Эолийский лад
Эолийский лад - это... Что такое Эолийский лад?
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Мажорное | Натуральный | Прослушать | |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая | |
Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
- ↑ [1]
Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
Ионийский лад - это... Что такое Ионийский лад?
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина,[1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Ионийский | Мажорное | Натуральный | Прослушать |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
- ↑ [1]
Wikimedia Foundation. 2010.
dik.academic.ru
Древнегреческие лады - это... Что такое Древнегреческие лады?
Древнегреческие лады системы мелодич. ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в совр. понимании. Oснову ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). B зависимости от интервального состава тетрахордов греки различали 3 их наклонения, или рода (genn): диатонический, хроматический и энгармонический (различия указываются c нек-рыми упрощениями): B свою очередь, диатонич. тетрахорды насчитывали 3 вида, различавшиеся расположением больших и малой секунд: Ладовые образования более высокого порядка возникали как объединения тетрахордов. Cуществовало два принципа объединения: "слитное" (synapn) c совпадением смежных звуков в тетрахордах (напр., d1- c1 - h - a, a - g - f - e) и "раздельное" (diasenxis), при к-ром смежные звуки разделялись целым тоном (напр., e1 - d1 - c1 - h, a - g - f - e). Bажнейшие из объединений тетрахордов - октавные лады (т.н. "виды октав" или armoniai - "гармонии"). Oсн. ладами считались дорийский, фригийский и лидийский, к-рые образовывались соединением двух соответств. одинаковых по структуре тетрахордов; миксолидийский ("смешанно- лидийский") трактовался как особое сочетание лидийских тетрахордов. Побочные - гиполады производились от основных путём перестановки тетрахордов и дополнения звукоряда до октавы (названия греч. ладов не совпадают c позднейшими европейскими). Cхема семи октавных ладов: Полный вид др.-греч. ладовой системы обобщённо-представляет sustnma teleion - "совершенная (т.e. полная) система". Hиже приведена т.н. "неподвижная" (или "немодулирующая") система - ametabolon: Hазв. ступеней происходят от места извлечения данного тона на струн. инструменте кифаре. Идентичность названий ступеней внутри октавы (напр., vntn относится и к a1, и к e1) отражает тетрахордовый (a не октавный) принцип внутр. строения системы. Дp. вариант совершенной системы - metabolon характеризуется вставкой "вдвижного" тетрахорда synnmmenon (букв. - соединённый) dl - c1 - b - a, расширяющего объём системы. При перенесении совершенной системы на др. ступени получались т.н. транспозиционные гаммы, c помощью к-рых можно было в пределах того же диапазона (лиры, кифары) получать разл. ладовые звукоряды (tonoi - тональности). Ладам и родам (как и ритмам) греки приписывали определённый характер ("этос"). Tак, дорийский лад (дуряне - одно из коренных греч. племён) считался строгим, мужественным, этически наиболее ценным; фригийский (Фригия и Лидия - области Mалой Aзии) - возбуждённым, страстным, вакхическим: Использование хроматич. и энгармонич. родов отличает греческую музыку от позднейшей европейской. Господствующий в последней диатоннзм был y греков хотя и важнейшей, но всё же лишь одной из трёх ладо-интонац. сфер. Богатство возможностей мелодич. интонирования выражалось также в многообразных смешениях наклонений, введении интонационных "окрасок" (xpoai), не фиксировавшихся как особые наклонения. Греч. система ладов исторически эволюционировала. Древнейшие лады антич. Греции, по-видимому, были связаны c пентатоникой, что отразилось на настройке архаич. струн. инструментов. Cложившаяся на основе тетрахордов система ладов и наклонений развивалась в сторону расширения ладового диапазона. Литература: Платон, Политика или государство, Cоч., ч. III, пер. c греч., т. 3, СПБ, 1863, § 398, c. 164-67; Aристотель, Политика, пер. c греч., M., 1911, кн. VIII, гл. 7, c. 372-77; Плутарх, O музыке, пер. c греч., П., 1922; Aноним, Bведение в гармонику, Предварительные замечания, перевод и объяснит, примечания Г. A. Иванова, "Филологическое обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Петр B. И., O составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, K., 1901; Античные мыслители об искусстве, сост. Aсмус B. Ф., M., 1937; Грубер P. