ВАЗ 2109 | Проверка исправности состояния, замена и регулировка датчика положения дроссельной заслонки (TPS)
Проверка исправности состояния, замена и регулировка датчика положения дроссельной заслонки (TPS)
Представляющий собой потенциометр переменного сопротивления TPS крепится на корпусе дросселя и соединен с осью дроссельной заслонки. На основании анализа поступающих от TPS сигналов РСМ определяет точное текущее положение заслонки, обусловленное степенью выжимания водителем педали газа. Выход датчика из строя может привести к неконтролируемым выбросам инжекторами топлива и нарушению стабильности оборотов двигателя. При выявлении неполадок TPS в память системы самодиагностики заносится соответствующий код неисправности (см. Раздел Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей). На большинстве моделей в состав TPS входит оконечный датчик-выключатель открытого/закрытого положения дроссельной заслонки, в соответствующие моменты осуществляющий замыкание пределенных электрических контуров.
ПРОВЕРКА
Выполнение описанной ниже
процедуры может привести к занесению в память OBD неисправности,
который будет высвечен контрольной лампой “Проверьте двигатель”.
По завершении проверки и соответствующего восстановительного
ремонта не забудьте очистить память системы (см. Раздел
Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей).
1. Прежде чем приступать непосредственно к проверке TPS удостоверьтесь
в исправности подачи питания от РСМ к TPS и отсутствии нарушений
заземления. Отсоедините от TPS электропроводку и подключите
положительный щуп вольтметра к клемме зелено-черного (1993
и 1994)/красного (с 1995) провода жгута в контактном разъеме.
Отрицательный щуп подключите к клемме черного провода. При
включенном зажигании (не запускайте двигатель) прибор должен
регистрировать около 5.0 В. Отсутствие напряжения свидетельствует
об обрыве в цепи РСМ или выходе из строя собственно модуля
(в последнем случае автомобиль следует отогнать на станцию
техобслуживания с целью проведения диагностики модуля управления
и выполнения соответствующего восстановительного ремонта).
2. Для проверки исправности функционирования TPS подсоедините
омметр к клеммам 2 и 3 датчика. Измерьте сопротивление
TPS в полностью закрытом положении дросселя, затем начинайте
постепенно приоткрывать заслонку, наблюдая за изменением сопротивления
датчика. На моделях 1993 и 1994 г.г. вып. показание измерителя
должно измениться от 1.0 кОм при полностью закрытой заслонке
до 9.0 кОм при полностью открытом. На моделях с 1995 г. вып.
- от 0.5 кОм до 4.0 кОм соответственно. Увеличение сопротивления
должно происходить плавно.
3. Отсоедините электропроводку от оконечного датчика-выключателя
открытого/закрытого положений дроссельной заслонки. Подключите омметр
к клеммам 5 и 6 разъема датчика. Удостоверьтесь в наличии проводимости
датчика-выключателя полностью закрытой заслонке, затем слегка приоткройте
последнюю. При открытой заслонке проводимость должна отсутствовать,
в противном случае замените сборку TPS.
ЗАМЕНА
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для введения аппаратуры в действие!
2. Снимите впускной воздуховод (см. Главу
Системы
питания и выпуска) и отсоедините электропроводку от TPS и оконечного
датчика-выключателя дроссельной заслонки.
3. Выверните два крепежных винта и снимите сборку TPS с корпуса
дросселя.
4. Установите новый датчик на свое штатное место и свободно вверните
крепежные винты.
5. Выполните регулировку TPS (см. ниже), затем окончательно затяните
крепеж.
РЕГУЛИРОВКА
1. Снимите впускной воздуховод (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
2. Ослабьте винты крепления сборки TPS на корпусе дросселя.
3. На моделях, оборудованных оконечным датчиком-выключателем полностью
открытого/закрытого положений заслонки отсоедините от последнего
электропроводку и подключите омметр в соответствии с инструкциями,
изложенными в параграфе 4. введите лезвие измерительного щупа толщиной
0.3 мм между рычагом дроссельной заслонки и его упорным винтом,
- прибор должен зарегистрировать наличие проводимости. Теперь введите
в зазор лезвие толщиной 0.4 мм, - на этот раз цепь должна оказаться
разомкнутой. Вращением TPS добейтесь требуемого результата, затем
прочно затяните крепежные винты.
Ни в коем случае не
трогайте упорный винт рычага дроссельной заслонки, - он имеет
фабричную установку и регулировке не подлежит!
