Болт контактный генератора


Ремонт генератора

Разборка и сборка генератора

Очистите и продуйте генератор сжатым воздухом. Отверните винт крепления и снимите щеткодержатель со щетками. Снимите шкив генератора с помощью приспособления 67.7823.9504. Для этого застопорите шкив захватом, входящим в комплект приспособления, отверните гайку крепления шкива и съемником спрессуйте шкив. Снимите шпонку и коническую шайбу шкива.

В комплект приспособления 67.7823.9504 входят обычный съемник и захват. Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладываются в ручей шкива'. Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора. С одной стороны они соединены шарнирно, а с другой -снабжены рычагами, которые сжимаются рукой при отворачивании гайки и снятии шкива.

Отверните гайки четырех стяжных болтов 16 (рис. 8.9) и отсоедините заднюю крышку 18 со статором 8 и выпрямительным блоком 6 от передней крышки 11 с ротором 9. Выньте ротор с дистанционным кольцом 15 из подшипника передней крышки.

Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, выньте из колодки 4 штекер центрального вывода обмотки статора и отсоедините статор от задней крышки. Отверните гайку контактного болта 7 и извлеките из крышки выпрямительный блок 6.

Собирается генератор в последовательности, обратной разборке. Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия специальный калибр, имеющий с одной стороны диаметр 12 мм, а с другой - 22 мм.

Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивайте моментом 38.4-88 Н*м (3.9-9,0 кгс*м).

Замена щеткодержателя

Если щетки имеют изношены и выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм, то замените щеткодержатель со щетками. Перед установкой щеткодержателя продуйте гнездо от угольной пыли и удалите протиркой масло, смешанное с угольной пылью.

Замена подшипников ротора

Рис. 8.9. Детали генератора: 1 - «отрицательная» щетка; 2 - щеткодержатель; 3 - «положительная щетка»; 4 - колодка штекера центрального вывода обмотки статора; 5 - изолирующие втулки контактного болта; 6 - выпрямительный блок; 7 - контактный болт; 8 - статор; 9 - ротор; 10 - внутренняя шайба крепления подшипника; 11 - крышка со стороны привода; 12 - вентилятор в сборе со шкивом; 13 - наружная шайба крепления подшипника; 14 - передний подшипник ротора; 15 - дистанционное кольцо; 16 - стяжной болт; 17 - поджимная втулка; 18 - крышка со стороны контактных колец; 19 - буферная втулка; 20 - втулка

Передний подшипник 14 (см. рис. 8.9) вала ротора запрессован в крышке 11. Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки, отверните гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимите шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессуйте подшипник. Если гайки винтов не отворачиваются (концы винтов раскернены), то спилите концы винтов.

Устанавливать новый подшипник в крышку 11 генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано и его диаметр не превышает 42 мм. В противном случае замените крышку с подшипником. Подшипник в крышку запрессовывается на прессе и затем зажимается между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскерните.

При замене подшипника со стороны контактных колец необходимо одновременно заменять и крышку, так как если подшипник поврежден, то обычно повреждается и гнездо в крышке. Подшипник снимается с вала ротора сьемником и напрессовывается на прессе.

Замена вентилей

У генераторов с выпрямленным блоком в случае повреждения одного из вентилей заменяется целиком выпрямительный блок.

У генераторов выпуска до 1977 г. положительные вентили были запрессованы в пластину (радиатор), а отрицательные - в крышку 18 (см. рис. 8.9).

У этих генераторов, если повреждены один или несколько положительных вентилей, заменяют радиатор вместе с вентилями.

Рис. 8.10. Выпрессовка «отрицательных вентилей»: 1 - пуансон А.76027; 2 - опора А.76029; 3 - опорная пластина А.76032

Поврежденные «отрицательные» вентили, запрессованные в крышку 18 генератора, можно заменить исправными той же полярности. Неисправный вентиль аккуратно вы-прессуйте на прессе (рис. 8.10). Нельзя выбивать его молотком, чтобы не испортить отверстие под вентиль и не повредить другие исправные вентили, запрессованные в крышку.

Рис. 8.11. Запрессовка «отрицательных вентилей»: 1 - пуансон А.76028; 2 - «отрицательный» вентиль; 3 - опора А.76031; 4 - крышка генератора

Новый вентиль аккуратно, без перекоса запрессуйте в крышку также на прессе (рис. 8.11). Категорически запрещается запрессовывать вентиль ударами молотка. Усилие запрессовки должно действовать на корпус вентиля, как показано на рис. 8.12.

