Содержание
Россия прибегает к временным мерам для борьбы с высокими ценами на бензин
Владимир Солдаткин
Чтение за 3 минуты
* Российское правительство и нефтяные компании договорились о снижении оптовых цен на топливо
* Новая система налогообложения для нефтяников будет введена с 1 января
МОСКВА, 2 ноя (Рейтер) — Правительство РФ и нефтяные компании договорились о снижении оптовых цен на топливо на внутреннем рынке в качестве временной меры, направленной на сдерживание нежелательного роста в стоимости бензина и дизельного топлива, что является политически чувствительным вопросом для избирателей.
Бензин стал дороже, поскольку глобальная сделка по ограничению добычи нефти привела к росту цен на сырую нефть. Неизбежные санкции США против Ирана, крупного производителя и экспортера нефти, также оказали повышательное давление.
Российские власти стремятся предотвратить слишком дорогое топливо, потому что предыдущие скачки цен вызвали гнев избирателей. Правительство уже принимает ряд непопулярных мер для увеличения доходов бюджета, и действовать нужно осторожно.
Ранее в этом году она повысила ставку налога на добавленную стоимость и резко повысила пенсионный возраст – шаг, который подорвал общественную поддержку президента Владимира Путина.
Согласно данным ThomsonReuters Kortes, розничные цены на бензин и дизельное топливо выросли почти на 7 процентов с мая, что намного превышает годовую инфляцию, составляющую около 4 процентов — уровень, на котором правительство пообещало ограничить цены на топливо в следующем году.
В среду правительство и крупнейшие производители нефти договорились о временной сделке по сдерживанию цен, избегая более жестких мер, таких как запретительные экспортные пошлины на нефть.
«Решение найдено, ситуация начала успокаиваться», — заявил журналистам вице-премьер Дмитрий Козак после встречи с нефтяниками.
По данным ЦБ РФ, стоимость бензина остается основным фактором, влияющим на инфляционные ожидания, за ним следуют ослабление рубля и цены на продукты питания.
По соглашению, которое будет действовать с 1 ноября по 31 марта, нефтяные компании будут увеличивать поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок на 3 процента в месяц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В следующем году нефтяным компаниям будет разрешено повышать цены, замороженные до конца 2018 года, в соответствии с инфляцией.
«Это не рыночный механизм, и он не повышает прозрачности системы», — сказал Денис Борисов, директор нефтегазового центра консалтинговой компании EY в Москве.
«Что будет делать правительство, если цены на нефть вырастут, а рубль ослабнет? Это лишь временная временная мера по сравнению с новым налогообложением, которое начнется 1 января».
Розничная стоимость литра топлива Аи-92, самого распространенного в России сорта, в апреле-июне подскочила на 7% и составила почти 42 рубля за литр, после чего правительство фактически заморозило цены.
С 1 января российская нефтяная промышленность должна получить новую систему налогообложения, которая снизит экспортные пошлины и одновременно повысит сбор за добычу полезных ископаемых.
ВТБ Капитал назвал соглашение между государством и компаниями «уходом от рыночно-ценовой основы».
Репортаж Владимира Солдаткина; дополнительный репортаж Олеси Астаховой; Под редакцией Дейла Хадсона
Россия сталкивается с топливным кризисом из-за роста экспорта бензина
Максим Назаров, Джессика Бахман
Чтение за 6 минут
* Региональный кризис предложения распространяется
* Снижение цен Путиным способствует дефициту
* Нефтяные компании увеличивают экспорт, на 40% больше топлива за рубежом в этом году
МОСКВА, 27 апреля (Рейтер) — Россия, Крупнейший в мире производитель нефти сталкивается с региональным кризисом с поставками топлива, который может быстро распространиться после того, как премьер-министр Владимир Путин приказал ограничить внутренние цены на насосы, что побудило нефтяные компании увеличить объемы экспорта.
Нехватка топлива, накопившаяся с тех пор, как в феврале Путин приказал нефтяным компаниям ограничить розничные цены, достигла апогея в минувшие выходные, когда почти на всех независимых автозаправочных станциях в Алтайском крае закончилось топливо. [ID:nnLDE6BC0FK]
Если они распространятся, дефицит может в конечном итоге повредить популярности Путина, который как глава правительства несет прямую ответственность за экономическую политику за несколько месяцев до президентских выборов, которые должны состояться в марте следующего года.
