Глава 4. ОТОПИТЕЛЬ. Искровое зажигание для печки заз схема
Отопитель ЗАЗ, потребление тока, свеча, искровой розжиг, бензонасос печки, печка от выхлопных газов, перевод на газ
Отопитель "Запорожца" — агрегат сложный и капризный. По количеству отказов и разнообразию неисправностей может поспорить с двигателем. Поэтому мы выделили его в отдельную главу.
КАК УМЕНЬШИТЬ РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПРИ РОЗЖИГЕ ОТОПИТЕЛЯ?
Независимый бензиновый отопитель при розжиге потребляет большой ток (до 25А), что может привести к сильной разрядке аккумуляторной батареи, особенно при неработающем двигателе.
" В связи с этим рекомендуется производить розжиг отопителя при стоящем автомобиле и работающем на средних оборотах двигателя при выключенных потребителях энергии. После того, как отопитель выйдет на автоматический режим горения (погаснет контрольная лампа), можно начинать движение.
Многие владельцы "Запорожцев" переходят на электроискровой розжиг, при котором потребляемый ток снижается до 2—- 4А.
КАК РАСШИФРОВЫВАЕТСЯ МАРКИРОВКА СВЕЧИ НАКАЛИВАНИЯ В ОТОПИТЕЛЕ?
Маркировка на свече расшифровывается так. "КАТЭК" — завод-изготовитель (Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования) . СР65-А-тип свечи (однопроводная свеча накаливания, служащая для запуска отопительных установок, работающих на жидком топливе).
4В — номинальное напряжение.
16А — номинальная сила тока (16—18А).
85 — год изготовления.
У-ХЛ — свеча предназначена для умеренного и холодного климата. Основные данные свечи: Температура нагрева спирали за 30 сек — 800—850°С; диаметр проволоки спирали — 1 мм; материал проволоки - нержавеющая сталь ОХ25Ю5.
ПОЧЕМУ ИЗ ТРУБЫ ОТОПИТЕЛЯ ИДЕТ ЧЕРНЫЙ ДЫМ?
Если из выпускной трубы отопителя идет черный дым (отопитель коптит"), значит, в камеру горения поступает слишком много топлива или для горения не хватает воздуха. Сначала нужно проверить уровень топлива в поплавковой камере регулятора подачи и при необходимости отрегулировать. Если уровень нормальный, а бензина поступает больше нормы, нужно обратить внимание на жиклер и его сечение. Он должен быть завернут плотно до упора, а сечение жиклера необходимо уменьшить. Можно запаять отверстие и просверлить новое или зачеканить так, чтобы расход топлива соответствовал норме (0,35—0,40 л/ч).
При возможности произвести токарные работы можно сделать проходное сечение жиклера регулируемым. Для этого нужно изготовить три несложных детали (рис. 57) и доработать сам жиклер. Доработка состоит в рассверливании отверстия до диаметра 1мм. Устройство в собранном виде вворачивается на место пробки жиклера, не забудьте установить уплотнительную шайбу (рис. 58). Ввертывая или вывертывая иглу, нужно добиться, чтобы факел горел ровно, без хлопков и дыма, не угасая; бензонасос должен срабатывать один раз в 5—7 секунд.
Рис. 57. Детали устройства для регулирования подачи топлива в отопитель: а) корпус; б) гайка уплотнения; в) игла.
Рис. 58. Регулируемый жиклер отопителя: 1 — корпус поплавковой камеры; 2 — жиклер; 3 — регулировочная игла; 4 — корпус; 5 — уплотнение (кожа): б — гайка уплотнения; 7 — шайба уплотнительная.
ЧТО ДЕЛАТЬ. ЕСЛИ ОТКАЗАЛ БЕНЗОНАСОС ОТОПИТЕЛЯ?
