Понятие тротуар в пдд


Правила дорожного движения для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?

Пешеход должен двигаться по тротуару

Добрый день, уважаемый читатель! Сегодня я начинаю новую серию статей, которая посвящена правилам дорожного движения для пешеходов.

Начну с того, что все мы в той или иной мере пешеходы. И даже те, кто привыкли постоянно ездить на автомобилях, все же иногда покидают свои уютные транспортные средства и становятся пешеходами. Следовательно, правила для пешеходов необходимо знать всем.

В первой статье из серии "Правила пешехода на дороге" поговорим о том, кто такие пешеходы и где они должны двигаться по дорогам, рассмотрим понятия тротуар, обочина, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка, пешеходная зона.

Кто такой пешеход в соответствии с ПДД?

Прежде чем переходить к рассмотрению ПДД для пешеходов, нужно понять, кто такой пешеход. Согласно пункту 1.2 правил дорожного движения:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Тут прежде всего стоит отметить, что велосипедист, мопедист, мотоциклист могут выступать как в роли пешеходов, так и в роле водителей. Если Вы сели на велосипед, то Вы водитель, если слезли с велосипеда - пешеход. Соответственно, можно следовать правилам либо для водителей, либо для пешеходов для выполнения разных маневров.

Обратите внимание, что лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах являются пешеходами.

Также отмечу, что дорожные рабочие пешеходами не являются и правила для пешеходов им выполнять не обязательно. При этом если рабочий никакой работы не выполняет, то он автоматически становится пешеходом.

Движение пешеходов по дороге

Теперь обсудим правила, связанные с движением пешеходов по дороге (правила дорожного движения пункт 4.1):

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.

Самое время рассказать о том, что такое тротуар, пешеходная дорожка, велопешеходная дорожка и обочины.

"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

"Пешеходная дорожка" - обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.

"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

Отмечу, что на дороге не может быть одновременно тротуара и обочины. Тротуар либо вплотную примыкает к проезжей части, либо отделен от нее газоном. Обочина также примыкает к дороге на одном уровне с ней. Т.е. обочина обязательно располагается на одном уровне с дорогой. Если рядом с дорогой углубление или возвышение, то это уже не обочина.

Что такое тротуар и обочина, разобрались. Перейдем к пешеходной дорожке и велопешеходной дорожке.

Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5.1:

Знак 4.5.1 Пешеходная дорожка

Велопешеходная дорожка обозначается знаками 4.5.2 - 4.5.5:

Знак 4.5.2Знак 4.5.4Знак 4.5.5

Так вот, правила предписывают пешеходам в первую очередь двигаться либо по тротуару, либо по пешеходной дорожке, либо по велопешеходной дорожке. А что же выбрать, если есть одновременно и пешеходная дорожка, и велопешеходная дорожка, и тротуар. В этом случае Вы можете выбрать дорогу по собственному усмотрению. Отмечу лишь, что на практике такого обилия альтернативных пешеходных маршрутов я не встречал.

И только при отсутствии и пешеходной дорожки, и велопешеходной дорожки, и тротуара ПДД разрешают двигаться по обочине.

Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).

Т.е. в исключительных случаях пешеходы могут двигаться в том числе и по краю проезжей части. Однако на практике двигаться пешком по проезжей части я рекомендую как можно реже. В целях Вашей безопасности.

Пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке, но только в случае отсутствия тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и велопешеходных дорожек.

Еще одна особенность движения пешеходов по проезжей части. Запрещается двигаться в середине дороги около разделительной полосы.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Обратите внимание, что пешеходы должны идти навстречу транспортным средствам, т.е. по встречной полосе. Однако пешеходы, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл или передвигающиеся в инвалидных колясках должны следовать по попутной полосе.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Рассмотрим понятия темное время суток и недостаточная видимость:

"Темное время суток" - промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.

