Как заменить катализатор на приоре


Катализатор на Приоре: необходимость или роскошь?

Приведение выхлопных газов авто к норме проводится при помощи специальной запчасти — катализатора. Он устанавливается между приемной трубой и передним глушителем. Так, проходящие выхлопы подвергаются очистке и могут соответствовать заявленным стандартам.

Но многие владельцы отмечают, что Приора катализатор может приводить к многочисленным проблемам с эксплуатацией транспорта. Поэтому практичным решением станет его замена на пламегаситель.

К каким нарушениям может привести катализатор на Приоре и как их избежать?

Благодаря специальному катализирующему слою из благородных металлов, запчасть при прохождении сквозь нее выхлопных газов сжигает вредные примеси. Со временем слой уменьшается, а качество очистки снижается.

На внутренней поверхности собирается нагар, который приводит к ухудшению работы автомобиля. Влияет изношенный катализатор на Приору следующим образом:

1. Наблюдается затрудненный запуск двигателя.

2. Снижение мощности мотора и увеличенный расход топлива.

3. Появление посторонних звуков в выхлопной системе.

4. Из системы выпуска слышен резкий запах.

Многие автомобилисты первым делом решают купить катализатор на Приору и провести установку новой детали. Проблема заключается в высокой стоимости компонента и необходимости его периодической замены (примерно 60 тыс. км).

Затраты довольно высокие, учитывая наличие в запчасти благородных металлов и ее поставок из-за границы. Не каждый владелец авто может позволить себе такую роскошь.

Установка пламегасителя приведет к нормализации работы авто и отсутствию необходимости проводить диагностику и замену катализатора.

Большинству владельцев Приоры такой вариант нравится, несмотря на получаемую от детали пользу. И выгода в будущем от снятия детали очевидна. Поэтому вместо того, чтобы купить катализатор Приора автомобилисты отправляются в мастерские или проводят монтаж пламегасителя собственными руками.

Как проводится замена катализатора на Приоре на пламегаситель?

Проводить процедуру следует аккуратно, чтобы не повредить примыкающие к катализатору элементы выхлопной системы. Выполнять работу нужно в хорошо оборудованной яме гаража или с применением подъемника.

Многие автомобилисты интересуются, как убрать катализатор на Приоре и провести его замену. Процесс заключается в вырезании элемента или его аккуратном выбивании.

Правильная вставка вместо катализатора Приора пламегасителя также выполняется довольно просто. Необходимо на место изъятого элемента приварить новый. Отсутствие качественной сварки приводит к необходимости обращения в специализированную мастерскую.

Обычно работа по замене занимает минимум времени и требует незначительных вложений. Но владелец будет уверен в качестве профессиональной работы.

Установка пламегасителя оптимальный вариант для экономии. Не рекомендуется приваривать простой кусок трубы, который предлагают многие мастера. Такое решение может привести к серьезному перегреву остальных элементов выхлопной системы и последующему нарушению их состояния. И в результате потребуется дорогостоящий ремонт многих деталей.

Преимущества и недостатки установки пламегасителя

Установленный катализатор для Приоры выполнял функцию очистительного фильтрующего элемента. Пламегаситель исключительно снижает температуру выхлопов и препятствует сильному шуму при их прохождении. Поэтому возможны проблемы при проведении ТО. Хотя в большинстве случаев проверки системы и ее соответствия европейским правилам не проводятся.

Выполнение переоборудования выхлопной системы освободит владельца от больших затрат в будущем. Поскольку вставка катализатора Приора больше не потребуется. А работать автомобиль будет качественно и надежно. И проведение специальной диагностики выхлопной системы станет необязательным.

Существует и более лояльный способ, не требующий изменения конструкции выхлопной системы. Чтобы не потребовалось удаление катализатора на Приоре можно осуществить перепрошивку системы управления и установить сниженные запросы на качество и состав выхлопных газов.