Рис. 8.12. «Отрицательный» вентиль, запрессованный в крышку генератора. Стрелками указаны места, на которые должен действовать пуансон А.76028 при запрессовке

Вентили запрессовываются до упора фланца в крышку генератора. Для вентилей, имеющих ненакатанный поясок около фланца, допускается зазор 0,1-1 мм между фланцем вентиля и поверхностью крышки (рис. 8.12).

ladavaz.vrukah.info

Электрооборудование

Снятие и разборка генератора 37.3701

Отсоединяем провод «массы» от аккумуляторной батареи.

Отсоединяем наконечник провода от вывода регулятора напряжения (вывод «61»).

Сдвигаем защитный резиновый чехол с вывода «30» генератора,...

...ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления проводов к выводу «30»...

...и снимаем наконечники проводов с вывода «30».

Накидным ключом «на 17» отворачиваем...

...гайку крепления генератора к установочной планке...

...и гайку крепления планки к шпильке крышки насоса охлаждающей жидкости (см. «Снятие крышки в сборе насоса охлаждающей жидкости на автомобиле с двигателем ВАЗ-2106»).

Снимаем установочную планку.

Накидным ключом «на 19» отворачиваем гайку болта нижнего крепления генератора.

Придерживая генератор, извлекаем болт...

...и вынимаем генератор из моторного отсека.

В проушине задней крышки генератора установлены две металлические и одна резиновая (буферная) втулки.

Отсоединяем провод от регулятора напряжения.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения и щеточного узла.

Снимаем регулятор напряжения со щеточным узлом.

Ключом «на 19» отворачиваем гайку шкива генератора. Ротор от проворачивания можно застопорить отверткой (не погните крыльчатку). Снимаем с вала шайбу,...

...половинки шкива,...

...распорную шайбу...

...и крыльчатку.

Поддеваем отверткой и снимаем сегментную шпонку,...

...за которой расположена шайба без шпоночного паза.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку крепления наконечника провода конденсатора.

Снимаем наконечник провода конденсатора.

Отвернув крестообразной отверткой винт крепления конденсатора, снимаем конденсатор. Остро заточенной чертилкой или краской помечаем взаимное расположение крышек и статора для последующей сборки.

Головкой «на 10» отворачиваем четыре гайки стяжных болтов.

Вынимаем болты.

Снимаем переднюю крышку.

Для замены подшипника ключом «на 8» с наружной стороны крышки отворачиваем четыре гайки винтов крепления пластин.

Снимаем пластины с винтами.

Инструментальной головкой подходящего размера (или отрезком трубы) выпрессовываем подшипник из крышки.

На валу ротора расположено упорное кольцо.

Наворачиваем на резьбу вала гайку, зажимаем ее в тиски и рывком снимаем заднюю крышку со статором.

При затруднении в снятии ротора постукиваем по его торцу выколоткой из мягкого металла через окно регулятора напряжения.

Разъединяем ротор и статор.

Съемником спрессовываем подшипник с вала ротора.

Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления выводов обмоток статора к выпрямительному блоку.

Поддев отверткой,...

...снимаем статор.

Снимаем выпрямительный блок.

Вынимаем из выпрямительного блока контактный болт.

Собираем и устанавливаем генератор на автомобиль в обратной последовательности.

2126.ru

Как вытащить нижний болт генератора, как открутить гайку шкива

Гайка шкива

Хотите узнать, как вытащить генератор и как открутить гайку шкива генератора? Тогда предлагаем ознакомиться с пошаговой инструкцией. В ней процесс снятия описан подробно и доступно.

Гайка шкива

Гайка шкива на валу – самое сложное для новичка, собирающегося снимать генератор по каким-либо причинам. В некоторых случаях даже рычаг с длинной трубой и обработка вд 40 не дают возможности ослабить гайку, настолько крепко она сидит.

Особенно сложно демонтировать генератор подержанных автомобилей, оно и понятно почему.

Внимание. Касательно ВД. Лучше обработать гайку не ВД, а тормозной жидкостью. Тряпка смачивается «тормозухой», ложится на гайку, и оставляется на 1-2 дня откисать.

