Skip to content

Все о техосмотре в 2023: как пройти, что для этого нужно, изменения

С 2023 года возвращается обязательный техосмотр для всех автовладельцев

23. 11. 2022

Начиная с 2023 года, все украинские водители, должны обязательно проходить технический осмотр своего транспортного средства. Это предусмотрено в подписанном Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС.

Дело в том, что процедура обязательного техосмотра в Украине была отменена в 2011 году. Это относилось к владельцам легковых автомобилей, которые использовали транспортное средство исключительно в личных целях. Относительно техники, которая использовалась для коммерческих перевозок, она должна и дальше проходить технический осмотр. Эта задача возлагалась на частные компании.

Всё же, несмотря на это. в 2014 году Украина подписала Соглашение об ассоциации со странами Евросоюза, включавшее внесение многих изменений в наше законодательство. Там предполагается возврат процедуры техосмотра.

Министерством инфраструктуры Украины была опубликована очередная версия Проекта Закона «О внесении изменений в ряд законодательных актов Украины по безопасности эксплуатации колесных транспортных средств». Реализация этих новшеств планируется в ближайшее время.

Кто должен проходить обязательный техосмотр?

Проходить техосмотр, независимо от того, когда был зарегистрирован автомобиль, должны:

  • транспортные средства в течение 10 дней после того, как они были перерегистрированы на имя нового владельца;
  • машины, попавшие в ДТП, и при этом повреждения получили элементы, от которых зависит безопасность передвижения (подвеска, рулевой механизм, тормоза), а ведь был сильно деформирован кузов;
  • авто, на которых были обнаружены существенные неполадки во время вождения.

Как часто нужно будет проходить обязательный техосмотр и кому не нужно его проходить ?

Согласно новому законопроекту, легковые автомобили (могут перевозить до 9 пассажиров) должны пройти техническое освидетельствование не позднее чем через 4 года после даты первой регистрации, а после этого – каждые 2 года. Если автомобиль используется для коммерческих пассажирских перевозок (например, в службе такси), техосмотр нужно проходить ежегодно.

От обязательного технического осмотра освобождаются транспортные средства:

  • скорость передвижения которых не превышает 25 км/ч;
  • используются на дорогах общего пользования;
  • имеют двигатель объемом менее 125 см? или электромотор, мощность которого не превышает 4 кВт.

 

Кто не сможет пройти техосмотр?

Законопроект предусматривает, что техосмотр не смогут пройти автомобили, которые попадали в серьезные дорожно-транспортные происшествия, то есть машины, которые имели серьезные повреждения. Наличие таких повреждений будут выявлять и анализировать эксперты. Также возникнут проблемы с техосмотром у владельцев, чьи автомобили не отвечают действующим экологическим стандартам «Евро-4», а также машины, возраст которых превышает 15 лет.

Запрет на прохождение технического осмотра также касается и автомобилей, в конструкцию которых были внесены значительные изменения. Кроме этого, невозможно будет пройти процедуру машинам, зарегистрированным за границей, или получившим прописку в Украине. Это касается, в частности, так называемых «евроблях» и битых авто, завезенных в Украину из США.

Какими будут штрафы за непрохождение техосмотра и где его можно пройти?

Техосмотр авто любой категории можно будет пройти в сертифицированном СТО. Специалисты будут осматривать транспортные средства и после проведения всех необходимых процедур будут выдавать сертификаты о прохождении технического осмотра. Сертифицированные центры прохождения техосмотра находятся во всех украинских городах. В настоящее время на территории нашей страны действует 800 сертифицированных СТО.

Если авто не пройдет техническое освидетельствование до указанных сроков, или истечет указанный срок от даты последнего техосмотра, водитель будет оштрафован на сумму в 1700 грн (100 необлагаемых минимумов доходов граждан). При повторном нарушении ему грозит лишение водительского удостоверения.

Категории ТС — Центр технического осмотра

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» подразделяет все виды автотранспорта на категории L, M, N, O.

Категория L присваивается всем видам мототранспортных средств и имеет наиболее подробное разделение на подкатегории среди ТС.

Техосмотр мотоцикла (и иного мототранспорта категории L) проходят раз в 2 года, если ТС старше 3 лет, ежегодно, если ТС старше 7 лет. До 3 лет, включая год выпуска, проходить техосмотр не требуется.