Выполнять работу следует у специалистов, поскольку самостоятельная перепрошивка не всегда возможна. Обновленная Приора не будет столь «требовательной», правда, последующие замены катализатора владельцу все равно придется проводить.

priorapro.ru

Меняем на "Приоре" катализатор выпускной системы

Давайте посмотрим, как на «Приоре» выполняется замена катализатора выпускной системы, и что это дает автомобилю. Владелец этого авто рассказывает, что к тюнингу «Приоры» приступил сразу же, как только ее приобрел. Говорит, что автомобиль сам по себе неплохой, и на его взгляд, это лучшая модель, выпущенная российским автопромом. Перед покупкой в салоне тщательно осмотрел машину, даже применил толщинометр, определяющий слой краски. Но чтобы «Приора» полностью соответствовала его запросам, машину нужно было модернизировать. Тюнинг решил выполнять своими руками. Так, шаг за шагом, дошел и к модернизации выпускной системы. Теперь решил поделиться своим опытом.

Говорит, что будет лучше, если у вас под рукой будет помощник – самостоятельно делать всю работу неудобно, — в чем и убедился на собственном примере. Рекомендует вначале сделать перепрошивку двигателя, иначе, если при штатной прошивке электронного блока управления заменить катализатор, на панели приборов постоянно будет высвечиваться индексации ошибки двигателя.

На рынке приобрел систему Паук-4.1, также прикупил новый комплект прокладок. Загнал «Приору» в гараж и сразу же решил начать доработку, но все было не так-то и просто – катализатор был сильно нагретым и нужно было подождать, пока он охладеет. Но слишком уж хотелось начать побыстрее, поэтому не стал ждать, а взял обычный пылесос, включил в обратном режиме и таким образом ускорил охлаждение элемента.

Тем временем, пока катализатор охлаждался, запрыгнул в яму и начал снимать защиту картера двигателя. Но и здесь его ждал сюрприз, – как только спереди открутил крепления, пластина повисла на задних, и крепления просто сломались. Теперь придется еще и защиту приобретать.

Когда катализатор окончательно остыл, начал откручивать болты, его крепящие – оказалось, что они прочно прикипели. Что было удивительно – «Приора» в эксплуатации была не так уж и долго, машине всего несколько лет. Пришлось использовать WD-40. Нанес вещество, подождал несколько минут, накинул головку, вороток, и только с помощью трубы, как рычага, болты удалось открутить.

Штатный катализатор демонтировал, начал инсталлировать Паук-4.1, и снова – неожиданный сюрприз. Там, где крепился стандартный катализатор, к резонатору шли специальные шпильки, — в приобретенном элементе было лишь обычное отверстие без внутренней резьбы (см. фото).

Проблема, на первый взгляд, решалась просто – закрутил болты подходящего диаметра, и все. В гараже подобной мелочи было навалом, но найти те, что подошли бы, наш герой так и не смог. Поэтому на следующее утро пришлось снова ехать на авторынок – на этот раз на автобусе (разобранная «Приора» в гараже ведь стояла).

Приехал, прокладки поставил, резонатор установил, купленные болты закрутил. На этом можно считать, что замена катализатора была завершена – необходимый эффект получен, никаких ненужных посторонних звуков не появилось.

Владелец «Приоры» говорит, что полностью работа над выпускной системой еще не окончена, и в скором времени он намерен ее продолжить. Да и вообще есть над чем повозиться, – например, когда был в яме, заметил слабую антикоррозийную обработку днища авто. Похоже, завод-изготовитель решил сэкономить на антикорре, а он сразу этого и не заметил. Новый антикорр уже приобрел, собирается на днях снова загнать «Приору» в гараж и плотно заняться ее днищем. А заодно – и скрытыми полостями.

После замены катализатора появился интересный звук, но это еще не все – через время заметил и прибавку в мощности двигателя. Динамика выросла, мотор теперь резвее набирает обороты.

vazikov.ru

Катализатор («Приора»): описание, характеристики и отзывы

Конструкция системы отвода отработанных газов абсолютно всех современных автомобилей предусматривает наличие каталитического нейтрализатора (катализатора). Это обязательное условие для выполнения экологических норм.

ВАЗ-2170 не исключение. Его выхлопная система также оборудована катализатором. О нем и пойдет речь в этой статье. Мы рассмотрим, как устроен катализатор («Лада-Приора»), а также поговорим о проблемах, возникающих при его неисправности. Кроме этого, мы попытаемся разобраться с альтернативными устройствами, использующимися для его замены.

Зачем нужен катализатор

Каталитический нейтрализатор – это элемент системы отвода отработанных газов, применяющийся для того, чтобы снизить количество вредных примесей (оксидов углерода, азота, несгоревших углеводородных соединений) в выхлопах. Достигается это путем их дожигания внутри устройства за счет высокой температуры и присутствия в газах кислорода.

