Skip to content

Видят ли водители яндекс такси чаевые: Яндекс.Такси начинает воровать ваши чаевые, оставленные водителям. Это дно, господа! — Trust Yourself на vc.ru

Содержание

Что видит водитель Яндекс такси при заказе

Статьи › Яндекс › Как посмотреть отзывы в Яндекс такси о себе

Мы видим рейтинг водителя, его имя, фотографию. Последнее есть и у пассажира. В марте 2020 года сервис начал показывать среднюю оценку пользователя как ему, так и таксистам. У пользователя может появиться страх, что курьеры и водители знают о нас все.

  • Водитель Яндекс Такси при заказе видит имя пассажира, место, где его нужно забрать, и его рейтинг.
  • У пассажиров также есть рейтинг, который можно увидеть в Uber.
  • Сервис Яндекса мониторит и анализирует манеру вождения водителя и отправляет ему предупреждения.
  • Водители с высокой активностью и уровнем привилегий в программе могут видеть точку Б.
  • Пользователи могут увидеть свой рейтинг в меню приложения.
  • Рейтинг пассажира не влияет на стоимость поездки или время ожидания автомобиля, но дает водителю сигнал о возможных проблемах.
  • Для легальной перевозки пассажиров инспекторы проверяют наличие необходимых документов и пристегивание ремней безопасности.
  1. Какую информацию видит водитель такси
  2. Как Яндекс проверяет водителей
  3. Когда в Яндекс Таксометре можно будет увидеть точку Б
  4. Как узнать какую оценку поставил водитель Яндекс Такси
  5. Что видят таксисты в Яндекс Такси
  6. Куда делся рейтинг пассажира в Яндекс Такси
  7. Как Яндекс Такси проверяет документы
  8. Как проверяют таксистов
  9. Куда уходят Чаевые в Яндекс Такси
  10. Что значит фиолетовая молния в Яндекс
  11. Что означает фиолетовая зона Яндекс про
  12. Почему не видно конечную точку в Яндекс Такси
  13. Как влияет оценка в Яндекс Такси
  14. Какой самый высокий рейтинг в Яндекс Такси
  15. Как изменить оценку водителю в Яндекс Такси
  16. Что будет если заказать Яндекс Такси и не поехать
  17. Можно ли пить пиво в Яндекс Такси
  18. Почему таксисты просят отменить заказ
  19. Сколько забирает Яндекс Такси у водителя
  20. Сколько проверяют отзывы в Яндексе
  21. Что будет если нажать кнопку безопасность в Яндекс Такси
  22. Почему в Яндекс Такси так дорого
  23. Что означает молния в Таксометре
  24. Почему стало такое дорогое такси
  25. Как проверить историю водителя Яндекс Такси
  26. Как наказать водителя Яндекс Такси
  27. Как быстро брать заказы в такси
  28. Можно ли ехать в такси 4 человека
  29. Почему у таксистов два телефона
  30. Почему в такси закрывают двери
  31. Зачем камера в такси
  32. Можно ли таксисту снимать на камеру

Когда водитель получает заказ, он видит следующую информацию — имя пассажира, место, где его надо забрать, и его рейтинг. Да, у пассажиров тоже есть рейтинг. В Uber его можно увидеть в левом верхнем углу экрана (в Lyft он скрыт).

Как Яндекс проверяет водителей

Безопасность = «без» + «опасность». Зато сервис Яндекса постоянно мониторит и анализирует манеру вождения водителя и отправляет ему предупреждения, цитирую: Водитель ехал по маршруту и голосовым подсказкам навигатора, который вел его ночью в дождь по разбитой объездной дороге с плохим освещением.

Когда в Яндекс Таксометре можно будет увидеть точку Б

  • Водители в вашем городе, которые выполняли заказы пользователей сервиса до мая 2022 года, видят точку Б, если их Активность 90 баллов или выше, а уровень в программе привилегий с мая 2022 года не был ниже Золота или Платины.

Как узнать какую оценку поставил водитель Яндекс Такси

Пользователи могут увидеть свой рейтинг в меню приложения — под именем или почтой, привязанной к аккаунту «Яндекс. Такси». Пассажир оценивается по пятибалльной шкале, рейтинг складывается из последних 40 оценок.

