Инкассация фото
Своих денег нет, только чужие. Как работают российские инкассаторы | ДЕНЬГИ: Финансы | ДЕНЬГИ
В начале августа у инкассаторов был профессиональный праздник. Корреспонденты «АиФ-Волгоград» побывали на этой кухне денег и узнали, что должен уметь инкассатор и почему руководство управления не любит, когда его сотрудники берут кредиты.
«РОСИНКАС» — полувоенная структура, которая относится к Центральному банку. Фото: АиФ / Григорий БелозеровКредитоопасен
«Своих денег у нас нет, только чужие. Все думают, что у нас тут их куры не клюют, лопатами гребем и «КамАЗами» возим, — говорит руководитель управления Виталий Набоков. — Пытаются «впаривать» нам кредиты. Мы всех сотрудников, которые берут кредиты, держим на заметке. Человек, у которого есть долги, потенциально опасен. Представьте себе, он находится при исполнении, с оружием, в спецавтомобиле, и у него перед глазами приличная сумма денег. Он искушен соблазнами. Нужно вкалывать, чтобы заработать копейку, а тут миллионы под ногами».
Инкассаторы получают от 20 до 30 тысяч рублей. «Представляете в такую жару в бронежилете поездить. На улице +35, а в машине все 50 градусов, — эмоционально говорит о своей работе один из водителей-инкассаторов. — Ответственность большая, с ценностями работаем. Каждый день рискуем жизнью и за это такие деньги получаем».
Справиться с психологической нагрузкой в таких тяжелых условиях может не каждый. Поэтому и становятся инкассаторы героями криминальной хроники. Когда заходит речь о возможности хищения денег, возмущаются: «Это может сделать только идиот. Куда ты денешься с подводной лодки? Мало того, что срок дадут, так еще и вся жизнь перечеркнута».
По словам самих инкассаторов, в Волгоградском «РОСИНКАС» таких отчаянных сотрудников нет: «Люди у нас все честные работают. Даже, бывает, телефон забудешь, ящик свой открытым оставишь, и ничего не пропадает».
Комната отдыха для инкассаторов. Фото: АиФ / Григорий БелозеровИз авиации в инкассацию
Каждый день инкассаторы проходят медосмотр, вновь и вновь присутствуют на инструктаже. Перевозка денег — это, оказывается, целая наука. В учебном классе инкассаторам рассказывают, как правильно укладывать деньги, как оформлять сопутствующие документы, как опломбировать сумку с ценностями, как вести себя во внештатной ситуации.
В прошлом Виталий Набоков был военным летчиком. Фото: АиФ / Григорий БелозеровПо словам Виталия Николаевича, особое внимание уделяется психологической подготовке инкассаторов. В управлении есть свой психолог, лаборатория. Два раза в год инкассаторы проходят специальное тестирование. Бригады формируют с учетом психологической совместимости. Эта методика взята из авиации. Сам Виталий Набоков в прошлом служил в истребительной авиации, летал на МИГ-29. Уволился он из армии 15 лет назад. Теперь о полетах, помимо методик работы, напоминают модели самолетов, находящиеся в его кабинете.
Сауна и бильярд после работы
Виталий Набоков говорит, что если бы мы увидели столько денег, сколько видел он, то сошли бы с ума. Правда, в последнее время наличных становится гораздо меньше. Работы у инкассаторов поубавилось после того, как приобрели широкую популярность пластиковые карты. Сейчас даже сами сотрудники управления наличному расчету предпочитают электронный.
Руководитель Центрального участка инкассации Виталий Крестинин. Фото: АиФ / Григорий БелозеровВ Волгоградском управлении работают более 400 человек — это не только инкассаторы, но и уборщицы, медсестры, механики. Посторонним в здание вход запрещен, а гости могут передвигаться по учреждению только в сопровождении кого-то из сотрудников. Нас по запутанным коридорам водил руководитель Центрального участка инкассации Виталий Крестинин.
В некоторых помещениях, например в оружейной комнате, съемка строго запрещена. Нельзя снимать и в комнате, где инкассаторам выдают ключи от банкоматов.
«В этом здании у нас все есть», — говорит руководитель управления и не лукавит: тир, два спортзала и даже две сауны, одна из которых с бильярдом.
Спортзал для сотрудников. Фото: АиФ / Григорий БелозеровВ спортзале на стенде листочек с нормативами. Инкассатор, которому не исполнилось 30, должен пробегать километр минимум за 4 минуты, 8 раз подтягиваться и 8 раз поднимать 24-килограммовую гирю. Чем старше возраст, тем мягче нормативы. Инкассатор старше 50 лет уже не сдает бег и не поднимает гири, а подтянуться достаточно и один раз.
Те, кто понюхал пороха
Поступить сюда на работу может, по сути, любой желающий. Но он должен пройти очень жесткий отбор.
«Человек пишет заявление, заполняет анкету, проходит медкомиссию, его проверяют по базам правоохранительных органов на предмет причастности к группировкам, наркотикам, — рассказывает Виталий Набоков о процессе приема на работу. — Затем запрашиваем характеристики по местам прежней работы. В финале с ним беседует аттестационная комиссия, задает глупые вопросы. Если человека принимают, то в течение нескольких месяцев он работает без оружия, проходит обучение, сдает зачеты. Главное для нас, чтобы он умел обращаться с оружием и, что называется, понюхал пороха. В основном все сотрудники, которые работают с ценностями, служили в армии или работали в органах внутренних дел».
В здании управления есть современный электронный тир. На специальный экран проецируются различные изображения. Стрелять в нем можно как лазером, так и из боевого оружия. Есть даже специальные фильмы, инсценирующие разные ситуации, например, ограбление банка. Они похожи на боевики 90-х. Старомодно, но эффективно и довольно интересно.
Занятия по стрельбе проходят регулярно, причем не только в тире, но и на открытых полигонах. Инкассатор всегда должен быть готов защитить ценности. В случае нештатной ситуации он может открывать огонь на поражение.
Тренажер - упаковка денег. Фото: АиФ / Григорий БелозеровВсегда на взводе
Во внутреннем дворе — гараж с многочисленными боксами. Автопарк управления насчитывает больше 100 машин разной грузоподъемности.
Для перевозки больших объемов используются бронированные «КамАЗы». После бронирования такой автомобиль может перевезти 8 тонн. Если его заполнить купюрами по 5000 тысяч рублей, то в машине будет ехать 40 миллиардов. Такие грузы перевозят только в организованных колоннах, с охраной и резервными машинами. Причем не все инкассаторские машины едут с деньгами. Есть и пустышки. А бывает и целая колонна прикрытия, состоящая из пустышек.
Инкассаторская машина внутри обшита черной тканью. Фото: АиФ / Григорий БелозеровДля перевозки грузов поменьше используют «Газели», Volkswagen. Обстановка внутри автомобиля довольно-таки мрачная: все обшито черной тканью, окна не опускаются. За креслом водителя и передним пассажирским есть только два места для инкассаторов. Все остальное пространство используется для грузов. Из удобств — столик и люк на крыше, который можно открывать, чтобы было не так жарко. А еще есть бойницы, чтобы отстреливаться от преследователей.
