8.2.3.2 Установка распределителя зажигания. Порядок зажигания ауди 80
Audi 80 | Элементы высокого напряжения
Элементы высокого напряжения
Высоковольтные провода
К высоковольтной части системы зажигания относятся наряду с катушкой зажигания
и распределителем – о них уже шла речь – также и высоковольтные провода, наконечники
проводов с помехоподавляющим резистором и, конечно, свечи зажигания.
Толстые соединительные провода, проходящие от катушки зажигания к распределителю
либо от распределителя к свечам зажигания (модели с 6-цилиндровым двигателем
без распределителя), обычно не доставляют никаких хлопот. Они должны быть плотно
вставлены своими наконечниками с помехоподавляющими резисторами (устранение
помех для радио) в гнезда крышки распределителя зажигания. Их штекерные соединения
не должны быть окислены, и у них должен быть хороший контакт с наконечниками
свечей зажигания.
Если высоковольтные провода стали жесткими и ломкими, следует установить новые.
Для 6-цилиндрового двигателя их можно купить в комплекте с обоими штекерами.
Для 4- и 5-цилиндровых двигателей вам нужно приобрести необходимый вам отрез
многопроволочного гибкого медного высоковольтного провода и относящиеся сюда
же латунные клеммы для концов кабеля в магазине запчастей. Сдавить латунные
клеммы на концах кабеля, надеть наконечники свечей зажигания и наконечники с
помехоподавляющими резисторами до фиксации, готово.
Подсказка: «негерметичные» места в
высоковольтных проводах легко можно заметить, если заглянуть ночью при
работающем двигателе в моторный отсек. Тогда хорошо видны искры зажигания,
проскакивающие на кабеле. Слабые световые блики, «пробегающие» по кабелю,
напротив, совершенно безобидны.
Наконечники свечей, наконечники с помехоподавляющими резисторами
В Audi можно применять только определенные наконечники свечей зажигания.
Подходящие наконечники должны иметь собственное сопротивление 4—6 кОм.
То же относится и к наконечникам с помехоподавляющими резисторами, устанавливаемыми
на соединениях распределителя и катушки зажигания. Их собственное сопротивление
должно составлять 0,6—1,4 кОм.
Бегунок распределителя зажигания также должен иметь определенный помехоподавляющий
резистор 0,6—1,4 кОм. Он обозначен надписью «R1».
Подсказка: если двигатель постоянно
или время от времени (при влажной погоде) работает не на всех цилиндрах,
это нередко может быть связано с неисправными наконечниками свечей зажигания.
Там происходит утечка искры через изоляционный материал между металлической
оболочкой и высоковольтным электродом. Иначе по наконечнику свечи в большинстве
случаев нельзя определить, «пробивает» ли он. Для проверки замените наконечник
свечи другим. Помощь в дороге: удалите металлический экран штекера.
Порядок зажигания
Высоковольтные провода распределителя зажигания соединяются со свечами согласно
порядку зажигания. Цифры показывают, к какому цилиндру (метод счета: спереди
назад) должен быть подведен соответствующий провод. Слева изображен 4-цилиндровый
двигатель, справа – 5-цилиндровый.
Для ровной работы двигателя цилиндры, например 4-цилиндрового двигателя, зажигают
не в порядке 1 – 2 – 3 – 4, а в определенном смысле слова беспорядочно. Соответственно
порядку зажигания подведены высоковольтные провода к крышке распределителя зажигания.
Если бегунок распределителя при снятой крышке распределителя и снятой пылезащитной
крышке показывает на отметку на краю корпуса распределителя, значит, цилиндр
1 (тот, который впереди всех остальных по направлению движения) находится в
моменте зажигания. Это отправная точка при надевании проводов.
Порядок зажигания (порядок работы цилиндров) в наших двигателях таков:
6-цилиндровый двигатель: 1 – 4 – 3 – 6 – 2 – 5. Распределитель
отсутствует – порядок подключений проводов высокого напряжения
к пакету катушек зажигания соответствует порядку цилиндров. Пример:
высоковольтный провод от соединения сзади справа ведет к цилиндру
сзади справа.
automn.ru
Audi 80 | Установка момента зажигания
Расположение меток для установки зажигания
1 – метка в.м.т. на шкиве коленчатого вала;
2 – метка опережения зажигания на 10°;
3 – метка опережения зажигания на 5°;
4 – метка опережения зажигания на 0°
Для проверки момента зажигания имеется три метки 2, 3 и 4 на крышке механизма
газораспределения и метка 1 на шкиве коленчатого вала, соответствующая в.м.т.
