Конспект открытого урока во 2 классе на тема: Два лада. Два лада
Картина-сказка «Два лада» Михаила Нестерова
...Давно это было. Эти времена называют древней Русью. А на самом деле то была Юная Русь. Все только начиналось тогда на нашей земле. Даже поля, на которых сеяли хлеб, добывались: люди корчевали лесные чащобы. То была Русь не только Юная, но Изначальная.
Жизнь требовала тогда мира, порядка, лада. А лада не было: князья бились то друг с другом, то с врагами, пришедшими из степей. Кони всегда стояли наготове...
Но тем более дорожили люди короткими роздыхами мирных дней. По дорогам шли не суровые воины, а мирные гусляры. Они вносили в каждое селение, в каждый дом и в сердце человека мир, лад, жажду счастья и любви...
В те далекие времена жили юноша и девушка. Они любили друг друга. Все любовались ими и называли — «два лада». Они ни от кого не таили свою любовь. Они даже не понимали, что ее надо таить, ибо была эта любовь чиста и целомудренна. Каждое утро она слышала его голос под окном:
— Ладушка, солнышко встало, скоро росы высохнут и тебе нечем будет умыться.
И она спешила на его зов. Взявшись за руки, они бежали по рощам и лугам, умывались утренней росой, пели вместе с птицами и вдруг останавливались, не дыша, не смея сделать ни одного движения, и наблюдали, как птица кормит птенцов. Белки, завидев их, спешили к ним, взбирались на колени и ели с рук орешки.
Так шли дни, недели, месяцы, прошел год, и вновь весна вернулась на землю. С новой весной любовь их стала ярче, тревожнее. Смех девушки звучал уже не как прежде — переливчато-звонко, но мягко и приглушенно... И юноша стал другой: не так часто брал ее руки в свои, робость появилась в нем, и он, вдруг смутившись, умолкал среди разговора.
Люди глядели на них и счастливо улыбались. Молва разнеслась о двух неразлучных ладах; и люди говорили, что, покуда есть такая любовь, мир будет держаться на земле. Наконец достигла молва и отца девушки. Разгневался отец, ибо был он князь, владыка большого и богатого удела. Дочь свою он называл не княжной, а царевной. В мечтах видел ее царицей, женой заморского царя. И вдруг узнает, что дочь его неразлучна с сыном тысяцкого... И хотя до сих пор князь жаловал отца его, а самого юношу другим ставил в пример за ум и храбрость, гнев овладел им. А тут еще старый советник княжий стал нашептывать, что дошла до него весть, будто заморский царь собирается сватов прислать.
...Погруженный в думы, ехал лесом князь. Честолюбивые мечты горячили кровь. Он уже видел свою дочь царицей. И они с зятем-царем объединили свои силы и выступают в поход... Слышит вдруг голос советника, ехавшего рядом:
— Гляди -ка, князь...
Князь поднимает голову и видит в отдалении: на берегу озера, меж белоствольных берез стоят рядом его дочь и сын тысяцкого и как зачарованные следят за двумя лебедями...
Взыграло княжье сердце. Закипел в нем гнев. Тут же пустил коня, но уже через мгновение осадил его. Гнев, внезапно закипевший, так же внезапно погас. Что-то дрогнуло в груди. И вспомнилось детство, и такое же озеро, и эти лебеди... Не здесь ли это было?
Он и сейчас помнит то ощущение счастья, которое испытал тогда.
И вот теперь он узнал это лесное озеро! А может, и лебеди те самые? Грудь затопило то давнее ребячье счастье. Долго глядел издали князь на озеро, на дочь свою и тихо повернул обратно...
Советнику с тех пор запретил говорить о заморском царе. А через короткое время в княжих хоромах был свадебный пир. Князь выдал свою дочь за сына тысяцкого. Долго потом на Руси передавали из уст в уста легенду о двух ладах — о любви-согласии, любви-удаче.
Прошли века, и о них сложил балладу поэт Алексей Константинович Толстой:
Порой веселой мая
По лугу вертограда,
Среди цветов гуляя, Сам-друг идут два
лада.