Отчаявшись в своих силах, новички едут в сервис. Там пистолетом, как правило, быстренько гайка ослабляется и снимается. Становится жалко потраченного времени и сил. Неужели нет никакой возможности провести снятие в домашних условиях?

Конечно же, есть. Существует несколько способов это сделать. Например, один из вариантов самостоятельного демонтажа подразумевает очень прочное крепление генератора. Он фиксируется настолько, чтобы не проскальзывал. Ремень натягивается посильнее.

Генератор зажатый в тиски

Зажать генератор, но уже снятый, можно также в тиски. Однако в этом случае нельзя что-либо вдевать в крыльчатку, так как можно погнуть внутренние части.

В тиски генератор надо зажимать с умом:

  • подготовить пару деревяшек с полукругами;
  • через отверстия шкив зажать в тиски, поставив между шкивом и проставками резиновую подложку.

В тисках зажимать генератор нужно не сильно. Некоторые специалисты вообще не рекомендуют использовать газовый ключ, так как легко повредить деталь. Новый шкив стоит около 2 тысяч рублей, хотя аналоги можно приобрести за 500 рублей, но опять же это деньги немалые.

Если в сервисе, как и говорилось, почти «мертвые» и застарелые гайки выворачиваются пневмотическим пистолетом, то в домашних условиях можно обзавестись ударным гайковертом.

Оба инструмента очень эффективны. Пневмопистолет вообще не дает времени шкиву провернуться. Создается такое усилие, причем кратковременное, что гайка скручивается в раз. Что касается ударного гайковерта, то и он молодец.

Ударный гайковерт можно имитировать путем набивания зазубрин на гайке. После того, как дело сделано, гайку можно заточить до блеска напильником.

Нижний болт генератора сидит так прочно не только по причине временных деформаций (ржавление и т.д.). Его очень прочно закручивают изначально.

ВД40

Эксперты рекомендуют осматривать в первую очередь, какова резьба. Главное все делать не спеша, если не откручивается, то не налегать всей силой, ведь так можно и ротор повредить.

Еще один способ снятия гайки подразумевает ее нагревание. Шкив зажимается в тисках, гайка нагревается феном, слабеет и легко выкручивается.

Если гайку никак не удается снять, то она срезается. Для этого используется готовое приспособление. Оно надевается на гайку, шток крутится и прорезает саму гайку. Это самое верное средство того, как открутить болт, но применяется лишь в крайнем случае.

Инструкция по снятию и разбору генератора

Причин, из-за которых требуется снятие и разбор генератора, как и говорилось выше, может быть несколько. В большинстве случаев это бывает связано с подшипниками. Они выходят из строя, начинают «свистеть».

Процесс снятия пошагово:

  • ремень грм демонтируется;
  • скидывается также ремень генератора;
  • снимается шкив помпы, который фиксируется четырьмя болтами;
  • далее идет работа над самим генератором;
  • для начала снимается верхний кронштейн, подтягивающий ремень генератора;
  • затем откручивается нижняя гайка;
  • сзади вытаскивается шпилька-фиксатор;
  • генератор отводится немного в сторону, с него вытаскивается вся проводка.

С серым штекером надо быть аккуратнее, ведь провода там тонкие и легко рвутся. Кроме того, одна из аккумуляторных клемм должна быть скинута.

Разбор генератора

В процессе разборки первым делом снимается генераторный шкив. После этого разбор генератора продолжается. Откручиваются четыре длинных болта с помощью 8 мм головки, генератор аккуратно половинчится.

Совет. Чтобы легче разделить обе половинки генератора, рекомендуется тщательно простучать киянкой по петелькам-фиксаторам генератора. Та половинка агрегата, которая находится со стороны шкива, с вала снимается легко.

Далее вынимается ротор из тыльной части фюзеляжа. Изношенный подшипник выпрессовывается съемником, на его место усаживается новый.

Другая часть генератора может вызвать больше проблем при разборке. В частности, с той половинкой, где расположен большой подшипник. Для начала вытаскивать следует четыре болта, фиксирующие большой подшипник. Вот они и вызывают проблемы. Может случиться так, что из всех крепежей открутится без проблем лишь один. Остальные придется высверливать.

Видео: как открутить гайку генератора

Устал платить за штрафы? Выход есть!

Забудьте о штрафах с камер! Абсолютно легальная новинка - НАНОПЛЁНКА, которая скрывает ваши номера от ИК камер (которые стоят по всем городам). Подробнее по ссылке.