Мопеды, мотовелосипеды, мокики

  • L1 – двухколёсное транспортное средство с максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч и следующими характеристиками двигателя:
    • двигатель внутреннего сгорания: рабочий объём не превышает 50 см3;
    • электродвигатель: максимальная мощность в режиме длительной нагрузки не превышает 4 кВт.
  • L2 – трёхколёсное транспортное средство с любым расположение колёс, максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч и следующими характеристиками двигателя:
    • двигатель внутреннего сгорания с принудительным зажиганием: рабочий объём не превышает 50 см3;
    • двигатель внутреннего сгорания другого типа: максимальная мощность не превышает 4кВт;
    • электродвигатель: максимальная мощность в режиме длительной нагрузки не превышает 4 кВт.

Мотоциклы, мотороллеры, трицыклы

  • L3 – двухколёсное транспортное средство с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 и/или максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч при любом типе двигателя.
  • L4 – трёхколёсное транспортное средство с асимметричным расположением колёс относительно средней продольной плоскости ТС, с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 и/или максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч при любом типе двигателя.
  • L5 – трёхколёсное транспортное средство с симметричным расположением колёс относительно средней продольной плоскости ТС, с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 см3 и/или максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч при любом типе двигателя.

Квадроциклы

  • L6 – четырёхколёсное транспортное средство с массой до 350 кг включительно (без учёта массы аккумуляторов в случае электрического транспортного средства), максимальной конструктивной скоростью не более 50 км/ч и следующими характеристиками двигателя:
    • двигатель внутреннего сгорания с принудительным зажиганием: рабочий объём не превышает 50 см3;
    • двигатель внутреннего сгорания другого типа: максимальная мощность не превышает 4кВт;
    • электродвигатель: максимальная мощность в режиме длительной нагрузки не превышает 4 кВт.

КАТЕГОРИЯ M – ПАССАЖИРСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Категория М присваивается всем видам транспортных средств, имеющих не менее четырёх колёс и предназначенных для перевозки пассажиров.

Легковые автомобили

M1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения. В категорию М1 попадают практически все марки легковых автомобилей. Исключение составляют модели, в которых максимально допустимая конструкцией масса перевозимого груза превышает общую условную массу пассажиров (68 кг умножается на количество пассажирских мест). В этом случае автомобилю присваивается категория N. Техосмотр легкового автомобиля проходят раз в 2 года, если ТС старше 3 лет, ежегодно, если ТС старше 7 лет или предназначен для обучения вождению. До 3 лет, включая год выпуска, проходить техосмотр не требуется. В случае, когда автомобиль используется в качестве такси, ТО нужно проходить каждые полгода.

Автобусы, троллейбусы, специализированные транспортные средства

К категориям М2 и М3 относятся микроавтобусы, автобусы, троллейбусы, грузовые автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров.

Техосмотр данной категории транспорта нужно проходить каждые полгода.

M2 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.

M3 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.

Дополнительно категории М2 и М3 делятся на классы:

  1. При вместимости до 22 пассажиров помимо водителя
    • класс А – предназначен для перевозки стоячих и сидячих пассажиров;
    • класс B – предназначен для перевозки только сидячих пассажиров.
  2. При вместимости более 22 пассажиров помимо водителя
    • класс I – имеет выделенную площадь для стоящих пассажиров, обеспечивает быструю смену пассажиров;
    • класс II – предназначен для перевозки сидящих пассажиров, но имеет возможность для перевозки стоящих пассажиров в проходе или на площади не более двойного пассажирского сиденья;
    • класс III – предназначен для перевозки исключительно сидящих пассажиров.

КАТЕГОРИЯ N – ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Категория N присваивается тем маркам автомобилей и их шасси, которые предназначены для перевозки грузов.

N1 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие, технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны.

Техосмотр грузового автомобиля категории N1 проводят:

  • раз в полгода, если автомобиль предназначен для перевозки опасных грузов;
  • ежегодно, если ТС старше 7 лет или предназначен для обучения вождению;
  • раз в 2 года, если с года выпуска ТС прошло от 3 до 7 лет;
  • ТО не требуется, если автомобилю менее 3 лет, включая год выпуска.

N2 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн.

N3 – транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.

Техосмотр грузовых автомобилей категории N2 и N3 проводят:

  • раз в полгода, если автомобиль предназначен для перевозки опасных грузов;
  • ежегодно во всех остальных случаях.

КАТЕГОРИЯ O – ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ

В категорию О включены прицепы и полуприцепы к транспортным средствам категорий L, M, N. Как и остальные участники дорожного движения, прицепы нуждаются в регулярном техосмотре, который по своим требованиям схож с правилами ТО для автомобилей.

O1 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонны.

O2 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 тонны, но не более 3,5 тонны.