Он — в мурмолке червленой,
Каменьем корзно шито,
Тесьмою золоченой
Вкрест голени обвиты;
Она же, молодая,
Вся в ткани серебристой;
Звенят на ней, сверкая,
Граненые мониста,
Блестит венец наборный,
А хвост ее понявы,
Шурша фатой узорной,
Метет за нею травы.
Написал картину-сказку «Два лада» и Нестеров.
Впервые кисть его живописала не печаль, а радость. Радость кругом: в пробуждающейся природе, в сердцах юноши и девушки, в их одежде; художник передает это сочетанием голубого, розового, белого, светло-зе- леного — оттенков, создающих нежно-ликующую гамму...
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
Два лада. Михаил Васильевич Нестеров. ( 1862- 1942 г.г.)
Выдающийся художник родился в г. Уфе. После Уфимской гимназии и Московского реального училища продолжил своё образование в Училище живописи, ваяния и зодчества , а затем в Академии живописи.
В 1885 году стал свободным художником.
Михаил Нестеров участвовал в Товариществе передвижных художественных выставок и был одним из членов- учредителей " Союза русских художников".
Его талант иконописца проявился в росписи Владимирского собора в г.Киеве.
После Октябрьской революции переключился на портреты и пейзажи. Художник считал сутью своего творчества "поэтизированный реализм".
" Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж , человека, живущего внутренней жизнью.И в портретах моих , написанных в последние годы, влекли меня к себе те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств и деяний их."
Старый художник. 1884 г.
Всадники.
Моление о Чаше.
Преподобный Сергий Радонежский.
Элегия.Слепой музыкант.1928 г.
Лисичка. 1914 г.
Соловки.
Молчание.Белая ночь.
Скит.Зима в монастыре.
Наброски.Эскизы.
Эскиз.Варфоломей.1889г.
Видение отроку Варфоломею.
Рисунок.
Два лада.
Пустынник. 1888-1889 г.г.
Философы.(С.Н.Булгаков и П.А.Флоренский). 1917 г.
Девушка у пруда.1923 г.
На горах.
Начало весны.(Ранняя весна).1905 г.
Осенний пейзаж. 1906 г.
Осенний пейзаж.
Барка на Волге.
Эскиз к неосуществлённой картине.
Святая Русь.
На Руси.
Эскиз.
Портрет академика Павлова.
Портрет академика Павлова.1935 г.
Портрет Максима Горького.
Портрет Л.Н. Толстого.1907 г.
Мыслитель. Портрет философа И.А.Ильина. 1921-1922 г.г.
Эскиз.
Портрет хирурга С.С. Юдина. 1935 г.
Портрет хирурга С.С.Юдина . 1933 г.
Портрет Веры Игнатьевны Мухиной. 1940 г.
Портрет архитектора А.В. Щусева. 1941 г.
Портрет художницы Е.С.Кругликовой.
Наташа Нестерова на садовой скамейке. 1914 г.
Портрет Марии Ивановны Нестеровой ( первой жены).1886 г.
Автопортрет. 1906 г.
Нестеров.
Знаток. 1884 г.
О художниках говорю так, как чувствую и понимаю. Не претендую на непогрешимость.
art.mirtesen.ru
Презентация к уроку "Два лада"
«От улыбки
Солнечной одной
Перестанет плакать
Самый грустный
дождик…»
М.Пляцковский
Можно изменить:
- интонацию
- темп
- динамику
- лад
М. Нестеров «Два лада»
З. Серебрякова
«Автопортрет с дочерьми»
Музыкальный лад похож на конструктор.
Его детали - музыкальные звуки.
Из звуков лада можно
«построить» много разных мелодий.
Одни звуки — устойчивые.
На них музыка может остановиться или закончиться:
Другие звуки — неустойчивые.
Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно:
Поэтому неустойчивые звуки тянутся к устойчивым.
Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом.
и
Иногда в одном
произведении они
или
Ф. Шопен «Вальс»
или
Можно ли почувствовать изменение настроения в поэзии?
Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче … погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин
Что такое лад?
Это согласие.
Какие два лада в музыке вы знаете?
Мажор
и минор.
Как изменяется лад в «Вальсе» Ф. Шопена?
Минор
мажор
минор.
Где, кроме музыки, мы наблюдали изменение настроения?
В поэзии.
Какими красками вы нарисовали бы «мажорную» картину, а какими – «минорную»?
Б. Кустодиев «Масленица»
И. Левитан «Осенний день. Сокольники»
multiurok.ru
Конспект открытого урока во 2 классе на тема: Два лада
Тема урока: Два лада. Легенла
Цель: раскрыть выразительные особенности лада в процессе создания музыкального образа.
Задачи:
Обучающие: введение понятий лад, мажор, минор на основе эмоционального многопланового восприятия музыки (слушание, исполнение) показать выразительные возможности мажора и минора, обозначить их место в повседневной «не музыкальной» жизни закрепление знаний о средствах музыкальной выразительности, активная практика
Развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение друг к другу; воспитывать отношение к малому и привычному, как к важному; воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
Знать/понимать: название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музыкальный язык.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Знать ФИО композиторов и их музыку, звучащую на уроке.
Тип урока: Комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия: Учебник «Музыка» для 2 класса, авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С – М.: изд-во «Просвящение», 2011г.
Технические средства: компьютер, фортепиано, портреты композиторов.
Музыкальный материал: опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинка, Д.Кабалевский «Кавалерийская».
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Введение в проблему – 8 мин.
Основной этап урока – 25 мин.
Подведение итогов урока – 10 мин
Ход урока
Вход в класс.
Музыкальное приветствие
Эпиграф: музыка учит людей понимать друг друга
Ребята вы дружный класс?
А бывают между вами раздоры?
Что нужно для того чтоб раздоров не было?
(Размышление детей)
Им нужно находить общий язык. А по другому как можно сказать?
Ладить друг с другом!
Давайте с вами вспомним, какие средства выразительности мы уже знаем?
Повторяем пройденный материал (Цветик - семицветик)
В этом цветке есть слово, которое нам нужно на уроке, как вы думаете, какое это слово? (Лад) Молодцы! (Мажор и Минор)
Ребята как будет звучать тема нашего урока? «Два Лада»
Cейчас мы познакомимся с легендой, которая называется «Два лада»
А кто ребята знает, что означает слово легенда?
Легенда – это фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-либо событии или лице.
Открываем наши учебники на странице 118 – 119 внимательно смотрим на картину и слушаем легенду.
Ребят, а что между юношей и девушкой разлад или лад?
Ребят как вы думаете, почему отец поверну обратно? (Потому что он увидел самое главное взаимопонимание и согласие между влюбленными).
Чтобы лучше это прочувствовать сейчас мы с вами прослушаем 2 музыкальных фрагмента. Ваша задача определить лад этих фрагментов.
Слушание.
Д.Кабалевский «Кавалерийская»
Что изображает этот фрагмент? (Скачку). А где бы оно могло звучать в легенде? Какой звучал лад? ( Минор).
Давайте послушаем музыку и определим, что же случилось потом? какой здесь лад? (Мажор).
Звучит свадьба Руслана и Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинка.
Физкульт – минутка
Ну, а сейчас у меня к вам предложение – упражнение «Танцующие ручки».
Если музыка зазвучит весело – ручки танцуют задорно, игриво – показ учителя.
Если музыка зазвучит грустная – движения ручек становятся плавными, спокойными – из стороны в сторону – показ учителя.
Упражнение выполняется под музыку Л.Бетховена «Весело. Грустно» (используется две части из трех)
Вокально – хоровая работа
Ребят вспомните, в каких попевках у нас звучит мажор и минор?
Молодцы мы определили с вами лад в попевках, а какой же лад в нашей разучиваемой песне? (Минор)
Разучивание песни 3 куплет «Радуга желаний»
Работа над текстом, чистотой интонации, дикции.