Если бензонасос отопителя отказал в пути и отремонтировать его не удалось, можно поступить так. Налить бензин в небольшую емкость (бутылку) и установить ее выше приемного штуцера регулятора подачи. Опустить шланг достаточной длины и подходящего размера (например, от ножного насоса) в емкость и закачать бензин в шланг. Другой конец шланга надеть на штуцер и топливо самотеком пойдет в поплавковую камеру.
ПЕРЕБОИ В РАБОТЕ БЕНЗОНАСОСА
Случается, что бензонасос отопителя работает с перебоями, вызванными зависанием подвижного контакта. Хороший эффект дает резиновое кольцо шириной 2 мм, отрезанное от велосипедной камеры и надетое на подвижный контакт (рис. 59)
Рис. 59. Установка кольца на контакт бензонасоса.
КАК СДЕЛАТЬ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОИСКРОВОГО РОЗЖИГА ОТОПИТЕЛЯ?
Сущность способа заключается в том, что топливо поджигается не раскаленной спиралью свечи накаливания, а искрой высоковольтного «разряда, подобно воспламенению смеси в цилиндре двигателя. Существует множество схем самодельных устройств. На рис. 60 показана несложная схема прибора для электроискрового розжига отопителя с мультивибратором. Ее основное отличие состоит в том, что устройство выдает не непрерывный поток искр, а отдельные мощные искры с частотой 2—4 в секунду, уверенно воспламеняющие бензин при температуре-до минус 25 °С.
Рис. 60. Схема устройства
Основные детали устройства: катушка зажигания, реле-прерыватель, мультивибратор. Свеча, переделанная из автомобильной свечи зажигания с резьбой М18х1,5 (МВТ). Со свечи нужно удалить металлическую часть, оставив изолятор с центральным электродом (рис. 61, а). Буртик изолятора нужно обточить на наждачном точиле до диаметра 17,5 мм. Для установки и закрепления свечи в гнезде необходимо изготовить две детали: испаритель (рис. 61, б) и уплотнитель (рис. 61, в). Можно использовать кожух и уплотнитель (медную шайбу) свечи накаливания. Закрепляется свеча штатной гайкой-футоркой (рис. 63). Такая свеча пригодна для любой схемы электроискрового розжига.
Рис. 61. Детали свечи: а) свеча, б) испаритель; в) уплотнитель
Рис. 62. Схема мультивибратора
Мультивибратор (рис. 62) монтируется на печатной плате и по габаритам умещается в корпусе дополнительного реле стартера, а все устройство удобно размещается на пластине 120х100 мм и устанавливается в багажнике около отопителя (устройство можно закрепить на штоке амортизатора дополнительной гайкой).
Рис. 63. Установка свечи: 1 —камера горения отопителя; 2—испаритель: 3 — трубка подачи бензина; 4 — свеча; 5 — уплотнитель; 6 — гайка.
В качестве прерывателя можно использовать любое реле с нормально разомкнутыми контактами, например, дополнительное реле стартера типа РС502 или реле типа РС9. Питание (+12В) лучше брать с клеммой колодки на корпусе отопителя, тогда не придется закорачивать дополнительное сопротивление свечи накаливания.
Рис. 64. Схема устройства для искрового розжига отопителя.
На рис. 64 показана простая и доступная схема искрового розжига. Здесь используется любая катушка зажигания, реле с нормально замкнутыми контактами, работающее при напряжении 12Ви конденсатор типа МБГО емкостью 4 мкф, 160В. Устройство, собранное по схеме, также надежно работает, обеспечивая розжиг отопителя.
МОЖНО ЛИ В КАЧЕСТВЕ ТОПЛИВА ДЛЯ ОТОПИТЕЛЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ?
Сжиженный газ для питания отопителя использовать можно, так делают некоторые автомобилисты.