  • Абсолютно легально (статья 12.2.4).
  • Скрывает от фото-видеофиксации.
  • Устанавливается самостоятельно за 2 минуты.
  • Не видна человеческому глазу, не портится из-за погоды.
  • Гарантия 2 года,

загрузка...

ozapuske.ru

УСТРОЙСТВО ГЕНЕРАТОРА.Устройство и конструкция электрооборудования, подробное описание, важного звена.

Конструкция генератора

Одним из наиболее важных деталей в системе электрооборудования автомобиля, есть генератор. На жигулях классической модели, установлен генератор модификации Г – 221. Именуется как трёхфазная, синхронная, электрическая машина, переменного тока, с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на шести кремневых диодах (вентилях). Вращение ротора происходит от клинового ремня, расположенного на шкиву коленвала.

  • Далее мы приведём некоторые технические характеристики генератора Г-221.
  • 1. Направление вращения - правое от стороны двигателя.
  • 2. Номинальное напряжение – 12В.
  • 3. Максимальная сила токаотдачи при напряжении 14В, и частоте вращения ротора 5000 оборотов в минуту – 42А.
  • 4. Максимальная частота вращения ротора в минутах – 13000 оборотов.
  • 5. Передаточное отношение от двигателя к генератору – 1:2,04.

Что бы вам было проще разобраться с неисправностями генератора и понять, как их устранить мы установили изображение устройства генератора в разрезе и цифрами обозначили все детали. Далее мы приведём список этих деталей.

  • 1.Крышка генератора, вид со стороны контактных колец.
  • 2. Блок выпрямительный.
  • 3.Болт крепления, фазных выводов обмотки статора, и выпрямительного блока.
  • 4.и 5. – Кольца контактные.
  • 6. Подшипник шариковый вала ротора. Внутренняя обойма напрессована на вал ротора.
  • 7. Роторный вал.
  • 8. Втулка изоляционная.
  • 9. Винт крепления щёткодержателя.
  • 10. Болт клеммный, плюсовой.
  • 11. Втулка изоляционная, болта контактного.
  • 12. Штекер центрального вывода, обмотки статора.
  • 13. Щёткодержатель.
  • 14. Щётка отрицательная.
  • 15. Щётка положительная.
  • 16. Шпилька крепления генератора к планке натяжной.
  • 17. Крыльчатка шкива.
  • 18. Наконечник ротора, полюсный, клювообразный.
  • 19. Шкив привода генератора.
  • 20. Крепёжная гайка шкива.
  • 21. Кольцо подшипника дистанционное.
  • 22. Подшипник шариковый, вала ротора. Закрытого типа, наполнен смазкой достаточной для всего срока службы.
  • 23. Крышка генератора.
  • 24. Каркас обмотки ротора.
  • 25. Обмотка ротора. Или обмотка возбуждения.
  • 26. Изоляция паза статора.
  • 27. Статор. Сердечник статора набран из пластин эл технической стали, в пазах которого находиться трёхфазная обмотка, соединённая по схеме звезда, с выводом нулевой точки.
  • 28. Клин обмотки статора.
  • 29. Обмотка статора.
  • 30. Ротор.
  • 31. Болт стяжной.
  • 32. Втулка буферная.
  • 33. Втулка.
  • 34. Вентиль отрицательный.
  • 35. Пластина изоляционная.
  • 36. Провод фазного вывода обмотки статора.
  • 37. Вентиль положительный.
  • 38. Держатель вентилей положительных.
  • 39. Втулка изоляционная.
  • 40. Держатель вентилей отрицательных.

Вот, в общем, с устройством генератора мы по не многу разобрались, теперь покажем соединительную схему системы генератора, в общем, что куда идёт.

  • 1. Аккумулятор.
  • 2. Роторная обмотка генератора.
  • 3. Генератор.
  • 4. Обмотка статора генератора.
  • 5. Блок выпрямительный, генератора.
  • 6. Регулятор напряжения.
  • 7. Резисторы дополнительные.
  • 8. Резистор термокомпенсирующий.
  • 9. Дроссель.
  • 10. Замок зажигания.
  • 11. Блок предохранителей.
  • 12. Сигнализатор зарядки аккумулятора.
  • 13. Реле сигнализатора, зарядки аккумулятора

От себя дам небольшой совет, если у вас в дороге порвался ремень генератора, и запасного нет, возможно, доехать, вырезав кусок из старой автомобильной камеры. Возможно, использовать так же и женские чулки. При этом постарайтесь, по максимуму, снизить энергопотребление, отключите все возможные потребители.

