Фильм «Легенда о Коловрате»: актеры и роли. Лада коловрат


История. Кто такой Евпатий Коловрат?

Герой на войне – непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой – наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них былинный герой Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим – боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.

О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.

Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.

С чего начиналась легенда

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.

В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы – княжеского сына Федора - и напасть на город.

21 декабря 1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

Гибель Коловрата

Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские – только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.

Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.

После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.

Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрате

В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.

Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.

Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.

Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.

Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.

В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат – это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.

При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.

Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат – это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.

Значение имени героя, по мнению православных историков

В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.

Согласно им, Евпатий – это вариация известного славянского имени Ипатий.

А коловрат – это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.

А был ли герой?

Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?

Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.

Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.

Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.

Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков – то есть нас.

fb.ru

Фильм "Легенда о Коловрате" (2017): актеры, роли, трейлер, дата выхода

Скоро состоится премьера приключенческого фэнтези «Легенда о Коловрате». Дата выхода картины запланирована на 30 ноября 2017 года. Фильм анонсировал русский трейлер в сентябре 2016 года. Второй трейлер картины зрители увидели в июне этого года.

Режиссер фильма «Легенда о Коловрате» — Иван Шурховецкий. В прокате вне России фильм выйдет под названием «Яростный». Название ярко характеризует фильм: картина насыщена драками и батальными сценами. В фильме «Легенда о Коловрате» сыграло немало известных, любимых зрителями артистов: Алексей Серебряков, Игорь Савочкин, Виктор Проскурин и др.

Актеры и роли фильма «Легенда о Коловрате» — в материале редакции 24СМИ.

Илья Малаков (воевода Евпатий Коловрат)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актер Илья Малаков в роли Коловрата | ok-magazine.ru

Фильм повествует об исторических событиях на Руси в 13 веке во время нашествия на страну войска татарского хана Батыя.

В роли Евпатия Коловрата снялся молодой артист Илья Малаков. Роль в фильме «Легенда о Коловрате» стала первой главной в карьере актера. Впервые на экране Илья Малаков появился в 2013 году, сыграв в приключенческом сериале «Корабль». Начать карьеру в кино артисту посчастливилось на одной съемочной площадке с известными артистами Дмитрием Певцовым, Агриппиной Стекловой, Владимиром Виноградовым. В 2017 году Илья Малаков сыграл еще одну главную роль — Митю Савельева в украино-российской картине «Операция Мухаббат».

Полина Чернышова (Настя)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актриса Полина Чернышова в роли Насти | rtr-vesti.ru

Древнюю Русь поделено на удельные княжества, живущие обособленно.

В одной из главных ролей в фильме «Легенда о Коловрате» снялась актриса Театра им. Е. Вахтангова Полина Чернышова. Артистка сыграла 5 ролей в кино. Известность у зрителей Полине принесла роль Аксиньи Астаховой в драме режиссера Сергея Урсуляка по одноименному роману Михаила Шолохова «Тихий Дон». Сегодня актриса задействована в проектах «Доктор Рихтер» (иммунолог Ольга Ходасевич) и «Ангелы умирают дважды» (Лида).

Алексей Серебряков (князь Юрий)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актер Алексей Серебряков в роли князя Юрия | ampravda.ru

Разбив войско половцев, в 1237 году хан Батый направился на Рязань.

В роли князя Юрия зрители увидят Алексея Серебрякова. Фильмография артиста составляет 136 ролей в кино. Известность Алексею Серебрякову принесла роль сержанта Арсёнова по прозвищу «Русский Рэмбо» в картине 1991 года «Афганский излом» режиссера Владимира Бортко. Серебряков сыграл в фильмах «Штрафбат», «Жмурки», «Глянец» и др. Кроме кино артист известен своими театральными работами — играл в мюзикле «Метро» и исполнил главную роль в спектакле Романа Виктюка «Федра».