ТС категорий О1 и О2 используют совместно с легковыми автомобилями и мототехникой. На легковые прицепы легче 3,5 т действуют следующие правила прохождения ТО:

  • ТО проводится каждые полгода, если прицеп (полуприцеп) используется для перевозки опасных грузов;
  • ежегодный техосмотр для прицепов старше 7 лет;
  • каждые двадцать четыре месяца (2 года), если прицеп старше 3х лет;
  • не требуется в первые три года эксплуатации, включая год выпуска;
  • техосмотр не требуется, если владельцем легкового прицепа массой до 3,5 т является физическое лицо (техосмотр проводится исключительно по желанию владельца для получения страховки).

O3 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 тонны, но не более 10 тонн.

O4 – прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.

Прицепы (полуприцепы) категорий О3 и О4 считаются грузовыми (для грузовых автомобилей) и подлежат обязательному техосмотру:

  • каждые полгода, если прицеп (полуприцеп) используется для перевозки опасных грузов;
  • ежегодно для прицепов старше 7 лет;
  • каждые двадцать четыре месяца (2 года), если прицеп старше 3х лет;
  • не требуется в первые три года эксплуатации, включая год выпуска.

КАТЕГОРИЯ G – ТРАНСПОРТ ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ

Категория G , в отличие от остальных, не является самостоятельной, её присваивают легковым автомобилям и грузовикам, если они отвечают особым требованиям: полный привод, угол подъёма не менее 25°, дорожный просвет не менее 20 см для M или 30 см для N и т.д. Полный перечень условий, позволяющих присвоить транспортному средству категорию G, содержится в Приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

Соответствие категории водительского удостоверения категории транспортного средства

Категория водительского удостоверения Категория технического регламента
A, A1 L3-L5
B (легковые) M1
B (грузовые) N1
B1 L6 -L7
C N2-N3
D M2-M3
E O2-O4
M L1-L2

Приготовьтесь к мероприятиям по обеспечению безопасности грузовых автомобилей в 2023 году

Этой весной и летом состоятся самые важные инициативы года по обеспечению безопасности грузовых автомобилей. Все они организованы Альянсом по безопасности коммерческих транспортных средств, некоммерческой организацией, состоящей из должностных лиц по безопасности коммерческих транспортных средств и представителей отрасли.

Международная выездная проверка проводится с 16 по 18 мая 2023 года .

Мероприятие представляет собой крупнейшую в мире целевую программу контроля за коммерческими автомобилями: по данным CVSA, каждую минуту в Северной Америке проверяется около 15 грузовиков и автобусов. Во время международной дорожной проверки инспекторы будут проводить свои обычные проверки безопасности на дорогах коммерческих автомобилей и водителей.

В этом году инспекторы сосредоточатся на антиблокировочных тормозных системах (ABS) и безопасности груза, чтобы подчеркнуть важность этих аспектов безопасности транспортных средств. Хотя нарушения ABS не являются нарушениями, связанными с выходом из строя, антиблокировочные тормозные системы играют решающую роль в снижении риска столкновений, предотвращая блокировку колес или занос колес, позволяя водителю сохранять контроль над транспортным средством во время торможения. к ЦВСА. Кроме того, неправильное крепление груза представляет серьезную опасность для водителей и других автомобилистов, отрицательно влияя на маневренность транспортного средства или, что еще хуже, вызывая падение незакрепленных грузов, что приводит к возникновению дорожно-транспортных происшествий и столкновению транспортных средств.

В 2022 году в ходе международной дорожной проверки инспекторы, сертифицированные CVSA, провели 59 026 проверок и вывели из эксплуатации 12 456 коммерческих автомобилей и 3714 водителей коммерческих автомобилей. Инспекторы выводят коммерческий автотранспорт из эксплуатации, если обнаруживают критические нарушения в ходе придорожного осмотра. CVSA описывает эти критические нарушения, связанные с выходом из эксплуатации, в своих Североамериканских стандартных критериях выхода из эксплуатации. Вывод из эксплуатации означает, что водителю или транспортному средству запрещается работать в течение определенного периода времени или до тех пор, пока нарушение не будет устранено.

Неделя безопасного вождения запланирована на 9–15 июля 2023 года.

Неделя безопасного вождения — это информационно-просветительская инициатива по безопасному вождению, направленная на улучшение поведения водителей легковых и коммерческих автомобилей посредством образовательных и стратегии обеспечения безопасности дорожного движения и взаимодействие с правоохранительными органами. В течение недели безопасного вождения сотрудники правоохранительных органов будут следить за водителями, участвующими в рискованном вождении. Офицеры остановятся и выпишут штраф или предупреждение водителям, совершившим небезопасное поведение.

