Глава 4. ОТОПИТЕЛЬ. Искровое зажигание для печки заз схема


Отопитель ЗАЗ, потребление тока, свеча, искровой розжиг, бензонасос печки, печка от выхлопных газов, перевод на газ

Отопитель "Запорожца" — агрегат сложный и капризный. По количеству отказов и разнообразию неисправностей может поспо­рить с двигателем. Поэтому мы выделили его в отдельную главу.

 

КАК УМЕНЬШИТЬ РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПРИ РОЗЖИГЕ ОТОПИТЕЛЯ?

Независимый бензиновый отопитель при розжиге потребляет боль­шой ток (до 25А), что может привести к сильной разрядке аккумуля­торной батареи, особенно при неработающем двигателе.

" В связи с этим рекомендуется производить розжиг отопителя при стоящем автомобиле и работающем на средних оборотах двигателя при выключенных потребителях энергии. После того, как отопитель вый­дет на автоматический режим горения (погаснет контрольная лампа), можно начинать движение.

Многие владельцы "Запорожцев" переходят на электроискровой розжиг, при котором потребляемый ток снижается до 2—- 4А.

 

КАК РАСШИФРОВЫВАЕТСЯ МАРКИРОВКА СВЕЧИ НАКАЛИВАНИЯ В ОТОПИТЕЛЕ?

Маркировка на свече расшифровывается так. "КАТЭК" — завод-изготовитель (Куйбышевский завод автотракторного электрооборудо­вания) . СР65-А-тип свечи (однопроводная свеча накаливания, служа­щая для запуска отопительных установок, работающих на жидком топливе).

4В — номинальное напряжение.

16А — номинальная сила тока (16—18А).

85 — год изготовления.

У-ХЛ — свеча предназначена для умеренного и холодного климата. Основные данные свечи: Температура нагрева спирали за 30 сек — 800—850°С; диаметр проволоки спирали — 1 мм; материал проволоки - нержавеющая сталь ОХ25Ю5.

 

ПОЧЕМУ ИЗ ТРУБЫ ОТОПИТЕЛЯ ИДЕТ ЧЕРНЫЙ ДЫМ?

Если из выпускной трубы отопителя идет черный дым (отопитель коптит"), значит, в камеру горения поступает слишком много топлива или для горения не хватает воздуха. Сначала нужно проверить уровень топлива в поплавковой камере регулятора подачи и при необхо­димости отрегулировать. Если уровень нормальный, а бензина посту­пает больше нормы, нужно обратить внимание на жиклер и его сече­ние. Он должен быть завернут плотно до упора, а сечение жиклера необходимо уменьшить. Можно запаять отверстие и просверлить но­вое или зачеканить так, чтобы расход топлива соответствовал норме (0,35—0,40 л/ч).

При возможности произвести токарные работы можно сделать про­ходное сечение жиклера регулируемым. Для этого нужно изготовить три несложных детали (рис. 57) и доработать сам жиклер. Доработка состоит в рассверливании отверстия до диаметра 1мм. Устройство в собранном виде вворачивается на место пробки жиклера, не забудьте установить уплотнительную шайбу (рис. 58). Ввертывая или вывертывая иглу, нужно добиться, чтобы факел горел ровно, без хлопков и дыма, не угасая; бензонасос должен срабатывать один раз в 5—7 секунд.

Рис. 57. Детали устройства для регулирования подачи топлива в отопитель: а) корпус; б) гайка уплотнения; в) игла.

Если подача бензина в норме, а из трубы идет черный дым, нужно снять отопитель с автомобиля, разобрать, прочистить впускную и выпускную трубу, продуть сжатым воздухом теп­лообменник. Также нужно разобрать электродвигатель вентилятора, зачи­стить коллектор, очистить полости от угольной пыли и смазать подшипники электродвигателя.

Рис. 58. Регулируемый жиклер отопителя: 1 — корпус поплавковой каме­ры; 2 — жиклер; 3 — регулиро­вочная игла; 4 — корпус; 5 — уплотнение (кожа): б — гайка уплотнения; 7 — шайба уплотнительная.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ. ЕСЛИ ОТКАЗАЛ БЕНЗОНАСОС ОТОПИТЕЛЯ?