Александр Ильин-младший (дружинник Каркун)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актер Александр Ильин-младший в роли Каркуна | film.ru

Во время нашествия ханом Батыем на Рязань все войско князя Юрия Игоревича было разбито, город пал после 6 дней осады.

Роль дружинника Каркуна сыграл звезда «Интернов» Александр Ильин. Свою первую роль Александр сыграл 9-летним мальчиком в популярном сериале «Мелочи жизни». После ряда эпизодических ролей артист снялся в роли Никиты Клюева в многосерийной военной драме «Курсанты». В 2006 году Александр сыграл в арт-хаусной картине Кирилла Серебренникова «Изображая жертву». Зрители отметили игру Ильина в роли Роберта Рождественского в фильме «Таинственная страсть».

Игорь Савочкин (Ратмир)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актер Игорь Савочкин в роли Ратмира | ytimg.com

Воевода Рязани Евпатий Коловрат во время разгрома ханом Батыем Рязани был в Чернигове.

В фильме «Легенда о Коловрате» в роли Ратмира снялся Игорь Савочкин. Артист сыграл в 72 картинах. Режиссеры часто предлагают артисту сняться в роли бандитов. Зрители отметили игру Игоря Савочкина в роли соседа Светланы, Максима Ивановича, в мистической драме Тимура Бекмамбетова «Ночной Дозор». Артист снялся в популярных картинах «Следователь Тихонов» («Князь»), «Метод» («Дачник»), «Крик совы» («Ворон»), «Ночные ласточки» (разведчик Соловьев).

Александр Цой (хан Батый)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актер Александр Цой в роли хана Батыя | filmz.ru

Вернувшись домой в Рязань и увидев разгромленный татарами город, Евпатий Коловрат собрал отряд из 177 воинов и отправился вдогонку за войском Орды.

В роли хана Батыя зрители фильма «Легенда о Коловрате» увидят Александра Цоя. Артист дебютировал в кино в детективном сериале «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований-4». Сыграл в 14 картинах. Среди известных фильмов, в которых принимал участие Александр Цой, — «SOS, Дед Мороз, или Всё сбудется!», «Срочно выйду замуж», «Салам Масква» и др. В 2016 году артист снялся в роли художника-революционера в комедийном сериале «Остров».

Юлия Хлынина (Лада)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актриса Юлия Хлынина в роли Лады | tfilm.co

Догнав войско Батыя под Суздалем, отряд Евпатия Коловрата вступил в неравный бой с татарами.

Роль Лады в фильме сыграла Юлия Хлынина. Актриса известна зрителям по роли Лизы в картине Ивана Бурлакова «Закон каменных джунглей» и Мирры Репиной в популярном сериале «Таинственная связь». Свою первую главную роль артистка сыграла в 2013 году в фильме «Бесследно» Ивана Карасева. Сейчас Юлия Хлынина участвует в проектах «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (жена Льва Яшина в молодости), «Только не они», «Селфи», «Уголь».

Ольга Дроздова (супруга князя Юрия)

Фильм «Легенда о Коловрате»: актриса Ольга Дроздова в роли супруги князя Юрия | ampravda.ru

Из маленького войства Евпатия Коловрата не уцелел почти никто.

В роли жены князя Юрия зрители увидят Народную артистку России, актрису театра «Современник» Ольгу Дроздову. Стала известной благодаря главной роли в фильме «Бандитский Петербург». Снялась в фильмах «В круге первом», «Остановка по требованию», «Королева Марго», «Попса».

Александр Ильин-старший

Актер Александр Ильин-старший в фильме «Легенда о Коловрате» | kinogo.cx

Подвиг русских воинов воспет в былинах и дошел до наших дней.

В фильме «Легенда о Коловрате» сыграл отец Александра Ильина, актер Театра им. Маяковского Александр Адольфович Ильин. Актер участвовал более чем в 100 кинопроектах. Известные роли: «Тощий» в сериале «Физрук», Степан Андреевич Фомин в «Кухне», Владимир Николаевич Нагорняк в фильме «Адаптация» и др. Дебютировал в кино в 1960 году в роли мальчика Генки в картине «Время летних отпусков». Широкую известность актеру принесла роль артиста Тюнина в драме Леонида Филатова «Сукины дети».