поршня в первом и четвертом цилиндре при совпадении с меткой 4 на крышке.
Начальные углы опережения зажигания для различных двигателей и применяемых бензинов
указаны в подразделе 14.4.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверить и установить момент зажигания
можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке.
2. Соедините зажим «плюс» стробоскопа с клеммой
«плюс» аккумуляторной батареи, зажим массы – с клеммой «минус» аккумуляторной
батареи, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого
напряжения 1-го цилиндра.
3. Обозначьте мелом для лучшей видимости метку
1 (см. рис. Расположение меток для установки
зажигания) на шкиве коленчатого вала. Запустите двигатель и прогрейте
его, чтобы он работал на минимальных оборотах холостого хода.
4. Направьте мигающий поток света стробоскопа
на шкив и проверьте, соответствует ли положение метки 1 шкива данным
подраздела 14.4.
Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью тоже можно легко проверить установку момента зажигания, действуя как описано в инструкции на стенд.
Регулировка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Для регулировки момента зажигания остановите
двигатель, ослабьте гайку крепления распределителя зажигания и поверните
его на необходимый угол.
2. Для увеличения угла опережения зажигания
корпус распределителя следует повернуть против часовой стрелки, а
для уменьшения – по часовой стрелке.
3. Затем снова проверьте установку момента
зажигания.
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Снятый с двигателя распределитель зажигания
устанавливайте на место в следующем порядке.
2. Снимите крышку с распределителя зажигания,
проверьте и, при необходимости, отрегулируйте зазор между контактами
прерывателя.
3. Поверните коленчатый вал до начала такта
сжатия в первом цилиндре, а затем, продолжая поворачивать коленчатый
вал, совместите метку 1 с меткой 3.
4. Поверните ротор в такое положение, при котором
его наружный контакт будет направлен в сторону контакта первого цилиндра
на крышке распределителя.
5. Удерживая вал распределителя от проворачивания,
вставьте его в гнездо на блоке цилиндров так, чтобы осевая линия,
проходящая через пружинные защелки, была примерно параллельна осевой
линии двигателя.
6. Закрепите распределитель на блоке цилиндров,
установите крышку, присоедините провода, проверьте и отрегулируйте
установку момента зажигания.
automn.ru
Audi 80 | Принцип работы зажигания
Принцип работы зажигания
Если построить диаграмму зависимости угла
опережения от нагрузки и числа оборотов двигателя, то получится так называемая
характеристика зажигания. Чем страннее выглядит ее форма, тем точнее зажигание
согласовано с соответствующей эксплуатационной ситуацией двигателя.
Основной принцип зажигания состоит в том, что ток от аккумуляторной батареи
поступает сначала на первичную обмотку катушки зажигания.
Эта обмотка состоит из нескольких витков толстой проволоки. Под воздействием
электротока вокруг железного сердечника в катушке зажигания возникает мощное
магнитное поле – энергия, поступающая в систему для зажигания.
Если поршень приближается к точке, в которой поступившая и сжатая смесь
должна воспламениться – моменту зажигания, – ток в катушке зажигания прерывается.
Это происходит по команде блока управления в электронном коммутаторе системы
зажигания.
При отключении тока магнитное поле в катушке зажигания прерывается. При
этом происходит следующее: во вторичной обмотке, состоящей из очень большого
количества витков тонкой проволоки, возникает импульс тока высокого напряжения
величиной в несколько десятков тысяч вольт.
Это вторичное напряжение системы зажигания поступает через распределитель
(у моделей с 6-цилиндровым двигателем непосредственно) на ту свечу зажигания,
очередность которой подошла в порядке работы цилиндров двигателя. Смесь воспламеняется,
двигатель проворачивается дальше. Электроцепь замыкается, процесс повторяется.
automn.ru
Audi 80 | Система зажигания
3.3. Система зажигания
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В большинстве модификаций двигателей система зажигания батарейная, бесконтактная.
ДВИГАТЕЛИ 2,0, 2,4 И 2,6 Л
Нумерация цилиндров, направление вращения валика распределителя на двигателях
2,0 и 2,4 л
Порядок работы 1–3–4–2, вращение по часовой
стрелке.
Расположение деталей системы зажигания на двигателе 2,4 л
Порядок работы 1–2–3–4–5–6, распределитель отсутствует.