Предлагаем вам, ознакомится, с возможными неисправностями, их причинами и способами устранения.

  • 1. При включении зажигания не загорается сигнализатор.
  • А. Реле сигнализатора разрегулированно или повреждено - следует отрегулировать реле или зачистить контакты.
  • Б. На одном или нескольких отрицательных диодах короткое замыкание - Следует заменить выпрямительный блок в сборе.
  • В. Обмотка статора замкнула на массу - статор подлежит замене.
  • 2. Сигнализатор горит постоянно или периодически загорается при движении автомобиля.
  • А. Возможно плохо натянут или вытянулся ремень генератора – Натяните ремень.
  • Б. Возможно повреждено или разрегулированно реле сигнализатора – отрегулируйте или замените реле.
  • В. Повреждён регулятор напряжения – зачистите контакты или замените регулятор.
  • Г. Износ щёток, окисление контактных колец – Замените щётки, удалите окисление с колец растворителем или бензином.
  • Д. В обмотке возбуждения короткое замыкание на массу или обрыв - к контактным кольцам присоедините выводы обмотки, замените ротор.
  • Е. Короткое замыкание положительных вентилей генератора - замените выпрямительный блок.
  • 3. Генератор работает, а аккумулятор не заряжается или заряжается недостаточно.
  • А. Возможно не достаточное натяжение ремня – натяните ремень.
  • Б. плохой контакт на генераторе и аккумуляторной батарее – зачистите контакты и устраните плохой контакт.
  • В. Возможно не исправен аккумулятор - замените аккумулятор.
  • 4. Генератор работает, а аккумуляторная батарея перезаряжается, кипит.
  • А. плохая масса регулятора – зачистите место крепления и затяните массовый провод.
  • В. Неисправен аккумулятор – замените аккумулятор.
  • 5. Генератор работает слишком шумно.
  • А. Ослабло крепление гайки шкива генератора – Затяните гайку.
  • Б. Возможно повреждены шариковые подшипники – замените подшипники.
  • Г. Ремень генератора перетянут или установлен не правильно – отрегулируйте ремень.
  • Д. В обмотке стартера есть межвитковое замыкание, замыкание на массу (при этом стартер издаёт характерный вой) – в обмотке статора проверьте сопротивление, если обнаружите обрыв катушки, замените статор.
  • Е. Щётки скрипят – проверьте высоту щёток, как щётки перемещаются в направляющих, если обнаружите неустранимые дефекты, замените щётки.

doctorvaz.ru

Manual.CountryAuto.ru :: ВАЗ :: 2115 :: Генератор 37.3701

9.1.11. Генератор 37.3701

Техническая характеристика

Максимальная сила тока отдачи при 13 в и 5000 мин-1, А.......  55

Пределы регулируемого напряжения, В.......  14,1 ±0,5

Максимальная частота вращения ротора, мин-1.......  13000

Передаточное отношение двигатель — генератор....... 1 : 2,04

Особенности устройства

На автомобилях 2115 с карбюраторным двигателем может быть установлен генератор типа 37.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода).

Рис. 9.6. Снятие генератора: 1 – натяжная планка; 2 – генератор; 3 – кронштейн крепления генератора; 4 – ремень привода генератора; 5 – шкив привода генератора

От генератора 94.3701, описанного в разделе 7, он отличается устройством, характеристиками и способом крепления на двигателе (см рис. 9.6).

Рис. 9.31. Генератор 37.3701: 1 – крышка со стороны контактных колец; 2 – выпрямительный блок; 3 – вентиль выпрямительного блока; 4 – винт крепления выпрямительного блока; 5 – контактное кольцо; 6 – задний шарикоподшипник; 7 – конденсатор; 8 – вал ротора; 9 – вывод "30" генератора; 10 – вывод "61" генератора; 11 – регулятор напряжения; 12 – вывод "В" регулятора напряжения; 13 – щетка; 14 – шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 – шкив с вентилятором; 16 – полюсный наконечник ротора; 17 – дистанционная втулка; 18 – передний шарикоподшипник; 19 – крышка со стороны привода; 20 – обмотка ротора; 21 – статор; 22 – обмотка статора; 23 – полюсный наконечник ротора; 24 – буферная втулка; 25 – втулка; 26 – поджимная втулка

У генератора 37.3701 статор 21 (рис. 9.31) и крышки 1 и 19 стянуты четырьмя болтами. Вал 8 ротора вращается в подшипниках 6 и 18, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 5.