Виктор Проскурин

Актер Виктор Проскурин в фильме «Легенда о Коловрате» | ruskino.ru

Пораженный храбростью Евпатия, Батый отдал тело погибшего его воинам, чтобы похоронили с почестями.

В картине «Легенда о Коловрате» снялся звезда любимого зрителями фильма «Выйти замуж за капитана» Виктор Проскурин. Зрители полюбили Виктора Проскурина за роль Тадеуша Шолто в фильме «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» режиссера Игоря Масленникова. Творческий путь начал мальчиком, снявшись в 1968 году в фильме режиссёра Георгия Победоносцева «Орлята Чапая». Известность к артисту пришла в 1972 году с ролью Генки Ляпишева в фильме «Большая перемена» с Евгением Леоновым, Светланой Крючковой, Михаилом Кононовым в главных ролях.

Фильм «Легенда о Коловрате» — официальный трейлер (видео):

24smi.org

Почему рязанский герой Евпатий Коловрат в новом фильме «Легенда о Коловрате» совсем не такой, как в народном предании . Кино на Фильм.ру

Поход монгольского хана Батыя на Русь стал одной из величайших трагедий в истории нашей страны. Вплоть до гитлеровского вторжения мы не знали столь масштабного разорения и истребления. Светлых пятен в той войне не было, но в летописях и народных преданиях остались героические моменты, которые немного скрасили память о монгольском нашествии для будущих поколений. Одним из таких моментов считается подвиг рязанского витязя Евпатия Коловрата и его сподвижников. Новый российский блокбастер «Легенда о Коловрате» обещает историю богатыря, но экранный Евпатий мало похож на героя «Повести о разорении Рязани Батыем». В чем различия между ними и чем они объясняются? В этом стоит разобраться.

Нашествие Батыя на Русь началось с уничтожения Рязани. Именно с уничтожения, а не с завоевания. Столица Рязанского княжества была сожжена дотла, а все ее защитники и жители были убиты. Город был настолько разрушен, что он так и не был восстановлен. Нынешняя Рязань – это город Переяславль-Рязанский в 50 км от Старой Рязани, который в XVIII веке был переименован в Рязань.

Согласно преданию из древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», во время осады и сожжения города брат рязанского князя Юрия Ингварь Ингоревич находился в Чернигове. В его свите был военачальник Евпатий Коловрат. Когда Евпатий узнал, что на Рязань напали, он вместе со своей дружиной поскакал в родной город и нашел его уже разрушенным. Не мешкая, Евпатий собрал спасшихся рязанских воинов (тех, кто не был в столице во время осады) и бросился догонять монгольское войско. Он нагнал Батыя в Суздальской земле и напал, когда монголы расположились на отдых.

Дальнейшие события «Повесть» описывает в превосходных тонах. Евпатий и его дружинники так яростно и доблестно сражались, что монголы понесли огромные потери, и даже сам Батый был не на шутку напуган. В конце концов, не сумев победить воеводу в открытом бою, монголы расстреляли Евпатия и его ратников из стенобитных орудий. Когда богатырь был наконец убит, Батый проникся к нему таким уважением, что отпустил взятых в плен русских витязей и позволил им похоронить Евпатия с соответствующими его рангу почестями.

Кадр из фильма "Легенда о Коловрате"

Эта история не подтверждается никакими документами и летописями, и историки считают «Повесть» записанным народным преданием – то есть вымышленной историей, призванной утишить боль от разорения Рязани. Тем не менее Евпатий Коловрат увековечен во множестве книг и песен, в мультфильме 1985 года и даже в трех памятниках в Рязанской области. Теперь ему посвящен еще и блокбастерный фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате».