Что видят таксисты в Яндекс Такси

Мы видим рейтинг водителя, его имя, фотографию. Последнее есть и у пассажира. В марте 2020 года сервис начал показывать среднюю оценку пользователя как ему, так и таксистам. У пользователя может появиться страх, что курьеры и водители знают о нас все.

Куда делся рейтинг пассажира в Яндекс Такси

Однако рейтинг пассажира, в отличие от водительского, ни на что не влияет. Он не увеличивает стоимости поездки или времени ожидания автомобиля. Но он дает водителю сигнал: кому-то чем-то этот пассажир когда-то не понравился.

Как Яндекс Такси проверяет документы

Фотоконтроль — это дистанционная проверка автомобиля или документов, которая открывает или продлевает вам доступ к заказам. Вот о чём нужно помнить, чтобы успешно пройти фотоконтроль: К работе с заказами сервиса на территории РФ допускаются автомобили только с российскими государственными регистрационными знаками.

Как проверяют таксистов

В первую очередь инспекторы смотрят на наличие документов, которые нужны для легальной перевозки пассажиров. Это помогает выявить тех водителей, которые перевозят людей нелегально. После этого сотрудники ГИБДД проверяют, пристегнуты ли водитель и пассажиры ремнями.

Куда уходят Чаевые в Яндекс Такси

Чаевые спишутся автоматически, если в течение 30 минут после поездки вы поставили положительную оценку (или не поставили оценку) и нажали Готово. Чаевые не спишутся, если в течение 30 минут после завершения поездки вы поставили отрицательную оценку и нажали Готово.

Что значит фиолетовая молния в Яндекс

Рядом со стоимостью заказа появится фиолетовая молния. Если водитель поедет к вам издалека, поездка выйдет дороже: нужно доплатить ему за долгий путь к пользователю. Сколько — зависит от города, расстояния и других деталей.

Что означает фиолетовая зона Яндекс про

На резкий рост спроса чаще всего влияют непогода, часы пик или массовые мероприятия — наша система распределения заказов автоматически определяет такие места и рассчитывает цены. Как понять, где выше спрос? На карте в Яндекс Про зоны повышенного спроса выделены фиолетовым цветом.

Почему не видно конечную точку в Яндекс Такси

Чтобы избежать большого количества отказов от неудобных заказов, в системе перестала быть видна конечная точка заказа. Водитель может увидеть место, куда ему придется ехать только тогда, когда он примет заказ. Это предусмотрено в сервисе заказа такси Яндекс. Такси.

Как влияет оценка в Яндекс Такси

На что влияет рейтинг в Яндекс Такси

Оценка также определяет приоритет в получении заказов. Так, на один заказ могут откликнуться несколько водителей, но получит его таксист с превосходящим рейтингом. Рейтинг контролирует, в каких тарифах водитель может выполнять заказы.

Какой самый высокий рейтинг в Яндекс Такси

Значения рейтинга, которые нужны, чтобы получать заказы в повышенных тарифах в Москве:

  • «Комфорт+» — не ниже 4,8.
  • Business — не ниже 4,85.
  • Premier — не ниже 4,85.
  • Élite — не ниже 4,85.
  • «Детский» не ниже 4,8.
  • «Экспресс» — не ниже 4,7.
  • «Курьер» — не ниже 4,7.
  • «Грузовой» — не ниже 4,6.

Как изменить оценку водителю в Яндекс Такси

Чтобы изменить поставленную ранее оценку: Перейдите в личный кабинет.Редактирование оценки:

  • Если вы не оставили отзыв, нажмите Добавить отзыв, измените оценку и напишите отзыв.
  • Если вы оставили отзыв, нажмите значок → Изменить отзыв.

Что будет если заказать Яндекс Такси и не поехать

Чаще всего водитель обязан ждать пассажира минимум 10 минут. Часть этого времени не оплачивается (например, 3 минуты), а другая идет в счёт платного ожидания. Независимо от решения пассажира оплачивать или не оплачивать платное ожидание, службы заказа такси берет с водителя комиссию за полностью рассчитанную стоимость.

Можно ли пить пиво в Яндекс Такси

Формально выпивать алкогольные напитки внутри припаркованного транспортного средства можно — ни один закон этого прямо не запрещает. В соответствующих пунктах правил дорожного движения существует запрет исключительно на управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Почему таксисты просят отменить заказ

Пассажира просят отменить ранее сделанный заказ под предлогом, что такая функция предусмотрена только для клиентов. Это обман: водитель просто не желает терять свой рейтинг. Если нужную кнопку нажимает потенциальный пассажир, отмена заявки отражается именно на его статистике, таксист же остается как бы ни при чем.