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, M.-Л., 1941; Античная музыкальная эстетика. Bступит. очерк и собрание текстов A. Ф. Лосева. Предисл. и общ. ред. B. П. Шестакова, M., 1960; Герцман E. B., Bосприятие разновысотных звуковых областей в античном музыкальном мышлении, "Bестник древней истории", 1971, No 4; Bellermann F., Die Tonleitern und Musiknoten der Griechen, B., 1847; Westphal R., Harmonik und Melopцie der Griechen, Lpz., 1864; Gevaert Fr. A., Histoire et thйorie de la musique de l'antiquitй, v. 1-2, Gand, 1875-81; Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Bd 1, Lpz., 1888; pyc. пер., M., 1896; Monro D. B., The modes of ancient Greek music, Oxf., 1894; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Sachs C., Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; pyc. пер. отд. глав под загл. "Музыкально-теоретические воззрения и инструменты древних греков", в сб.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937; Gombosi O., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Ursprung O., Die antiken Transpositionsskalen und die Kirchentцne, "AfMf", 1940, Jahrg. 5, H. 3, S. 129-52; Джуджев C., Tеория на българската народна музика, т. 2, Cофия, 1955; Husmann H., Grundlagen der antiken und orientalischen Musikkultur, B., 1961. Ю. H. Xолопов.Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.
- Древнегреческая музыка
- Древнееврейская музыка
Смотреть что такое "Древнегреческие лады" в других словарях:
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основа на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… … Большой Энциклопедический словарь
древнегреческие лады — система мелодических ладов в музыке античной Греции. Основаны на попевках из 4 звуков тетрахордах (первоначально нисходящих). Из 3 диатонических тетрахордов дорийского, фригийского и лидийского образовались все древнегреческие лады. Гипо лады… … Энциклопедический словарь
Древнегреческие лады — система мелодических ладов в музыке античной Греции, не знавшей многоголосия в нашем смысле. Основу ладовой системы составляли тетрахорды (первоначально только нисходящие). В зависимости от интервального состава тетрахордов различали 3 их … Большая советская энциклопедия
ЛАДЫ — в музыке, комбинации тонов и полутонов в диапазоне октавы, создающие звукоряды, которые составляют мелодическую и гармоническую основу музыкального сочинения. Звукоряды (гаммы) еще не являются ладами, и правильнее было бы применять данный термин… … Энциклопедия Кольера
Средневековые лады — правильнее церковные лады, церковные тоны ( лат. modi, toni, tropi; нем. Kirchentцne, Kirchentonarten; франц. modes grйgoriens, tons ecclйsiastiques; англ. church modes), наименование восьми (на исходе эпохи Возрождения двенадцати)… … Музыкальная энциклопедия
средневековые лады — (церковные лады), лады, лежащие в основе профессиональной (главным образом церковной) музыки западноевропейского средневековья, использовавшиеся и в многоголосной музыке Возрождения. Первоначально 8 ладов, с середины XVI в. 12, разделялись на… … Энциклопедический словарь
натуральные лады — условное наименование семиступенных диатонических ладов (см. диатоника), распространённых в музыке многих народов. Основные натуральные лады, одинаковые по названию с древнегреческими ладами, не совпадают с ними по интервальной структуре. * * *… … Энциклопедический словарь
Натуральные лады — в музыке, группа семиступенных строго диатонических ладов, не включающих видоизменений основных ступеней хроматизмов, альтераций (см. Диатоника). Н. л. издавна распространены в народной и профессиональной европейской и внеевропейской… … Большая советская энциклопедия
Гипо-лады — диатонические натуральные лады; см. Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия
ГИПО-ЛАДЫ — см. Древнегреческие лады … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Эолийский лад. Музыкальная энциклопедия. понятие
загрузка...
музыкальная энциклопедия, Древнегреческие лады, Средневековые лады.
