Древнегреческие лады. Древнегреческие лады
Древнегреческие лады | Belcanto.ru
Древнегреческие лады — системы мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в современном понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):
B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:
Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai - "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.
Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:
Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система - ametabolon:
Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы.
При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности).
Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим:
Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.
Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.
Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961.
Ю. H. Xолопов
Я рекомендую
Это интересно
Твитнуть
вам может быть интересно
www.belcanto.ru
Древнегреческие лады - «Энциклопедия»
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ, древнегреческие тоны (греческий τόνοι, τρόποι, латинский modi, toni, tropi), модальная система в музыке античной Греции (смотри Модальность). Для выводов о специфике древнегреческих ладов йотированные музыкальные памятники (сохранившиеся главным образом во фрагментах) недостаточно репрезентативны; современные представления о «тонах» основаны на теоретических исследованиях древних греков и римлян. Важнейшая (и весьма древняя) часть ладовой теории греков - учение о «видах», т. е. о различных способах поступенного заполнения кварты (тетрахорда), квинты и особенно октавы (оригинальные термины: греческий εἵδη и σχῆματα, латинский species; во времена Платона и Аристотеля для обозначения вида октавы использовалось слово «гармония», ἁρμονία). Возможно, первым теоретиком, систематизировавшим «виды», был Эратокл (его упоминает Аристоксен; оригинальное ладовое учение самого Аристоксена сохранилось лишь фрагментарно).
Реклама
В зависимости от того, как виды октавы проецируются на звукоряд совершенной системы, выделяются 2 теоретические концепции. Клеонид (со ссылкой на Аристоксена), Аристид Квинтилиан, Алипий и др. ставили разновидность «тона» в зависимости от относительного высотного положения всех звукоступеней системы (в терминах Аристоксена - от «места голоса», греческий ὁῆ τῆς ϕωνῆς τόπος). При этом этнические и производные от них наименования ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского и ионийского, их разновидностей – гипо- и гиперладов), вероятно, обозначали звуковысотные позиции звукорядов одинаковой интервальной структуры (всего 13 или 15 звукорядов). Каждая последующая позиция описывается как отстоящая от предыдущей на интервал полутона; гиполад - звукоряд, отстоящий от основного вида на кварту вниз, гиперлад - на кварту вверх. Дальнейшее функционирование в музыке произведённых таким образом «тонов» (западноевропейская теория 19 века объявила их «транспозиционными гаммами») старинная теория не оговаривает.
В другой концепции (Птолемей, Боэций; у каждого - собственный метод выведения «тонов» из «видов») этнические наименования (дорийский, фригийский, лидийский с их гипопарами, а также миксолидийский) прилагаются к 7 звукорядам разного интервального состава. Каждому (диатоническому) ладовому звукоряду присуще уникальное расположение целых тонов и полутонов (смотри нотный пример 1).
Наряду с диатоникой мелодика древнегреческих ладов могла включать интервалы хроматики и энармоники (смотри Роды интервальных систем), а также их различных оттенков, что совершенно очевидно по результатам анализа музыкальных памятников. Однако самые ранние теоретические свидетельства о древнегреческих ладах относятся к периоду эллинизма, когда былое родовое разнообразие древнегреческой музыки существенно упростилось; их недостаточно, чтобы составить развёрнутое суждение о хроматическом и энармоническом ладах. Наряду с многочисленными факторами, определявшими локально-этническую характерность музыки, её бытовое и государственное (культово-церемониальное) функционирование (содержание поэтического текста, тембр музыкального инструмента, высотный регистр, ритмоформулы, хореографические жесты и т. п.; смотри Этос), вероятно, существовали и характерные модально-функциональные обороты древнегреческих ладов, и собственная («фригийская», «дорийская» и т.д.) логика развёртывания устоев и неустоев. Примеры древнегреческой музыки свидетельствуют о целостности, самодостаточности и художественной выразительности древнегреческих ладов (смотри нотный пример 2).
Смотри также нотный пример в статье Греция Древняя.
Древнегреческая модальная система (генезис ладов из «видов», диатонические октавные звукоряды, система этнонимов) послужила прототипом музыки западной цивилизации, модальной системы западноевропейского Средневековья и Возрождения.