Особенности конструкции

Как устроен катализатор? «Приора» в смысле ее конструкции ничем не отличается от других современных машин. Деталь состоит из стального корпуса (банки) и рабочего элемента – металлических сот, поверхность которых покрыта активным веществом, способствующим нагреванию выхлопов. В качестве последнего выступает платиново-иридиевый сплав.

Несгоревшие вредные примеси, проходя сквозь соты устройства, оседают на поверхности каталитического слоя и под действием высокой температуры продолжают гореть, окисляясь практически до конца. В итоге на выходе мы имеем выхлоп с минимальным количеством вредных веществ.

Расположение

В плане того, где расположен катализатор, «Приора» также неоригинальна. Он находится сразу за выпускным коллектором, прямо на приемной трубе. Вы увидите его, если заглянете с тыльной стороны двигателя. В других автомобилях он может находиться за приемной трубой.

Признаки неисправности каталитического нейтрализатора

Заявленный ресурс катализатора ВАЗ-2170 – 140 тыс. км пробега. Однако это не значит, что после этого километража устройство необходимо менять. Он может служить гораздо дольше, а может выйти со строя и после прохождения 10 тыс. км. Все зависит от того, как вы эксплуатируете автомобиль.

Как же понять, что пора менять катализатор? «Приора», будучи автомобилем, напичканным различными датчиками, в первую очередь даст вам об этом знать горящей лампочкой CHECK на приборной панели (при считывании кода ошибка 0420). Выход из строя каталитического нейтрализатора также сопровождается:

  • затрудненным (длительным) процессом запуска двигателя;
  • снижением мощностных характеристик;
  • увеличенным расходом топлива;
  • плавающими оборотами на холостом ходу;
  • нехарактерными звуками работающего мотора;
  • резким (едким) запахом выхлопных газов.

Начните с датчика

Заметив вышеперечисленные признаки, не отчаивайтесь сразу. Виной тому, что автомобиль утратил былую резвость, может быть и вышедший из строя кислородный датчик (лямбда-зонд). Кстати, их у «Приоры» два: управляющий и диагностический. Первый предназначен для того, чтобы определять количество кислорода в выхлопных газах, а второй - для того чтобы вовремя сообщать водителю о возможной неисправности первого устройства.

Нередко эти датчики называют чужими именами, например, спрашивая, сколько катализаторов в «Приоре» и каких именно. Это в корне неправильно. Катализатор – один, датчиков – два. Вернемся к ним.

Учитывая, что диагностический лямбда-зонд выходит из строя крайне редко, первым проверьте управляющий датчик катализатора. «Приора» в случае его поломки также оповестит вас горящей лампой CHECK. Остается только считать код ошибки сканером и расшифровать его. Если окажется, что возникла проблема с лямбда-зондом, вам повезло.

Как проверить катализатор

Каталитический нейтрализатор можно проверить двумя способами: визуально осмотрев его и замерив давление внутри банки. В первом случае устройство демонтируется и проводится его визуальное обследование. Если корпус устройства имеет следы механического воздействия, а соты, просматривающиеся в отверстия, заплавлены, катализатор однозначно неисправен.

Проверка давления внутри банки устройства производится с использованием специального манометра, вкрученного вместо управляющего датчика. Двигатель запускают, греют и доводят до 3 тыс. об/мин. Если катализатор рабочий, давление не должно подниматься выше 0,3 кгс/см2.

Почему катализатор выходит из строя

Основной неисправностью каталитического нейтрализатора является непроходимость сот. Со временем их рабочий слой сгорает, а сами они начинают плавиться, превращаясь в сплошную массу. Это создает препятствие для свободного выхода выхлопных газов, из-за чего, собственно, двигатель и «задыхается».

Преждевременный выход катализатора из строя может быть спровоцирован:

  • использованием некачественного топлива;
  • попаданием в топливо масла;
  • нарушениями в системе зажигания.

Сколько стоит катализатор на «Приору»

Катализатор невозможно отремонтировать или восстановить. Его можно только заменить. Если вы захотите приобрести новое устройство, оно обойдется вам примерно в 5-6 тыс. рублей, что не очень-то и дешево. Получив новый катализатор, «Приора», несомненно, оживет, вот только надолго ли его хватит?