Для этого нужно иметь пятилитровый баллон с редуктором типа "Балтика" или РДСГ-2-1,0 (от кухонной газобаллонной установки). Трубку подачи топлива нужно отсоединить от поплавковой камеры и навернуть на нее штуцер с жиклером диаметром 0,^—1,0 мм. Другой конец штуцера должен обеспечивать подсоединение шланга от газового баллона. Для розжига лучше применять электроискровой способ. Подачу газа открывать только после включения искрообразователя! Бензонасос и электромагнитный запорный клапан отключить. В сильные морозы баллон лучше ставить в салон, так как при низких температурах газ плохо испаряется. Пятилитрового баллона хватает на 8 часов работы отопителя.
Можно также использовать дизельное топливо, но розжиг нужно производить на бензине. Для этого перед регулятором подачи установить тройник для подачи бензина и дизельного топлива, дополнительный насос (БН200) и бачок для дизтоплива. Включение и розжиг производить на бензине, после выхода на автоматический режим — переключить на подачу дизтоплива, отключив подачу бензина. Перед выключением на несколько секунд включить подачу бензина.
МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БЕНЗИНОВОГО ОТОПИТЕЛЯ?
Некоторые владельцы "Запорожцев", разочарованные многочисленными отказами отопителя пытаются обойтись без него.
Первое, что приходит в голову — забирать теплый воздух из моторного отсека и направлять его в салон. Этот способ не требует больших затрат и переделок. Но рекомендовать его нельзя. В подкапотном пространстве всегда повышенное содержание СО, что может привести к отравлению людей в салоне.
Другой способ, применяемый автолюбителями — использование горячего масла двигателя. Для обогрева салона этим способом в зоне ног водителя или пассажира — под передним сиденьем устанавливают радиатор, через который проходит масло, направляемое из системы смазки двигателя. Нагретый воздух при помощи малогабаритного вентилятора отводится от радиатора и циркулирует в салоне. Используется масляный радиатор от "Москвича-408" или "ГАЗ-24". Штатный радиатор снимается. В другом случае масло направляется через тройник с краном через штатный или дополнительный радиатор; летом — через штатный, зимой — через дополнительный.
Преимущества данного способа отопления — получение тепла при неработающем отопителе и экономия топлива. Но есть существенные недостатки тепла от масла для отопления недостаточно (штатный отопитель дает в 8—10 раз больше). Зимой двигатель с воздушным охлаждением нагревается очень медленно, а при установке дополнительного радиатора будет нагреваться еще медленнее. Если учесть, что зимой рейсы в основном короткие, то тепло начнет поступать только к концу поездки, К тому же установка радиатора с вентилятором и маслопровода довольна сложна. Да и специалисты завода считают, что условия работы двигателя с радиатором повышенной теплоотдачи резко ухудшаются — температура масла в двигателе не достигнет оптимальной, что отрицательно повлияет на динамические качества и ресурс.
Рис. 65. Установка резервуаров для нагрева антифриза на выпускных трубах: 1 — резервуар; 2 — впускной штуцер; 3 — труба; 4 — заливная пробка; 5 — выпускной штуцер; 6 — сливная пробка.
Наиболее эффективным и безопасным (но сложным и трудоемким) способом отопления является использование нагретого теплом двигателя антифриза, поступающего по шлангам к радиатору, установленному в салоне или на месте штатного отопителя. Конструкция его такова: На одну или две выпускных трубы надеваются резервуары диаметром 70 мм и высотой 100 мм из стали или латуни, толщиной 1 мм. Их сваривают так, чтобы была обеспечена герметичность. Резервуары должны иметь штуцеры для подводящего и отводящего шлангов диаметром 12—14мм, а также заливную и сливную пробки (рис. 1)5).
