придется, нужно пройти только проверку зрения.

Можно ли ездить в Германии с российскими правами

Если вы путешествуете по странам Евросоюза в качестве туриста, можно арендовать автомобиль и по российским правам. Переезжаете в Германию или собираетесь остаться на продолжительный срок — будьте готовы к тому, что удостоверение придется менять. Права, выданные в другой стране, действуют в ФРГ лишь первые шесть месяцев, потом они считаются недействительными. Их могут продлить еще на полгода только в том случае, если водитель сможет доказать, что не останется в Германии дольше, чем на 12 месяцев.

С чего начать, если уже есть права

Первый шаг — выбор автошколы и регистрация в ней. После заключения договора с учебным заведением надо будет обратиться в ведомство дорожного транспорта, где вам подробно расскажут о дальнейших действиях. Дождавшись по почте официального подтверждения о том, что ваши документы приняты, можно идти в автошколу на занятия. Кроме того, понадобится пройти курс первой медицинской помощи.

Урок вождения в ГерманииФото: picture-alliance/A. Weigel

Как проходят занятия в немецкой автошколе

Тем, у кого уже есть водительские права, например — российские, посещать лекции необязательно, но сдавать теоретическую часть все равно придется. Никто не запрещает заглянуть на занятия, они строятся циклично и предполагают свободное посещение. В автошколе выдадут диск и доступ к онлайн-версии учебной программы для самостоятельных тренировок, стоимостью от 20 до 50 евро. Всего в системе около тысячи вопросов. Задачи можно решать как на смартфоне, так и на компьютере. Записываются на первую часть экзамена по желанию в удобное время. Кстати, тестирование можно пройти и на русском языке. После успешной сдачи стоит договориться с инструктором о начале практических занятий.

В чем особенность теоретического экзамена

На теоретическом экзамене нужно ответить на 30 вопросов, за каждый неверный ответ присуждаются штрафные баллы. Тестирование завершается при 10 штрафных баллах. Основная трудность в том, что на некоторых вопросах нужно выбрать несколько правильных вариантов ответа. Приготовьтесь к целому блоку заданий, связанных с велосипедистами на дороге, что максимально приближено к дорожному движению в Германии. Интересная особенность — ряд вопросов на экзамене связан с экологией. Кроме того, нужно знать пару формул, например, как рассчитать тормозной путь. Проверка теории обойдется приблизительно в 40 евро, в эту сумму уже входит сбор за регистрацию на экзамен.

Как строятся занятия с инструктором

Теория сдана, самое время сесть за руль. Даже если у вас большой стаж вождения, понадобится несколько практических уроков, чтобы освоить езду на высокой скорости по автобану, изучить местные особенности и чувствовать себя уверенно на самом экзамене.

Так как автошколы в Германии не очень большие, скорее всего, директор или владелец учреждения и будет вашим инструктором. Приготовьтесь к тому, что занятие обойдется в 20-60 евро. При этом минимальное количество часов вождения не установлено. Как только инструктор поймет, что вы справляетесь, вас отправят на практический экзамен.

Как принимают экзамен по вождению

Для сдачи практического экзамена требуется условное согласие инструктора, так как именно автошкола посылает заявку в Немецкое общество технического надзора TÜV. Инструкторы дорожат своей репутацией и не будут отправлять неподготовленного ученика на экзамен. Цена вопроса — 80 евро, плюс сопровождение инструктора, которое обойдется в 130 евро. За пересдачу придется выложить ту же сумму и заново договариваться с инструктором.  

Вам назначат время сдачи экзамена. В начале экзамена в машину с инструктором подсядет экзаменатор из TÜV. Автомобиль оснащен оборудованием, которое издает сигнал в случае, если инструктор дотронется до педалей. Как правило, обстановка непринужденная: люди в машине разговаривают друг с другом и иногда дают указания. При этом все контролируется до мелочей. Обычно экзамен длится около 40 минут. За это время вы должны продемонстрировать первоклассную езду по городу, автобану и дворовой зоне, а также умело припарковаться. Водительское удостоверение изготовят заранее, поэтому его можно забрать уже на следующий день в Центре обслуживания населения (Bürgeramt). С этими правами можно брать машину напрокат и водить в странах Евросоюза. 

