Содержание
Причины возникновения горлового произношения звука «Р»
Горловое произношение звука «Р» может возникнуть у детей по нескольким причинам:
- Короткая подъязычная уздечка, ограничивающая подвижность языка
- Анатомические особенности строения ротовой полости (высокое или узкое нёбо, массивный язык)
- Длительный процесс смены молочных зубов на постоянные
- Частые простудные заболевания, ослабляющие мышцы речевого аппарата
- Раннее обучение иностранным языкам с отличающимся произношением «Р»
- Недостаточное развитие фонематического слуха
При горловом произношении вибрирует не кончик языка, а мягкое нёбо, в результате чего получается «французское» звучание. Исправление такого дефекта требует комплексного подхода и занимает длительное время.
Диагностика перед началом коррекции горлового «Р»
Прежде чем приступать к исправлению горлового произношения, необходимо провести тщательную диагностику. Логопед должен оценить:
- Уровень развития лексики и грамматики
- Состояние речевого слуха
- Строение артикуляционного аппарата
- Наличие других нарушений звукопроизношения
Такая проверка позволяет выявить возможные сопутствующие проблемы, например, стертую дизартрию. При ней наблюдается нарушение тонуса мышц речевого аппарата, что затрудняет постановку звука.
Чтобы определить горловое произношение, достаточно попросить ребенка порычать с открытым ртом. Если вибрация ощущается в горле, а не на кончике языка, это подтверждает горловой характер звука «Р».
Подготовительный этап коррекции горлового «Р»
Исправление горлового произношения начинается с подготовительного этапа. Он включает:
- Отработку правильной артикуляционной позиции:
- Широкая улыбка
- Обнаженные зубы
- Кончик языка упирается в альвеолы за верхними зубами
- Выполнение артикуляционной гимнастики:
- Упражнение «Лошадка» — цокание языком
- Упражнение «Часики» — движения языком вправо-влево
- Упражнение «Качели» — движения языком вверх-вниз
- Развитие подвижности кончика языка:
- Удержание тонких полосок ириса на нёбе
- Слизывание меда, сметаны с тарелки
- Облизывание фруктового льда, леденцов
Все упражнения выполняются перед зеркалом для визуального контроля. Важно следить, чтобы работал только язык, без участия нижней челюсти.
Дыхательная гимнастика для постановки звука «Р»
Для исправления горлового «Р» необходима сильная воздушная струя. Ее вырабатывают с помощью специальных упражнений:
- Дутье на султанчики, вертушки, перышки
- Сдувание карандашей со стола
- Надувание мыльных пузырей
При выполнении дыхательной гимнастики важно следить, чтобы щеки ребенка не надувались. Вдох делается носом, а выдох — через рот, сложенный трубочкой.
Основные этапы постановки звука «Р» при горловом произношении
После подготовительного этапа переходят непосредственно к постановке звука «Р». Процесс включает несколько стадий:
- Постановка опорного звука «Д»
- Выработка вибрации кончика языка
- Закрепление правильного звучания в слогах
- Автоматизация в словах и фразах
- Дифференциация со звуком «Л»
Процесс коррекции горлового «Р» может занять от нескольких месяцев до года регулярных занятий. Важно запастись терпением и не торопить ребенка.
Эффективные приемы для исправления горлового произношения
Логопеды используют разные методики для постановки правильного звука «Р»:
- От звука «Д» — быстрое произнесение «д-д-д» с постепенным переходом в «р-р-р»
- От звука «Ж» — длительное произнесение «ж-ж-ж» с оттягиванием языка назад
- Механический способ — вызывание вибрации кончика языка с помощью логопедического зонда
- Подражание рычанию тигра или мотору машины
Выбор конкретного приема зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Часто используется комбинация нескольких способов.
Советы родителям по закреплению правильного произношения
Успех коррекции во многом зависит от поддержки родителей. Вот несколько рекомендаций:
- Регулярно выполняйте артикуляционную гимнастику дома
- Играйте в речевые игры на автоматизацию звука «Р»
- Контролируйте правильность произношения в повседневной речи
- Хвалите ребенка за старания и успехи
- Не торопите процесс, дайте время на закрепление навыка
При систематических занятиях и поддержке родителей большинство детей успешно преодолевают горловое произношение и овладевают нормативным звуком «Р».