Лит.: Аноним [Клеонид]. Введение в гармонику // Филологическое обозрение. 1894. Т. 7. Кн. 1-2; Ursprung О. Die antiken Transposition-Skalen und die Kirchentӧne // Archiv für Musikforschung. 1940. Bd 5; Античная музыкальная эстетика / Вступ. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева. М., 1960; Barbera А. Осtave species // Journal of Musicology. 1984. Vol. 3; Solomon J. Towards а history of tonoi // Ibid.; Bower С. М. The modes of Boethius // Ibid.; Mathiesen Т. Apollo ‘s lyre. Lincoln; L., 1999.
С. Н. Лебедев.
knowledge.su
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ • Большая российская энциклопедия
-
В книжной версии
Том 9. Москва, 2007, стр. 333-334
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Авторы: С. Н. Лебедев
Пример 2. Сколий Сейкила (1 в. н. э.; мелодия в гипофригийском ладу).
Пример 1. Звукоряды древнегреческих ладов (высота показана условно).
ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́, древнегреческие тоны (греч. τόνοι, τρόποι, лат. modi, toni, tropi), модальная система в музыке античной Греции (см. Модальность). Для выводов о специфике Д. л. нотированные муз. памятники (сохранившиеся гл. обр. во фрагментах) недостаточно репрезентативны; совр. представления о «тонах» основаны на теоретич. исследованиях др. греков и римлян. Важнейшая (и весьма древняя) часть ладовой теории греков – учение о «видах», т. е. о разл. способах поступенного заполнения кварты (тетрахорда), квинты и особенно октавы (оригинальные термины: греч. εἄδη и σχῆματα, лат. species; во времена Платона и Аристотеля для обозначения вида октавы использовалось слово «гармония», ἁρμονία). Возможно, первым теоретиком, систематизировавшим «виды», был Эратокл (его упоминает Аристоксен; оригинальное ладовое учение самого Аристоксена сохранилось лишь фрагментарно).
В зависимости от того, как виды октавы проецируются на звукоряд совершенной системы, выделяются 2 теоретич. концепции. Клеонид (со ссылкой на Аристоксена), Аристид Квинтилиан, Алипий и др. ставили разновидность «тона» в зависимость от относительного высотного положения всех звукоступеней системы (в терминах Аристоксена – от «места голоса», греч. ὁ τῆς ϕωνῆς τόπος ). При этом этнич. и производные от них наименования ладов (дорийского, фригийского, лидийского, миксолидийского и ионийского, их разновидностей – гипо- и гиперладов), вероятно, обозначали звуковысотные позиции звукорядов одинаковой интервальной структуры (всего 13 или 15 звукорядов). Каждая последующая позиция описывается как отстоящая от предыдущей на интервал полутона; гиполад – звукоряд, отстоящий от осн. вида на кварту вниз, гиперлад – на кварту вверх. Дальнейшее функционирование в музыке произведённых таким образом «тонов» (зап.-европ. теория 19 в. объявила их «транспозиционными гаммами») старинная теория не оговаривает.
В др. концепции (Птолемей, Боэций; у каждого – собственный метод выведения «тонов» из «видов») этнич. наименования (дорийский, фригийский, лидийский с их гипопарами, а также миксолидийский) прилагаются к 7 звукорядам разного интервального состава. Каждому (диатоническому) ладовому звукоряду присуще уникальное расположение целых тонов и полутонов (см. нотный пример 1).
Наряду с диатоникой мелодика Д. л. могла включать интервалы хроматики и энармоники (см. Роды интервальных систем), а также их разл. оттенков, что совершенно очевидно по результатам анализа муз. памятников. Однако самые ранние теоретич. свидетельства о Д. л. относятся к периоду эллинизма, когда былое родовое разнообразие др.-греч. музыки существенно упростилось; их недостаточно, чтобы составить развёрнутое суждение о хроматич. и энармонич. ладах. Наряду с многочисл. факторами, определявшими локально-этнич. характерность музыки, её бытовое и гос. (культово-церемониальное) функционирование (содержание поэтич. текста, тембр муз. инструмента, высотный регистр, ритмоформулы, хореографич. жесты и т. п.; см. Этос), вероятно, существовали и характерные модально-функциональные обороты Д. л., и собственная («фригийская», «дорийская» и т. д.) логика развёртывания устоев и неустоев. Примеры др.-греч. музыки свидетельствуют о целостности, самодостаточности и худож. выразительности Д. л. (см. нотный пример 2).
