Уступить дорогу определение


Как уступить дорогу пешеходу по ПДД

Толпа пешеходов на дороге

Добрый день, уважаемый читатель. У автолюбителей нередко возникает вопрос о том, в каких случаях нужно пропускать пешеходов на дороге.

Многие водители считают, что автомобиль на дороге имеет абсолютный приоритет и пропускать пешеходов не следует ни при каких обстоятельствах. Другие же настолько любят пропускать, что пропускают даже тогда, когда пешеходов на дороге нет. Последние, кстати, очень часто создают пробки.

В данной статье я предлагаю не вдаваться в крайности. Давайте рассмотрим, когда нужно пропускать пешеходов, а когда нет. Это будет интересно и полезно всем водителям транспортных средств.

Что значит уступить дорогу пешеходу?

Начнем эту статью с определения понятия уступить дорогу:

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Хочу сразу же обратить Ваше внимание, что в действующих ПДД есть понятие "уступить дорогу пешеходу", приведенное в пункт 14.1:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Т.е. водитель должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу.

Рассмотрим, каким образом нужно пропустить пешехода. Если при приближении к пешеходному переходу Вы видите, что на него вышел или собирается выйти пешеход, то снизьте скорость и остановитесь. После того, как пешеход прошел мимо Вашего автомобиля, обязанность можно считать выполненной и можно следовать дальше. Естественно, следует убедиться в том, что на переходе не появились другие пешеходы.

Слепые пешеходы

Первым делом предлагаю рассмотреть правила, относящиеся к слепым пешеходам. Именно они самые простые:

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

Хочу отметить, что на практике мне ни разу не доводилось пропускать на дороге слепого пешехода. Судя по всему, огромное количество автомобилей просто не дает им возможности спокойно перемещаться по населенным пунктам. Однако если вдруг перед Вашим автомобилем появился слепой пешеход, обязательно его пропустите.

На практике существует одна достаточно интересная нестандартная ситуация - ДТП с участием "слепого" пешехода. Должно быть Вы обратили внимание, что слово слепой взято в кавычки. Это не случайно. На практике никто не запрещает любому человеку взять белую трость, надеть черные очки и начать прогуливаться по проезжей части. Этим нередко пользуются мошенники, которые и оказываются в роли "слепого" пешехода.

Так что будьте внимательны. Если произошло ДТП со "слепым" пешеходом, то первым делом нужно убедиться на самом ли деле пострадавший слеп. Во время движения автомобиля данный вопрос решить невозможно. Подобную информацию можно получить только по результатам обследования врача.

А что же делать, если ДТП произошло с по-настоящему слепым пешеходом? В этом случае нужно убедиться что у этого человека была трость, что эта трость белая и что он подавал этой тростью некий сигнал. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в ДТП виноват пешеход, разгуливающий по проезжей части с нарушением правил дорожного движения.

Когда нужно пропускать пешехода при движении прямо?

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Смысл данного пункта заключается в том, что пешеходу, который вышел на проезжую часть на нерегулируемом пешеходном переходе, должны уступить дорогу автомобили, движущиеся по всем полосам. При этом автомобили должны снизить скорость или остановится, чтобы пешеход не изменил направление движения или скорость.

В идеальной ситуации пешеход должен без остановок переходить дорогу по нерегулируемому переходу, однако на практике такое бывает только на пустых дорогах.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.

В случае регулируемого перехода ситуация немного иная, поскольку светофор принуждает водителя остановиться. И даже в этом случае зеленый сигнал не означает, что нужно до упора давить на педаль газа. На регулируемых переходах даже самые нерасторопные пешеходы должны иметь возможность дойти хотя бы до середины дороги, где и будут благополучно дожидаться очередного разрешающего сигнала.

На практике я рекомендую при включении автомобильного зеленого сигнала светофора дать возможность пешеходам закончить переход. Бывают случаи, когда автомобиль в первом ряду пропускает пешехода, а во втором - нет. Пешеход оказывается между полосами, по которым движется плотный поток автомобилей. Такая ситуация очень опасна.

В следующей статье серии "Пешеход глазами водителя" будет рассмотрено еще несколько ситуаций, в которых нужно пропускать пешеходов.