Да, и ни в коем случае не покупайте нейтрализатор, бывший в употреблении. Кто знает, сколько он отработал и почему его продают.

Меняем катализатор на «Приоре» своими руками

Чтобы произвести замену каталитического нейтрализатора ВАЗ-2170, обращаться на станцию техобслуживания совсем необязательно. Это можно сделать и в условиях собственного гаража. Для этого потребуются:

  • набор ключей;
  • головка на 13 с рукояткой;
  • пассатижи;
  • шлицевая отвертка.

Замена катализатора («Приора») осуществляется следующим образом:

  1. Устанавливаем машину на смотровую яму.
  2. Поднимаем капот, отключаем минусовую клемму на аккумуляторе.
  3. Снимаем декоративный кожух силового агрегата.
  4. Переходим в смотровую яму. Откручиваем (не до конца) нижнюю гайку хомута, соединяющего основной и дополнительный глушители. Верхнюю гайку откручиваем полностью. Снимаем хомут и извлекаем уплотнительное кольцо.
  5. Пассатижами отгибаем усики термозащитного экрана катализатора.
  6. Откручиваем три гайки, крепящие фланец приемной трубы и фланец катализатора. Снимаем стопорную пластину.
  7. Приподнимаем дополнительный глушитель вверх и вынимаем его кронштейн из передней подушки его подвески (резинки).
  8. Отсоединяем приемную трубу дополнительного глушителя от шпилек катализатора. Извлекаем уплотнительную прокладку.
  9. Отсоединяем жгуты проводов от разъемов управляющего и диагностического датчиков кислорода.
  10. Снимаем держатели проводов датчиков с теплозащитного экрана рулевого механизма.
  11. С помощью головки на 13 откручиваем болты крепления катализатора к кронштейну.
  12. Откручиваем три гайки крепления теплозащитного экрана рулевого управления. Демонтируем экран.
  13. Откручиваем две гайки кронштейна трубы водяного насоса (помпы). Снимаем кронштейн.
  14. Демонтируем катализатор, открутив восемь гаек, крепящих его к головке блока цилиндров. Снимаем катализатор и уплотнительную прокладку.
  15. Установку нового каталитического коллектора производим в обратном порядке.

Перед монтажом катализатора обязательно нужно проверить состояние прокладки. Если она повреждена, придется покупать новую. Устанавливать порванную прокладку ни в коем случае нельзя!

Также следует проверить плоскостность фланца катализатора. Это можно сделать, приложив к нему, например, металлическую линейку. При помощи измерительного щупа замеряйте величину возможных зазоров. Если они превышают 0,1 мм, производим шлифовку поверхности фланца.

Существует ли альтернатива

Будет ли работать «Приора» без катализатора? Конечно, будет! Отсутствие каталитического нейтрализатора никак не отразится на ее характеристиках, как об этом заявляют некоторые «опытные» мастера. Да, машина уже не будет отвечать установленным экологическим нормам, но работать хуже не станет.

Если вы не хотите тратиться на штатный катализатор, вы всегда можете купить универсальное устройство, которое обойдется вам вдвое дешевле, учитывая установку. По сути, это такой же каталитический нейтрализатор с теми же функциями и аналогичной конструкцией. Да и производятся они в основном на тех же заводах, что и оригинальные, а цена на них ниже за счет отсутствия различных торговых наценок.

Ну а если вы пожелаете осуществить легкий тюнинг своей «Приоры», купите для нее хороший пламегаситель. Он устанавливается вместо катализатора. С ним и мощность двигателя увеличится за счет улучшения проходимости выхлопных газов, да и звук силового агрегата приобретет спортивные нотки.

Несколько слов о «пауках»

Есть еще один вариант для тюнинга, предусматривающий полную переделку выхлопной системы. Называется он «прямоток». Его суть заключается в том, чтобы убрать из системы все элементы, препятствующие свободному выходу выхлопных газов, в том числе и катализатор.

Главная деталь прямотока – вставка («паук»). Это аналог выпускного коллектора, отличающийся от последнего особенным соединением труб, при котором отработанные газы, выходя из цилиндров, практически не оказывают никакого воздействия на последующие выхлопы.

На «Приору» устанавливают два вида пауков: 4-1 и 4-2-1. Цифры обозначают, как соединены трубы коллектора. Вставка катализатора («Приора») 4-1 предусматривает соединение четырех труб в одну. У «паука» 4-2-1 трубы коллектора сначала объединяются в пару, а потом сходятся в одну.