В какую сумму обойдется замена прав

Теоретически обучение и получение водительского удостоверения обладателю прав, полученных, например — в России или Украине, может обойтись в 750 евро, но, как показывает практика, стоит рассчитывать на сумму выше 1000 евро. В особых случаях ученики отдают до двух тысяч евро. При этом российское водительское удостоверение забирают. Если вы хотите оставить его при себе, придется найти уважительную причину и заплатить еще 100 евро.

Смотрите также:
Штрафы на немецких дорогах

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Водительские права | Handbook Germany

Обновлено 13. 12.2022

Водительские права могут быть очень полезны. Если вы живете в деревне или в небольшом и отдаленном городе с неразвитой сетью общественного транспорта, то без водительских прав, а зачастую и без покупки автомобиля, вам не обойтись. Из этого раздела вы узнаете, как получить водительские права в Германии, переоформить водительское удостоверение, полученное в вашей стране, а также избежать его лишения.

Прослушать

Что мне следует знать?

Чтобы самостоятельно водить автомобиль в Германии, вам, как правило, необходимы права, полученные в Германии или другой стране ЕС. Водительские права, выданные в вашей стране, действительны в ФРГ лишь в течение шести месяцев. Этот срок отсчитываются с даты вашей  регистрации по месту жительства в Германии. Садясь за руль, вы обязаны всегда иметь водительские права при себе. А также и их перевод на немецкий язык. Перевод должен быть выполнен немецким или всемирно признанным автоклубом, каким-либо ведомством вашей страны или присяжным переводчиком. Специалиста вы найдете на сайте bdue.de. Международные водительские права, а также удостоверения водителя, выданное в следующих странах: Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Андорра, Гонконг, Монако, Новая Зеландия, Сан-Марино, Швейцария и Сенегал, не требуют в Германии перевода.

Чтобы продолжить водить по истечении шести месяцев, вам нужно будет переоформить водительские права. Больше информации об этом вы найдете в разделе «Где и как я могу переоформить водительские права?»

Если вы не живете в Германии, а лишь посещаете страну, вы можете ездить с иностранными или международными правами. Садясь за руль, вы обязаны всегда иметь водительские права при себе. На сайте Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии (BMVI) можно найти больше информации по этой теме на немецком и английском языках.

Пожалуйста, обратите внимание: пока идет процесс рассмотрения заявления о предоставлении убежища, все ваши документы находятся в Федеральном ведомстве по делам миграции и беженцев (BAMF). Как правило, вернуть их можно лишь после завершения этого процесса. До тех пор, пока ваши водительские права находятся в BAMF, вы не можете самостоятельно управлять автомобилем.

Если вы получили водительские права не в Германии или какой-либо другой стране ЕС, то их нужно переоформить в течение шести месяцев с даты первой регистрации по месту жительства.

Чтобы переоформить права, для начала нужно подать заявку в местное учреждение, отвечающее за выдачу водительских прав: Fahrerlaubnisbehörde или Führerscheinstelle. Время ответа на вашу заявку зависит от текущей загруженности ведомства: порой ожидание может затянуться. Чтобы не потерять время, заявку следует подавать заранее, до истечения шестимесячного срока. Нужное ведомство вы найдете на сайте meldebox.de. Вы должны лично прийти в учреждение, отвечающее за выдачу водительских прав и предъявить ряд документов. Какие именно, вы узнаете из раздела «Какие документы потребуются для переоформления?»

Затем специалисты ведомства решат, потребуется ли вам для переоформления водительских прав сдавать экзамен по теории и практике вождения. Это зависит от того, в какой стране водительские права были выданы. Как правило, если они были получены в одной из стран из списка Федерального ведомства юстиции, их можно переоформить без сдачи экзамена. Если водительские права выданы в какой-либо другой стране, обычно нужно предварительно сдать экзамен.

Перед экзаменом стоит пройти курс в автошколе, так как Германии очень много как правил дорожного движения, так и дорожных знаков. А вот практические уроки вождения переоформляющим водительские права брать необязательно – в отличие от тех, кто получает их впервые.