Рефлекция
Быстро пролетел урок
Подведем теперь итог
Чем сегодня занимались
В чем с охотой упражнялись
Что узнали и познали
Почему умней вы стали!?
Ребята а что нового вы узнали сегодня на уроке?
Так чему учит музыка?
Вывод: музыка учит понимать друг друга жить в согласии и в мире.
Я желаю вам, чтобы ваш класс всегда был дружный, чтобы были вы одной большой семьей и жили всегда в мажорном ладу.
У меня на столе есть мажорчики и минорчики каждый из вас подойдет и выразить свое настроение к уроку, прикрепив их на нашей доске. Если понравился урок–с улыбкой мажорчик, а если нет, то грустный минорчик.
Урок закончен. Всем спасибо!
И по традиции – домашнее задание.
Вношу музыкальную шкатулку – в ней задания для каждого ученика (найди стихотворение в мажорном ладу, в минорном ладу, нарисуй рисунок в мажорном ладу, в минорном ладу, найди песенку в мажоре или в миноре, или в разных ладах.
kopilkaurokov.ru
Конспект урока по музыке "Два лада", 2-й класс
Конспект урока музыки
ФИО Костикова М.С.
Место работы АНО «СОШ «Премьер»
Должность учитель музыки
Предмет Музыка
Класс 2
Тема урока Два лада
Цель урока: дать представление о ладе как одном из важнейших выразительных средств музыки.
Задачи:
образовательные – дать понятия: лад, мажор, минор, тоника; показать влияние лада на характер мелодии;
воспитательные – воспитывать у учащихся живой активный интерес к музыке; воспитывать эмоциональный отклик на разнообразный характер музыки
развивающие - развивать у учащихся ассоциативный ладовый слух; развивать эстетический вкус к произведениям музыкального искусства.
Содержание урока: понятие о ладе, мажор и минор, устойчивые и неустойчивые ступени, тоника.
Материалы и оборудование: портрет Г.Свиридова; иллюстрации картин: Н. Нестеров «Два лада»; И.Левитан «Солнечный день. Весна», «Березовая роща», М.Моргунов «Дождливый день», Л.Скобелин «Дождь»; карточки с изображением солнышка и тучи; аудиозапись; нотные сборники.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Формирование универсальных учебных действий:
-познавательные: формирование первичных представлений о ладе; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.
- регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.
- коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.
-личностные: оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учащихся
2. Работа по теме урока
У:- Хорошее это славянское слово ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье, костюм ладно сшиты. Много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром ЛАД во многих славянских языках означает согласие, мир, стройность, порядок. Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?
(Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово. Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”).
У:- Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Если мы будем нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится. Значит ЛАД – это не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой. Без лада нет мелодии.
Музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали - музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий.
Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. ( Пример: звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”).
Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно.
(Пример: звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.
Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.
(Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор).
У:- Мажор, минор - эти слова вошли в нашу обиходную речь (например: «У Кати сегодня минорное настроение», мы понимаем - грустное). Мажорный - значит бодрый, веселый. Минорный - грустный, печальный.
Практическое задание.
1. Учащиеся делятся на три команды. Задание - определить лад музыкальных примеров.
Каждая команда получает карточки с изображением солнышка (мажор) и дождевой тучки (минор). Звучит пять музыкальных примеров: П.Чайковский «Болезнь куклы», Украинский народный танец «Казачок», П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский «Неаполитанская песенка», П.Чайковский «Старинная французская песня». Если музыка в мажоре – следует поднять карточку с изображением солнышка, если в миноре – тучки. Обосновать свой выбор, рассказав о характере музыки.
2. Звучит произведение Г. Свиридова «Весна. Осень».
Какие времена года «рисует» композитор?
3. Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Учитель исполняет песню, учащиеся определяют характер и лад песни (веселая, радостная, лад мажорный). Затем разучиваются слова и мотив песни. В заключении учащиеся должны исполнить песню и обыграть ее.
Итог: ЛАД – важнейшее средство музыкальной выразительности, без лада нет мелодии.