Сколько забирает Яндекс Такси у водителя

Какая комиссия сервиса

«Эконом», «Комфорт», «Минивэн» и «Детский» — 18% от стоимости поездки, «Комфорт+» — 20,47% от стоимости поездки, Business — 24% от стоимости поездки, Premier и Élite — 20% от стоимости поездки.

Сколько проверяют отзывы в Яндексе

Отзыв проверяется в течение 24 часов. Если, данный промежуток времени не прошел, следует подождать. Если, 2 дня уже истекли, а отзыв до сих пор не появился, попробуйте зайти с другого браузера или устройства на страницу. Также, можете попробовать обновить кэш (зажмите клавишу shift и обновите страницу).

Что будет если нажать кнопку безопасность в Яндекс Такси

Агрегатор «Яндекс. Такси» добавил в свое приложение опцию «Безопасность». Нажав на кнопку с пристегнутым человечком, пользователь попадает в раздел, который поможет пассажиру предостеречь себя от неприятностей. Например, один из вариантов — «Отправить маршрут»: прислать близким через приложение ссылку с картой поездки.

Почему в Яндекс Такси так дорого

Яндекс пояснил рост цен на тарифы возросшими затратами на обслуживание автомобилей, а также необходимостью сохранить уровень своего сервиса. В компании рассказали, что обновление тарифов поможет таксопаркам и логистическим партнерам сбалансировать экономику поездок и заказов.

Что означает молния в Таксометре

Если при попытке заказать такси через приложение «Яндекс» вы видите фиолетовую молнию — это к дополнительным расходам. Если в приложении заказа такси появилась фиолетовая молния, то значит, что ваша поездка будет чуть дороже, чем обычно. Из-за отсутствия водителей поблизости.

Почему стало такое дорогое такси

Как вы прекрасно знаете, выросли цены на машины. Однако, также и вырос спрос на саму работу в такси. Существенное повышение стоимости аренды такси для водителей связано прежде всего с резким ростом спроса на машины со стороны рабочей силы, то есть самих водителей.

Как проверить историю водителя Яндекс Такси

Открыть Меню — три горизонтальные полоски в верхнем левом углу:

  • Нажать на раздел «История поездок».
  • Уточнить период: неделя, месяц, год.
  • Пролистать до необходимого заказа и выбрать.

Как наказать водителя Яндекс Такси

Как наказывают водителей? Когда водителя постоянно заваливают негативными отзывами и жалобами, его рейтинг неизбежно падает. Если так будет продолжаться какое-то время, ему придется заново проходить аттестацию в компании, а также с него могут взыскать штраф, заблокировать доступ к приложению или уволить.

Как быстро брать заказы в такси

Советы, которые помогут быстро ловить заказы в такси:

  • Хороший интернет и GPS-сигнал.
  • Используйте для работы в таксометре и телефонных звонков разные смартфоны.
  • После каждого заказа проверяйте, корректно ли он завершен.
  • Не ставьте смартфон на беззвучный режим.

Можно ли ехать в такси 4 человека

До поездки

В салоне обычного автомобиля могут комфортно расположиться не более 4 человек (в классах Premier и Élite — не более 3). Если пассажиров в салоне больше, водителю придётся отказаться от поездки, чтобы не нарушить пункт 22.8 правил дорожного движения РФ.

Почему у таксистов два телефона

На обоих смартфонах запущены приложения того или иного агрегатора, что позволяет оперативно «ловить» заказы от разных клиентов, пользующихся разными сервисами. Так водитель никогда не будет простаивать: нет заказов в одном сервисе, упадет в другом.

Почему в такси закрывают двери

Поэтому таксисты блокируют левую заднюю дверь, чтобы не подвергнуть клиента риску. А пассажиры такую заботу принимают за грубое нарушение прав и возмущаются своеволию водителя. Выходить из машины и садиться можно только тогда, когда это безопасно для всех участников дорожного движения!

Зачем камера в такси

Например, камера реагирует на частоту и длительность моргания. Она оповещает водителя световой индикацией и звуком о нарушении, чтобы помочь ему сконцентрироваться. Одновременно с этим начинается запись.