1. Вид сзади
2. Задняя часть двигателя
3. Передняя часть двигателя
4. Высоковольтные провода свеч
5. Вид сверху
На 24-клапанном двигателе 3,0 и двигателе 3,5 л распределитель зажигания отсутствует, импульсы в катушке формируются процессорным блоком в ответ на сигналы, поступающие с датчиков вращения коленвала, угла поворота заслонки и др.
Датчик вращения коленвала на 24-клапанном двигателе 3,0 л смонтирован под коленвалом
и закрыт крышкой зубчатого ремня.
Датчик вращения на двигателе 3,5 л смонтирован под верхней крышкой зубчатого
ремня левой головки цилиндров.
automn.ru
Audi 80 | Установка распределителя зажигания
8.2.3.2. Установка распределителя зажигания
МОДЕЛИ 1,3 И 1,4 Л С КАРБЮРАТОРОМ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте, что коленчатый вал
двигателя не проворачивался после снятия распределителя зажигания.
В противном случае верните коленчатый вал в исходное положение.
2. Поверните распределитель зажигания
таким образом, чтобы контакт ротора распределителя совместился со
стрелкой или меткой на корпусе распределителя зажигания.
3. В этом положении выступы на муфте
(рисунок слева) привода распределителя зажигания будут установлены
в положение, при котором они установятся в паз (рисунок справа) на
торце распределительного вала.
4. Проверьте состояние уплотнительного
кольца круглого сечения, затем установите распределитель зажигания
на место в корпус распределительного вала.
5. Проверьте, что контакт ротора
расположен на одной линии со стрелкой на корпусе распределителя зажигания
и установите зажим распределителя зажигания.
6. Установите крышку распределителя
зажигания, ввинтите свечи зажигания и подсоедините к ним высоковольтные
провода.
7. Подсоедините вакуумную трубку
к распределителю зажигания.
8. Отрегулируйте угол опережения
зажигания.
МОДЕЛИ 1,6 Л С КАРБЮРАТОРОМ И МОДЕЛИ 1,4, 1,6 И 1,8 Л (18Е) С СИСТЕМОЙ ВПРЫСКА
ТОПЛИВА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Проверьте, что коленчатый вал двигателя
не проворачивался после снятия распределителя зажигания. В противном
случае верните коленчатый вал в исходное положение.
2. Поверните распределитель зажигания таким
образом, чтобы контакт ротора распределителя совместился со стрелкой
или меткой на корпусе распределителя зажигания. В этом положении выступы
на муфте привода распределителя зажигания будут установлены в положение,
при котором они установятся в паз на торце распределительного вала.
3. Проверьте состояние уплотнительного кольца
круглого сечения, затем установите распределитель зажигания на место
в корпус распределительного вала.
4. Проверьте, что контакт ротора расположен
на одной линии со стрелкой на корпусе распределителя зажигания и установите
зажим распределителя зажигания.
5. Установите крышку распределителя зажигания,
ввинтите свечи зажигания и подсоедините к ним высоковольтные провода.
6. Подсоедините вакуумную трубку к распределителю
зажигания.
7. Отрегулируйте угол опережения зажигания.
МОДЕЛИ 1,8 Л (18 SE)
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Смажьте рабочие кромки нового
уплотнительного кольца и установите его в головку блока цилиндров.
При необходимости используйте трубчатую оправку соответствующего диаметра.
2. Установите ступицу ротора,
при этом совместите отверстия под болты с отверстиями во фланце распределительного
вала.
3. Установите ротор и закрепите
его винтами.
4. Установите новое уплотнительное
кольцо круглого сечения в канавку пластикового экрана. Для облегчения
установки пластикового экрана смажьте уплотнительное кольцо чистым
моторным маслом.
5. Установите крышку распределителя
зажигания и закрепите винтами.
МОДЕЛИ 2,0 Л С 8-Ю КЛАПАНАМИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Смажьте рабочие кромки нового уплотнительного
кольца и установите его в головку блока цилиндров. При необходимости
используйте трубчатую оправку соответствующего диаметра.
2. Установите ступицу ротора, при этом совместите
отверстия под болты с отверстиями во фланце распределительного вала.
3. Установите ротор и закрепите его винтами.
4. Установите новое уплотнительное кольцо круглого
сечения в канавку пластикового экрана.
5. Для облегчения установки пластикового экрана
смажьте уплотнительное кольцо чистым моторным маслом.
МОДЕЛИ 2,0 Л С 16-Ю КЛАПАНАМИ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Установка производится в последовательности,
обратной снятию.
2. При необходимости замените уплотнительное
кольцо.