К заявлению на переоформление водительских прав нужно приложить следующие документы:

  • Удостоверение личности или паспорт
  • Справка о регистрации по месту жительства
  • Биометрическое фото на паспорт
  • Справка о проверке зрения (выданная окулистом или специалистом салона оптики)
  • Подтверждение прохождения курсов первой помощи. Курсы поблизости можно найти, например, на сайте ASB или Johannitern.
  • Иностранные водительские права в оригинале (международных водительских прав недостаточно). Как правило, нужен также заверенный перевод этого документа на немецкий язык.
  •  Пояснение о том, что срок действия иностранных водительских прав еще не истек.

В отдельных случаях орган, отвечающий за выдачу водительских прав (Fahrerlaubnisbehörde), может запросить также справку об отсутствии судимостей (polizeiliches Führungszeugnis). Эту справку можно получить в городской или окружной администрации по месту жительства, а также онлайн на fuehrungszeugnis.bund.de.

Пожалуйста, обратите внимание: список документов действителен для получения прав категории A (мотоцикл) и B (легковой автомобиль). Для получения прав другой категории вам потребуются дополнительные документы. Больше информации об этом на сайте Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии (BMVI).

Чтобы получить водительские права впервые, нужно сделать следующее:

  • Запишитесь в автошколу. В крупных городах в автошколах есть инструкторы по вождению, владеющие арабским и персидским языками. Автошколу поблизости вы можете найти на сайтах drivolino.de или fahrschulen.de.
  • Пройдите курс первой помощи. Курс поблизости вы можете найти на сайтах ASB или Johannitern.
  • Проверьте зрение у окулиста или в салоне оптики. Такой тест стоит около 7 евро. Некоторые салоны оптики делают его бесплатно.
  • Сделайте биометрическое фото на паспорт.

Если вы хотите получить водительские права категории C (грузовой автотранспорт) или D (автобус), вам потребуются дополнительные документы. Общую информацию о различных категориях водительских прав вы найдете на сайте Федерального министерства транспорта и цифровой инфраструктуры Германии (BMVI).

Пожалуйста, обратите внимание: если вы имеете отсрочку депортации (Duldung) или разрешение на временное пребывание (Aufenthaltsgestattung), вы также можете получить водительские права.

Водительские права в Германии могут обойтись вам в 1000 евро и больше, если сложить все расходы, связанные их с получением. Точная сумма зависит от того, сколько уроков вождения вам понадобится. Дороже всего обходятся уроки теории и практики вождения. Придется ли вам брать эти уроки, зависит от нескольких факторов. Тот, кто получает водительские права впервые, должен набрать обязательный минимум часов и пройти специальные уроки вождения (автобан, ночь, межгород).

Решение о том, готовы ли вы к экзамену или вам требуется больше уроков вождения, принимает ваш инструктор. Инструктор по вождению не имеет права допустить вас к экзамену, если вы водите недостаточно уверенно. Стоимость уроков вождения в разных автошколах может отличаться.

Сами экзамены по теории и практике вождения стоят не много. Теория вам обойдется приблизительно в 25 евро, практический экзамен в 120 евро.

Пожалуйста, обратите внимание: если вы безработный, а водительские права повышают ваши шансы на рынке труда, вы можете попросить центр по трудоустройству (Jobcenter) покрыть расходы на их получение. Для этого нужно поговорить с сотрудником центра, который ведет ваше дело, и рассказать ему о своих планах.

Чтобы получить водительские права в Германии, вам нужно сдать экзамены по теории и практике вождения. К практическому экзамену можно перейти лишь после сдачи теоретического.

Сдавать экзамен по теории можно на 12 языках: немецком, английском, французском, греческом, итальянском, польском, португальском, румынском, русском, хорватском, испанском, турецком и арабском (литературном).

Экзамен состоит из 30 вопросов. На каждый вопрос предложены несколько вариантов ответа. Иногда среди вариантов ответа на вопрос есть несколько верных. Экзамен не сдан, если вы ошиблись более 11 раз.

Ваша автошкола запишет вас на экзамен по теории вождения. Еще до экзамена нужно предъявить следующие документы:

  • Удостоверение личности или паспорт
  • Подтверждение регистрации на экзамен
  • Если вы получаете права впервые: Подтверждение от автошколы о пройденных практических уроках вождения.

Результат экзамена по теории вождения действителен в течение одного года. Если вы не сдадите практический экзамен и придете на пересдачу лишь спустя 12 месяцев, вам придется пересдавать экзамен по теории снова.