Экипаж постоянно держит связь с управлением по радиостанции: «01 прошел, 03 прошел», — сообщают инкассаторы, и это означает, что они прошли определенную точку маршрута.
Бойница в двери автомобиля. Фото: АиФ / Григорий БелозеровВ ответ на вопрос о нештатных ситуациях Виталий Николаевич стучит кулаком по столу. Так же реагирует и руководитель Центрального участка инкассации на вопрос о ДТП с участием инкассаторов. Близость к большим деньгам делает людей суеверными. Тем более, если эти деньги чужие.
www.vlg.aif.ru
5 невероятных фактов об инкассаторских автомобилях
Сегодня свой профессиональный праздник отмечают сотрудники инкассации. Именно в этот день в 1939 году была создана служба инкассации при Госбанке СССР. В связи с этим событием мы приводим 5 интересных фактов об инкассаторских автомобилях.
Первые инкассаторские автомобили не были автомобилями
Одни из первых инкассаторских автомобилей появились в Чикаго в 1920-х годах. В это время криминальная обстановка в городе накалилась до предела. Ради защиты друг от друга и полиции банды начали укреплять свои автомобили бронепластинами. Впоследствии данным видом деятельности начали заниматься специальные фирмы. В качестве основы для бронемашин сначала использовались школьные автобусы. Их нижнюю часть кузова укрепляли металлическими листами, а на окна устанавливали решетки. Для дополнительной защиты ценных грузов использовались машины сопровождения с вооруженными до зубов охранниками.
Сейчас большинство инкассаторских машин в Америке раскрашиваются в фирменные цвета определенных банков или компаний. Однако некоторые автомобили этой службы остаются максимально похожими на гражданские машины, как этот Ford E-350. Из-за брони масса транспортных средств увеличивается, поэтому они оснащаются мощными двигателями.
На отечественных улицах все чаще можно встретить инкассаторские машины, построенные на основе европейских микроавтобусов. Переоборудованием этих автомобилей занимаются специализированные фирмы.
Инкассаторские автомобили созданы для отступления
Абсолютное большинство инкассаторских автомобилей, не смотря на свой грозный вид, не предназначены для активной защиты ценного груза в случае атаки. Главная задача таких машин – покинуть опасный район как можно быстрее.
Конечно, сотрудники инкассаторской службы имеют при себе огнестрельное оружие. Но оно предназначено, в основном, для самообороны во время пребывания вне автомобиля. Поэтому давать грабителям вооруженный отпор не является основной задачей. Для перевозки ценных, но не очень объемных грузов иногда используют специальные внедорожники. Например, этот VW Amarok обладает грузоподъемностью 600 кг при полной массе около 3 тонн. Высокий класс защиты кузова и окон, а также полный привод предназначены для быстрого перемещения из района нападения.
Инкассаторские машины могут ездить с пробитыми колесами
Инкассаторские автомобили внешне кажутся непреступными крепостями. Однако броня любой машины под долгим огневым воздействием даст осечку. Поэтому для успешной эвакуации из зоны обстрела необходимо сохранять автомобиль на ходу. С этой целью в покрышки многих инкассаторских машин встроен специальный пластиковый каркас. Он позволяет сохранять машину в управляемом состоянии даже после того, как колеса будут пробиты. По крайней мере, на протяжении пары километров.
Многие отечественные автомобили также становятся базой для создания бронированных машин. Например, полноприводный UAZ Pickup может быть использован для перевозки небольших грузов или личного состава различных структур.
Инкассаторские машины могут весить десятки тонн
Мало кто принимает во внимание тот факт, что инкассаторские машины могут весить очень много. Причем основную часть массы иногда составляет не сама машина, а перевозимый груз. Особенно это касается стран, где в обороте есть монеты. Металлическая мелочь используется очень часто. Поэтому ее необходимо постоянно развозить по банкам и иным структурам. В некоторых случаях вес специальных снаряженных грузовиков может превышать 25 тонн.
В нашей стране также используют инкассаторские грузовые машины. Как правило, они создаются на основе КамАЗов, Уралов, МАЗов и других автомобилей. Однако могут использоваться и западные машины-доноры. Например, Ford CARGO грузоподъемностью 12 тонн.
Курьезные происшествия
Даже в такой серьезной и опасной профессии, как инкассаторская служба, иногда случаются курьезные происшествия. Так, однажды в Великобритании нерадивые грабители угнали припаркованный инкассаторский автомобиль. Однако они не подозревали, что в кузове машины находятся инкассаторы. К слову, охранники ценного груза тоже не сразу поняли, что стали жертвами нелепого похищения. Они долгое время были уверены, что движение продолжается по стандартному маршруту.
Управлять инкассаторской машиной сложнее, чем гражданской?
Олег Кирилюк Автолюбительwww.avtika.ru
Как устроена инкассаторская машина
Мы видим автомобили инкассации каждый день. Все же помнят эти светлые фургончики с зеленой полоской на бортах? Они ездят по городу, собирают деньги в магазинах и отвозят в банк. Вряд ли вам разрешат посидеть внутри такой машины, поэтому мало кто вообще догадывается, как устроен транспорт инкассаторской службы. Корреспондент Onliner.by побывал в месте, где переоборудуют обычные гражданские фургоны в настоящие бронеавтомобили, и пообщался с сотрудниками предприятия. О некоторых секретах и особенностях инкассаторских машин читайте в нашем репортаже!
Крупнейший в Беларуси производитель бронированных автомобилей находится в городе Сморгонь Гродненской области. Компания «ПрактикСервис» с 2005 года являлась дилером российского предприятия ООО НПФ «Практик» и поставляла в Беларусь бронированные «Газели», УАЗы и «Соболи». Заказчиками выступали белорусские банки. Но в 2008-м (когда официально в РБ ввезли 46 бронеавтомобилей из России) руководство сморгонской фирмы решило создать собственное производство. И сегодня компания является самостоятельным производителем специальных бронированных машин. Линейка предприятия включает 22 модели. В качестве шасси выступают автомобили Volkswagen, Ford и Peugeot.
— На самом деле мы можем выпустить бронеавтомобиль на любой платформе, которая подходит по грузоподъемности. Будь то легковая или грузовая машина. Однажды мы даже бронировали кабину КамАЗа по заказу МЗКТ. Они делали грузовик для охраны президента Туркменистана, — рассказал директор «ПрактикСервис» Павел Ширковец. Его компания уже выпустила на свет 352 пуленепробиваемых автомобиля.