3. Ротор распределителя зажигания можно установить
только в одном положении.
automn.ru
Audi 80 | Диагностика системы зажигания
Диагностика системы зажигания
«Отключение» зажигания путем разъединения штекеров (стрелки) на электронных
коммутаторах катушек зажигания, слева на примере моделей с 4- и 5-цилиндровыми
двигателями, справа на примере 6-цилиндрового двигателя.
На иллюстрации показан пакет катушек зажигания
6-цилиндровых двигателей при снятой защите двигателя. Цифры на высоковольтных
разъемах указывают, к какому цилиндру какой провод следует вести.
На иллюстрации показана проверка системы
зажигания на искрообразование. В целях безопасности свечу следует электрически
соединить с двигателем посредством вспомогательного кабеля, что здесь
не показано ради лучшей наглядности.
На фотографии изображена катушка зажигания моделей, оснащенных 4- и 5-цилиндровыми
двигателями, с правильными обозначениями клемм. Рисунок показывает расположение
контактов соединительного штекера у электронного коммутатора (важно при проверках).
Некоторые модели с 4-цилиндровыми двигателями
оснащены подобными трансформаторами высокого напряжения. Катушка зажигания
и электронный коммутатор объединены здесь в одном корпусе. И в этом случае
у подсоединений указаны соотвествующие обозначения клемм, причем клеммы
1 и 15 становятся доступными только после открытия небольшой крышечки.
На иллюстрации также виден трехполюсный штекер.
Электронный коммутатор (стрелка) катушек зажигания 6-цилиндрового двигателя
расположен у задней стенки моторного отсека. Рисунок показывает схему расположения
контактов 4-полюсного штекера. Расположение контактов 3-полюсного штекера соответствует
показанному на рисунке слева вверху (4- и 5-цилиндровые двигатели).
Кто хочет найти неисправность в системе зажигания, должен действовать систематически.
Обычной проверкой вторичного напряжения можно выяснить, создается
ли вообще воспламеняющая искра.
Снабжение питанием систем зажигания и впрыска проходит через
предохранители 13, 21, 25, 27, 28 и 32 (в зависимости от типа
двигателя). При отказе системы зажигания следует проверить эти
предохранители (глава Кузовная электросистема).
Точная визуальная проверка системы зажигания помогает обнаружить
наиболее частые причины отказов (неисправные провода и штекеры,
электрические пробои).
Только теперь следует один за другим проверить катушку зажигания,
датчик Холла или датчик частоты вращения либо датчик момента зажигания.
Если это все не привело к успеху, нужно опросить память накопителя
неисправностей (в мастерской).
Проверка наличия вторичного напряжения
Непосредственно вначале мы проверяем, дает ли система зажигания воспламеняющую
искру:
Отсоединить высоковольтный провод от свечи зажигания, выкрутить
свечу.
Снова надеть провод на свечу и положить ее на блок цилиндров
таким образом, чтобы у нее был надежный контакт с «массой» (корпусом).
Еще лучше – создайте электрическую цепь, соединив с двигателем
резьбу свечи зажигания посредством вспомогательного кабеля для
«прикуривания».
Попросите помощника провернуть двигатель стартером.
Если происходит мощное искровое перекрытие на электрод свечи,
значит, ток в системе зажигания имеется. Возможно, неправильно
установлена основная регулировка зажигания (см. соответствующий
раздел в этой главе).
Если искрообразования не происходит, повторите проверку со
свечой другого цилиндра. В том случае, если и там искрообразование
отсутствует, следует полностью проверить всю систему зажигания.
Визуальная проверка системы зажигания
Плотно ли закреплены все клеммы и штекерные контакты на катушке
зажигания, блоке управления электронной системой зажигания либо
блоке управления зажиганием и впрыском и на распределителе зажигания?
Не отошел ли какой-нибудь контакт в многоконтактном штекере?
Не вытекла ли из катушки зажигания заливочная масса? В этом
случае она, вероятно, неисправна.
Нет ли на корпусе катушки зажигания трещин или следов нагара
от пробоев искры?
Дополнительно проверьте, надежно ли припаяны основные кабели
и высоковольтные провода и цела ли их изоляция. Современные системы
зажигания из-за высокого вторичного напряжения более чувствительны
к пробоям искры и утечкам тока.
Есть ли повреждения на крышке распределителя? Обратите внимание
прежде всего на внутреннюю сторону!
Все ли детали системы зажигания чистые и сухие? Влажная грязь
способствует возникновению электрических пробоев.
