Только что новости автоваза


Бестселлер "АвтоВАЗа" упал вдвое - «Life.ru» — информационный портал

Продажи главного хита российского автогиганта — Lada Granta — упали на внушительные 40% в январе 2017 года при том, что весь рынок просел незначительно (–5%).

Реализация Granta и Kalina достигла самых низких значений за всю историю этих моделей. В то же время другие иностранные бюджетники демонстрируют значительный рост: Datsun on-DO (+62%), Kia Rio (+26%), Skoda Rapid (+40%). Об этом свидетельствует отчёт аналитического агентства "Автостат инфо", с которым ознакомился Лайф. При этом Lada Granta и Kalina — основные машины, формирующие прибыль автогиганта, другие проекты менее маржинальны либо близки к точке убыточности, о чём заявляют сами акционеры. 

Оставаться "АвтоВАЗу" в относительно лёгком пике позволяют машины новой линейки: седан Vesta и хетчбэк Xray. Данные о регистрации новых машин в ГИБДД говорят, что общее падение продаж Lada в январе составило –2,7% (15,3 тыс. шт.). Такая динамика не вызывала бы опасения, если бы главные рабочие лошадки вазовцев не падали существенно ниже рынка (см. таблицу).

Продажи Lada Kalina (от 440 тыс. руб.) фактически свелись к одной модификации — универсалу. У более дешёвой Granta (от 390 тыс. руб.) больше всего страдают продажи седана. По отношению к прошлому году он упал вдвое, лифтбэк менее популярен, но относительно стабилен.

Со всей очевидностью наметились аутсайдеры: этот год должен стать последним для модели Priora, выпускавшейся с небольшими доработками 10 лет. Ничего хорошего не предвещает судьба и для хетчбэка Kalina: из-за 210 машин в месяц штамповка отдельного типа кузова, очевидно, теряет целесообразность.

Ещё три года назад эти модели расходились на ура. В 2014 году бывший вице-президент "АвтоВАЗа" Юг Демаршелье на встрече с рабочими утверждал, что себестоимость автомобиля Granta для завода составляет всего около 20% от итогового чека. Это же справедливо и для Kalina, поскольку обе машины глубоко унифицированы. А себестоимость конвейерной долгожительницы Lada 4x4 (бывшая "Нива"), со слов того же управленца, — 45% от розничной цены.

Но машинам новой линейки далеко и до этих показателей. В момент смены экс-президента Бу Андерссона (весной 2016 года) акционеры Ростеха в числе прочего вменяли ему в вину то, что Vesta балансирует на грани прибыльности, а Xray и вовсе убыточен, в связи с чем его производство не стоит наращивать. Обе машины как никогда ранее чрезвычайно низко локализованы, валютная составляющая мешает им улучшать отчётность автогиганта.

Сами вазовцы не склонны считать падение Granta/Kalina драматичным.

— Lada Granta и Kalina по-прежнему популярны, чему доказательством служат прошлогодние результаты их продаж. Что касается их будущего, то по мере появления новостей мы об этом сообщим, — рассказал глава пресс-службы "АвтоВАЗа" Сергей Ильинский.

Granta и Kalina для "АвтоВАЗа" на протяжении последних лет были курицей, несущей золотые яйца. Но постепенно их погубил внутренний "каннибализм", отмечает аналитик по автопрому "ВТБ-Капитала" Владимир Беспалов.

— У Kalina не очень хорошие перспективы — она пересекается с Granta и с другими автомобилями альянса Renault-Nissan, в частности c Datsun on-Do, и не очень хорошо позиционируется. Поэтому "АвтоВАЗ" не будет предпринимать каких-то особенных усилий для продвижения этой машины на рынок, Kalina уже приблизилась к критическому уровню, — утверждает Беспалов.

Наметившееся укрепление рубля идёт на пользу "АвтоВАЗу". Однако правительство высказывается негативно об этом тренде, намекая на необходимость искусственного понижения курса для увеличения экспортных доходов от нефти и газа. Если это регулирование национальной валюты будет осуществлено, то "АвтоВАЗ" сгенерирует очередной многомиллиардный убыток, предупреждают аналитики.