4. На моделях без оконечного датчика-выключателя дроссельной заслонки
прозондируйте вольтметром обратные концы клемм белого и черного
проводов на разъеме жгута электропроводки TPS (постарайтесь не повредить
клеммы при вводе щупов, - подробнее см. в Главе
Бортовое
электрооборудование). При включенном зажигании (двигатель не
запускайте) и при полностью закрытом дросселе прибор должен зарегистрировать
показание в диапазоне примерно 0.4 ÷ 0.5 В, в противном случае
произведите соответствующую корректировку путем вращения сборки
TPS, затем прочно затяните крепежные винты.
Датчик положений дроссельной заслонки следует проверить, если двигатель плохо принимает газ, имеет неустойчивый холостой ход и не достигает максимальной мощности. Датчик положений дроссельной заслонки должен также проверяться в рамках технического обслуживания.
Проверка
Отключить штекер от датчика положений дроссельной заслонки.
Отрегулировать с помощью плоского щупа расстояние между упорным болтом дроссельной заслонки и упорным рычагом.
Подключить омметр и проверить прохождение тока между клеммами.
Двигатель
Толщина щупа
Между контактами
Прохождение тока
да
нет
В6 до 9/89
0,5 мм
IDL — TL
X
PSW — TL
X
0,7 мм
IDL — TL
X
PSW — TL
X
ВЗ, В6 с 10/89 ВР
0,1 мм
IDL — TL
X
PSW — TL
X
1,0 мм
IDL — TL
X
PSW — TL
X
Все
Заслонка дросселя полностью открыта
IDL — TL
X
PSW — TL
X
Если результат одного из этих измерении не соответствует требуемому значению, датчик положений дроссельной заслонки следует отрегулировать.
Повернуть датчик на 30
вправо, а затем медленно поворачивать обратно, пока омметр не начнет показывать протекание тока.
Вставить между упорным винтом дроссельной заслонки и упорным рычагом щуп толщиной 0,7 мм. Теперь на клеммах не должен протекать ток. Если ток протекает, регулировку следует повторить.
Затянуть оба болта крепления с усилием
2 Hм.
Датчик положений дроссельной заслонки при затягивании болтов поворачиваться не должен.
Несколько раз полностью открыть дроссельную заслонку с помощью педали газа.
Еще раз проверить регулировку датчика дроссельной заслонки.
automn.ru
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) инжекторного ВАЗ 2108, 2109, 21099 » Ремонт переднеприводного ВАЗ в Одессе.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) является одним из элементов электронной системы управления (ЭСУД) инжекторным двигателем автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Назначение датчика положения дроссельной заслонки
ДПДЗ предназначен для контроля за положением дроссельной заслонки. Сигнал с датчика положения блок управления учитывает при расчете количества топлива необходимого двигателю в данный момент. Система использует показания ДПДЗ на режимах пуска, рабочих и мощностных режимах, а также при определении холостого и принудительного холостого хода.
Устройство датчика положения дроссельной заслонки
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109,21099 устанавливается пленочно-резисторный датчик положения дроссельной заслонки. Внутри него расположены резистивные дорожки и двигающийся по ним ползунок. Ползунок соединен с осью дроссельной заслонки. При перемещении ползунка по дорожкам меняется сопротивление и соответственно напряжение, поступающее на блок управления. То есть это резистор потенциометрического типа.
У датчика имеется три выхода: на один блок управления подает напряжение 5В, другой соединен с «массой», а по третьему подается меняющийся сигнал о положении дроссельной заслонки на блок.
Расположение на автомобиле
Датчик положения дроссельной заслонки на двигателях автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 расположен на корпусе дроссельного патрубка, на оси дроссельной заслонки.
Принцип действия ДПДЗ
Когда дроссельная заслонка закрыта, датчик положения дроссельной заслонки выдает на контроллер напряжение 0,35 – 0,7В. При открывании дроссельной заслонки, внутри ДПДЗ ползунок начинает перемещаться по его резисторным дорожкам. Напряжение, поступающее с датчика на контроллер, растет. По его величине контроллер определяет степень открытия дроссельной заслонки и соответственно обогащает или обедняет топливную смесь (чем больше открыта заслонка, тем выше обогащение). При полностью открытой дроссельной заслонке напряжение, выдаваемое ДПДЗ, составляет 4,05 – 4,75В.
При открытии дросселя более чем на 90% контроллер прекращает подачу топлива в цилиндры. Этот режим обычно используется при продувке цилиндров с полностью нажатой педалью «газа» и вращением коленчатого вала стартером.
Полностью прикрытый дроссель сигнализирует контроллеру о выходе на режим холостого хода.
При резком нажатии на педаль «газа» и соответственно резком скачке напряжения поступающего на контроллер, происходит дополнительное увеличение топливоподачи в двигатель (имитация ускорительного насоса карбюратора).