Все бронеавтомобили, которые заказывают банки, должны соответствовать белорусскому СТБ, который расписан на 22 страницах и включает в себя сотни параметров от нормативов сварочных швов до цвета кузова. Машины инкассации могут быть только светлого оттенка, который будет контрастировать с безальтернативной зеленой полоской по бокам. Практически все такие автомобили имеют белый, бежевый или светло-серый основной цвет.
При этом банк, когда создает тендер на выпуск партии бронеавтомобилей для инкассации, может добавлять свои пункты в требования. Некоторым банкам необходимы дополнительные пульты управления для старшего инкассатора (сидит за водителем), другим же эта опция не нужна. Есть заказчики, которые хотят усиленную систему обогрева, уникальную технологию запирания дверей и др. Все выпущенные компанией бронеавтомобили получают новые названия. Например, на базе Volkswagen Crafter строят три модификации: «Практик-PR1920», «Практик-PR1921», «Практик-PR1922». В техпаспорте машины написано «Практик-PR1920 на базе Volkswagen Crafter». Автомобилю присваивается дополнительный VIN-код, но заводской остается на месте (у инкассаторских машин — два VIN-кода).
Все современные способы бронирования автомобилей можно разделить на три группы: установка на серийную платформу цельносваренного бронированного кузова, установка брони снаружи и скрытое бронирование базовой серийной модели. В Сморгони выполняют как раз скрытое бронирование, что позволяет сохранить эстетический вид машины. Вся защита скрыта внутри, поэтому внешне инкассаторские фургоны практически не отличаются от обычных серийных автомобилей. Элементы бронирования, в свою очередь, могут быть прикреплены с помощью соединительных болтов либо цельносварочным соединением. Эксплуатируемые в нашей стране банковские бронеавтомобили имеют винтовые и болтовые соединения, которые сохраняют ремонтопригодность машин. «ПрактикСервис» применяет на своей технике металлическую броню из сплавов Ц85 и А3, которые привозят к нам из России.
Листы брони, которые позже будут установлены на инкассаторские автомобили— Пластины брони мы заказываем в России. Это высокопрочная сталь, которая прошла специальную обработку. Вообще, состав этого сплава держится в секрете, и даже мы не знаем, как отливают эти листы. Мы получаем партию бронематериала и сертификат, свидетельствующий о том, что он прошел испытание настоящим оружием. Потом мы проводим аналогичные тесты в Беларуси — есть специальный тир, где по случайно выбранному из партии листу брони производятся выстрелы из огнестрельного оружия. Таким образом, материал проходит проверку пулями дважды — в России и у нас. Аналогичные тесты проводятся для многослойных пулестойких стекол, — рассказал сотрудник предприятия.
Так выглядит скрытая бойница, через которую люди могут вести перестрелку из бронеавтомобиляВсе стекла машины заменяются на бронированные, а оригинальные отправляются в утиль. Конечно, их можно было бы продавать, но найти покупателя непросто — из последней партии (45 Volkswagen Caddy) получилось 45 ненужных лобовых стекол и 90 боковых. Пытались отдавать их обратно дилеру Volkswagen, но тот отказывается принимать. Да и зачем столько стекол? Приходится просто утилизировать. Кроме того, лобовые стекла часто получают повреждения при демонтаже.
Такими листами защищается бензобак. Это необязательная часть бронирования, но многие банки предпочитают заказывать и ееЕсть шесть условных классов стойкости бронеавтомобилей: 1-й — самый слабый, 6-й — самый сильный. Банки, как правило, заказывают машины 2-го класса. Он выдерживает выстрелы из пистолета Токарева. Но если собираетесь защищаться от хулиганов с АК-74, придется брать 4-й класс брони. Хотя банки иногда просят сделать «микс». Например, весь автомобиль — с броней 2-го класса, а стекла — 3-го (выдерживают выстрелы из АКМ).
Стекло, соответствующее 2-му классу защиты. Есть три слоя, которые выдерживают выстрелы из большинства моделей пистолетовРезонный вопрос, почему банки не объявляют тендер на автомобиль самого высокого класса брони? Все дело в том, что очень важно сохранить максимальную допустимую массу машины. Все инкассаторские модели имеют доработанную усиленную подвеску (на Caddy, например, ставят дополнительный лист рессоры сзади), которая выдерживает постоянную большую нагрузку. И если делать бронирование по стандартам высших классов, придется полностью переделывать подвеску, что, в свою очередь, увеличит стоимость автомобиля. Да и страна у нас спокойная, никто инкассаторов не грабит. Это в России иногда пропадают целые машины с деньгами. У нас, слава богу, с этим проблем нет, поэтому делать инкассаторские «танки» с 6-й броней нет необходимости.
Этот Volkswagen Caddy уже отслужил свое в банке (обратите внимание на заваренное смотровое окно), и теперь его сдали по схеме вроде «тред-ина» обратно на предприятие. Специалисты «ПрактикСервис» снимают всю броню и восстанавливают обычный грузовой Caddy. Позже его продаютРесурс у бронеавтомобилей — меньше, чем у обычных фургонов. Как правило, в инкассации машины служат не больше семи лет. «ПрактикСервис» дает гарантию на свои модели, но что касается технической части, то ее обслуживают у автомобильного дилера. Последний для сохранения своей гарантии выдает разрешение на доработку машины. Есть подписанные разделительные перечни, где указано, за что отвечает автомобильный дилер, а за что — компания, делавшая бронирование.
— Для переоборудования автомобиля мы согласовываем с дилером полный перечень элементов, куда будем вмешиваться. Мы составляем этот список, отправляем и только после получения разрешения приступаем к доработке. Некоторые дилеры имеют полномочия для самостоятельной выдачи такого разрешения и сохранения гарантии на машину. А некоторые, в частности Peugeot, отправляют перечень будущих доработок на завод и только от производителя получают разрешение на доработку, которое и передают нам, — объяснил ситуацию с гарантией руководитель предприятия.
Самой популярной инкассаторской машиной в Беларуси является «Практик-19277» на базе Volkswagen Caddy Maxi. На ее примере нам и показали, как выглядит бронеавтомобиль изнутри. Как уже говорилось выше, абсолютно все стекла в машинах инкассации заменены на бронированные (2-го или 3-го классов защиты). Боковые стекла не опускаются. Видели черные круглые отверстия в дверных стеклах инкассаторских автомобилей? Это так называемые бойницы, через которые водитель или передний пассажир в случае чего будут отстреливаться от грабителей.
Боковые стекла не открываются. Черное отверстие — это бойница, которую можно открыть только в случае перестрелкиСнаружи каждой инкассаторской машины возле водительской двери есть небольшая колонка с микрофоном. Это переговорное устройство (похоже на маленький домофон), через которое водитель общается, например, с сотрудниками ГАИ. По инструкции открывать машину водителю банковского бронеавтомобиля запрещено даже представителям правоохранительных органов. Документы показываются через стекло. Бойницу можно открывать исключительно в случае перестрелки.
