Дорожная полоса это
Сколько полос движения на конкретной дороге? Штрафы за движение не по полосам.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье я хочу рассказать Вам о том, каким образом можно определить количество полос на конкретной дороге. Хотя на первый взгляд ответ на вопрос "сколько полос движения на дороге" найти достаточно просто, это не всегда так. Существует множество ситуации, в которых приходится поломать голову над правильным решением.
Кроме того, если водитель не смог правильно определить количество полос движения, он может быть наказан административным штрафом, а в некоторых случаях и лишением прав. Эта ситуация также будет рассмотрена в статье.
Задача подсчета количества полос на дороге особенно остро встает в зимний период, когда разметка на дорогах либо окончательно стерлась, либо просто-напросто занесена снегом. Эта ситуация, пожалуй, самая сложная, и она будет рассмотрена в конце этой статье. А начать предлагаю с самого простого.
Определение количества полос при наличии разметки для каждой из полос
Самой простая ситуация, в которой думать вообще не нужно, возникает тогда, когда на дороге каждая полоса выделена соответствующей разметкой. Для этого может применяться один из трех видов разметки:
1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
1.5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
1.6 - предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;
Из трех видов разметки пересекать запрещается только разметку 1.1. В приведенной ситуации определить количество полос на дороге очень просто - нужно просто их посчитать.
Определение количества полос при наличии только разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений
Если на дороге присутствует лишь одна линия разметки - разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, то определить количество полос движения становится несколько сложнее.
Рассмотрим несколько возможных ситуаций:
1. Одинарная сплошная или прерывистая линия разметки в середине дороги
1.1 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
1.5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;
Линии разметки 1.1 и 1.5 разделяют транспортные потоки противоположных направлений только на дорогах, имеющих 2 или 3 полосы.
Если в середине дороги нанесена разметка 1.1, то такая дорога, независимо от ширины полос, является двухполосной. Это справедливо даже в том случае, когда в каждую сторону могут двигаться одновременно несколько автомобилей.
2. Двойная сплошная линия разметки в середине дороги
1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами - при ширине полос более 3,75 м;
Двойная сплошная линия разметки наносится только на широких дорогах:
- имеющих 4 или более полос движения;
- имеющих 2 или 3 широкие полосы (шире 3,75 метра).
Сколько полос на дороге при наличии знаков 5.15?
При наличии дорожных знаков 5.15 количество полос на дороге определить также достаточно просто. Достаточно посчитать количество полос на соответствующих знаках:
5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
5.15.7 "Направление движения по полосам".
Если на знаке 5.15.7 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.
Знаки 5.15.7 с соответствующим числом стрелок могут применяться на дорогах с четырьмя и более полосами.
5.15.8 "Число полос". Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.
Возможно, у Вас возник вопрос по поводу того, как определить количество полос на дороге, на которой нанесена разметка и есть знаки "Движение по полосам". Причем значения знаков и разметки противоречат друг другу.
В данном случае нужно руководствоваться значением дорожных знаков, т.е. дорожные знаки имеют приоритет над разметкой:
В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Сколько полос движения на дороге без разметки?
В том случае, если на дороге нет ни разметки, ни дорожных знаков, определить количество полос можно воспользовавшись пунктом 9.1 правил дорожного движения:
9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Основные моменты, на которые следует обратить внимание:
1. Половина ширины проезжей части, расположенная слева, является стороной, предназначенной для встречного движения.
2. На своей половине проезжей части водители вольны самостоятельно определять количество полос движения.
Отмечу, что дорога без дорожных знаков и разметки не может являться 3-х полосной дорогой, даже если ширина проезжей части позволяет разместить на ней 3 автомобиля. На такой дороге количество полос всегда четно, т.е. может быть 2, 4, 6, 8 и т.д. полос и не может быть 3, 5, 7 и т.д.
По поводу того, как определить количество полос движения на своей половине проезжей части никаких комментариев в правилах дорожного движения не дается, поэтому можно это сделать так, как Вы считаете нужным.
Алгоритм определения количества полос
Чтобы расставить все точки над i приведу алгоритм определения количества полос, который позволит Вам всегда правильно определять количество полос движения:
1. Ищем на дороге знаки 5.15. Если они есть, то определяем количество полос по ним.
2. Ищем на дороге горизонтальную разметку. Определяем количество полос по ней.
3. Определяем количество полос самостоятельно, учитывая тот факт, что левая половина проезжей части предназначена для встречного движения.