В 2016 году автогигант показал 35 млрд рублей в виде чистого убытка, что вдвое ниже 2015 года. Команда завода преподнесла это как некое достижение. Однако убытки могли бы быть и выше, если бы не субсидии (17 млрд руб.) и помощь акционеров (26 млрд руб. в рамках допэмиссии акций).

— В 2017 году "АвтоВАЗ", скорее всего, уменьшит операционные издержки, но даже в ноль завод в этом году не выйдет. Возможно, что убыток будет сравним с прошлогодним, конкретный его размер будет зависеть от состояния рынка, курсов валют и политики руководства автозавода, — говорит управляющий партнёр ERUssia Partners Сергей Бургазлиев.

life.ru

Я привык к «восстановительной ситуации» и готов к новым вызовам — журнал За рулем

Новый глава автогиганта Николя Мор рассказал о своих впечатлениях о Тольятти, предприятии, людях, а также о задачах, которые он намерен решать, в своем первом интервью на канале VAZ TV (программа «Обозреватель»).

Новый президент АВТОВАЗа Николя Мор впервые побывал в Тольятти еще в 2008 году, на заседании совместного совета Renault и АВТОВАЗа, после этого посещал предприятие в 2010 и 2013 годах. Но если раньше он был в гостях, то теперь — в качестве президента компании.

Мор отметил, что АВТОВАЗ — одно из самых больших автопроизводств в мире, где сосредоточены все технологии — начиная с литья, ковки, металлообработки, штамповки до окраски и сварки. Это колоссальный объем деятельности, как для России, так и для альянса Рено-Ниссан, который провел большую работу по выравниванию стандартов АВТОВАЗа со стандартами Рено-Ниссана. Сейчас стандарты практически на одном уровне, и эта работа продолжится.

Свою деятельность на АВТОВАЗе Николя Мор начал с посещения производственных цехов, инжинирингового центра, побывал в дизайн-студии, изучил текущую линейку автомобилей, а также будущие проекты.

«Два дня назад я за 2 часа протестировал всю линейку Лады — Kalina, Priora, Vesta, XRAY и икону модельного ряда — Lada 4x4. Я попробовал автомобили во всех версиях и в разных условиях, даже на бездорожье. Я впечатлен, потому что АВТОВАЗ добился большого прогресса с точки зрения управляемости, потребительских свойств и качества. Так что, с моей точки зрения, уже сегодня есть в наличии хорошая модельная линейка. Я каждый день езжу на Vesta и могу сказать, что это очень хороший автомобиль, вполне на одном уровне с конкурентами».

Мор отметил, что предложение возглавить АВТОВАЗ стало для него сюрпризом. В середине февраля ему позвонили из Renault и предложили рассмотреть возможность переезда в Россию. К тому времени он 2,5 года провел в Румынии и не предполагал, что придется так скоро переехать.

«Но люди в Румынии сказали мне: „Босс, вы были слишком успешным, вот почему вас выбрали“. Так это или нет, но я рад, что могу здесь находиться и работать с новыми вызовами. Это будет нелегкая работа».

Президент знает о текущей ситуации на российском авторынке, но полагает, что она не продлится слишком долго, и через 2–3 года автопродажи должны восстановиться. Сейчас он видит свою задачу в том, чтобы выровнять операционную деятельность предприятия и сделать все, чтобы АВТОВАЗ смог предложить потребителям качественные автомобили, удовлетворить потребности внутреннего рынка и организовать экспорт.

«Автомобильная индустрия — это всегда циклы: скачок вверх, потом вниз. Сейчас мы как раз рядом с нижней точкой, но снова будет фаза повышения».

На прежней работе в Румынии Мор отвечал за операционную деятельность Dacia в Румынии, был ответственным за бренд, в прошлом году удалось реализовать 550 тыс. автомобилей этой марки, что составило 3% общих автопродаж Франции, где Dacia — бренд № 3 у частных покупателей. Dacia — успешный бренд, продажи автомобилей идут хорошо. Этот путь румынская компания проделала за 15 лет.

«Поскольку в случае с АВТОВАЗом мы уже начинаем с высокого уровня, я уверен, что сможем добиться более впечатляющих результатов. Я привык к восстановительной ситуации и привык делать все для роста выручки и сокращения затрат, чтобы мы смогли вернуться к прибыли. Если говорить совсем откровенно, ситуация с прибылью совсем непростая. Результаты 2015 года знают все, но, несмотря на это, у нас есть возможность платить нашим сотрудникам и поставщикам. И если продажи Vesta и XRAY будут такими же успешными, как сейчас, ситуация улучшится в ближайшие месяцы и до конца года. Хотя я не даю никаких обещаний».