Шланги через отверстие в задней стенке кузова проходят в салон к радиатору с вентилятором, например, отопителя "Жигулей" или "Москвича". Система должна иметь малогабаритный насос для осуществления циркуляции жидкости. Полезно установить расширительный бачок. В теплое время антифриз сливается. ,
Есть еще один метод нагревания антифриза. На двигатель установить два самодельных глушителя, Один из которых (или оба) представляет собой "котел", в который заливается антифриз, нагревающийся проходящими отработавшими газами (рис. 66,6). На место штатного отопителя установить радиатор с вентилятором. Вентилятор можно использовать от бензинового отопителя. Воздуховоды в салон — прежние. Жидкость подается в радиатор при помощи центробежного насоса (например, от насоса для мойки автомобилей), привод которого осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя. В систему необходимо включить расширительный бачок, от пробки которого идет отвод паров под пол багажника. Забор воздуха производится из салона или снаружи. Количество тепла зависит от теплового режима двигателя. Схема системы отопления показана на рис. 66,а.
Некоторые умельцы, переделавшие двигатели "Запорожцев" на жидкостное охлаждение используют нагретый двигателем антифриз для отопления салона,
Рис. 66. Жидкостная система отопления: а) схема; б) глушитель-котел. 1 — глушитель-котел; 2 — водяной насос; 3 — заливная пробка; 4 — расширительный бачок; 5 — радиатор; 6 — вентилятор; 7 — сливная пробка; 8 — шланги.
zaz-dnepr.org.ua
искровой розжиг для печки заз -
YouTube
искровой розжиг для печки заз, печка используется для отопления гаража, искра печку розжигает, но свечку нужно доработать, подскажите варианты... Сам розжиг это китайский фонарик шокер, купил я его за 400 рублей
Переделываю зажигание печки ШААЗ 967 со свечи накала на искровое, в дальнейшем хочу перевести её на газ из пропанового баллона
YouTube
Двигатель МЕМЗ 968, ЗАЗ 968 М. Поршневая ВАЗ 2101 - 76 мм. Кольца NPR наборные маслосъёмные. Головки усажены на 3 мм. Примерная степень сжатия 10. Компрессия 15
YouTube
Катушка Б119 на 24 V , запитана 12 V......мощность искры.
YouTube
Рассказ о том как можно отопитель от запорожца переделать с бензина на газ. Схема тут: http://cqserpuhov.ru/oborudovanie-kunga-radiostantsiej/145-otopitelnaya-
YouTube
печка от заз объяснение
YouTube
Установка печки (с запорожца) автономного оснащения (газ) на КАМАЗ для обеспечения теплового климата в холодную погоду.
YouTube
как сделать простой отопитель из печки от запорожца (ЗАЗ) для обогрева двигателя зимой. Самодельное устройство вебасто Не греет печка в машине - одна из прич
YouTube
Переделал печку от ЗАЗ на пропан.Схему собрал так,что при потухании подача газа отключится.Запускается иногда с хлопком,редуктор на баллоне плохо регулируется,п
YouTube
Автономка ЗАЗ на пропане
YouTube
описание электро-схемы от Запорожца. свеча зажигания
YouTube
Пробный запуск нового отопителя от автомобиля "Запорожец". Тест на бензине. Статья на сайте: http://cqserpuhov.ru/oborudovanie-kunga-radiostantsiej/133-otopit
YouTube
Этот ролик обработан в Видеоредакторе YouTube (http://www.youtube.com/editor)
YouTube
видео для конкурса №4
YouTube
vimore.org
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)
Главная → ... → ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ОТОПИТЕЛЯ (ЗАЗ)
Д. НАЗАРОВ г. ЛьвовОсновным недостатком системы зажигания отопителя со свечой накаливания является очень большой потребляемый ток, особенно во время запуска отопителя. В журнале были описаны более экономичные электронные устройства (А. Кузьминский, В. Ломанович. Запуск подогревателя. - "Радио", 1975, № 6, с. 29), однако для их использования необходим преобразователь напряжения 12/220 В. Кроме того, они не обеспечивают безопасной эксплуатации отопителя. Действительно, если по той или иной причине на его запальной свече исчезает высокое напряжение, возникает опасность взрыва в камере сгорания отопителя, поскольку горючее туда продолжает поступать еще в течение некоторого времени.