Неисправности ДПДЗ
Выход из строя датчика положения дроссельной заслонки чаще всего приводит к провалам и рывкам в работе двигателя так как контроллер получает неверный сигнал о положении дроссельной заслонки и соответственно неправильно рассчитывает топливоподачу. Помимо этого неисправный ДПДЗ является одной из причин повышенных оборотов холостого хода (иногда зависания их на уровне 1500-2000 об/мин), перебоев при сбросе «газа» и переключении передач, ухудшения динамики автомобиля, повышения топливного аппетита двигателя.
Полный отказ датчика приводит к переходу на резервный режим работы системы управления двигателем и загоранию лампы «Проверь двигатель» на щитке приборов и занесение ошибки в память контроллера. В этом случае топливоподача рассчитывается контроллером исходя из показаний датчика массового расхода воздуха, данные ДПДЗ заменяются показаниями из резервной таблицы. Обороты ХХ не регулируются и выставляются в пределах 1500 об/мин (120 шагов регулятора холостого хода).
Чаще всего в ДПДЗ осыпается резистивный слой дорожек, по которым перемещается ползунок. Поэтому желательно поменять его на бесконтактный ДПДЗ.
Применяемость датчика положения дроссельной заслонки на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с инжекторными двигателями и контроллерами всех типов применяется датчик положения дроссельной заслонки 2112-1148200 производства GM или его отечественные аналоги.
provaz.od.ua
ВАЗ 21099 | Датчик положения дроссельной заслонки
6.2.5. Датчик положения дроссельной заслонки
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Датчик положения дроссельной заслонки/ выключатель
с 4-мя контактами, устанавливавшийся на модели до 1994 года
Проверка датчика положения дроссельной заслонки
Проверка датчика положения дроссельной заслонки
Датчик положения дроссельной заслонки – это переменный резистор, который изменяет
сопротивление в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки. Сигнал от
датчика используется компьютером для определения положения дроссельной заслонки.
Для проверки датчика используется два диагностических метода. Первый метод измеряют
сопротивление датчика в зависимости от положения дроссельной заслонки. Второй
метод проверяет изменение сигнала при перемещении дроссельной заслонки.
Первый метод используется для проверки 4-х контактных датчиков, установленных
на автомобиле до 1994 года (см. рис . Датчик положения
дроссельной заслонки/ выключатель с 4-мя контактами, устанавливавшийся на модели
до 1994 года).
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. На моделях до 1994 года отсоедините электрический
разъем от датчика положения дроссельной заслонки и подсоедините омметр
к контактам 1 и 2 датчика (см. рис. Проверка
датчика положения дроссельной заслонки). При полностью закрытой
дроссельной заслонке омметр должен показать 0, а при полностью открытой
дроссельной заслонке омметр должен показать бесконечность. В противном
случае замените датчик положения дроссельной заслонки.
2. Отсоедините электрический разъем от датчика
положения дроссельной заслонки. Установите лезвие щупа между винтом
стопора корпуса дросселя и частью G (см. рис. Проверка
датчика положения дроссельной заслонки). Используя омметр, проверьте
сопротивление между контактами № 1 и 2 электрического разъема. При
установке щупа толщиной 0,7 мм сопротивление должно быть минимальным,
а при установке щупа 0,9 мм сопротивление должно быть равно бесконечности.
3. Для регулировки ослабьте винты и медленно
вращайте датчик, пока стрелка омметра не изменит свое положение. Закрепите
датчик в этом положении и, используя щупы, повторно проверьте проводимость
между контактами 1 и 2.
Второй метод контролирует работу датчика положения дроссельной заслонки при
работе двигателя. Для этого необходимо, не отсоединяя разъем от датчика, подсоединить
к разъему цифровой вольтметр.
Проверка датчика положения дроссельной заслонки
без отсоединения от датчика электрического разъема
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Подсоедините отрицательный щуп вольтметра
к контакту "земля" разъема, а положительный щуп вольтметра
к контакту "сигнал".
2. Включите зажигание, не запуская двигатель
и наблюдайте за показаниями прибора, которые должны находиться в пределах
0,5 1,0 В при закрытой дроссельной заслонке и 4,5–5 В при полностью
открытой дроссельной заслонке (см. рис. Проверка
датчика положения дроссельной заслонки без отсоединения от датчика
электрического разъема).
3. Отсоедините от датчика положения
дроссельной заслонки электрический разъем и, используя вольтметр,
проверьте, что на контактах разъема присутствует напряжение 5 В. В
противном случае проверьте электрическую цепь датчика положения дроссельной
заслонки и блок управления.