Мор также рассказал, что у него богатый опыт общения с работниками завода и профсоюзом. За время его руководства на румынском предприятии не было никаких социальных потрясений, хотя удалось заключить пять коллективных соглашений. Он полагает, что умеет разговаривать и с поставщиками. С этим опытом он пришел работать в Россию, на АВТОВАЗ.

Николя Мор женат, у него три дочери. У супруги есть опыт проживания в разных странах — она побывала с ним в Африке, Великобритании, Румынии. Дочери учатся, младшей 15 лет, поэтому могут возникнуть сложности, но новый глава пообещал, что семья попытается организовать все так, чтобы супруга приехала с ним в Россию, потому что он намерен остаться здесь надолго, и неоднократно подчеркивал это в ходе интервью.

«Я надеюсь, что останусь здесь на продолжительный период времени, чтобы изучить культуру России и насладиться обстановкой и Волгой», — резюмировал Николя Мор.

Фото: youtube

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

www.zr.ru

АвтоВАЗ обнародовал официальный взгляд на общую платформу — Авторевю

АвтоВАЗ опубликовал официальное заявление, в котором разъяснил свое отношение к идее использовать общую платформу или отдельные компоненты совместно с другими автопроизводителями. Это заявление — реакция на нашу статью «Одна на всех» в АР №21, 2016, подготовленную Сергеем Знаемским по результатам интервью с вазовским вице-президентом Харальдом Грюбелем, отвечающим в Тольятти за инжиниринг. Грюбель описал проблемы локализации в российском автопроме и сформулировал идею кооперации: чтобы снизить себестоимость и загрузить отечественных поставщиков масштабными заказами, крупные автомобильные концерны, работающие в режиме промсборки, должны заняться созданием общих платформ или как минимум унификацией отдельных наиболее дорогостоящих компонентов.

В ответ АвтоВАЗ официально объявил, что цитаты Грюбеля «представляют его личную точку зрения и не являются официальной позицией компании». Кроме того, АвтоВАЗ «не разделяет некоторые другие утверждения и предположения, сделанные автором статьи».

Вазовская пресс-служба дала понять, что альянс Renault-Nissan намерен защищать и развивать марку Лада, что АвтоВАЗ сохранит собственный научно-технический центр в Тольятти, при этом синергия с другими участниками альянса только помогает реализовать данные намерения, а «любые предположения о низком уровне локализации платформ LADA и глобальных платформ некорректны».

Однако интереснее всего заключительная часть официального заявления, где АвтоВАЗ сообщает, что «для некоторых капиталоемких компонентов, которые пока что не локализованы в России, к примеру автоматических трансмиссий (включая вариаторные CVT), имело бы смысл объединить объемы с другими автопроизводителями, не входящими в состав Альянса». И хотя пока таких проектов де-юре не существует, АвтоВАЗ «приветствовал бы потенциальные действия со стороны соответствующих государственных структур, направленные на содействие инициативам в этой области».

Письмо, которое пришло от АвтоВАЗа в редакцию после выхода нашей статьи, мы с небольшими сокращениями публикуем в АР №22, 2016, а здесь приводим полный текст официального заявления вазовской пресс-службы.

«АВТОВАЗ, входящий в состав Альянса Renault-Nissan, официально заявляет, что цитаты г-на Гаральда Грюбеля, исполнительного вице-президента ПАО «АВТОВАЗ» по инжинирингу, которые были использованы в статье «Авторевю» №21 «Лада, Фольксваген, Хендай... на общей платформе?», представляют его личную точку зрения и не являются официальной позицией Компании. АВТОВАЗ также не разделяет некоторые другие утверждения и предположения, сделанные автором статьи, и заявляет следующее.