Героический флер часто застит глаза и не позволяет здраво оценивать поведение человека или персонажа. Поэтому давайте на время забудем все, что было сказано и написано по поводу Евпатия после сочинения «Повести», и ответим на непростой вопрос: «Почему Евпатий совершил то, что он совершил, и почему автор или авторы “Повести” изобразили это как подвиг?»

В самом деле, со стратегической точки зрения Евпатию было бы разумнее попытаться обойти армию Батыя и присоединиться к одной из пока еще не разгромленных княжеских армий, которым только предстояло сразиться с монголами. Из «Повести» очевидно, что у отряда Евпатия не было шансов против гигантской армии Батыя и что он мог нанести куда больший вред, если бы сражался в союзе с представительной княжеской армией. А еще лучше – в союзе с коалицией князей. Отдельно взятый монгольский воин был слабее отдельно взятого русского дружинника XIII века, и сила монголов была в их численности и едином руководстве. Поэтому после разорения Рязани надо было думать о том, как противопоставить силе равноценную силу, а не о том, как помочь монголам перемолоть русские дружины поодиночке. Евпатий же сделал именно это – позволил «поганым» добить остатки рязанской армии.

Кадр из фильма "Легенда о Коловрате"

Из «Повести» ясно, что ее создатели понимали силу единства и слабость разделенности. Однако в поступках Евпатия они не видели ничего предосудительного. Наоборот, на их взгляд, богатырь повел себя как настоящий герой и как доблестный и заслуживающий подражания воевода. В чем же дело?

В средневековой логике и системе ценностей. Евпатий руководствовался не соображениями стратегии, а соображениями аристократической чести (а он был именно аристократом, «рязанским вельможей», по словам «Повести») и чести христианского воина. Во-первых, для него было лучше погибнуть в бою, чем выживать в завоеванном язычниками краю. Во-вторых, он, как воевода погибшего рязанского князя, должен был искупить кровью «грех» того, что не сражался рядом со своим господином и не принял смертные муки вместе с ним. В-третьих, сражение с многократно превосходящими силами противника делало его гибель особенно героичной и почетной. Идеальный русский воин должен был быть удальцом, а не мыслителем.

Конечно, в реальной истории князья и воеводы действовали куда трусливее и циничнее. Но на то «Повесть» и литературное произведение, чтобы изобразить «витязя без страха и упрека» – настоящего аристократичного богатыря. Который не только вселяет страх в сердце Батыя, но и заставляет безжалостного монгола проявить милосердие к пленным. Для христианского читателя это намек на то, что на мгновение Батый стал почти христианином. В этом едва ли не главный богатырский подвиг Евпатия с точки зрения средневекового взгляда на мир.

Что важно, Евпатий описан как исполин и конный воин, разрубающий монгольских конников до седла. В его отряде также сплошь кавалеристы – пешие витязи не смогли бы догнать монгольскую армию, основой которой были конные лучники и отряды конного ближнего боя. Вообще, в описываемое время пехота на Руси не котировалась. Пешие воины участвовали лишь в обороне городов. Походные дружины состояли из кавалеристов и телег со снаряжением, припасами и слугами.

Таков Евпатий «Повести». Кого же вы увидите в «Легенде», когда на этой неделе лента выйдет в прокат? Отнюдь не исполина-аристократа. Новый Евпатий – всего лишь рязанский десятник, и габариты у него не выдающиеся. Ни в какие походы он не ездит, а живет в городе и учит воинов фехтованию на мечах. По своему достатку этот Коловрат принадлежит к среднему классу. И хотя скакать на коне он умеет, сражается он пешим. Равно как и его товарищи, которых в сто раз меньше, чем в «Повести». Там у Евпатия был отряд в 1700 человек, здесь – около дюжины.