Считается, что оптимальным для ВАЗ-2170 соединением труб является схема 4-1, но и другая ничем не хуже. Важно, чтобы совпадали элементы крепления всех деталей выхлопной системы, ведь кроме вставки вам также потребуется приобрести резонатор и глушитель.

Как продлить жизнь катализатору

Напоследок ознакомьтесь с советами, которые помогут вам длительное время не возвращаться к теме замены каталитического нейтрализатора:

  1. Не используйте некачественный бензин. Это решение спасет не только катализатор. «Приора» - совсем не тот автомобиль, в бак которого можно лить все, что горит.
  2. Не допускайте попадания масла в топливо. Заметив, что выхлоп приобрел сизый оттенок, не поленитесь проверить компрессию в цилиндрах. Возможен износ деталей поршневой группы, из-за чего масло попадает в цилиндры.
  3. Обращайте внимание на приборную панель. Если загорелась сигнальная лампа CHECK, а автомобиль стал плохо заводиться, утратил мощность, не тяните с диагностикой.

fb.ru

Замена катколлектора (катализатора) для Лада Приора 2007-2012

Симптомы: выхлопные газы прорываются под капот, увеличение шума.

Возможная причина: прогорела прокладка катколлектора или же он сам. 

Инструменты: набор головок, набор гаечных ключей, торцовая головка «на 13», плоская отвертка.

1. Отсоедините отрицательный кабель от вывода аккумуляторной батареи.

2. Демонтируйте декоративный кожух двигателя.

3. Слегка открутите нижнюю крепежную гайку хомута, скрепляющего трубы основного и дополнительного глушителей; верхнюю крепежную гайку открутите полностью.

4. Извлеките болт, а затем снимите крепежный хомут.

5. Разъедините трубы глушителей, а затем извлеките кольцо уплотнения соединения.

6. Отожмите усики (1) стопорной пластины и два стопорных усика (2) термозащитного экрана катколлектора.

7. Открутите три гайки, скрепляющие фланец приемной трубы дополнительного глушителя и фланец катколлектора, после чего снимите стопорную пластину.

8. Демонтируйте термоэкран катколлектора.

9. Немного сместите вверх дополнительный глушитель системы выпуска отработавших газов, после чего выньте его кронштейн из передней подушки подвески.

10. Отсоедините фланец приемной трубы дополнительного глушителя системы выпуска отработавших газов от шпилек катколлектора, а затем извлеките прокладку уплотнения соединения.

11. Сдавите фиксирующие элементы колодки жгутов проводов управляющего датчика и диагностического датчика концентрации кислорода.

12. Отключите от моторного жгута колодки жгутов проводов управляющего датчика и диагностического датчика концентрации кислорода.

13. Отожмите усики держателей жгутов проводов диагностического и управляющего датчиков.

14. Снимите держатели жгутов проводов управляющего и диагностического датчиков концентрации кислорода с теплозащитного щита рулевого механизма.

15. Открутите крепежные болты катколлектора к кронштейну, используя торцовую головку «на 13».

16. Открутите и снимите три крепежные гайки теплозащитного щита рулевого механизма к моторному щиту, используя гаечный ключ «на 10» (на прилагающейся картинке указана только одна гайка, а две другие расположены под рулевым механизмом).

17. Демонтируйте щиток.

18. Открутите и снимите две крепежные гайки кронштейна подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости, используя гаечный ключ «на 13».

19. Демонтируйте кронштейн.

20. Открутите и снимите восемь гаек, крепящие катколлектор к головке блока цилиндров, используя гаечный ключ «на 13».

21. Произведите демонтаж катколлектора.

 

22. Снимите прокладку, установленную под катколлектором.

23. Осмотрите прокладку на предмет износа и других дефектов.

24. Произведите проверку плоскостности фланца катколлектора: поставьте ребром металлическую линейку на фланцевую поверхность, после чего измерьте, используя щуп, зазор между плоскостью фланца и линейкой. Произведите шлифовку поверхности фланца или замените катколлектор при превышении зазором величины в 0,1 миллиметра.

25. Установите демонтированные детали в обратном снятию порядке.