Штрафы за движение не по полосам
Рассмотрим штрафы, которые могут быть наложены на водителя автомобиля, при нарушении правил расположения на проезжей части:
1. Движение не по полосам движения, а по разделяющей их разметке наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей:
Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Перестроение в соседнюю полосу без использования сигнала поворота наказывается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей:
Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Выезд на встречную полосу для объезда препятствия - штраф 1000 - 1500 рублей, для обгона - 5 000 рублей или лишение прав на 4 - 6 месяцев (при повторном нарушении - лишение прав на 1 год).
После изучения этой статьи Вы можете без проблем определить количество полос движения на любой дороге, и Ваш автомобиль всегда будет правильно расположен на проезжей части.
Удачи на дорогах!
pddmaster.ru
Какой должна быть минимальная ширина полосы движения?
Для водителя ширина полосы движения имеет значение фактически только в том случае, когда возникает спор с ГИБДД. Сегодня мы рассмотрим основные положения законов и негласные прецеденты судебной практики, чтобы понять основные сложности определения ширины полосы движения. В особенности этот вопрос становится сложным, когда на дороге нет разметки, а также отсутствуют дорожные знаки разделения по полосам. В таком случае выездом на полосу встречного движения может считаться любой маневр или даже сама суть езды по такой дороге. Так что в общении с сотрудниками ГИБДД можно получить неприятные последствия. Впрочем, для таких случаев рекомендуется возить на лобовом стеке регистратор, видео с которого и станет основным источником данных для суда.
Сегодня в положениях правил отсутствуют четкие понятия ширины полосы дорожного движения, в особенности в тех случаях, когда дорога не разделена разметкой. Даже при наличии такого разделения зачастую трудно определить адекватность ширины полос. Служба, наносящая разметку, руководствуется несколькими документами, но они носят рекомендательный характер. Об особенности разделения на полосы дороги без разметки, но с двухсторонним движением, вы поговорим несколько ниже. Для начала постараемся разобраться с понятием ширины полосы движения, а также причинам, по которым этот вопрос может тревожить водителя.
Определение ширины полосы движения в России
Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:
- дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия - не определяется, ширина может быть любой;
- улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
- улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
- междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
- дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
- автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
- любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.
Такие требования должны соблюдаться, в первую очередь, при строительстве дорог, а также при нанесении дорожной разметки. На деле службы руководствуют другими значениями. К примеру, есть дорога, которую нужно оснастить разметкой. На ней будут выделены три полосы движения, значит дорога делится условно на три равные части и выполняется разметка в соответствии с таким математическим вычислением. На деле такой подход часто оказывается недейственным, так как на многих дорогах первая полоса вполне может быть и уже в силу стоянки на ней постоянно большого количества транспортных средств. Вот такие тонкости в российском законодательстве имеет ширина полосы дорожного движения.
Главные особенности полос дорожного движения на дорогах без разметки
Если вы выехали на дорогу, на которой нет никакой разметки, не думайте, что ее так вообще не должно быть. Вполне возможно, что где-то на самом въезде на такую дорогу вас будет поджидать знак движения по полосам или другое свидетельство того, что разметка на дороге должна бы присутствовать. Именно поэтому в большинстве случаев не стоит верить отсутствию разметки, считая, что перед вами всего одна полоса дорожного движения. Впрочем, правила определяют такую ситуацию и дают определенное руководство для водителей в таких непростых вариантах движения. Когда в следующий раз попадете на подобную дорогу, придерживайтесь правил и рекомендаций:
- водитель обязан самостоятельно определить комфортную ширину дорожной полосы при отсутствии разметки;
- двигаться в России необходимо ближе к правому краю дорожного полотна, несмотря на то, какая дорогая перед вами находится;
- необходимо руководствоваться присутствующими на дороге знаками, а также фрагментами дорожной разметки;
- за нарушение в виде выезда на встречную полосу движения вполне может быть наложен штраф даже при отсутствии разметки;
- общение с ГИБДД на таких дорогах приносит больше всего неприятностей и дискомфорта для водителя;
- автомобилисты зачастую теряются в таких ситуациях и совершают необдуманные поступки;
- на перекрестках без разметки и дорожных знаков следует помнить о правиле «помехи справа», а также преимуществе асфальтированной дороги.
В наших правилах присутствует множество пунктов, которые можно трактовать так, как вам это будет удобно делать. Но трактовать их на свое усмотрение позволено и полиции, и суду, так что в случае возникновения спорного момента придется потратить немало усилий, чтобы доказать свою точку зрения. Стоит сказать, что в большинстве случаев водителям не удается доказать свою правоту при вынесении даже несправедливого обвинения. Существует целый ряд тонкостей в работе судовой системы в РФ, связанных с определением нарушения правил дорожного движения и вынесением приговора по данному проступку. Сегодня мы рассмотрим некоторые особенности судебной защиты при отсутствии предписываемых нарушений, связанных с шириной полосы движения.