Подсказка: при проведении описанных
ниже проверок следите за тем, чтобы подключать и отключать измерительные
и контрольные приборы только при выключенном зажигании.
В порядке ли питание системы зажигания?
Наряду с полным отказом системы зажигания из-за отсутствующего питания слишком
слабое напряжение тоже может вызвать серьезные неполадки в работе! Поэтому для
проверки следует пользоваться вольтметром.
В порядке ли предохранители?
Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями: разъединить штекеры
на электронном коммутаторе рядом с катушкой зажигания.
Подсоединить измерительный прибор к разъединенному штекеру
между контактом 1 (клемма 15) и контактом 3 («масса»).
Включить зажигание.
Вольметр должен показывать минимум 11,5 В.
Если прибор не показывает совсем никакого напряжения или слишком
слабое, значит, причина в проводке к замку зажигания.
То же самое можно сказать о штекере в автомобиле, оборудованном
так называемым трансформатором высокого напряжения.
Модели с 4-цилиндровыми двигателями: провести такой же замер
у черно-синего провода блока управления системой Motronic либо
Digifant.
Модели с 5-цилиндровым двигателем: провести такой же замер
у черно-синего провода блока управления полностью электронной
системой зажигания.
И в этих местах показатель должен составлять минимум 11,5 В.
Модели с 6-цилиндровым двигателем: разъединить штекерное соединение
белого цвета у задней стенки моторного отсека (снабжение питанием
катушек зажигания), подключить измерительный прибор между каждым
из трех разъемов клеммы 15 в верхней части штекерного соединения
и «массой».
Включить зажигание.
Каждый замер должен показать минимум 11,5 В.
Если прибор не показывает совсем никакого напряжения или слишком
слабое, значит, причина в проводке к замку зажигания.
Провести такой же замер у черно-зеленого кабеля блока управления
системой MPI/MPFI.
И здесь показатель должен составлять минимум 11,5 В.
Причины неисправностей
Непременное условие: аккумуляторная батарея заряжена, предохранители
в порядке.
Неисправен замок зажигания (глава Приборы
и вспомогательные устройства).
Разрыв в проводке между замком зажигания и центральным коммутатором и между
центральным коммутатором и катушкой(ами) зажигания либо между
центральным коммутатором и блоком управления. Проверить прохождение
проводов и штекеры на основании электросхем.
Проверка катушки зажигания
Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями
Визуальная проверка катушки зажигания уже проводилась.
Для проверки сопротивления при выключенном зажигании отсоединить
все провода от катушки зажигания. Мы замеряем первичную и вторичную
обмотку.
Замерить точным омметром сопротивление между клеммами катушки
зажигания 1/- и 15/+.
Нормативное сопротивление: 0,5 – 1,5 Ом.
Следующий замер между клеммами 1/- и 4.
Здесь омметр должен показывать 5—9 кОм.
Если названные показатели не достигнуты, следует заменить катушку
зажигания.
С помощью этих замеров нельзя определить короткое замыкание
между обмотками. Поэтому, если, несмотря на полученные хорошие
результаты, вы все равно считаете катушку зажигания причиной неполадок,
необходимо отдать снятую катушку зажигания в мастерскую по автоэлектросистемам
для перепроверки.
Проверка электронного коммутатора
Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями
Нельзя проверить на функционирование только отдельно взятый электронный коммутатор,
расположенный рядом с катушкой зажигания. Поэтому следует действовать следующим
образом:
Проверка управления: разъединить штекеры на электронном коммутаторе
рядом с катушкой зажигания.
Подсоединить вольтметр к разъемам между контактом 2 (управление)
и контактом 3 («масса»).
Провернуть двигатель стартером.
Вольтметр должен показывать минимум 2 В.
Проверить снабжение системы зажигания питанием по уже описанной
схеме.
Проверить катушку зажигания, см. следующий раздел.
Если в системе зажигания отсутствует искрообразование, несмотря
на то, что три названных проверки не выявили никаких неисправностей,
значит, дефектен электронный коммутатор. В этом случае нужно заменить
электронный коммутатор в комплекте с катушкой зажигания.
Трансформатор высокого напряжения
Модели с 4-цилиндровым двигателем
В некоторых 4-цилиндровых моделях катушка зажигания и электронный коммутатор
собраны в один узел (транформатором высокого напряжения). Соединения от клеммы
1 и 15 катушки зажигания расположены под защитной крышкой. Соединение на «массу»
(корпус) проходит непосредственно через корпус. По своему образу действия расположение
соответствует катушке зажигания с электронным коммутатором.