Павел Куракин Автолюбитель

Другие виды ремонта этого автомобиля:

www.avtika.ru

ВАЗ 2170 | Три в одном – или как уберечь катализатор

14.34. Три в одном – или как уберечь катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Замена отказавшего катализатора обойдется недешево, поэтому хорошо бы заранее знать, какие проблемы с ним бывают, как обстоит дело с ними на рынке запчастей.

До недавнего времени мы знали о катализаторе только следующее: это такая штука, которая непонятно зачем нужна, непонятно как работает, что наш бензин ее "убивает", в общем – одни неприятности. Вырезать – и никаких проблем! Но постепенно мы начали привыкать к тому что катализатор – вещь все-таки небесполезная, по крайней мере мысли о "хирургическом вмешательстве" в выхлопную систему посещают все реже и все меньшее количество голов.

Весной, когда сотрудники ГАИ начинают "борьбу за чистоту воздуха", на нас сваливается еще одна проблема – нужно отрегулировать СО. Владельцы машин, оборудованных катализаторами, об этом даже не задумываются, а посты проверки СО проезжают без дрожи в коленках и боязни за свой кошелек. Правда, тот же кошелек может прилично "похудеть" по другой причине. Штрафы за превышение уровня СО покажутся копеечными по сравнению с расходами на покупку и замену катализатора, если он выйдет из строя. Поэтому совсем не вредно знать, как с ним обращаться, а для этого нужно сначала разобраться, как он устрон и как работает.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".

Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел ...

Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики - материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.

automn.ru

ВАЗ 2170 | Катализатор | Приора

14.33. Катализатор

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Устройство

Каталитический нейтрализатор отработанных газов имеет корпус из нержавеющей стали, к которому сваркой присоединены впускной и выпускной конусы с патрубками и крепежными фланцами, а также теплоотражатели, удерживающие керамическую обшивку. Весь внутренний объем корпуса занят керамическим пористым монолитом, зафиксированным кольцами или сеткой из нержавеющей стали. Структура монолита похожа на обычный фильтр, но вся внутренняя и внешняя поверхность пор, контактирующих с газами, покрыта очень тонким молекулярным слоем сплава, который содержит платину, родий и палладий. Пористость монолита имеет большую площадь поверхности, покрытой этим сплавом из очень дорогих металлов, что в основном и определяет высокую цену нейтрализаторов.

Принцип работы

Двигатель выбрасывает в атмосферу вместе с отработанными газами продукты полного (водяной пар Н2О, азот N2 и т. п.) и неполного (оксид углерода СО, а также CnHm, оксиды азота NOx) сгорания топлива. Общее число компонентов, которые содержатся в этих газах, превышает несколько сотен, и большинство из них вредны для здоровья человека.

Отработанные газы, проникая через пористую поверхность монолита, во-первых, нагревают его, а во-вторых, доокисляются. Из СО получается СО2 то есть нетоксичный углекислый газ, CnHm в несколько этапов переходит в СО2 и Н2О, NOx превращается в молекулярный N2 который содержится в обычном воздухе, и в воду. Словом, в нейтрализаторе происходят довольно сложные химические реакции благодаря высокой температуре и наличию специального покрытия из дорогих металлов, служащих катализаторами.

Итак, главный позитивный эффект этого приспособления – полная нейтрализация трех компонентов – СО, CnHm, NOx, – которых в отработанных газах больше, чем других вредных веществ. И достигается он не только благодаря наличию платины, родия и палладия. Важную роль играет, как я уже сказал, температура, выдерживающаяся в границах 300–800° С. Если она снижается до 250° С, химические реакции нейтрализации СО, CnHm, NOx, несмотря на наличие металлов-катализаторов, не произойдут. А при температуре около 900° С начинает плавиться и разрушаться каталитическая пленка.

Эксплуатация

Чтобы не вывести из строя исправный нейтрализатор, нужно строго придерживаться правил его эксплуатации. Прежде всего, нельзя использовать этилированный бензин. Достаточно затратить 20–30 л этого бензина, – и активная поверхность катализатора покроется свинцом, что приведет к поломке.