Если бензонасос отопителя отка­зал в пути и отремонтировать его не удалось, можно поступить так. На­лить бензин в небольшую емкость (бу­тылку) и установить ее выше прием­ного штуцера регулятора подачи. Опустить шланг достаточной длины и подходящего размера (например, от ножного насоса) в емкость и закачать бензин в шланг. Другой конец шланга надеть на штуцер и топливо самотеком пойдет в поплавковую камеру.

В гараже можно установить на бензопроводе между бензонасосом двигателя и карбюратором тройник с калиброванными отверстиями таким образом, чтобы бензин подавался одновременно к карбюратору и отопителю. Но в этом случае отопителем можно пользоваться только при работающем двигателе.

ПЕРЕБОИ В РАБОТЕ БЕНЗОНАСОСА

Случается, что бензонасос отопителя работает с перебоя­ми, вызванными зависанием подвижного контакта. Хоро­ший эффект дает резиновое кольцо шириной 2 мм, отре­занное от велосипедной каме­ры и надетое на подвижный контакт (рис. 59)

Рис. 59. Установка кольца на контакт бензонасоса.

 

КАК СДЕЛАТЬ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОИСКРОВОГО РОЗЖИГА ОТОПИТЕЛЯ?

Сущность способа заключается в том, что топливо поджигается не раскаленной спиралью свечи накаливания, а искрой высоковольтного «разряда, подобно воспламенению смеси в цилиндре двигателя. Суще­ствует множество схем самодельных устройств. На рис. 60 показана не­сложная схема прибора для электроискро­вого розжига отопителя с мультивибратором. Ее ос­новное отличие состоит в том, что устройство выдает не не­прерывный поток искр, а отдельные мощные искры с частотой 2—4 в секунду, уве­ренно воспламеняющие бензин при температуре-до минус 25 °С.

Рис. 60. Схема устройства

Основные детали устройства: катушка зажигания, реле-прерыватель, мультивибратор. Свеча, переделанная из автомобильной свечи зажигания с резьбой М18х1,5 (МВТ). Со свечи нужно удалить метал­лическую часть, оставив изолятор с центральным электродом (рис. 61, а). Буртик изолятора нужно обточить на на­ждачном точиле до диаметра 17,5 мм. Для установки и закреп­ления свечи в гнезде необходимо изгото­вить две детали: испа­ритель (рис. 61, б) и уплотнитель (рис. 61, в). Можно использо­вать кожух и уплот­нитель (медную шай­бу) свечи накалива­ния. Закрепляется свеча штатной гайкой-футоркой (рис. 63). Такая свеча при­годна для любой схе­мы электроискрового розжига.

Рис. 61. Детали свечи: а) свеча, б) испаритель; в) уплотнитель

Рис. 62. Схема мультивибратора

Мультивибратор (рис. 62) монтируется на печатной плате и по габаритам умещается в корпусе дополнительного реле стартера, а все устройство удобно разме­щается на пластине 120х100 мм и устанавли­вается в багажнике около отопителя (устройство можно закрепить на што­ке амортизатора допол­нительной гайкой).

Рис. 63. Установка свечи: 1 —камера горения отопителя; 2—испаритель: 3 — трубка подачи бензина; 4 — свеча; 5 — уплотнитель; 6 — гайка.

В качестве прерывате­ля можно использовать любое реле с нормально разомкнутыми контакта­ми, например, дополни­тельное реле стартера типа РС502 или реле типа РС9. Питание (+12В) лучше брать с клеммой колодки на корпусе отопителя, тогда не придется закорачивать дополнительное сопротивление свечи накали­вания.

Рис. 64. Схема устройства для искрового розжига отопителя.

На рис. 64 показана про­стая и доступная схема иск­рового розжига. Здесь ис­пользуется любая катушка зажигания, реле с нормально замкнутыми контактами, ра­ботающее при напряжении 12Ви конденсатор типа МБГО емкостью 4 мкф, 160В. Устройство, собранное по схеме, также надежно рабо­тает, обеспечивая розжиг отопителя.