Ковролином покрыты листы брони. Выглядит мягко, но на ощупь — металлСалон во многом похож на интерьер обычного Caddy. Правда, есть ряд визуальных отличий. Клавиши стеклоподъемников здесь не работают (но их оставили, чтобы не было отверстий в двери). На центральном тоннеле возле рычага коробки передач — кнопки запирания всех трех дверей. Вообще, запереть двери здесь можно с любого места (их в машине четыре) и несколькими способами. Есть в банковском бронеавтомобиле обязательная радиостанция и дополнительное освещение, чтобы можно было работать с документами в темное время суток. Инкассаторские машины обязательно оборудованы кондиционером — стекла-то не открываются. Представленный нам Caddy дооборудован еще и продвинутой системой навигации с клавишей экстренного вызова.
Кроме водителя, в автомобиле могут передвигаться еще три человека. На переднем пассажирском кресле сидит инкассатор-сборщик, на втором ряду — старший инкассатор. Эти люди должны обязательно присутствовать в инкассаторской машине. Покидать автомобиль разрешено только сборщику, когда тот выходит за деньгами. Водитель и старший инкассатор наблюдают за ним из салона. Иногда в таких машинах есть четвертый человек — это дополнительный охранник. Он может выходить из автомобиля, сопровождая сборщика. У каждого человека здесь есть оружие.
На этом месте сидит старший инкассатор. Рядом место обычно свободно, но иногда его занимает дополнительный охранник.Обратите внимание на прямоугольный вырез под смотровым окном. Это скрытая бойница, которая открывается изнутри, — внешний слой кузова в данном месте лишен брони и легко пробивается любой пулей. Снаружи это место не видноИнкассаторские машины строятся на базе грузовых модификаций фургонов. Но сзади устанавливаются дополнительные два кресла (для старшего инкассатора и охранника), а также вырезается смотровое окно. Вы наверняка его видели — небольшое по размеру, сразу за водительской дверью (есть и с другой стороны). Здесь тоже пулестойкое стекло, а под окном расположена еще одна бойница, которая не видна грабителям, — она открывается изнутри и легко пробивается выстрелом.
— По правилам инкассаторская машина может останавливаться в местах, где остановка запрещена. По тротуару нам ездить нельзя, но есть объекты, до которых иначе не доедешь. В идеале мы должны ставить автомобиль на минимальном расстоянии до инкассируемой точки. Но сами понимаете, иногда это невозможно — то запарковано все, то точка эта находится далеко от дороги. В общем, приходится проявлять смекалку,— рассказал водитель инкассаторской машины.
Деньги в банковском бронеавтомобиле хранятся сзади — там, где у обычного Caddy багажник. Отсек вмещает до 4,2 кубометра купюр. В задней части машины есть распашная дверь, которая облегчает работу с банкоматами. Имеется сзади и небольшой хозяйственный отсек, где хранятся инструменты и запасное колесо. Он не бронированный. Пуленепробиваемые листы идут дальше — где дверь в «денежный отсек». Сама броня видна при открытых дверях, но для красоты она украшена серым ковролином. На крыше имеется вентиляционный люк. В инкассаторской машине две аптечки и дополнительный отопитель.
Представители компании, создающей бронеавтомобили, отказались раскрыть тайну и сказать, сколько стоит подобная доработка. Но намекнули, что иногда цена брони превышает стоимость самой базовой машины. Кроме инкассаторских автомобилей, в «ПрактикСервис» создавались некоторые другие интересные модели. Так, два года назад здесь выпустили тактический бронеавтомобиль на базе Ford F-350 для ОМОНа. При желании поставить броню можно на любую машину — главное, чтобы подвеска выдержала вес.
Источник
4kolesa.mirtesen.ru
Вооруженные Рэмбо на броневике: тайны современных инкассаторов
Санкт-Петербург. Ночь. Производственное предприятие. Двое инкассаторов выносят баул денег. Преступник бросает в них гранату и наносит тяжелые ранения. Но инкассаторы успевают закинуть сумки в свой броневик и спрятаться в машине.
Киров. Середина дня. Инкассатор выходит из магазина, оглядывается по сторонам и направляется к автомобилю. В этот момент на него нападет молодой человек и пытается выхватить из рук сумку с деньгами. Справиться с преступником помогают навыки рукопашного боя.
Подобные истории происходят в России регулярно. Именно поэтому в рейтинге самых опасных профессий инкассатор — на одной из первых позиций. Что это за работа, кого берут в инкассаторы и почему грабить машины крупнейшего банка в стране бессмысленно, «Навигатору» рассказал Андрей Галашев, директор Центра Управления Наличным Денежным Обращением ПАО Сбербанк.
- Что такое служба инкассации в XXI веке?
- Настоящее возникло из прошлого. История нашей службы в России началась 77 лет назад. 1 августа 1939 года председатель Госбанка Советского Союза издал приказ, в котором говорилось о создании службы инкассации при Государственном банке. В 1988 году появилось объединение инкассации под названием «Росинкас», позже ставшее частью банковской системы страны. Сегодня в ПАО «Сбербанк России» создан Центр управления наличным денежным обращением. В Кировской области более двухсот инкассаторов, которые обслуживают как внутренних, так и внешних клиентов. Сотрудники службы не заняты в охране: они занимаются исключительно перевозкой наличных денежных средств и других ценностей: документов, драгоценных металлов. Охраной зданий занимаются приглашенные специалисты — сотрудники частных охранных предприятий. Можно сказать, что сегодня служба инкассации — крупнейший перевозчик ценностей.
- Как проходит рабочий день вашего сотрудника?
- Рабочий день инкассатора расписан по минутам с утра до вечера. Сотрудники заступают на службу поэтапно, начиная с семи утра. Водители-инкассаторы в обязательном порядке проходят медобследование в областном госпитале для ветеранов войн. Далее всех ждет утренний инструктаж. Сотрудники получают оружие — пистолеты Макарова или автоматы Калашникова, которые сдают только на время обеда. В течение всего дня инкассаторы вооружены. Инструктаж, получение оружия, обед бригады проходят поэтапно, из-за этого рабочий день растянут. Кто-то может возвращаться с маршрута после полуночи. У каждой бригады есть план на рабочий день, который строится в зависимости от маршрутов. Рабочая бригада состоит из водителя, старшего группы и инкассатора, каждый экипирован облегченным бронежилетом.
Во время работы сотрудникам запрещено отвлекаться, пользоваться личными мобильными телефонами — только служебным. В конце рабочей смены инкассаторы прибывают на базу, сдают оружие и делают доклад по итогам работы.
- Расскажите подробнее об оснащении инкассаторов?