Трехфазный переменный ток, индуцируемый в обмотке статора, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 2, прикрепленным к крышке 1. Электронный регулятор 11 объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 1.

Рис. 9.32. Схема соединений системы генератора 37.3701: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 5 – выключатель зажигания

Рис. 7.6. Схема соединений системы генератора: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, расположенная в комбинации приборов; 5 – выключатель зажигания

Схема соединений генератора 37.3701 показана на рис. 9.32. В основном эта схема аналогична схеме соединений генератора 94.3701 (см. рис. 7.6). Отличия заключаются в маркировке выводов генератора и регулятора напряжения. Так, у генератора 37.3701 вывод выпрямленного напряжения маркируется "30", а на генераторе 94.3701 – "В+". Вывод для подачи напряжения возбуждения на генераторе 37.3701 маркируется "61", а на генераторе 94.3701 – "D". Вывод "В" регулятора напряжения у генератора 94.3701 обозначается "D+", а вывод "Ш" – "DF". Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к выводу "В" регулятора через контрольную лампу 4, расположенную в комбинации приборов. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке. При этом ток через контрольную лампу не проходит и она не горит. Вывод "Ш" регулятора маркировки не имеет. С ним соединяется щетка 13 (см. рис. 9.31).

Работа генератора контролируется контрольной лампой 4 в комбинации приборов. При включении зажигания лампа должна гореть, а после пуска двигателя — гаснуть, если генератор исправен. Яркое горение лампы или ее свечение в полнакала говорит о неисправностях в системе генератора.

Возможные неисправности генератора 37.3701 аналогичны описанным в разделе 7 для генератора 94.3701, только с учетом другой маркировки выводов генератора и регулятора напряжения.

При работе с генератором 37.3701 надо также учитывать предупреждения, изложенные для генератора 94.3701 в разделе 7.

Контрольные проверки генератора

Проверка генератора на стенде.

Рис. 7.7. Схема соединений для проверки генератора на стенде: 1 – контрольная лампа 12 В, 3 Вт; 2 – генератор; 3 – вольтметр; 4 – реостат; 5 – амперметр; 6 – выключатель; 7 – аккумуляторная батарея

Установите генератор на стенд и выполните соединения, как указано на рис. 7.7, с учетом другой маркировки выводов генератора.

Включите электродвигатель стенда, реостатом 4 установите напряжение на выходе генератора 13 В и доведите частоту вращения ротора до 5000 мин-1. Дайте генератору поработать на этом режиме не менее 10 мин, а затем замерьте силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 55 А.

Если замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении вентилей. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 мин-1. Реостатом 4 установите ток отдачи 15 А и замерьте напряжение на выходе генератора, которое должно быть (14,1±0,5) В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10) °С.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то замените регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и повторите проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и вентили генератора.

Проверка генератора электронным осциллографом

Рис. 7.8. Схема соединений для проверки генератора осциллографом: 1 – выключатель; 2 – генератор; 3 – вольтметр; 4 – реостат; 5 – амперметр; 6 – выключатель; 7 – аккумуляторная батарея

Выполняется аналогично описанному для генератора 94.3701 в разделе 7, при соединениях генератора по схеме на рис. 7.8, но с учетом другой маркировки выводов генератора.

Проверка статора, вентилей и диодов выпрямительного блока, обмотки возбуждения ротора и конденсатора

Производится так же, как описано для генератора 94.3701 в разделе 7.

Проверка регулятора напряжения

Регулятор проверятся так же, как изложено в разделе 7 для генератора 94.3701.

Для проверки регулятора на автомобиле, после 15 мин работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах замерьте напряжение между клеммой "30" и массой генератора. Напряжение должно находится в пределах 13,6–14,6 В.

Рис. 9.33. Схема для проверки регулятора напряжения: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – вывод "масса" регулятора; 3 – регулятор напряжения; 4 – вывод "Ш" регулятора; 5 – вывод "В" регулятора; 6 – контрольная лампа

Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схеме, приведенной на рис. 9.33.