Кадр из фильма "Легенда о Коловрате"

Тем не менее новый Евпатий старается мыслить и действовать стратегически. Он рассылает гонцов в ближайшие княжества, пытается организовать коалицию, неоднократно атакует монголов с выдумкой и исподтишка… И кульминационное сражение он дает не для того, чтобы героически погибнуть, а для того, чтобы хоть немного задержать Батыя в узком месте до подхода ожидаемых русских армий.

Сравнение двух Евпатиев весьма выразительно. По мнению авторов фильма, прежний Евпатий с его аристократичными ценностями и физической уникальностью нынешним зрителям был бы чужд и непонятен. Новый Евпатий – простой городской парень и скромный профессионал, а также менеджер низкого звена. Который, однако, мыслит государственными категориями, а не заботится о своей чести. У нового Евпатия больше общего с героями фильмов о Великой Отечественной войне, чем с его прототипом из «Повести». Что до отсутствия боевого коня, то это, понятно, бюджетное и постановочное ограничение. Снимать рукопашные схватки куда проще, чем кавалеристские боевые сшибки.

К сожалению, такое переосмысление Евпатия Коловрата оказывается натягиванием совы на глобус и дает очень сомнительные художественные результаты. Хотя бы потому, что невозможно поверить, что Батый мог испугаться мелкого менеджера с десятком пеших подручных, как бы хорошо они ни махали мечами. Тогда как 1700 всадников – это внушительная сила по любым меркам. Но, по крайней мере, видно, что авторы фильма пытались думать о зрительских запросах и зрительских реакциях. Это мышление в верном направлении. Осталось научиться приходить к верным выводам…

www.film.ru

патриотичная киносказка о битве русского супергероя с ханом Батыем

Супергерой Коловрат, хан Батый в халате из фэншуйского магазина и доктор Лобанов из «Интернов», который стал средневековым дружинником, — вот они, герои нового российского блокбастера по древнерусской летописи. О чем новый российский фильм и стоит ли смотреть, разбирался корреспондент ИА «Татар-информ».

За основу фильма, который каждый считает своим долгом сравнить с «Викингом» и готовящимся «Скифом», взяли часть «Повести о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат прославился как ловкий и бесстрашный воин, который с малой дружиной выступил против хана Батыя и его огромного войска.

Создатели фильма решили накалить обстановку и выдать свое детище за русскую версию «300 спартанцев». Поэтому в дружине Коловрата по фильму сначала десять человек, потом больше 20 вместо 1700, как указано в «Повести». Что ж, это можно простить, ведь «Легенда о Коловрате» не претендует на реалистичность и уж тем более на историчность.

С первых минут фильм кажется сказочным — насыщенные и яркие кадры осени и белых «рязанских» домиков с красными крышами. С приходом батальных сцен ничего, в общем-то, не меняется. Красочная и без претензии на реалистичность компьютерная графика, минимум жестокости и хлыщущей крови, что позволило дать фильму рейтинг «12+».

Сам же Батый не внушает ужаса — он весь такой красавчик в халате с вышитым золотым драконом на спине. Кажется, его купили где-то в лавке с индийскими благовониями и фэншуевскими бронзовыми лягушками с монетками во рту. Да и при чем тут китайский дракон, если хан Батый — правитель Монгольской империи?

«Легенду о Коловрате» можно назвать идеальным патриотическим блокбастером. Здесь и народная мудрость, и популярные стереотипы о России.

Коловрат обучает парней боевым приемам, ведь каждый в его дружине «десяти ордынцев стоит». Опоздавшему на занятие сыну рязанского князя Федору десятник дает понять: «Один в поле не воин», или «Один прутик легче сломать, чем несколько вместе».

«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Олицетворением этой фразы Некрасова стала жена Коловрата Настя. Только ей под силу усмирить мужа, который каждое утро после ночного кошмара рвется в бой, позабыв все о своей настоящей жизни. 

Апогеем этой вереницы из российских стереотипов становится бурый медведь нереально огромных размеров. Потапыч слушается схимника Нестора и «русских не ломает». Медведь спас Коловрата, попавшего в кольцо из десятка ордынцев, а после и сила земли — снежная метель стала на сторону русских смельчаков.