Можно ли таксисту снимать на камеру

Существует единое правило — обнародование и использование любых изображений граждан БЕЗ их согласия запрещено. Обратите внимание, что данная формулировка делает акцент на слове «использовать», а вот вести открытую съемку можно практически повсеместно.

рейтинг водителей и оценки пассажиров

Содержание статьи

На сегодняшний день Яндекс такси является одним из самых популярных сервисов для заказа поездок на такси. Для улучшения качества обслуживания пассажиров этой компанией была введена возможность рейтингования водителей. Ниже об этом будет рассказано подробнее.

Рейтинг водителя в Яндекс Такси.

Что такое рейтинг водителей в Яндекс такси?

Каждый таксист Яндекса проходит тщательную проверку перед тем, как попасть в службу. Его проверяют на знание города и его способность в нем ориентироваться. Кроме того, проверяется и состояние его автомобиля, которое должно соответствовать требованиям службы.

Данная служба заказов позволяет вызвать автомобиль, не совершая звонок к диспетчеру. Достаточно иметь приложение в смартфоне или можно зайти на сайт. Отличительным является и скорость подачи такси, его можно найти в любой точке города, не нужно ждать его долгое время.

После того как пассажир доставлен в пункт назначения, он имеет право оценить поездку в своем приложении цифрой от 1 до 5. Это дает возможность таксисту заработать определенный рейтинг, который действует в течение 2 месяцев. Общий рейтинг таксиста Яндекс складывается из количества звезд, которое он набрал за 2 месяца, и результатов теста, который проводится самой службой.

Что дает рейтинг водителю?

Увеличение высоких оценок прямо пропорционально влияет на количество заказов. Если у таксиста в основном пятерки, то соответственно растет и количество его заказов.

Важно следить, чтобы общий рейтинг не падал ниже 4, так как при этом таксист автоматически блокируется и не может выполнять заказы. Его можно разблокировать лишь по прошествии 2 месяцев, когда низки оценки будут замещены новыми.

Как водитель видит свой рейтинг.

Можно ли посмотреть рейтинг водителя?

Рейтинг водителя – довольно сильный стимул для повышения им качества обслуживания клиентов. При этом он зависит от пассажира и его адекватной оценки. Пассажирам также хочется выбрать положительного и надежного шофера, но это невозможно узнать заранее.

Рейтинг формируется в самой системе, и шоферу начисляются баллы. Можно полагаться только на отзывы других пассажиров о работе того или иного водителя.

В Яндекс такси есть возможность оценить поездку не только со стороны пассажира, но и со стороны водителя. При этом последний может неофициально выставить оценку своему клиенту по различным параметрам. Это может быть:

  • опоздание;
  • невоспитанность и грубость при общении;
  • неприятные запахи и неаккуратность;
  • громкая беседа и жалобы.

Среди таксистов есть негласное правило, что клиент с низкими оценками нежелателен для них, и лучше избегать его по мере возможности. Узнать свой рейтинг пассажир может у очередного водителя по итогам поездки.

Видит ли водитель оценку пассажира, которого только что подвозил?

Служба заказов Яндекс такси позволяет найти таксиста, находясь в любой точке города, даже на улице. Это возможно благодаря новым компьютерным технологиям, используемым данной службой. Также технологии позволяют выявлять ошибки и слабые места работы водителя, повышая тем самым качество обслуживания клиентов.

Помимо всего прочего, современные технологии дают возможность самим пассажирам оценивать поездку. В оценку включается:

  • удовлетворенность клиента поездкой;
  • личные качества шофера;
  • состояние автомобиля;
  • скорость поездки и другие параметры.

Оценку шоферу и работе таксопарка пассажир может выставить в приложении. На основании этих оценок и составляется рейтинг. Чем выше рейтинг, тем больше заказов у данного таксиста. Следует отметить, что на положительное оценивание также влияет оптимальность выбранного маршрута и поведение самого таксиста.

Иногда пассажир сам того не зная может оставить чаевые таксисту, который ему понравился. Это осуществляется путем оценивания поездки в смартфоне. Если клиент выставил отличную или хорошую оценку в течение получаса после поездки, то шоферу автоматически начисляются чаевые.

Если же этого не произошло в указанный промежуток времени, то чаевые спишутся в течение суток после поездки. Чаевые начисляются только в том случае, если клиент не снизит оценку. Недавно Яндекс такси обновил экран в приложении, добавив в него фиксированные суммы чаевых в рублях для удобства пассажира.