Итог урока.
У:- Что такое лад?
(Лад – это согласие)
У:- Какие два лада в музыке вы знаете?
(Мажор и минор).
У:- Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?
(Ответы учащихся)
Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.
Домашнее задание:
Кроссворд “Выразительные средства музыки
1. Согласие звуков.
2. Сила звука.
3. Окраска звука.
4. “Зерно”, из которого вырастает музыка.
5. Одноголосная музыкальная мысль.
6. Скорость звучания.
7. Чередование долгих и коротких звуков.
Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.
.
Используемая литература:
Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» Аудиокнига ,2009г.
Ю. Булучевский, В. Фомин «Краткий музыкальный словарь для учащихся» Ленинград, Музыка 2003г
Нотные сборники: А. Артоболевская «Первая встреча с музыкой»;
П. Чайковский «Детский альбом»
infourok.ru
Презентация и проект урока музыки во 2 классе на тему "Два лада"
Проект урока разработан по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной «Музыка» для учащихся 2 класса средней общеобразовательной школы
д. Сергеево
Тема: «Два лада»
В контексте темы блока уроков «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» – урок углубления и расширения темы.
Цель урока: Познакомить с понятием лада, как одного из средств музыкальной выразительности, учить различать мажорные и минорные интонации в музыкальных произведениях.
Задачи (планируемые результаты):
Личностные: Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству.
Метапредметные: Формирование умения составлять тексты , связанные с размышлениями о музыке, живописи и личностной оценкой их содержания в устной форме.
Предметные: Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. Умение воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений.
Универсальные учебные действия:
1.Личностные: Осознание особенностей и триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя
2. Познавательные: Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений о произведениях музыкального и изобразительного искусства и словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки и музицирования.
3. Логические: Умение проводить анализ и сравнение музыкальных и художественных произведений искусства.
4. Регулятивные: Проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий , мобилизация сил) в процессе работы над исполнением вокально-хоровых произведений.
5. Коммуникативные: Формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной и творческой деятельности.
План урока:
Постановка учебной задачи (мотивация и целеполагание):
1.(Слайд №1)
Предлагаю посмотреть музыкальный ролик, созданный мною.
Отвечаем на вопросы:
Какие чувства вызывает прослушанное музыкальное произведение?
Что хотели нам сказать поэт и композитор?
Передал ли исполнитель замысел авторов?
Когда мы слушаем музыку, что нам помогает отличать одно произведение от другого, различать персонажей музыкальных произведений, понимать их настроение и чувства?
2. (Слайд № 2)
Музыкальный «Цветик-семицветик». Обобщаем имеющиеся знания об элементах музыкального языка.
3.(Слайды № 4-9)
Проверочный тест-игра: «Найди нужный лепесток»
4. Открываем учебник на страницах 106-107.
Какой лепесток не найден? О каком средстве музыкальной выразительности не шла речь?
5.(Слайд № 10)
Знакомы ли мы с понятием «лад»? Чему будет посвящен сегодняшний урок?
ΙΙ. Этап открытия нового знания:
1.(Слайд № 11. Учебник – страница № 118)
Что изображено на картине? Как вы думаете, её написал русский или зарубежный художник? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину? Что хотел сказать нам художник, создавая это замечательное произведение искусства?
(Учебник – страница №119) Чтение легенды.
Как вы понимаете выражение «Два лада»?
Предлагаю послушать знакомое детям музыкальное произведение. (М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»)
Как называется это музыкальное произведение? Кто композитор?
Созвучна ли, близка ли мелодия Мусоргского по настроению картине Борисова –Мусатова? Напеваем мелодию. Как мелодия звучит в начале? Как в конце? Получилась бы такая чудесная мелодия, если бы музыкальные звуки не дружили, не были между собой в гармонии, не ладили бы друг с другом?
Так что же такое музыкальный лад или лад в музыке?
2. Обращение к образным характеристикам мажора и минора
(Слайды №12-13)
Вокальное упражнение «Солнышко и туча»
Какой мотив принадлежит «солнышку»? Какой - «туче»? Почему?