См. также нотный пример в ст. Греция Древняя.
Др.-греч. модальная система (генезис ладов из «видов», диатонические октавные звукоряды, система этнонимов) послужила прототипом музыки зап. цивилизации, модальной системы зап.-европ. Средневековья и Возрождения.
bigenc.ru
Древнегреческие лады
Древнегреческие лады, система музыкальных ладов, используемой в Древней Греции. Развитие этой системы охватывает более 500 лет, начинаясь от системы тетрахордов и заканчивая т. н. "Полной системой", которая включала 15 звуков.
Трудности в изучении древнегреческой ладовой системы связаны с двумя обстоятельствами. С одной стороны, сохранилось очень мало образцов записанной музыки. С другой стороны, музыковедческие труда древних философов пришли к нам преимущественно во фрагментарном виде и содержат довольно разнородные сведения, ряд важных музыковедческих работ не сохранилась вообще.
1. Пифагорейский звукоряд
Считается, что философ Пифагор первым предложил акустическое обоснование основных музыкальных интервалов. Пифагор описал октаву, квинту и кружку как математические соотношения 2:1, 3:2 и 4:3 соответственно [1], а также определил тон, как разницу между кружкой и квинтой. Основываясь на учении Пифагора, его последователь Филолай разделил октаву на 7 ступеней с последующим интервальным соотношением 9:8, 9:8, 256:243 [нижний тетрахорд] 9:8, 9:8, 9:8, 256:243 [верхний тетрахорд], т.е. тон- тон-полутон-тон-тон-тон-полутон (согласно современной терминологии такое деление соответствует натуральном мажора).
2. Тетрахорды
Другой последователь Пифагора, Архит Тарентский, считается разработчиком классификации тетрахордов. Он выделил три разновидности тетрахордов в зависимости от их интервального строения - диатонической, хроматический и енармоничний. [2]
- Диатонической начинался с интервала близкого большой секунде (по мнению Дж. Чалмера, в пределах 200-249 центов [2]), и современной нотацией мог бы приблизительно быть записан как нисходящая последовательность в фригийском строя :
Диатонической тетрахорд
- Хроматический начинался из интервала малой терции, после чего шли два полутона (по мнению Дж. Чалмера интервал мог составлять 249-398 центов [2]). Современной нотацией такой тетрахорд можно записать так:
Хроматический тетрахорд
- Енармоничний начинался с интервала близкого большой терции (по мнению Дж. Чалмера не менее 398 центов [2]), после чего шли интервалы близкие четверти тона. Такой тетрахорд в современной нотации будет выглядеть:
Енармоничний тетрахорд
3. Октавные лады
Основополагающим древнегреческим учением о лады считается труд Аристоксена "элементы гармонии" (IV век до н. э). Основываясь на учении Архита о тетрахорды, Аристоксен объединял однотипные тетрахорды в октавные лады (εἶδος) [3].
Тетрахорды могли быть объединены раздельно - с интервалом между ними в один тон, или слито - тетрахорды имели один общий тон, а восьмой тон добавлялся снизу отдельно.
Раздельным объединением образовывались следующие три лады:
Слитым объединением образовывались так называемые гиполады:
- гиполидийський F - G - A - H - С - D - E - F
- гипофригийський G - A - H - С - D - E - F - G
- гиподорийський A - H - С - D - E - F - G - A
Не мог быть представлен подобным образом только миксолидийский строй - H - С - D - E - F - G - A - H.
В списке Клеонида 7 рядов Аристоксена представлены в следующей последовательности: 1) миксолидийский - 2) лидийский - 3) фригийский лад - 4) дорический порядок - 5) гиполидийський - 6) гипофригийський - 7) гиподорийський.
Позже счет системы транспозиций количество ладов была увеличена. Названия ладов образовывались от названий греческих племен ( дорийцы, ионийцы) или исторических регионов ( Лидия, Фригия), а также использованием префиксов гипо-(указывал на расположение ниже) и гипер-(расположение выше).