Проверка трансформатора высокого напряжения
Визуальная проверка уже проведена.
Для проверки сопротивления при выключенном зажигании разъединить
трехштырьковый штекер и основной высоковольный провод трансформатора.
Мы измеряем первичную и вторичную обмотку элемента с катушкой.
Измерить сопротивление между клеммами трансформатора высокого
напряжения 1/- и 15/+.
Нормативный показатель: 0,5–0,7 Ом.
Следующий замер между клеммами 15 и 4.
Нормативные показатели: 3–4 кОм.
Если указанные показатели не достигнуты, следует заменить трансформатор.
При помощи этих замеров нельзя распознать короткого замыкания
между обмотками. Поэтому, если, несмотря на полученные хорошие
результаты, вы все равно считаете трансформатор высокого напряжения
причиной неполадок, необходимо отдать снятый трансформатор в мастерскую
по автоэлектросистемам для перепроверки.
Для проверки напряжения вам потребуется вольтметр, а также
вспомогательные кабели с испытательными щупами.
Присоединить измерительный кабель к обоим внешним контактам
трехштырькового штекера трансформатора высокого напряжения.
Включить зажигание, вольтметр должен показывать примерно 12
В. Если напряжение отсутствует, нужно искать разрыв кабеля в положительной
или отрицательной проводке.
Выключить зажигание.
Проверка импульсов: отсоединить наконечники проводов от впрыскной
форсунки либо от пускового топливного клапана и от держателя кабелей
впрыскных форсунок.
Подсоединить светодиодный вольтметр посредством вспомогательных
кабелей и испытательных щупов к контактам 2 и 3 штекера трансформатора.
Попросить помощника привести стартер.
Светодиоды должны замерцать. Если нет, значит, причина в датчике
Холла либо неисправен блок управления системы впрыска Mono-Motronic
или Digifant.
Выключить зажигание.
Проверка катушек зажигания
Модели с 6-цилиндровыми двигателями
Визуальная проверка катушек зажигания уже проводилась.
Для проверки сопротивления следует отсоединить все высоковольтные
провода от катушек зажигания. Проверяем вторичную обмотку катушек.
Замерить точным омметром сопротивление между гнездами высоковольтных
проводов системы зажигания первого и шестого цилиндров (первая
катушка).
Нормативный показатель: 9—14 кОм.
Такой же замер произвести между гнездами высоковольтных проводов
второго и четвертого цилиндров, а также гнездами проводов третьего
и пятого цилиндров (вторая и третья катушки).
Если все в порядке, на очереди проверка вторичной обмотки катушек.
Отсоединить штекерное соединение белого цвета возле задней
стенки моторного отсека (питание катушек зажигания), подсоединить
измерительный прибор по выбору к одному из трех контактов клеммы
15 в верхней части штекерного соединения.
Разъединить трехполюсный штекер электронного коммутатора (также
возле задней стенки моторного отсека), подключить второй провод
омметра по очереди ко всем трем клеммам в штекере.
Нормативный показатель: при всех трех измерениях должны быть
получены 0,5—1,0 Ом.
Если это не так, следует заменить пакет катушек зажигания.
Проверка электронного коммутатора
Модели с 6-цилиндровым двигателем
Снять штекеры со всех шести впрыскных форсунок.
Отсоединить 4-полюсный штекер электронного коммутатора (возле
задней стенки моторного отсека).
Подключить светодиодный вольтметр к «массе».
Свободный провод вольтметра подсоединять по очереди к контактам
1, 3 и 4 разъединенного штекера.
Помощник каждый раз при этом проворачивает двигатель стартером.
Светодиодный вольтметр должен вспыхивать при всех трех замерах,
в противном случае следует проверить управление либо заменить
электронный коммутатор.
Проверка датчика Холла
Модели с 4- и 5-цилиндровыми двигателями
Отсоединить штекеры электронного коммутатора рядом с катушкой
зажигания.
Стянуть резиновый колпачок штекера датчика Холла (сбоку у распределителя
зажигания) при подсоединенном штекере – для того чтобы стали доступны
контакты штекера.
Подсоединить вольтметр к клемме 2 (фиолетовый провод) и 3 (фиолетово-коричневый
провод) штекера.
Включить зажигание и медленно провернуть двигатель рукой, для
того чтобы провернулась перфорированная диафрагма (триггер) распределителя,
вошла в датчик Холла и вышла из него.