 

МОЖНО ЛИ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ОТОПИТЕЛЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ?

Сжиженный газ для питания отопителя использовать можно, так делают некоторые автомобилисты.

Для этого нужно иметь пятилитровый баллон с редуктором типа "Балтика" или РДСГ-2-1,0 (от кухонной газобаллонной установки). Трубку подачи топлива нужно отсоединить от поплавковой камеры и навернуть на нее штуцер с жиклером диаметром 0,^—1,0 мм. Другой конец штуцера должен обеспечивать подсоединение шланга от газово­го баллона. Для розжига лучше применять электроискровой способ. Подачу газа открывать только после включения искрообразователя! Бензонасос и электромагнитный запорный клапан отключить. В силь­ные морозы баллон лучше ставить в салон, так как при низких темпе­ратурах газ плохо испаряется. Пятилитрового баллона хватает на 8 часов работы отопителя.

Можно также использовать дизельное топливо, но розжиг нужно производить на бензине. Для этого перед регулятором подачи устано­вить тройник для подачи бензина и дизельного топлива, дополнитель­ный насос (БН200) и бачок для дизтоплива. Включение и розжиг производить на бензине, после выхода на автоматический режим — переключить на подачу дизтоплива, отключив подачу бензина. Перед выключением на несколько секунд включить подачу бензина.

 

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БЕНЗИНОВОГО ОТОПИТЕЛЯ?

Некоторые владельцы "Запорожцев", разочарованные многочисленными отказами отопителя пытаются обойтись без него.

Первое, что приходит в голову — забирать теплый воздух из моторного отсека и направлять его в салон. Этот способ не требует больших затрат и переделок. Но рекомен­довать его нельзя. В подкапотном пространстве всегда повышенное содержание СО, что может привести к отравлению людей в салоне.

Другой способ, применяемый автолюбителями — использование горячего масла двигателя. Для обогрева салона этим способом в зоне ног водителя или пассажира — под передним сиденьем устанавливают радиатор, через который проходит масло, направля­емое из системы смазки двигателя. Нагретый воздух при помощи малогабаритного вентилятора отводится от радиатора и циркулирует в салоне. Используется масляный радиатор от "Москвича-408" или "ГАЗ-24". Штатный радиатор снимается. В другом случае масло направляется через тройник с краном через штатный или дополнительный радиатор; летом — через штатный, зимой — через дополнительный.

Преимущества данного способа отопления — получение тепла при неработающем отопителе и экономия топлива. Но есть существенные недостатки тепла от масла для отопления недостаточно (штатный отопитель дает в 8—10 раз больше). Зимой двигатель с воздушным охлаждением нагревается очень медленно, а при установке дополнитель­ного радиатора будет нагреваться еще медленнее. Если учесть, что зимой рейсы в основном короткие, то тепло начнет поступать только к концу поездки, К тому же установка радиатора с вентилятором и маслопровода довольна сложна. Да и специали­сты завода считают, что условия работы двигателя с радиатором повышенной теплоот­дачи резко ухудшаются — температура масла в двигателе не достигнет оптимальной, что отрицательно повлияет на динамические качества и ресурс.

Рис. 65. Установка резервуаров для нагрева анти­фриза на выпускных трубах: 1 — резервуар; 2 — впускной штуцер; 3 — труба; 4 — заливная пробка; 5 — выпускной штуцер; 6 — сливная пробка.

Наиболее эффективным и безопасным (но сложным и трудоемким) способом отоп­ления является использование нагретого теплом двигателя антифриза, поступающего по шлангам к радиатору, установленному в салоне или на месте штатного отопителя. Конструкция его такова: На одну или две выпускных трубы надеваются резервуары диаметром 70 мм и высотой 100 мм из стали или латуни, толщиной 1 мм. Их сваривают так, чтобы была обеспечена герметичность. Резервуары должны иметь штуцеры для подводящего и отводящего шлангов диаметром 12—14мм, а также заливную и сливную пробки (рис. 1)5).