Рассматриваем нотную запись. Ищем сходство и различие. Пробуем исполнить на фортепиано. Поем.
(Слайд № 14)
Здесь ребята находят потерянный в начале урока лепесток. Знакомятся с синьором Мажором и синьором Минором.
Какие дела у синьора Мажора и синьора Минора?
Ребята делятся на пары. Один в паре — мажор, другой — минор. В сценке-диалоге дети рассказывают друг другу, какие у мажора и у минора дела.
3. Вокально-хоровая работа. (Слайд № 15)
Разучивание песни «Песенка про двух утят». Музыка Е. Попляновой, слова М. Пикулевой
ΙΙΙ. Закрепление:
(Слайд № 16)
Определить по картинкам друзей Мажора и Минора
(Слайды № 17-20)
Кроме настроения, что еще может быть в жизни мажорным и минорным?
(цвет, погода, день, время года)
Вновь обращаемся к творчеству художника В. Борисова-Мусатова. Рассматриваем картины «Весна» и «Осенняя песнь»
Какое время года изображено? Какое настроение? Какие краски?
Знакомимся с пьесами Г. Свиридова «Весна» и «Осень»
Что отличает эти пьесы: мелодия? Темп? Регистр? Динамика? Лад?
Несколько слов о композиторе.
Раздаю карточки с иллюстрациями картин Борисова-Мусатова. Еще раз слушаем произведения Г. Свиридова. Ребята поднимают ту иллюстрацию, которая, как они считают, соответствует звучащей музыке.
Ιv. Итог и домашнее задание:
(Слайд № 21)
Закончи фразу:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно (понравилось)…
Мое настроение…
Домашнее задание:
Нарисовать забавные портреты синьора Мажора и синьора Минора
infourok.ru
Два лада. Природа и музыка.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Организационный момент
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение нового учебного материала.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Рефлексия.
Психологи-ческий настрой на работу.
Создание проблемной ситуации.
Введение новых музыкальных понятий
.
Подведение итогов
Музыкальное приветствие:
-Здравствуйте ребята!
- Прозвенел звонок!
- Сегодня на уроке музыки мы попробуем провести очень интересное исследование. Скажите, как мы должны работать, чтобы у нас все получилось?
- Значит, мы будем не только внимательно слушать, думать, но и, конечно же, рассуждать. Согласны?
- Послушайте, что я вам сейчас прочитаю.
(Чтение припева песни с переставленными словами)
- Вижу, вы удивлены? Почему?
- А как называется эта песня?
- Правильно! Посмотрите, что случилось с одним из персонажей этой песни. (на доске разрезанная и неправильно собранная картинка)
- Действительно части картинки в беспорядке, между ними, как и между словами песни разлад, что означает отсутствие порядка, раздор, разногласие (написать слово на доске)
- Давайте наведём порядок в словах и в изображении, чтобы понять смысл песни и увидеть, что изображено на картинке. (правильно складываем картинку и читаем слова песни)
- Можем мы сказать, что сейчас в словах песни и в изображении персонажа лад?
- Скажите, кому-нибудь из вас уже знакомо слово Лад?
- Как вы думаете, что мы можем о нем сегодня ещё узнать?
- Сейчас я вам дам разные определения слова “ЛАД”
Ваша задача - прочитать все значения этого слова и выбрать те, которые имеют непосредственное отношение к теме нашего урока. Работать будем по группам. (делятся на 6 групп, работают с карточками 1-2 минуты)
- Работа завершена. Какие значения слова “лад”, на ваш взгляд, соответствуют теме нашего урока?
- Хочется обобщить ваши ответы. Лад в переводе со славянского означает мир, порядок, согласие, дружбу, любовь.
- В музыку это слово попало из русского обихода. Значит, Лад – это порядок в музыке, согласованность музыкальных звуков между собой.
И сейчас давайте споём Песню Маши и Вити красиво и ладно. А чтобы у нас получилось, сделаем несколько упражнений на дыхание и распоёмся.