Нужно постоянно и внимательно следить за техническим состояние двигателя. Нейтрализатор не выдерживает значительных отклонений в составе топливной смеси. При работе двигателя на богатых и очень богатых смесях он быстро забивается копотью и другими отложениями, а на бедных и очень бедных – перегревается до расплавления активного слоя. Для поддержания состава смеси в необходимых границах на автомобилях с нейтрализаторами обязательно устанавливается датчик кислорода – лямбда-зонд, – по сигналу которого электронный блок управления измеряет состав топливной смеси. Исправность и правильная работа системы регулирования во многом определяют долговечность нейтрализатора. Поэтому при каких-либо сбоях в работе двигателя из-за системы зажигания или затрудненном пуске – нужно найти и устранить неисправность.

Запрещается запускать двигатель с буксира, долго крутить его стартером или часто с короткими промежутками пытаться запустить непрогретый. Кроме того, чтобы не допустить появления трещин, следует избегать ударов о дорожные преграды. Причиной механического повреждения вследствие резкого температурного перепада могут стать попадание автомобиля в глубокую выбоину с водой и резкое охлаждение нагретого до 800–900° С нейтрализатора.

Нужно отметить, что в последнее время начали выпускать каталитические нейтрализаторы с металлическим монолитом, что повышает их прочность. Они намного надежнее благодаря большей устойчивости к разным механическим и температурным воздействиям, но потому они и дороже керамических аналогов.

Как уже отмечал, нейтрализатор с керамическим монолитом очень чувствителен к ударам, поэтому его нельзя ронять или использовать ударный инструмент при работе с системой. А чтобы избежать отложения жиров, запрещено касаться руками рабочей поверхности датчика кислорода. Нельзя проверять наличие искры снятием наконечника с какой-нибудь свечи зажигания или использовать нештатные свечи, а также проверять эффективность работы цилиндров методом отключения искры мотортестером. Эти действия могут вызвать попадание несгоревшего топлива в катализатор, о последствиях чего сказано выше.

Плюсы и минусы

Первый и основной плюс этого приспособления – практически полная нейтрализация наивреднейших (учитывая их суммарную концентрацию и токсичность) компонентов отработанных газов. Второй плюс состоит в том, что автопроизводители без дополнительных затрат на усовершенствование серийных двигателей, установив нейтрализатор и системы управления топливоподачей с лямбда-зондом, могут продолжать выпуск автомобилей, которые полностью отвечают жестким нормам токсичности отработанных газов, например, Евро-2 и даже Евро-3.

Но есть у нейтрализатора и минусы. Один из существенных его недостатков – низкая надежность, и не только из-за хрупкости керамического монолита, но также из-за отказа вследствие нарушения правил экплуатации, и даже когда эти правила не нарушаются. По данным обследований, быстрее катализаторы ломаются в условиях городской езды с частыми запусками двигателя и короткими пробегами. А также – при устойчивом высокоскоростном движении на магистралях. В первом случае нейтрализатор просто-напросто забивается топливом и копотью, ведь при каждом запуске он должен прогреться до рабочей температуры, а на это нужно время. Во втором – от перегревания.

У нас редкий автомобиль долго проработает с системой нейтрализации, учитывая состояние дорог, обеспеченность неэтилированным бензином и качество этого бензина, равно как и профессиональную и экологическую сознательность водителей и ремонтников. Эта дорогая, но не "долгоиграющая" система действует в автомобиле до появления первых проблем. А потом, как правило, монолит выбивается из корпуса и его просто выбрасывают.

Логика подобных "мер" понятна: во-первых, это значительно дешевле, быстрее и проще, чем искать, договариваться и ждать, пока привезут новый нейтрализатор; во-вторых, эти действия не повлекут для автовладельца никаких негативных последствий, потому что практически все иномарки с исправной системой впрыска бензина укладываются в действующий ныне ГОСТ (чего, к сожалению, не скажешь про многие СНГовские автомобили).

Так поступают у нас, а как у "них", где и нормы на токсичность более жесткие, и газоаналитический контроль налажен, и деньги у народа водятся, и дороги в порядке, и сервис на высоте? Там, если нейтрализатор вышел из строя, его просто заменяют, чтобы избежать слишком высоких штрафов за повышенную токсичность. Кстати, заменяют тоже не всегда обоснованно, потому что и у них не каждая СТО имеет полный комплект необходимого оборудования и соответствующих деталей. Недовольство потребителей, возникающее в связи с этим, повышает спрос на машины без нейтрализаторов. Это автомобили с газовыми, дизельными и газо-дизельными двигателями, а также с непосредственным впрыском бензина, и другие, укладывающиеся в нормы Евро-3 без нейтрализаторов.

automn.ru