"Недостаточная видимость" - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

Если Вы вынуждены переходить дорогу, идти по обочине или проезжей части вне населенного пункта в плохую погоду или ночью, то правила обязывают Вас воспользоваться световозвращающими предметами. В населенных пунктах правила рекомендуют использовать светоотражатели, т.е. носить их не обязательно, но желательно.

Например, можно воспользоваться специальным желтым жилетом, который обычно используется дорожными рабочими. Такие жилеты продаются в магазинах спецодежды и стоят в пределах 100 - 200 рублей.

Отмечу, что за отсутствие светоотражателей вне населенных пунктов на пешехода может быть наложен штраф ГИБДД. В населенных пунктах правила лишь рекомендуют иметь светоотражатели, и никаких наказаний за их отсутствие не предусмотрено, я советую прислушаться к этим рекомендациям. Светоотражатели позволяют водителю вовремя заметить пешехода и снизить скорость. В противном случае Вы рискуете своей жизнью и здоровьем.

Штрафы для пешеходов

Рассмотрим штрафы, которые предусматривает кодекс об административных правонарушениях для пешеходов за нарушение ПДД:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

По сравнению со штрафами для водителей размер административного наказания для пешеходов невелик. Однако не стоит забывать, что за нарушение ПДД пешеход может поплатиться собственной жизнью. Поэтому придерживайтесь приведенных выше советов.

В следующей статье серии "Правила пешехода на дороге" речь пойдет об организованной пешей колонне.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

Штраф за парковку на тротуаре: особенности нарушения

Оставить автомобиль в безопасном месте в центре большого города крайне сложно, потому многие водители облюбовали широкие тротуары, которые, в общем, не являются запретной зоной для стоянки. Но далеко не каждый знает правила, регулирующие особенности парковки автомобиля на тротуаре. Учитывая множество тонкостей и наличие явных противоречий в разных нормативных актах, мы сразу посоветуем воздержаться от парковки на пешеходной части дороги. Правила достаточно размытые, так что при большом желании инспектор ГИБДД может наложить штраф на любое авто, остановившееся на тротуаре. Штрафы не столь страшные, но приятного в них мало, ведь зачастую водители не рассчитывают на получение платежки на оплату за нарушение правил дорожного движения.

Рассуждая с точки зрения пешехода, можно отчетливо увидеть, что парковка на тротуаре является настоящей проблемой для нормального передвижения по пешеходным дорогам. Тем более, автомобилисты в большей степени задумываются о безопасности своих транспортных средств, а не об удобстве движения, что является естественной заботой о собственном автомобиле. Рассмотрим основные моменты и положения законов, которые регулируют возможность парковки на тротуарах и пешеходных дорожках, а также штрафы, применяющиеся при таких нарушениях.

Что такое тротуар, обочина и пешеходная дорожка?

Для понимания ситуации, в которой вас могут обвинять, необходимо знать различие между тротуаром, пешеходной дорожкой и просто обочиной. Сразу скажем, что обочина предназначена для стоянки автомобилей, на ней вас не могут оштрафовать, если только вы не нарушаете других пересекающихся правил стоянки и остановки. В данном контексте может быть крайне интересно спорить с некоторыми инспекторами ГИБДД, которые различий между этими терминами не знают:

  • обочина - это часть дорожного полотна, которая находится на одном уровне с дорогой, не отделена газоном или бордюром, а также отделяется специальной разметкой «обочина», эта часть дороги предназначена для остановки и стоянки транспортных средств;
  • пешеходная дорожка - место для движения пешеходов и велосипедистов, которое может быть отделено от автомобильной дороги разметкой, а также обязательно выделено дорожными знаками «пешеходная дорожка», стоянка здесь не запрещена, а вот за движение по такой дорожке автомобилист получит штраф;
  • тротуар - это место для движения пешеходов, которое отделено от дорожного полотна бордюром и/или газоном с зелеными насаждениями, движение и стоянка транспортных средств на такой территории запрещены и наказываются штрафами согласно законодательству.