Автомобилисты на Алтае, сибирском регионе на севере Казахстана, в настоящее время выстраиваются в длинные очереди на станциях, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, прежде всего Роснефти РОСН.ММ и Газпром нефти СИБН.ММ, которые все еще продают топливо.
«Сегодня наши водители опаздывают, чтобы забрать клиентов, потому что очень сложно найти заправочную станцию с топливом», — сказала Рейтер по телефону в среду Елена, диспетчер такси в соседнем городе Новосибирске.
Но заправляться могут не все водители — компании ограничивают продажу до 20 литров на одного водителя в Новосибирске, Алтае и других регионах Сибири, и то только для владельцев карт лояльности, рассказали региональные торговцы.
«Мы еле-еле обеспечиваем собственные АЗС на Алтае, поэтому наши нефтебазы не продают топливо ни на оптовый рынок, ни на независимые АЗС», — сказал источник в «Роснефти», № 1 в России. 1 нефтяная фирма.
Трейдеры региональных баз «Роснефти» заявили, что их нефтебазы в районе Санкт-Петербурга, второго города России, а также в Южном, Уральском и Сибирском округах не могут обеспечить оптовый рынок, и начали ограничивать поставки на собственные АЗС «Роснефти» .
Владельцы независимых баз в Московской области, закупающие бензин у НПЗ и реализующие его на оптовом рынке независимым АЗС, другим компаниям или на биржах нефтепродуктов, говорят, что в Москве ситуация не лучше.
«Весь апрель мы сидим практически пустыми. Топливо купить совершенно негде», — сказал директор Серпуховской нефтебазы на юге Москвы.
Серпуховская нефтебаза, управляющая сетью АЗС в Москве, закупала топливо у Московского и Ярославского НПЗ «Газпром нефти», уфимского НПЗ BANE.MM и Рязанского НПЗ ТНК-ВР. 9>
СЖАТИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Участники рынка заявили, что Россия никак не могла избежать дефицита бензина после того, как Путин и представительство российского картеля вмешались, чтобы обуздать то, что они называли спекулятивным ценообразованием на внутреннем рынке.
После репрессий у производителей не было другого выбора, кроме как снизить цены на насосы, но продолжающийся рост цен на мировых рынках побудил производителей сократить продажи на внутреннем рынке и резко увеличить экспорт.
Решение Путина было одной из нескольких административных мер, включая запрет на экспорт зерна и меры по ограничению роста цен на электроэнергию, направленных на сдерживание растущего инфляционного давления менее чем за год до президентских выборов.
Путин, который был президентом с 2000 по 2008 год, не исключает возвращения на высший пост в России, а его преемник Дмитрий Медведев также рассматривает возможность баллотироваться на второй срок.
Эти двое правят так называемым «тандемом» и заявили, что договариваются, кто бежит.
РОСТ ЭКСПОРТА
В первом квартале 2011 года Россия экспортировала по железной дороге 2,14 млн тонн бензина, что на 40 процентов больше, чем за тот же период 2010 года. Около 85 процентов российского бензина экспортируется и отгружается по железной дороге внутри страны.
Внутренние поставки, тем временем, упали на 6 процентов до 5,7 млн тонн с 6,1 млн тонн в первом квартале 2010 года. Однако общий объем производства бензина за квартал остался примерно стабильным на уровне 8,815 млн тонн.
Водители в Московской области по состоянию на 25 апреля платили в среднем 24,45 рубля ($0,880) за литр, так как цены сдерживались с февраля. Водители в более отдаленных регионах России платят немного больше.
Мировые цены на бензин растут вместе с ценами на нефть с февраля до максимума за 2,5 года, поскольку ливийские повстанцы усилили восстание против сил, лояльных лидеру Муаммару Каддафи, и вынудили североафриканскую страну ОПЕК прекратить экспорт нефти.
Но даже если правительство позволит производителям повышать цены на насосы в соответствии с тенденциями мирового рынка, аналитики и нефтетрейдеры не думают, что рынок скоро стабилизируется.