- Давайте разыграем песню по ролям.
( добиваться чёткой дикции, протяжности и округлости звучания)
- У нас в учебнике на стр. 118-119 есть легенда о двух ладах. Давайте её прочитаем и рассмотрим картину.
( Обсуждение картины. Кто нарисован на картине? Какая природа изображена? Какой художник нарисовал русский или зарубежный? )
- В музыке тоже существует два лада: мажор и минор. Они выражают разное настроение музыкальных произведений.
Художник выражает своё настроение красками, а композитор ладами.
- На следующем развороте учебника две картины Борисова – Мусатова. Какое время года на них изображено? Какие краски использовал художник для изображения весны?
- А для изображения осени?
- Сейчас мы услышим какими «музыкальными красками» передаёт образ весны и осени русский композитор Г.Свиридов. (Слушаем «осень» )
- Какое время года в этой пьесе?
- Какая музыка по характеру?
- Какой музыкальный лад передаёт этот характер?
- Какие инструменты использовал композитор для передачи этого образа?
- Правильно, а сейчас давайте сравним музыку осени с музыкой весны. (слушаем пьесу «весна»)
- Какая по характеру музыка передаёт весеннее настроение?
- Какой музыкальный лад в этой пьесе?
- Какие инструменты в этой пьесе вы услышали?
А есть что-то общее в мелодиях этих пьес?
- Посмотрите на нотные примеры этих пьес в рабочей тетради (стр.28) они одинаковые, но звучат по разному. Сейчас я вам их сыграю на фортепиано, а вы обведите красным карандашом те ноты, которые меняют окраску.
- Сколько нот вы обвели?
Всего одна нота в этом музыкальном фрагменте меняет настроение.
- А сейчас каждый из вас подберет цвета соответствующие настроению Весны и Осени Г. Свиридова, и раскрасит картинки в рабочих тетрадях.
( Обсуждение и оценка рисунков весны и осени, показ наиболее удачных.)
- У нас есть карточки со словами, характеризующими мажор и минор, только они все перемешались. Давайте разберём их и правильно разместим на доске.
( На карточках написаны слова - характеристики: задорный, светлый, радостный, весёлый, грустный, ласковый, нежный, солнечный, спокойный, задумчивый, печальный.)
- А какие ребята вы знаете песни о красоте русской природы?
- А в каком ладу написана эта песня?
( сыграть мелодию)
- С какими чувствами мы будем исполнять эту песню?
( Исполнение песни с пластическими движениями. Игра «Зеркало»)
- Давайте подведём итог урока. Мы сегодня узнали много нового. Что такое лад? Какой он бывает? Для чего нужен в музыке?
Пусть ваше настроение чаще будет мажорным!
- Прозвенел звонок.
(Дети выходят из класса под фонограмму «Песни-спора Маши и Вити»)
Приветствие детей:
-Здравствуйте учитель!
- Начался урок!
- Поднимать руку, активно отвечать.
- Да!
- Переставлены слова в знакомой песне.
- Песня – спор Маши и Вити о сказках.
- Картинка неправильно собрана.
- Давайте!
- Да!
- Что такое Лад, какой он, для чего нужен…
Выступления представителей групп.
Исполнение песни по ролям. Желающие на оценку у доски.
Слушают легенду, рассматривают рисунок и отвечают на вопросы.
- Весна и осень.
- Яркие: голубую, зелёную, жёлтую, белую.
- Бледные: серый, жёлтый, коричневый.
- Осень.
- Спокойная, протяжная, грустная, тихая, и т.д.
- Минор.
- Скрипку.
- Светлая, радостная, мелодичная, ласковая и т.д.
- Мажор.
- Духовые.
- Они одинаковые.
- Одну.
Слушают музыку и раскрашивают картинки.
Два человека выходят к доске и выбирают подходящие слова.
- Моя Россия.
- В миноре.
- С любовью, с нежностью.
Исполняют песню.
Отвечают на вопросы.
- Закончился урок
multiurok.ru