Следить за измерительным прибором: он должен показывать 0—0,5
В, если диафрагма находится вне датчика Холла. Когда диафрагма
находится внутри датчика Холла, показатель должен составлять минимум
4 В.
Если нет никаких импульсов, значит, следует проверить питание
датчика Холла:
Отсоединить штекеры от распределителя и подключить вольтметр
к обоим внешним контактам штекера.
Включить зажигание, вольтметр должен теперь показывать минимум
9 В.
В противном случае неисправны блок управления или проводка.
Проверка датчика Холла
Модели с 6-цилиндровым двигателем
Штепсельные соединения сзади в середине моторного отсека
у модели с 6-цилиндровым двигателем
Отсоединить все штекеры впрыскных форсунок.
Стянуть резиновый колпачок штекера позади датчика Холла (штекер
остается подсоединенным).
Проверить светодиодным вольтметром наличие напряжения при включенном
зажигании между клеммами 1 и 3 штекера (на штекере клеммы обозначены).
Если нет напряжения — проверить проводку.
Подключить светодиодный вольтметр между клеммами 2 и 3.
Попросить помощника провернуть двигатель стартером.
Светодиодный вольтметр должен замигать, в этом случае датчик
Холла в порядке.
Подсказка: при неисправности датчика
Холла вовсе необязательно менять весь распределитель. Датчик Холла можно
приобрести отдельно.
Проверка датчика частоты вращения вала двигателя
Модели с 6-цилиндровыми двигателями
На рисунке показано расположение контактов
штекера датчика частоты вращения вала двигателя и момента зажигания.
Датчик частоты вращения расположен над зубчатым венцом маховика. Его штекерное
соединение направлено вверх к держателю штекера на задней стенке моторного отсека,
так что вовсе не нужно проводить измерения под автомобилем.
Проверить прохождение провода от датчика к держателю на задней
стенке моторного отсека, проверить надежность штекерного соединения
и изоляцию на проводах.
Электрическая проверка с точным омметром.
Отсоединить черное трехполюсное штекерное соединение и подключить
омметр к датчику между контактами 1 и 2.
Омметр должен показывать 1 кОм, в противном случае датчик неисправен.
Третий контакт – это экранирование кабеля.
Подключить омметр для проверки экранирования теперь между контактами
1 и 3, а также между контактами 2 и 3.
Омметр должен показывать
Ом, в противном случае датчик неисправен.
Подсказка: дальнейшая проверка – это
снятие датчика и очистка его торцевой стороны. Грязь или замасливание
на этом месте мешают работе. Учтите: никогда не снимайте держатель датчика,
а только сам датчик. Если крепления датчика были ослаблены, его нужно
заново регулировать в мастерской специальным инструментом.
Проверка датчика момента зажигания
Модели с 6-цилиндровым двигателем
Датчик момента зажигания установлен слева сзади непосредственно в блоке цилиндров.
Проверять его следует через серое трехполюсное штекерное соединение на задней
стенке моторного отсека.
Собственно проверка аналогична проверке датчика частоты вращения вала двигателя,
которая описана в предыдущем разделе.
Проверка блока управления
Для блока управления (электронной системы зажигания либо системы зажигания
и впрыска) не существует никакого метода проверки в обычном смысле этого слова.
Однако причину неисправности вы можете найти после опроса памяти накопителя
неисправностей (раздел Регулярное техобслуживание). Блок
управления электронной системы зажигания расположен под правой обшивкой ножного
пространства переднего пассажира. Для снятия нужно вывернуть крепежные винты
и оттянуть обшивку вниз.
automn.ru
Audi 80 | Обслуживание распределителя зажигания
Обслуживание распределителя зажигания
Снятие и установка
Снятие
Отсоедините отрицательный провод от батареи.
Снимите крышку распределителя в сборе с ВВ проводами.
Отсоедините от распределителя электропроводку и вакуумный шланг корректора зажигания.
Проверните двигатель по часовой стрелке таким образом, чтобы бегунок повернулся носиком в сторону расположения клеммы свечного провода первого цилиндра. Удостоверьтесь в совмещении распределительных меток на двигателе.
Пометьте положение корпуса распределителя по отношению к головке цилиндров, затем отдайте крепежный болт и снимите распределитель. Постарайтесь запомнить в каком направлении провернулся бегунок и зафиксируйте его конечное положение.
Установка
Установка производится в обратном порядке.
Проверьте состояние уплотнительного кольца (колец) распределителя, замените дефектные.