Соседние князья отказываются рисковать своим войском и не хотят поддержать простого десятника с дружиной в 20 с небольшим человек. А один из гонцов, который назвал себя везучим, уснул по дороге и попал прямо в руки кровожадных ордынцев. Типичный пример русского «авось».Там его пытали, пока парень-калека не сдал Батыю весь план Коловрата, а после выставили труп для устрашения. 

Если анализировать главного героя Евпатия Коловрата, то из него слепили идеального русского воина. Не удивительно, ведь исходных данных в «Повести» — минимум.

Коловрат — бесстрашный воин, который не боится идти на риск и уводит все вражеское войско на себя. Это дает фору по времени, чтобы дети-сироты смогли уехать на санях в безопасное место вместе с дружинником Каркушем и помощницей Коловрата Ладой.

Эта девушка влюблена в главного героя, всячески хочет обратить на себя внимание Коловрата. Но он же идеальный, так что на все эти женские штучки вроде обнаженного тела не ведется.

Коловрата сыграл дебютант Илья Маклаков, который справился с ролью русского воина. Ему и сопереживаешь, и веришь. При этом абсолютно не понятно, зачем в этот фильм взяли Александра Ильина-младшего, который у зрителя ассоциируется с доктором Лобановым из «Интернов». То же самое можно сказать о бывшем КВНщике и актере из комедийного скетч-шоу «Даешь Молодежь» Андрее Бурковском. За этими актерами настолько закрепились образы несерьезных и глуповатых парней, что зрителю приходится настраивать себя: «Это не современная комедия, а фильм о монгольском нашествии на Русь в XIII веке».

Надо сказать, что Ильину-младшему удалась серьезная роль дружинника Каркуша, так что после «Легенды» смотришь на него другими глазами. Его герой — сильный и преданный воин, готовый идти за своим руководителем. Поэтому Каркуш соглашается сопровождать Ладу и детей-сирот, фактически убегая от смерти. Никто из дружинников Коловрата не выжил в бое с Батыем.

Еще один промах — слишком быстро «вывели» рязанского князя, которого сыграл потрясающий Алексей Серебряков. Именно на этого актера создатели делали большие ставки, надеясь, что он повысит рейтинг и популярность фильма. По итогу зритель так и не понимает, каким же человеком был рязанский князь — смелым, как Коловрат, или трусливым, как его соседи.

При этом с удовольствием смотришь на забавного и изобретательного дружинника, которого сыграл Тимофей Трибунцев. Его герой предложил отравить воду в реке, что на время задержало захворавших ордынцев и лошадей. Трибунцев отлично справился с этой ролью, правда, невольно проводишь параллель с другой его ролью в фильме «Монах и бес». За образом находчивого выдумщика, как и в другом случае, стоит серьезный человек.

«Все пошли — и я пошел. Все нашли — и я нашел. А сегодня поутру все помрут — и я помру», — произносит последние слова дружинник Трибунцева.

Еще одна удача «Легенды» — Александр Цой, который, несмотря на забавный халат с вышитым драконом и синие тени на глазах, справился с ролью внука великого Чингисхана. Батый говорит не много, но точно и по делу. Он просчитывает шаги своих врагов и не дает Коловрату сбить с толку своих воинов шутками о злых духах. Встав на колени перед умирающим противником, Батый признается: «Если бы такой воин служил у меня, то я бы держал его у самого сердца». По приказу полководца ордынцы похоронили Коловрата со всеми почестями, которых достоин храбрый богатырь.

Накануне премьеры «Легенду о Коловрате» посмотрел Президент РФ Владимир Путин.

«Из того, что видел, впечатляет, за душу берет, и мне кажется, что люди будут смотреть с интересом. И сама по себе идея хорошая», — сказал российский лидер.

sntat.ru