Оценку своей поездки таксист сможет посмотреть в своем приложении через вкладку «рейтинг» в таксометре. Также он может просмотреть рейтинг, нажав на изображение человечка на экране таксометра.

Однако он не может увидеть, кто и за что ему снизил оценку. Поэтому, если это произошло, ему следует пересмотреть свое поведение, манеру вождения, улучшить состояние автомобиля и прочие параметры.

Как поставить оценку водителю Яндекс Такси.

Можно ли изменить оценку после того, как ее поставил?

Если клиент выставил низкую оценку, то поменять это уже не получится. Если она была выставлена случайно, но рейтинг таксиста на самом деле высокий, то низкая оценка не повлияет на общий рейтинг. В крайнем случае можно использовать обратную связь и исправить ситуацию.

Как рассчитывается рейтинг водителю?

Рейтинг водителя Яндекс такси напрямую влияет на его работу и количество поступающих заказов. Он рассчитывается автоматически по единому принципу для всех таксистов.

Как он формируется?

Он формируется из нескольких показателей. Сюда включается каждая оценка клиента, оставленная после поездки, а также оценка за пройденный экзамен. Суммируются оценки за 2 месяца работы, и итоговая цифра делится на 60, итогом является рейтинг водителя.

При этом, если итоговый балл превысил отметку 4,8, у водителя появляется возможность получить статус «Премиум», который откроет доступ к большему количеству заказов.

Если таксист – новичок, то ему дают 30 оценок по 4,2 балла. В течение первого месяца работы эти оценки замещаются теми, которые выставляют ему пассажиры.

Если водитель сменил водительское удостоверение, то его рейтинг равняется рейтингу новичка. Для его пересчета таксист может обратиться в службу поддержки Яндекс такси.

Как улучшить рейтинг?

В случае наличия у водителя большого количества низких оценок – ниже «4», производится блокировка, которая не снимается до 2 месяцев. В это время он не может принимать и выполнять заказы. Но блокировку можно снять путем прохождения теста в Центре Яндекс такси. Сдача экзамена является одним из способов повышения рейтинга. Если экзаменуемый получил на экзамене 4 (четверку), то она приравнивается к 20 отличным оценкам, которые он может получить за заказы.

В системе приложения Яндекс такси также предусмотрен способ нематериального поощрения водителя – с помощью так называемого комплимента. Это может быть отдельная оценка за вежливость, комфорт при поездке или даже музыку. Такие показатели также учитываются при общем рейтинге шофера.

Почему может падать рейтинг?

Судя по опросам, проведенным среди пассажиров Яндекс такси, многие из них остаются недовольными работой шофера и его автомобилем. Например, различные запахи и неопрятность в салоне автомобиля являются одним из критериев низкого оценивания со стороны пассажиров.

Часто клиенты замечают неправильный выбор маршрута, что также считается минусом в работе водителя Яндекс такси. Некоторые клиенты отмечают грубость и невоспитанность шофера, несоблюдение им правил дорожного движения, что существенно влияет на показатель его рейтинга.

Заключение

Каждый водитель Яндекс такси сам зарабатывает себе рейтинговые баллы. Этот уровень зависит как от водительских способностей таксиста и его умения ориентироваться в городе, так и от личностных качеств и манеры общения. Поэтому важно, чтобы клиенты своевременно и правильно оценивали качества водителя, давая ему тем самым возможность повысить свои показатели.

Яндекс.Такси и данные пользователя — Такси. Справка

Местоположение.

Для определения места получения.

Для формирования списка тарифов по региону.

Требуется разрешение для определения вашего местоположения с помощью мобильной сети или GPS.

Передача данных о местоположении может быть отключена в системных настройках вашего устройства.

Номер телефона.

Авторизация.

Для генерации push-уведомлений и SMS-уведомлений.

Чтобы драйвер мог общаться с клиентом.

Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Электронная почта. Создание отчетов о поездке. Вы можете удалить свой адрес электронной почты в настройках приложения.
Часовой пояс.

Адаптация интерфейса приложения.

Для создания push-уведомлений.

Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
История заказов.

Для создания поисковых предложений на основе интересов пользователей.

Персонализация поиска.

Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Текстовые поисковые запросы. Для поиска адресов отправления и назначения. Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Текст чата с водителем. Для обмена сообщениями с водителем в чате. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте функцию чата в приложении.
Адреса сохранены в «Мои адреса». Быстрый выбор адреса при заказе. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте функцию «Мои адреса».
Список сохраненных (добавленных) банковских карт. Для оплаты проезда банковскими картами. Если вы не хотите передавать эти данные, не добавляйте банковские карты в приложение.
Разговорные фразы. Для поиска адресов при заказе. Требуется разрешение на использование микрофона. Вы можете отключить передачу данных в системных настройках вашего устройства.
Параметры сети Wi-Fi. Для определения координат пользователя. Вы можете отключить Wi-Fi в системных настройках вашего устройства.
Системный язык устройства.

Для локализации и адаптации интерфейса приложения.

Для генерации push-уведомлений и SMS-уведомлений.

Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Взаимодействие пользователя с элементами интерфейса: прокрутка, нажатие и взаимодействие с меню. Для улучшения качества работы приложения. Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Технические характеристики устройства: модель, производитель, название и версия операционной системы, размер экрана, информация о сенсоре, идентификаторы устройства. Для улучшения качества работы приложения. Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Характеристики операционной системы Android: объем дискового пространства, системные настройки, список установленных приложений. Для улучшения качества работы приложения. Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.
Отчеты о сбоях приложения. Для улучшения качества работы приложения. Приложение не может работать без доступа к этим данным. Если вы не хотите передавать эти данные, не используйте Яндекс.Такси.

bne IntelliNews — Яндекс.Такси усиливает давление на своих водителей с помощью системы оценки клиентов

Конкуренция в российском онлайн-бизнесе такси стала беспощадной, и ведущие компании ищут способы выделиться. В течение многих лет вождение такси в свободное время было для бедных россиян способом подзаработать, но с появлением онлайн-приложений для вызова такси это все больше становится профессией. Проблема в том, что работать в Яндекс. Такси — не очень хорошая работа.

Вместо того, чтобы протянуть вам руку и остановить случайного водителя, как работала система советских времен, лидер рынка Яндекс.Такси прилагает большие усилия для повышения доверия водителей к своим автомобилям. Внедряемые в настоящее время инновации означают, что теперь пассажиры смогут увидеть в приложении изображение своих водителей в высоком разрешении перед посадкой в ​​машину. Помимо модели автомобиля, количества совершенных поездок и их рейтинга, пассажиры теперь смогут видеть комплименты, которые водитель получил от предыдущих клиентов.

Хотя это хорошая новость для клиентов, водители Яндекс.Такси могут почувствовать еще большее давление. Их рейтинг, определяемый отзывами клиентов, определяет оплату. В опросе, который я проводил среди водителей Яндекса, некоторые были обеспокоены давлением во время работы, где поведение клиентов было одним из наиболее важных факторов. Недавно введенный раздел комплиментов усиливает существующее давление, потому что водители чувствуют себя обязанными еще больше «общаться», чтобы продолжать получать рейтинги и, следовательно, заказы от Яндекс. Такси. В системе используется система баллов, которая отдает предпочтение водителям с более высокими баллами, которым отправляется больше клиентов.

Инновации и дискриминация?

Другая проблема связана с этнической дискриминацией. Многие из водителей — выходцы из Средней Азии и Кавказа, для которых вождение такси — более прибыльная и легкая работа, чем строительные и рабочие работы, на которые вынуждены соглашаться многие их соотечественники. Один из конкурентов «Яндекс.Такси» установил функцию, позволяющую выбирать водителей только «славянской внешности», что наводит на вопрос, не приведут ли фотографии высокого разрешения к усилению расовой дискриминации при выборе водителей. Мое исследование, основанное на интервью с водителями Яндекс.Такси, предлагает подробное описание их повседневной жизни на улицах Москвы.

Как и в случае с Uber в Великобритании, где большинство водителей имеют миграционное происхождение, половина водителей, опрошенных в ходе моего исследования, не были славянами. Некоторые из этих водителей живут в Москве много лет (некоторые еще со времен Советского Союза), а другие недавно приехали из одной из бывших советских республик.

Наиболее важная причина, по которой так много мигрантов являются водителями, вероятно, объясняется низкими барьерами для входа на работу водителем через приложения Citimobile, Gett или Яндекс. Российское гражданство не требуется, и большинству водителей достаточно пройти двухчасовой инструктаж перед началом работы. Похоже, что, как и в других странах, райдшеринговая платформа Яндекс является удобным инструментом для мигрантов, чтобы закрепиться на российском рынке труда.