Электронное устройство, схема которого изображена на рис. 1, обеспечивает повышенную надежность работы отопителя и его высокую экономичность (потребляемый ток не превышает 2,5 А). В зазоре запальной свечи F1 устройство формирует не одиночные разряды, а "снопы" искр. Оно снабжено индикатором на неоновой лампе HI, которая светится только тогда, когда разрядный промежуток запальной свечи пробивается серией искр. Транзистор V2 защищен от перегрузок по напряжению диодом VI и стабилитроном V3.
рис. 1
Автогенератор импульсов высокого напряжения собран на транзисторе V2, трансформаторе обратной связи Т1 и катушке зажигания Т2. Частота генерации около 150 Гц. Конденсатор С1 и резистор R4 определяют режим работы генератора. Резистор R1 необходим для согласования системы зажигания с устройством автоматики отопителя.
Индикатор "снопа" искр представляет собой контур ударного возбуждения, состоящий из катушки индуктивности L1 и емкости коаксиального кабеля. Через конструктивную емкость Сcв контур связан с высоковольтной цепью. Параллельно контуру включена неоновая лампа h2. Ее монтируют на конце отрезка коаксиального кабеля. Лампу устанавливают в салоне автомобиля в месте, удобном для наблюдения.
Трансформатор T1 выполнен на магнитопроводе Ш14Х18. Обмотка I состоит из 18 витков провода ПЭВ-2 0,86, намотанных в два провода, а II -из 72 витков провода ПЭЛШО 0,3. Катушка зажигания Т2 - от системы зажигания автомобиля "Запорожец". Стабилитрон V3 укреплен в центре дюралюминиевого пластинчатого радиатора размерами 40х40Х4 мм. Стабилитрон можно заменить цепочкой стабилитронов с суммарным напряжением стабилизации 150 В. Транзистор V2 тоже установлен на таком же радиаторе размерами 50х50Х4 мм.
Для изготовления индикатора необходимы отрезок коаксиального кабеля РК-75-4-12А длиной не более 75 см, отрезок длиной 70-80 мм ферритового стержня Ф600 диаметром 8 мм от магнитной антенны и провод ПЭЛШО 0,3. Кабель 1 с одного из концов разделывают так, как показано на рис. 2,а. Этот конец прикладывают в удобном месте к высоковольтному проводу 2. соединяющему катушку зажигания Т2 с запальной свечой F1, рядом размещают ферритовый стержень 3 и обматывают получившийся пакет одним слоем ПВХ изоляционной ленты. Поверх ленты на всю длину ферритового стержня плотно, виток к витку, в один слой наматывают обмотку 4, концы которой припаивают к коаксиальному кабелю (рис. 2,6). Снаружи обмотку изолируют пятью-шестью слоями изоляционной ленты. На втором конце кабеля распаивают неоновую лампу h2. Металлическую оплетку кабеля надежно соединяют с корпусом автомобиля.
рис. 2
Запальную свечу А7, 5ХСС для установки в отопитель необходимо доработать, как показано на рис. 3. На цилиндрической части диаметром 21 мм корпуса свечи нарезают резьбу. Резьба получается неполной, но достаточной для надежной фиксации ее в том отверстии, куда ввинчивалась резьбовая втулка, крепящая свечу накаливания. Боковой электрод искрового промежутка свечи отгибают, как показано на рисунке. В паз свечи между вновь нарезанной резьбой и шестигранником. "под ключ" перед установкой свечи на отопитель следует намотать два-три .витка асбестового шнура.
рис. 3
Отрицательный вывод системы зажигания соединяют с корпусом автомобиля, а положительный - с проводом, присоединявшимся ранее к свече накаливания.
Порядок включения и эксплуатации отопителя остается прежним, разница состоит лишь в том, что индикатором работы системы служит лампа h2 и отпадает необходимость выдержки времени на разогрев спиралей отопителя.
(РАДИО N 9, 1977 г., c.28)
Комментарии..
- Комментариев нет..
www.rudig.ru