Шланги через отверстие в задней стенке кузова прохо­дят в салон к радиатору с вен­тилятором, например, отопителя "Жигулей" или "Мос­квича". Система должна иметь малогабаритный насос для осуществления циркуля­ции жидкости. Полезно ус­тановить расширительный бачок. В теплое время анти­фриз сливается. ,

Есть еще один метод на­гревания антифриза. На дви­гатель установить два само­дельных глушителя, Один из которых (или оба) представ­ляет собой "котел", в который заливается антифриз, нагревающийся проходящими отработав­шими газами (рис. 66,6). На место штатного отопителя установить ра­диатор с вентилятором. Вентилятор можно использовать от бензинового отопителя. Воздуховоды в салон — прежние. Жидкость подается в ради­атор при помощи центробежного на­соса (например, от насоса для мойки автомобилей), привод которого осу­ществляется от шкива коленчатого вала двигателя. В систему необходи­мо включить расширительный ба­чок, от пробки которого идет отвод паров под пол багажника. Забор воз­духа производится из салона или снаружи. Количество тепла зависит от теплового режима двигателя. Схе­ма системы отопления показана на рис. 66,а.

Некоторые умельцы, переделав­шие двигатели "Запорожцев" на жидкостное охлаждение использу­ют нагретый двигателем антифриз для отопления салона,

Рис. 66. Жидкостная система отопления: а) схема; б) глушитель-котел. 1 — глушитель-котел; 2 — водяной насос; 3 — заливная пробка; 4 — расширительный бачок; 5 — радиатор; 6 — вентилятор; 7 — сливная пробка; 8 — шланги.

 

zaz-dnepr.org.ua

искровой розжиг для печки заз -

YouTube

искровой розжиг для печки заз, печка используется для отопления гаража, искра печку розжигает, но свечку нужно доработать, подскажите варианты... Сам розжиг это китайский фонарик шокер, купил я его за 400 рублей



Переделываю зажигание печки ШААЗ 967 со свечи накала на искровое, в дальнейшем хочу перевести её на газ из пропанового баллона

YouTube

Двигатель МЕМЗ 968, ЗАЗ 968 М. Поршневая ВАЗ 2101 - 76 мм. Кольца NPR наборные маслосъёмные. Головки усажены на 3 мм. Примерная степень сжатия 10. Компрессия 15

YouTube

Катушка Б119 на 24 V , запитана 12 V......мощность искры.

YouTube

Рассказ о том как можно отопитель от запорожца переделать с бензина на газ. Схема тут: http://cqserpuhov.ru/oborudovanie-kunga-radiostantsiej/145-otopitelnaya-

YouTube

печка от заз объяснение

YouTube

Установка печки (с запорожца) автономного оснащения (газ) на КАМАЗ для обеспечения теплового климата в холодную погоду.

YouTube

как сделать простой отопитель из печки от запорожца (ЗАЗ) для обогрева двигателя зимой. Самодельное устройство вебасто Не греет печка в машине - одна из прич

YouTube

Переделал печку от ЗАЗ на пропан.Схему собрал так,что при потухании подача газа отключится.Запускается иногда с хлопком,редуктор на баллоне плохо регулируется,п

YouTube

Автономка ЗАЗ на пропане

YouTube

описание электро-схемы от Запорожца. свеча зажигания

YouTube

Пробный запуск нового отопителя от автомобиля "Запорожец". Тест на бензине. Статья на сайте: http://cqserpuhov.ru/oborudovanie-kunga-radiostantsiej/133-otopit

YouTube

Этот ролик обработан в Видеоредакторе YouTube (http://www.youtube.com/editor)

YouTube

видео для конкурса №4

YouTube

vimore.org

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)

Главная → ... → ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)

Д. НАЗАРОВ г. Львов

Основным недостатком системы зажигания отопителя со свечой накаливания является очень большой потребляемый ток, особенно во время запуска отопителя. В журнале были описаны более экономичные электронные устройства (А. Кузьминский, В. Ломанович. Запуск подогревателя. - "Радио", 1975, № 6, с. 29), однако для их использования необходим преобразователь напряжения 12/220 В. Кроме того, они не обеспечивают безопасной эксплуатации отопителя. Действительно, если по той или иной причине на его запальной свече исчезает высокое напряжение, возникает опасность взрыва в камере сгорания отопителя, поскольку горючее туда продолжает поступать еще в течение некоторого времени.