Существуют сайты с материалами для подготовки к экзамену по теории вождения на разных языках: lehrboegen.de или fuehrerschein-bestehen.de. Есть также приложения для телефона, доступные на разных языках. Большинство этих приложений не бесплатны, поэтому лучше обратиться за учебными материалами в свою автошколу.

Успешно сдав тест по теории вождения, вы сможете перейти к практическому экзамену. Он длится от 30 до 45 минут. За это время вы должны показать, что действительно умеете управлять транспортным средством. Обычно экзаменатор сидит на заднем сиденье и проверяет, насколько безопасно, компетентно и спокойно вы водите. Инструктор по вождению во время экзамена сидит рядом с вами, чтобы в экстренной ситуации иметь возможность перехватить управление. В конце экзамена вы узнаете, сдали ли вы его или нет. Во втором случае вам также сообщать, какие совершенные ошибки помешали вам это сделать.

Провалив экзамен, вы можете его пересдать. На это у вас есть три попытки с интервалом в две недели между ними. После трех неудачных попыток интервал увеличится, при этом лимита на общее число повторений нет.

Алкоголь в крови, даже в небольшом количестве, может стать причиной серьезных проблем на дорогах, даже если вы чувствуете себя трезвым, как стеклышко. Риск, что вы станете причиной дорожно-транспортного происшествия, если выпьете алкоголь и сядите за руль, очень велик. Поэтому в Германии есть свод правил, сколько промилли горячительного в крови могут иметь водители автомобиля, скутера или мотоцикла. Сотрудники полиции могут проверить вас и получить эти данные с помощью специального аппарата, в который водитель должен будет дунуть.

  • Если права были выданы менее чем два года назад и их владелец еще находится на испытательном сроке, а также водители младше 21 года не имеют права пить алкоголь, а потом садиться за руль. За этот проступок испытательный срок будет продлен, вы должны будете пройти переподготовку, получите один штрафной пункт и заплатите 250 евро штрафа.
  • Водители старше 21 года и прошедшие испытательный срок могут сидеть за рулем, имея в крови меньше 0,5 промилли. За большее количество алкоголя в крови штраф будет составлять уже 1500 евро, к тому же вы можете лишится водительских прав на определенное время. Если вы станете причиной ДТП или нарушите правила, став угрозой другим (например, поедите по встречной полосе), то штраф может быть наложен уже при 0,3 промилли в крови. Плюс вам может грозить арест, ваши права будут отозваны и вы получите сразу несколько штрафных пунктов.

Обратите внимание: если вы, будучи под воздействием алкоголя, будете управлять велосипедом и устроите аварию или станете угрозой другим, вас также могут наказать. Например, ваши водительские права на автомобиль, мотоцикл или скутер могут быть отозваны.

Нарушив важные правила дорожного движения, можно лишиться водительских прав. Существует разница между временным запретом на управление транспортным средством (Fahrverbot) и лишением водительских прав (Entzug des Führerscheins). Временный запрет на управление транспортным средством означает, что вы обязаны сдать права в службу дорожных штрафов на определенный срок (как правило, несколько месяцев). Вы не имеете права самостоятельно управлять автомобилем на протяжении этого времени. По истечении срока вы можете забрать свое водительское удостоверение обратно. При лишении водительских прав удостоверение становится недействительным. Это означает, что вы больше не имеете права самостоятельно управлять автомобилем, а также заново получать водительские права в течение определенного времени (Sperrfrist). Лишиться водительских прав можно, например, создав угрозу дорожному движению, управляя автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или набрав 8 штрафных баллов. Штрафные очки назначаются за различные нарушения правил, например, превышение скорости. В разговорном языке их иногда еще называют « очками во Фленсбурге». Официально система, собирающая штрафные пункты, называется Центральный реестр нарушений правил движения на транспорте (Fahreignungsregister – FAER).

Каталог взимаемых штрафов вы найдете на сайте «Bußgeldkatalog – BkatV». Так как формулировки там достаточно сложные, почитать о наиболее распространенных штрафах можно также по ссылке www.bussgeld-info.de.