Данные показывают, что остановки движения и взаимодействие с правоохранительными органами помогают уменьшить проблемное поведение за рулем, согласно CVSA. Вступая в контакт с водителями во время операции «Неделя безопасного вождения», сотрудники правоохранительных органов стремятся сделать дороги более безопасными, борясь с рискованным поведением водителей.

Во время операции «Неделя безопасного вождения» в 2022 году офицеры в Канаде и США остановили более 35 000 коммерческих и легковых автомобилей. Они вынесли 26 164 предупреждения и предписания водителям коммерческих транспортных средств и автомобилистам, участвовавшим в небезопасном поведении за рулем, от превышения скорости до отвлечения внимания.

Неделя безопасности тормозов запланирована на 20-26 августа 2023 года.

Во время этой кампании инспекторы коммерческих транспортных средств проводят проверки тормозной системы, в основном проверки уровня IV, на больших грузовиках и автобусах по всей Северной Америке. Неделя безопасности тормозов является одним из двух компонентов программы CVSA Operation Airbrake.

Правильно функционирующие тормозные системы имеют решающее значение для безопасной эксплуатации грузовых автомобилей. Тем не менее, нарушения, связанные с тормозами, составляют самый большой процент всех нарушений, связанных с неработоспособностью, о которых сообщают в ходе придорожных проверок. Неправильно установленные или плохо обслуживаемые тормозные системы могут снизить тормозную способность и тормозной путь грузовых автомобилей и автобусов, что представляет серьезную угрозу для безопасности водителя и населения.

Инспекторы коммерческих автомобилей в Канаде, Мексике и США проинспектировали 38 117 коммерческих автомобилей во время Недели безопасности тормозов в 2022 году. Из общего числа проверенных коммерческих автомобилей 13,3% были выведены из эксплуатации для критических проверок транспортных средств, связанных с тормозами. нарушения пункта.

Другая часть операции «Воздушный тормоз» — необъявленная однодневная инициатива по обеспечению безопасности тормозов, которая может быть проведена в любое время. С момента запуска программы в 19 году было проверено более 3,4 миллиона тормозов.98.

Блог PrePass и подкасты публикуются как общедоступная служба PrePass®, самой надежной и технологически продвинутой системы обхода весовых станций и интегрированной электронной платформы для оплаты дорожных сборов в Северной Америке. PrePass также включает программное обеспечение INFORM™ Safety и INFORM™ Tolling для повышения показателей безопасности грузовиков и снижения затрат на дорожные сборы.

быть или не быть? — Eauto

Среди украинских автомобилистов распространяются слухи о введении обязательного техосмотра легковых автомобилей уже с января 2023 года. Однако на деле ситуация несколько иная. Почему так много разговоров на эту тему и что происходит на самом деле, рассказывают эксперты Института конъюнктуры авторынка.

Обязательное техосмотр в Украине будет

На пути вступления Украины в Европейский Союз наша страна должна ввести основные стандарты, единые для всех стран-членов. Все директивы и сроки их реализации прописаны в соответствующем плане мероприятий, утверждаемом Кабинетом Министров.

Среди прочего, несколько пунктов относятся к введению обязательного технического осмотра в соответствии с Директивой 2014/45/EU , в котором описаны общие требования к процедуре во всех странах-членах ЕС. То есть это общеевропейская практика — нет страны, где бы отсутствовал обязательный техосмотр.

Положения об обязательном техническом осмотре описаны в пунктах 1797 , 1798 и 1800 . В их рамках необходимо разработать механизм проведения обязательной проверки пригодности колесных транспортных средств к эксплуатации, правила подготовки и проверки знаний экспертов, порядок работы соответствующих учебных центров, внести законопроект и обсудить это с экспертами ЕС. При этом речь идет не только об автомобилях, которые будут пересекать границу со странами Евросоюза, а обо всех транспортных средствах, зарегистрированных в Украине.

Поэтому техосмотр обязательно будет введен в Украине , вопрос только в какой форме и когда.

Кто будет проверять автомобили?

Европейская практика проведения техосмотра предусматривает осмотр автомобилей на специализированных станциях, предназначенных исключительно для этой процедуры. То есть это не классические СТО, которые ремонтируют автомобили. В Германии, например, известная группа компаний TÜV проводит регулярные технические осмотры, в Польше вообще действует свободный рынок — станции принадлежат разным владельцам и конкурируют друг с другом.