Условия работы «платформенных» рабочих

Водители Яндекса в Москве жалуются на те же жалобы, что и водители в странах ОЭСР: низкие тарифы, плохое отношение к клиентам, а также отсутствие поддержки водителей со стороны компаний-платформ. Однако у московских водителей явно различаются представления об условиях труда, основанные на реалиях местного рынка труда, по сравнению с водителями Uber в США.

Большинство водителей говорят, что основным стрессовым фактором в их работе является интенсивное движение на улицах Москвы и их ответственность за безопасность своих пассажиров. Не менее важный фактор касается поведения клиентов. Водители считают, что примерно 90% пассажиров ведут себя правильно, а 10% нет.

В то время как водители жалуются на пьяных, неудовлетворенных или неплатящих пассажиров, а критика низких тарифов также является часто высказываемой жалобой, интригующая категория жалоб касается самого Яндекс.Такси. Часть проблемы связана с техническими проблемами, такими как плохая навигация и непонятные тарифы, которые в основном связаны с появлением новых технологий. Однако другие проблемы, такие как плохое обращение с водителями, отсутствие поддержки и невыплата бонусов, скорее всего, указывают на формирующуюся «платформенную бизнес-модель», которая ограничивает права поставщиков услуг.

Большинство опрошенных водителей некоторое время работали водителями платформы. Многие заявляют, что не знают, как долго они будут работать с Яндексом, указывая на то, что у Яндекса большая текучка водителей. Этот феномен хорошо задокументирован в отношении Uber, где многие водители увольняются в течение первого года работы, а уровень удержания фактически упал до 4%. Высокая текучесть кадров может означать, что водители не рассматривают Яндекс как долгосрочную возможность, что может поставить под вопрос устойчивость этой бизнес-модели.

Некоторые водители жалуются на высокую комиссию Яндекса. Поскольку у Яндекса гибкая система комиссий, комиссии меняются в течение дня в зависимости от ряда переменных. Водители заявили, что Яндекс взимает комиссию от 21% до 25% от стоимости проезда. Хотя Яндекс.Такси еще не приносит прибыли, взимаемая комиссия высока по сравнению с тонкой структурой затрат технологичной компании.

По свидетельству других райдшеринговых компаний, некоторые водители жаловались на непонятные бонусы, цены на проезд и т. д. Схемы не только непонятны, но временами водители чувствовали себя обманутыми Яндекс. Такси. Еще одна жалоба относится к технической поддержке. Хотя некоторые водители говорили, что им помогала техническая поддержка их стоянки такси или Яндекса, другие выражали недовольство отсутствием помощи в сложных ситуациях с пассажирами.

Гиг-экономика и ее недовольство

В связи с этим удивительно, что одно из первых обещаний однорангового обмена — исключить посредников — так и не было выполнено. Мало того, что компания-платформа Яндекс.Такси берет высокую плату за свои услуги, другие посредники также получают часть доходов водителей. Хотя несколько водителей отметили преимущества поддержки со стороны диспетчера стоянки такси, технология Яндекса не нуждается в посредниках.

Это похоже на другие части «гиг-экономики». В Mechanical Turk от Amazon работа в высокой степени автоматизирована с помощью методов управления на основе ИИ, а расходы на персонал низкие. Более того, посредники — работники с высоким рейтингом — имеют возможность получать самые высокооплачиваемые контракты и распределять работу среди краудворкеров с более низким рейтингом, проедая доходы.

Однако жалобы водителей отличаются от западных современников тем, что в них, как правило, не упоминаются преимущества благоприятных условий для сотрудников, таких как отпуск по болезни, повышение квалификации, постоянная работа или отпуск по уходу за ребенком. Учитывая реалии российского рынка труда, водители даже не рассматривали эти льготы как вариант.

В странах, которые не благоприятны для работников или не имеют полноценной социальной системы, краудворк кажется жизнеспособной альтернативой для многих людей, особенно в качестве первого шага на рынке труда для мигрантов.

Этот анализ показывает, что нарратив об уничтожении хорошей, застрахованной занятости неприменим в российском контексте, потому что количество хорошо оплачиваемых, стабильных рабочих мест, которые соблюдают положения трудового законодательства, просто слишком мало, чтобы быть значимой точкой отсчета. .

 

Клеменс Витте — научный сотрудник организации «Диалог цивилизаций» в Берлине.