Но часто эти понятия пересекаются. К примеру, не всегда бордюр на тротуаре действительно присутствует или ярко выражен. В таком случае инспектор не может оштрафовать ваш автомобиль за стоянку в данном месте. Правда, все очень запутано и требует более подробного разъяснения. Оспорить штраф лучше прямо на месте с инспектором, так как через суд доказать свою правоту будет достаточно сложно.

Стоянка или движение - важные моменты и разные штрафы

В современной редакции правил дорожного движения есть понятия как стоянки на тротуаре, так и движения по пешеходной дорожке или тротуару. И если за стоянку на пешеходной дорожке получить штраф нельзя, то вот за движение вполне возможно. Чтобы осуществить стоянку на такой дорожке придется однозначно по ней двигаться, что и станет причиной наложения штрафа. Этот момент часто принимается за основу адвокатами:

  • в доказательную базу включаются свидетельства о том, что автомобиль двигался по тротуару;
  • свидетели или сам водитель доказывают этот факт личным присутствием при данном процессе;
  • инспектор не имеет никаких доказательств того, что машина стояла, если водитель находился в ней;
  • понятия стоянки и движения также не имеют четкого определения, так что доказать что-либо сложно;
  • адвокат доказывает, что происходило именно движение и снижает сумму наказания.

Но это работает только в том случае, если речь идет о комплексном наказании. Тогда целесообразно нанимать адвоката и платить ему деньги за разрешение определенного конфликта. В ином варианте вы потратите больше денег на услуги специалиста и на сбор доказательной базы, чем сэкономите на разнице штрафов. Пока размеры финансовых санкций в России не такие страшные, чтобы организовывать настоящее судовое разбирательство.

Размеры штрафов за стоянку и движение по тротуару

В последние годы правительство страны ежегодно меняет законодательство в области размеров штрафных санкций. Это и становится причиной неведения среди большинства водителей. Раньше нарушения такого порядка, как стоянка на тротуаре никак не задевали кошелек водителя, потому в крайних случаях можно было рискнуть и пожертвовать скромной суммой денег. Сегодня размеры штрафов весьма внушительные:

  • для всей России (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) установлен штраф за стоянку на тротуаре в размере 1000 рублей;
  • жители Москвы и Санкт-Петербурга, как городов федерального значения, заплатят 3000 рублей за аналогичное нарушение;
  • также в данном случае предусмотрена эвакуация автомобиля, так что порядка 5-7 тысяч рублей придется заплатить за возврат авто;
  • за движение по тротуарам и дорожкам для пешеходов предусмотрен штраф в размере 2000 рублей для всех городов;
  • штрафы не имеют дифференциации по количеству и повторениям нарушений, может быть наложено неограниченное количество санкций на водителя.

Как видите, в Москве выгоднее по тротуарам ездить, а вот в других городах лучше стоять. Это важный момент, который при определенной ловкости поможет, как минимум, сэкономить 1000 рублей. Ну и еще один момент - лучше присутствовать недалеко от машины на случай приезда эвакуатора. В данном варианте вам удастся решить вопрос максимально быстро и не платить огромное количество денег за возврат вашего авто со штрафплощадки. Как известно, штрафы в нашей стране платят не все.

Когда можно оспорить штраф за стоянку на тротуаре?

Существует масса тонкостей законов и постановлений, которые не несут никакого значения для простого читателя, но вполне очевидны для опытного юриста. В России практически каждый закон имеет изъяны, которые позволяют выкручивать его положения в нужную сторону. Отказаться от оплаты штрафа, выставленного за стоянку на тротуаре, вы можете в следующих случаях:

  • тротуар в вашем случае можно считать дорожкой для пешеходов или вообще обочиной по причине отсутствия признаков тротуара;
  • техническая неисправность автомобиля может также послужить оправданием при парковке на тротуаре;
  • безвыходная ситуация, так называемый форс-мажор, является самым популярным вариантом отказа от оплаты штрафа;
  • можно доказать, что вы на самом деле двигались по тротуару, если водитель на данный момент присутствовал за рулем автомобиля.