Что делать на судебном слушании при разборе нарушения?
Если вы хотите доказать свою невиновность в предписываемом вам нарушении, к суду придется подготовиться заранее, заручившись поддержкой человека, который в этом процессе имеет какой-нибудь опыт. Адвокат сможет скомпоновать все имеющиеся факты и выстроить защиту таким образом, что вам выпишут штраф по минимальной границе, а также не смогут лишить прав. В лучшем случае из зала суда вы выйдете очищенным от любых обвинений. Специфика нарушений, связанных с шириной полосы дорожного движения, для адвокатов довольно проста. В правилах есть отдельные зацепки, позволяющие выиграть это дело без особых сложностей. Упростят процесс такие факторы:
- уверенность водителя в том, что он не нарушал правила дорожного движения;
- полное осознание всех требований закона в отношении водителя;
- наличие свидетелей, которые подтвердят отсутствие нарушений и раскроют картину случая;
- наличие записей с видеорегистратора и прочих возможных доказательств вашей невиновности;
- упоминание ситуаций, которые вынудили водителя выехать на полосу встречного движения;
- указание особенностей дороги, ее непригодности для движения транспортных средств и так далее.
Все эти особенности позволят вам, как минимум, смягчить наказание за совершенное нарушение. Прецеденты, которые особо не разглашаются органами судебной власти, говорят о том, что дела подобного рода в большинстве случаев водители выигрывают. Поэтому намного лучше использовать профессиональную подготовку к суду, чем проиграть дело и лишиться прав. Также водители часто рассказывают о том, как инспекторы ГИБДД вынуждают выезжать на полосу встречного движения, интерпретируя все как нарушение. В данном случае вам поможет любая фиксация или наличие в машине свидетелей. В ином случае доказать свою невиновность будет достаточно сложно. На большинстве автодорог России разметка сделана не слишком разумно, как на следующем видео:
Подводим итоги
Сегодня в России законы действуют достаточно сложно. Многие судебные заседания по нарушению правил дорожного движения заканчиваются несправедливо, что вынуждает водителей отказаться от использования автомобильных транспортных средств на время лишения водительского удостоверения. В последние годы ситуация с беспределом ГИБДД на дорогах значительно улучшилась, новые правила общения с сотрудниками инспекции, а также ужесточенные требования по обязанностям полиции стали важным моментом снижения накаленности отношений водителей и ГИБДД. Но определенные спорные ситуации остаются.
Если бы в нашей стране следили за качеством дорог, обеспечением знаками и дорожной разметкой всех участков движения, спорных ситуаций возникало бы намного меньше. При возникновении подобной спорной ситуации в вашей водительской практике, не спешите отчаиваться, обратитесь к адвокату и сохраните ваши права. Скорее всего, неправомерные требования полиции будут отменены в суде, если вы правильно подготовитесь к защите своих прав. А на вашем опыте были выигранные в суде дела против ГИБДД?
avto-flot.ru
Новая горизонтальная разметка с 12 июля 2017 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про изменения правил дорожного движения, вступающие в силу 12 июля 2017 года. Напомню, что в предшествующей статье речь шла про обновленные правила перевозки детей в автомобилях.
Сегодня будут рассмотрены не менее важные изменения. Во-первых, в правилах полностью обновлен раздел с горизонтальной дорожной разметкой. Во-вторых, введено новое правило расположения автомобилей на проезжей части. Рассмотрим указанные нововведения подробнее.
Новая горизонтальная разметка в ПДД
Еще раз подчеркну, что раздел "Горизонтальная разметка" в правилах дорожного движения полностью заменен на новый. Тем не менее это не означает, что в России будет применяться какая-то другая дорожная разметка. В целом линии разметки остались прежними, однако несколько важных изменений все-таки есть.
Разметка для обозначения края проезжей части
1.2.1 (сплошная линия) - обозначает край проезжей части;
1.2.2 (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;
1.2 - обозначает край проезжей части;
Обратите внимание, прерывистая разметка 1.2.2 исключена из текста правил дорожного движения. Начиная с 12 июля 2017 года для обозначения края проезжей части может использоваться только сплошная линия разметки. Также у данной сплошной разметки изменился номер. Вместо 1.2.1 теперь она называется разметкой 1.2.