Если двигатель проворачивался после извлечения распределителя, поворотом коленчатого вала приведите поршень первого цилиндра в положение, близкое к положению ВМТ конца такта сжатия, затем добейтесь совмещения метки ВМТ коленчатого вала с нулевой отметкой распределительной шкалы на крышке привода газораспределительного механизма.
Если вывернуть свечу зажигания первого цилиндра и зажать свечное отверстие пальцем, то при приближении поршня к положению ВМТ конца такта сжатия появится отчетливое ощущение давления.
Если двигатель не проворачивался, установите бегунок в исходное положение (которое он занял после из извлечения из двигателя) и установите распределитель в головку цилиндров, добиваясь совмещения посадочных меток. Вверните крепежный болт.
Подсоедините к распределителю электропроводку и вакуумный шланг и выполните установку угла опережения зажигания.
Разборка
Модели 3.0 л
Отдайте крепежный винт и снимите бегунок. Снимите экран ограничителя оборотов и уплотнительные кольца (см. сопроводительную иллюстрацию).
Отсоедините электропроводку от блока управления. Отдайте крепежные винты и извлеките из распределителя жгут проводов.
Отдайте крепежные винты и снимите статор и магнит (внутренние компоненты распределителя показаны на сопроводительной иллюстрации).
Поддев двумя отвертками, снимите ротор датчика зажигания с вала, извлеките цилиндрический штифт. Запомните установочное положение ротора.
Отдайте оставшиеся винты крепления блока вакуум-корректора. Снимите Е-образный зажим и снимите блок с распределителя.
Отдайте крепежные винты и снимите с распределителя пластину основания.
Поддерживая приводную шестерню распределителя, отдайте винт крепления вала ротора датчика зажигания. Извлеките вал из корпуса распределителя.
Пометьте установочные положения пружин и грузиков корректора опережения зажигания.
Отсоедините и снимите пружины.
Снимите Е-образные зажимы и снимите грузики корректора.
Модели 4.2 л
Компоненты распределителя
Отдайте крепежные винты и снимите бегунок с вала распределителя. Снимите экран переключения ограничителя оборотов и уплотнительные кольца.
Отдайте крепежные винты и снимите с распределителя жгут проводов.
Отдайте оставшиеся крепежные и снимите сборку контактов прерывателя с распределителя.
Отдайте крепежные винты и снимите с распределителя провод заземления.
Отдайте оставшиеся винты крепления блока вакуум-корректора. Снимите Е-образный зажим и извлеките вакуум-корректор из распределителя.
Отдайте крепежные винты и снимите пластину основания с распределителя.
Поддерживая приводную шестерню, отдайте винт крепления кулачка. Извлеките кулачок из корпуса распределителя.
Пометьте установочные положения пружин и грузиков корректора опережения зажигания.
Отсоедините и снимите пружины.
Снимите Е-образные зажимы и снимите грузики корректора.
Чистка и проверка состояния
Тщательно промойте все компоненты, за исключением электрических узлов и блока вакуумного корректора опережения зажигания, в подходящем растворителе.
Оцените степень износа нижнего вала и корпуса распределителя. В случае необходимости произведите замену.
Проверьте кулачок, грузики и пружины на наличие признаков износа и повреждений. В случае необходимости произведите замену.
Проверьте на износ и повреждения пластину основания. В случае необходимости замените.
На моделях 4.2 л проверьте контакты прерывателя на наличие признаков износа и каверн. В случае необходимости произведите замену.
При установке новой сборки контактов прерывателя обязательно заменяйте также конденсатор.
Проверьте крышку распределителя, бегунок и экран ограничителя оборотов на наличие трещин, угольных дорожек, прогаров и следов коррозии клемм.
Оцените степень износа центрального уголька. Измерьте величину его выступания.
Проверьте блок вакуум-корректора на наличие признаков утечек через диафрагму, для чего надавите на соединительную тягу, прижмите палец к всасывающей трубке, затем отпустите тягу. Разрежение под пальцем должно удерживаться в течение как минимум 30 секунд.
Проверьте состояние уплотнительных колец, замените дефектные.
Оцените степень износа приводной шестерни.
Сборка
Модели 3.0 л
Сборка выполняется в порядке, обратном порядку демонтажа.
Умеренно смажьте высокотемпературной смазкой оси грузиков, пружины и тяги вакуумного корректора опережения зажигания.
Установите грузики и пружины в соответствии с нанесенными в процессе демонтажа метками. Зафиксируйте их Е-образными зажимами.