- Наши сотрудники работают на бронированных спецавтомобилях, можно сказать, Форт-Нокс на колесах, каждый из которых оснащен системой слежения GPS/ГЛОНАСС. Все машины находятся под прицелом поста мониторинга, за их движением внимательно следит дежурный инкассатор. Если автомобиль отклонился от следования маршрута или совершил какой-либо маневр, специалист по мониторингу незамедлительно связывается с бригадой и узнает причины. Кроме этого, внутри автомобилей установлена прослушка и система кругового видеонаблюдения — все это для проверки благонадежности инкассаторов. Мы, конечно, верим своим сотрудникам, но как говорится: доверяй, но проверяй. Спецавтомобили оснащены цифровыми радиостанциями для оперативной связи с дежурными службами. На случай возникновения чрезвычайной ситуации в машинах есть и «тревожная кнопка».
Инкассаторы перевозят в автомобилях спецконтейнеры с наличными средствами клиентов. Кстати, нападать на бригаду бессмысленно: ключа от контейнера у инкассаторов с собой нет, он хранится в банке. Если грабителям и удастся завладеть контейнером, открыть они его не смогут. При любой попытке взлома контейнер взрывается: банкноты в течение 40 миллисекунд окрашиваются перманентными чернилами. Сбербанк один из немногих в России использует эту методику. В дальнейшем окрашенные купюры нигде обменять нельзя — краска с них не смывается. А грабителей найдут в любом случае, наказания никому не удастся избежать — на контейнере множество датчиков.
- Часто ли происходят нападения на инкассаторов в Кирове?
- В целом по стране нападения происходят довольно часто. Мне кажется, это во многом зависит от социальной обстановки в обществе. К сожалению, и у нас в области случаются нападения.
Не так давно в Кирове на бригаду инкассаторов было совершено разбойное нападение у магазина на улице Ленина. Когда инкассаторы выходили из здания на улицу, к сотруднику Илье Шуклину подбежал молодой человек и попытался вырвать баул с кассетами от банкомата. Никита Аристов, старший бригады, с криком: «Лежать! Стрелять буду!» применил приемы рукопашного боя: сбил преступника с ног и уложил его на землю. В это время Илья укрылся в спецавтомобиле. Увидев нападение, водитель-инкассатор Сергей Фирсов нажал кнопку тревожной сигнализации и сообщил о нападении дежурному инкассатору. Благодаря профессиональным действиям членов бригады ценности были сохранены, угрозы здоровью сотрудников нет, преступник задержан.
Из-за таких случаев инкассаторы имеют право во время исполнения служебных обязанностей применять имеющееся у них оружие для защиты жизни, своего здоровья, а также собственности банка.
- Ваши сотрудники владеют приемами рукопашного боя. Что еще они умеют?
- В течение года инкассаторы проходят обучение по тематическому плану. На занятиях отрабатывают навыки рукопашного боя, стрельбы из пистолета и автомата, обязательно проходят курс психологической подготовки. Кроме этого, большое внимание уделяется специальной подготовке, благодаря которой инкассаторы уверенно чувствуют себя в экстремальных ситуациях. На год составляется план учений, мы согласуем и утверждаем его с начальников УМВД. Раз в квартал наши подразделения проводят совместные учения с УМВД и скорой помощью. Как правило, мы имитируем нападение на бригаду инкассаторов, а далее каждое ведомство выполняет то, что ему предписано. Поимка злоумышленника зависит не только от действий инкассаторов, но и от того, насколько быстро сработают остальные службы.
- Бывают ли у инкассаторов профессиональные соревнования, как, например, у пожарных?
- Кировское отделение входит в состав Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк, в которое включены семь головных офисов: Чувашская Республика, Мордовия, Марий Эл, Татарстан, Владимирская, Нижегородская и Кировская области. Ежегодно между нашими отделениями проходят конкурсы профессионального мастерства.
Инкассаторы оцениваются в медицинской подготовке, сдают физические нормативы, участвуют в первенстве по стрельбе из пистолета и рукопашному бою. Водители же состязаются в иных дисциплинах: вождение, тесты по правилам дорожного движения, стрельба из автомата. В зачет идут результаты в каждой дисциплине у старшего бригады, инкассатора и водителя.
Уже четвертый год подряд команда Кировского отделения занимает первое место в конкурсе на лучшую бригаду инкассаторов.
- Получается, что инкассатор должен обладать особыми качествами. Как вы находите таких людей?
- Попасть на работу в службу инкассации не так просто, берут не всех. У кандидата должен быть определенный уровень состояния физического и психического здоровья. Каждого соискателя ожидает проверка от УМВД и ФСБ. Также в комплекс обязательных проверочных мероприятий включается тестирование на полиграфе. Далее, конечно, медицинская комиссия, тесты по физической подготовке.
В конце всех проверок кандидата ожидает зачет. Если все требования выполнены, соискатель принимается к нам на службу с испытательным сроком три месяца. Повторю, что попасть на работу в подразделение инкассации Сбербанка очень сложно. Но все предпринятые меры оправданы сегодняшней криминогенной и социальной ситуацией в обществе. Мы не имеем права допустить в свои ряды неблагонадежных сотрудников. Да и девушек пока на работу не берем. Инкассатор же вооружен, одет в спецодежду, бронежилет, оснащен цифровой радиостанцией, переносит ценности в специальном кейсе — вся эта экипировка весит около 14 килограммов. Не женская это работа.
Вообще люди к нам приходят разные, с различной подготовкой, как физической, так и психологической. Но благодаря системной работе, обучению, каждый сотрудник совершенствует свои профессиональные навыки, добивается автоматического реагирования на любую криминальную ситуацию в ходе рабочего процесса.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
navigator-kirov.ru
В России появятся выделенные парковочные места для инкассаторских машин — Российская газета
Для инкассаторских машин в России могут появиться выделенные парковочные места. Российское объединение инкассации (РОСИНКАС), работающее в системе Банка России, обратилось с таким предложением в Госдуму. Это нужно для того, чтобы перевозчикам ценностей не приходилось проделывать большой путь с чемоданами денег и боевым оружием от банка или магазина до машины, пояснил в интервью "Российской газете" глава РОСИНКАС Олег Крылов.
Он также рассказал, сколько денег может увезти один бронированный "КАМАЗ", чем отличаются "белые", "серые" и "черные" инкассаторы, почему на них часто нападают и по какой причине при приеме инкассаторов на работу не используется детектор лжи.
Не проходит и месяца без новостей об ограблении банков, взломе банкоматов или нападении на инкассаторов. Таких случаев действительно стало больше?
Олег Крылов: Да, к сожалению, тенденция к росту есть. Преступники проявляют все больше интереса к перевозчикам денег, к местам хранения наличности и ценностей.
По данным правоохранительных органов, которыми мы располагаем, в 2015 году было зафиксировано чуть больше 2,8 тысячи преступлений в сфере наличного денежного обращения. Рост по сравнению с 2014 годом составил 20 процентов.
Необходимо отвести выделенные места для инкассаторских машин, как это сделано в других странах
В нынешнем году только за первые шесть месяцев произошло свыше 2,5 тысячи таких инцидентов. Так что по итогам года снова будет рост.