Разметка для разделения противоположных направлений движения
Еще одно важное изменение затронуло линию разметки 1.3 (двойную сплошную):
1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
1.3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах с четырьмя и более полосами для движения в обоих направлениях, с двумя или тремя полосами - при ширине полос более 3,75 м;
Обратите внимание, теперь двойная сплошная разметка может применяться:
- На дорогах с четырьмя полосами и более (как и раньше).
- На дорогах с двумя или тремя полосами (если ширина полос больше 3,75 м).
Ранее двойная сплошная разметка позволяла однозначно понять, что Вы находитесь на четырехполосной (или более) дороге, теперь же сделать этого не получится.
С какой целью двойная сплошная линия будет использоваться на двухполосных и трехполосных дорогах остается непонятным. Если у Вас есть какие-то предположения, напишите их в комментариях к статье.
Исключение разметки для зоны парковки
1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) - обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Применяется для разметки зоны парковки;
1.7 - обозначает полосы движения в пределах перекрестка;
Напомню, разметка 1.7 могла применять для разметки парковки начиная с 15 апреля 2015 года. Судя по всему нововведение не прижилось и данный пункт исключается из ПДД.
Исключение разметки "стоп-линия" и "зебра"
1.12 (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);
1.14.1, 1.14.2 ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
1.12 - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора(регулировщика);
1.14.1, 1.14.2 - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;
Обратите внимание, линии разметки 1.12, 1.14.1 и 1.14.2 потеряли собственные названия "стоп-линия" и "зебра". Теперь для обозначения данных линий разметки можно использовать только их номера.
Более подробные описания дорожных знаков
Еще одно полезное изменение - более подробные описания для линий разметки 1.16.1 - 1.16.3 и 1.24.1 - 1.24.4:
1.16.1 - 1.16.3 - обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;
1.16.1 - обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений;
1.16.2 - обозначает островки, разделяющие транспортные потоки одного направления;
1.16.3 - обозначает островки в местах слияния транспортных потоков;
Обратите внимание, новое описание дорожной разметки позволяет водителю однозначно определить, какие транспортные потоки разделяет направляющий островок. Если на островке нарисованы только параллельные линии разметки (1.16.1), то он разделяет противоположные направления и объехать его можно только с правой стороны.
Описание разметки 1.24.1 - 1.24.4 еще более интересно:
1.24.1 - 1.24.4 - дублирует соответствующие дорожные знаки.
1.24.1 - дублирование предупреждающих дорожных знаков;
1.24.2 - дублирование запрещающих дорожных знаков;
1.24.3 - дублирование дорожного знака "Инвалиды";
1.24.4 - дублирование дорожного знака "Фотовидеофиксация" и (или) обозначение участков дороги, на которых может осуществляться фотовидеофиксация; разметка 1.24.4 может применяться самостоятельно;
Особого внимания заслуживает описание разметки 1.24.2. Обновленные правила однозначно говорят о том, что такая разметка может дублировать только запрещающие дорожные знаки. Ранее у водителей могло возникнуть недопонимание по этому вопросу, т.к. круглые знаки встречаются также в разделе "Знаки приоритета" и разделе "Предписывающие знаки". Теперь же, если на дороге нанесена разметка в виде круглого знака, то Вы можете сразу же понять, что этот знак запрещающий.
Расположение транспортных средств на проезжей части
Также в правила дорожного движения введен новый пункт 9.11:
9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
В этом пункте речь идет о том, что если встречная полоса отделена разметкой 1.1, 1.3 или 1.11 (у которой прерывистая линия слева), то находиться на ней нельзя в любом случае.
Данный пункт позволяет водителю однозначно понять, как поступить в следующей ситуации:
В данном примере водитель выполняет обгон на перекрестке, причем он едет по главной дороге. Еще одно важное замечание, водитель начинает обгон через прерывистую линию разметки (до перекрестка) и завершает его через прерывистую разметку (после перекрестка). Старая редакция правил позволяла выполнить подобный маневр. Если же подобный обгон будет совершен после 12 июля 2017 года, то водитель будет наказан за незаконный выезд на полосу встречного движения.
В завершение хочу отметить, что изменения правил дорожного движения от 12 июля 2017 года в целом носят позитивный характер. Правила стали более понятными, исключены некоторые неоднозначные моменты. Будем надеяться, что и в будущем законодатели будут радовать нас полезными нововведениями.
Удачи на дорогах!
pddmaster.ru
Расположение грузовиков на проезжей части
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про расположение грузовых автомобилей на проезжей части дороги. Дело в том, что правила дорожного движения предъявляют к грузовикам особые требования при выборе полосы движения.