Электронное устройство, схема которого изображена на рис. 1, обеспечивает повышенную надежность работы отопителя и его высокую экономичность (потребляемый ток не превышает 2,5 А). В зазоре запальной свечи F1 устройство формирует не одиночные разряды, а "снопы" искр. Оно снабжено индикатором на неоновой лампе HI, которая светится только тогда, когда разрядный промежуток запальной свечи пробивается серией искр. Транзистор V2 защищен от перегрузок по напряжению диодом VI и стабилитроном V3.

рис. 1  

Автогенератор импульсов высокого напряжения собран на транзисторе V2, трансформаторе обратной связи Т1 и катушке зажигания Т2. Частота генерации около 150 Гц. Конденсатор С1 и резистор R4 определяют режим работы генератора. Резистор R1 необходим для согласования системы зажигания с устройством автоматики отопителя.

Индикатор "снопа" искр представляет собой контур ударного возбуждения, состоящий из катушки индуктивности L1 и емкости коаксиального кабеля. Через конструктивную емкость Сcв контур связан с высоковольтной цепью. Параллельно контуру включена неоновая лампа h2. Ее монтируют на конце отрезка коаксиального кабеля. Лампу устанавливают в салоне автомобиля в месте, удобном для наблюдения.

Трансформатор T1 выполнен на магнитопроводе Ш14Х18. Обмотка I состоит из 18 витков провода ПЭВ-2 0,86, намотанных в два провода, а II -из 72 витков провода ПЭЛШО 0,3. Катушка зажигания Т2 - от системы зажигания автомобиля "Запорожец". Стабилитрон V3 укреплен в центре дюралюминиевого пластинчатого радиатора размерами 40х40Х4 мм. Стабилитрон можно заменить цепочкой стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 150 В. Транзистор V2 тоже установлен на таком же радиаторе размерами 50х50Х4 мм.

Для изготовления индикатора необходимы отрезок коаксиального кабеля РК-75-4-12А длиной не более 75 см, отрезок длиной 70-80 мм ферритового стержня Ф600 диаметром 8 мм от магнитной антенны и провод ПЭЛШО 0,3. Кабель 1 с одного из концов разделывают так, как показано на рис. 2,а. Этот конец прикладывают в удобном месте к высоковольтному проводу 2. соединяющему катушку зажигания Т2 с запальной свечой F1, рядом размещают ферритовый стержень 3 и обматывают получившийся пакет одним слоем ПВХ изоляционной ленты. Поверх ленты на всю длину ферритового стержня плотно, виток к витку, в один слой наматывают обмотку 4, концы которой припаивают к коаксиальному кабелю (рис. 2,6). Снаружи обмотку изолируют пятью-шестью слоями изоляционной ленты. На втором конце кабеля распаивают неоновую лампу h2. Металлическую оплетку кабеля надежно соединяют с корпусом автомобиля.

рис. 2  

Запальную свечу А7, 5ХСС для установки в отопитель необходимо доработать, как показано на рис. 3. На цилиндрической части диаметром 21 мм корпуса свечи нарезают резьбу. Резьба получается неполной, но достаточной для надежной фиксации ее в том отверстии, куда ввинчивалась резьбовая втулка, крепящая свечу накаливания. Боковой электрод искрового промежутка свечи отгибают, как показано на рисунке. В паз свечи между вновь нарезанной резьбой и шестигранником. "под ключ" перед установкой свечи на отопитель следует намотать два-три .витка асбестового шнура.

рис. 3  

Отрицательный вывод системы зажигания соединяют с корпусом автомобиля, а положительный - с проводом, присоединявшимся ранее к свече накаливания.

Порядок включения и эксплуатации отопителя остается прежним, разница состоит лишь в том, что индикатором работы системы служит лампа h2 и отпадает необходимость выдержки времени на разогрев спиралей отопителя.

(РАДИО N 9, 1977 г., c.28)

Комментарии..

    Комментариев нет..
    

    www.rudig.ru