Если вы были лишены водительских прав за вождение под воздействием алкоголя, наркотиков или медикаментов, вы обязаны пройти медицинско-психологическое обследование (MPU). В разговорном языке это обследование называется «Idiotentest». Прочитать информацию о MPU на немецком или английском языках можно на сайте объединения технадзора TÜV Süd или компании Dekra.

Пожалуйста, обратите внимание: получив водительские права впервые, вы два года будете на испытательном сроке. Если во время него вас заметят за нарушением правил дорожного движения, вам придется принять участие в семинаре для начинающих водителей (Aufbauseminar) и, возможно, пройти психологическую консультацию. Кроме того, такое нарушение увеличит ваш испытательный период еще на два года. Если вы откажетесь от участия в семинаре или от консультации, то будете лишены водительских прав. Нарушение правил дорожного движения – это, например, проехать на красный сигнал светофора, езда без включенных фар ночью, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. Парковка в неположенном месте не является нарушением правил дорожного движения. За нее вам просто будет назначен денежный штраф.

Если вы получаете пособие от центра трудоустройства (Jobcenter), его сотрудники будут регулярно, то есть всякий раз, когда вы подаете заявление на продление пособия (Weiterbewilligungsantrag), задавать вопросы о вашем имуществе. К имуществу относится и автомобиль. Если его стоимость не превышает 7500€, это не будет проблемой. Если ваш автомобиль дороже, центр трудоустройства может потребовать его продать и некоторое время жить на вырученные средства. На этот срок выплата пособия будет приостановлена.

Пожалуйста, обратите внимание: если автомобиль вам нужен, чтобы получить или сохранить работу, центр трудоустройства может предоставить вам ссуду на его покупку. Поговорите об этом с сотрудником/сотрудницей центра, который/которая ведет ваше дело.

немцев могут попасть в тюрьму за публичную поддержку войны России на Украине
Натали Коларосси

Новости
Россия
Украина
Германия
Война

В эти выходные две германские земли объявили вне закона публичные демонстрации поддержки российского вторжения в Украину, и тем, кто нарушит новый закон, грозит тюремное заключение.

В Нижней Саксонии и Баварии в Германии гражданам теперь запрещено публично демонстрировать букву «Z», ставшую символом российской армии во время войны. Любой, кто демонстрирует этот символ на демонстрациях или публично демонстрирует его на автомобилях или зданиях, теперь может быть приговорен к штрафу или тюремному заключению на срок до трех лет.0013 Москва Таймс.

«Для меня непонятно, как этот символ «Z» мог быть использован в нашей стране для оправдания этого преступления», — заявил министр внутренних дел Нижней Саксонии Борис Писториус. Точно так же министр юстиции Баварии Георг Эйзенрайх сказал, что, хотя свобода мнений является «великим достоянием», она «заканчивается там, где начинается уголовное право».

«Сочувствующие, которые используют символ «Z» российских войск в Баварии, должны знать, что они могут быть привлечены к ответственности за одобрение преступных действий», — добавил он, согласно Москва Раз.

Кроме того, представитель федерального правительства Германии заявил в понедельник, что демонстрация этого символа вскоре может стать уголовным преступлением по всей стране.

«Агрессивная война России против Украины является преступным деянием, и тот, кто публично одобряет эту агрессивную войну, также может быть привлечен к уголовной ответственности», — заявил представитель МВД на пресс-конференции, сообщает Reuters.

«Федеральные органы безопасности следят за этим, и в этом отношении мы приветствуем объявление о том, что несколько федеральных земель также рассмотрят в отдельных случаях, может ли это быть преступным деянием, и примут соответствующие меры», — добавил представитель.

Символ «Z» — латинская буква, не встречающаяся в российской кириллице, — впервые появилась на российской военной технике в Украине. Было высказано предположение, что военные начали использовать этот знак, чтобы помочь солдатам на земле отличать машины своей стороны от украинских войск, чтобы избежать дружественного огня.

Тем не менее, этот символ с тех пор привлек международное внимание, и сторонники войны продемонстрировали эмблему на одежде, автомобилях и домах. Кремль также принял этот символ, используя его в пропагандистских целях и поощряя его демонстрацию на митингах.