Альянс Renault-Nissan намерен защищать и развивать бренд LADA в будущем, удерживая минимум 20%-долю на отечественном рынке легковых автомобилей и увеличивая экспортные продажи. Синергия с глобальными брендами и платформами Альянса позволяет АВТОВАЗу сохранять и развивать бренд LADA и использовать в автомобилях LADA самые современные технологии и подходы в области инжиниринга, производства и управления качеством, делая наши автомобили более привлекательными для клиентов и сохраняя компетенции в России. Научно-технический центр (НТЦ) АВТОВАЗа в Тольятти — это единственный в России инжиниринговый центр, способный обеспечить полный цикл создания нового автомобиля. Сегодня НТЦ становится частью глобальной инжиниринговой сети, работающей и для проектов LADA, и для проектов Альянса. Неотъемлемым условием реализации будущих амбициозных планов по развитию модельного ряда автомобилей LADA и линейки силовых агрегатов является сохранение НТЦ, включая испытательные мощности, в периметре Компании.

Все автомобили, производимые АВТОВАЗом в Тольятти и в Ижевске, проходят через полный цикл производства, включая производства двигателей и коробок передач, штамповку, литье пластика, сварку, окраску и т.д. В этой связи в отношении процесса производства автомобилей на наших заводах использовать терминологию «отверточной сборки» неуместно.

Мы приветствуем существенные шаги, которые были предприняты федеральными властями с точки зрения законодательства, экономических схем и других мер поддержки автопроизводителей и поставщиков, расположенных в России, с целью достижения более глубокой локализации на всех уровнях. АВТОВАЗ работает в строгом соответствии с Постановлением №166 и поддерживает постоянный контакт со всеми заинтересованными сторонами (поставщиками, региональными и федеральными властями и др.). Любые предположения о низком уровне локализации платформ LADA и глобальных платформ некорректны. Хотя эти данные непубличны, мы заявляем, что реальная картина является намного более благоприятной, признавая наличие некоторых проблем, которые все еще необходимо решить поставщикам в отношении финансирования капитальных затрат и доступности технологий. АВТОВАЗ предпринимает самые активные действия для повышения уровня локализации своей продукции, ставя перед собой амбициозные цели для LADA Vesta и LADA XRAY.

АВТОВАЗ подтверждает, что эффект масштаба, объемов производства имеет одно из решающих значений для снижения влияния доли постоянных расходов, которые возникают при создании и постановке в производство автомобилей, силовых агрегатов, а также компонентов, которые производят поставщики. Эти эффекты масштаба достигаются через синергию с платформами и компонентной базой глобальных проектов Альянса Renault-Nissan; через совокупные объемы для LADA и производимых в России автомобилей Альянса, а также через использование единых стандартов для производителей и поставщиков. Для некоторых капиталоемких компонентов, которые пока что не локализованы в России, к примеру автоматических трансмиссий (включая вариаторные CVT), имело бы смысл объединить объемы с другими автопроизводителями, не входящими в состав Альянса. Однако на сегодняшний день конкретной программы для этого пока не существует. Со своей стороны АВТОВАЗ приветствовал бы потенциальные действия со стороны соответствующих государственных структур, направленные на содействие инициативам в этой области».

autoreview.ru

почему АвтоВАЗ тормозит сильнее рынка :: Бизнес :: РБК

Продажи новых автомобилей в России сократились в марте на 10%, только у АвтоВАЗа — сразу на 18,8%. Дилеры жалуются, что тольяттинский автоконцерн не может удовлетворить спрос на Lada Xray

Покупатели во время старта продаж кроссовера Lada Xray (Фото: Сергей Коньков/ТАСС)

Падение продолжается

В первом квартале 2016 года продажи новых легковых автомобилей снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 16,9%, до 319,1 тыс. штук, следует из данных Ассоциации автомобильного бизнеса (АЕБ), опубликованных в пятницу.

В марте падение продаж составило 10% (125,9 тыс. машин).​ Это лучше, чем в первые два месяца года: в январе продажи снизились на 29,1%, в феврале — на 13,4%.

Состояние автомобильного рынка в целом еще плохое, но он близок к тому, чтобы достичь дна после многих месяцев снижения, говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. По его мнению, ситуация в ближайшие месяцы будет зависеть от макроэкономической ситуации и усилий правительства для стимулирования спроса на машины.

Лидером рынка по-прежнему остается АвтоВАЗ, хотя его продажи упали по сравнению с мартом прошлого года на 18,8%. В сообщении АвтоВАЗа подчеркивается, что по результатам первого квартала на долю автомобилей Lada пришлось примерно 19% всего авторынка России.