4. Полная система
Объединение нескольких тетрахордов образовывало так называемую "Полную систему" ( греч. σύστημα τέλειον ) [4], которая включала все древнегреческие лады. В зависимости от количества соединенных тетрахордов различали "большую" (4 тетрахорды, охватывающие две октавы) и "малую" (3 тетрахорды, охватывали дуадециму).
Большая полная система
5. Эстетическое значение
Древние греки рассматривали лады не только с точки зрения их звуковысотной структуры, но и с точки зрения эстетического воздействия. Так, Аристотель, характеризуя свойства ладов, писал:
музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у нас появляется различное настроение, и мы неодинаково относимся к каждому из них, да, слушая один лад, например так называемый миксолидийский, мы испытываем больше скорбный и мрачное настроение; слушая другие, менее строгие лады, мы мьякишаемо, другие лады вызывают у нас преимущественно средний, уравновешенное настроение; последней свойством обладает, очевидно, только один из ладов, а именно дорический; фригийский лад действует на нас возбуждающим образом. [5] |
Противопоставление дорийского лада как мужественного и пригодного для воспитания, фригийском, как экстатическом и возбуждающему, встречается и в других древнегреческих философов [6] за исключением Платона, который характеризовал этот строй миролюбивым и спокойным [7]. Примечательно, что именно эти два строя "обменялись" именам в средние века, и эта путаница сохраняется такой до современности. Таким образом следует иметь в виду, что греки считали мужественным строй, по современной терминологии принято называть фригийский, тогда как экстатическим характером отличался строй, по современной терминологии принято называть дорийским.
6. Переименование ладов
Древнегреческие лады легли в основу средневековых, использовавшиеся в григорианском хорале, однако названия древнегреческих ладов не совпадают со средневековыми и, соответственно, с принятыми в современной теории музыки. Расхождение названий ладов объясняется тем, что в 9 веке они были переименованы на страницах анонимного теоретического трактата "Alia musica" [8] и в более поздних музыковедческих работах закрепились именно эти, переименованные названия.
Сравнение названий семи древнегреческих ладов по Аристоксеном (ок. 350 до н.э.) с семью диатонической ладами по Глареан (1547), которые сохраняют свою силу и в современной терминологии, можно представить следующей таблицей [6] :
лидийский | ионийский | идентичный натуральному мажору |
фригийский | дорический | с высоким VI степени |
дорический | фригийский | с низким ИИ степени |
гиполидийський | лидийский | высокий VI степень |
гипофригийський | миксолидийский | низкий VII степень |
гиподорийський | эолийский | идентичный натуральному минора |
гипердорийський | гиперфригийський локрийський | в основе - уменьшен трезвучие |
Литература
- John Chalmers, Divisions of the Tetrachord (Hanover, NH: Frog Peak Music, 1993) ISBN 0945996047.
- Barbera, Andr? (1984). "Octave Species". The Journal of Musicology 3, no. 3 (Summer): 229-41.
- Лосев История античной эстетики. Ранний эллинизма. Ч.ИИИ. Музыка
- Martin L. West. Ancient Greek Music. Oxford, 1992.
- Thomas J. Mathiesen. Apollo's Lyre. Greek Music and Music Theory in Antiquity and the Middle Ages. Lincoln & London, 1999.
- Н. Ренёва К истории "путаницы" ладов. Средневековое переименование греческих видов октавы
- Холопов Ю. Древнегреческие лады / / Музыкальная энциклопедия Т. 2. М., 1974. Ст. 305-306.
- Аристоксен. Элементы гармоники. Издание подготовил В. Г. Цыпин. М., 1997 (т.1), 1998 (т.2).
Примечания
nado.znate.ru
Древнегреческие лады
Системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями):
B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд:
Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 — h — a, a — g — f — e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 — d1 — c1 — h, a — g — f — e). Bажнейшие из объединений тетрахордов — октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai — "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов.
Побочные — гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов:
Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion — "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система — ametabolon:
Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы — metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. — соединённый) dl — c1 — b — a, расширяющего объём системы.
При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi — тональности).
Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне — одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия — области Mалой Aзии) — возбуждённым, страстным, вакхическим:
Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения.
Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона.
Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961.
Ю. H. Xолопов.
Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.megufo.me
древнегреческие лады - это... Что такое древнегреческие лады?
древнегреческие лады древнегре́ческие лады́ система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основаны на попевках из 4 звуков — тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов — дорийского, фригийского и лидийского — образовались все древнегреческие лады. Гипо-лады (побочные лады) производились путём перестановки тетрахордов и дополнения звукорядов до октавы. Каждому из древнегреческого лада приписывался определенный характер (этос).* * *
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ ДРЕВНЕГРЕ́ЧЕСКИЕ ЛАДЫ́, система мелодических ладов (см. ЛАД) в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков — тетрахордах (см. ТЕТРАХОРД) (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов — дорийского, фригийского и лидийского — образовались все древнегреческие лады. Гиполады (побочные лады) производились путем перестановки тетрахордов и дополнения звукорядов до октавы. Каждому из древнегреческих ладов приписывался определенный характер (этос (см. ЭТОС)).Энциклопедический словарь. 2009.
- древнебулгарский язык
- древнееврейский язык
Смотреть что такое "древнегреческие лады" в других словарях:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… … Большой Энциклопедический словарь
Древнегреческие лады — система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их … Большая советская энциклопедия
Древнегреческие лады — системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали … Музыкальная энциклопедия
ЛАДЫ — в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… … Энциклопедия Кольера
Средневековые лады — правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… … Музыкальная энциклопедия
средневековые лады — (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в. 12, разделялись на… … Энциклопедический словарь
натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… … Энциклопедический словарь
Натуральные лады — в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… … Большая советская энциклопедия
Гипо-лады — диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия
ГИПО-ЛАДЫ — см. Древнегреческие лады … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Древнегреческие лады
20.11.2014 Small encyclopedia
Древнегреческие лады, совокупность мелодических ладов в музыке древней Греции, не знавшей многоголосия в отечественном смысле. Базу ладовой совокупности составляли тетрахорды (первоначально — лишь нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их наклонения, либо рода (gene): диатоническое, хроматическое и энгармоническое:
Диатонических тетрахордов насчитывалось 3 вида, различавшихся размещением малой секунды:
Объединения тетрахордов образовывали октавные лады (так именуемые роды октав, либо harmoniai). Главные лады — дорийский, фригийский и лидийский — строились как объединение двух тетрахордов одного вида; тетрахорды приставлялись друг к другу т. о., что между нижним звуком верхнего и верхним звуком нижнего образовывался целый тон. Побочные, гиполады, строились из главных при добавления перестановки и помощи тетрахордов снизу целого тона, дополняющего звукоряд до октавы:
Полный вид древнегреческой ладовой совокупности обобщённо воображает systema teleion — идеальная (т. е. полная) совокупность.
наклонениям и Ладам приписывался определённый темперамент (учение об этосе ладов, ритмов). Различие между этосом Д. л. напоминает различие в характере отечественных ладов — минора и мажора. Так, дорийский лад (доряне — одно из коренных греческих племён) считался строгим, мужественным, самый этически полезным; фригийский (Фригия — одна из областей Малой Азии) — восторженным и экстатическим, дионисийским.
Заглавия Д. л. перешли к средневековым ладам (либо натуральным ладам), имеющим иную структуру.
Лит.: Древние мыслители об мастерстве, 2 изд., М., 1938; Закс К., Музыкально-инструменты древних и теоретические воззрения греков, в сб.: Музыкальная культура старого мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.—Л., 1941; Древняя музыкальная эстетика. [Собр. текстов], М., 1960; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert Н., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939.
Ю. Н. Холопов.
Две случайные статьи:
Návratový systém — SLUSNY Yoyo Tutorials
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Лад
Лад, совокупность связей звуков, выраженная в звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму. Нужное условие существования Л. —…
-
Каменноугольная система (период)
Каменноугольная совокупность (период), карбон, пятая по порядку совокупность палеозойской группы, соответствующая пятому периоду палеозойской эры истории…
-
Милетская школа
Милетская школа, первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.)….
-
Инварианты
Инварианты (от лат. invarians, родительный падеж invariantis — неизменяющийся), числа, алгебраические выражения и т. п., связанные с каким-либо…
bfsibguti.ru