Два немецких государства запретили публичную демонстрацию российского символа «Z», который используется для поддержки войны в Украине. Здесь пешеходы переходят улицу перед рекламным щитом с буквой «Z» в Санкт-Петербурге, Россия, 7 марта 2022 года.
AFP/Getty Images

По данным Reuters, его широкое использование даже побудило швейцарскую компанию Zurich Insurance Group удалить свой логотип «Z» из социальных сетей, чтобы его не воспринимали как поддерживающего Россию в войне.

«Мы временно отказываемся от использования буквы Z в социальных сетях, где она появляется изолированно и может быть неправильно истолкована», — говорится в заявлении компании в субботу.

Российское вторжение в Украину началось более месяца назад и на сегодняшний день привело к широкомасштабным разрушениям крупных городов, перемещению миллионов украинцев и гибели более 1100 мирных жителей, сообщила Организация Объединенных Наций. США и Европейский союз решительно осудили войну и ввели жесткие санкции против Москвы.

Чтобы быть в курсе последних новостей о продолжающейся войне, посетите прямой эфир Newsweek .

Newsweek связался с Министерством внутренних дел Германии для получения дополнительных комментариев, но не получил ответ вовремя для публикации.

Запрос на перепечатку и лицензирование, внесение исправлений или просмотр редакционных правил

Смогут ли Украина и Германия преодолеть разногласия по поводу России?

Проблемы в двусторонних отношениях вряд ли исчезнут в ближайшее время. Украина не захочет стать еще одной буферной зоной, разделяющей Россию и Запад, но Германия серьезно рассмотрит этот сценарий, опасаясь новой войны или ядерных угроз со стороны Москвы.

Во многих отношениях Украина и Германия являются стратегическими союзниками: они активно сотрудничают, и поддержка Германии имеет решающее значение для сближения Украины с Западом и отражения российского вторжения. С другой стороны, Киев и Берлин часто публично спорят по целому ряду вопросов.

Это противоречие в первую очередь связано с разным отношением стран к России. Хотя разногласия были значительно преодолены в 2022 году после вторжения России в Украину, они не исчезли полностью. До сих пор существуют ощутимые разногласия по многим вопросам, например, по поводу того, каким будет приемлемый исход российско-украинской войны.

В годы, предшествовавшие вторжению, Украина и Германия очень по-разному подходили к угрозе со стороны России. В своих дискуссиях с европейцами после аннексии Крыма и начала вооруженного конфликта на Донбассе Киев стремился сосредоточиться на вопросах безопасности и обороны, финансовой помощи и санкциях против России.

У Берлина были другие приоритеты. В нем подчеркивались реформы в Украине, борьба с коррупцией и преобразование политической системы Украины. Немецкие лидеры хотели, чтобы Украина успешно провела прозападные изменения, дистанцировалась от России и выбрала европейский путь.

Немцы считали российскую военную угрозу гораздо меньшей, чем украинцы. Восточная политика бывшего канцлера Вилли Брандта, продолженная Ангелой Меркель, убедила многих немцев в том, что их страна должна сотрудничать с Россией, а действия и угрозы России воспринимались как попытки отстоять собственные интересы. Франция и Германия последовательно поддерживали участие России в обеспечении европейской безопасности. Отчасти поэтому европейцы скептически относились к перспективе полномасштабного российского вторжения в Украину.

Украинцы восприняли такую ​​позицию как признак слабости, нерешительности и даже коррупции. Со своей стороны, многие немцы считали, что Украина преувеличивает российскую угрозу.

События 2013–2014 годов несколько ослабили веру немцев в конструктивное сотрудничество с Россией. Берлин ввел экономические санкции и ограничил политические отношения с Москвой. Тем не менее Меркель продолжала верить в «новую восточную политику» и пыталась заставить Россию исправиться путем ситуативного сотрудничества: например, она добивалась замораживания российско-украинского конфликта в рамках Минских соглашений.

С 2016 по 2020 год Европа пыталась вернуться к чему-то близкому к нормальному сотрудничеству с Россией: призывов к смягчению санкций стало больше, и европейские лидеры снова стали посещать Москву.

В какой-то степени это изменение в отношении европейцев произошло из-за разочарования ситуацией в Украине. Президентство Петра Порошенко не принесло ожидаемых демократических реформ. Вместо этого вернулось олигархическое правление — основной элемент постсоветской украинской политики, а масштабы глубинного государства даже увеличились.