У преступлений в сфере наличного денежного обращения есть своя особенность. Их отличают тщательное планирование, изучение маршрутов и времени движения машин, в ситуации, когда речь идет о нападении на инкассаторов, - четкое распределение ролей среди членов преступных группировок и полное безразличие к человеческой жизни. Если говорить простым языком, преступники готовы на все, чтобы добиться своей цели.
Как обстоит дело с существованием на рынке денежных перевозок "черных" и "серых" инкассаторов?
Олег Крылов: Проблема никуда не исчезла. Многие организации продолжают пользоваться услугами "серых" инкассаторов.
Как правило, это коммерческие структуры, которые не хотят лишний раз "светить" перед третьими лицами свои финансовые операции, поскольку у контролирующих и правоохранительных органов могут возникнуть вопросы. Или просто экономят, как некоторые мелкие кредитные организации.
Поэтому обращаются в частные охранные предприятия, из которых в основном и состоит "серый" сегмент рынка перевозки наличных денег. ЧОПам в основной их массе нет никакого дела до того, что они перевозят. Они, в отличие от нас, не требуют документы, подтверждающие легальность происхождения средств. Это удобно. К тому же демпингуют - расценки могут быть ниже в 3-4 раза.
Но именно "серые" инкассаторы чаще всего становятся мишенью для преступников. Причина в том, что подготовка частных охранников в разы уступает той, которую проходят профессиональные инкассаторы.
"Черная" инкассация тоже существует. Замечательно у братьев Стругацких сказано: за "серыми" всегда приходят "черные". Вот и у нас так. Это самый непрозрачный сегмент рынка. Как правило, в этом случае перевозкой занимаются обычные курьеры. Нанимающие их организации сознательно идут на риск, что их деньги могут не доехать до места назначения, поскольку им есть что скрывать. Такие перевозчики - самая легкая цель для преступников. Сообщения о нападении на них тоже часто появляются в милицейских сводках.
Так что ситуация на рынке инкассаторских услуг далека от идеала.
Какую долю рынка занимают "серые" и "черные" инкассаторы?
Олег Крылов: Сложно оценить. Несколько лет назад на трассе в средней полосе России была остановлена машина - обычные Жигули, на которых похитили бюджет среднего российского города. Вот и попытайтесь представить себе масштабы.
Почему эту проблему не удается решить?
Олег Крылов: Это не входит в наши полномочия. Скорее, это дело правоохранительных органов.
Но вопрос очень сложный, прежде всего с точки зрения экономики. Пока существует неучтенный рынок наличности, будут и "неучтенные" инкассаторы.
На какие расстояния РОСИНКАС перевозит деньги? И каков суточный оборот?
Инкассаторские машины могут перевозить ценности на расстояние до полутора тысяч километров. Фото: Анатолий Медведь / РГ
Олег Крылов: Согласно нашим ведомственным инструкциям, утвержденным Банком России, мы на автомобилях работаем в 500-километровой зоне. Реально можем и дальше везти - до полутора тысяч километров. Бывают такие внезапно возникающие задачи и какие-то специальные поручения.
Возим не только машинами, но и железнодорожным транспортом.
Суточный объем перевозок может достигать свыше 90 тонн.
А по воздуху?
Олег Крылов: Тоже. Особенно в республиках Северного Кавказа, в труднодоступных районах. Воздушный транспорт мы арендуем. Свои самолеты и вертолеты содержать дорого.
Сбербанк предлагал ввести для инкассаторов единый автомобиль. Что думаете?
Олег Крылов: Территория страны настолько велика, и условия применения спецтранспорта настолько различаются, что мне кажется, эта идея на практике неосуществима. Мы перевозим резервные фонды. В этом случае задействуются крупногабаритные, специальным образом подготовленные машины. Эдакие танки на колесах, "поднимающие" 10-13 тонн.
В других ситуациях бывает достаточно просто хорошего автомобиля грузоподъемностью 1-2 тонны. Но иногда приходится заезжать в такие места, где только старый добрый отечественный "УАЗ" и способен пройти. О каком едином автомобиле в таких условиях можно вести речь?
В прошлом году РОСИНКАС обращался с просьбой вывести инкассаторские грузовики из-под действия системы "Платон". Удалось?
Олег Крылов: К сожалению, нет. Так что, перевозя государственные деньги, мы сегодня вынуждены за это еще и доплачивать. Но, по крайней мере, нас избавили от необходимости сообщать о маршрутах передвижения наших грузовиков, пунктах въезда и выезда на федеральные трассы.
Теперь мы озабочены решением другого вопроса, связанного с так называемым тротуарным риском.
В сутки инкассаторы перевозят автотранспортом, по воздуху и железной дороге до 90 тонн наличных денег
На инкассаторов обычно нападают в людных местах. Чем меньше инкассатор идет от места, где он получает деньги, до машины, тем меньше вероятность, что он сам окажется объектом нападения и не пострадают люди вокруг. К сожалению, в городах-миллионниках в последнее время появилось много выделенных полос. Нашим инкассаторам приходится оставлять машину достаточно далеко от точки инкассации и идти по тротуару. Идти с деньгами и с боевым оружием, применение которого в людных местах несет большие риски.
Мы считаем необходимым изменить правила дорожного движения, сделать выделенные места для инкассаторских машин, как это сделано в других странах, например во Франции. Надеемся, что нас услышат.
Банк России проводит эксперимент, связанный с передачей функций по обработке и хранению своих денег коммерческим организациям. Ваша работа в связи с этим как-то изменилась?
Олег Крылов: В связи с упразднением управления спецперевозок Банка России функции по перевозке резервных фондов, в том числе железнодорожным транспортом, полностью передали нам. Теперь эту задачу главным образом выполняет Московское региональное управление РОСИНКАС, хотя и другие подразделения задействованы.
Приходится много вывозить ветхих банкнот, завозить новые для резервных фондов. А это зарплата бюджетникам: учителям, врачам, военным, силовикам. Нагрузка очень высокая и ответственность большая. Стараемся соответствовать.
Но вот в этом эксперименте наше участие только планируется.
Детали
Фото: Пресс-служба ЦБ РФ
Почему инкассаторы не используют детектор лжи
Как готовят инкассаторов?
Олег Крылов: У нас существует свой учебный центр. Инкассаторы проходят серьезную физическую подготовку, учатся владеть приемами рукопашного боя и обращаться с оружием.
Кроме того, мы недавно взяли в штат психолога. Он займется психологической подготовкой инкассаторов. Иметь одновременно оружие и большие деньги - это большая психологическая нагрузка на человека.
Мы очень внимательно относимся к подбору кадров. Основной костяк составляют бывшие сотрудники правоохранительных органов или военнослужащие.
У нас много сотрудников, которые служили в подразделениях спецназначений. Это воздушно-десантные войска, внутренние войска МВД России. Приоритет при приеме на работу отдаем тем, кто проходил службу в вооруженных силах. Если и бывают исключения, то в основном в отдаленных районах страны, где просто дефицит людских ресурсов.