На данный момент неизвестно, какой будет окончательная редакция законопроекта об обязательном техническом осмотре. Однако, скорее всего, в Украине его будут проводить и частные компании, имеющие соответствующее оборудование и квалифицированных специалистов, — например, те, которые уже сегодня проводят техосмотры коммерческих автомобилей и сертификацию «свежих» автомобилей. Вообще было бы логично заменить сертификацию подержанных автомобилей из-за рубежа первичным техосмотром — так это работает в Евросоюзе », — говорится в сообщении Института исследований автомобильного рынка.

Что будет проверяться при осмотре?

В ходе технического осмотра будут проверяться элементы, влияющие на безопасность и экологию. В частности, тормозная система, рулевой механизм, осветительных приборов, колес, шасси и других основных узлов и агрегатов.А также — пробег автомобиля будет занесен в единый реестр транспортных средств

Одновременно с этим время машины будут проверены по нормам, действующим в время их изготовления . То есть от автомобиля 1986 года потребуется соответствие нормам 1986 года: машина просто обязана быть в исправном состоянии. Никто не потребует установки каталитического нейтрализатора на этот автомобиль. Однако, если конструкцией она предусмотрена, а по факту убрана, у вас могут возникнуть проблемы.

Какова периодичность обязательного технического осмотра?

Нормы Евросоюза устанавливают минимальные сроки проведения обязательного технического осмотра. Новый автомобиль должен проходить первый техосмотр через четыре года после первой регистрации, все остальные автомобили — каждые 2 года. Однако каждое из государств-членов ЕС имеет право проводить техосмотр чаще. Например, в Польше частные автомобили проходят техосмотр каждый год.

Кроме того, каждая из стран по своему усмотрению вправе обязать автовладельцев проходить технический осмотр вне очереди: после серьезных дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были повреждены элементы, связанные с безопасностью автомобиля; если автомобиль был модифицирован или переоборудован; при смене владельца автомобиля и пробеге более 160 000 км.

Ретро-автомобили, получившие такой статус в соответствии с действующими процедурами, освобождаются от обязательного технического осмотра в большинстве стран ЕС.

Когда это может произойти?

В утвержденном Кабинетом Министров плане мероприятий необходимо было ввести обязательный технический осмотр в Украине до 31 декабря 2020 года. То есть этот срок уже истек .

Одновременно назначено большое количество государственных органов и организаций, ответственных за внедрение новой системы технического осмотра: Министерство инфраструктуры, Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Министерство финансов, Минэкономики, Минобразования и культуры, Укртрансбезопасность. Такая ситуация усложняет разработку и согласование законопроекта, поскольку такое значительное количество структур не может прийти к единому видению того, какой должна быть новая система техосмотра.

Кроме того, чтобы закон вступил в силу, за него должны проголосовать народные депутаты в зале Верховной Рады. Перед этим законопроект должен пройти все стадии рассмотрения: обсуждение в комиссиях, голосование в зале в двух чтениях, наконец, подпись Президента и публикация в официальной печати. И только после этого изменения начнут действовать. Обычно этот процесс длится не менее нескольких месяцев.

Поэтому сказать, когда именно это произойдет, невозможно, ведь сегодня в парламенте зарегистрирована четвертая редакция проекта нормативного акта, которая может еще много раз меняться в ходе обсуждения: депутаты могут вносить поправки, которые существенно изменят первоначальный вариант документа.

Как сообщили в Министерстве инфраструктуры в письме изданию УБР, в связи с военной агрессией России доработка законопроекта приостановлена, и вопрос реформирования системы обязательного технического контроля транспортных средств в Украине планируется Министерством после окончания военного положения .

Как не превратить обязательную проверку в коррупционную схему?

На сегодняшний день в Украине только владельцы коммерческого транспорта — такси, автобусов, грузовиков, прицепов и т. д. — обязаны проходить регулярный технический осмотр. Если это требование будет распространено на личный легковой транспорт, периодическому техосмотру будут подлежать более 10 млн автомобилей.

Средний возраст автомобилей с пробегом на внутреннем рынке в 2022 году составил 17,7 лет, импортных – 12,7 лет. В целом более 35% активной части украинского автопарка составляют автомобили, выпущенные после 2007 года, то есть старше 15 лет. У значительной части из них могут быть те или иные проблемы с техническим состоянием, в частности со снятыми сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами.

Такая ситуация сопряжена с высокими коррупционными рисками, считают в Институте исследований автомобильного рынка. По мнению экспертов, коррупцию в сфере технической экспертизы и сертификации можно преодолеть путем контроля органов, которые будут проводить процедуру и сам процесс.