Кроме того, Порошенко часто манипулировал темой евроинтеграции для повышения собственного рейтинга и легитимности. Он не предпринимал попыток перестроить экономику, социальную политику, финансовый сектор, правоохранительную или правовую систему. Украинские лидеры рассматривали некоторые предлагаемые европейские реформы как угрозу господству олигархов, к которым принадлежал и сам Порошенко.

Ситуация расстроила европейцев. Они также устали от конфликта с Россией и экономических потерь, вызванных санкциями, что укрепило позиции тех в Германии, которые выступали за возвращение к обычному бизнесу. Это вызвало ряд публичных разногласий между Германией и Украиной, например, по поводу строительства газопровода «Северный поток — 2» в 2017–2021 годах.

Украинцы ответили нарративом о «немецком предательстве», что вызвало раздражение Берлина. Многие в Германии всегда считали Украину частью российской сферы влияния; следовательно, они не были готовы обсуждать ее полномасштабную евроатлантическую интеграцию. Что касается Германии, то проект «Восточное партнерство», стартовавший в 2009 году, подменил вступление Украины в Евросоюз.

После вторжения России в Украину Германия больше не могла позволить себе бездействовать, когда на архитектуру европейской безопасности было совершено еще одно нападение: на этот раз напрямую. Это резко изменило давнюю политику Меркель в отношении России.

Российское вторжение укрепило позиции Киева в споре с Берлином и позволило Украине резко критиковать Германию за медлительность и чрезмерную осторожность. Сейчас Украина пользуется огромной общественной и лоббистской поддержкой в ​​странах ЕС и считает, что имеет моральное право оказывать давление на правительство Германии.

Многие украинцы считают бывшего канцлера Меркель частично ответственным за начало войны. Ее обвиняют во всем: и в проектах «Северный поток», и в призывах снять антироссийские санкции, и в попытках подтолкнуть Украину к подписанию невыгодных Минских соглашений. Ее недавние призывы к переговорам с Россией не улучшили ее репутацию.

С одной стороны, эта критика помогла Киеву подтолкнуть Германию к более активной поддержке Украины. С другой стороны, публичные столкновения, в том числе между канцлером Германии Олафом Шольцем и тогдашним послом Украины в Германии Андреем Мельником, мало что сделали для улучшения двусторонних отношений.

Поскольку Украина сосредоточена на обороне и мало продвинулась в перезапуске своей экономики и запуске других реформ, война сузила рамки отношений стран к вопросам безопасности и военной помощи.

Двусторонние отношения не могут улучшиться прямо сейчас, потому что две страны имеют принципиально разные взгляды на ход и перспективы войны. Киев считает, что ему некогда: его ресурсы стремительно истощаются войной, гуманитарный кризис усугубляется, а Запад устал от затянувшегося конфликта и вскоре будет более настойчиво призывать стороны к заморозке Это. Поэтому Украина призывает к скорейшей военной помощи, чтобы хотя бы выбить российские войска с оккупированных с 24 февраля территорий9.0003

Германия не может так быстро удовлетворить все потребности Украины. Часть элиты вообще не хочет этого делать, опасаясь конфликта между Россией и НАТО или, что еще хуже, применения Москвой ядерного оружия.

Тем не менее война заставила Германию переоценить свою роль в ЕС. Долгое время являясь его экономическим лидером, теперь он также стремится стать лидером блока в области безопасности и обороны. Поскольку сотрудничество с Россией по архитектуре безопасности Евразии невозможно, Берлин сосредоточился на стратегиях активного сдерживания. Поскольку любое сдерживание России невозможно без активного участия Украины, значит, Киев будет в той или иной форме интегрирован в западные структуры.

Тем не менее, украинцы какое-то время будут помнить то, что они называют «умиротворением Германией России» в 2014–2022 годах, что мешает Германии завоевать полное доверие Украины. Кроме того, если Украина не перезапустит свою экономику, ее отношения с Германией останутся ограниченными военной и финансовой и гуманитарной помощью.

Несмотря на то, что внешняя политика Украины останется прозападной и ориентированной на вступление в евроатлантические организации, страна также будет стремиться к укреплению регионального партнерства с Турцией, Польшей, странами Балтии и Великобританией, чтобы уравновесить Германию и Францию.