Много ли случаев, когда сами инкассаторы похищали деньги при перевозке?
Олег Крылов: Они единичны, и суммы небольшие на фоне тех объемов, которые мы перевозим и храним. Мы проводим большую профилактическую работу. Упор делаем на то, что наказание неотвратимо. Подавляющее число наших сотрудников понимает свою ответственность.
Детектор лжи при приеме на работу используете?
Олег Крылов: Нет, в настоящее время я выступаю против, хотя нам часто это предлагают. Во-первых, с точки зрения законодательства это сложно - как потом человеку объяснить, что мы его не взяли из-за того, что использовали детектор лжи? Во-вторых, использование подобной аппаратуры требует особых навыков, специальных методик, особым образом подготовленных специалистов. А в противном случае детектор ведь и обмануть можно. Я, например, знаю как.
Справка
Российское объединение инкассации работает по всей России и обслуживает более 90 тысяч организаций. В Росинкасе работают свыше 17,9 тысячи человек, автомобильный парк насчитывает более 5200 транспортных средств. Ценности перевозятся на легковых автомобилях и грузовых бронированных машинах. В том числе отечественного производства. Таких как "Камаз 4308", "КамАЗ- 65115", "ГАЗ-2705", "УАЗ-3962".
Инфографика: Михаил Шипов / Юлия Кривошапко / РГ
rg.ru
Инкассаторам Сбербанка раздают автоматы | Статьи
Все инкассаторы Сбербанка получили право на ношение и применение автоматов укороченной версии АК. Об этом говорится в изменениях к постановлению правительства «О мерах по обеспечению юрлиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием» от 23 ноября 2012 года. Кроме того, документ позволяет резко увеличить расход патронов на учебную стрельбу инкассаторов из пистолета и револьвера — с 12 до 80 в год на каждый ствол.
Сбербанк является одним из лидеров на рынке перевозки наличности. Банк присутствует в 80 регионах и инкассирует наличность на 150 тыс. точек. По данным исследования «Интерфакс-ЦЭА», в 2011 году объем перевезенной наличности банком составил 18 трлн рублей. В службе инкассации Сбербанка работает около 15 тыс. сотрудников, у кредитной организации в парке порядка 5 тыс. бронеавтомобилей.
Согласно постановлению правительства от 1997 года («О мерах по обеспечению юрлиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием») инкассаторы Сбербанка имели право на ношение и применение револьверов. При этом автомат был только у водителя инкассаторского автомобиля Сбербанка, который покидать его не может. 23 ноября 2012 года в постановление были внесены изменения, в соответствии с которыми все инкассаторы в экипаже получили право на ношение и применение еще одного вида боевого оружия — автомата.
В инкассаторской службе Сбербанка «Известиям» сообщили, что приветствуют изменения. Дело в том, что инкассаторы главной кредитной организации страны всегда пользовались повышенным вниманием со стороны мошенников.
— Банк популярный, значит, деньги у него есть, соответственно, возникает интерес, — сказал сотрудник службы перевозки наличности банка на условиях анонимности. По его словам, точной статистики по нападениям на инкассаторов Сбербанка нет.
Однако по данным правоохранительных органов, за последние четыре года на сотрудников инкассаторских служб было совершено 42 нападения и едва ли не каждое заканчивалось трагически. Сообщения о нападениях на инкассаторов Сбербанка появляются ежегодно. Так, например, в 2008 году при вооруженном нападении погибли двое сотрудников службы инкассации банка (добыча грабителей составила €1 тыс.), в 2009 году один из инкассаторов при нападении попал в реанимацию (ущерб составил более 16 млн рублей, $3 тыс. и €5 тыс.). Летом 2010-го года был ограблен бронированный автомобиль банка, трое охранников были убиты, более 130 млн рублей похищено.
Анонимный сотрудник инкассации банка отмечает, что нововведения, безусловно, повысят уровень безопасности перевозок. Однако возможность ношения автоматов одновременно влечет за собой повышение персональной ответственности и требований к сотрудникам, использующим это оружие, говорит вице-президент банка «Стройкредит» Александр Филиппов.
В свою очередь, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе считает, что новшество вызывает много вопросов.
— Субъективно может показаться, что автомат способен напугать или остановить грабителей, однако в уличной перестрелке наилучшим оружием является точное оружие, позволяющее быстро менять направление стрельбы и обладающее большой «останавливающей силой», — поясняет он. — Это больше характерно для скорострельных пистолетов. Автоматы позволяют вести скоростной огонь, но в условиях города огонь из автомата может привести к поражению большого количества объектов, не имеющих отношения к нападающим.
Собеседник «Известий» отмечает, что если грабители готовы штурмовать, то их не остановят ни ответный огонь, ни другие факторы. И если сейчас граждане, оказавшиеся в непосредственной близости, не страдают, то с введением автоматов этого вряд ли удастся избежать.
Возможно, больший эффект бы дало усиление защиты инкассаторов (бронежилеты более высокой степени защиты, каски, щиты), а также тактическая отработка посещения и отхода из кассы, говорит Трапаидзе.
Взрывоопасная краска
На самом деле у Сбербанка есть гораздо более эффективное средство борьбы с ограблениями — перевозка наличных средств в специальных кассетах, которые при несанкционированном воздействии безвозвратно портят банкноты. Банк использует новинку с прошлого года. В Европе они применяются уже 20 лет, а в некоторых странах инкассаторы даже не носят с собой оружие и не ездят на броневиках. В Сбербанке со временем тоже не исключают такой возможности. Специальный бокс с кассетами реагирует на девять разных видов воздействия: сильные удары, взлом, распил, сверление, прожигание и температурные колебания, охлаждение различными жидкостями, выстрелы, взрывы, воздействие химическими жидкостями. При любом из перечисленных обстоятельств внутри сейфа срабатывают небольшие взрывные устройства, которые выбрасывают перманентную несмываемую краску прямо на пачки банкнот. После этого купюры не примут ни в одном банке, магазине или обменном пункте, банкомате или терминале. Их может принять только Центробанк, причем только от банка — перевозчика наличности. Поэтому кража денег у инкассаторов теряет всякий смысл.
— Зачем теперь красть деньги, если ими будет невозможно воспользоваться? — заявил «Известиям» сотрудник службы инкассации Сбербанка. Впрочем, далеко не во всех отделениях Сбербанк использует данную технологию.
Как гласит официальный ответ Сбербанка, до 2010 года по статистике фиксировалось 1–2 нападения на инкассаторов Сбербанка в год. «Следует отметить, что после начала использования в июле 2010 года банком спецконтейнеров для перевозки купюр с эффектом окрашивания при несанкционированном вскрытии не произошло ни одного нападения на бригады Сбербанка», — говорится в нем.
Усиление огневой защиты бригады, внедрение инновационных технологий (спецконтейнеры) и повышение качества боевой подготовки еще больше снизят риски и сделают по сути бессмысленными для преступников нападения на инкассаторов Сбербанка, прогнозируют в банке.