Рассмотрим, по каким полосам могут двигаться грузовые автомобили, а также штрафы за неправильное расположение автомобиля на проезжей части. Приступим.
В первую очередь хочу отметить, что ПДД для грузовиков предусматривают различные варианты расположения в зависимости от разрешенной максимальной массы. При этом грузовики разделяются на 3 группы:
- До 2,5 тонн включительно.
- От 2,5 тонн, до 3,5 тонн включительно.
- Более 3,5 тонн.
Движение грузовиков в населенных пунктах
Рассмотрим пункт 9.4 правил дорожного движения:
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
В населенных пунктах вводится ограничение для грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн. На дорогах с тремя полосами и более такие грузовики могут занимать крайнюю левую полосу только для поворота налево и разворота.
Обратите внимание, что это ограничение в том числе распространяется и на грузовики категории B. Например, многие пикапы (Mitsubishi L200, Volkswagen Amarok, Toyota Hilux) могут выезжать на крайнюю левую полосу только для поворота налево и разворота.
В остальном требования к грузовикам в населенном пункте такие же, как и ко всем другим автомобилям. На дорогах с двумя полосами можно занимать любую полосу, на дорогах с тремя полосами и более можно занимать любую полосу, кроме крайней левой.
Расположение грузовиков вне населенных пунктов
Пункт 9.4 ПДД:
9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.
Вне населенных пунктов водители всех автомобилей не должны занимать левые полосы при свободных правых, т.е. водители грузовиков должны в первую очередь ехать по правой полосе. И только если правая полоса занята, можно выезжать во вторую полосу.
Кроме того, если дорога имеет 3 или более полос в данном направлении, грузовики массой более 2,5 тонн могут выезжать на левую полосу только для поворота налево и разворота.
Движение грузовиков по автомагистралям и дорогам для автомобилей
Отдельного внимания заслуживает расположение грузовиков на автомагистралях и дорогах для автомобилей.
Пункт 16.1 ПДД:
16.1. На автомагистралях запрещается:
движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
16.3. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3.
Т.е. на автомагистралях грузовики категории С (более 3,5 тонн) могут двигаться только по двум правым полосам. Выезжать на остальные полосы они не могут ни при каких условиях.
Что касается грузовиков от 2,5 до 3,5 тонн, то они на автомагистралях могут двигаться по любым полосам, кроме крайней левой (при наличии 3-х или более полос в данном направлении).
На грузовики с разрешенной максимальной массой 2,5 тонны и менее ограничения не накладываются.
По каким полосам могут ехать грузовики на МКАД?
В качестве примера рассмотрим движение грузовиков по МКАД - московской кольцевой автодороге. МКАД обозначена знаком 5.3, т.е. является дорогой для автомобилей. Кроме того, она проходит в пределах населенного пункта. Разрешенная скорость движения - 100 км/ч. Дорога имеет не менее 5 полос в одном направлении.
1. Легкие грузовики менее 2,5 тонн. Такие автомобили теоретически могут занять любую полосу движения. Однако сделать это можно лишь при интенсивном движении. Если движение не интенсивное, водители должны занимать правые полосы и вести автомобиль ближе к правому краю проезжей части.
2. Грузовики от 2,5 до 3,5 тонн. Данные автомобили также должны двигаться по возможности правее. Кроме того, даже в условиях интенсивного движения они не должны занимать крайнюю левую полосу. Т.е. для грузовиков от 2,5 до 3,5 тонн доступны 4 правые полосы движения.
3. Грузовики более 3,5 тонн. Эта группа должна соблюдать самые жесткие условия. Движение разрешается только по двум правым полосам.
Штрафы за неправильный выбор полосы движения
Статья 12.11 КоАП:
2. Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Штраф для грузовых автомобилей, движущихся по автомагистрали далее второй полосы составляет 1 000 рублей.
Статья 12.15 КоАП:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Что касается прочих нарушений правил расположения грузовика на проезжей части, то они караются штрафом в размере 1 500 рублей. Например, водитель получит этот штраф, если будет на грузовике тяжелее 3,5 тонн ехать далее второй полосы по дороге для автомобилей (МКАД).
Кроме того, хочу отметить, что движение грузовиков в настоящее время контролируется камерами, работающими в автоматическом режиме. И если грузовик проедет по третьей полосе МКАД 30 - 40 километров, то он за небольшой промежуток времени соберет штрафов на 10 - 20 тысяч рублей. Будьте внимательны и не допускайте подобных нарушений.
Удачи на дорогах!
pddmaster.ru