Натуральные лады термин, обозначающий группу 7-ступенных строго диатонич. ладов (см. Диатоника) в противоположность ладам, включающим видоизменения осн. ступеней, хроматизмы, альтерации (напр., натуральный минор в противоположность гармоническому). Под Н. л. обычно подразумеваются соответствующие лады нар. европ. и внеевроп. музыки, лады ср.-век. монодии, др.-рус. культового пения, диатонич. лады в зап.-европ. и рус. музыке нового времени (17-19 вв.) и в совр. музыке. Это - лады (полные и неполные) эолийский (натуральный минор), ионийский (натуральный мажор), дорийский, миксолидийский, фригийский, лидийский, диатонические переменные (с сохранением общего звукоряда, напр. в песне "Ходила младёшенька по борочку" из сб. Н. А. Римского-Корсакова), а также очень редко встречающийся локрийский; к Н. л. относят и ангемитонную пентатонику всех видов. Общая схема Н. л. (по И. В. Способину): Н. л. обладают разнообразной окраской звучания. Напр., дорийский - просветлённым минорным колоритом, лидийский - характерной усиленной мажорностью и т. д. В музыке 19-20 вв. композиторы (Э. Григ, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский, Б. Барток, К. Дебюсси и др.) часто применяют Н. л. в колористич. звукописных целях. Так, один из случаев использования Н. л. в качестве специального выразит. средства - в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова: сопоставление Н. л. и насыщенной альтерациями хроматированной музыки передаёт контраст ясной, простой, естеств. речи Февронии и смутных, искажённых, беспокойных фраз Гришки Кутерьмы. Н. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", действие IV. Однако понятие Н. л. в значит. мере условно. Слово "натуральный" (в общем смысле - "естественный", "соответствующий природе") здесь означает "данный природой" (ср. "натуральный звукоряд", "натуральные валторны"), не видоизменённый, не искусственный (ср. противопоставление: "натуральные" и "искусственные" флажолеты). В Н. л. натурален диатонизм, к-рый понимается как ладовая первооснова. Отсюда различие в европ. миноре между "натуральным", первоосновным звукорядом, указываемым нормативными ключевыми знаками, и "искусственным" вводным полутоном, применяемым систематически, но не уравниваемым в правах с тонами Н. л. Но такое противопоставление действительно лишь для европ. муз. культуры; восточные лады с увелич. секундой по существу столь же "природны", т. е. натуральны, как и вообще все лады народной музыки (в народных ладах всё природно, всё - только основа, без наслоений на неё). (см. Индийская музыка.) С этой точки зрения нельзя не отнести к Н. л., например, обиходный лад (G-A-H-c-d-e-f-g-a-b-c1-d1), в котором звуки, образующие уменьшенную октаву (Н-b), в равной мере натуральны (см., напр., 3-е соло дьяка из 2-го действия оперы "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова), а также и "хроматизм вразбивку" (термин А. Д. Кастальского) в рус. нар. музыке. Отсюда возможность понимания и совр. 12-ступенной системы как натуральной, т. е. не связанной с альтерацией звуков 7-ступенной системы. "Изучение крестьянской музыки... привело меня... к совершенно свободному распоряжению каждым отдельным тоном нашей хроматической двенадцатитоновой системы", - писал Б. Барток. Однако неправомерно называть эту систему 12-ступенной диатоникой, т. к. это противоречило бы смыслу слова "диатоника". Литература: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Барток Б. Автобиография. "Современная музыка", No 7, 1925; Гаджибеков У., Основы азербайджанской народной музыки, Баку, 1945, 1957; Кушнарёв X. С, Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Беляев В. М., Очерки по истории музыки народов СССР, вып. 1-2, М., 1962-63; Верков В. О., Гармония, ч. 1-3, М., 1962-1966, 1970; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тюлин Ю. Н., Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Юсфин А. Г., Некоторые вопросы изучения мелодических ладов народной музыки, в сб.: Проблемы лада, М., 1972. Ю. Н. Холопов. Другие понятия:Эолийский лад, Большая советская энциклопедияЭолийский лад, Большой Энциклопедический словарьДругой материал:Контрольная работа - Дзяржа ны лад Рэчы ПаспалітайКонтрольная работа - Дзяржаўны лад Рэчы ПаспалітайРеферат - Суспільно-політичний лад і право України в період національно-визвольної війни під проводом Богд
загрузка...
• медицинская энциклопедия• большой медицинский словарь• медицинские термины• психологическая энциклопедия• психотерапевтическая энциклопедия
slovare.coolreferat.com