Затратный бизнес
Большинство российских банков сейчас не содержат собственные службы инкассации, поскольку объем издержек на предоставление услуг инкассации превышает объем выручки. Главная статья в расходах на содержание службы инкассаторов — это специально оборудованный автотранспорт и фонд оплаты труда. По подсчетам специалистов, одна машина обходится от 2 млн рублей, а экипаж из трех человек получает от 150 тыс. ежемесячно. Стоимость контейнера с краской — от $3 тыс. Поэтому банки предпочитают привлекать на аутсорсинге специализированные организации, предоставляющие услуги по инкассации: комиссия этих служб составляет сотые доли процентов от объема перевозимых ценностей и наличных денег.
Так, у «Росинкаса», занимающего около 60% рынка перевозки наличных денег и ценностей, комиссия составляет от 0,05%. В среднем стоимость одной поездки броневика с вооруженным сопровождением по Москве обходится в $100–150.
iz.ru
Праздник 1 августа - Всероссийский день инкассатора. Служба инкассации: история и деятельность. Профессия инкассатор. Женский сайт www.InMoment.ru
Всероссийский день инкассатора
Всероссийский день инкассатора – это профессиональный праздник, который объединяет всех сотрудников инкассации. Он ежегодно отмечается в России 1 августа. Напомним, что в 1939 году в этот день при Госбанке СССР была создана Служба инкассации.
Инкассация: что это и краткая история
Инкассация (в переводе с итальянского означает «класть в ящик»). Она представляет собой сбор и доставку наличных денег, иностранной валюты и других ценностей в операционную кассу банка. В настоящее время, согласно законодательству, инкассация считается банковской операцией. Данный вид деятельности осуществляется на основании лицензии Банка России.
Необходимость в транспортировке, а также охране денег и ценностей возникла у человечества сразу же после их появления. В нашей стране это произошло приблизительно в конце IX века.
В Киевской Руси основными казначеями и торговцами являлись сам Князь и бояре. При помощи своих дружинников они могли обеспечивать безопасность торговых караванов. С тех времён так и повелось, что транспортировкой денег и прочих ценностей занимались либо сами их владельцы, либо для этого они специально нанимали надежных людей, которым могли доверять.
Если сумма была большой, то обычно нанимались и вооруженные люди, чтобы защищать караван от возможных нападений грабителей. Так, например, известно, что Сурожские купцы в XVI веке снаряжали свои торговые караваны внушительной охраной. А во главе каравана ехал богатый представитель купечества, который пользовался особым доверием.
Однако в царской России до Октябрьской революции 1917 года не существовало как таковой централизованной службы инкассации. Охраной приказчиков, перевозивших деньги, занимались наёмные частные сторожа.
В период с 1917 по 1939 годы сбором и сопровождением денежных ценностей занимались в ЧК-ОГПУ-НКВД. Постановление правительства о создании службы инкассации вышло 3 августа 1939 года. Государственный банк Советского Союза должен был в своём составе создать Управление инкассации и перевозки ценностей. Согласно данному постановлению, Госбанк СССР образовал аппарат инкассации. Соответствующие подразделения были созданы на местах. Они входили в состав территориальных учреждений Госбанка СССР.
В начале своей деятельности служба инкассации должна была только обеспечивать безопасную транспортировку торговой выручки и ценностей. В годы, предшествующие началу войны, по всей стране были сформированы и укомплектованы территориальные органы инкассации.
Вторая мировая война привела к большим экономическим и финансовым проблемам в нашей стране. Из-за военных действий произошло существенное сокращение оборота денег. Уже к 1942 году этот оборот сократился фактически вдвое. При этом Государственный банк не прекращал принимать вклады от населения. Многим работникам инкассации пришлось уйти на фронт.
Победа в войне привела к резкому увеличению количества вкладов в сберегательные кассы. Отмена карточной системы способствовала полному восстановлению денежного оборота. В управления инкассации с войны вернулись фронтовики, а также началось поступление новой техники, среди которой была и трофейная.
Долгое время развитие системы инкассации шло в Центральном Банке. При этом статус работников этой службы был достаточно низким. Получали они немного, да, и техническое оснащение было не на высшем уровне.
С началом перестройки, наступило время, когда в качестве инкассаторов могли запросто работать студенты и даже пенсионерки.
Отдел инкассации Управления эмиссионно-кассовых операций Госбанка СССР был упразднен в 1982 году. Его слили с отделом кассовых операций. Но против такого шага выступила Российская республиканская контора Госбанка СССР. Они решили сохранить самостоятельный отдел, который занимался усовершенствованием работы службы инкассации.
В 1987 году было создано объединение инкассации Госбанка СССР, что привело к некоторым изменениям. В 1988 году появилось Российское республиканское управление инкассации. Оно стало самостоятельным юридическим лицом, подведомственным Банку России. Тогда же криминальная обстановка в нашей стране начала усугубляться. Рост перевозок потребовал новых видов услуг.
В начале 90-х годов 20 века началось интенсивное развитие частной собственности. Стало появляться большое количество коммерческих банков, страховых компаний, кредитных организаций. Торговый оборот и оборот ценных бумаг росли, появлялись биржи и меняльные конторы. Неудивительно, что тогда же возникли и первые негосударственные службы инкассации.
Немаловажным этапом в развитии российской системы инкассации можно назвать II Всероссийскую практическую конференцию по инкассации. Это мероприятие позволило наметить дальнейшую стратегию развития службы инкассации в России.
Министерство юстиции 25 ноября 2002 года зарегистрировало Положение, которое утверждало правила совершения банковских операций, касающихся организации кассовой работы и инкассации.
Профессия инкассатор
Работа инкассатора является сложной и ответственной. Эта профессия требует хорошей физической подготовки, смелости и решительности. Важно помнить, что она связана с риском для жизни. Инкассатор является не только хорошим охранником, но также и кассиром. Он должен уметь заполнять все формы документов, которые нужны для передачи ценностей. Инкассатор также является специалистом по работе с банковской техникой различных конструкций и электронными обменными пунктами.
Системы защищенности инкассации
Сам процесс инкассации имеет несколько степеней защищенности. Транспортировка денег и ценностей осуществляется на бронированном спецавтомобиле. Внутри этой машины размещено устройство, которое является своего рода сейфом. Бронированный салон автомобиля способен защитить инкассаторов от пуль. Машины оснащены системами современной радио- и спутниковой связи.
Все бригады инкассаторов обычно вооружены стрелковым оружием и бронежилетами. За передвижением инкассационных машин следит диспетчер службы инкассации банка. Он отслеживает местонахождение всех автомобилей службы и фиксирует сигнал тревоги.
Автор: Верещагина Софья Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна!
Теги: праздник 1 августа, Всероссийский день инкассатора
Вернуться к календарю Праздниковwww.inmoment.ru