Ну а напоследок предлагаю Вам посмотреть веселое видео про то, как пешеходы пытаются перейти дорогу:

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru

ДТП при выезде на дорогу с односторонним движением

ДТП при выезде из двора

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о нетипичном дорожно-транспортном происшествии.

Суть ситуации: водитель выезжает из двора на дорогу с односторонним движением, по которой на встречу основному потоку движется автомобиль-нарушитель. На первый взгляд может показаться, что допустив столкновение с нарушителем водитель окажется прав. Однако не все так просто.

ДТП при выезде на одностороннее движение

Рассмотрим схему дорожно-транспортного происшествия:

ДТП при выезде на дорогу с односторонним движением

Водитель синего автомобиля выезжает из двора на дорогу с односторонним движением (поворачивает налево). Водитель черного автомобиля движется по дороге с односторонним движением навстречу основному потоку транспортных средств. Не будем отдельно останавливаться на факторах, побудивших водителя черной машины нарушить правила. Рассмотрим ситуацию глазами водителя синего автомобиля.

1. Водитель синего автомобиля, выезжая на дорогу с односторонним движением, может вообще не смотреть налево. Вследствие этого будет допущено столкновение.

2. Водитель синего автомобиля, завидевший грубое нарушение правил, может специально спровоцировать столкновение транспортных средств с целью "наказать" нарушителя.

Тем не менее предлагаю разобрать ситуацию с точки зрения правил дорожного движения 2017 года.

В случае столкновения водитель черного автомобиля нарушит требование знака 5.5:

5.5 "Дорога с односторонним движением". Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

Знак 5.5 Дорога с односторонним движением

Наказание за данное нарушение предусмотрено частью 3 статьи 12.16 КоАП. Оно представляет собой штраф 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев.

Что касается водителя синего автомобиля, то в указанной ситуации виновником происшествия окажется и он. В данном случае речь идет о нарушении требований знака 2.4 "Уступите дорогу":

2.4 "Уступите дорогу". Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.

Знак 2.4 Уступите дорогу

Если на выезде с прилегающей территории знак 2.4 не установлен, то нарушение все равно будет иметь место. Правда в этом случае речь пойдет о пункте 8.3:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Наказание для водителя синего автомобиля - предупреждение или штраф 500 рублей.

Важное замечание: Поскольку нарушение ПДД присутствует со стороны каждого из водителей, за ремонт транспортных средств они будут платить совместно. Т.е. водитель синего автомобиля потеряет деньги на частичном ремонте как своего, так и черного автомобилей. Кроме того, значительное время будет потрачено на ожидание сотрудников ГИБДД, оформление документов и получение выплат. Самостоятельное оформление ДТП в указанной ситуации вряд ли применимо, поскольку условия ДТП скорее всего каждому из водителей будут видеться по-своему.

ДТП при выезде на дорогу с выделенной полосой

Рассмотрим еще одно похожее ДТП:

ДТП при выезде на дорогу с выделенной полосой

В целом ситуация похожа на предшествующую:

- Водитель черного автомобиля нарушает пункт 18.2 ПДД;

- Водитель синего автомобиля нарушает требования знака 2.4.

Основное отличие заключается в том, что на выделенной полосе можно гораздо чаще встретить автомобили, для которых эта полоса не предназначена. Таким образом, при выезде на дорогу с выделенной полосой нужно быть особо внимательным.

Ну и еще несколько особенностей сложившейся ситуации. В некоторых случаях автомобили могут ехать по выделенной полосе или навстречу потоку одностороннего движения без нарушения правил. Речь идет об автомобилях, оборудованных проблесковыми маячками (синего цвета, синего и красного цветов, желтого или оранжевого цветов). Так что в некоторых случаях виновником ДТП при выезде с прилегающей территории может оказаться только водитель синего автомобиля.

Подводя итоги всего вышесказанного хочу отметить, что рассмотренные сегодня ДТП происходят довольно редко. Однако грамотные водители должны учитывать их возможное возникновение и при выезде на дорогу с односторонним движением или выделенной полосой смотреть не только направо (на основной поток автомобилей), но и налево.

Удачи на дорогах!

pddmaster.ru