Между щетками включите лампу 1–3 Вт, 12 В. К выводу "В", и к массе регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 в, а затем напряжением 15–16 В.

Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть.

Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв, или нет контакта между щетками и выводами регулятора напряжения.

Ремонт генератора

Разборка и сборка генератора

Очистите и продуйте генератор сжатым воздухом. Застопорьте шкив генератора захватом, входящим в комплект приспособления 67.7823.9504, отверните гайку крепления шкива и съемником спрессуйте шкив. Снимите шпонку и коническую шайбу шкива.

В комплект приспособления 67.7823.9504 входит обычный съемник и захват. Последний состоит из двух стальных полуколец, которые вкладывают в ручей шкива. Полукольца имеют такое же сечение, как и ремень привода генератора. С одной стороны они соединены шарнирно, а с другой снабжены рычагами, которые сжимаются одной рукой при снятии шкива.

Рис. 9.34. Детали генератора 37.3701: 1 – конденсатор; 2 – регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем; 3 – колодка вывода дополнительных диодов; 4 – изолирующие втулки; 5 – выпрямительный блок; 6 – контактный болт; 7 – статор; 8 – ротор; 9 – дистанционная втулка; 10 – внутренняя шайба крепления подшипника; 11 – крышка со стороны привода; 12 – шкив; 13 – наружная шайба крепления подшипника; 14 – стяжной болт; 15 – передний шарикоподшипник ротора; 16 – втулка; 17 – крышка со стороны контактных колец; 18 – буферная втулка; 19 – поджимная втулка

Отсоедините провод от штекера "В" регулятора напряжения. Отсоедините провода регулятора и конденсатора от клеммы "30" генератора, отверните винты крепления регулятора 2 (рис. 9.34) напряжения и снимите его. Снимите конденсатор 1, отвернув винт крепления.

Отверните гайки стяжных болтов 14 и снимите крышку 11 генератора и ротор 8. Отверните гайки болтов, соединяющих наконечники вентилей с выводами обмотки статора, и извлеките статор 7 из крышки 17 генератора.

Отверните гайку контактного болта 6, отсоедините от колодки 3 штекер провода дополнительных диодов и снимите выпрямительный блок 5.

Собирается генератор в последовательности, обратной разборке.

Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия специальный калибр.

Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива затягивайте моментом 38,4–88 Н·м (3,9–9,0 кгс·м).

Замена щеткодержателя

Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше, чем на 5 мм, то замените щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения, так как этот узел является неразборным.

Перед установкой нового щеткодержателя с регулятором напряжения продуйте гнездо в генераторе от угольной пыли и протрите от масла, смешанного с угольной пылью.

Замена подшипников ротора

Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки со стороны привода, отверните гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимите шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессуйте подшипник. Если гайки винтов не отворачиваются (концы винтов раскернены), то спилите концы винтов.

Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано и диаметр его не более 42 мм. Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, замените крышку новой.

Подшипник в крышку запрессовывается на прессе и затем зажимается между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскерните.

При замене подшипника ротора со стороны контактных колец необходимо одновременно заменять и крышку, так как если подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке. Подшипник снимается с ротора съемником и напрессовывается на прессе.

Замена дополнительных диодов

Для замены отпаяйте выводы поврежденного диода и аккуратно извлеките его из пластмассового держателя, не допуская резких ударов по выпрямительному блоку. Затем очистите место установки диода от остатков эпоксидной смолы, установите и припаяйте новый диод.

Вывод диода с цветной меткой припаивайте к выводам вентилей. После припайки приклейте корпус диода к держателю эпоксидной смолой

Натяжение ремня привода генератора

Рис. 9.35. Проверка натяжения ремня генератора: 1 – гайка; 2 – натяжная планка; 3 – генератор; 4 – ремень; А — прогиб ремня

Нормальный прогиб "А" (рис. 9.35) ремня должен быть в пределах 10–15 мм при усилии 98 Н (10 кгс).

Для увеличения натяжения ремня сделайте следующее:

– отпустите гайку 1 крепления генератора к натяжной планке 2;

– сместите генератор в сторону от двигателя и затяните гайку;

– поверните коленчатый вал на два оборота и проверьте натяжение ремня.

Избегайте излишнего натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора.

manual.countryauto.ru