В любом из данных действий кроется либо уход от оплаты штрафа, либо значительное послабление финансовых санкций. Но если все было сделано по закону, придется заплатить назначенную сумму. Потому лучше не парковать машину на тротуаре или прилегающем к дороге газоне. Все эти действия будут расценены как нарушения, на водителя наложат штраф, и эти санкции придется погасить достаточно быстро, согласно новым законам.На следующем видео все припаркованные машины совершают, как минимум, два нарушения одновременно:

Подводим итоги

Если стоянка на тротуаре оказалась неизбежной необходимостью, удостоверьтесь, что вы не мешаете движению пешеходов и не поставили автомобиль так, чтобы привлечь внимание сотрудников дорожной полиции. Если же и эти меры предосторожности не помогут, нужно понимать, что нарушение может стоить вам порядка 3000 рублей, и это без учета суммы за возврат авто со штрафстоянки. Потому стоит трижды подумать, прежде чем ставить машину в такие места.

Зачастую можно обойтись платными парковками и другими местами, где придется заплатить гораздо меньше предусмотренной суммы штрафа. Особенно стоит быть осторожными при стоянке в центральной части больших городов, где полицейские патрули курсируют практически постоянно. Как вы относитесь к нововведениям в правилах о штрафах и нарушениях и к таким порой непомерно большим суммам финансовых наказаний?

avto-flot.ru

Штраф за парковку на газоне – размеры и юридические тонкости

Современные штрафы и административные нормы наказания в каждом регионе и большом городе отличаются. Местные власти самостоятельно определяют различные наказания для тех или иных правонарушений. Потому говорить о цифрах сегодня можно только с учетом географической привязки. Штрафы ГИБДД - один из наиболее туманных вопросов для водителей. Их настолько часто меняют, что далеко не каждый участник дорожного движения, даже не каждый сотрудник дорожной полиции, помнит хоть примерные значения.

Особенной сложностью отличается штраф за парковку на газоне. Создается такое впечатление, что ни законодательной базы под этот штраф нет, ни единого мнения со стороны инспекторов, ни даже понимания, что такое газон, просто не существует. Так что в этом штрафе нужно разобраться более подробно.

Определяем, что такое газон, на котором нельзя парковать авто

Вопрос о том, что такое газон, остается открытым, так как в ПДД этот пункт вообще никак не описан. Единственное место, в котором это слово вообще встречается в правилах дорожного движения, рассказывает нам о понятии «тротуар». В тексте сказано, что тротуар граничит либо с проезжей частью, либо с отделяющим от нее газоном.

Если верить данному определению, получается, что газон - это участок зеленых насаждений между дорогой и тротуаром. Тогда все остальное, исходя из правил, газоном не является и под действие штрафа не подпадает? Можете проверить, остановив свой автомобиль на другом газоне. На самом деле, опыт многих водителей показывает, что ГИБДД воспринимает в качестве газона следующие места:

  • участок, отделяющий дорогу от тротуара, даже если на нем вообще ничего не растет;
  • трава, которая стихийным образом выросла за тротуаром, где обычно все ставят машины;
  • участки голой утрамбованной земли, которые часто являются единственным нормальным местом для парковки;
  • зеленые насаждения во дворах - под ними тоже понимаются участки голой неухоженной земли;
  • трава на обочинах трасс и дорог, за которой никто не ухаживает.

Вы вполне можете оспорить такой штраф, ведь ни одно из перечисленных мест не является на самом деле газоном. Газон, по определению других законодательных актов, - это участок зеленых насаждений, на котором растет специально высаженная трава, а также за которых ведется определенный уход. Иначе участок земли газоном считаться не может.

Соответственно, если вы поставили свой автомобиль на голую землю, то штраф вам выписывать не за что. Но все не так однозначно, и доказать подобную теорию сотруднику ГИБДД вы просто не сможете. Так что лучше искать место для парковки на асфальте. Там вас точно не обвинят в стоянке на газоне.