В топ-5 самых продаваемых в России новых легковых автомобилей впервые вошла Lada Vesta (продажи начались в ноябре 2015 года). Она поднялась в списке бестселлеров с седьмого на четвертое место. Всего в марте 2016 года в России было продано 4,6 тыс. Vesta, что почти в три раза больше, чем в январе 2016 года.

У корейских конкурентов АвтоВАЗа разнонаправленная динамика. Продажи Kia в марте выросли на 2%, до 12,3 тыс. автомобилей, Hyundai потеряла 21% (11 тыс. штук).

Лидером по темпам роста стал Ford: продажи американского производителя за месяц выросли на 120%, до 4,1 тыс. автомобилей. На 50% выросли продажи УАЗ (4,4 тыс.). В массовом сегменте худшая динамика была у Datsun (минус 51%), SsangYong (минус 61%) и Mitsubishi (минус 45%).

Дефицит Lada Xray

В марте в список 25 самых продаваемых автомобилей на российском рынке попала еще одна новинка АвтоВАЗа — Lada Xray. Согласно данным АЕБ, по итогам февраля—марта было продано 2,5 тыс. автомобилей.

Дилеры АвтоВАЗа столкнулись с дефицитом Xray — запасы автомобилей не позволяют удовлетворить спрос, рассказали РБК три продавца марки в Москве и регионах. По словам двух из них, спрос на машину выше сбытовых возможностей дилеров примерно на 15–20%.

10 самых продаваемых автомобилей 2016 года Еще 6 фото

Источник в АвтоВАЗе говорит, что на предприятии в курсе высокого спроса на Xray и наращивают производство. С января, когда завод вышел на промышленную сборку модели, объемы выросли в два раза, с 50 автомобилей в день до примерно 100 штук (по состоянию на конец марта). Рост заказов на автокомплектующие для Xray подтвердили РБК два контрагента АвтоВАЗа.

По словам собеседника на АвтоВАЗе, план по производству Xray на апрель — больше 120 машин в сутки, то есть на 20% больше, чем в марте. Таким образом, АвтоВАЗ планирует покрыть дефицит запасов дилеров. По словам представителя АвтоВАЗа, завод работает по заказам дилерской сети на два месяца вперед. Производство Xray будет расти от месяца к месяцу, уверяет он.​​

АвтоВАЗ постарается

План продаж Xray на текущий год — 16–20 тыс. автомобилей (или 80–100 автомобилей в сутки) в зависимости от рынка, говорит источник на АвтоВАЗе. Исходя из этих объемов дилеры снова могут столкнуться с дефицитом Xray. При этом гендиректор ГК «АвтоГермес» Дмитрий Полунин ожидает, что к лету спрос на модель может вырасти как минимум вдвое, с 1,5 тыс. в марте до 3 тыс. машин в месяц. Такую же оценку дают работники двух региональных дилеров.

Чтобы покрыть спрос в 3 тыс. автомобилей в месяц, АвтоВАЗу надо собирать по 140–175 машин в день, в зависимости от режима работы завода — четырехдневной или пятидневной недели. При сохранении плана АвтоВАЗа по производству Xray на текущий год и прогнозов дилеров дефицит модели может вырасти до 40%.

Представитель АвтоВАЗа говорит, что завод «постарается» скорректировать годовой план производства Xray, если повышенный спрос сохранится. Но заводу важно, чтобы не страдало качество выпускаемых автомобилей. «За объемами не гонимся», — утверждает представитель.

Ограничений по выпуску Xray у АвтоВАЗа нет, предприятие действительно работает над качеством новых моделей, подтверждает топ-менеджер одного из поставщиков. Он напомнил, что такая же ситуация была на старте продаж Nissan Almera (собирается в Тольятти с 2012 года).