Размеры штрафа и дополнительные правонарушения при стоянке на газоне

Если вы считаете, что это нарушение не является слишком серьезным, придется разубедить вас в этом веровании. Сегодня газоны являются золотым открытием для российского бюджета, ведь штрафы просто невероятные. Они даже были вынесены из области ПДД и перенесены в административный кодекс с целью более подробной расшифровки ответственности.

В Москве частные лица, которые нарушили данные правила, будут вынуждены заплатить государству от 1 до 5 тысяч рублей. Чиновники, которые предались данному правонарушению, лишатся от десяти до пятидесяти тысяч рублей. Организации и вовсе не обрадуются факту фиксации нарушения, ведь штраф для них составляет от 30 до 100 тысяч рублей. Вот такие нешуточные наказания за простое нарушение. При составлении штрафов государство исходило из таких соображений:

  • на восстановление газонов необходимы большие суммы средств;
  • автомобили являются единственным фактором уничтожения газонов на улицах;
  • компании нарушают правила систематически и наносят самый большой ущерб;
  • частные лица практически всегда платят по верхней планке - 5 тысяч рублей;
  • полученные средства можно направить на озеленение городов и придорожных территорий.

Посылы у чиновников, составляющих данные положения, были вполне понятными и нормальными. Проблема только в том, что ничего из вышесказанного, кроме самой высокой планки штрафов для частных лиц, не является действительностью и не работает. Да и средства от обнаруженных правонарушений часто идут не в казну, а в карман инспекторов, так уж сложился отечественный менталитет.

Если вы будете выбирать место для стоянки между удобным расположением машины на земле у обочины или в неудобном месте на асфальте, лучше выбрать второй вариант и не придумывать никаких проблем на свой кошелек. Вот такие особенности сегодня имеет штраф за стоянку на газоне.

Как можно избежать штрафа за парковку на газоне?

Каждый водитель прекрасно знает, что можно избежать наложения штрафа за любое правонарушение на дороге, которое не привело к значительным разрушениям или травмам людей. Для этого достаточно пойти двумя возможными путями. Первая возможность - договориться с инспекторами о том, что они не видели ничего происходящего и не будут выписывать никаких официальных бумаг. Конечно, придется помочь полицейским усыпить бдительность. Но так водитель становится участником преступной схемы, а есть и легальный путь не платить нечестно наложенный штраф:

  • не подписывать согласие в протоколе, указать объяснение обстоятельств совершения нарушения;
  • найти хорошего адвоката, который имеет практику положительных решений в подобных спорах;
  • дождаться повестки в суд и заявить адвоката в качество своего защитника;
  • высветить на слушании максимально четко свою позицию, опираясь на положения ПДД и прочих положений;
  • выиграть суд и не платить никаких штрафов.

Проблема в том, что платить адвокату нередко приходится больше, чем просто оплатить выставленный штраф. Но сфера правонарушений на дороге в нашей страна стала более чем неблагоприятной для водителя. Государство видит в этом возможность пополнения бюджета, снижения дефицита за наш с вами счет. Потому при возможности необходимо устраивать такие суды и давать прецеденты для будущих попыток осудить людей и стребовать штраф незаконно.

Предлагаем посмотреть видео, которое было показано по телевидению в первый день введения данного штрафа:

Подводим итоги

Если вы решили пойти против системы и выйти в суд для доказательства своей невиновности, лучше хорошо подготовиться к данному процессу, чтобы не получить негативные результаты. Ведь в таком случае вам придется не только оплатить работу адвоката и судебные издержки, но и штраф заплатить в полной мере. Так что хорошо оценивайте свои шансы избежать финансового наказания, чтобы не усилить меры самому себе.

Всегда действуйте так, чтобы понести меньшее наказание. Даже при вынесении решения инспектором о сумме штрафа вы можете оспорить сумму и привести веские доводы, чтобы снизить ее. Были ли у вас удачные случаи ухода от финансовой ответственности при совершении сомнительного нарушения.

avto-flot.ru