Проблема в поставщиках АвтоВАЗа, говорит другой контрагент: из-за санкций завод сейчас испытывает проблемы с поставками турецких комплектующих, в основном резинотехнических изделий. На то чтобы заменить поставщика, уходит как минимум полгода, добавляет собеседник. Примерно столько же времени может потребоваться для согласования планов увеличения производства с остальными поставщиками, отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

Представитель АвтоВАЗа проблему с турецкими поставщиками опровергает.​

www.rbc.ru

АвтоВАЗ отказался от четырехдневной рабочей недели — Российская газета

АвтоВАЗ не будет продлевать режим четырехдневной рабочей недели. С 20 февраля персонал перейдет на "пятидневку", сообщили в пресс-службе компании. Сокращенный рабочий режим был введен на автозаводе с 17 октября 2016 года. А до этого "четырехдневка" действовала с 15 февраля до середины августа - корпоративного отпуска сотрудников.

Вазовцы при такой схеме теряли порядка 20 процентов зарплаты. Однако при этом персонал получал гарантии, что никого увольнять не будут. По закону при усеченном рабочем графике запрещены массовые сокращения людей. Поэтому профком предприятия поддерживал такой вариант.

- Мы пытались договориться с руководством завода о продлении такого режима, но топ-менеджмент не согласился, - рассказал председатель первичной профсоюзной организации АвтоВАЗа Сергей Зайцев.

Он не исключает, что в текущем году следующим шагом руководства автогиганта могут стать сокращения, поскольку существенного роста авторынка не прогнозируется. По прогнозам АЕБ, в 2017-м общий размер рынка будет равен 1,48 миллиона автомобилей. Это лишь на четыре процента больше прошлогоднего.

Впрочем, по словам Зайцева, у завода есть и иные, более щадящие пути сокращения численности персонала. В частности, действуют программы по досрочному выходу на пенсию и увольнения по соглашению сторон. На более мягком кадровом варианте настаивал в конце января и президент АвтоВАЗа Николя Мор, говоря что компания не собирается "запускать какой-то серьезной программы по сокращению персонала".

- Сейчас вместе с мэром Тольятти и губернатором Самарской области прорабатываем план, по которому будут найдены рабочие места для всех сотрудников, которые входят в излишнее число работников, - комментировал ситуацию Мор.

Как вариант трудоустройства вазовцев рассматривается и индустриальный парк территории опережающего развития (ТОР). В конце 2016 года этот статус появился у Тольятти. АвтоВАЗ уже отдал для будущих резидентов парка часть своих неиспользуемых площадей. Но пока проект еще находится на стадии переговоров. По оценкам Зайцева, в первое время компаниям-резидентам индустриального парка может понадобиться порядка 500 человек.

Сейчас на АвтоВАЗе, по данным профсоюза завода, трудится около 41 тысячи человек. В начале 2015 года насчитывалось 52 тысячи работников. При этом официально завод сократил 1100 менеджеров. Получается, что еще восемь тысяч человек за два года сами ушли с предприятия. Например, уволились по соглашению сторон или вышли на пенсию.

Опросы

По данным социологов исследовательского холдинга "Ромир", четверо из каждых десяти российских автолюбителей планируют в нынешнем году купить себе другой автомобиль. Два года назад так говорили только 35% опрошенных. Правда, кризис научил людей экономить и точно соотносить цену с качеством, поэтому число тех, кто собирается приобрести новую машину, сократилось с 61% до 54%. Подержанное авто будут покупать уже не 27%, а 30%. Как выяснили социологи, автолюбители - народ упорный. Каждый пятый потенциальный покупатель (19%) заявил, что никакие финансовые бури не помешают ему купить машину, если такое решение уже принято. Отказаться от покупки или отложить ее готовы чуть более четверти (28%) тех, кто выбрал себе автомобиль взамен прежнего.

По данным "Ромир", хотя бы одна машина в семье есть у 67% россиян, две - у 26%, три и более - у каждого двадцатого участника опроса (5%). За что же автовладельцы любят свои "ласточки" и что их не устраивает? Как показал опрос, главный плюс отечественных машин в глазах потребителя - это их экономичность (так ответили 47% приверженцев российского автопрома). Качество устраивает только 20%, безопасность - 16%. Про иномарки так сказали 52% и 38% соответственно. Зато у машин производства РФ больше "пространство" (30% похвал, у иномарок лишь 27%). При этом 29% владельцев отечественных авто недовольны их комфортабельностью, 27% не нравится отделка салона. Правда, 21% обладателей иномарок жалуются на сложности с послепродажным сервисом. Водители наших машин отметили этот недостаток только в 12% случаев.

Подготовила Екатерина Добрынина

rg.ru